Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Нормирование точности соединений деталей машин

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Нормирование точности соединений деталей машин»

Содержание


Задание

1. Гладкие сопряжения и калибры

1.1 Гладкие сопряжения

1.2 Калибры

2. Шероховатость, отклонение формы и расположения поверхностей

3. Резьбовые соединения

4. Подшипники качения

5. Шпоночные и шлицевые соединения

6. Размерные цепи

6.1 Составление схемы размерной цепи

6.2 Расчёт подетальной размерной цепи методом максимума и минимума

6.3 Сложение и вычитание размеров и предельных отклонений

6.4 Расчёт подетальной размерной цепи методом максимума-минимума. Проектная задача

6.5 Расчёт подетальной размерной цепи вероятностным методом. Проектная задача

6.6 Замена размеров в размерной цепи

7. Зубчатые передачи

Приложние

Литература

1. Гладкие сопряжения и калибры


1.1 Гладкие сопряжения


Исходные данные для варианта №50:

Ш67 H7/e8
Ш55 Н8/r6
Ш28 H7/m6
Ш13 D9/h8
Ш38 T7/h7
Ш19 E9/e9

Задана посадка Ш67 H7/e8. Предельное отклонение отверстия Ш67 H7: верхнее ES=30мкм; нижнее EJ=0мкм. Предельное отклонение вала: верхнее es=-66мкм; нижнее ei=-106мкм.

Предельные размеры отверстия и вала:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Допуски размеров отверстия и вала:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Параметры посадки с зазором:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Проверка: Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин

Изобразим схему посадки Ш67 H7/e8 на Рисунке 1.1.


Нормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 8.1


Задана посадка Ш55 H8/r6. Предельное отклонение отверстия Ш55 H8: верхнее ES=46мкм; нижнее EJ=0мкм. Предельное отклонение вала: верхнее es=60мкм; нижнее ei=41мкм.

Предельные размеры отверстия и вала:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Допуски размеров отверстия и вала:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

Параметры переходной посадки:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Проверка: Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин

Изобразим схему посадки Ш55 H8/r6 на Рисунке 1.2.


Нормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 1.8


Задана посадка Ш28 H7/m6. Предельное отклонение отверстия Ш28 H7: верхнее ES=21мкм; нижнее EJ=0мкм. Предельное отклонение вала: верхнее es=21мкм; нижнее ei=8мкм.

Предельные размеры отверстия и вала:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Допуски размеров отверстия и вала:

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Параметры переходной посадки:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Проверка: Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин

Изобразим схему посадки Ш28 H7/m6 на Рисунке 1.3.


Нормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 1.8


Задана посадка Ш13 D9/h8. Предельное отклонение отверстия Ш13 D9: верхнее ES=93мкм; нижнее EJ=50мкм. Предельное отклонение вала: верхнее es=0мкм; нижнее ei=-27мкм.

Предельные размеры отверстия и вала:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

Допуски размеров отверстия и вала:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Параметры переходной посадки:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Проверка: Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин

Изобразим схему посадки Ш13 D9/h8 на Рисунке 1.4.


Нормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 1.8


Задана посадка Ш38 T7/h7. Предельное отклонение отверстия Ш38 T7: верхнее ES=-39мкм; нижнее EJ=-64мкм. Предельное отклонение вала: верхнее es=0мкм; нижнее ei=-25мкм.

Предельные размеры отверстия и вала:

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Допуски размеров отверстия и вала:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Параметры переходной посадки:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Проверка: Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин

Изобразим схему посадки Ш38 T7/h7 на Рисунке 1.5.


Нормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 1.8

Задана посадка Ш19 E9/e9. Предельное отклонение отверстия Ш19 E9: верхнее ES=92мкм; нижнее EJ=40мкм. Предельное отклонение вала: верхнее es=-40мкм; нижнее ei=-92мкм.

Предельные размеры отверстия и вала:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Допуски размеров отверстия и вала:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Параметры переходной посадки:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Проверка: Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин

Изобразим схему посадки Ш19 E9/e9 на Рисунке 1.6.

Нормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 1.8


Таблица 3.1 Размера отверстий.

Обозначение

посадки

Поле

Допуска отверстия

Предельные

отклонения

Предельные

размеры

Допуск

Отверстия

Нормирование точности соединений деталей машин,мм



Верхнее

ES,мм

Нижнее

EJ,мм

наибольшее

Нормирование точности соединений деталей машин,мм

наименьшее

Нормирование точности соединений деталей машин,мм


Ш67 H7/e8 Ш67 H7 0,030 0 67,03 67 0,03
Ш55 Н8/r6 Ш55 Н8 0,046 0 55,046 55 0,046
Ш28 H7/m6 Ш28 H7 0,021 0 28,021 28 0,021
Ш13 D9/h8 Ш13 D9 0,093 0,050 13,093 13,050 0,043
Ш38 T7/h7 Ш38 T7 -0,039 -0,064 37,961 37,936 0,025
Ш19 E9/e9 Ш19 E9 0,092 0,040 19,092 19,040 0,052

Таблица 3.2 Размера валов.

Обозначение

посадки

Поле

Допуска отверстия

Предельные

отклонения

Предельные

размеры

Допуск

Отверстия

Нормирование точности соединений деталей машин,мм



Верхнее

es,мм

Нижнее

si,мм

наибольшее

Нормирование точности соединений деталей машин,мм

наименьшее

Нормирование точности соединений деталей машин,мм


Ш67 H7/e8 Ш67 e8 -0,066 -0,106 66,934 66,894 0,04
Ш55 Н8/r6 Ш55 r6 0,060 0,041 55,060 55,041 0,019
Ш28 H7/m6 Ш28 m6 0,021 0,008 28,021 28,008 0,013
Ш13 D9/h8 Ш13 h8 0 -0,027 13 12,973 0,027
Ш38 T7/h7 Ш38 h7 0 -0,025 38 37,975 0,025
Ш19 E9/e9 Ш19 E9 -0,040 -0,092 18,96 18,908 0,052

Таблица 2.3 Типы и параметры посадок.

Обозначение посадки Предельные размеры Параметры посадок

Группа посадок


Допуск посадки


отверстия вала зазор натяг


Нормирование точности соединений деталей машин

мм

Нормирование точности соединений деталей машин

мм

Нормирование точности соединений деталей машин

мм

Нормирование точности соединений деталей машин

мм

Нормирование точности соединений деталей машин

мм

Нормирование точности соединений деталей машин

мм

Нормирование точности соединений деталей машин мм

Нормирование точности соединений деталей машин

мм



Ш67 H7/e8 67,03 67 66,934 66,894 0,136 0,066 - - с зазор. 0,07
Ш55 Н8/r6 55,046 55 55,060 55,041 0,005 - 0,060 - перех. 0,065
Ш28 H7/m6 28,021 28 28,021 28,008 0,013 - 0,021 - перех. 0,034
Ш13 D9/h8 13,093 13,050 13 12,973 0,12 0,05 - - с зазор. 0,07
Ш38 T7/h7 37,961 37,936 38 37,975 - - 0,064 0,014 с натяг. 0,05
Ш19 E9/e9 19,092 19,040 18,96 18,908 0,184 0,08 - - с зазор. 0,104

1.2 Калибры


Для контроля деталей сопряжения Ш38 T7/h7разработаем предварительные калибры.

Устанавливаем допуски на изготовление предельных калибров:

Для отверстия допуск на изготовление Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин - сдвиг поля допуска проходной стороны Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, координата границы износа - Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин; сдвиг поля допуска непроходной стороны - 0Нормирование точности соединений деталей машин; для вала: Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

Исполнительный размер проходной стороны калибра-пробки:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Размер на чертеже Ш 37,9415 – 0,004 мм.

Исполнительный размер проходной стороны калибра-пробки:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

Размер на чертеже Ш 37,963 – 0,004 мм.

Исполнительный размер проходной стороны калибра-скобы:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Размер на чертеже Ш 37,9945 + 0,004 мм.

Исполнительный размер непроходной стороны калибра-скобы:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Размер на чертеже Ш 37,973 + 0,004 мм.

Исполнительный размер контрольного калибра


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Размер на чертеже Ш 38,00375 - 0,0015 мм.

Исполнительный размер контрольного калибра Нормирование точности соединений деталей машин:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Размер на чертеже Ш 37,99725 - 0,0015 мм.

Исполнительный размер контрольного калибра Нормирование точности соединений деталей машин:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Размер на чертеже Ш 37,97575 - 0,0015 мм.

Изображение схемы расположения полей допусков для калибра-скобы показано на Рисунке 1.6, для калибра-пробки показано на Рисунке 1.7.

Шероховатость рабочих поверхностей калибров с допусками размеров 4мкм и высокой геометрической точностью поверхностей.


Нормирование точности соединений деталей машин;


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, принимаемНормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин для робки. Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, принимаемНормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин для скобы.


Нормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 1.8


Нормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 1.8

2. Шероховатость, отклонение формы и расположения поверхностей


Исходные данные:

I= Ш35к6 IX=10h9
II= Ш48n7 X= Ш72h8
III= Ш35к6 XI= Ш62H7
IV= Ш30r6 XII= Ш92±0,3
V= Ш42-0,2 XIII= Ш10+0,5
VI= Ш48-0,3 XIV=12-0,2
VII=15-0,03 XV=22h8
VIII=10h15

Шероховатости отмеченных поверхностей находим сообразно назначению этих поверхностей и допуску их размера. Так, поверхности Ш35к6, Ш48n8, Ш35K6 согласно полям допусков их размеров являются ответственными поверхностями, образующими с сопрягаемыми поверхностями других деталей определённые посадки. В общем случае выделенные поверхности можно считать поверхностями нормальной геометрической точности, для которых параметр шероховатости Нормирование точности соединений деталей машин

Для поверхности Ш35к6, где Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

принимаем из табл.0 Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

Для поверхности Ш48n7, где Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

принимаем из табл.0 Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

Для поверхности Ш30r6, где Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

принимаем из табл.0 Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

Для поверхности Ш72h8, где Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

принимаем из табл.0 Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

Для поверхности Ш62H7, где Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

принимаем из табл.0 Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

Для поверхности Ш10+0,5, где Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

принимаем из табл.0 Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

К точности обработки, и следовательно, к шероховатости поверхностей Ш42-0,2, Ш48-0,3, Ш95±0,3, Ш10+0,5 не предъявляются столь высокие требования.

Для поверхности Ш42-0,2, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

принимаем из табл.0 Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

Для поверхности Ш48-0,3, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

принимаем из табл.0 Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

Для поверхности Ш92±0,3, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

принимаем из табл.0 Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

Для поверхности Ш10+0,5, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

принимаем из табл.0 Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

Шероховатость поверхностей шпоночного паза принимается обычно в пределах Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, причём большее значение соответствует дну паза.

Допуски на отклонение формы и расположения поверхностей также определим приближённым методом. Допуски на отклонение от круглости и цилиндричности поверхностей Ш35к6, Ш48n7, Ш30r6, Ш72h8, Ш62H7можно рассчитать следующим образом:

Для поверхности Ш35к6

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин(принимаем 4Нормирование точности соединений деталей машин);

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин(принимаем 4Нормирование точности соединений деталей машин);

Для поверхности Ш62H7

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин(принимаем 8Нормирование точности соединений деталей машин);

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин(принимаем 8Нормирование точности соединений деталей машин);

Для поверхности Ш48n7

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин(принимаем Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин);

Для поверхности Ш30r6

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин(принимаем 3Нормирование точности соединений деталей машин);

Для поверхности Ш72h8

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин(принимаем Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин);

Допуски на радиальное биение поверхностей Ш48n8, Ш30r6 относительно поверхности АБ (поверхности Ш35к6) приближённо могут быть найдены:

Для поверхности Ш48n8

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин(принимаем допуск, равным 0,03мм)

Для поверхности Ш30r6

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин(принимаем допуск, равным 0,012мм)

Допуски на радиальное биение поверхности Ш72h8 относительно поверхности А (поверхности Ш62H7) приближённо могут быть найдены следующим образом: Нормирование точности соединений деталей машин(принимаем 0,04мм)

Допуск на отклонение от ┴ торца поверхности Ш42-0,2 для фиксации подшипника зависит от допуска размера на ширину подшипника. Поэтому

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин (принимаем 0,008мм),

для поверхности Ш48-0,3

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин (принимаем 0,016мм),

для поверхности Ш92±0,3

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин (принимаем 0,016мм),

для поверхности Ш72h8

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин (принимаем 0,025мм),

Допуск на отклонение от симметричного расположения шпоночного паза:

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин(принимаем 0,12мм).

Для отверстий допуск равен:

Ш Нормирование точности соединений деталей машин,


где Нормирование точности соединений деталей машинмм


Ш Нормирование точности соединений деталей машинмм (принимаем 0,5мм).


3. Резьбовые соединения


Задано резьбовое соединение: Нормирование точности соединений деталей машин и отклонения Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин.

По условию записи резьбового соединения устанавливаем:

резьба метрическая, номинальный диаметр Нормирование точности соединений деталей машин; резьба однозаходная, шаг резьбы мелкий и равен 2,5мм, направление навивки – правое; поля допусков на диаметры гайки Нормирование точности соединений деталей машин и Нормирование точности соединений деталей машин - 5Н; диаметры Нормирование точности соединений деталей машин и Нормирование точности соединений деталей машинболта имеют поля допусков 5g и 6g соответственно; длинна свинчивания, не выходит за пределы нормальной; впадины резьбы выполнены без закруглений.

Определяем по формулам размеры сопрягаемых параметров резьбы:


Нормирование точности соединений деталей машинмм;

Нормирование точности соединений деталей машинмм;

Нормирование точности соединений деталей машинмм.


По справочнику согласно указанным полям допусков устанавливаем предельные отклонения для нормируемых параметров болта и гайки:

На средний диаметр Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин;

На наружный диаметр Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин;

На внутренний диаметр Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин;

Определяем предельные размеры сопрягаемых параметров соответственно гайки и болта:

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машин,


Так как Нормирование точности соединений деталей машин не нормируется, то записываем Нормирование точности соединений деталей машин не менее 52,000 Нормирование точности соединений деталей машин;


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машин,


Так как Нормирование точности соединений деталей машин в не нормируется, то записываем Нормирование точности соединений деталей машин не более 49,294Нормирование точности соединений деталей машин.

Находим допуски на сопряжённые размеры резьбового соединения:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машин - не нормируемый;

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машин - не нормируемый;

Определяем зазоры по сопряженным поверхностям резьбового соединения:

по среднему диаметру:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;


по наружному диаметру:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;


Данные расчётов заносим в Таблицу 3.1, а по их результатам строим схему заданного резьбового соединения (Рисунок 3.1)


Таблица 3.1 Данные расчёта

Обозначение диаметров резьбового соединения

Номин.

р-ры

Гайка Болт Допуски размеров


Пред-е

откл.

мм

Предельные

д-ры

Пред-е

откл.

мм

Предельные

д-ры


Гайки


Болта




max min
max min

Наружный

d(D)

52,000 не норм. не менее 52,000

52,000

Нормирование точности соединений деталей машин


51,952


51,577

не норм.

0,375



Нормирование точности соединений деталей машин



Нормирование точности соединений деталей машин





Средний

d2(D2)

50,381

Нормирование точности соединений деталей машин


50,681


50,381

Нормирование точности соединений деталей машин


50,333


50,163


0,3


0,17



Нормирование точности соединений деталей машин



Нормирование точности соединений деталей машин





Внутренний

d1(D1)

49,294

Нормирование точности соединений деталей машин


49,594


49,294

Нормирование точности соединений деталей машин


49,246

не более 49,294

0,3

не норм.


Нормирование точности соединений деталей машин



не норм.




Нормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 3.1


Находим компенсационные поправки, обусловленные наличием указанных в задании дополнительных неточностей в шаге и угла профиля болта и гайки:

суммарная погрешность накопленного шага


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;


суммарная погрешность правой половины профиля резьбы


Нормирование точности соединений деталей машин;


суммарная погрешность левой половины профиля резьбы


Нормирование точности соединений деталей машин;


суммарная погрешность угла профиля резьбы

Нормирование точности соединений деталей машин;


поправка для расчёта зазоров, вносимая наличием погрешностей в шаге и угле профиля:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Поскольку ошибка, вносимая в соединение погрешностями в шаге и угле профиля, не превышает Нормирование точности соединений деталей машин (Нормирование точности соединений деталей машин, так как Нормирование точности соединений деталей машин), то для получения гарантированного зазора в резьбовом соединении с указанными погрешностями изготовления можно считать, что коррекция посадки выполнена правильно.


4. Подшипники качения


Исходные данные: радиальная сила Нормирование точности соединений деталей машин; внутренний диаметр подшипника Нормирование точности соединений деталей машин; в соединении вращающимся является вал.

1. Для данного соединения можно применить радиальный подшипник средней серии шестого класса точности, например 207, со следующими параметрами: Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин.

В рассматриваемом узле вращающимся кольцом является внутреннее, поэтому его посадку на вал производим с натягом, а наружное кольцо устанавливаем в корпус с зазором.

2. Приняв коэффициент k для средней серии подшипника равным 2,3, определим минимальный потребный натяг для внутренней обоймы подшипника:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин


3. Находим максимальный допустимый натяг для внутреннего кольца подшипника:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин


4. По значению Нормирование точности соединений деталей машин подбираем из числа рекомендуемых, посадку для внутреннего кольца подшипника, например Ш35H0/m6, для которой предельные отклонения размеров: для отверстия Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, для вала Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

5. Определим минимальный и максимальный натяги в рассматриваемом соединении:

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин


Так как Нормирование точности соединений деталей машин (Нормирование точности соединений деталей машин) и Нормирование точности соединений деталей машин(Нормирование точности соединений деталей машин), можно заключить, что посадка внутреннего кольца подшипника выполнена правильно.

6. Выбираем посадку для наружного кольца подшипника, например Ш72Н7/h0, для которой предельные отклонения размеров равны: для отверстия Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин; Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин; для вала: Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин; Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

Для выбранной посадки максимальный зазор Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин; минимальный зазорНормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин,

что свидетельствует о том, что посадка относится к посаде с зазором.

Строим схему полей допусков выбранных посадок для колец подшипника качения Рисунок 4.1.


Нормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 4.1


8. Чертим условные рабочие чертежи посадочных мест подшипников с указанием требований Рисунок 4.2.

9. Чертим условные рабочие чертежи сборочных узлов с указанием требуемых размеров, обозначений Рисунок 4.3.

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 4.2


Нормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 4.3


5. Шпоночные и шлицевые соединения


В задании указаны диаметр вала и втулки Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, длина соединения Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, тип соединения 3.

По СТ СЭВ 189-78 выбираем основные размеры соединения: Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, интервал длин Нормирование точности соединений деталей машин от Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, до Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

Записываем условное обозначение шпонки: Шпонка Нормирование точности соединений деталей машин СТ СЭВ 189-78. Для заданного вида соединения назначаем поля допусков для деталей шпоночного соединения, пользуясь СТ СЭВ 189-78, для ширины шпонки b – h9; для высоты шпонки h – h11; для длины шпонки l – h14; для ширины паза на валу - N9; для ширины паза во втулке - Js9.

Определяем предельные отклонения пользуясь СТ СЭВ 144-88 на гладкие соединения:

Диаметр вала – 35m6 Нормирование точности соединений деталей машин

Диаметр втулки – 35H7 Нормирование точности соединений деталей машин

Ширина шпонки – 10h9 Нормирование точности соединений деталей машин

Высота шпонки – 8h11 Нормирование точности соединений деталей машин

Длина шпонки – 42h14 Нормирование точности соединений деталей машин

Ширина паза на валу – 10P9 Нормирование точности соединений деталей машин

Ширина паза во втулке – 10P9 Нормирование точности соединений деталей машин

Глубина паза на валу – Нормирование точности соединений деталей машин

Глубина паза во втулке – Нормирование точности соединений деталей машин

Строим схемы расположения полей допусков Рисунок 5.1.

Нормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 5.1


В задании указаны параметры эвольвентного соединения: номинальный диаметр Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин; модуль Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин. Вид центрирования по наружному диаметру. По ГОСТ 6033-70 выбираем недостающие параметры - Нормирование точности соединений деталей машин. Находим диаметр делительной окружности:

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин

По СТ СЭВ 259-68 назначаем поля допусков втулки и вала из рекомендуемых посадок. Выбираем по наружному центрирующему диаметру для втулки Нормирование точности соединений деталей машин; для вала Нормирование точности соединений деталей машин, посадка по Нормирование точности соединений деталей машин; для ширины впадин втулки Нормирование точности соединений деталей машин (толщина зуба S) – для ширины впадины Нормирование точности соединений деталей машин, для толщины зуба Нормирование точности соединений деталей машин посадка Нормирование точности соединений деталей машин; поле допуска втулки и вала по центрирующему диаметру при плоской форме дна впадин для втулки Нормирование точности соединений деталей машин, для вала Нормирование точности соединений деталей машин, посадка - Нормирование точности соединений деталей машин.

Величины придельных отклонений диаметров определяем, пользуясь стандартом СЭВ 144-88. Величины придельных отклонений по боковым сторонам зубьев определяем, пользуясь стандартом СЭВ 259-88.

Для втулки Нормирование точности соединений деталей машин СТ СЭВ 259-88 центрирующий диаметр Нормирование точности соединений деталей машин; ширина впадин Нормирование точности соединений деталей машин,Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин; Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;Нормирование точности соединений деталей машин.

Для вала Нормирование точности соединений деталей машин: центрирующий диаметр Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, толщина зуба Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин; Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин;Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

Условное обозначение соединения Нормирование точности соединений деталей машин СТ СЭВ 259-88.

Пользуясь величинами предельных отклонений, строим схему расположения полей допусков Рисунок 5.2.


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 5.2


В задании указаны параметры прямобочного шлицевого соединения Нормирование точности соединений деталей машин. Вид центрирования по Нормирование точности соединений деталей машин. По ГОСТ 1139-80 выбираем недостающие данные - Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин.

По ГОСТ1139-80 назначаем поля допусков втулки и вала из рекомендуемых посадок, выбираем по наружному центрирующему диаметру

Нормирование точности соединений деталей машин для втулки - Нормирование точности соединений деталей машин, для вала Нормирование точности соединений деталей машин, посадка по Нормирование точности соединений деталей машин-Нормирование точности соединений деталей машин; для ширины шлица (вала) Нормирование точности соединений деталей машин для втулки - Нормирование точности соединений деталей машин, для вала - Нормирование точности соединений деталей машин, посадка по Нормирование точности соединений деталей машин - Нормирование точности соединений деталей машин, поле допуска втулки по нецентрирующему диаметру Нормирование точности соединений деталей машин - Нормирование точности соединений деталей машин, предельное отклонение вала по нецентрирующему диаметру Нормирование точности соединений деталей машин - не менее Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

Величины придельных отклонений определяем, пользуясь стандартом СЭВ 144-88 на гладкие сопряжения.

Для втулки Нормирование точности соединений деталей машин:

Центрирующий диаметр Нормирование точности соединений деталей машин

Не центрирующий диаметр - Нормирование точности соединений деталей машин

Ширина паза Нормирование точности соединений деталей машин

Для вала Нормирование точности соединений деталей машин:

Центрирующий диаметр Нормирование точности соединений деталей машин

Не центрирующий диаметр - Нормирование точности соединений деталей машин

Ширина зуба Нормирование точности соединений деталей машин

Условно обозначение: Нормирование точности соединений деталей машин.

Пользуясь величинами придельных отклонений, строим схему расположения полей допусков Рисунок 5.3.


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 5.3


6. Размерные цепи


6.1 Составление схемы размерной цепи


Из приложения 2 выбираем вариант задания:


Нормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 6.1


Составим и поясним схему заданной размерной цепи:


Нормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 6.2


Замыкающий размер Нормирование точности соединений деталей машин в трехзвенной цепи (Рисунок 6.1) зависит от размера Нормирование точности соединений деталей машин, называемого увеличивающим (чем больше этот размер, тем больше значение Нормирование точности соединений деталей машин), и размера Нормирование точности соединений деталей машин, называемого уменьшающим (при его увеличении Нормирование точности соединений деталей машин уменьшается). Замыкающее звено может быть положительным, отрицательным или равным нулю. Размерную цепь можно условно изображать в виде схемы (Рисунок 6.2). По схеме удобно выявлять увеличивающие и уменьшающие звенья. Над буквенными обозначениями звеньев принято изображать стрелку, направленную вправо, для увеличивающих звеньев и влево — для уменьшающих.


6.2 Расчёт подетальной размерной цепи методом максимума и минимума


Проверочная задача


Таблица 6.1 Исходные данные

Нормирование точности соединений деталей машин

15

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин

25

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин

15

Нормирование точности соединений деталей машин

-0,15

Нормирование точности соединений деталей машин

0

Нормирование точности соединений деталей машин

+0,15

Нормирование точности соединений деталей машин

-0,25

Нормирование точности соединений деталей машин

-0,15

Нормирование точности соединений деталей машин

+0,05

Нормирование точности соединений деталей машин

2

Нормирование точности соединений деталей машин

8

Нормирование точности соединений деталей машин

-0,05

Нормирование точности соединений деталей машин

+0,24

Нормирование точности соединений деталей машин

-0,15

Нормирование точности соединений деталей машин

0

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин

Эскиз детали Схема размерной цепи

Рисунок 6.3


Параметры составляющих звеньев: передаточное отношение


Нормирование точности соединений деталей машин


Номинальный размер и предельные отклонения Допуски:

Нормирование точности соединений деталей машин; Нормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машин; Нормирование точности соединений деталей машин.

Нормирование точности соединений деталей машин;


Координата середины полей допусков:


Нормирование точности соединений деталей машин; Нормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машин; Нормирование точности соединений деталей машин.

Нормирование точности соединений деталей машин;


Расчёт номинального размера замыкающего звена:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин


Расчёт допуска замыкающего звена:


Нормирование точности соединений деталей машин


Расчёт предельных отклонений замыкающего звена:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин

Расчёт координаты середины поля допуска, замыкающего звена:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Схема расположения поля допуска замыкающего звена показана на Рисунке 6.4.


Нормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 6.4


6.3 Сложение и вычитание размеров и предельных отклонений


Исходные данные:


Таблица 6.2 Размеры и предельные отклонения

55-0,1 +20-0,1 -35+0,1 +15±0,2 -20±0,2

Нормирование точности соединений деталей машин


Нормирование точности соединений деталей машин


Подготовим уравнение к сложению и вычитанию придельных отклонений:

Нормирование точности соединений деталей машин


6.4 Расчёт подетальной размерной цепи методом максимума-минимума. Проектная задача.


Исходные данные:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин

Эскиз детали Схема размерной цепи

Рисунок 6.5


Передаточные отношения составляющих звеньев:


Нормирование точности соединений деталей машин.


Требования к замыкающему звену:


Нормирование точности соединений деталей машин; Нормирование точности соединений деталей машин; Нормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машин.


Звенья с известными допусками в размерной цепи отсутствуют Нормирование точности соединений деталей машин.

В качестве корректирующего звена можно принять звено Нормирование точности соединений деталей машин с размером 15мм, так как положение внутренней торцовой поверхности не будет влиять на служебное назначение детали.

Расчёт производится методом максимума-минимума. Связь между допусками замыкающего звена и допусками составляющих звеньев устанавливается способом одинакового квалитета.

Расчёт количества единиц допуска производится по следующей формуле:


Нормирование точности соединений деталей машин


Нормирование точности соединений деталей машин - принимаем из таблицы П.7.1 и записываем в таблицу 6.3.

Назначаем квалитет по таблице П.7.2 в зависимости от стандартного Нормирование точности соединений деталей машин, ближайшего к расчётному Нормирование точности соединений деталей машин. Принимаем 12-й квалитет.

Назначаем стандартный допуск по таблице П.7.3 в зависимости от номинального размера и принятого 12-го квалитета. Допуски составляющих звеньев, кроме Нормирование точности соединений деталей машин, записаны в таблице 6.3.

Расчёт допуска корректирующего звена из условия формулы:


Нормирование точности соединений деталей машин.


Назначенные предельные отклонения составляющих звеньев Нормирование точности соединений деталей машин записаны в таблице 6.3.

Расчёт координат, середины поля допуска составляющих звеньев проводим по формуле Нормирование точности соединений деталей машин, а результаты записываем в табл.6.1.

Таблица 6.3 Сведения о размерной цепи, рассчитанной методом максимума-минимума

Символ звена Номин. размер Характер действия

Нормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машин

Квалитет

Нормирование точности соединений деталей машин

мкм

Нормирование точности соединений деталей машин

мкм

Нормирование точности соединений деталей машин

мкм

Нормирование точности соединений деталей машин

мкм

Нормирование точности соединений деталей машин

мкм

Исполн.

размер

Нормирование точности соединений деталей машин

15 увел. +1 1,08 12 180 90 +180 0 -90

Нормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машин

35 увел. +1 1,56 12 250 125 +250 0 -125

Нормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машин

20 увел. +1 1,31 12 210 105 +210 0 -105

Нормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машин

25 увел. +1 1,31 12 210 105 +160 -50 55

Нормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машин

15 уменш. -1 1,08 12 160 80 +160 0 50

Нормирование точности соединений деталей машин


Расчёт координаты середины поля допуска, корректирующего звена по формуле:


Нормирование точности соединений деталей машин


Расчёт предельных отклонений корректирующего звена:


Нормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машин.


Решение проверочной задачи способом сложения и вычитания номинального размера и предельных отклонений.


Нормирование точности соединений деталей машин


Подготовим уравнение для сложения и вычитания:

Нормирование точности соединений деталей машин


6.5 Расчёт подетальной размерной цепи вероятностным методом. Проектная задача


Метод расчёта – вероятностный, способ – одинакового квалитета Нормирование точности соединений деталей машин.

Расчёт количества единиц допуска:


Нормирование точности соединений деталей машин


Назначаем квалитет по таблице П.7.2 в зависимости от стандартного Нормирование точности соединений деталей машин, ближайшего к расчётному Нормирование точности соединений деталей машин. Принимаем 13-й квалитет.

Допуски звеньев Нормирование точности соединений деталей машин устанавливаем по 13-му квалитету, а допуск звена Нормирование точности соединений деталей машин по 14-му квалитету. Допуски записаны в таблице 6.4.

Расчёт допуска корректирующего звена из условия следующей формулы:


Нормирование точности соединений деталей машин, тогда


Нормирование точности соединений деталей машин, откуда


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.


Назначение предельных составляющих звеньев:


Нормирование точности соединений деталей машин


Расчёт координаты середины поля допуска:


Нормирование точности соединений деталей машин


Расчёт предельных отклонений корректирующего звена;


Нормирование точности соединений деталей машин;

Нормирование точности соединений деталей машин.


Допуск замыкающего звена:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин


Координата середины поля допуска:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин


Предельные отклонения замыкающего звена:


Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин


Таблица 6.4 Сведения о размерной цепи, рассчитанной теоретико-вероятностным методом

Символ звена Номин. размер

Нормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машин

Исполн.

размер

Нормирование точности соединений деталей машин

15 +1 1,08 1,17 270 72900 135 18225 +270 0 135

Нормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машин

35 +1 1,56 2,43 390 152100 195 38025 +390 0 195

Нормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машин

20 +1 1,31 1,72 520 270400 260 67600 +520 0 260

Нормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машин

25 +1 1,31 1,72 330 108900 165 27225 +165 -165 0

Нормирование точности соединений деталей машин

Нормирование точности соединений деталей машин

15 -1 1,08 1,17 644 415800 322 103950 +617 -27 295

Нормирование точности соединений деталей машин


Заключение Сравнение допусков (табл.6.3 и табл.6.4) на изготовление составляющих звеньев одной и той же размерной цепи показывает, что величину допуска можно рассчитать в 1,6-2,6 раза точней, если распределение погрешностей изготовления подчиняется закону нормального распределения.


6.6 Замена размеров в размерной цепи


Исходные данные:


Нормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 6.6

Первый вариант замены. Вместо размера С указать на чертеже размер X:

Запишем уравнение расчёта и подставим в него предельные значения размеров C и D. Нормирование точности соединений деталей машин; Нормирование точности соединений деталей машин, откуда


Нормирование точности соединений деталей машин; Нормирование точности соединений деталей машин, т.е. Нормирование точности соединений деталей машин


Это указывает на то, что замена размера С размером X без уменьшения допуска размера С невозможна рисунок 6.7.


Нормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 6.7


Второй вариант замены. Вместо размера D указать на чертеже размер X:


Запишем уравнение Нормирование точности соединений деталей машин; Нормирование точности соединений деталей машин.


Нормирование точности соединений деталей машин; Нормирование точности соединений деталей машин, откуда

Нормирование точности соединений деталей машин; Нормирование точности соединений деталей машин,

Следовательно Нормирование точности соединений деталей машин

Схема замены показана на рисунке 6.8.


Нормирование точности соединений деталей машин

Рисунок 6.8


Сумма допусков размеров D и X после замены должна быть равна допуску заменяемого размера Нормирование точности соединений деталей машинмм. Поверхность I получают, как правило, чистовым точением. Поэтому обеспечить точность размеров D и X с суммарным допуском 0,3мм практически возможно.


7. Зубчатые передачи


Исходные данные:

Обозначение точности колеса: 10 – 8 – 6 – А.

Модуль: Нормирование точности соединений деталей машинНормирование точности соединений деталей машин.

Число зубьев: Нормирование точности соединений деталей машин

Коэффициент смещения исходного контура колеса: Нормирование точности соединений деталей машин.

Расшифруем условное обозначение передачи: 10 – 8 – 6 – А

10 – степень точности по норме кинематической точности;

8 – степень точности по норме плавности работы;

6 – степень точности по норме контакта зубьев;

А – вид сопряжения, ограничивающего боковой зазор.

Так как вид допуска на боковой зазор не указан, то он совпадает с видом сопряжения, то есть, обозначен символом “А”.

Устанавливаем комплекс контроля по ГОСТ 1643-81

Выписываем нормируемые погрешности:

Нормирование точности соединений деталей машин - наибольшая кинематическая погрешность зубчатого колеса (по норме кинематической точности),

Нормирование точности соединений деталей машин - местная кинематическая погрешность (по норме плавности работы),

Нормирование точности соединений деталей машин - погрешность направления зуба (по норме контакта),

Нормирование точности соединений деталей машин - наименьшее отклонение толщины зуба и допуск на толщину зуба (по норме бокового зазора).

Назначаем допуски на погрешности:

Допуск Нормирование точности соединений деталей машин определи по следующей формуле Нормирование точности соединений деталей машин

где: Нормирование точности соединений деталей машин - допуск на накопленную погрешность зубчатого колеса

Нормирование точности соединений деталей машин - допуск на погрешность профиля зуба колеса

Нормирование точности соединений деталей машин; Нормирование точности соединений деталей машин; Нормирование точности соединений деталей машин

Допуск Нормирование точности соединений деталей машин - определяем в зависимости от степени точности по норме плавности – 8, модуля m=4мм, делительного диаметра Нормирование точности соединений деталей машин:

Нормирование точности соединений деталей машин

Допуск Нормирование точности соединений деталей машинопределяем с учётом степени точности по норме контакта – 6, модуля m=4мм, ширины венца Нормирование точности соединений деталей машин

где: Нормирование точности соединений деталей машин - коэффициент ширины зуба колеса,

Нормирование точности соединений деталей машин для цилиндрических прямозубых колёс

Принимаем Нормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машин,

Нормирование точности соединений деталей машин.

Наименьшее отклонение толщины зуба Нормирование точности соединений деталей машин исходя из вида сопряжения А, степени точности по нормам плавности – 8, делительному диаметру Нормирование точности соединений деталей машин:

Нормирование точности соединений деталей машин

Допуск на толщину зуба Нормирование точности соединений деталей машин выбираем в зависимости от допуска на радиальное биение зубчатого венца Нормирование точности соединений деталей машин и вида сопряжения А. В свою очередь Нормирование точности соединений деталей машин выбирается в зависимости от степени точности по нормам кинематической точности–10,модуля m=4мм, делительного диаметра Нормирование точности соединений деталей машин:

Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин

Определяем размеры, необходимые для оформления чертежа зубчатого колеса.

Высота головки зуба до постоянной хорды Нормирование точности соединений деталей машини кинематическая толщина зуба колеса без смещения по постоянной хорде Нормирование точности соединений деталей машин, определяем по формулам:


Нормирование точности соединений деталей машин; Нормирование точности соединений деталей машин.

Определяем параметры точности формы, расположения и шероховатости отдельных поверхностей.

На ширину венца назначаем из конструктивных и технологических соображений поле допуска по h11…h14.

Нормирование точности соединений деталей машин

Поле допуска диаметра выступов принимаем по h. Диаметр окружности выступов: Нормирование точности соединений деталей машин.

Допуск на диаметр выступа Нормирование точности соединений деталей машин рассчитываем по формуле: Нормирование точности соединений деталей машин.

Так как окружность выступов используется как измерительная база для измерения толщины зуба принимаем Нормирование точности соединений деталей машин и округляем его до стандартного Нормирование точности соединений деталей машин, что соответствует допуску h9

Нормирование точности соединений деталей машин.

Допуск на радиальное биение диаметра выступов Нормирование точности соединений деталей машин назначаем в зависимости от допуска Нормирование точности соединений деталей машин на радиальное биение зубчатого венца:

Нормирование точности соединений деталей машин, тогда Нормирование точности соединений деталей машин. Округляем значение допуска до стандартного Нормирование точности соединений деталей машин.

Допуск биения торцев колеса назначаем в зависимости от допуска на направление зуба Нормирование точности соединений деталей машин, ширины венца b и диаметра выступов Нормирование точности соединений деталей машин: Нормирование точности соединений деталей машин, округляем до стандартного Нормирование точности соединений деталей машин.

Шероховатость рабочих эвольвентных поверхностей берём в зависимости от допуска отклонения профиля Нормирование точности соединений деталей машин: Нормирование точности соединений деталей машин, принимаем Нормирование точности соединений деталей машин.

Увязываем посадку отверстия с точностью зубчатой передачи, в частности, с той нормой точности, которая является основой в оценке работоспособности передачи. Степень точности – 6 по норме контакта зубьев предполагает высоконагруженную передачу с посадкой H7/t6 колеса на вал (без шпонок). Соответственно отверстие по H7.

Диаметр отверстия выбираем конструктивно, учитывая, что минимальная толщина обода должна быть не менее 3m, чтобы обеспечить равнопрочность обода и зубьев. Принимаем отверстие:

Нормирование точности соединений деталей машин.

Шероховатость отверстия назначаем следующим образом:

Нормирование точности соединений деталей машин, где: Нормирование точности соединений деталей машин - допуск соответствующего размера. При Нормирование точности соединений деталей машин.

Шероховатости торцев и окружности вершин колеса рассчитываем по формулам: Нормирование точности соединений деталей машин;Нормирование точности соединений деталей машин, Нормирование точности соединений деталей машин;Нормирование точности соединений деталей машин.

Шероховатость торцев колеса: Нормирование точности соединений деталей машин. Принимаем Нормирование точности соединений деталей машин.

Шероховатость окружности вершин колеса: Нормирование точности соединений деталей машин.

Принимаем Нормирование точности соединений деталей машин.

Выбор средств измерения:

Первый из измеряемых параметров, выбранного колеса – кинематическая погрешность зубчатого колеса Нормирование точности соединений деталей машин, допуск Нормирование точности соединений деталей машин. Выбираем прибор БВ-5094. Проверяем, соответствуют ли размеры нашего колеса размерам измеряемых на приборе.

Второй измеряемый параметр – кинематическая погрешность Нормирование точности соединений деталей машин, допуск Нормирование точности соединений деталей машин. Выбираем прибор БВ-5058.

Третий измеряемый параметр – погрешность направления зуба Нормирование точности соединений деталей машин, допуск Нормирование точности соединений деталей машин. Выбираем прибор по БВ-5055 ЧЗИП.

Толщину зуба (наименьшее отклонение Нормирование точности соединений деталей машин и допуск на толщину Нормирование точности соединений деталей машин) проверяем зубомером ЗИМ-16.


Литература


Единая система допусков и посадок СЭВ в машиностроении и приборостроении: справочник в двух томах – М: изд. стандартов, 1989-том 1-263 с., том.2: Контроль деталей 208с.

Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: учебник – 6-е издание - М.: М-е, 1986-352с.

Берестнёв О.В. Самоустанавливающиеся зубчатые колёса – Мн.: Наука и техника, 1983-312с.

Похожие работы:

  1. • Типы соединения деталей машин
  2. • Расчет заклепочных швов
  3. • Точность деталей и их соединений. Посадки деталей
  4. • Соединения деталей и узлов машин
  5. • Способы обеспечения точности деталей и сборочных единиц
  6. • Нормирование точности червячной передачи
  7. • Сборка разъёмных соединений
  8. • Выполнение разъемных и неразъемных соединений оптико ...
  9. • Проектирование горизонтального цилиндрического ...
  10. • Нормирование точности и технические измерения ...
  11. • Комплексное нормирование работ при изготовлении ...
  12. • Повышение эффективности механической обработки за счет выбора ...
  13. • Конструирование машин
  14. • Разъемные соединения
  15. • Технология и организация восстановления деталей ...
  16. • Вопросы на экзамен по ДМ (детали машин)
  17. • Машина как объект производства
  18. • Механизмы машины
  19. • Ампульное производство гентамицина сульфата
Рефетека ру refoteka@gmail.com