Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Привод индивидуальный

ФЕДЕРАЛНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ


Кафедра механики


Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту

на тему «Привод индивидуальный»


Санкт-Петербург

2009г.

Содержание


Техническое задание на курсовое проектирование.

1 Кинематический расчет и выбор электродвигателя

2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений

3 Расчет тихоходной ступени привода

3.1 Проектный расчет

3.2 Проверочный расчет по контактным напряжениям

3.3 Проверочный расчет зубьев на изгиб

4 Расчет быстроходной ступени привода

5 Проектный расчет валов редуктора

5.1 Расчет тихоходного вала редуктора

5.2 Расчет быстроходного вала редуктора

5.3 Расчет промежуточного вала редуктора

6 Подбор и проверочный расчет шпонок

6.1 Шпонки быстроходного вала

6.2 Шпонки промежуточного вала

6.1 Шпонки тихоходного вала

7 Проверочный расчет валов на статическую прочность

8 Выбор и проверочный расчет подшипников

9 Выбор масла, смазочных устройств

Список использованной литературы


Техническое задание на курсовое проектирование


Механизм привода


Привод индивидуальный

электродвигатель;

муфта упругая;

редуктор зубчатый цилиндро-червячный;

передача зубчатая цилиндрическая;

передача червячная;

муфта;

исполнительный механизм.


Вариант 10

Потребный момент на валу исполнительного механизма (ИМ) Тим=11Нм;

Угловая скорость вала ИМ ωим=12с-1.

Разработать:

сборочный чертеж редуктора;

рабочие чертежи деталей тихоходного вала: зубчатого колеса, вала, крышки подшипника.

1 Кинематический расчет и выбор электродвигателя


Исходные данные:

потребный момент на валу исполнительного механизма (ИМ) Тим=11Нм;

угловая скорость вала ИМ ωим=12с-1;

Определяем мощность на валу ИМ Nим= Тимх ωим=11х12=132Вт.

Определяем общий КПД привода по схеме привода


ηобщ=ηзп ηчп ηм ηп (1.1)


где [1, с.9,10]: ηзп=0,97- КПД зубчатой цилиндрической передачи;

ηчп=0,8- КПД червячной передачи;

ηм=0,982 – потери в муфтах;

ηп=0,994- коэффициент, учитывающий потери на трение в подшипниках 4-х валов.

Сделав подстановку в формулу (1.1) получим:


ηобщ.=0,97*0,85*0,982*0,994=0,7


Определяем потребную мощность электродвигателя [1,с.9]


Nэд≥Nим/ηобщ. (1.2)


где Nэд – требуемая мощность двигателя:


Nэд=132/0,7=188,6Вт


Выбираем электродвигатель [1,с.18,табл.П2]

Пробуем двигатель АИР56В2: Nдв.=0,25кВт;

Синхронная частота вращения nдв=3000об/мин; S=8%.

Определяем номинальную частоту вращения электродвигателя по формуле (5) [1,c.11]:


nном=nдв·(1-S/100);

nном=3000·(1-0,08);

nном=2760 об/мин


Определяем угловую скорость вала двигателя


ωдв=πnдв/30=π*2760/30=289рад/с;


Определяем общее передаточное число привода


U=ωдв./ωим=289/12=24,1


Производим разбивку передаточного числа по ступеням. По схеме привода


Uобщ.=U1· U2; (1.3)


Назначаем по рекомендации [1,табл.2.3]: U2=10;

Тогда U1= Uобщ./U2; U1=2,4. Принимаем U1=2,5. Тогда Uобщ.=25

Принимаем окончательно электродвигатель марки АИР56В2.

Угловые скорости определяем по формуле


ω=πn/30 (1.4)


Привод индивидуальный

Рис.1 Схема валов привода

1 – быстроходный вал;

2 – промежуточный вал;

3 – тихоходный вал.


По схеме валов (рис.1) и формуле (1.4) определяем частоты вращения и угловые скорости каждого вала


n1= nном.

ω1= ωдв=289рад/с;

n2= nном/U1=2760/2,5=1104об/мин;

ω2=πn2/30=π*1104/30=115,6 рад/с;

n3= n2/U2=1104/10=110,4 об/мин;

ω3=πn3/30=π*110,4/30=11,5 рад/с.


Определяем мощность на каждом валу по схеме привода


N1=Nдв ηм=0,25*0,98=245Вт;

N2=N1 ηзп ηп2=245*0,97*0,992=233Вт;

N3=N2 ηчп ηп =233*0,8*0,99=184,5Вт;

Nим=N3 ηм =224*0,98=181Вт.


Определяем вращающие моменты на каждом валу привода по формулам [1,с.12,14]:


Привод индивидуальный ; Т2=Т1•U1;

Т3=Т2•U2; (1.5)

Т1=245/289=0,85 Н•м;

Т2=0,85•2,5=2,1 Н•м;

Т3=2,1•10=21 Н•м.


Все рассчитанные параметры сводим в табл.1.


Таблица 1

Параметры кинематического расчета

№ вала n, об/мин ω, рад/с N, Вт Т, Нм U
Дв 2760 289 250 0,85
1 2760 289 245 0,85 2,5
2 1104 115,6 233 2,1





10
3 110,4 11,5 184,5 21
ИМ 110,4 11.,5 181 21

2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений


Выбираем материал для шестерни, червяка и колеса по табл.3.2 [4,c.52]:

шестерня и червяк– сталь 40Х, термообработка – улучшение 270НВ,

колесо - сталь 40Х, термообработка – улучшение 250НВ.

Для выбора марки материала червячного колеса рассчитаем скорость скольжения


Привод индивидуальный, (2.1)


где Т – вращающий момент на валу червячного колеса,

ω – угловая скорость тихоходного вала,

U – передаточное число.

Подставив значения в формулу 2.1 получим:


Привод индивидуальный;

vs=2,2 м/с.


В соответствии с табл. 3.5 [4] для червячного колеса примем бронзу БрА9Ж3Л, отлитую в кокиль с σв=500Н/мм2 и σт=230Н/мм2.

Определяем допускаемое контактное напряжение для стальных деталей по формуле [4,c.53]:


Привод индивидуальный (2.2)


где σHlimb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов;

КHL – коэффициент долговечности;

[SH] – коэффициент безопасности;

по [1,c.33]: КHL =1; [SH] =1,1.

Определяем σHlimb по табл.3.1[4,c.51]:


σHlimb =2НВ+70; (2.3)

σHlimb1 =2Ч270+70; σHlimb1 =610МПа;

σHlimb2 =2Ч250+70; σHlimb1 =570МПа.


Сделав подстановку в формулу (2.1) получим


Привод индивидуальный; Привод индивидуальныйМПа;

Привод индивидуальный; Привод индивидуальныйМПа.


Определяем допускаемое расчетное напряжение по формуле [4,c.53]:


Привод индивидуальный (2.4)

Привод индивидуальный;

Привод индивидуальныйМПа.


Определяем допускаемые напряжения по по табл.3.1[4,c.51]:


[σ]Fo =1,03НВ;

[σ]Fo1 =1,03x270=281МПа;

[σ]Fo2 =1,03x250=257МПа.


Определяем допускаемое контактное и изгибное напряжения для червячного колеса по формулам табл. 3.6 [4,c.58]:


[σ]Н =250-25vs, [σ]F =(0,08σв+0,25 σт) (2.5)

[σ]Н =250-25∙2,2=195Н/мм2;

[σ]F =(0,08∙500+0,25∙230)=97,5Н/мм2.


3 Расчет тихоходной ступени привода


3.1 Проектный расчет


Определяем межосевое расстояние передачи по формуле [4,c.74]:


Привод индивидуальный (3.1)


где Т – вращающий момент на колесе ,Т3 =21 Нм (см. табл.1).

Подставив значения в формулу (3.1) получим:


Привод индивидуальный

Привод индивидуальный


Принимаем окончательно по ГОСТ6636-69 [4,табл.13.15] Привод индивидуальный

Число витков червяка Z1 принимаем в зависимости от передаточного числа.

При U = 10 принимаем Z1 = 4.

Число зубьев червячного колеса Z2 = Z1 x U = 4 x 10 = 40.

Определяем модуль [4,c.74]:


mn=(1,5…1,7)·аw/z2; (3.2)

mn=(1,5…1,7)·50/40.


Принимаем модуль mn=2мм . Из условия жесткости определяем коэффициент диаметра червяка [4,c.75]:


q=(0,212…0,25) z2;


Принимаем модуль q=8.

Определяем основные размеры червяка и червячного колеса по формулам [4,c.76]:

Делительный диаметр червяка


Привод индивидуальный

Привод индивидуальный


Диаметры вершин и впадин витков червяка


Привод индивидуальный

Привод индивидуальный

Привод индивидуальный

Привод индивидуальный


Длина нарезной части шлифованного червяка :


Привод индивидуальный

Привод индивидуальный


Принимаем b1=28мм .

Делительный угол подъема


γ=arctg(z1/q);

γ=arctg(4/8);

γ=26°33'54''.


Делительный диаметр червячного колеса


Привод индивидуальный

Привод индивидуальный


Диаметры вершин и впадин зубьев червячного колеса


Привод индивидуальный

Привод индивидуальный

Привод индивидуальный

Привод индивидуальный


Наибольший диаметр червячного колеса


Привод индивидуальный

Привод индивидуальный


Ширина венца червячного колеса


Привод индивидуальный

Привод индивидуальный


Принимаем b2=28мм

Окружная скорость


Привод индивидуальныйПривод индивидуальный

червяка - Привод индивидуальный

колеса - Привод индивидуальный


Определяем силы в зацеплении [4, табл.6.1]:

- окружные


Привод индивидуальный Привод индивидуальный (3.7)

Привод индивидуальный Привод индивидуальный


- радиальные


Привод индивидуальный Привод индивидуальный; где γ=26°33'54'' - угол подъема витка; (3.8)

Привод индивидуальный


-осевые


Привод индивидуальный Привод индивидуальный (3.9)

Привод индивидуальный Привод индивидуальный


Все вычисленные параметры заносим в табл.2.


Таблица 2

Параметры червячной передачи тихоходной ступени

Параметр Червяк Колесо
m,мм 1
q 8
z 4 40
d,мм 16 80
dа,мм 20 84
df,мм 11,2 75,2
b, мм 28 28
Ft, Н 262,5 525
Fr, Н 262,5 262,5
Fа, Н 525 262,5

3.2 Проверочный расчет по контактным напряжениям


Проверку контактных напряжений производим по формуле [4, c.77]:


Привод индивидуальный; (3.10)


где: К – коэффициент нагрузки, при окружной скорости колеса менее 3м/с К=1.


Привод индивидуальный


Определяем ∆σН


Привод индивидуальный;

Привод индивидуальный; Привод индивидуальныйнедогрузки, что допускается.


3.3 Проверочный расчет зубьев на изгиб


Расчетное напряжение изгиба в основании ножки зубьев колеса [4,с.78]:


Привод индивидуальный; (3.11)


где: YF– коэффициент формы зуба колеса, YF =1,55 [4,табл.4.10].

Подставив значения в формулу получим:


Привод индивидуальный;


Прочность зубьев на изгиб обеспечивается.

Определяем ∆σF


Привод индивидуальный;


Все вычисленные параметры проверочных расчетов заносим в табл.3.


Таблица 3

Параметры проверочных расчетов

Параметр Обозн. Допускаемое Расчетное Недогрузка(-) или перегрузка(+)
Контактное напряжение, МПа σН 195 154 -20%
Напряжение изгиба, МПа σF1 97,5 10,1 -79%

4 Расчет быстроходной ступени привода


Межосевое расстояние для быстроходной ступени для того, чтобы корпус редуктора был разъемным по осям валов принимаем равным 50мм. а=50мм. Определяем модуль [2,c.36]:


Привод индивидуальный

mn=(0,01…0,02)·50;

mn=0,5…1;


Принимаем mn=1.

Определяем суммарное число зубьев по формуле (3.12) [1,c.36]:


zΣ=2а/mn;

zΣ=2·50/1; zΣ=100


Принимаем zΣ=100.

Определяем число зубьев шестерни и колеса по формулам (3.13) [2,c.37]:


z1= zΣ/(U1+1); z1=100/(2,5+1);

z1=28,5; принимаем z1=28.

Тогда z2= zΣ-z1=100-28=72


Фактическое передаточное соотношение U1=72/28=2,57

Отклонение передаточного числа от номинального незначительное.

Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле (3.17) [2,c.37]:


d1=mn·z1=1х28=28мм;

d2=mn·z2=1х72=72мм;


Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса по формулам [2,c.37]:


Привод индивидуальный; Привод индивидуальный; Привод индивидуальный

Привод индивидуальный; Привод индивидуальный; Привод индивидуальный

Привод индивидуальный; Привод индивидуальный

Привод индивидуальныймм;

Привод индивидуальный; Привод индивидуальныймм;

Привод индивидуальный; Привод индивидуальныймм;

Привод индивидуальный; Привод индивидуальныймм;

Привод индивидуальный; Привод индивидуальныймм;

Привод индивидуальный; Привод индивидуальныймм;

Привод индивидуальный; Привод индивидуальныймм

Привод индивидуальный; Привод индивидуальныймм;

Привод индивидуальный Привод индивидуальный

Привод индивидуальный; Привод индивидуальныймм;


Определяем окружные скорости колес


Привод индивидуальный

Привод индивидуальный; Привод индивидуальныйм/с.


Назначаем точность изготовления зубчатых колес – 7А [2,c.32].

Определяем силы в зацеплении [4, табл.6.1]:

- окружная


Привод индивидуальный

Привод индивидуальный;

Привод индивидуальныйН;


- радиальная


Привод индивидуальный; где α=20° - угол зацепления;

Привод индивидуальный; Привод индивидуальныйН;


Осевые силы в прямозубой передачи отсутствуют.

Все вычисленные параметры заносим в табл.4.


Таблица 4

Параметры зубчатой передачи быстроходной ступени

Параметр Шестерня Колесо
mn,мм 1
ha,мм 1
ht,мм 1,25
h,мм 2,25
с, мм 0,25
z 28 72
d,мм 28 72
dа,мм 30 74
df,мм 25,5 69,5
b, мм 15 18
аW,мм 50
v, м/с 4
Ft, Н 58.3
Fr, Н 21,2

5 Проектный расчет валов редуктора


По кинематической схеме привода составляем схему усилий, действующих на валы редуктора по закону равенства действия и противодействия. Для этого мысленно расцепим шестерни и колеса редуктора, при этом дублирующий вал не учитываем.

Схема усилий приведена на рис.1.


Привод индивидуальный

Рис.2 Схема усилий, действующих на валы редуктора.


Из табл.1,2,4 выбираем рассчитанные значения:


Т1=0,85 Нм; Т2=2,1 Нм; Т3=21 Нм;

Ft1= Ft2=58,3 Н; Ft3=262,5 Н; Ft4=525 Н; Fr1= Fr2=21,2 Н;

Fr3= Fr4=262,5 Н; d1=28мм; d2=72мм; d3=16мм; d4=80мм.


Fm1 и Fm1 – консольные силы от муфт, которые равны [4, табл.6.2]:


Привод индивидуальный; Привод индивидуальный;

Привод индивидуальныйН; Привод индивидуальныйН.


Rx и Ry – реакции опор, которые необходимо рассчитать.

Так как размеры промежуточного вала определяются размерами остальных валов, расчет начнем с тихоходного вала.


5.1 Расчет тихоходного вала редуктора


Схема усилий действующих на валы редуктора представлена на рис.2.

Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [2, табл.8.4] σв=730Н/мм2; Привод индивидуальный Н/мм2; Привод индивидуальныйН/мм2; Привод индивидуальный Н/мм2.

Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение [2,c.161]:


Привод индивидуальный


где [τк]=(20…25)МПа

Принимаем [τк]=20МПа.


Привод индивидуальный; Привод индивидуальныймм.


Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа20 (ГОСТ6636-69): Привод индивидуальныймм.

Намечаем приближенную конструкцию ведомого вала редуктора (рис.3), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм.


Привод индивидуальный

Рис.3 Приближенная конструкция тихоходного вала

Привод индивидуальныймм;

Привод индивидуальныймм – диаметр под уплотнение;

Привод индивидуальныймм – диаметр под подшипник;

Привод индивидуальныймм – диаметр под колесо;

Привод индивидуальныймм – диаметр буртика;

b4=28мм.


Учитывая, что осевые нагрузки на валу имеются предварительно назначаем подшипники шариковые радиально-упорные однорядные серии диаметров 2 по Привод индивидуальныймм подшипник №46205, у которого Dп=52мм; Вп=15мм [4,табл.К27].

Выбираем конструктивно остальные размеры: W=20мм; lм=20мм; l1=35мм; l=60мм; с=5мм.

Определим размеры для расчетов: l/2=30мм;

с=W/2+ l1+ lм/2=55мм – расстояние от оси полумуфты до оси подшипника.

Проводим расчет тихоходного вала на изгиб с кручением.

Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников (см. рис.4). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4.

Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.


ΣМ2y=0; RFy·0,06-Fr4·0,03=0

RFy= 262,5·0,03/ 0,06;

RЕy= RFy=131Н.


Определяем изгибающие моменты в характерных точках: М1у=0; М2у=0; М3у= RЕy·0,03; М3у =4Нм2; М3у=0;

Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм2 (рис.3)

Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.


ΣМ4x=0; Fm2·0,115- RЕx·0,06+ Ft4·0,03=0;

RЕx=( 1145·0,115+ 525·0,03)/ 0,06;

RЕx=4820Н;

ΣМ2x=0; -Fm2·0,055+ Ft4·0,03+ RFx·0,06=0;

RFx= (1145·0,055- 525·0,03)/ 0,06;

RFx=787Н.


Определяем изгибающие моменты:


М1х=0;

М2= -Fr4·0,03

М2х=-262,5·0,03;

М2х=-8Нм;

М3хслева=-Fm2·0,085-RЕх ·0,055;

М3хслева==-1145·0,085-787·0,03;

М3хслева=-121Нм;

М3х=- REх ·0,055;

М3х=- 4820 ·0,03;

М3х=- 144;

М4х=0;


Строим эпюру изгибающих моментов Мх.

Привод индивидуальный

Рис.4 Эпюры изгибающих моментов тихоходного вала


Крутящий момент Т1-1= Т2-2= Т3-3= T3=21Нм; T4-4=0.

Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]:


Привод индивидуальный; Привод индивидуальный;

Привод индивидуальный; Привод индивидуальныйН;

Привод индивидуальный; Привод индивидуальныйН.


Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:


Привод индивидуальный; Привод индивидуальный; Привод индивидуальныйНм2.


Эквивалентный момент:


Привод индивидуальный; Привод индивидуальный; Привод индивидуальный Нм2.


5.2 Расчет быстроходного вала редуктора


Схема усилий, действующих на быстроходный вал представлена на рис.2.

Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [2, табл.8.4] σв=730Н/мм2; Привод индивидуальный Н/мм2; Привод индивидуальныйН/мм2; Привод индивидуальный Н/мм2.

Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение [2,c.161]:


Привод индивидуальный


где [τк]=(20…25)Мпа

Принимаем [τк]=20Мпа.


Привод индивидуальный; Привод индивидуальныймм.


Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа10 (ГОСТ6636-69): Привод индивидуальныймм.

Намечаем приближенную конструкцию быстроходного вала вала редуктора (рис.5), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм.

Привод индивидуальныймм;

Привод индивидуальныймм – диаметр под уплотнение;

Привод индивидуальныймм – диаметр под подшипник;

Привод индивидуальныймм – диаметр под ступицу шестерни;

Привод индивидуальныймм – диаметр буртика;

b1=15мм.

Учитывая, что осевых нагрузок на валу нет предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные особо легкой серии по Привод индивидуальныймм подшипник №100, у которого Dп=26мм; Вп=8мм [4,табл.К27].

Выбираем конструктивно остальные размеры:

W=14мм; lм=16мм; l1=25мм; l=60мм.

Определим размеры для расчетов:

l/2=30мм; с=W/2+ l1+ lм/2=40мм – расстояние от оси полумуфты до оси подшипника.

Проводим расчет быстроходного вала на изгиб с кручением.


Привод индивидуальный

Рис.5 Приближенная конструкция быстроходного вала


Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников (см. рис.6). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4.

Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.


ΣМ2y=0; RАy·0,06-Fr1·0,03=0 RАy= 21,2·0,03/ 0,06; RАy= RВy=10,6Н.


Определяем изгибающие моменты в характерных точках:


М1у=0;

М2у=0;

М3у= RАy·0,03;

М3у =0,5Нм2;

М3у=0;


Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм2 (рис.6).

Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.


ΣМ4x=0; Fm1·0,1- RАx·0,06+ Ft1·0,03=0;

RАx= (64,5·0,1+ 58,3·0,03)/ 0,06;

RАx=137Н;


Привод индивидуальный

Рис.6 Эпюры изгибающих моментов быстроходного вала

ΣМ2x=0; Fm1·0,02- Ft1·0,03+ RВx·0,06=0;

RВx= (58,3·0,03- 64,5·0,02)/ 0,06;

RВx=7,7Н


Определяем изгибающие моменты:


М1х=0;

М2= -Fm1·0,04

М2х=-64,5·0,04;

М2х=-2,6Нм;

М3хсправа=-Fm1·0,1+RВх ·0,03;

М3хсправа==-64,5·0,1+7,7 ·0,03;

М3хсправа=-6,2Нм;

М3х=- RАх ·0,03;

М3х=- 137 ·0,03;

М3х=- 4,1;

М4х=0;


Строим эпюру изгибающих моментов Мх. Крутящий момент


Т1-1= Т2-2= Т3-3= T1=0,85Нм;

T4-4=0.


Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]:


Привод индивидуальный; Привод индивидуальный;

Привод индивидуальный; Привод индивидуальныйН;

Привод индивидуальный; Привод индивидуальныйН.


Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:


Привод индивидуальный; Привод индивидуальный; Привод индивидуальныйНм2.


Эквивалентный момент:


Привод индивидуальный; Привод индивидуальный; Привод индивидуальный Нм2.


5.3 Расчет промежуточного вала - червяка


Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [1, табл.8.4] σв=730Н/мм2; Привод индивидуальный Н/мм2; Привод индивидуальныйН/мм2; Привод индивидуальный Н/мм2.

Определяем диаметр выходного конца червяка из расчёта на чистое кручение


Привод индивидуальный;


где [τк]=(20…25)Мпа [1,c.161]

Принимаем [τк]=20Мпа.


Привод индивидуальный; Привод индивидуальныймм.


Принимаем dв=8мм.

Принимаем диаметр вала под подшипник 10мм.

Намечаем приближенную конструкцию червяка (рис.7), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм

Привод индивидуальный

Рис.7 Приближенная конструкция промежуточного вала


х=8мм;

W=20мм;

r=2,5мм;

b2=18мм;

b3=28мм.

Расстояние l определяем из суммарных расстояний тихоходного и быстроходного валов с зазором между ними 25…35мм.

l=60+30+30=120мм.

l1=30мм; l2=30мм.

Учитывая, что осевые нагрузки на валу имеются предварительно назначаем подшипники шариковые радиально-упорные однорядные серии диаметров 1 по Привод индивидуальныймм подшипник №36100К6, у которого Dп=26мм; Вп=8мм [4,табл.К27].

Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников.

Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у)

Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.


еМСу=0;

-RDу·0,09+Fr3·0,03+Fr2·0,12=0

RDy=(262,5·0,03+21,2·0,12)/ 0,09;

RDy==116Н.

еМDу=0;

RCy·0,09- Fr3·0,06+ Fr2·0,03=0;

RCy=(262,5·0,06-21,2·0,03)/ 0,09;

RCy=168Н.


Назначаем характерные точки 1, 2, 3, и 4 и определяем в них изгибающие моменты:


М1у=0;

М2у=-RCy·0,03;

М2у=-5Нм;

М3услева=-RCy·0,09+Fr3·0,06;

М3услева=0,6Нм

М3усправа= Fr2·0,03;

М3усправа= 0,6Нм

М4у=0;


Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.8).

Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.


еМСх=0;

RDx·0,09-Ft3·0,03-Ft2·0,12=0;

RDx=( 262,5·0,03+ 58,3·0,12)/0,09;

RDx=87,5Н;

еМDх=0;

RCx·0,09- Ft3·0,06-Ft2·0,03=0;

RCx=(262,5·0,03+58,3·0,06)/ 0,09;

RCx=126Н.


Назначаем характерные точки 1, 2, 3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:


М1x=0;

М2x=-RCx·0,03;

М2x=-3,8Нм;

М3xслева= -RCx·0,09-Ft3·0,06;

М3xслева=-27Нм;

М3xсправа= Ft2·0,03;

М3xсправа=1,7Нм;

М4у=0.


Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.8)


Привод индивидуальный

Рис.8 Эпюры изгибающих и крутящих моментов промежуточного вала.


Крутящий момент


Т1-1=0;

Т2-2=-Т3-3=- T2=-2,1Нм;

Т4-4=0.


Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]:


Привод индивидуальный; Привод индивидуальный;

Привод индивидуальный; Привод индивидуальныйН;

Привод индивидуальный; Привод индивидуальныйН.


Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:


Привод индивидуальный; Привод индивидуальный; Привод индивидуальныйНм.


Эквивалентный момент:


Привод индивидуальный; Привод индивидуальный; Привод индивидуальный Нм.


Все рассчитанные значения сводим в табл.5.


Таблица 5

Параметры валов


R1, H R2, H MИ, Нм MИэкв, Нм
Тихоходный вал 4821 798 144 146
Быстроходный вал 137,4 13,1 6,2 6,3
Промежуточный вал - червяк 1419 405 92,5 93

6 Подбор и проверочный расчет шпонок


Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений проводим по [4]. Обозначения используемых размеров приведены на рис.9.


Привод индивидуальный

Рис.9 Сечение вала по шпонке


6.1 Шпонки быстроходного вала


Для выходного конца быстроходного вала при d=6 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами по ГОСТ23360-78 bxh=2x2 мм2 при t=1,2мм (рис.9).

При длине ступицы полумуфты lм=16 мм выбираем длину шпонки l=14мм.

Материал шпонки – сталь 40Х нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле:


Привод индивидуальный (6.1)


где Т – передаваемый момент, НЧмм; Т1=0,85 НЧм.

lр – рабочая длина шпонки, при скругленных концах lр=l-b,мм;

[s]см – допускаемое напряжение смятия.

С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается полумуфта из ст.3 ([s]см=110…190 Н/мм2) вычисляем:


Привод индивидуальный


Условие выполняется.

Для зубчатого колеса вала при d=15 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=5x5 мм2 при t=3мм, t1=2,3мм. Т1=0,85Нм.

При длине ступицы шестерни lш=15 мм выбираем длину шпонки l=12мм.

Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (6.1):


Привод индивидуальный


Условие выполняется.


6.2 Шпонки промежуточного вала


Для зубчатого колеса вала при d=8 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=2x2 мм2 при t=1,2мм, t1=1мм. Т2=2,1Нм. При длине ступицы шестерни lш=18 мм выбираем длину шпонки l=14мм.

Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (6.1):


Привод индивидуальный


Условие выполняется.


6.3 Шпонки тихоходного вала


Передаваемый момент Т3=21Нм.

Для выходного конца вала при d= 18мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=6x6 мм2 при t=3,5мм.

При длине ступицы полумуфты lМ=20 мм выбираем длину шпонки l=16мм.


Привод индивидуальный


Для червячного колеса тихоходного вала при d=30 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=8x7мм2 при t=4мм.

При длине ступицы шестерни lш=28 мм выбираем длину шпонки l=22мм.

С учетом того, что на ведомом валу устанавливается колесо из бронзы ([s]см=70…90 Н/мм2) вычисляем по формуле (6.1):


Привод индивидуальный


условие выполняется.


Таблица 6

Параметры шпонок и шпоночных соединений

Параметр тих.вал- полум тих.вал- колесо промвал-шестерня

быстр

валшестер.

быстр.

валполум.

Ширина шпонки b,мм 6 8 2 5 2
Высота шпонки h,мм 6 6 2 5 2
Длина шпонки l,мм 16 22 14 12 14
Глубина паза на валу t,мм 3,5 4 1,2 3 1,2
Глубина паза во втулке t1,мм 2,8 3,3 1 2,3 1

7 Проверочный расчет валов на статическую прочность


В соответствии с табл.5 наиболее опасным является сечение 3-3 тихоходного вала, в котором имеются концентраторы напряжений от посадки зубчатого колеса с натягом, шпоночного паза и возникают наибольшие моменты. Исходные данные для расчета:

МИэкв= 146Нм;

МИ=144Нм;

Т3-3=21Нм;

dв=30мм;

в=8мм – ширина шпонки,

t=4мм – глубина шпоночного паза,

l=22мм – длина шпонки.

При расчете принимаем, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения – по отнулевому циклу.

Определяем диаметр вала в рассчитываемом сечении при допускаемом напряжении при изгибе [σ-1]и=60МПа:


Привод индивидуальныймм; 30>23.


Условие соблюдается.

Определяем напряжения изгиба: σи=Ми/W;

где W – момент сопротивлению изгибу. По [4,табл.11.1]:


Привод индивидуальный;

Привод индивидуальныймм3;

σи=144000/32448=4,4Н/мм2.


При симметричном цикле его амплитуда равна: σа= σи =4,4Н/мм2.

Определяем напряжения кручения: τк=Т3-3/Wк;

где Wк – момент сопротивлению кручению. По [4,табл.22.1]:


Привод индивидуальный;

Привод индивидуальныймм3;

τк=21000/64896=0,3Н/мм2.


При отнулевом цикле касательных напряжений амплитуда цикла равна:


τа= τк /2=0,3/2=0,15Н/мм2.


Определяем коэффициенты концентрации напряжении вала [4, с.258]:


(Кσ)D=( Кσ/Кd+ КF-1)/ Кy;

(Кτ)D=( Кτ/Кd+ КF-1)/ Кy; (7.1)


где Кσ и Кτ – эффективные коэффициенты концентрации напряжений,

по табл.11.2 [4] выбираем для шпоночных пазов, выполненных концевой фрезой Кσ =1,6, Кτ =1,4;

Кd – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, по табл.11.3 [4] выбираем Кd =0,75;

КF- коэффициент влияния шероховатости, по табл.11.4 [4] выбираем для шероховатости Rа=1,6 КF=1,05;

Кy - коэффициент влияния поверхностного упрочнения, по табл.11.4 [4] выбираем для закалки с нагревом ТВЧ Кy =1,5.

Подставив значения в формулы (7.1) получим:


(Кσ)D=( 1,6/0,75+ 1,05-1)/ 1,5=1,45;

(Кτ)D=( 1,4/0,75+ 1,05-1)/ 1,5=1,28.


Определяем пределы выносливости вала [4, c263]:


(σ-1)D=σ-1/(Кσ)D; (τ-1)D=τ-1/(Кτ)D; (7.2)


где σ-1 и τ-1 – пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, по табл.3. [4] σ-1 = 380Н/мм2 , τ-1 ≈0,58 σ-1 =220Н/мм2;


(σ-1)D=380/1,45=262Н/мм2; (τ-1)D=220/1,28=172 Н/мм2.


Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям 4, c263]:


sσ=(σ-1)D/ σа; sτ=(τ-1)D/ τа. (7.3)

sσ=262/ 4,4=59; sτ=172/ 0,15=1146.


Определяем общий коэффициент запаса по нормальным и касательным напряжениям [4, c263]:


Привод индивидуальный (7.4)


где [s]=1,6…2,1 – допускаемый коэффициент запаса прочности.


Привод индивидуальный


Сопротивление усталости вала в сечении 3-3 обеспечивается, расчет остальных валов не проводим, т.к. расчет проведен на самом опасном сечении, и коэффициент запаса прочности значительно превышает допустимый.


8 Выбор и проверочный расчет подшипников


Предварительно выбранные подшипниками с действующими на них радиальными нагрузками приведены в табл.7.


Таблица 7

Параметры выбранных подшипников


Быстроходный вал Промежуточный вал Тихоходный вал
100 36100 46205
d, мм 10 10 25
D, мм 26 26 52
В, мм 8 8 15
С, кН 4,62 5,03 15,7
Со, кН 1,96 2,45 8,34
RА, Н 137,4 1419 4821
RБ, Н 13,1 405 798

Подшипники устанавливаем по схеме «враспор». Пригодность подшипников определяем по условиям [4, c.129]:


Ср≤С; Lр≥Lh;


где Ср – расчетная динамическая грузоподъемность;

Lh – требуемая долговечность подшипника, для зубчатых редукторов Lh =10000ч.


Привод индивидуальный; [4, c.129] (8.1)


где ω – угловая скорость соответствующего вала (см. табл.1); m=3 для шариковых подшипников; RЕ – эквивалентная динамическая нагрузка, при отсутствии осевых усилий [4, табл.9.1]:


RЕ=VЧRАКδКτ (8.2)


где Kd - коэффициент безопасности; Kd =1,1…1,2 [4, табл.9.4]. Принимаем Kd =1,1.

V – коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1

Kτ – температурный коэффициент; Kτ =1 (до 100єС) [4, табл.9.4].

Определяем расчетную долговечность подшипников в часах [4, c.129]:


Привод индивидуальный (8.3)


Подставив значения в формулы (8.1)-(8.3) проверяем подшипники.

Для быстроходного вала:


RЕ=137,4х1,1=151Н;

Привод индивидуальный - условие выполняется;

Привод индивидуальный- условие выполняется.


Для промежуточного вала:


RЕ=1419х1,1=1560Н;

Привод индивидуальный- условие выполняется;

Привод индивидуальный- условие выполняется.


Для тихоходного вала:


RЕ=4821х1,1=5300Н;

Привод индивидуальный- условие выполняется.

Привод индивидуальный- условие выполняется.


Окончательные параметры подшипников приведены в табл.7.


9 Выбор масла, смазочных устройств


Используем картерную систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы червяк был в него погружен на глубину hм (рис.10):


hм max =(0,1…0,5)d1 = 2…8мм;

hм min = 2,2Чm = 2Ч1 = 2,2мм.


При вращении колеса масло будет увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники.


Привод индивидуальный

Рис.10 Схема определения уровня масла в редукторе


Объем масляной ванны принимаем из расчета 0,5 л на 1кВт передаваемой мощности V = 0,5ЧNдв = 0,5Ч0,25 = 0,125 л.

Контроль уровня масла производится круглым маслоуказателем, который крепится к корпусу редуктора при помощи винтов. Для слива масла предусмотрена сливная пробка. Заливка масла в редуктор производится через съемную крышку в верхней части корпуса. Привод индивидуальный

Выбираем смазочный материал. Для этого ориентировочно рассчитаем необходимую вязкость:

где ν50 – рекомендуемая кинематическая вязкость смазки при температуре 50°С;

ν1 =170мм2/с – рекомендуемая вязкость при v=1м/с для зубчатых передач с зубьями без термообработки;

v=4м/с – окружная скорость в зацеплении


Привод индивидуальный


Принимаем по табл.10.29 [4] масло И-220А.

Для обоих валов выберем манжетные уплотнения типа 1 из ряда 1 по ГОСТ 8752-79. Установим их рабочей кромкой внутрь корпуса так, чтобы обеспечить к ней хороший доступ масла.


Список использованной литературы


1. Основы конструирования: Методические указания к курсовому проектированию/ Сост. А.А.Скороходов, В.А Скорых.-СПб.:СПбГУКиТ, 1999.

2. Дунаев П.Ф., Детали машин, Курсовое проектирование. М.: Высшая школа, 1990.

3. Скойбеда А.Т., Кузьмин А.В., Макейчик Н.Н., Детали машин и основы конструирования, Минск: «Вышейшая школа», 2000.

Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1991

5. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. -8-е изд. перераб. и доп. Под ред. И.Н.Жестковой. – М.: Машиностроение, 1999

Похожие работы:

  1. • Проектирование индивидуального привода
  2. • Привод цепного конвейера
  3. • Проектирование управляемого привода в ...
  4. • Индивидуальный привод
  5. • Разработка электромеханического привода главного ...
  6. • Технико-экономическое обоснование производства
  7. •  ... машины с индивидуальными приводами всех его цилиндров ...
  8. • Основы электропривода
  9. • Оборудование для смешения полимерных материалов
  10. • Система управления технологическим объектом
  11. • Землеройные машины
  12. • Разработка логической схемы управления двустворчатых ворот ...
  13. • Механизмы передвижения подъемно-транспортных машин
  14. • Оборудование буровой установки
  15. • Оборудование буровой установки
  16. • Технические характеристики автокранов
  17. • Проектирование редуктора
  18. • Проектирование механического привода с цилиндрическим ...
  19. • Разработка технологии производства уголка из НЛЗ ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com