Рефетека.ру / Психология

Лабораторная работа: Изучение динамики процесса заучивания

Практические занятия по курсу

«Методы психологического исследования»

Практическое занятие № 1

Изучение динамики процесса заучивания


Цель: исследовать динамику процесса заучивания вербального материала.

Задачи:

1. Установить характер нарастания удерживаемого материала при повторном его предъявлении.

2. Выяснить, какие элементы ряда удерживаются лучше (наблюдается ли эффект края).

Материал: 15 не связанных по смыслу одно - трехсложных слов конкретного содержания.

Процедура.

Каждый студент составляет список из 15 слов, затем группа делится на пары. Эксперимент проводится в паре (экспериментатор и испытуемый). Экспериментатор зачитывает испытуемому слова для запоминания, испытуемый называет слова, которые запомнил. Экспериментатор фиксирует в протоколе правильно воспроизведенные слова знаком «+» и повторяет опыт до полного заучивания всего ряда. Читать слова необходимо отчетливо и монотонно, с интервалом в 1 секунду. Интервал между предъявлениями слов - 5 секунд. Если испытуемый называет слова, отсутствующие в списке, экспериментатор фиксирует их в примечании к протоколу. Во время опыта экспериментатор записывает свои наблюдения за поведением испытуемого. После окончания опыта испытуемый дает словесный отчет (о своем состоянии, отношении к задаче, возможных затруднениях и помехах и т.п.), который также фиксируется экспериментатором в протоколе.

По окончании опыта экспериментатор и испытуемый меняются ролями.

Инструкция испытуемому. «Слушайте меня внимательно! Сейчас я назову ряд слов. Постарайтесь их запомнить и, когда я закончу, сразу назовите их в любом порядке. Внимание! Начинаем!»

После воспроизведения: «Вы запомнили не все слова. Я прочту их еще раз, постарайтесь запомнить больше и назовете все слова, которые вспомните».

Обработка результатов

1. Подсчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении (V).

2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, на оси ординат - значения V.

3. Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все повторения и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле:

К = Р/n • 100%,

где К - коэффициент запоминания -го слова, Р - его абсолютная частота, п - количество повторений (точность вычислений равна 1%).

4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат - значения К.

5. Составить сводные таблицы по V и К для группы испытуемых. Вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальный график каждого испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними по группе.

Обсуждение результатов

Проанализировать формы графиков, привлекая материал словесного отчета испытуемого и наблюдений экспериментатора (например, снижение V при одном из повторений может объясняться тем, что испытуемый в этот момент отвлекся).

По сводным таблицам показать индивидуальные различия испытуемых и сделать выводы об общих для них закономерностях.

Сводная таблица количества правильно воспроизведённых слов при каждом повторении

Объём воспроизведения


Испытуемые


I


II


III


IV


V

1. Антропов А. 7 13 15 14 12
2. Бурканова Е. 8 10 9 11 13
3. Воронина Т. 7 10 12 13 15
4. Городнова М. 9 14 14 13 15
5. Дасаева М. 5 7 9 10 12
6. Зеленова Т. 6 9 10 12 13
7. Корбко О. 8 11 11 13 14
8. Паторова Е. 12 14 15 15 15
9. Печененко А. 12 15 14 15 15
10. Сивагина С. 8 8 12 13 13
Среднеарифметическое 8,2 11.1 12,1 12,9 13,7

Динамика заучивания


Изучая динамику процесса заучивания, мы составили сводную таблицу, на основе которой были построены графики. Исходя из полученных результатов, можно отметить, что динамика процесса заучивания испытуемого заметно отличается от обще-групповой динамики. Если для группы в целом характерно лишь увеличение количества запоминаемых слов с каждым новым прочтением, то для испытуемого характерен и спад. Этот провал на графике можно объяснить снижением концентрации внимания испытуемого вследствие усталости. В целом же испытуемый справился с задачей хорошо. Первое восприятие списка слов было очень эффективным (9 слов), тогда как норма составляет 5-7 слов. Обще-групповой показатель тоже близок к этой цифре – 8,2. Второе прочтение прибавило количество воспроизведённых слов как группе в целом, так и испытуемому. Однако более эффективным было второе восприятие для испытуемого. Третье прочтение оставляет стабильным количество воспроизводимых слов для испытуемого, тогда как обще-групповое количество увеличивается. В целом, обще-групповой график поднимается вверх очень плавно. Об этом свидетельствует и четвёртое прочтение: группе оно приносит очередной подъём, а испытуемому спад. Пятое восприятие было самым благоприятным для испытуемого, когда он мобилизовал свои силы и смог впервые назвать все 15 слов. А среднеарифметическое число названных группой слов не дотягивается до конечного результата.

Во время проведения эксперимента, испытуемым был отмечен излишний шум, мешающий более эффективному запоминанию слов. В результате таких помех, были воспроизведены слова, не произносимые экспериментатором. Эти слова были услышаны из других списков и автоматически включены в данный.

При воспроизведении прочитанного списка можно отметить некоторые трудности: после первого прочтения назвать слова испытуемому было тяжело, однако второе воспроизведение далось легко и быстро, хотя все слова не были названы. При третьем и четвёртом воспроизведении темп был значительно снижен, отмечается так же и снижения количества правильно названных слов. После пятого прочтения все слова были названы верно и быстро.

Подводя итоги первой таблице, можно сказать, что индивидуальный и обще-групповой графики не только различны, но даже не имеют точек соприкосновения.


Сводная таблица частоты встречаемых слов

Номер слова

Испытуемые

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1. Антропов А. 100 100 100 80 100 100 100 80 40 100 80 80 60 40 60
2. Бурканова Е. 100 80 100 80 20 40 80 60 60 100 40 60 40 60 100
3. Воронина Т. 80 80 100 60 60 60 80 100 40 100 80 80 80 60 80
4. Городнова М. 100 100 80 80 80 80 60 100 100 80 80 100 60 100 100
5. Дасаева М. 100 40 0 80 80 80 60 40 40 20 100 0 60 60 100
6. Зеленова Т. 100 80 60 40 80 80 40 60 80 40 40 80 60 80 80
7. Коробко О. 40 100 100 80 80 80 100 80 100 80 80 60 80 80 100
8. Паторова Е. 100 100 100 80 100 100 80 100 100 100 60 100 100 100 100
9. Печененко А. 100 100 100 100 100 100 80 80 80 100 100 80 100 100 100
10. Сивагина С. 60 80 80 60 60 60 60 60 60 60 100 100 100 100 60

Средне

арифметическое

8,8 8,6 8,2 7,4 7,6 7,8 7,4 7,6 7 7,8 7,6 7,4 7,4 7,8 8,8

Зависимость частоты воспроизведения слова от его места в ряду


Изучая динамику процесса заучивания, можно также выявить и зависимость частоты воспроизведения слова от его места в ряду. Анализируя обще-групповые данные, можно заметить, что от первых слов и до середины списка частота воспроизведения снижается. Однако, начиная с середины, она снова постепенно возрастает. Интересен тот факт, что первое и последнее слово группа в целом воспроизводит одинаково хорошо. Это говорит о том, что испытуемым легче удержать в памяти первые и последние несколько слов. Слова, находящиеся в середине списка являются тяжело запоминаемыми.

Совершенно иначе воспроизводит список слов испытуемый: его график сплошь состоит из спадов и подъёмов. Это объясняется тем, что для запоминания слов, испытуемый не руководствовался их положением в списке. Сам испытуемый утверждает, что объединял слова по их смысловому содержанию, тем самым облегчал себе задачу запоминания. Например, лето он ассоциировал с яблоком, а яблоко с вареньем, поэтому и называл эти три слова подряд, хотя номера этих слов в списке – 4, 8 и 9. Несмотря на это, первые и последние два слова испытуемый воспроизвёл стопроцентно во всех попытках. Только лишь неплохое запоминание начала и конца списка приближают оба графика друг к другу, по остальным же параметрам они абсолютно различны.

Вывод: анализируя результаты эксперимента, мы выясняем, что вся группа испытуемых справилась с поставленной задачей запоминания 15 слов очень неплохо. Процесс заучивания в данной группе динамичен, проценты воспроизведения слов высоки. Результаты эксперимента, касающиеся только одного испытуемого, тоже занимают верхние позиции графика. В целом, группе следует обратить внимание лишь на более точное запоминание слов, находящихся в середине слова.

Похожие работы:

  1. • Диагностика познавательных процессов и уровня их ...
  2. • Психические познавательные процессы. Память
  3. • Изучение процессов запоминания
  4. • Методика заучивания стихотворений в детском саду
  5. • Введение в психологию
  6. • Развитие памяти младших школьников в процессе ...
  7. • Память и внимание
  8. • Основные особенности немецкой школы психологии
  9. • Индивидуально-психологические особенности проявлений ...
  10. • Внимание как высшая психическая функция
  11. • Особенности музыкальной памяти
  12. • Основные методы развития музыкальной памяти в ...
  13. • Реферат монографии А.А. Смирнова Проблемы психологии памяти
  14. • Память. Процессы памяти
  15. • Память
  16. • Современные теории памяти
  17. • Изучение английского языка с использованием ...
  18. • Лингво-психо-физиологические аспекты овладения учащимися ...
  19. • Развитие памяти младших школьников в процессе учебной ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com