Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Основные характеристики пусковых систем

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1. Основные зависимости, характеризующие работу пусковых систем

2. РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Выбор стартера

2.1.1 Расчёт моментов сопротивления двигателя

2.1.2 Расчёт мощности стартера

2.2 Расчёт стартерного электродвигателя

2.2.1 Определение размеров электродвигателя стартера

2.2.2 Расчёт обмотки якоря

2.2.3 Расчёт размеров пазов и зубцов якоря

2.2.4 Расчёт коллектора и щёточного аппарата

2.2.5 Расчёт магнитной цепи

2.2.6 Расчёт обмотки возбуждения

3. Тяговые электромагнитные реле: конструкция, классификация, работа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. ОСНОВНЫЕ ЗАВИСИМОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮШИЕ РАБОТУ ПУСКОВЫХ СИСТЕМ


Характеристиками пусковых систем являются по существу характеристики электродвигателя стартера. Это зависимости мощности, частоты вращения якоря и крутящего момента стартера от силы тока, потребляемого стартером. Однако данные зависимости не только определяются характеристиками самого электродвигателя, обусловленными особенностям и конструкции. Большое влияние, как важнейший элемент пусковой системы, оказывает аккумуляторная батарея, так как является источником ограниченной мощности и напряжение на ее выводах величина не постоянная, а падает с увеличением нагрузки. Если принять во внимание то обстоятельство, что в стартерах применяются электродвигатели последовательного возбуждения, то для описания выходных характеристик систем пуска можно использовать широко известные в электротехнике формулы. Крутящий момент, Основные характеристики пусковых систем развиваемый стартером, определяется формулой:


Основные характеристики пусковых систем (1.1)


где Основные характеристики пусковых систем — электромагнитный крутящий момент;

Основные характеристики пусковых систем — механические потери на трение в подшипниках и щетках;

р — число пар полюсов;

N — число проводов обмотки якоря;

a — число пар параллельных ветвей обмотки якоря;

I — ток якоря;

Ф — основной магнитный поток, проходящий через воздушный зазор и якорь стартера;

Основные характеристики пусковых систем—коэффициент.

Величину механических потерь с некоторым приближением можно считать постоянной. Тогда величина крутящего момента определяется конструктивными параметрами, влияющими на коэффициентОсновные характеристики пусковых систем, и значениями магнитного потока возбуждения и тока якоря электродвигателя. Частота вращения якоря может быть определена из формулы обратной ЭДС, индуктируемой в обмотке якоря:


Основные характеристики пусковых систем. (1.2)


Для электрической цепи электродвигателя постоянного тока последовательного возбуждения, к которому приложено напряжение аккумуляторной батареи, согласно второму закону Кирхгофа можно записать:


Основные характеристики пусковых систем, (1.3)


где Основные характеристики пусковых систем— напряжение аккумуляторной батареи;

Основные характеристики пусковых систем— сопротивление подводящих проводов;

Основные характеристики пусковых систем— сопротивление обмоток электродвигателя стартера;

Основные характеристики пусковых систем— переходное сопротивление в месте контакта щеток и коллектора;

Основные характеристики пусковых систем— сопротивление электрической цепи, зависящее от Основные характеристики пусковых систем, Основные характеристики пусковых систем и Основные характеристики пусковых систем.

Подставим значение обратной ЭДС, полученное из последнего уравнения в формулу, определяющую обратную ЭДС, и выразив из нее частоту вращения, получим:


Основные характеристики пусковых систем. (1.4)

Из полученной формулы видно, что частота вращения якоря тем больше, чем больше напряжение аккумуляторной батареи и чем меньше падение напряжения в цепи стартера и величина магнитного потока. Используя зависимости между частотой вращения якоря и моментом стартера, можно построить зависимость характеристик в функции тока стартеа (рис.1.1).


Основные характеристики пусковых систем

Рисунок 1.1 - Характеристики стартера в функции тока стартера.


Примем, что напряжение аккумуляторной батареи уменьшается с увеличением нагрузки линейно. Очевидно, что ток стартера будет нарастать от нуля до максимального значения, которое возникает при полном затормаживании вала якоря, когда частота вращения обратная ЭДС равны нулю. Этот ток называют током полного торможения (Основные характеристики пусковых систем). Напряжение на стартере будет меньше напряжения аккумуляторной батареи на величину падения напряжения в подводящих проводах (Основные характеристики пусковых систем). Известно, что падение напряжения на щетках (Основные характеристики пусковых систем) можно принять постоянным. Оставшееся напряжение распределится между падением напряжения на обмотках электродвигателя (Основные характеристики пусковых систем) и обратной ЭДС (Основные характеристики пусковых систем). Так как при токе Основные характеристики пусковых систем, а Основные характеристики пусковых систем при I=0, то получим график, показанный на рис.1.1. Магнитный поток стартера Ф при увеличении тока изменяется соответственно кривой намагничивания. При малых нагрузках он пропорционален току, а при больших приближается к магнитному потоку насыщения и растет очень медленно. Поэтому при больших нагрузках его можно считать постоянным. Тогда электромагнитный момент Основные характеристики пусковых системсначала будет расти по параболе, а при больших нагрузках - пропорционально току. Крутящий момент на валу стартера Основные характеристики пусковых систембудет меньше электромагнитного на величину механических потерь Основные характеристики пусковых систем.

Значение тока Основные характеристики пусковых систем, при котором Основные характеристики пусковых систем, соответствует режиму холостого хода. В этом режиме момент на валу стартера равен нулю и поэтому частота вращения якоря максимальна. Затем при малых нагрузках частота вращения уменьшается приблизительно по гиперболе, так как магнитный поток увеличивается линейно, а обратная ЭДС уменьшается. В зоне больших нагрузок, где магнитный поток можно считать постоянным, график уменьшения частоты вращения приближается к абсциссе. В режиме полного торможения - зона токов, меньших тока холостого хода, зависимости выходят за пределы режима работы стартера (пунктирные линии на рис.1.1). Механическая мощность на валу стартера определяется выражением:


Основные характеристики пусковых систем. (1.5)


В режиме холостого хода, когда Основные характеристики пусковых систем, и в режиме полного торможения, когда п = 0, механическая мощность стартера равна нулю. Кривая Р=f(I) идет вверх от нуля при Основные характеристики пусковых систем к максимуму (Основные характеристики пусковых систем) при 1=0,5Основные характеристики пусковых систем, а затем снова снижается к нулю при 1=Основные характеристики пусковых систем.

2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ


2.1 Выбор стартера


2.1.1 Расчёт моментов сопротивления

Используя зависимости относительно момента сопротивления от вязкости масла и скорости прокручивания, расчёт моментов сопротивления двигателя ведётся в следующем порядке


МОсновные характеристики пусковых системОсновные характеристики пусковых систем=Основные характеристики пусковых систем (2.1)


где Pт – среднее значения давления трения для данного типа двигателя.


Находим давление среднего трения PОсновные характеристики пусковых систем для карбюраторного рядного четырехцилиндрового двигателя, 1000 смОсновные характеристики пусковых систем, t=-25Основные характеристики пусковых системС


МОсновные характеристики пусковых системОсновные характеристики пусковых систем=Основные характеристики пусковых систем


Таблица 2.1 – Зависимость Основные характеристики пусковых систем

Тип двигателя

Значения Основные характеристики пусковых систем при вязкости, сст

500 1000 2000 3000 4000 6000 8000 10000 12000
Карбюраторный
рядный четырехцилиндровый 0,64 0,78 1,0 1,22 1,36 1,66 1,8 2,07 2,1

Строим график mОсновные характеристики пусковых систем=f(v) (гр.1)


Основные характеристики пусковых систем

Рисунок 2.1 – Зависимость относительного момента сопротивления двигателя от вязкости масла


Определяем по графику 1 значение mv для t= -25°С. Момент сопротивления двигателя при n=const равенMν = M2000Основные характеристики пусковых системmν; (2.2)


Mν =2,4Основные характеристики пусковых систем1,35=3,24 Основные характеристики пусковых систем


Таблица 2.2 – Зависимость Основные характеристики пусковых систем

Тип двигателя Значения Основные характеристики пусковых систем при скорости, об/мин

25 50 75 100 125 150 175 200
Карбюраторный
рядный четырехцилиндровый 0,77 1,0 1,17 1,29 1,38 1,45

Находится момент сопротивления для скоростей, отличных от 100 об/мин по формуле:

Основные характеристики пусковых систем. (2.3)


М n =0,77Основные характеристики пусковых систем3,24=2,49 Н·м.


Таблица 2.3 – Расчет моментов сопротивления двигателя

Параметр Частота вращения коленчатого вала, об/мин







25 50 75 100 125 150 175 200
Момент сопротивления, Н·м 2,49 3,24 3,79 4,18 4,47 4,70 - -

По полученным значениям момента сопротивления для различных температур и скоростей прокручивания коленчатого вала строится зависимость Основные характеристики пусковых систем при постоянной температуре пуска двигателя (рисунок 2.2).


Основные характеристики пусковых систем

Рисунок 2.2 – Зависимость момента сопротивления двигателя прокручиванию от частоты вращения коленчатого вала

Из рисунка 2.2 видно, что при скорости прокручивания, n =48 об/мин момент сопротивления двигателя МОсновные характеристики пусковых систем= 30 Нм=3 Основные характеристики пусковых систем


2.1.2 Рассчитаем необходимую мощность стартера

nОсновные характеристики пусковых системОсновные характеристики пусковых систем= 48 об/мин

МОсновные характеристики пусковых систем=30 Основные характеристики пусковых систем=3 Основные характеристики пусковых систем


Основные характеристики пусковых систем (2.4)


Расчёт стартерного электродвигателя

2.2.1 Определение размеров электродвигателя стартера

Машинная индукция в зазоре при nn min=48 об/мин


nH= nn Основные характеристики пусковых систем i; (2.5)


где, i = 12,67 -передаточное число от стартера к двигателю.

nH = 48Основные характеристики пусковых систем12,67 = 608,16 об/мин


Основные характеристики пусковых системВт об/мин

Основные характеристики пусковых систем (2.6)


где a - коэффициент полюсной дуги, a = 0,6-0,7;

Вd - магнитная индукция в воздушном зазоре, Тл;

AS - линейная нагрузка якоря, А/м.

Основные характеристики пусковых систем м3/Вт·с.

Основные характеристики пусковых систем; (2.7)

Основные характеристики пусковых системВт


где η – КПД зубчатой передачи стартер – венец маховика, Основные характеристики пусковых систем=0,52.


Расчет диаметра якоря


Основные характеристики пусковых систем (2.8)


где Ра – расчетная мощность электродвигателя, Вт.


Основные характеристики пусковых систем(м)


Расчет длины якоря


Основные характеристики пусковых систем (2.9)

Основные характеристики пусковых систем


Окружная скорость вращения якоря


Основные характеристики пусковых систем (2.10)

Основные характеристики пусковых систем м/с

Число полюсов стартера Основные характеристики пусковых систем


Основные характеристики пусковых систем;


Полюсное деление


Основные характеристики пусковых систем (2.11)

Основные характеристики пусковых систем;


Расчетная полюсная дуга


Основные характеристики пусковых систем (2.12)

Основные характеристики пусковых систем


Частота перемагничивания


Основные характеристики пусковых систем (2.13)

Основные характеристики пусковых систем


Воздушный зазор, выбирается минимально возможным, однако чтобы магнитное поле не меняло знака, на протяжении дуги необходимо выполнение условия:


Основные характеристики пусковых систем ЭДС возможного зазора и зубцовой зоны при Основные характеристики пусковых систем

Основные характеристики пусковых систем (2.14)

Основные характеристики пусковых систем


2.2.2 Расчет обмотки якоря

Параметры обмотки якоря

Основные характеристики пусковых систем - применяются простые волновые обмотки

Ф – полезный поток одного полюса машины:


Основные характеристики пусковых систем (2.15)

Основные характеристики пусковых системВб


Ток якоря для стартера


Основные характеристики пусковых систем; (2.16)


Предварительное значение тока возбуждения может быть принято равным 10-20% от величины полного тока.


Основные характеристики пусковых систем


Число параллельных ветвей равно числу полюсов


Основные характеристики пусковых систем;


Число проводников обмотки якоря


Основные характеристики пусковых систем (2.17)

Основные характеристики пусковых систем (2.18)

Основные характеристики пусковых систем (2.19)


Число пазов якоря


Основные характеристики пусковых систем; (2.20)

Основные характеристики пусковых систем


Число коллекторных пластин


Основные характеристики пусковых систем, (2.21)


где Основные характеристики пусковых систем - элементарное число пазов,

Основные характеристики пусковых систем

Основные характеристики пусковых систем


Число витков в секции обмотки


Основные характеристики пусковых систем (2.22)


Уточненное число проводников якоря


Основные характеристики пусковых систем (2.23)


Число проводников в пазу

Основные характеристики пусковых систем (2.24)

В стартерном двигателе используют простую волновую обмотку.

Шаг по коллектору


Основные характеристики пусковых систем (2.25)


Первый частичный шаг


Основные характеристики пусковых систем (2.26)


Второй частичный шаг


Основные характеристики пусковых систем (2.27)


После определения параметров якорной обмотки вычерчивается её схема.


2.2.3 Расчёт размеров зубцов и пазов якоря

В машинах постоянного тока используются пазы круглой, овальной и трапецеидальной формы. Наиболее простые пазы круглой формы, поэтому вначале проверяют возможность применения именно круглого паза.

Рассчитываем интенсивность теплового нагрева


Основные характеристики пусковых системВт/м2 (2.28)


где, Основные характеристики пусковых систем - окружная скорость якоря, м/с;

Основные характеристики пусковых систем - коэффициент теплоотдачи поверхности якоря; Основные характеристики пусковых систем, Вт/кОсновные характеристики пусковых системм2

Основные характеристики пусковых систем

Основные характеристики пусковых систем - предельно-допустимое превышение температуры корпуса над температурой окружающей среды. Основные характеристики пусковых систем (Основные характеристики пусковых систем);


Основные характеристики пусковых систем


Окружная скорость якоря


Основные характеристики пусковых систем (2.29)

Основные характеристики пусковых систем

Основные характеристики пусковых системОсновные характеристики пусковых системОсновные характеристики пусковых систем

Основные характеристики пусковых систем


Плотность тока


Основные характеристики пусковых систем об/мин.

Основные характеристики пусковых систем=Основные характеристики пусковых систем


Предварительное сечение проводников обмотки якоря


Основные характеристики пусковых систем (2.30)


Диаметр провода


Основные характеристики пусковых систем (2.31)

Принимаем провод ПЭВ-1


Основные характеристики пусковых систем

Основные характеристики пусковых систем

Основные характеристики пусковых систем


Величина площади паза якоря рассчитывается по формуле:


Основные характеристики пусковых систем (2.32)


где, Основные характеристики пусковых систем - сечение изолированного провода;

Основные характеристики пусковых систем - число проводников пазов

Основные характеристики пусковых систем - коэффициент заполнения паза. Основные характеристики пусковых систем


Основные характеристики пусковых систем


Высота щели Основные характеристики пусковых систем

Ширина щели Основные характеристики пусковых системОсновные характеристики пусковых систем

Диаметр вала якоря


Основные характеристики пусковых систем


Зубцовое деление


Основные характеристики пусковых систем (2.33)

Диаметр паза


Основные характеристики пусковых систем (2.34)


Основные характеристики пусковых систем - высота щели, выбирается от 1 до 1,5 мм

Основные характеристики пусковых систем - ширина щели, Основные характеристики пусковых систем, где Основные характеристики пусковых систем - диаметр изолированного провода


Основные характеристики пусковых систем (2.35)


Основные характеристики пусковых систем Основные характеристики пусковых систем


Максимальная ширина зуба


Основные характеристики пусковых систем (2.36)


2.2.4 Расчёт коллектора и щёточного аппарата

Диаметр коллектора


Основные характеристики пусковых систем

Толщина кольца коллектора


Основные характеристики пусковых систем (2.37)


Ширина коллекторной пластины Основные характеристики пусковых систем

Толщина изоляции между пластинами Основные характеристики пусковых систем

Коллекторное деление


Основные характеристики пусковых системм (2.38)


Ширина щётки


Основные характеристики пусковых систем (2.39)


Принимаем 10

Принимаем щётки


Основные характеристики пусковых систем- ширина

Основные характеристики пусковых систем-осевой размер

Основные характеристики пусковых систем- высота


Активная длина коллектора


Основные характеристики пусковых систем (2.40)

Основные характеристики пусковых систем


Полная длина коллектора

Основные характеристики пусковых систем (2.41)


2.2.5 Расчёт магнитной цепи

Коэффициент воздушного зазора


Основные характеристики пусковых систем (2.42)

Основные характеристики пусковых систем


Воздушный зазор


Основные характеристики пусковых систем (2.43)


Высота сердечника полюса


Основные характеристики пусковых систем (2.44)


Осевая длина полюса


Основные характеристики пусковых систем (2.45)


Сечение сердечника полюса


Основные характеристики пусковых систем (2.46)


Ширина сердечника

Основные характеристики пусковых систем (2.47)


Сечение магнитопровода станины


Основные характеристики пусковых системОсновные характеристики пусковых систем (2.48)


Высота сердечника станины


Основные характеристики пусковых систем (2.49)


МДС воздушного зазора


Основные характеристики пусковых систем (2.50)

Основные характеристики пусковых систем


МДС зубцовой зоны


Основные характеристики пусковых систем, (2.51)


где Основные характеристики пусковых систем-высота паза (Основные характеристики пусковых систем)

Магнитная индукция в зубе


Основные характеристики пусковых систем (2.52)

По кривой намагничивания


Основные характеристики пусковых систем

AWZ = 2HZ·hП. (2.53)

Основные характеристики пусковых систем


МДС сердечника якоря


Основные характеристики пусковых систем (2.54)


Средняя линия магнитной силовой линии


Основные характеристики пусковых систем (2.55)

Основные характеристики пусковых систем- высота станины якоря Основные характеристики пусковых систем

Основные характеристики пусковых систем


По кривой намагничивания Основные характеристики пусковых систем


Основные характеристики пусковых систем (2.56)


МДС полюсов машины


Основные характеристики пусковых систем (2.57)

Основные характеристики пусковых систем


МДС станины

Основные характеристики пусковых систем (2.58)


Средняя длина магнитной силовой линии в станине


Основные характеристики пусковых систем (2.59)

Основные характеристики пусковых систем

Основные характеристики пусковых систем


Результирующая МДС


Основные характеристики пусковых систем (2.60)

Основные характеристики пусковых систем


2.6 Расчёт обмотки возбуждения


Сила тока возбуждения


Основные характеристики пусковых систем (2.61)


Число витков обмотки возбуждения


Основные характеристики пусковых систем (2.62)


Плотность тока в обмотке возбуждения


Основные характеристики пусковых систем (2.63)

Сечение провода обмотки возбуждения


Основные характеристики пусковых системОсновные характеристики пусковых систем (2.64)


Принимаем провод


Основные характеристики пусковых систем

Основные характеристики пусковых систем


Площадь окна для обмотки возбуждения


Основные характеристики пусковых систем (2.65)


Фактическая площадь окна


Основные характеристики пусковых систем (2.66)

Основные характеристики пусковых систем


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Курсовой проект закрепил и углубил теоретические и практические навыки, полученные за период обучения, развил и закрепил навыки самостоятельной работы с учебной и справочной литературой, нормативными документами, ГОСТами, а также навыков в выполнении технологических расчётов и графических работ. Курсовой проект развил способности к исследовательской работе, научился правильно формулировать и обосновывать задачи проекта, основываясь на базовых теоретических положениях. Задачи, самостоятельно решаемые в ходе выполнения проекта, явились эффективным средством более глубокого усвоения теоретического материала. В курсовом проекте проведены следующие расчёты: расчёт моментов сопротивления двигателя, мощности стартера, спроектирован стартерный электродвигатель, по проведённым расчётам обмотки якоря, размерам зубцов и пазов якоря, коллекторного и щёточного аппарата, магнитной цепи, обмотки возбуждения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


Боровских Ю.И. «Электорооборудование автомобилей». Справочник, М. Транспорт 1971

Боровских Ю.И. Гутенёв Н.И. «Электорооборудование автомобилей». Учебник, Киев: Высш. школа, 1988

«Электорооборудование автомобилей». Справочник, под ред-ей Ю.П. Чижкова. М. Транспорт, 1993

Ю.П. Чижков «Электорооборудование автомобилей». Курс лекций, ч. 1,2. Москва Машиностроение, 2003

И.С. Туревский «Электорооборудование автомобилей». Москва. Форум- Инфа М. 2005 ч.1,2.

М.М. Кацман «Электрические машины». Москва. 2001

7. Калисский В. С., Манзон А. И., Нагула Г. Е. Автомобиль категории «С». Учебник водителя. – М.: Транспорт, 1984. – 349 с.

8. Трантер А. Электрооборудование автомобилей. Руководство. СПб.: Алфамер Паблишинг, 2003. – 288 с.

Похожие работы:

  1. • Баллистические ракеты с ядерными боеголовками для подводных ...
  2. • Автоматизированная система управления компрессорной ...
  3. • Пусковые двигатели
  4. • Пусковой карбюраторный двигатель
  5. • Технічне обслуговування пускового двигуна
  6. • Система технічного обслуговування сільськогосподарських машин
  7. •  ... ОАО "Гомельского завода пусковых двигателей им. П.К. ...
  8. • Система пуска тракторного дизеля
  9. • Расчет основных параметров двигателя постоянного ...
  10. • Система дистанционного управления главного двигателя ...
  11. • Характреистика Запорожской АЭС
  12. • Проектирование асинхронного двигателя
  13. • Расчет электрического привода механизма подъема башенного ...
  14. • Асинхронный двигатель
  15. • Расчет электрического привода механизма подъема башенного ...
  16. • Разомкнутые системы управления
  17. • Газотурбинные электростанции на нефте-газовых промыслах
  18. • Электродвигатель асинхронный с короткозамкнутым ...
  19. • Ремонт та технічне обслуговування карбюратора "Solex ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com