Рефетека.ру / Психология

Курсовая работа: Исследование межличностных отношений учащихся старших классов

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

«ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ»


Введение


В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется, необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход от тоталитарного общества и переход демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многих аспектов окружающей нас действительности. Особенно важно научиться новым способам взаимодействия с окружающими нас людьми.

В настоящее время не нужно доказывать, что межличностное общение – совершенно необходимое условие жизнедеятельности людей, что без него невозможно полноценное формирование личности. В отрыве от общества человек не сможет полноценно развиваться, невозможно полноценное развитие ни одной психической функции и процесса.

Межличностные отношения оказываются таким процессом, при котором мы находим пути взаимодействия с окружающими нас людьми, тем самым проходим процесс социализации в обществе. В процессе межличностных отношений и взаимодействий у современного школьника возникает ряд проблем связанных с созданием новых способов отношений. Во время формирования нового уклада общества на школьников непроизвольно накладывается некий отпечаток в навыках межличностных отношений, в связи с сохранением старых устоев, которые во многом не применимы в современном обществе. Особенно важно сформировать навыки положительных отношений у учащихся старших классов, т.к. неспособность налаживания связей может явиться барьером для благоприятного освоения в социуме. Важно учитывать особенности данного возраста и влиять на развитие межличностных отношений с учетом специфики поведения, интересов и ценностей переживаемого периода. Тем самым можно я считаю, что проблема развития у школьников навыков и способов межличностного общения, является актуальной темой исследований.

Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы

Обозова Н.Н., Андреевой Г.М., Акоффа Р. и Ф. Эмери, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, А.М. Матюшкина, Т. Лири, совместные работы Т. Хустона и Г Левингера.

Объект исследования – межличностные отношения.

Предмет – формирование межличностных отношений в процессе общения.

Цель исследования – выявить особенности межличностных отношений старшеклассников, а также степень сплоченности-разобщенности в группе, выявить индивидуальную оценку отношений учащихся с классом.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть общее представление о межличностных отношениях;

2) рассмотреть общую характеристику межличностных отношений учащихся старших классов;

3) подобрать методику, сформулировать выборку;

4) выявить особенности межличностных отношений учащихся старших классов;

5) обработать данные, сделать выводы.

В исследовании выдвигается следующая гипотеза – для старших школьников характерно тесное взаимодействие с коллективом и заинтересованность в общении с группой одноклассников.

Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике учителей старших классов, в работе практикующего психолога.

Теоретическая ценность состоит в том, что данная работа расширяет и углубляет имеющиеся представления о межличностных отношениях; возрастных особенностях отношений старших школьников.

База исследования. Для изучения межличностных отношений учащихся старших классов было проведено исследование базе школы № 13 города Мурманска. В нем принимали участие ученики 10 «а» класса в возрасте 15–16 лет. В классе обучается 31 человек, на момент проведения исследования присутствовали 16 человек, из них 6 мальчиков, 10 девочек.

Структура курсовой работы соответствует теме исследования, состоит из введения, 2 глав, заключения и приложения.


1. Теоретический анализ межличностных отношений


1.1 Понятие «Межличностных отношений»


Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описание и объяснение процесса непосредственного взаимодействия между людьми.

Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:

в ней учувствует не большое число людей

это непосредственно взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга

это так называемое, личностно-ориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает не заменимость, универсальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния самооценки, личностных характеристик

«ОТНОШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ» – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга, при взаимодействии и содержании совместной деятельности. [6]

Уровень межличностного общения опосредован целями, задачами и содержанием совместной деятельности и уровнем ее развития – от случайно собравшихся людей, до высоко организованных коллективов. [30]

Однако из этого определения не ясно, какие возможности для анализа проблем межличностного общения представляет понятие «межличностное отношение» в сравнении с понятием «межличностное взаимодействие» и «межличностная коммуникация»

«Межличностное взаимодействие» – это инструментально – технологическая сторона общения; взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения.

«Межличностная коммуникация» понимается как процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. [26]

В связи с этим обратим внимание на следующие моменты:

Анализ межличностных отношении – это обращение не к случайным кратковременным ситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям (для их анализа, в общем, даже не важно, соприсутствуют ли партнеры в данной ситуации).

Долгосрочный характер личных взаимоотношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающийся драматическими изменениями чувств и эмоций, неопределенностью, переговорами и т. п., – все это принципиальные вопросы теории межличностных отношений.

Единицей анализа межличностных отношений выступает чувство как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Рассмотреть содержание эмоций и чувств становится возможным именно в рамках изучения межличностных отношений.

Ядро отношений составляют сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга. Чувства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии с которой строится общение. Тем самым межличностные отношения, рассмотренные как система определенных шаблонов поведения, структурируют общение, обеспечивают его преемственность между данными партнерами.

Таким образом, межличностные отношения можно определить как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте.

К структурным параметрам, задающим содержание отношений, как правило, относят следующие:

дистанция, или степень психологической близости партнеров, – близкая, далекая;

валентность, или оценка отношений, – позитивная, негативная, противоречивая, безразличная;

позиция партнеров – доминирование, зависимость, равенство;

степень знакомства – отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные.

У каждого человека в системе отношений своя межличностная роль, которая налагает на него особые права и обязанности. Большинству межличностных ролей не обучают специально. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт.

Таким образом, межличностные отношения представляют собой сложное образование. [23]


1.2 Межличностные отношения в работах психологов


Впервые в отечественной литературе межличностные отношения анализировались в 1975 г. в книге «Социальная психология».

Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени исследована. В монографии Н.Н. Обозова (1979) обобщены результаты эмпирических исследований отечественных и зарубежных специалистов. Это наиболее глубокое и обстоятельное исследование и в настоящее время сохраняет свою актуальность. В последующих публикациях проблеме межличностных отношений уделяется мало внимания. За рубежом эта проблема анализируется в справочниках по социальной психологии. Наиболее интересным совместным исследованием Т. Хустона и Г. Левингера является «Межличностная привлекательность и межличностные отношения» (Huston, Levinger, 1978), не потерявшее значения и в настоящее время.

В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. В первую очередь необходимо упомянуть о В.Н. Мясищеве, который считал, что самое главное, что определяет личность –»… ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями…"[21]. Анализируя «месторасположение» межличностных отношений в социально-психологической литературе, Г.М. Андреева отмечает, что их рассматривают прежде всего относительно системы общественных отношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественных отношений (Кузьмин, 1967); как отражение в сознании общественных отношений (Платонов, 1974). Сама же она утверждает, что:»… природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений. возникающих внутри каждого вида общественных отношений, не вне их…»

Н.Н. Обозов отмечает: «Межличностные отношения – всегда «субъект-субъектные» связи» [22]. Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью (что обусловливается активностью не только одной из сторон).

Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, Н.Н. Обозов предлагает следующую классификацию межличностных взаимоотношений [23]: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения.

Гораздо больший интерес представляет прогностическая модель совместимости американских психологов Р. Акоффа и Ф. Эмери, приведенную С.В. Ковалевым, выделяющих 4 основных типа людей в зависимости от их характера. В этом случае межличностные отношения рассматриваются в зависимости от принадлежности «субъектов» к определенному типу. [33]


1.3 Межличностная аттракция


Исследование аттракции в социальной психологии – сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д.

Однако логика изучения межличностного восприятия заставила социальную психологию принять и эту проблематику, и в настоящее время насчитывается довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области. [2]

Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека. [26]

Уровни аттракции:

Симпатия – устойчивое одобрительное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности. Симпатия вдохновляет людей к упрощенному взаимопониманию, к рвению узнавать собеседника в процессе общения. [33]

Дружба – вид устойчивых, индивидуально – избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффиляции (стремления быть в обществе др. людей), взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. [2]

Любовь – эмоционально окрашенное отношение к человеку, предмету, идее, Родине или иному объекту, выражающееся в потребности идентификации с ним. Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного дела, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все остальные интересы субъекта, а на 1-ый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта. [33]

Среди людей, входящих в круг нашего общения, всегда есть те, кто нам нравится больше, те, кто нам нравится меньше, и те, кто нам вообще не нравится. То есть наше восприятие других людей, как правило, сопровождается более или менее выраженным оценочным отношением к ним. При этом мы достаточно быстро определяем, кто нам нравится, а кто нет. Стремление нравиться другим людям и их взаимные чувства по отношению к нам составляют важную сторону социальной жизни, играют значительную роль в хорошем самочувствии любого человека. Наши предпочтения проявляются при выборе друзей и будущих супругов; многие группы формируются на основе взаимной привлекательности входящих в них людей. [16]

Таким образом, межличностная аттракция – это процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.

Диапазон привлекательности одного человека для другого можно представить следующим образом (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Шкала эмоциональной оценки в межличностной аттракции предпочтительности

Уровень аттракции Эмоциональная оценка Действие
Люблю Другой человек значит для вас все Вы хотите постоянно быть вместе с ним
Очень нравится Вы считаете этого человека своим другом Вам нравится быть вместе, строить совместные планы
Нравится Этот человек вызывает у вас положительные эмоции Вам приятно поговорить с этим человеком
Нейтральный Этот человек не вызывает у вас ни положительных, ни отрицательных эмоций Вы не ищете с ним встреч, но и не избегаете его
Не нравится Этот человек в общем вызывает у вас негативные эмоции Вы предпочитаете не разговаривать с ним
Очень не нравится Он входит в список нежелательных лиц Вы активно избегаете любых контактов с ним
Ненавижу Когда вы видите этого человека или просто слышите его имя, вы выходите из себя По крайней мере в мыслях, вы хотели бы причинить ему вред

На процесс межличностной аттракции наибольшее влияние оказывают внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы аттракции

К внешним, то есть не связанным непосредственно с процессом взаимодействия, факторам аттракции можно отнести следующие:

степень выраженности у человека потребности в аффилиации;

эмоциональное состояние партнеров по общению;

пространственная близость.

1) Потребность в аффилиации – потребности быть с другими людьми, входить в общество, устанавливать дружеские отношения, сотрудничать и т.д. Потребность в аффилиации была 1 из 20 психологических потребностей, описанных Г.А. Мюрреем. В 1938 г. Г. Мюррей определил мотив аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группе» (Цит. по: Хекхаузен, 1986, т. 1, с. 289). [24]

Степень выраженности данной потребности у того или иного человека в значительной мере определяет тип его межличностного поведения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно, постоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили. Общая направленность на людей, непереносимость одиночества оказывается для человека с ярко выраженной потребностью в аффилиации фактором, усиливающим для него привлекательность другого человека (особенно на начальном этапе взаимодействия) как потенциального партнера по общению.

2). Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. Это состояние можно описать словами – «сегодня мне все нравятся», вне зависимости от того, сделали эти люди что-то хорошее для него или нет. Экспериментально установлено, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении. Для человека с негативными эмоциями другие люди либо просто не существуют (он их не видит), либо на них переносится его плохое настроение (они его раздражают, досаждают и т. п.). Таким образом, то, как мы относимся к другим и как они – как нам кажется – относятся к нам, может быть лишь частью нашего общего эмоционального состояния, на которое влияют самые разнообразные факторы внешней среды: политические или экономические новости, характер погоды, звучащая музыка и многое другое.

3) Межличностная аттракция определяется также и пространственной дистанцией между партнерами как в буквальном, так и в переносном смыслах. Исследования показывают, что с увеличением привлекательности изменяется и дистанция общения. Чем ближе друг к другу люди в личностном смысле, тем комфортнее они себя ощущают в общении на пространственно более близкой дистанции. В данном случае не срабатывает эффект отрицательной реакции на вторжение в личностную зону. Любое же приближение в эту зону человека, не вызывающего положительных эмоций, может вызывать рост дискомфорта. [32]

Другое объяснение связи между пространственной близостью и межличностной аттракцией предложил известный психолог Роберт Зайонц, сформулировав следующую зависимость (Zajonc, 1968): неоднократное использование какого-либо стимула увеличивает привлекательность этого стимула для воспринимающего. Иначе говоря, то, что знакомо, нравится больше, чем то, что незнакомо. В своих экспериментах исследователь находил подтверждение этому выводу. Например, он показывал испытуемым фотографии, варьируя число показов от 1 до 25 раз. Было замечено, что чем чаще человек видит конкретное лицо, тем более привлекательным оно ему кажется. Другой эксперимент: в ходе определенной игры человек встречался со своим партнером от одного до восьми раз; затем игроков просили назвать тех, кто им понравился больше других. Результат был сходен с предыдущим: чем чаще люди встречались в игре, тем больше они нравились друг другу. Правда, было введено важное уточнение – для того чтобы повторная встреча вызывала аттракцию, начальная реакция на партнера должна быть либо нейтральной, либо положительной (хотя бы в слабой степени). Повторный негативный стимул усиливал негативное восприятие партнера. [16]

Внутренние факторы аттракции

К внутренним, или собственно межличностным, детерминантам аттракции можно отнести:

физическую привлекательность партнера по общению;

демонстрируемый стиль общения;

фактор сходства между партнерами по общению;

выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.

1) Физическая привлекательность

Нам нравятся красивые люди. Разумеется, взгляды на красоту субъективны, но тем не менее мы воспринимаем ее как важный элемент установления и развития межличностных отношений. Эмоционально положительный образ начинает как бы позитивно достраиваться.

Существует ряд гипотез, объясняющих наличие связи между внешней красотой и аттракцией.

Красота является положительным подкреплением: нам приятно видеть красивое.

Красивые люди могут быть более коммуникабельными, обладать более развитыми коммуникативными навыками, что может объясняться различными условиями социализации красивых и некрасивых людей. Замечено, что у более красивых мужчин и женщин в общении с другими людьми преобладает ориентация непосредственно на партнера, например, разговор о нем доминирует над ориентацией на достижение какой-либо внешней цели.

Популярность красивых людей может быть вызвана определенными выгодами общения с ними. Красивый человек как бы повышает уровень физической привлекательности своего партнера.

Действие эффекта ореола – «красивый – значит, хороший»; люди склонны ассоциировать красоту с положительными личными характеристиками, а некрасивость – с отрицательными.

Однако связь между физической привлекательностью и аттракцией находится в сложных, опосредованных другими переменными зависимостях. Некоторые социальные психологи утверждают, что в основе предпочтения красивых или некрасивых лежит не столько стремление человека выбрать в качестве партнера по общению самого красивого, сколько прогноз его реакций на себя. В случае, когда человек уверен в себе, он выбирает наиболее красивого из возможных претендентов, при отсутствии такой уверенности ориентируется на средний или даже низкий уровень физической привлекательности.

2) Стиль общения

Важным фактором межличностной аттракции является манера поведения. Общение с одними людьми приносит нам большее наслаждение, чем с другими. Те, кто проявляет щедрость, великодушие, энтузиазм, нежность, живость, коммуникабельность, решительность, как правило, нравятся больше, чем те, кого воспринимают как скупых, холодных, апатичных, «агрессивно-эгоцентричных» или чересчур робких.

В одном исследовании испытуемых просили описать черты человека, которого они не любят. В полученных описаниях были выделены следующие три группы определенных качеств.

Во-первых, – самовлюбленность, высокомерность, заносчивость, самодовольство, тщеславие. С таким человеком неприятно иметь дело, потому что он больше думает о себе, чем о ком-либо еще. При взаимодействии с ним вы чувствуете отсутствие интереса к себе, к вашему мнению, вашим идеям; результатом этого может стать снижение самоуважения.

Во-вторых – догматичность, постоянная склонность не соглашаться, противоречить своему собеседнику. Отчасти такие люди напоминают первый тип – их меньше интересуют чувства и взгляды других людей, чем желание проявить свою волю над ними. Подобное оскорбительное поведение может вызвать несколько вариантов ответных реакций:

встречное оскорбление;

пассивное сопротивление в форме молчаливого протеста;

вынужденное подчинение, при котором сохраняется или даже усиливается негативное отношение к такому человеку.

В-третьих – двуличность, неискренность; в общении с таким человеком возникает ощущение опасности («чего он хочет от меня?», «кому он может передать содержание нашего разговора?»), чувство, что вас хотят использовать в чьих-то целях.

3) Сходство

«Приятный человек – это человек, который согласен со мной», – однажды сказал Дизраэли (премьер-министр Великобритании в конце XIX в.). Три четверти века спустя это высказывание нашло подтверждение в научных исследованиях: нам нравятся, и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся и мы не нравимся людям, отличающимся от нас [16]. Не вызывает сомнений, что особенно для этапа установления межличностных отношений факт обнаружения сходства в партнере имеет едва ли не решающее значение. Даже для начала беседы с незнакомым попутчиком в транспорте необходимо найти общую тему диалога, что способствует быстрому развитию взаимоотношений и формированию позитивного эмоционального фона. [32]

В основе этого утверждения лежит принцип когнитивного соответствия, нашедший отражение в целом ряде социально-психологических теорий. Согласно этому принципу, люди имеют сильно выраженную потребность в согласованности, последовательности. Социальные установки, верования, чувства, ценности человека взаимосвязаны, и он пытается поддерживать их в согласованности или создать ее, если она утрачена.

Множество экспериментов, проводимых в рамках теории когнитивного баланса показывают, что когда мы общаемся с кем-то, кого считаем похожим на нас, мы с большой долей вероятности становимся похожими друг на друга в оценках и взглядах. Кроме того, чем больше мы воспринимаем взгляды другого человека как подобные своим, тем больше вероятность того, что мы нравимся ему.

Некоторые факторы усиливают воздействие сходства на аттракцию. Среди них:

число вопросов, по которым люди достигают согласия;

важность, значимость тех или иных взглядов;

взаимность.

Взаимность – еще одна переменная, усиливающая воздействие принципа сходства на межличностную аттракцию. От того, чувствуем ли мы, что тог, кто нам нравится, испытывает те же чувства к нам, что этот человек к нам не равнодушен, во многом зависит, станет ли наше увлечение сильнее. Знание того, что мы нравимся другому человеку, оказывается своеобразной наградой, повышает самооценку. Если же наше чувство не вызывает взаимности, мы постараемся справиться с ним, уменьшая или утрачивая интерес к этому человеку. [16]

4) Дополнительность

Теорию, подчеркивающую различия, а не сходство между людьми как основу межличностной аттракции, предложил американский психолог Р. Винч, назвав ее теорией дополняющих потребностей. Ее основное положение можно сформулировать следующим образом: при отборе брачных партнеров и даже друзей мы чаще выбираем тех, кто удовлетворяет наши потребности, а максимальное удовлетворение имеет место тогда, когда два человека имеют скорее дополняющие, а не сходные потребности.

Винч выделял два типа дополнительности. Во-первых, два человека могут удовлетворять разные потребности друг друга. Например, А имеет сильную потребность в том, чтобы кого-то защищать, а Б – сильную потребность в зависимости от кого-то. Во-вторых, два человека могут удовлетворять одну и ту же потребность, например когда А имеет сильную потребность в доминировании, а у Б эта же потребность выражена значительно слабее. [5]

5) Поддержка

Фактор поддержки: аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь – на отрицательные.

Поддерживающий стиль поведения можно определить как любое поведение, в результате которого другой человек начинает больше себя ценить. Неподдерживающий стиль – поведение, в результате которого другой человек оценивает себя ниже, ценит себя меньше.

Следующие виды сообщений воспринимаются скорее как поддержка:

обращение к партнеру по имени: имя символизирует личность человека, соответственно, такое обращение демонстрирует внимание к данной личности. Восприятие его, как правило, окрашено положительной эмоцией;

комплименты, то есть похвала, содержащая небольшое преувеличение положительных качеств того, кому делается комплимент;

прямое признание: с собеседником соглашаются и прямо сообщают ему об этом, что проявляется в поддержании разговора, заинтересованности в разговоре и т. п.;

выражение положительных чувств, при котором слушающий сообщает (вербально или невербально) о положительных эмоциях, вызванных тем, что было сказано;

благодарности.

Среди сообщений, вызывающих чувство отказа в поддержке, можно выделить:

уход от обсуждения, когда собеседник реагирует на сказанное, но быстро переводит разговор в другом направлении или собеседник не делает даже попытки связать свой ответ с тем, что услышал

безличные предложения – подчеркнуто правильная, наукообразная речь, отказ от личного обращения;

прерывание говорящего;

противоречие между вербальным и невербальным содержанием сообщения

Таким образом, межличностная аттракция определяется действием целого ряда факторов. Положительное восприятие другого человека может зависеть от эмоционального состояния самого воспринимающего, от степени выраженности у человека потребности в аффилиапии, от того, находится данный человек рядом с вами или он далеко от вас. Людям скорее нравятся те, кто имеет взгляды, образование, ценности, статус, сходные с их собственными; те, чье поведение и стиль общения поддерживают их самоуважение и достоинство.


2. Межличностные отношения старшеклассников


Широко известно высказывание Макаренко А.С. о том, что истинным объектом педагогической работы являются отношения. В.А Сухомлинский видел задачу воспитания в том, чтобы ученик пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту. Эти высказывания имеют общую мысль: не построив в детском коллективе нормальных отношений – коллективизма, сотрудничества, дружбы, – не воспитать полноценного в социальном и нравственном смысле человека. [28]


2.1 Юношеский тип общения


Коллектив старшеклассников отличается своей позицией старшего в школе. Для него характерно ценностно-ориентационное единство или расслоение на группы и союзы групп. Конфликты в этом возрасте возникают преимущественно на ценностной основе, имеют затяжной характер и, как правило, скрыты от взрослых.

Все это в значительной мере объясняет, почему эмоционально-смысловой доминантой общения юношеского типа является сам старшеклассник как субъект отношений в значимых сферах жизнедеятельности. Содержание и характер общения старшеклассников со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением юношей и их реализацией как субъектов отношений. Характер содержания общения в этом возрасте ценностно-ориентирующий.

Отличительной особенностью общения детей в юношеском возрасте является, некоторая социально-психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием не больших замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные от взрослых, подростки и юноши образуют потому что волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. У детей этого возраста имеется много специфических интересов, удовлетворить которые они не в состоянии только в непосредственном общении друг с другом, так как для взрослых их дела могут оказаться не интересными и не заслуживающими внимания. Среди этих вопросов и интересов не мало таких, которые имеют большое значение для личностного развития детей данного возраста. Ведущая тематика бесед старшеклассников содержит обсуждение «личных дел» (своих и партнеров), «взаимоотношений людей», «своего прошлого», «планов на будущее» (которые, будучи глубоко личными, неизбежно включают в себя широкий комплекс социальных проблем), «взаимоотношений юношей и девушек» «отношений с товарищами», «отношений с учителями», «отношений с родителями», «своего развития – физического, интеллектуального»

Через общения организуемое со сверстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание. В центр обсуждения всей этой проблематики выдвигается «Я» старшеклассника, которое анализируется в общении в самых различных аспектах. [10]

Для юношеского общения типичны состояния ожидания, поиска и наличие дружеского общения со сверстниками своего и противоположного полов.

В старших классах дружеское общение становится типичным.

Старшеклассники различают дружбу и приятельство, подчеркивается доверительность в отношениях. Установка на доверительность проявляется особенно явно при обсуждении одних и тех же тем с друзьями и приятелями.

Старшеклассники одновременно могут входить в несколько групп: диаду, небольшую приятельскую (5–6 человек), большую компанию (до 12–15 человек). Для общения в этих группах характерно то, что предмет их занятий выступает лишь как повод, фон общения. Содержание общения этих групп не совпадает. Содержание общения старшеклассников совершенно явно связанос той жизнедеятельностью, в которую включены юноши и девушки в воспитательных коллективах. От содержания, интенсивности. Привлекательности и форм ее организации зависит объем и интенсивность общения старшеклассников. Круг общения старшеклассников растет за счет включения в него все большего числа сверстников противоположного пола. Общения между юношами и девушками имеет довольно интенсивный и регулярный характер. Общение между юношами и девушками на товарищеском уровне происходит главным образом в тех коллективах, в которые входят старшеклассники. Содержание этого общения, его интенсивность определяется во многом жизнедеятельностью коллектива, формами ее организации. Приятельское общение может складываться и за пределами коллектива. Оно основывается на избирательности предпочтений. Развитость приятельского общения в различных коллективах не одинакова: в одних – ее практически нет, в других – она очень интенсивна. Приятельское общение порой возникает как эпидемия: стоит в классе или в группе появиться такому общению у лидера или привлекательного члена коллектива, как приятельскому общению начинают стремиться и другие члены класс, группы. Среди друзей и приятелей старшеклассников резко увеличивается число тех, с кем они не учатся вместе и не связаны территориальной близостью. Круг общения старшеклассников расширяется и за счет включения в него взрослых людей. Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит главным образом не в получении от них той или иной информации, а в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. В старших классах происходят изменения в ориентации на предпочитаемые места общения. Достигает максимума число юношей и девушек, ориентированных на общение дома и в школе минимальным становится число ориентированных на общение на улице. У большинства старшеклассников происходит дальнейшее освоение социального пространства. Они интенсивно осваивают свой регион и центр города, определяя в них предпочитаемые места общения. Наиболее явно это прослеживается у юношей и девушек, ориентированных на общение на улице и в общественных местах. [20]


2.2 Отношения старшеклассников в школьном коллективе


Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают – вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий с классом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин.

Во-первых, коллектив школьного класса выступает важным «условием» развития личности каждого из ребят. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности. Следовательно, для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Здесь необходимо уточнить, что важны как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение ребенка от своего положения в классе.

Второй важный момент связан с тем, что в практике каждого учителя существуют ситуации, когда он имеет дело не с одним отдельным учеником, а с классом как единым целым. А в этом случае перед педагогом встает задача взглянуть на класс как на социально-психологическую общность, что требует от него некоторой ориентировки в психологических особенностях класса как малой группы.

Еще одна причина связана с тем, что в педагогике существует распространенное мнение о важной положительной роли коллектива в воспитании личности ребенка. В целом, соглашаясь с этим положением, хотелось бы отметить, что, с одной стороны, это воздействие не всегда бывает позитивным, а с другой – мало констатировать, что коллектив влияет, необходимо понять, от чего зависит это влияние и как оно осуществляется.

Таким образом, говоря о межличностных отношений в классе, мы имеем в виду общую социально-психологическую характеристику класса как целого, а также анализ положения каждого ребенка в системе отношений в классе. [25]


2.2.1 Коллективная жизнь старшеклассника

Уровень коллективной жизни у старшеклассников значительно выше, чем у подростков. Прежде всего повышается социальный уровень целей и обогащается содержание совместной деятельности, составляющей стержень коллективной жизни. Отношение к коллективу и собственное положение в нем–один из важнейших критериев юношеской оценки товарищей и самооценки. Наряду с учебой и организацией досуга, коллектив старшеклассников ставит своей целью расширение общественно-политических горизонтов юношей и девушек и вовлечение их в общественно полезную трудовую деятельность. Старшеклассник должен чувствовать, что он работает не только на себя, но и приносит ощутимую пользу другим. Причем эти задачи должны быть подлинными и достаточно серьезными. Сосредоточение коллектива исключительно на собственных, внутренних проблемах неминуемо снижает тонус коллективной жизни, которая начинает казаться старшекласснику слишком узкой и локальной. [13]

Для ранней юности типично эмоционально-личностное отношение к коллективу. Особенно большое значение придается его сплоченности, дружбе между его членами, причем требования эти нередко бывают максималистскими. В среднем старшеклассники положительно оценивают степень сплоченности своих классов, хотя девочки во всех возрастах настроены значительно более критично, чем юноши, а городские школьники – более критично, чем сельские.

Однако с возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой–происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе.

Групповой статус старшеклассника и его отношение к коллективу детерминируются, с одной стороны, индивидуально-личностными свойствами человека, с другой–особенностями данного коллектива и его деятельности. Весьма важен, например, вопрос о соотношении общительности как свойства личности, которое проявляется в деятельности общения относительно независимо от содержания и ситуации этой деятельности, и коллективизма как устойчивого положительного отношения личности к коллективу, его целям, ценностям и задачам.

Чем бы ни определялся статус старшеклассника в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы, причем такие юноши часто попадают под дурное влияние вне школы. [12]


2.2.2 Социально-психологическая структура школьного класса

В психологии малой группы принято выделять две основные структуры отношений в коллективе:

ФОРМАЛЬНУЮ (официальную) и НЕФОРМАЛЬНУЮ (неофициальную).

Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа. Элементом формальной структуры в школьном классе может быть позиция старосты, какие-то другие должности», которые в конкретной школе или классе придуманы для организации обучения или для внеклассных дел.

Неформальная структура – это стихийно возникающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. В основе неформальной структуры могут лежать и другие критерии (например, отношение к общему делу или какие-то другие важные для группы моменты). Существенно то, что неформальная структура всегда является результатом взаимодействия конкретных людей, включенных в определенный коллектив.

Формальная и неформальная структуры, как правило, не совпадают. В школьном классе формальная структура почти отсутствует, зато неформальные отношения играют очень большую роль. Как уже говорилось, неформальная структура отношений есть результат опыта взаимодействия членов группы друг с другом. Естественно, что неформальная структура не возникает одномоментно с возникновением группы, а формируется постепенно. [11]

Специального внимания требует вопрос о позиции лидера школьного класса. Сначала разведем понятия ЛИДЕР и ЗВЕЗДА, которые довольно часто смешивают между собой. Звезда – это такой член класса, который является наиболее привлекательным для всех одноклассников. Часто это внешне симпатичные, веселые дети, легко вступающие в контакт с другими людьми, и общение с которыми почти всем приносит радость и удовольствие. Т. е. звезда относится к эмоциональной сфере отношений, сфере симпатий и антипатий между ребятами. Феномен лидерства более сложный и глубокий. Если звезды общения возникают почти сразу после образования класса, лидер выдвигается значительно позже и представляет собой результат групповой динамики, накопления опыта совместных дел и опыта отношений. Трудно представить себе класс, в котором бы не было ярких ребят, общение с которыми желанно для всех одноклассников, однако довольно много классов, в которых отсутствуют лидеры. Итак, что же такое лидер? Социально-психологический лидер – это такой член группы, который обладает наиболее сильным влиянием на одноклассников, является для них олицетворением их класса, носителем основных ценностей этого коллектива. Звезду в классе очень легко вычислить, при первом знакомстве с классом почти сразу же выделяются ребята, к которым тянется большинство. Однако они совсем не обязательно обладают значительным влиянием, чаще это совсем не так. Увидеть же, кто определяет решения в классе, бывает непросто. При внешнем наблюдении взрослые часто ошибаются при оценке влиятельности ребят в среде сверстников. Главная причина этих ошибок состоит в том, что педагоги (или другие взрослые) часто подменяют мнение ребят своим собственным, а критерии оценки у одноклассников и их учителей, как правило, сильно расходятся. Существует процедура, близкая социометрической, для определения лидера класса. Это вопросы, направленные на ранжирование одноклассников по критериям их вклада в те или иные виды совместной деятельности. В отличие от социометрических вопросов, в которых отвечающий оценивает степень своей собственной симпатии или антипатии, при ранжировании каждый член класса оценивает, кто из одноклассников является наиболее влиятельным в той или иной ситуации. [31]

Наличие лидера в классе может существенно облегчить учителю взаимодействие с этим коллективом, а может, наоборот, серьезно усложнить отношения. Воздействие на группу через лидера является одним из наиболее эффективных каналов влияния. Ведь ребята сами выдвинули данного одноклассника в эту позицию, опыт их взаимодействия привел к тому, что они доверяют ему и слушаются его. Если воздействие педагога и влияние лидера однонаправлены, то результат будет благоприятным. С другой стороны, если учитель идет против лидера, пытается дискредитировать его или же конкурировать с ним, то положение резко усложнится. В последнем случае педагог столкнется не с одним или другим учеником, а с классом как единым целым, у ребят возникнет ощущение посягательства на их класс, на ценности, которые имеют для них важное значение (в противном случае лидера в классе просто бы не было). [19]

Перейдем от проблемы индивидуального статуса ребенка в группе к описанию социально-психологической структуры группы в целом. Естественно, что видов структур также может быть великое множество. Но нас в данный момент интересуют такие виды отношений ребят в классе, которые могут стать предметом беспокойства для учителей, работающих с ними. Приведем основные примеры таких неблагополучных взаимоотношений в классе. Первый вариант представляет собой случай отсутствия структуры совсем. Т.е. групповой уровень отношений практически не сформирован. В лучшем случае ребята разбиваются на пары, ощущение класса как чего-то целостного отсутствует и у самих школьников, и у преподавателей, работающих с ними.

Второй вариант – складывающаяся структура. В классе существует группировка, в которую входит небольшое число ребят, а остальные одноклассники существуют сами по себе. Наиболее неблагоприятный случай, если данная группировка противопоставляет себя всему остальному классу. Если же отношения нейтральны и носят скорее позитивный характер, то есть высокая вероятность, что действительно речь идет о начальном этапе развития класса как психологической общности, об общих закономерностях которого мы будем говорить ниже.

Третий тип возможной структуры школьного класса – наличие в классе двух или более конкурирующих группировок ребят. Такая ситуация в классе является результатом определенного развития отношений, изменение которых весьма проблематично. Каждая из сложившихся группировок уже прошла свой путь психологического развития, и критерий сплочения в одной подгруппе отличается от тех факторов, которые сыграли группообразующую роль для других ребят. Наличие же таких группировок приводит к атмосфере враждебности и конкуренции в классе.

Приведенные примеры структур отношений в классе не требуют специальных приемов диагностики. Они достаточно очевидны для внешнего наблюдателя (которым является учитель). Сложнее понять, что выступило причиной того, что сложилась структура определенного типа, какой вид деятельности выполнил функцию группообразования для каждой из группировок. Но для ответа на эти вопросы, к сожалению, не существует формализованных методических процедур. [29]


3. Экспериментальное исследование межличностных отношений учащихся старших классов


1 Методика и программа исследования межличностных отношений учащихся старших классов.

База исследования. Для изучения межличностных отношений учащихся старших классов было проведено исследование. Исследование проводилось на базе школы № 13 города Мурманска. В нем принимали участие ученики 10 «а» класса в возрасте 15–16 лет. В классе обучается 31 человек, на момент проведения исследования присутствовали 16 человек, из них 6 мальчиков, 10 девочек. Для большего удобства в нашем исследовании, мы будем обозначать их цифрами от 1 до 16.

Цели и задачи исследования. Цель исследования – подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Гипотеза: для старших школьников характерно тесное взаимодействие с коллективом и заинтересованность в общении с группой одноклассников.

Задачи исследования:

выявить особенности взаимоотношений в классе с помощью 4

факторной шкалированной анкеты представленной В.С. Ивашкиным.

выявить преобладающий тип восприятия каждым индивидом класса.

Исследование проводилось с помощью двух методик:

1. Исследование взаимоотношений в группе учащихся.

Назначение теста

Исследование проводится с помощью 4-факторной шкалированной анкеты. Она предназначена для выявления количественной оценки в виде числовых показателей четырех видов взаимоотношений, в школьных группах по шкалам: Социальной дистанции (СД), дружбы (Д), альтруизма (А) и ответственности (О). Анкета позволяет решать две взаимосвязанные задачи: исследование детей в группе и группы через сформированность социально-психологических характеристик школьников. Данная анкета была предложена Е.М. Крутовой, модифицировалась Д.Я. Богдановой, В.С. Ивашкиным.

Инструкция к тесту

1. Внимательно прочитайте анкету и распределите одноклассников по перечисленным пунктам, написав в правой стороне число лиц, с которыми у вас сложились указанные отношения.

Внимательно прочитайте анкету. В каждой шкале обведите кружком порядковый номер утверждения, наиболее сходного с вашим мнением.


Тестовый материал

Социальная дистанция – шкала СД

№ п/п Мое отношение к одноклассникам Число лиц
1 Самые близкие люди, с ними мне не хотелось бы никогда разлучаться.
2 Не являются моими друзьями, но я иногда приглашаю их к себе и провожу с ними свободное время.
3 Я не дружу с ними, но они меня очень интересуют и мне хочется сблизиться с ними.
4 Те, с кем у меня нет никаких личных и деловых отношений.
5 Я общаюсь с ними только в деловой обстановке по необходимости. Общаться с ними в свободное время не желаю.
6 Мне не симпатичны эти люди, общаться с ними избегаю
7 Мне очень неприятны эти люди, я не хочу иметь с ними ничего общего

Дружба – шкала Д

№ п/п Мое мнение о классе
1 Очень недружный, постоянно происходят ссоры.
2 Не дружный, часто возникают споры
3 Нельзя назвать конфликтным, но ссоры иногда бывают
4 Нет ссор, но каждый живет сам по себе
5 Дружный класс
6 Очень дружный и сплоченный.

Альтруизм – шкала А

№ п/п Мое мнение о классе
1 Ребята отказываются помогать друг другу
2 Не принято помогать друг другу
3 Помогают друг другу только по требованию учителей.
4 Помогают друг другу по просьбе
5 Помогают только своим друзьям
6 Охотно помогают друг другу без просьбы и напоминания

Ответственность – шкала О

№ п/п Мое мнение о классе
1 В классе нет взаимной ответственности
2 Ответственно относятся к делам класса и других учеников только отдельные лица.
3 Каждый отвечает только за себя перед учителями, а до других никому нет дела.
4 Плохие поступки и недостатки беспокоят большинство учеников
5 Большинство ответственно относится к неудачам и недостаткам всего класса.
6 Каждый несет ответственность за класс и за других товарищей.

Обработка данных:

Найти суммы показателей всех анкет по каждому утверждению.

Вычислить показатели шкалы СД в процентах к общему числу оценочных суждений:


Исследование межличностных отношений учащихся старших классов


где Сi = общее число оценок, совпадающих с утверждением шкалы; n – число учащихся в классе; i – 1,2,3,4,5,6,7.

2. Методика оценки отношений учащегося с классом.

Назначение теста

В качестве одного из основных факторов на межличностное отношение могут влиять и отношение индивида в группе.

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» отношения индивида группе. При этом в качестве показателя типа отношений выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип отношения индивида к группе можно назвать «индивидуалистическим».

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип отношения индивида к группе можно назвать «прагматическим».

Тип 3. Индивид относится к группе как самостоятельной ценности. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип отношения индивида к группе может быть назван «коллективистическим».

На основании трех описанных гипотетических «типов» восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.

Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

Инструкция к анкете

Внимательно прочитайте анкету. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ

Тестовый материал (см. приложение)

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто.

А – знает больше, чем я;

Б – все вопросы стремится решать сообща;

В -не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А – используют индивидуальный подход;

Б – создают условия для помощи со стороны других;

В- создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:

А – знают больше, чем я, и могут мне помочь;

Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

В -помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

А – некому помогать;

Б – не мешают при выполнении задачи;

В-остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А – я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

Б – мои усилия достаточно вознаграждены,

В- есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

Б – каждый занят своим делом и не мешает другим;

В-каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые.

А – создают дух соперничества между учениками,

Б – не уделяют им достаточного внимания,

В- не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А – возможность работы, когда тебе никто не мешает;

Б – возможность получения новой информации от других людей;

В-возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль должна заключаться.

А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

Б – в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

В- в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В -стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А – имел ко мне индивидуальный подход;

Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

В- поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

Б – чувствуешь себя ненужным в группе;

В- тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

А – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей,

Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;

В-успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы.

А – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы,

Б – работать индивидуально с преподавателем,

В- работать с ведущими в данной области людьми.

Обработка данных:

1. На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14.

2. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» – «П», «коллективистический» – «К». Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:


a И + b П + c К,


где a – количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, b – «прагматическому», c – «коллективистическому», например: 4И + 6П + 4К.

Ключ для обработки анкеты

Тип восприятия индивидом группы

индивидуалистическое коллективистическое прагматическое

ЗБ

10Б

11А

12А

13В

14Б

10В

11В

12Б

13Б

14А

ЗА

10А

11Б

12В

13А

14В


1.1. Результаты исследования

Результаты исследования по методике «Исследования взаимоотношений в группе учащихся» были занесены в таблицу по шкалам – Д (табл. 2.1), А (табл. 2.2), О (табл. 2.3)


Таблица 2.1.

Респондент № вопроса

1 2 3 4 5 6
№1





2







3







4







5







6







7







№8





№9





№10





№11





№12





№13





№14





№15





№16






Таблица 2.2.

Респондент № вопроса

1 2 3 4 5 6
№1





2







3







4







5







6







7







№8





№9





№10





№11





№12





№13





№14





№15





№16






Таблица 2.3.

Респондент № вопроса

1 2 3 4 5 6
№1





2







3







4







5







6







7







№8





№9





№10





№11





№12





№13





№14





№15





№16






По приведенным выше таблицам следует:

1. Дружба – шкала Д:

11 респондентов рассматривают свой класс, как дружный коллектив.

Трое респондентов не считают класс конфликтным, но говорят о том, что ссоры иногда бывают.

Двое респондентов видят классный коллектив не конфликтным, но считают, что каждый член класса живет обособленной жизнью.

2. Альтруизм – шкала А:

12 респондентов рассматривают класс, как коллектив готовый бескорыстно помогать друг другу, при проявлении чьей-нибудь инициативы.

4 респондента полагают, что члены классного коллектива готовы помогать только своим друзьям.

3. Ответственность – шкала О:

1 респондент считает, что в классе нет взаимной ответственности

1 респондент полагает, что ответственно к делам класса относятся только некоторые ученики.

3 респондента видят класс, как коллектив готовый отвечать только за себя

6 респондентов считает, что ответственно к делам класса относятся большинство учеников

2 респондента считают, что в классе ответственны все ученики.

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что проблема ответственности, в данном коллективе, стоит довольно остро. По данному вопросу у респондентов возникло резкое расхождение во мнениях.

Респондент под номером 2 дал самую крайнею негативную оценку ответственности в классе. В то время, как респондент под номер 11, наоборот, крайнею положительную. Ответы остальных респондентов колеблются в районах средних показателей.

При обработке шкалы дружбы и альтруизма у респондентов более схожее мнение. По шкале дружбы большинство респондентов находят свой классный коллектив дружным.

Респонденты под номером 7 и 14 полагают, что в классе каждый живет обособленно от всей группы. А респонденты под номерами 3, 10 и 13, указывают на возникновение периодических ссор в коллективе.

Результаты исследования по шкале социальной дистанции представлены в табл. 2.4.


Таблица 2.4.

№ утверждения Кi
1 0,4%
2 0,24%
3 0,5%
4 0,3%
5 0,3%
6 0,06%
7 0,05%

Соотношение коэффициентов К показывает соотношение типов взаимоотношений в классе:

позитивные

нейтральные

негативные

По полученным данным можно говорить о том, что в данном классе преобладает позитивный тип взаимоотношений. Но при этом необходимо учитывать, что во время проведения опроса в классе присутствовали не все учащиеся.

Как видно из таблицы 2.4, наибольший показатель коэффициента К приходится на утверждении 3 (я не дружу с ними, но они меня очень интересую и мне хочется сблизиться с ними). Наименьший коэффициент К приходится на утверждения 6 (мне не симпатичны эти люди, общения с ними избегаю) и 7 (мне очень не приятны эти люди, я не хочу иметь с ними ничего общего).

Каждый из респондентов отметил, наличие у них близких людей в классе, число которых варьируется от 3 до 11 человек.

Респонденты под номерами 1, 2, 4, 15 указали большое количество людей, с которыми они не дружат, но хотели бы сблизиться. Это может говорить о том, что данные респонденты не чувствуют близкого общения с членами класса, но хотели бы лучше узнавать друг друга. В тоже время респонденты ответили на вопрос о дружности класса положительно.

Наблюдается, что мальчики в классе имеют большее желание сблизиться с членами коллектива, чем девочки. Это может объясняться тем, что уровень развития девочек превышает уровень развития мальчиков, в данном возрасте, в связи с чем, девочкам интереснее общаться с лицами старшего возраста, чем со сверстниками.

Респонденты под номерами 8, 14 и 15 отметили большое количество одноклассников, с которыми они общаются только в деловой обстановке, но общаться в свободное время с ними не желают. Несмотря на это респонденты под номерами 8 и 15 считают класс дружным и готовым помогать друг другу. Это может указывать на негативное отношение лишь к некоторым членам класса, по личностным или иным причинам. Респондент под номером 14, наоборот, отмечает обособленность каждого учащегося в классе, что вполне объясняет наличие большого числа одноклассников в списке нежелательного общения. Так же респондент под номером 14 определил большое число учащихся, с которыми у него нет никаких личных и деловых отношений.

Респонденты под номерами 3, 7, 8, 9 и 10 выделили нескольких людей, с которыми они избегают общения или с которыми не хотят иметь ничего общего. Преимущественно к данным категориям отнесли одноклассников девочки.

Результаты второй методики «Оценки отношений учащегося с классом» были занесены в табл. 2.5.


Таблица 2.5.

№ респондента

Индивидуалистический

тип

Коллективный

тип

Прагматический

тип

№ 1


№ 2


№3


№4


№5


№6


№7


№8


№9


№10


№11


№12


№13


№14


№15


№16



Математически данные представленные в таблице имеют следующий вид:

Респондент под номером 1 – 2И+7К+5П – «коллективистский тип»

Респондент под номером 2 – 2И+8К+4П – «коллективистский тип»

Респондент под номером 3 – 7И+5К+2П – «индивидуалистический тип»

Респондент под номером 4 – И1+6К+6П – «коллективистский тип» и «прагматический тип»

Респондент под номером 5 – 6И+2К+6П – «индивидуалистический тип» и «прагматический тип»

Респондент под номером 6 – 5И+3К+6П – «прагматический тип»

Респондент под номером 7 – 9И+5П – «индивидуалистический тип»

Респондент под номером 8 – 2И+11К+1П – «коллективистский тип»

Респондент под номером 9 – 1И+9К+4П – «коллективистский тип»

Респондент под номером 10 – 6И+3К+5П – «индивидуалистический тип»

Респондент под номером 11 – 14К – «коллективистский тип»

Респондент под номером 12 – 1И+11К+2П – «коллективистский тип»

Респондент под номером 13 – 2И+9К+3П – «коллективистский тип»

Респондент под номером 14 – 9И+4К+1П – «индивидуалистический тип»

Респондент под номером 15 – 7И+7К – «индивидуалистический тип» и «коллективистский тип»

Респондент под номером 16 – 2И+10К+2П – «коллективистский тип»

По результатам полученных данных видно, что для некоторых респондентов характерно сочетание двух типов восприятия группы.

У респондента под номером 4 были выявлены коллективистский тип восприятия и прагматический. Можно судить о том, что индивид может воспринимать группу как средство достижения личных целей, в тоже время он рассматривает ее как самостоятельную ценность, для него характерны стремления к коллективным формам работы.

У респондента под номером 15 были выявлены индивидуалистический и коллективистский типы восприятия группы. Можно говорить о том, что для данного респондента личные и групповые интересы колеблются.

Для большинства респондентов характерен коллективистский тип отношения к группе, что благоприятно влияет на отношения в классе. Основная масса старшеклассников нацелена на достижение общих целей, заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Можно говорить о том, что при такой организации работы классного коллектива в нем развиты понятия о дружбе и взаимопомощи, что подтверждает результаты предыдущего исследования.

Респондент под номером 11, на все вопросы анкеты дал ответы коллективистского типа отношений с классом, это наиболее яркое проявление заинтересованности в судьбе коллектива. Это подтверждает результаты анализа первого исследования.

Респонденты под номерами 7 и 10, помимо преобладающего индивидуалистического типа отношения к классу, дали большое количество ответов близких к прагматическому отношению. Это подтверждает их довольно негативную оценку взаимоотношений с классом по результатам первого исследования.

Для респондента под номером 6 наряду с преобладанием прагматического типа отношения, близок и индивидуалистический тип отношений, что по некоторым показателям подтверждает результаты первого исследования.

На основании полученных данных были сделаны следующие выводы:

Для школьников данного возраста имеет высокое значение роль коллектива, большинство старшеклассников нацелены на построение дружеских отношений с другими членами класса.

Выделяются гендерные различия в стремлении к сближению с группой одноклассников.

То есть, гипотеза исследования подтвердилась, так как эксперимент выявил, что для данного возраста наиболее характерно тесное взаимодействие с коллективом и заинтересованность в группе одноклассников.


Заключение


Межличностные отношения вносят новый смысл в описание взаимоотношений между людьми.

Межличностное отношение – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения.

Для правильного понимания данного вопроса необходимо учитывать некоторые факторы формирования отношений, к таким факторам можно отнести межличностную аттракцию.

Межличностная аттракция – это процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.

В рамках изучения аттракции необходимо помнить о составных частях этого понятия: степень выраженности у человека потребности в аффилиации; эмоциональное состояние партнеров по общению; пространственная близость; физическая привлекательность партнера по общению; демонстрируемый стиль общения; фактор сходства между партнерами по общению; выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.

Говоря о межличностных отношения старших школьников необходимо развивать у них чувство коллективного начала, сотрудничества и дружбы. Обращать особое внимание на специфику возраста и поощрять стремление учеников к совместной деятельности, способствовать их взаимодействию между друг другом. Необходимо понимать значимость автономности групп сверстников от взрослых. Создавать в коллективе чувство значимости каждого его члена и способствовать стремлению учеников достигать значимых целей для коллектива. Важно понимать влияние статуса каждого учащегося в классе. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы.

В эмпирическом исследовании было выдвинуто предположение о том, что для учеников старших классов характерно тесное взаимодействие с коллективом и заинтересованность в общении с группой одноклассников.

В данной работе использовались две методики: «Исследование взаимоотношений в группе учащихся» и «Оценка отношений учащегося с классом».

Нам удалось достичь основной цели нашего исследования: выявить особенности отношений в старшем школьном возрасте.

Таким образом, при составлении данной работы, были достигнуты цели и задачи, поставленные ранее, а именно: мы рассмотрели общее представление о межличностных отношениях; выявили общую характеристику межличностных отношений учащихся старших классов; изучили особенности межличностных отношений учащихся старших классов.

Проведенное исследование позволяет нам утверждать, что для старшеклассников характерно тесное взаимодействие с коллективом и заинтересованность в группе одноклассников.

Дальнейшее изучение межличностных отношений старших школьников является одной из неотложных задач современной психологии и педагогики.

Похожие работы:

  1. • Игротерапия как средство развития межличностных ...
  2. • Формирование коллектива учащихся класса ...
  3. • Межличностные отношения детей подросткового возраста
  4. • Формирование коллективистских отношений у учащихся 3 ...
  5. • Особенности межличностного общения детей младшего ...
  6. • Влияние эстетических норм на межличностные отношения ...
  7. • Влияние темперамента на межличностные отношения в ...
  8. •  ... качеств на выбор профессии учащимися старших классов
  9. • Психодиагностика межличностных отношений
  10. • Динамика представления о стиле межличностных ...
  11. • Влияние уровня развития группы на межличностные ...
  12. • Особенности межличностных отношений младших ...
  13. • Психодиагностика и коррекция межличностных отношений ...
  14. • Диагностика мотивации межличностных отношений в ...
  15. • Построение межличностных отношений в юношеском ...
  16. • Роль психолога в формировании межличностных отношений ...
  17. • Диагностика межличностных отношений
  18. • Анализ закономерностей формирования межличностных ...
  19. • Влияние детско-родительских отношений в семье на ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com