Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Основные идейные мотивы ранних произведений М.Горького

Основные идейные мотивы ранних произведений М.Горького

Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.

A.M. Горький

Раннее творчество A.M. Горького отмечено влиянием романтизма. В наследии любого писателя что-то может нравиться, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного творчества А.М. Горького. Ранние его произведения — романтические песни и легенды — оставляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом.

Красивы герои этих рассказов. И не только внешне— они отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их жизнь имеет высокий смысл. Герои ранних произведений A.M. Горького мужественны и самоотверженны (“Песня о Соколе”, легенда о Данко), они прославляют активность, способность действовать (образы Сокола, Буревестника, Данко).

Одним из наиболее ярких ранних произведений A.M. Горького является рассказ “Старуха Изергиль” (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея — стремление выявить истинную ценность человеческой личности.

И упреком бескрылой, скучной жизни людей, упреком многим поколениям, без следа исчезнувшим с лица земли, звучат слова старухи Изергиль: “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые... не понимают жизни, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно”. Эти слова проясняют смысл легенды о Ларре, помогают лучше понять мятежную душу Изергиль, и от них тянется ниточка повествования к легенде о смельчаке Данко. Старуху Изергиль пугает судьба Ларры, отбрасывающая трагическую тень на ее собственную жизнь.

Мотивы подвига во имя народа не новы в русской литературе, но мысль о том, что счастливым становится человек, отдавший жизнь за народ, — это было тем новым, что прозвучало в русской литературе накануне XX, революционного, столетия.

Мещанство, осторожное, серое, рутинное, вечно боящееся, “как бы чего не вышло”, запирающееся в беликовский “футляр” или в нору премудрого пескаря, всегда стояло на пути смелых и гордых, тормозило движение вперед. Именно его обличает Горький образом “осторожного человека”. Но “осторожный человек” просчитался — навсегда сохранилась память о бессмертном подвиге Дан ко, и его сердце засверкало тысячами искр в красивой легенде, созданной человеческой фантазией, перед которой меркнет серая и будничная действительность. ^

В 1895 году Горький пишет свою “Песню о Соколе”. В контрастных образах Ужа и Сокола воплощены две формы жизни: гниения и горения. Чтобы ярче показать мужество борца, автор противопоставляет Соколу приспосабливающегося Ужа, душа которого гниет в мещанской самоуспокоенности. Горький выносит беспощадный приговор обывательско-мещанскому благополучию: “Рожденный ползать — летать не может”. В этом произведении Горький поет песню “безумству храбрых”, утверждая его как “мудрость жизни”.

Горький считал, что с организацией “здорового трудящегося народа — демократии” утвердится особая духовная культура, при которой станет “жизнь — радостью, музыкой; труд — удовольствием”. Вот почему в начале XX века очень часты признания писателя о счастье “жить на земле”, где должна наступить “новая жизнь в новом веке”. Такое романтизированное ощущение эпохи и выразила “Песня о Буревестнике” (1901). В этом произведении романтическими средствами была раскрыта личность, ниспровергающая застойный мир. В образе “гордой птицы” сосредоточены все дорогие автору проявления чувств: смелость, сила, пламенная страсть, уверенность в победе над скудной и скучной жизнью. Буревестник соединяет в себе воистину небывалые способности: взмыть ввысь, “пронзить” мрак, призвать бурю и насладиться ею, увидеть и за тучами солнце. А сама буря — как их реализация.

Всюду и всегда A.M. Горький стремился к возрождению природой данных основ человеческого бытия. В ранних романтических произведениях Горького заложено и запечатлено пробуждение человеческой души — самое прекрасное, чему всегда поклонялся писатель.

Любовь к сильной личности, противостояние героев и толпы, ненависть к мещанскому быту, красота природы — вот основные идейные мотивы ранних произведений писателя.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Похожие работы:

  1. • Идейный смысл и художественное своеобразие ранних ...
  2. • Герои ранних рассказов М. Горького
  3. • Традиции русской литературы в творчестве раннего ...
  4. • Слово в ранних произведениях М. Горького
  5. • Пространственные характеристики героев в ранних ...
  6. • Идейно-композиционная роль пейзажа в ранних ...
  7. • Роль природы в произведениях М. Горького
  8. • Романтизм в творчестве М. Горького
  9. • Нравственные проблемы свободных людей в ранних рассказах М ...
  10. • Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького (на ...
  11. • Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького. (На ...
  12. • Концепция человека в раннем творчестве М. Горького
  13. • Что я принимаю и с чем я спорю в произведениях М.Горького
  14. • Роман "Мать" - реалистическое произведение М.Горького
  15. • Раннее романтическое творчество М. Горького
  16. • Своеобразие романтических рассказов М. Горького
  17. • "Старуха Изергиль" Максима Горького
  18. • Творчество М. Горького
  19. • Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com