Рефетека.ру / Психология

Шпаргалка: Основы психологии труда

Готовность к деятельности и адаптации. Факторы адаптации


Готовность к деятельности – активное действенное состояние личности; это установка на определённое поведение. Мобилизация сил для выполнения задачи.

Для готовности к деятельности нужны знания, умения, навыки, настроенность и решительность совершить эти действия. Готовность к определённому виду деятельности предполагает опред. мотивы и способности.

Психол. – кими предпосылками являются:

* понимание деятельности;

* осознание ответственности;

* определение последовательности и способов работы.

Такая готовность является результатом всестороннего развития личности.

В структуру готовности к деятельности входят следующие компоненты:

– мотивационный (отношение к профессии);

– ориентационный (представление об особенностях и условиях проф. деятельности);

– операционный (владение способами и приёмами);

– волевой (самоконтроль);

– оценочный (самооценка).

Высокий уровень развития этих компонентов – показатель проф. готовности.

Под адаптацией в широком смысле принимают процесс приспособления организма к новым для него условиям функционирования.

На процесс адаптации влияют различные черты личности, а также уровень общего и специального образования, профессиональная подготовка индивида, уровень сформированности профессионального интереса, соц. – психологическая и нравственная готовность к участию в коллективном труде.

В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства и качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся.

Адаптация – процесс, который реализуется благодаря энергетической, психологической и нравственной мобилизации человека, соответственно с требованиями среды. Возможность такой мобилизации и освоение новых условий неодинаковы у разных людей, поэтому наблюдаются индивидуал. различия в её качествах (скорость, прочность и т.д.)

Выделяют 4 степени адаптированности личности к новой соц. среде:

1) начальная стадия – индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в своём сознании не признаёт ценностей новой среды, и где может, отвергает их, придерживается прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости – индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образам поведения друг друга;

3) аккомодация – признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой среды, при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой среды;

4) ассимиляция – происходит полное совпадение ценностей индивида и среды.

Существуют субъективные и объективные критерии адаптации.

Объективные – это степень реализации индивидом в своём поведении норм и правил жизнедеятельности при этом данном коллективе.

Субъективные – положительное отношение к членству в данном коллективе, к существ условиям, для удовлетворения и развития соц. потребностей.

Адаптация личности в коллективе представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. Среди них выделяют:

1) профессиональная адаптация – адаптация к рабочему месту, орудиям и средствам труда, технологическому процессу, временным параметрам работы, объектам труда, предмету труда, характеру взаимоотношения между работниками в процессе труда. Другими словами – это адаптация к самой трудовой деятельности со всем обеспечивающим её составляющим.

2) соц. организационная адаптация – включает в себя следующие аспекты:

* административно – правовой – связан со владением знаний о целях и функциях различного рода органов управления и обеспечением работы современного предприятия.

* соц. – экономический – связан с владением адаптатом социальной и экономической активности.

* управленческий – связан со становлением работника как субъекта управления.

* рекреационно-творческий – отражает адаптацию к сфере жизни коллектива, связанной с бытом и отдыхом.

3) психофизиологическая адаптация – адаптация к условиям труда, режиму работы, отдыха. Такая адаптация особых сложностей не представляет и в большей мере зависит от уровня здоровья человека, его естественных реакций, характеристик условий труда.

4) социально-психологическая адаптация – процесс вхождения личности в коллектив, формирование личностных связей и отношений с другими людьми. Социально-пихологич. адаптированный работник – работник, устойчиво закреплённый в коллективе. Именно соц. психологическая неадаптированность лежит в основе текучести кадров.

Факторы адаптации:

1) факторы, которые связаны с особенностями личности самого человек (общая и специальная подготовленность, характер, темперамент, познавательные и др. психические процессы, исходное функциональное состояние и т.д.)

2) факторы, которые по отношению к личности существуют объективно (средства ознакомления с характером обстановки и решаемыми задачами, личность руководителя, уровень развития коллектива и т.д.)

Морально психологический климат определяет настроение коллектива и следовательно отношение к адаптанту. Настроение определяет формы, в которых происходит воздействие на личность, (новички очень чувствительны к форме общения, отношений, воздействия).


Профессиональные знания, умения и навыки практического психолога


Психолог должен знать свои:

– личностные особенности;

– свои способности и возможности;

– сильные и слабые стороны;

– способы компенсации недостатков.

Психолог должен уметь регулировать свои:

– эмоциональные состояния;

– мобилизовать психич. функции (память, внимание, мышление);

– осуществлять поиск и анализ необходимой научной, социальной, учебной, профессиональной информации;

– планировать профессионально-важные качества.

Психолог должен уметь развивать в себе профессионально-важные качества:

– интеллектуальность (любознательность, логичность и практичность ума)

– рефлексивность и социальность (эмпатия, потребность в соц. контактах и соц. одобрении, коммуникативность);

– потребность в достижениях, самокритичность, сила «Я», эмоциональная устойчивость, жизнерадостность и оптимизм.

Психологу нужны знания:

– о возрастных и типологических особенностях людей;

– представление о динамике развития личности в онтогенезе;

– соотношение воспитания, обучения и развития;

– взаимодействие обучаемости и обучённости.

Психолог должен знать:

– психологич. процессы и явления в отношении, развитии, поведении.

– умение общения.

Психолог должен ориентироваться в психологии семьи и семейном воспитании.

Психолог должен опираться на знания соц. – психологич. особенностей коллектива и малых групп. Психолог должен иметь представление о психологич. закономерностях самопознания, самовоспитания и самообразования. Должен обладать профессион. умениями:

– организационные, коммуникативные, психодиагностические;

– прогнозирование вариантов развития;

– психопрофелактики и психокоррекции;

– возрастного, индивидуального и семейного консультирования.

От психолога требуется:

критичность, независимость, нестандартность мышления, руководство здравым смыслом, восприимчивость, чувство новизны, способность выполнять разнообразную деятельность. энтузиазм. аккуратность, последовательность, терпимость, упорство, способность обучать других, чувство ответственности.


Противопоказания к деятельности практического психолога


Противопоказания:

* незрелость личности;

* низкая сила «ЭГО»;

* низкий интеллект;

* отсутствие эмпатии;

* недостаточная независимость мнения;

* невозможность решать свои проблемы;

* излишняя заторможенность;

* плохое сопротивление стрессу;

* потребность в гиперопеке;

* высокая тревожность;

* чувство виновной ничтожности.

Рекомендовано развивать в себе:

– логичность мышления;

– независимость мышления;

– точность;

– изобретательность;

– внимательное отношение к людям (групповая работа, тренинг лидерства, тренинг межличностного общения).


Культура речи практического психолога


Речь – вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Она является универсальным средством передачи информации и смысла.

Виды речи:

* внутренняя;

*внешняя: устная

письменная.

Профессиональное общение психолога:

* заинтересовать собеседника и объяснение ему, чем вызван ваш интерес к беседе

* подчеркнуть ценность и последствия беседы

* использовать соответст. условия для беседы, виды слушанья, правильную технику слушанья

* учитывать интересы, мотивы, чувства, стиль собеседника

* уважать его мнение, ход рассуждений

* избегать преждевременных выводов и решений в начале беседы

* не давать оценок и советов

* ясно и просто формулировать свои мысли

* помнить о целях беседы и её задачах

* придерживаться оптимальной интенсивности тока и темпа беседы, соблюдать паузы для отдыха и осмысления сказанного

* следить за ходом беседы, поведением собеседника, стараться восстановить контакт при его нарушении

* при официальном общении психолог должен находиться за столом напротив

* при неофициальной беседе – во втором или 3-ем кресле.


Общая характеристика системы «человек – машина» (СЧМC)


Эта система в отличии от других чисто технических систем, характеризуется особенностями, которые присущи человеческой деятельности:

1) универсализм – человек может используя по-новому те или иные свойства системы, применять её для решения других задач. которые не планировались при проектировании системы и не предусматривались инструкцией

2) адаптативность – приспособление системы к изменяющимся условиям, её функционирования (применение алгоритмов, изменение характеристик системы по отношению к входным сигналам)

3) помехоустойчивость – возможно дублирующее восприятие (слух + зрение) для увеличения помехоустойчивости.

4) резервирование – возможно компенсирование в случае отказа машины (те функции, которые подходят по физич. характеристикам для человека) и ликвидация неполадок техники.

5) изменчивость:

* положительная (приспособление к изменениям в работе системы)

* отрицательная (сильная зависимость от факторов, которые могут ухудшить состояние – утомление, болезнь).

СЧМС характеризуется эффективностью:

а) производственной (насколько приспособлен для решения задачи)

б) соц. – личностной (формирование навыка, изменение к цели деятельности)

Свойства СЧМС: (необходимы для решения поставленных задач и адекватности системы):

* информационная организация (наличие всей необходимой информации)

* наличие физических характеристик (устройства включения, переключения)+ мотивы и потребности человека

* обеспечивающие процессы (материально-техническое обеспечение)

СЧМС также характеризуются:

1) выходными показателями

2) ценой функционирования (затраты энергетических и материальных средств + напряжение физических и психических свойств человека).


Классификация СЧМС


Основу СЧМС составляют 4 признака:

1) целевое назначение системы

2) характер человеческого звена

3) тины структуры машинного звена

4) взаимодействие компонентов системы

По целевому назначению системы выделяют:

* управляющие (автомобили, самолёты)

* обслуживающие (контроль за состоянием техники, поиск неисправности)

* обучающая (обеспечивает у человека выработку определ. навыков)

* информационная (обеспечивает поиск, накопление и получение необходимой человеку информации)

* исследовательская (использование при анализе тех или иных явлений при поиске информации).

По характеристикам человеческого звена система делится на:

*моносистемы (один человек и несколько устройств)

* полисистемы (коллектив операторов + комплекс технических устройств).

По характеру машинного звена выделяют 4 класса:

1) инструментальные системы (приборы, инструменты)

2) простые системы (стационарные и нестационарные технические устройства + человек)

3) сложные системы (вычислительный комплекс, энергетическая установка + человек)

4) технические комплексы (атомная станция с операторами).

По типам связи человек и машина:

* системы непрерывного взаимодействия (человек ведёт постоянный контроль и управление техническим персоналом)

* системы эпизодического взаимодействия (контроль и управление)

* регулярные, но эпизодические.


Показатели качества СЧМС


При выборе показателей эффективности СЧМС необходимо руководствоваться:

1) Объективно характеризовать качество выполнения задачи

2) иметь ясный и однозначный физический смысл

3) достаточно простая, чтобы можно было проанализировать и вычислить

4) при многоуровневой структуре необходимо выявить частые показатели, которые характеризуют каждый элемент жизненной структуры – при этом должно быть возможно соединить их в один показатель.

Показатели эффективности – это вероятность выполнения задачи (процентный показатель отношение эффективности и стабильности).

При выявлении качества деятельности человека-оператора необходимо учитывать:

физические и психологические затраты на точность, временный показатель и надёжность труда.

При изучении качества деятельности важное значение придаётся работоспособности:

* энергетический аспект (физиологические особенности человеческой деятельности)

* процессы, связанные с переработкой информации

* выполнение мыслительных действий (по результатом либо при помощи тестов).


Понятие «оперативная деятельность». Классификация видов операторской деятельности


Операторская деятельность – вид трудовой деятельности, который заключается во взаимодействии человека с предметом труда, машиной и внешней средой, управление ими через информационные системы и средства управления.

Наиболее характерная черта:

оператор не имеет возможности непосредственного наблюдения за управляемыми объектами и пользоваться информацией, которая поступает по каналам связи.

Деятельность осуществляется не с реальными объектами, а с их заместителями или образами, т.е. деятельность с информационными моделями реальных объектов (множество сигналов о состоянии управляемого объекта, среды и способов взаимодействия на них для выполнения операторских задач), т.е. это своеобразный имитатор, который отражает все существующие свойства объектов, необходимых для управления, для анализа и оценки ситуации, принятия решений, оценка результатов.

Информационная модель реализуется с помощью устройств в отображении информации.

Особенности работы с информационной моделью:

необходимо соотносить сведенья полученные с помощью приборов между собой и с реальными объектами.

Деятельность оператора строится на основании соотнесения этих сведений.

Основные типы деятельности оператора (в связи с особенностями переработки информации):

1) обнаружение с немедленным обслуживанием (оператор от восприятия переходит сразу к исполнительным действиям; нет многозначных связей между стимулом и ответом; нет необходимости воссоздавать полностью все данные)

2) информационный поиск с отсроченным обслуживанием (передаётся большое количество поступающей информации + информация из памяти → информационный поиск → преобразование информации→ принятия решения → реализация решения).

Средства операторской деятельности


Операторская деятельность – взаимодействие и управление человека-оператора объектами, явлениями внешнего мира. Осуществляется при помощи след. средств:

1) простые орудия труда – весь поток информации необходим для управления процессом преобразования. Человек сам осуществляет и контролирует процесс воздействия:

а) работа с инструментами – изменяющее воздействие на предмет труда зависит от двигательных реакций человека

б) орудия, с помощью которых естественный образ предмета изменяется (его можно рассматривать как простейшую модель – изменение масштаба или ракурса – микроскоп)

в) орудия памяти (чертёж, запись, фотография)

г) орудия преобразования информации (счёты)

2) машины – при работе с машиной человек осуществляет неполный контроль, т. к. часть регулирует машина:

а) простая машина – преобразование программы по линейному принципу→ обработка информации сразу → можно вносить коррективы

б) репредуктивно-преобразующая машина – почти полное отчуждение человека от предмета труда (ЭВМ)

в) продуктивно-преобразующая машина взаимодействия – информационный обмен между замкнутыми системами преобразования информации (кибернетические устройства).


Организация операторской деятельности


Эффективность и безопасность профессион. деятельности составляет здоровье человека-оператора – и это в значительной степени зависит от организации деятельности, т.е. от системы мероприятий по наиболее рациональному планированию трудовой нагрузки в течение рабочего цикла (восстановление работоспособности, распределение служебных обязанностей и расстановка кадров, стимулирование труда в целях обеспечения эффективности и безопасности труда, сохранение профессион. здоровья).

Главной задачей организации деятельности явл. разработка и соблюдение рационального режима труда, и отдыха; регламентация последовательности и продолжительности периода работы и отдыха с целью обеспечения повышения производительности труда и сохранение здоровья человека-оператора.

Режим труда и отдыха опред.:

а) продолжительность рабочей смены

б) длительность и надёжность рабочего процесса

в) продолжительность и периодичность перерывов в работе и способов организации отдыха

г) длительность восстановительного периода после работы

д) суточное время работы.

Правильная организация деятельности оператора предполагает создание безопасных и безвредных условий труда.

Безопасность труда – это соотношение условий и организаций труда, при которых отсутствует возможность воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов.


Психологические характеристики человека-оператора


Человек-оператор – это человек, который осуществляет трудовую деятельность, взаимодействуя с предметом труда, машиной и внешней средой при помощи информационных систем и органов управления.

Психолог. характеристики:

1) особенности темперамента (в них проявляется сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов

2) интерес к операторской деятельности, стремление совершенствовать своё мастерство

3) настойчивость, терпимость, смелость в сочетании с инициативностью, сообразительностью и самокритичностью

4) способность к кратковременному большому напряжению, при возникновении стрессовых ситуаций

5) эмоциональная устойчивость (особенно эмоционально-моторная и эмоционально-сенсорная)

6) широта распределения, быстрота переключения и устойчивость внимания

7) скорость и точность сложных видов двигательных реакций, хорошая координация движений, лёгкость образования и переделки двигательных стереотипов.


Проявление психологических характеристик человека-оператора в деятельности


Современная система управления техникой и людьми может разделяться на 2 класса:

1) организационные системы (человек управляет коллективом людей)

2) технологические системы (человек выполняет операторскую деятельность, которая заключается во взаимодействии внешнего мира и управление ими).

Оператор-технолог – работает в работе немедленного обслуживания и совершает исполнительские действия согласно предписаниям программы.

Оператор-монипулятор – осуществляет функции сенсомоторной регуляции деятельности с элементами понятийного и образного мышления.

Оператор-наблюдатель – информационный поиск.

Оператор-исследователь – использование аппарата понятийного мышления и опыта процессов преобразования информации.

Оператор-руководитель – осуществляет непосредственное и опосредованное управление людьми.

Существуют 2 формы эмоционального состояния при напряжении:

1) тормозной тип (однообразная поза, угловатость, замедленность движений, резкое напряжение мимической мускулатуры, снижение порога восприятия, повышенная прикованность внимания к основному доминирующему субъекту)

2) возбудимый тип (гипер активность, суетливость. многословие, лёгкая отвлекаемость внимания, ускоренное течение процессов мышления, быстрая смена).


Инженерно-психологическое проектирование СЧМС. Распределение функций между человеком и машиной


ИП проектирование – процедура реализации требований к средствам, содержанию, условиям проектируемой системы, которые определяются физиологическими, психологическими, генетическими особенностями деятельности человека-оператора, т.е. согласование человека и техники как единой системы:

* структурное согласование с учетом рабочего положения человека (поле зрения, размещение тела…)

* функциональные связи с информационной системой человека (объём операторской памяти, особенности внимания…)

* размещение и форма пульта управления, размещение и форма прибора

* колич. сигналов, их длительность.

Согласно также, что человек и техника включают в себя также:

– профессиональные ориентации +консультации

– профессион. отбор

– профессион. подготовка.

Распределение функций между человеком и техникой (по принципу преимущества возможностей):

а) техника:

* стабильное выполнение однообразных действий, следование алгоритму

* скорость при вычислении

* объём памяти больше, быстрое нахождение нужной информации

* использование при передаче информационной энергии, к которой не чувствительны анализаторы человека

* не чувствительна к влиянию среды.

б) человек:

* способности к обнаружению и распознаванию сигналов даже при повышенном уровне шумов и маскировки

* возможности принимать самостоятельные решения

* индивид. стиль деятельности

* новые, нестандартные способы решения

* способы накапливать и использовать опыт

* творческий компонент в работе.

Т. е. основная задача техники - обеспечение высокоэффективной работы + освобождение человека от тех функций, к которым он наиболее приспособлен, чтобы дать возможность реализовать себя в труде как личность.


Инженерно-психологические требования к СЧМС. Требования к средствам отображения информации


ИП требования – это требования СЧМС, определённые характеристиками человека и установленные для обеспечения его эффективности и безопасности деятельности.

Требования:

1) общий объём отображения (очень большой объём вызывает недопустимые затраты времени оператора на подготовку решения)

2) оперативный объём отображения (число тех элементов, которые относятся непосредственно к решаемой в данный момент задаче)

3) размеры оперативного поля зрения (т.е. объём зрительной фиксации). (Если знак предъявляется за её пределами – скочки, смена точек фиксации. Если повышенная плотность представленных объектов – мобилизуется внимание, сокращается время на поиск).

4) структура информационного поля (при хаотическом расположении – эффективность зрительного поля понижается; при специальной организации – повышается выполнение поисковых задач).

5) маршрут движения глаз

6) разнообразные элементы информационногополя (увеличение разнообразных знаков приводящих к увеличению времени поиска; частые ошибки затрудняют анализ)

7) количество эталонов (поиск по нескольким эталонам достаточно сложная задача; увеличение времени выполнения операций; необходима тренировка).

Индикация:

– красный (отказ, неисправность)

– мигающий красный (авария)

– жёлтый (предупреждение)

– зелёный (можно действовать)

– белый (рабочее состояние)

Подача:

* своевременно ограничение

необходимое количество

* в форме непосредственной пригодности для работы

*точности

* наглядность.

Инженерно-психологические требования к СЧМС. Требования к органам управления


ИП требования – требования к СЧМС, определённые характеристики человека и необходимые для его эффективности и безопасности деятельности.

Органы управления – элементы рабочего места оператора, которые обеспечивают ввод исполнительных команд в машину.

1) ни одна рука оператора не должна быть перегружена

2) группировка в связи с последовательностью деятельности

3) те органы управления, которые используются более часто находятся в зоне лёгкой досягаемости

4) однородные и идентичные органы управления должны быть расположены одинаково на всех панелях данной рабочей системы

5) должно оказываться определённое сопротивление внешним воздействиям

6) окраска чёрного или серого цвета, для индикации – красный, зелёный, жёлтый, белый.

Индикаторы ничего не должны закрывать, и они должны быть расположены вблизи друг друга.


Инженерно-психологические требования к СЧМС. Требования к организации рабочего места и рабочей среды


ИП требования к СЧМС обусловлены характеристиками и необходимы для его адекватности и безопасности деятельности.

Требования:

1) достаточно рабочего пространства

2) достаточные связи (зрительные, слуховые) между оператором-оборудованием, оператором-оператором

3) безопасное оптимальное размещение всех рабочих мест

4) оптимальное расположение оборудования (средства отображения и управления)

5) чётное обозначение органов управления индикаторов и т.д. для лёгкого их нахождения и опознавания

6) достаточно освещения (естественного и искусственного)

7) яркость (свет, цвет панелей, экранов и индикаторов)

8) допустимый уровень шума и вибраций

9) достаточно простая сборка и разборка оборудования

10) наличие необходимых инструкций и предупредительных знаков

11) надёжная индикация об общем состоянии всей системы

12) учёт физических и химических условий.


Предмет и задачи психологии туда


Психология труда – это отрасль псих. науки, которая изучает закономерности формирования и проявления псих. активности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по псих. обеспечению эффективности и безопасности труда.

Предметом труда является субъект труда. Сам субъект обычно рассматривается как «носитель» предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), как источник активности, направленной на объект.

Под объектом труда понимается конкретный трудовой процесс включающий предмет, средства, цели, задачи труда, правила исполнения работы и условия организации.

В.Н. Дружинин выделяет объект изучения психологии труда:

1) человек как участник процесса создания материальных и духовных ценностей, их развития и обеспечения.

2) группа людей (бригада, экипаж, смена и др.)

3) система (человек-техника, человек-человек, человек-природа и т.д.)

Предмет психологии труда – психологические закономерности трудового процесса, особенности личности субъекта деятельности и их взаимосвязи со средствами, процессом, условиями, организацией трудовой деятельности.

Выделяют 2 группы задач:

1) внутри научные (образуют структуру науки)

2) прикладные (формируют прямые и обратные связи, соединяющие науку и практику, психологию и производство)

Основные задачи:

*психологический анализ деятельности специалистов различного профиля – разработка методов и программа анализа, анализ ошибок, построение профессинограмм.

*изучение механизмов псих. регуляции трудовой деятельности в нормальных условиях и экстремальных.

*исследование работоспособности человека в различных видах и условиях труда, и обоснование психологических рекомендаций по ее повышению или поддержанию.

* изучение особенностей функционирования состояний субъекта деятельности.

*изучение закономерностей взаимосвязи особенностей1 личности и характеристик деятельности.

* обоснование системы профессионально-психологического отбора специалистов (методы, показатели, критерии и т.д.).

*разработка психологических рекомендаций по использованию методов и средств профессиональной подготовки специалистов.

*изучение процессов формирования и становления личности профессионала.


История становления и развития психологии труда как отрасли психологической науки


В псих. науке всегда уделялось внимание псих. вопросу труда. Одним из первых кто занимался ролью личностного фактора труда, был и Сеченов.

В начале 20 века перед психологией были поставлены вопросы о влиянии раздражения и участие работы первой системы в рабочих движениях. О роли активного отдыха в производственном труде.

Оживление на психологическом фронте в России началось до 1 мировой войны с перевода работ американского рационализатора Тейлора.

В работах Тейлора заложены идеи, связанные с движением по научной организации труда.

1) Значительный этап в истории психологии труда начинается с возникновением в зарубежной науке – психотехники. Термин ввел Штерн в 1903 г.

Этим термином воспользовался американский психолог Мюнстерберг, выпустивший книгу «Психология и экономическая жизнь», «Основы психотехники».

Параллельно развивалось советская психотехника. Это направление в изучении и организации труда возглавляло психологами, которые провозгласили необходимость изучать труд с точки зрения психологии.

В 1927 Всероссийское психотехническое общество издает журнал «Психофизиология труда и психотехника». Изучаются конкретные виды труда, интерес к методам профотбора, подготовка кадров.

2) До 1935 основной задачей было повышение производительности труда, разработка методов научной подготовки кадров, привлечение внимания общественности к вопросам труда и трудовой подготовки.

С 1936 вышло постановление о педагогическом извращении в системах наркомпроса. Психология как наука была ликвидирована. Работы по психотехнике прекратились.

1936–1956 официально психология не существует. В 1955 в Москве состоялось совещание психологов, оно было организовано Московским институтом психологии. На этом совещании выделяется инициативная группа ученых интересующаяся проблемами и вопросами психологии труда.

Была поставлена задача о развертывании и координации работы в области психологии труда. Было принято решение о проведении работы в области психологии труда.

В 1957 начинается этап возрождения психологии труда (Левитов, Платонов, Архангельский).


Место психологии труда в системе наук о труде


Основными научными дисциплинами, занимающимися изучением трудовой деятельности человека: психология труда; инженерная психология; эргономика.

Психология труда – отрасль психологической науки, которая занимается изучением закономерностей проявления психической деятельности человека в различных видах труда, разработка рекомендаций по обеспечению эффективности и безопасности трудовой деятельности.

Инженерная психология – отрасль психологической науки, которая занимается изучением информационного взаимодействия человека и техники с целью использования полученных сведений в проектировании, создании, эксплуатации в системе «человек-машина – среда».

Эргономика – комплексная научная дисциплина, которая на основании учета требований различных наук о труде занимается совершенствованием и проектированием трудовой деятельности с целью улучшения ее эффективности.

Изучение психологических аспектов в различных видах трудовой деятельности основана на достижениях различных отраслях психологии: социальная, дифференциальная, психология личности и психофизиология.

В психологии труда используются теоретические и методологические материалы наук: социологии, педагогики, физиологии, гигиены, медицины, информатики, кибернетики.

Науки, связанные с психологией труда группируются в три группы:

1) науки с первой степенью родства:

экономика труда, социология труда, физиология труда, гигиена труда, профессиональная педагогика, часть медицины, история техники, часть полеантропологии (орудия труда).

2) науки со второй степенью родства – это те отрасли технических знаний, предметом которых является орудийное оснащение трудового процесса:

техническая эстетика, теоретические вопросы художественного конструирования.

3) науки третьей степени родства – здесь для психологии труда интересна информация для правильного понимания трудовой деятельности профессионалов, для составления профессиограмм: математика; математическая логика.


Психология труда и инженерная психология


Психология труда – это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления психической активности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по психологическому обеспечению эффективности и безопасности труда.

Инженерная психология развивалась на основе психологии труда. Однако эти дисциплины имеют различные задачи.

Инженерная психология – отрасль психологической науки, которая занимается изучением информационного взаимодействия человека и техники, с целью использования полученных сведений в проектировании, создании, эксплуатации «в системе «человек-машина-среда».

Цель психологии труда: повышение эффективности труда за счет совершенствования уже созданной и используемой техники.

Цель инженерной психологии: разработка психологических основ для проектирования и создания новой техники с учетом «человеческого фактора». Изучая систему «человек-машина», инженерная психология старается достичь их высокий эффективности и разрабатывает следующие психологические основы:

*конструирование и управление техникой.

*подбор людей, которые обладают необходимым уровнем индивидуально–психологических и профессиональных качеств для работы с определенной техникой.

*профессиональная подготовка людей для работы с техникой.


Методы исследования в психологии труда


Изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частные методических приемов, познание психологических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по ее усовершенствованию.

Предусматривает получение и использование научных факторов, данных о психологических характеристиках трудовой деятельности.

Основным инструментом в этой работе является комплекс конкретных методик психологического исследования, которые можно объединить в следующие классы методов:

1) анализ рабочих документов – для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности.

2) наблюдение за рабочим процессом – для сбора информации по содержанию деятельности.

3) хронометраж – для оценки временных параметров трудового процесса.

4) опрос, беседа, анкета – для получения письменной или устной информации от субъекта труда.

5) самонаблюдение и самоотчет – воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач.

6) трудовой метод – для получения информации об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс.

7) биографический метод – анализ жизненного и трудового пути.

8) физиолого-гигиенические методы – для изучения условий деятельности.

9) эксперимент (естественный и лабораторный) – для изучения психологических особенностей субъекта труда.

Наиболее важным является:

* метод профессиографии – анализ псих. особенностей трудовой деятельности, основанный на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных.

Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма (описание различных объективных характеристик профессий) и психограмма (описание психологических характеристик субъекта деятельности).


Методы исследований в инженерной психологии


Инженерная психология пользуется широким ассортиментом методов и конкретных методик, которые сложились в психологической науке, а также других смежных с ней областях (кибернетики, лингвистики, теории информации и т.д.).

Эти методы используются как в фундаментальных исследованиях, которые направлены на выявление закономерностей информационных процессов системы человек-машина и деятельности человека-оператора; так и в инженерно-психологических испытаниях новых образцов техники профильных с целью оценки их соответствия свойствам человека.

Инженерно-психологические исследования обычно начинаются с анализа реально существующих систем человек-машина.

Здесь основными методами являются:

1. наблюдение, которое дополняется специальными измерениями (освещенность рабочих мест, контрольно-измерительные приборы и т.д.)

2. беседа с операторами

3. анкетирование

Особое внимание уделяется анализу мест в системе человек-машина, т.е. ошибок, которые были допущены операторами, несчастных случаев и аварий. В процессе наблюдения формируются вопросы которые требуют специального изучения, при проведении которого основным становится эксперимент (лабораторный и естественный).

В инженерной психологии используется моделирование системы человек-машина. Заканчивается инженерно-психологическое исследование рекомендациями, направленными на повышение эффективности и надежности системы человек-машина.

Также методы можно представить в виде двух групп:

а) количественные методы:

*экспертный (переработка информации, полученной от специалистов в данной области – сбор экспертных заключений, метод ранжирования, непосредственная оценка).

*моделирование (для получения основных представлений о характере деятельности человека и о возможности создания задуманной системы имитирования деятельности в условиях максимально приближенных к реальным) + инженерно-психологический эксперимент.

*математическое моделирование (исследование путем построение математических описаний деятельности, математических моделей и их изучений)

б) методы исследований:

*на человека налагается те функции которые он ранее выполнял в других трудовых системах.

*человеку даются только те функции, в которых реализоваться с помощью техники.

*человеку даются те функции, которые требуют очень большую ответственность и имеют большую значимость.

*сопоставление преимущественно возможных по различным показателям человека и технических устройств для выполнения определенных функций.


Психологические признаки психологии труда (по Е.А. Климову)


Активность человека, использующего производительность оборудования, инструменты на рабочем месте, не всегда можно назвать трудом в психологии. Климов утверждает, что под трудом в контексте психологии труда понимают – функционирующую психическую систему, которая характеризуется 4 признаками. Эти признаки следует оценивать и осмысливать в совокупности некоторой активности человека, которая может быть отнесена к понятию труда только в том случае, если ей может быть в какой-нибудь степени приписан каждый их четырех признаков.

Если хотя бы один из признаков не может быть приписан, то данная активность пока не есть труд в психологическом смысле слова.

Признаки по Климову:

1) сознательное предвосхищение социально-ценного результата. Наличие мысленного предвосхищения результата активности еще не делает данную активность трудом. Признак предвосхищения имеет место и при отдыхе и в спорте. Дело в том, что и как предвосхищается. Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищенный результат должен мыслиться как ценный для широкого коллектива, т.е. как социально-ценный. Следовательно, ценность положительная.

2) сознание обязательности достижения социально-фиксированной цели. Имеет когнитивный и аффективный компоненты. Когнитивный выражается в сознании субъектом неизбежности принятого порядка вещей и сознание ответственности перед людьми.

Аффективный выражается в эмоциональных реакциях, состояниях, отношениях, связанных с параметрами стабильности, с условиями протекания деятельности, соотносимые с целью. Человек не просто помнит цель, но его тревожат факты рассогласования алгоритма действий данной деятельности.

3) сознательный выбор применения совершенствования, создание орудий и средств деятельности. Имеет три компонента:

* когнитивный (знание средств труда)

* операторный (владение средствами труда)

* аффективный (эмоциональное состояние, переживания)

4) осознание межлюдских производственных зависимостей и отношений, как живых так и овеществленных (когнитивный и аффективный компонент).


Психологические регуляторы труда


Система регуляторов человеческого поведения представляет собой сложную психологическую структуру. Центральная задача психологии труда как науки состоит в изучении фактов и закономерностей психической регуляции функционирования и формирования человека как субъекта труда, в создании информационных условий для практики формирования должной системы соотносящихся психологических регуляторов.

Основные группы регуляторов:

* образ объекта (предметы труда, внешние средства, условия и проявления трудовой деятельности):

а) чувственный образ (сенсорный, перцептивный)

б) репрезентативный конкретный образ (представления памяти, воображения)

в) репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий, алгоритмы действий)

* образ субъекта:

а) актуальный образ Я (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межлюдских отношений, своих возможностях и ограничениях)

б) обобщенный образ Я (Я-концепция – Я в прошлом, Я ныне, Я в будущем, Я среди других, Я как представитель профессиональной общности, Я как организм, как индивидуальность, как член общества)

* образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений:

а) потребности, потребностные отношения

б) эмоции, чувства, эмоциональные отношения

в) характер как свойственная человеку система устойчивых отношений к разным сторонам действительности

г) направленность личности, мировоззрение.


Классификационные признаки трудовой деятельности


Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижения научно-технического прогресса – характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности.

Этот процесс в значительной степени обуславливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда.

Содержание трудовых задач в видах рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей, условий и организации трудового процесса. Разнообразие характеристик трудовой деятельности дает возможность классификации ее видов по различным классификационным признакам:

1) по характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют:

* физический труд

* умственный труд

2) по характеристикам цели труда, рабочим нагрузкам, организации трудового процесса умственный труд разделяют на:

а) оперативный (операторский):

* стандартный (преподавание, учебная практика)

* нестандартный (научная работа, музыкальные произведения)

* эвристические (изображение)

б) динамический и статический

в) однообразный и разнообразный

3) в зависимости от условий труда выделяют:

* в комфортных условиях

* в необычных условиях (при постоянном воздействии неблагоприятных факторов)

* в экстремальных условиях (при повышенной ответственности за безопасность)

4) по форме организации деятельности выделяют:

* регламентированный (нормированный)

* нерегламентированный (ненормированный)

* смешанный (вахта)

* индивидуальный и коллективный.


Психологическое содержание труда


В содержании труда с психологической точки зрения входят:

1) цели (представления о результатах труда). Русалова выделила следующие цели:

* материальная заинтересованность

* непосредственный интерес к процессу

* переживание социальной значимости результатов труда

2) мотивы (это психологические причины, определяющие целенаправленные действия человека):

материальные, духовные, социальные

Мотивы выделенные Томашевским:

* безопасность (физическая, материальная, общественная)

* удобство (стремление из всех доступных способов выполнения задания выбрать наиболее простой)

* удовлетворенность процессом

* мнение товарищей.

3) проективные программы действий (опираются на предвосхищаемый конечный результат и учет всех трех закономерностей относительно того, какие необходимо использовать средства и способы для получения результата)

* контрольные процессы (обратная связь) – сравнение достигнутого промежуточного результата и подцели, т.е. контролируются все последовательные операции.


Человек как субъект труда. Основные условия и этапы становления


Понятие субъекта труда является фундаментальной категорией психологии. Она отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, т.е. на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей действительности.

Субъектом труда может быть не только конкретный человек, но и социальная группа. Т.О. субъект труда – это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

Для того, чтобы стать субъектом труда надо:

1) достижение высокого уровня развития способностей и др. профессионально важных качеств личности

2) удовлетворенность трудом

3) адекватное отражение объекта труда

4) развитие системы саморегуляции

5) усвоение общественно-выработанных способов деятельности

6) развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и самоуважения.

Психологическая сущность проблемы становления, формирования профессионального развития его личности опирается на:

а) профессионализация субъекта труда – это формирование специфических видов трудовой деятельности человека на основе развития профессионально ориентированных характеристик, обеспечивающих функции регуляции, становления и совершенствования субъекта труда.

б) профессионал – это субъект труда, у которого профессионально важные для конкретной деятельности индивидуально-психологические особенности соответствуют требованиям конкретной деятельности, обеспечивают формирование и реализацию необходимого уровня эффективности труда.

Этапы становления:

* стадия предигры (до 3-х лет) – происходит развитие сенсорики, перцептивных способностей, а также овладение манипулятивными орудийными и функциональными деятельностями.

* этап игры (3 -7 лет) – ознакомление с человеческими отношениями, самооценка, способность к самоконтролю.

* период младшего школьного детства (7–11 лет) – произвольность поведения, формирование первых этических институтов, рефлексия, овладение учебной деятельностью

* стадия избрания (11–18 лет) – овладение специальными профессиональными знаниями, представление о первичных человеческих идеалах, чувство взрослости, стремление к самостоятельности, подготовка к труду, планирование профессионального пути, выбор профессии.

* подготовка к профессиональной деятельности (18–23) – овладение представлением о будущей профессии, представление о знаниях, умениях, навыках; определяется профессиональная пригодность

* стадия профессионализма (23–25 – ….) – вхождение в отношения, в профессиональную общность, совершенствование профессионализма, формируется индивидуальный стиль деятельности.

Условия становления:

а) эффективное воздействие субъекта на объект. Приобретение человеком точной и широкой познавательной ориентированности в среде, в мире профессий и т.д.

б) формирование направленности (интерес к труду, к людям труда, к целям труда и т.д.)

в) усвоение общественно выработанных способов действия и использования орудий труда

г) формирование устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности

д) формирование индивидуального стиля трудовой деятельности.

Профессиональное самоопределение субъекта труда. Психологическое обеспечение профессионального самоопределения


Профессиональное самоопределение – это становление человека как субъекта труда, формирование трудовой направленности и трудовых навыков, овладение средствами труда.

Т. е. это выбор профессии и последующее формирование человека как профессионала.

Стадии процесса самоопределения:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений и ориентировка в различных сферах труда

2) профессиональное обучение, освоение выбранной профессии

3) профессиональная адаптация, формирование индивидуального стиля деятельности, включение в систему производственных отношений

4) самореализация в труде, выполнение тех ожиданий (или не выполнение), которые связаны с данной профессией.

Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение (по Климову):

* позиция старших членов или сверстников, учителей

* личные профессиональные планы

* склонности, способности, информированность

* уровень притязаний на общественное признание

* общая активность, самооценка, уровень самореализации.

Для самоопределения важно:

образ Я, образ Профессии, образ Я в Профессии.

При благоприятном соотношении человек не нуждается в специальном вмешательстве. Если нет, то необходимо проф. консультационная ситуация:

знакомство; выявление профессиональных намерений; выявление информированности о мире профессий; диагностика индивидуально-психологических и личностных особенностей человека.

Профессиональная ориентация. Принципы проф. ориентационной работы


Профессиональная ориентация – это наличие системы мероприятий, направленных на ознакомление с миром профессий и содействующая в выборе профессии.

Формы проф. ориентационной деятельности:

1) профессиональное изучение

2) профессиональное воспитание (развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств в различных видах деятельности)

3) профессиональное просвещение (обеспечивает формирование знаний о мире профессий и условие правильного их выбора. Обеспечивает информированность о способах и условиях профессии, прогнозирует общественную значимость.)

4) профессиональная консультация (система психолого-педагогических мероприятий по изучению и оценке способностей, функциональных возможностей человека с целью помощи в выборе профессии)

5) профессиональная адаптация (приспособление человека к социальным, психологическим и профессиональным факторам труда)

Принципы проф. ориентационной работы:

* развивать полноценную психологическую структуру труда

* уважать разные виды труда

* относится к знаниям о профессии как к важному звену мировоззрения

* развивать представление о профпригодности человека

* активизировать процесс самоопределения

* считаться с уже сложившимися личностными качествами и конкретными жизненными ситуациями

* соблюдать профессиональную тайну и такт

* действовать в интересах выбирающего

* кооперируются все психолого-педагогические воздействия на выбирающего


Профессиональная пригодность


Профпригодность – это соотношение личностных и индивидуальных качеств тем требованиям, которые предъявляет данная профессия. Она рассматривается в трех случаях:

1. при отборе кадров

2. при выборе профессии

3. при обучении какой-либо профессии

Основными критериями профотбора служат: хороший темп работы, высокое качество работы, хорошее качество при высоком темпе.

Но есть профессии, где необходимо иметь в виду поправку (например: психолог – темп учитывать не нужно).

Профпригодность обусловлена:

* природными особенностями субъекта труда; * мотивацией; * обучением (наличием ЗУН).

В зависимости от сочетания этих трех компонентов мы имеем разные уровни профпригодности.

При определении профпригодности применяют:

тесты достижений; тесты способностей; опросники на мотивационно-ценностные ориентации и уровень притязаний.

При определении профпригодности следует знать следующее:

1) требования профессии

2) показатели пригодности

3) учитывать, что испытуемый находится в стрессовой ситуации

4) учитывать не наличие способностей, а качество их выраженности.

Профессиональная пригодность имеет сложную психологическую, биологическую и физиологическую структуру. В психологическом компоненте ведущую роль играет профессиональная мотивация и профессиональная способность. От них зависит качество обучения и труда, соответствие или не соответствие работника требованиям профессию.

Процесс формирования профпригодности рассматривается как система, в которую входят 4 функционально связанные между собой подсистемы – профориентация, профотбор, профподготовка, профадаптация.

Вопросы профпригодности необходимо рассматривать индивидуально и конкретно, надо учитывать и здоровье, и свойства нервной системы человека.

Люди отличаются друг от друга по своим личным качествам и среди этих качеств имеются профессионально ценные.

(любое качество в одном случае профес. ценное, а в другом является противодействием успешной работе).

Профессионально ценные качества образуют систему у отдельно взятого человека к конкретной профессии. Климов Е.А. выделил 5 слагаемых данной системы:

а) гражданские качества (моральный облик человека)

б) отношение к труду, профессии

в) дееспособность (физическая и умственная)

г) единичные, частные, специальные способности

д) навыки, привычки, знания, опыт.


Профессиональный отбор. Методики, используемые для проведения профотбора


Профотбор – это специальная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению профессией, достижению определенного уровня мастерства, а также выполнения обязанностей в обычных и стрессовых условиях. Акцент делается на прогноз.

Виды профотбора:

* медицинский;

* физиологический;

* педагогический;

* психологический.

Профотбор рассматривается с двух сторон:

1) как процесс – это извлечение и первичная обработка диагностической информации, а также состояние прогноза

2) как система – это сама процедура проведения диагностического обследования, набор методик, интерпретация их результатов.

Профотбор проводится только психологом или специалистом данной области. Обязательно составление программы; по спецзаказу проведение профотбора, т. к. он должен быть обусловлен и аргументирован. Профотбор проводится на основе оценки психологических и др. показателей, полученных в результате собеседования, наблюдения за поведением и т.д.

Наиболее часто оценивают следующие психологические показатели:

Внимание, мышление, память, тревожность, интелегентность, способности, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость.

Результат профотбора:

1) рекомендует тех людей, которые имеют необходимый уровень качеств для данной профессиональной деятельности.

2) отвод тех людей, которые имеют явные противопоказания к данной деятельности

Ограничение при проведении профотбора – шаблон «выбрать лучших».

Необходимо подумать об оптимальном трудоустройстве тех, кто был отсеян во время профотбора.

Естественный профотбор – если человек находится не на своем месте, то он постоянно в поиске новой работы или перескакивает с должности одной на другую.

Методики для профотбора:

* тесты способностей

* тесты достижений

* опросники на мотивационно-ценностные ориентации и уровень притязаний.


Работоспособность субъекта труда. Динамика работоспособности


Успешное выполнение трудовых задач и удовлетворенность этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности. Работоспособность формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.

Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени, с необходимым уровнем эффективности и качества.

Работоспособность определяется качествами субъекта труда: психологическими, профессиональными, физиологическими.

Максимальная активность деятельности головного мозга определяется часами суток, днями, неделями, месяцами года. Активность и пассивность мозга определяется биоритмами. Самый важный биоритм – суточный. В нем замечено, что на 5–6 часов утра приходится самый значительный физиологический подъем и самая высокая умственная работоспособность.

Дневные ритмы организма образуют определенную последовательность подъемов и спадов работоспособности в течение суток. Колебание уровня работоспособности в течение суток представлена следующим образом:

1) 8–12 часов – первый подъем работоспособности (человек сильный)

11 часов первый пик повышенной работоспособности (наиболее сильный человек)

2) в 13 часов резко снижается работоспособность, чувствуется усталость, первый период прошел

3) 13–15 часов – минимальная физиологическая и интеллектуальная активность (наиболее слабый человек)

4) 15–20 часов – второй подъем работоспособности.

16 часов – второй пик повышенной работоспособности

5) 22–23 часа – физиологический спад.

Работоспособность не является стабильной величиной и в течение недели. Она подвержена определенным изменениям. Первые дни недели работоспособность увеличивается постепенно, с постепенным вхождением в работу, достигая наивысшего уровня в среду. Постепенно работоспособность снижается и резко падает к субботе.

Устойчивая работоспособность – это результат знаний ритмики и динамики, результат упражнений и тренировок в деятельности, результат знания и соблюдения гигиены труда.

В динамике работоспособности выделяют три этапа:

1. предрабочий – в организме возникают физиологические изменения, в которых выражена подготовка к принятию нагрузок. Эти упреждающие действия целесообразны. Они получили название – преднастройка. В результате преднастройки к началу работы возникает определенное предрабочее состояние, характеризующее степень подготовленности к ней.

В состоянии физиологической готовности происходит оптимальный подъем возбудимости мозга, устанавливаются необходимые доминанты, активизируются функциональные системы необходимые для выполнения деятельности.

2. рабочий – в нем выделяют три фазы:

* врабатывание – в начале работы настройка нервной деятельности, она продолжается и окончательно завершается. Врабатывание бывает: экстренное (около 10 мин.) и тонкое

(60–90 мин.)

* фаза оптимальной работоспособности – длится при непрерывной работе средней трудности около 3,5–4 часа. При более длительной работе без достаточного отдыха наступает фаза утомления.

* фаза утомления – характеризуется прогрессивным снижением работоспособности.

Одна из основных задач организации труда – максимально возможное удлинение фазы оптимальной работоспособности и предупреждение фазы развития утомления.

3. послерабочий – происходит восстановление измененных функций организма. Его продолжительность зависит от трудностей выполняемой работы, степени развития утомления, подготовленности условий труда, восстановительных возможностей организма и состояния здоровья – восстановительный этап.


Соотношение личности и профессии


Парсон считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Соотношение независимых личностных особенностей с соответствующими профессиональными функциями и составляет механизм выбора профессии.

Шандриков, Кудрявцев и Климов признают факт влияния профессии на личность и изменение личности в ходе профессиональной деятельности. Процесс формирования личности профессионала получил название профессионализация.

В нем выделяют 4 этапа:

1) поиск и выбор профессии

2) освоение профессии

3) социальная и профессиональная адаптация

4) выполнение профессиональной деятельности.

Е.А. Климов выделяет следующие значения понятия «профессии»:

* профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни. Уровень жизни может различаться у профессионалов с разной степенью успешности, но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинаковая.

* профессия как область приложения сил связана с выделением самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога.

* профессия как деятельность и область проявления личности. Она позволяет человеку реализовать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.

* профессия как исторически развивающаяся система. Профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста.

* профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Культурно-историческая ситуация не является потенциально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Идеальный вариант, когда работник даже неблагоприятные обстоятельства умеет использовать во благо.

Основные характеристики профессии:

а) это ограниченный вид трудовой деятельности

б) это общественно полезная деятельность

в) это деятельность, предполагающая специальную подготовку

г) это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение

д) деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус

е) это отношение к данной работе как к своей профессии.


Прогрессивная и регрессивная стадии профессионального развития личности


Прогрессивная стадия:

содержит два компонента:

*максимальные возможности

*продуктивность.

Они взаимодействуют в течение таких периодов как:

1. период врабатываемости (некоторое увеличение максимального уровня работоспособности и в ряде случаев нарастание продуктивности)

2. период оптимальной работоспособности (относительная стабильность уровней максимально возможной продуктивности и волевого усилия)

Регрессивная стадия:

содержит два компонента:

* эмоционально-волевое напряжение

* утомление.

Они взаимодействуют в течение таких периодов как:

1. период полной компенсации (появление утомления, вызывающего максимальную работоспособность, но не проявляющегося в продуктивности деятельности за счет неволевого усилия).

2. период неустойчивой компенсации (нарастание утомляемости, неустойчивая максимальная работоспособность, колебание волевого усилия и продуктивности).

3. конечный порыв (за счет работоспособности, продуктивности и работы волевого усилия).

4. прогрессивное усилие продуктивности (в случае продолжения работы).


Надежность субъекта труда


Надежность субъекта труда – это уровень безопасности, безошибочности и своевременности рабочих операций при взаимодействии с технической системой или другими специалистами. Период надежности является производным от периода эффективности. Надежные связи со всеми свойствами системы «человек-машина-среда», которые обеспечивают ее адекватность проявляется через выполнение или невыполнение задачи.

Основой для получения меры надежности являются показатели, характеризующие невыполнение заданной функции:

* отказы – любые изменения в функционировании системы «человек-машина-среда», приводящие к невыполнению задачи

* ошибки – временные отказы человека, обусловленные неадекватными информационными преобразованиями. Это неправильные действия, приводящие к отклонению в деятельности управляемой техники.

Надежность является совокупным качеством, свойством человека, которое обуславливается его профессиональной подготовленностью и опытом.

Функциональная надежность субъекта труда – это свойство функциональных систем человека обеспечивать его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством.


Наблюдение как метод оценки уровня профессионализма


Наблюдение в психологии труда – это специально организованное установление фактов и их фиксация. Особенное внимание уделяется принципам организации работы, строгая процедура получения и фиксации задач.

В научном наблюдение – специально организованный объект наблюдения, длительные временные отрезки, отводимые для изучения одних и тех же объектов.

в психологии руда наблюдение является базовым методом:

* если наблюдается результат деятельности – анализ продуктивности деятельности

* наблюдение продуктов речевой деятельности – опросные методы, беседа

* истолкование в ходе наблюдения – экспертиза

* вмешательство + наблюдение – эксперимент.

Требования к наблюдению: объективность, систематичность, предварительная программа, учет внешних и внутренних условий активности, фиксация полученных результатов.

Варианты наблюдения:

научный (научно-практический).

Система средств:

* специализированные тетради (протоколы наблюдения)

* специально-информационно-поисковые средства (карточки).

Наблюдение играет важную роль при изучении новых сложных объектов, много признаковых объектов. Структура: исходные представления об объекте, программа наблюдения, процедура, оснащение и способы регистрации, первичная обработка данных, перечень показателей, справка о применении данного метода.


Общая характеристика функциональных состояний


Деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций. Эта ответная реакция отражает процессы адаптации к воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний, а также характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. Это дает возможность говорить о функциональных состояниях.

Функциональные состояния – это системная реакция организма и психики человека, которая выражается в виде комплекса характеристик (физиологических, психологических и поведенческих функций и качеств), которые обуславливают выполнение деятельности.

Функциональные состояния формируются и изменяются под влиянием воздействия ряда особенностей субъекта труда и самой деятельности.

К этим особенностям относятся следующие характеристики человека:

* степень пригодности к конкретной деятельности

* уровень подготовленности к выполнению трудовых задач

*величина индивидуальных ресурсов и функциональных резервов для обеспечения деятельности

* состояние здоровья

* отношение к труду.

Важное значение в развитии того или иного состояния имеют факторы трудового процесса, а именно:

1) степень сложности, опасности, напряженности, вредности труда

2) величина и содержание рабочей нагрузки

3) степень адекватности трудовой задачи и средств деятельности, психолого-физиологических возможностей человека.

Формирование функциональных состояний обуславливается воздействием на человека неблагоприятных факторов рабочей среды (шум, вибрация и т.д.); ухудшение психологического климата в рабочей группе (конфликты), а также зависит от нарушения привычного жизненного уклада, биологических ритмов, стереотипов жизнедеятельности, в результате использования нерациональных режимов труда и отдыха (ночные смены).

Функциональные состояния классифицируются по определенным признакам:

а) по характеру причин возникновения (личностные и ситуативные)

б) по уровню развития (глубокие и поверхностные)

в) по направленности реакции (действующие положительно и действующие отрицательно)

г) по уровню осознанности (осознаваемые и неосознаваемые)

д) по длительности проявления:

– относительно устойчивые и длительные

– временные (ситуативные)

– возникающие периодически

е) по уровню напряженности (умеренная напряженность и экстремальные условия).

Виды напряжения:

1. интеллектуальное (при частом обращении к интеллектуальным процессам в плотном потоке проблемных ситуаций)

2. сенсорные (при затруднении в восприятии информации)

3. монотония (при однообразном выполнении действий)

4. политония (вызвано постоянной необходимостью частого переключения внимания)

5. эмоциональное (при конфликтных условиях, при вероятности возникновения аварийных ситуаций)

6. мотивационные (при борьбе мотивов)

7. утомление (напряжение, связанное с временным снижением работоспособности).


Утомление. Причины и виды утомления


Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности.

Утомление – это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижением эффективности и качества труда.

При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствия условий для полноценного восстановления функциональных нарушений, состояние утомления может перейти в переутомление – психическая сатурация – полный отказ от деятельности с нарушением функциональных систем, которые доминировали при выполнении данной деятельности.

Причины:

основными причинами утомления является интенсивная и длительная рабочая нагрузка;

к дополнительным причинам утомления, которые могут ускорить развитие этого состояния следует отнести:

– воздействие на организм неблагоприятных факторов среды (шум и т.д.)

– повышенная нервно-психическая напряженность, эмоциональный стресс

– чрезмерная по интенсивности физическая или умственная нагрузка перед основной работой.

В качестве факторов предрасполагающих к возникновению утомления выступают следующие:

* нарушение рационального режима труда, отдыха и питания

* длительные перерывы между работой

* остаточные функциональные нарушения после болезней

* недостаточное физическое развитие

* наличие вредных привычек

* недостаточный уровень физической подготовки.

Виды утомления: физическое, умственное, эмоциональное, мышечное, зрительное, слуховое, интеллектуальное;

смешанное, общее, локальное.

Формы утомления: компенсируемое, острое, хроническое, переутомление.

Современная классификация утомления построена на учете трех групп показателей:

1. причины возникновения утомления

2. симптомы проявления

3. способы и продолжительность восстановления работоспособности.

Есть состояние родственное состоянию утомления – монотомия – это субъективное состояние пониженной активности, которая наступает вследствие однообразных действий. Симптомы:

сонливость, чувство усталости, неудовлетворенность, снижение внимания, «умственная тупость».

Теории утомления:

а) теория отравления – в процессе физических упражнений выделяется молочная кислота, которая поступает в кровь и мышцы

б) теория истощения энергии – в процессе физической и умственной работы человек теряет энергию, уменьшается объем мышц, который вызывает усталость

в) теория утомления ЦНС – утомление наступает в результате нарушения координации деятельности нервной системы, нарушается координация процессов возбуждения и торможения. Утомление как результат продолжительного процесса торможения носит защитную функцию, предохраняя ЦНС от истощения.


Психологическая готовность к деятельности


Готовность – это первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности.

Готовность к тому или другому виду деятельности – это целенаправленное выражение личностью убеждений, взглядов, отношений, мотивов, чувств, волевых и интеллектуальных качеств, знаний, умений, установок, настроенность на определенное поведение.

Выделяют общую и ситуативную готовность.

Общая готовность – представляет собой ранее приобретенные установки, умения, опыт, качества и мотивы деятельности. На ее основе возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности.

Ситуативная готовность – это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия. Ее возникновение и оформление определяется пониманием задачи, осознанием ответственности, желанием добиться успеха, установление порядка предстоящей работы и т.д.

Будучи целостными образованиями общая и ситуативная готовность включают следующие компоненты:

1) мотивационный – потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, желание добиться успеха и показать себя с лучшей стороны

2) познавательный – понимание обязанностей задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения целей, представление вероятных изменений обстановки

3) эмоциональный – чувство ответственности, уверенность в успехе

4) волевой – управление собой, мобилизация сил, сосредоточение на задаче отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений и боязни

Указанные устойчивые и ситуационные слагаемые определяют эффективность деятельности.

Готовность к деятельности определяет эффективность процесса адаптации, с другой стороны адаптация повышает готовность человека к деятельности.


Приемы управления функциональными состояниями


Сохранение работоспособности за счет предотвращения нарушений функционального состояния или формирование благоприятных состояний возможно путем:

* создание системы обеспечения профессиональной пригодности специалистов

*разработка эргономических рекомендаций по проектированию, созданию и эксплуатации системы «человек-машина-среда»

* обоснование и использование методов и средств непосредственного воздействия на конкретного специалиста.

Классификация приемов управления функциональным состоянием:

Формы воздействия:

1. организационные

2. психологические

3. физио-гигиенические и электрофизиологические

4. фармакологические

5. физические

Средства и методы:

1. индивидуальная регламентация труда, рабочая нагрузка, режим труда и отдыха

2. психогенные (аутотренинг, психосоматическая регуляция, гипноз, цветомузыка)

3. дыхание кислородом, искусственными газовыми смесями, закаливание.

4. стимуляторы ЦНС, транквилизаторы, адаптогены.

5. общая и специальная подготовка, спорт, активный отдых, массаж, душ, ванны.

Также можно использовать следующие приемы:

а) объединении чрезвычайно простых и монотонных действий в более сложные и разнообразные по содержанию

б) периодическая смена операций, выполняемых каждым рабочим

в) периодичность изменения ритма работы

г) введение посторонних раздражителей (в частности музыка и пение)

д) режим труда (распределение работы и отдыха в течение всего дня)

е) режим отдыха (микро паузы, активный отдых)

ж) рациональное построение смены трудовых движений и изменение характера деятельности в труде.

Рефетека ру refoteka@gmail.com