Рефетека.ру / Психология

Контрольная работа: История исследований в психологии и ее понятия

Пермский гуманитарно-технологический институт


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Психология"


Пермь, 2007

Задача 1


Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные.

Психология - наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

Данное суждение неполно отражает определение психологии. Кроме, интроспективный метод не единственный, помимо него используются и другие методы исследования переживаний и психических состояний.

Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятия, понятий, чувств и других явлений психики.

Данное суждение достаточно верно и точно.

Психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

Данное суждение достаточно верно, потому что отражает объекты психологической науки.

Психология - отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.

Данное суждение неверно, так как психология не является отраслью какой-либо науки, психология - это отдельная отрасль знаний, пределы которой не ограничиваются лишь изучением функционирования нервных процессов мозга. Психология - наука, изучающая структуру психических явлений, их совокупность и проявление деятельности человека.

Психология - наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного "Я" (т.е. сознание индивида).

Данное суждение вполне верно, так как предметом психологии является внутренний мир человека, в частности и сознание.

Задача 2


Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:

1. Первая психологическая лаборатория была основана Вильгельмом Вундтом в 1879 году.

2. Метод самонаблюдения состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.

3.З. Фрейд утверждал, что наше поведение в значительной степени подчинено влиянию подсознательных сил из детства, которые потом отражаются на нашей сексуальной жизни.

4. К основным методам относят метод наблюдение и метод эксперимент, к вспомогательным - все остальные.

Экспериментальный метод состоит во вмешательстве исследователя в ход событий, с тем, чтобы установить, как изменение одного факта влияет на изменение другого.

К методу опроса относят интервью, беседу и анкетирование.


Задача 3


1. Какие из приведенных ниже положений характеризуют психическое отражение, какие - зеркальное?

а) активно воздействует на среду - психическое отражение;

б) отражает явление только в момент его непосредственного воздействия - зеркальное отражение;

в) дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности - психическое отражение;

г) является фотографией окружающей действительности - зеркальное отражение;

д) сигнализирует о жизненно важном для человека - психическое отражение.

2. К методу опроса относятся … д) социометрия; е) анкетирование.

3. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов:

1). Инстинктивное поведение … г) все ответы верны.

2). Импринтинг … е) все ответы неверны.

3). Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку, - это сознание.

4). Высшие психические функции характеризуются … а) осознанностью.


Задача 4


Из приведённых суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор.

1. Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.

На Земле существует огромное количество форм живой материи, которые обладают определенными психическими способностями. Самая элементарная способность реагировать на окружающую среду - раздражимость. Наиболее простые формы раздражимости: тропизмы и таксисы, которые встречаются у растений, поэтому я считаю, что данное суждение верно.

2. Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.

Данное суждение верно. По А.Н. Леонтьеву, для животных характерны только первые две стадии развития психики, что же касается третьей - это уже сознание человека. Первая стадия - элементарная сенсорная психика характеризуется наличием ощущений, появлением органа манипулирования и способностью к формированию условного рефлекса. Вторая стадия - перцептивная психика в своем развитии доходит до использования животными ранее приобретенных знаний, умений и навыков в сложном поведении.


Задача 5


В научно-фантастическом рассказе описано следующее.

Однажды экспедиция археологов обнаружила пещеру, в которой жили человекообразные существа, названные учеными троппи. Троппи питаются мясом, которое коптят на кострах самым примитивным образом. У троппи подвижные руки, напоминающие руки пигмеев, с длинными, хорошо развитыми пальцами. Указательным пальцем они часто показывают на отдаленные предметы. Они высекают огонь, ударяя двумя обточенными кремнями над лишайником. Членам экспедиции удалось обучить троппи нескольким словам, но связной речи у них не наблюдалось. Они произносили отдельные звукосочетания: одни, когда им было больно; другие - когда было радостно; третьи - когда угрожала опасность. Одного из троппи удалось научить узнавать букву "h", показывая ему банки с ветчиной, на которых была написана эта буква. Он научился писать эту букву карандашом.

Троппи обтесывают камни, ударяя при этом по камню с необычайной точностью, отбивая от него сначала крупные, а потом все более мелкие и мелкие кусочки. Когда им показали, как обтесывать камень при помощи настоящего молота и долота, троппи так и не научились пользоваться долотом, но из-за молота началась настоящая ссора. (по Веркору. Люди или животные?).

Я считаю, что троппи - это животные, у которых развитие на высшем уровне перцептивной психики. В отличие от других животных они очень много умеют и вполне обучаемы. Троппи умеют использовать орудия труда, разжигать огонь, но людьми их назвать нельзя, так как у них нет сознания. Они не обладают связной речью, которая и является источником формирования сознания.

Задача 6


Заполните таблицу:


Основные направления зарубежной психологии

Направление Представители

Предмет

психологии

Основные теоретические

положения

Методы

исследования

Структурализм


В. Вундт, Титчинер Сознание. Выделяют ощущения и элементарные чувства, названы лабораторные методы. Интроспекция, наблюдение.

Функционализм


Уильям Джемс, Джон Дьюи Приспособительные функции психики. Изучение рефлекса в психологии, теория личности, теория эмоций, рассмотрение категории самосознания. Наблюдение, опыты как тесты, эмпирический опыт.

Бихевиоризм:


Уотсон, Торндайк, Павлов, Бехтерев, Ухтомский Поведение. Объясняют поведение воздействием внешней среды, рассматривают научение - как классическое обусловливание. Киннер описывает оперантное обусловливание (метод проб и ошибок). Точный опыт и эксперимент, описание результатов.

Психоанализ:


З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни,

Э. Форм

Бессознательное. Описание бессознательного во снах, обращение к глубинным слоям психики, описание энергии ЛИБИДО, как источника активности.

Метод Клини-ческой беседы, метод свободных ассоциаций, анализ снов, проективные методики, метод терапии (снятия страхов).

Гештальт -психология


Курт Ливин, Фриц Перлс, Келер, Кофка, Вертгеймер Единица анализа сознания и психики. Изучение психики с точки зрения целостных структур, рассматривали целостность восприятия, его законы, а также предметность восприятия. Эксперименты, анализ восприятия, опыты.

Когнитивная

Психология


У. Найсер, В.К. Эстес, Г. Хекхаузен, Дж. Каган Процессы и механизмы оперирования информацией и знаниями. Основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека, для пояснения этой аналогии было введено понятие компьютерной метафоры. Изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и поведение. Эксперименты, в которых измеряется скорость выполнения разных простых задач, электроэнцефалография (ЭЭГ), позитронная эмиссионная томография (ПЭТ), функциональное отображение магнитного резонанса (ФОМР).

Гуманистичес-кая

психология


А. Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Р. Мей. Самоактуализация, саморазвитие. Человек ценностен, неповторим, индивидуален, способен к любви и творчеству, концепция логотерапии, разработка целостно динамической теории мотивации. Групповые тренинги роста, раскрепощенности, успешности разнообразные виды психологического тестирования, в т. ч. проективные методики (оценка отдельных черт личности), а также психоанализ.

Список литературы


Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.

Немов Р.С. Общая психология. М., 2003.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.


Рефетека ру refoteka@gmail.com