Рефетека.ру / Психология

Реферат: Микроклимат в семье

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


МИКРОКЛИМАТ В СЕМЬЕ

РЕФЕРАТ по дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования»

План:


Введение

I. Микроклимат в семье

II. Методики для психодиагностики супружеских отношений

Заключение

Список литературы

Введение


Семья — уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики. Семья играет исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка [2]. С первых мгновений жизни он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение. Во взаимоотношениях с родителями ребенок черпает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения многое другое. Родительское отношение — один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье.

Микроклимат в семье


Наиболее развернутая характеристика семьи как социального института дана С. В. Дармодехиным: «Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности»[1]

Микроклимат в семье, своеобразная атмосфера отношений, сложившихся между её членами. Понятия «благополучная», «не совсем благополучная», «неблагополучная семья» характеризуют содержание устоявшихся в ней отношений и процессов, обусловливающих атмосферу повседневной жизни. В основе семейного микроклимата лежат, прежде всего, отношения между супругами, иногда супругами и старшими членами семьи (бабушка, дедушка, тёща, свекровь и др.). Сложность межличностных отношений в том, что каждый из супругов должен приспосабливаться к привычкам, желаниям, интересам и потребностям другого, в то время как до брака они удовлетворялись автономно или в зависимости от родителей. Речь идет не просто о перевоспитании личности, а о коренном изменении глубинных особенностей, что является чрезвычайно проблематичной задачей». [4] Возможны и объяснимы разные оттенки в поведении одного человека с разными людьми. В семейной жизни эти отношения строятся с одним человеком — брачным партнёром. В основе этих отношений лежат индивидуальность и неповторимость каждого, а также достоинство гражданина и человека. Семейная жизнь — это способность супругов согласованно действовать во всех сферах: в языковом общении, в интимных отношениях, в хозяйственной и воспитательной деятельности, в процессе отдыха и т. д. В большинстве сфер внутрисемейной деятельности только муж от жены и жена от мужа могут получить оценку, признание и подтверждение своих притязаний. В неумении мужа и жены взаимно тонко и тактично оценивать друг друга кроются причины не только взаимных упрёков, но и постепенного охлаждения микроклимата в семье. В семейной жизни недопустимы общие характеристики негативного типа («грубиян», «нахлебник», «бездарь», «тупица» и т. д.). Они воспринимаются как оскорбления, отравляют микроклимат семьи, разрушают её устои. В доме, где царят недопонимание, взаимные упрёки и оскорбления, неуютно чувствуют себя взрослые и дети. Поэтому лучше оценивать друг друга по конкретным поступкам, при этом сохраняя у мужа или жены веру в возможность дальнейшего исправления, перемен к лучшему.

Важное значение для поддержания нормального микроклимата в семье имеют морально-психологические качества супругов - терпимость, внимательность, доброта, сострадание, создающие благоприятный фон для доброжелательных отношений в семье. И наоборот, высокомерие, злоба, нетерпимость и равнодушие становятся причиной различных семейных конфликтов. Говорят: милые бранятся - только тешатся. Нет, неправда: всякая ссора необратима. След, оставленный ею, не зарастает никогда. Тем более что в основе ссор чаще всего лежат пустячные, несерьёзные причины. Затеять ссору несложно, гораздо сложнее из неё выйти. В бесплодной борьбе самолюбий, столкновений характеров, «войне миров» не бывает победителей — все побежденные. Нужно набраться смелости и, не щадя себя, дойти до истока семейной ссоры, затянувшегося конфликта, ставших причиной слёз, огорчений, надолго отравивших климат в семье. Что же лежит в основе благополучного микроклимата в семье? В эстетике семейных отношений нет строгих правил, здесь требуется творческое начало каждого. С точки зрения человеческих норм наиболее оправданы и предпочтительны равенство между супругами (мужчиной и женщиной), взаимное уважение, долг перед семьей и обществом. Микроклимат в значительной степени зависит от общей культуры человека, его знаний жизни, представлений о красоте, доброте, межличностных отношениях. В основе хороших отношений лежит уступчивость супругов. В счастливых семьях это правило обычно выполняется неукоснительно. Иногда им распоряжаются осознанно, а чаще инстинктивно: срабатывает единственный в природе вечный двигатель - механизм взаимного притяжения, доверия. Свой неповторимый стиль отношений присущ каждой семье. Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример – это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

С первых мгновений жизни ребенка семья играет исключительно важную роль, он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение. Во взаимоотношениях с родителями ребенок черпает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения многое другое. Родительское отношение - один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье. Доброжелательные отношения в семье в сочетании с уютом создают ту особую атмосферу, которая рождает чувство домашнего очага. Чтобы оно проявилось, нужно совместное усилие всех членов семьи, их коллективный душевный и физический труд.


Методики для психодиагностики супружеских отношений


В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных супружеских отношений. И тем не менее, одной из острых проблем семейного консультирования является получение полной, объективной, достаточной информации о брачно-семейной ситуации клиента. От этой информации зависит точность и постановки диагноза, выбор методов и направления коррекционной работы и эффективность помощи. Сбор информации предполагает наличие у консультанта определенной модели семьи и брака, возможных источников их дестабилизации. Концептуальные установки консультанта служат упорядочению получаемой от клиента информации.

Для измерения феноменов семейных отношений можно использовать следующие методики: опросники ПЭА, РОП, «Конфликты», а также тест семейных отношений (FBT) и тест Т.Лири [3]. Опросник ПЭА сконструирован А.Н.Волковой для диагностики трех феноменов отношений: понимание партнера, эмоциональной привлекательности, уважения к партнеру. Каждая шкала содержит 15 вопросов. Шкала понимания позволяет судить о наличии у клиента образа партнера, который позволяет ему адекватно вести себя по отношению к нему. Эмоциональная привлекательность измеряется рядом проективных вопросов, позволяющих судить о притяжении к партнеру, приятии его личностных появлений. Шкала уважения позволяет судить о мере авторитетности, значимости, референтности супруга в глазах другого.

Опросник РОП (ролевые ожидания и притязания в браке) предложен А.Н. Волковой для исследования семейных установок, позволяющий установить иерархию семейных ценностей и представления о распределении ролей при их реализации, а также ролевую структуру супружеской пары: кто и в какой мере берет на себя инициативу и ответственность за выполнение тех или иных функций семьи.

Опросник «Конфликты» разработан Г.Лером в отделении по изучению неврозов и психотерапии университета им.Маркса в ГДР, адаптирован в институте им.Бехтерева. Методика представляет собой набор из 49 вопросов и 6 вариантов ответов на них. Она позволяет судить о степени напряженности личности в 3-х сферах: производственной, бытовой, партнерско-супружеской. Опросник позволяет установить характер и источники конфликтности у супругов, степень их выраженности, влияние конфликтов на удовлетворенность браком.

Тест Т. Лири используется для диагностики взаимопонимания, идеального образа партнера. Он представляет собой набор характерологических утверждений, выраженность которых у себя и партнера предлагается оценить.

FBT - тест семейных отношений - проективная техника, впервые описанная Ховельсом и Ликоришем в 1936г. Она представляет собой набор из 40 картин, изображающих разные формы отношений между членами семьи. Тест позволяет получить представление о чувствах и поведении индивида в семье по отношению ко всем ее членам.

В целом благополучная супружеская пара, характеризуется: сходством семейных ценностей, высокой ролевой адекватностью, низкой конфликтностью в разных сферах жизни, высоким уважением и эмоциональным приятием друг друга.

Заключение


Исследования межличностных супружеских отношений, проведенные как отечественными, так и зарубежными специалистами, убеждают нас в одном: невозможно насильно сделать людей счастливыми, но разработанные специалистами и опробированные методики психодиагностики супружеских отношений убеждают в главном: можно помочь супружеским парам уцелеть в семье, которой они еще дорожат, дать друг другу еще один шанс начать все сначала и, может быть, пронзительнее, чем когда-либо ощутить смысл слов классика семейной психотерапии Карла Виттера: «Состоять в браке поистине ужасно. Хуже этого может быть только одно - в браке не состоять».[5]

Список литературы:


1. Дармодехин С.В. Семья и государство// Мониторинг социально-экономического потенциала семей. №3. 2000.

2. Лидерc А.Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. — Москва-Обнинск. ИГ-СОЦИН, 2004. 294 с.

3.Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 1982. - Т.3, N2.

4.Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал.-1986.-Т.7,N2.

5.Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть /Пер. с англ. - М., 1995.

Похожие работы:

  1. • Причины подростковой преступности
  2. • История болезни - Педиатрия (поражение мочевыделительной ...
  3. • Сахарный диабет 1 тип
  4. • Острая кишечная инфекция. Гастрит. Лёгкая форма
  5. • Особенности экологических подходов к формированию ...
  6. • Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий ...
  7. • Психолого-педагогический аспект формирования будущего ...
  8. • Областной социально - реабилитационный центр для ...
  9. • Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ...
  10. • Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
  11. • Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
  12. • Теория акцентуации характера личности
  13. • Семейная педагогика
  14. • Рекомендации по организации работы с родителями ...
  15. • Особенности работы социального педагога с детьми из ...
  16. • Детский алкоголизм как форма проявления девиантного поведения ...
  17. • Сотрудничесто дошкольного учреждения с семьями ...
  18. • Работа социального педагога с семьей "группы риска"
  19. • Вовлечение семьи в профилактику злоупотребления ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com