Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Механика вертолета

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Кафедра «Летательные аппараты»


Курсовая работа

по курсу «Строительная механика»


Руководитель

__________________

«____»____________200г.

Автор работы

студент группы

__________________

«____»____________200г.

Работа защищена

с оценкой

__________________

«____»____________200г.

Содержание


1 Расчет подредукторной фермы вертолета

1.1 Геометрические параметры фермы

1.2 Расчетная схема фермы

1.3 Определение усилий в стержнях фермы

1.4 Проектировочный расчет стержней

2 Расчет кругового кольца при плоском изгибе

2.1 Уравновешивание кольца

2.2 Определение внутренних силовых факторов

2.3 Определение перемещений с помощью тригонометрических рядов

2.4 Определение размеров поперечного сечения шпангоута

1. Расчет подредукторной фермы вертолета


Определить усилия в стержнях подредукторной фермы вертолета (рисунок 1.1), оставшихся после разрушения передней левой опоры, при действии нагрузок:


Тх = 1кН; Тy = 10кН; Мр = 0.1кН∙м.


Механика вертолета

Рисунок 1.1 – Геометрия подредукторной фермы вертолета


1.1 Геометрические параметры фермы


Геометрические параметры фермы представлены в таблице 1.1.


Таблица 1.1 – Геометрические параметры фермы

Наименование Проекции, мм l, мм

Механика вертолета

Механика вертолета

Механика вертолета


lx, мм ly, мм lz, мм



Механика вертолета

315 750 905 1216.86 0.259 0.616 0.744

Механика вертолета

905 750 460 1262.19 0.717 0.594 0.364

Механика вертолета

815 525 300 1014.82 0.803 0.517 0.296

Механика вертолета

235 525 755 949.14 0.248 0.553 0.795

1.2 Расчетная схема фермы


Расчетная схема фермы представлена на рисунке 1.2.


Механика вертолета

Рисунок 1.2 – Расчетная схема подредукторной фермы вертолета


1.3 Определение усилий в стержнях фермы


Составляем для данной статически определимой стержневой системы 6 уравнений равновесия:


Механика вертолета:

Механика вертолета


После подстановки значений косинусов углов и сокращения на меньший из коэффициентов при неизвестных усилиях получим:


Механика вертолета. (1.1)

Механика вертолета:

Механика вертолета


После преобразований получим:


Механика вертолета. (1.2)

Механика вертолета:

Механика вертолета


После преобразований получим:


Механика вертолета. (1.3)

Механика вертолета:

Механика вертолета (1.4)

Механика вертолета:

Механика вертолета (1.5)

Механика вертолета:

Механика вертолета (1.6)


Из уравнений (1.1), (1.2), (1.3), (1.4), (1.5), (1.6) составим систему, которую решим с помощью вычислительного пакета MathCAD (приложение 1). Для упрощения счета в MathCAD примем:


Механика вертолета; Механика вертолета; Механика вертолета;

Механика вертолета; Механика вертолета; Механика вертолета.


После решения системы получим:


Механика вертолета;

Механика вертолета;

Механика вертолета;

Механика вертолета;

Механика вертолета;

Механика вертолета.


Представим полученные результаты на диаграмме (рисунок 1.3).


Механика вертолета

Рисунок 1.3 – Диаграмма усилий в стержнях подредукторной фермы вертолета


Как видно из диаграммы, все стержни, кроме стержня Механика вертолета, растянуты. Наиболее нагружены стержни Механика вертолета, Механика вертолета и Механика вертолета, менее нагружены стержни Механика вертолета, Механика вертолета и Механика вертолета. Поэтому в первую очередь будут разрушаться стержни Механика вертолета и Механика вертолета (силы, растягивающие их, почти одинаковы), а уже потом остальные.

1.4 Проектировочный расчет стержней


Проектировочный расчет проведем для самого нагруженного стержня – Механика вертолета. Выберем стержень круглого поперечного сечения. Найдем диаметр этого сечения, если стержень изготовлен из сплава В95 [2, с. 43], для которого с учетом коэффициента запаса по пределу текучести (Механика вертолета) допускаемые напряжения Механика вертолета.

Диаметр стержня вычисляется по формуле:


Механика вертолета, мм; (1.7)

Механика вертолета.


После округления до нормального линейного размера по ряду Ra 40 [5, с. 481] получим:


Механика вертолета.


Для подредукторной фермы вертолета необходимо взять стержни круглого поперечного сечения диаметром d = 4.8мм, изготовленные из сплава В95.

2. Расчет кругового кольца при плоском изгибе


Предварительно уравновесив кольцо потоком касательных сил (рисунок 2.1), найти:

силовые факторы M, Q, N методом сопряжения участков кольца;

перемещения v и w методом разложения нагрузки в ряд;

построить эпюры M, Q, N, v, w;

определить форму деформированного кольца и размеры поперечного сечения шпангоута.


Механика вертолета

Рисунок 2.1 – Расчетная схема кольца, Механика вертолета, Механика вертолета, Механика вертолета


2.1 Уравновешивание кольца


Для уравновешивания внешней погонной радиальной нагрузки Механика вертолета, равномерно распределенной в секторе Механика вертолета, определим значения коэффициентов в выражении для касательных погонных сил:


Механика вертолета. (2.1)


При уравновешивании кольца целесообразно положительное направление для уравновешивающих касательных сил связывать с положительным направлением отсчета угла Механика вертолета, так как в этом случае не нужно помнить о том, соответствует или нет положительное направление сил Механика вертолета принятому для них положительному направлению при выводе дифференциальных уравнений изгиба кольца.

Составим уравнения равновесия кольца, спроецировав все силы на направления осей y и z и взяв сумму моментов сил относительно центра кольца:

на ось y


Механика вертолета;

Механика вертолета;

Механика вертолета

Механика вертолета; Механика вертолета;


на ось z:


Механика вертолета;

Механика вертолета;

Механика вертолета

Механика вертолета;

Механика вертолета;


относительно точки О:


Механика вертолета;

Механика вертолета

Механика вертолета; Механика вертолета.

Механика вертолета. (2.2)


2.2 Определение внутренних силовых факторов


Воспользуемся способом непосредственного интегрирования дифференциальных уравнений равновесия для кольца [1, с. 105]. Вследствие имеющей место симметрии ограничимся рассмотрением половины кольца (Механика вертолета). По характеру нагружения здесь выделяются два участка.

Уравнения равновесия для первого участка (Механика вертолета):


Механика вертолета (2.3)


Перед последним слагаемым в третьем уравнении системы (2.3) стоит знак «–», так как погонные нормальные силы Механика вертолета, направлены в сторону, противоположную принятому при выводе этих уравнений положительному направлению для Механика вертолета.

Уравнение равновесия для второго участка (Механика вертолета):


Механика вертолета (2.4)


Рассмотрим решение первого дифференциального уравнения системы (2.3).


Механика вертолета, (2.5)


где Механика вертолета – частное решение.

Найдем это частное решение. Для простоты записи примем:


Механика вертолета; Механика вертолета.


Получили уравнение:


Механика вертолета. (2.6)


Составляем характеристическое уравнение:


Механика вертолета; Механика вертолета.


Частное решение имеет вид:


Механика вертолета. (2.7)


Определим константы Механика вертолета и Механика вертолета, для чего найдем Механика вертолета:


Механика вертолета;

Механика вертолета


Подставив Механика вертолета и Механика вертолета в уравнение (2.6):


Механика вертолета;

Механика вертолета;

Механика вертолета Механика вертолета


получим:


Механика вертолета. (2.8)


Окончательно имеем:


Механика вертолета;

Механика вертолета

Механика вертолета


Для второй системы дифференциальных уравнений решение проводится аналогично.


Механика вертолета (2.9)

Механика вертолета (2.10)


Для определения неизвестных констант интегрирования воспользуемся граничными условиями и условиями сопряжения участков кольца:


при Механика вертолета: 1) Механика вертолета;

при Механика вертолета: 2) Механика вертолета;

при Механика вертолета: 3) Механика вертолета; (2.11)

4) Механика вертолета;

5) Механика вертолета.


Первые два условия из (2.11) справедливы, так как при симметричном нагружении кососимметричные факторы на оси симметрии равны нулю.

Для решения применим прикладной вычислительный пакет MathCAD (приложение 2). После того как неизвестные константы найдены, получим две системы уравнений:

первая система (Механика вертолета):


Механика вертолета (2.12)


вторая система (Механика вертолета):


Механика вертолета (2.13)


Для построения эпюр безразмерных силовых факторов


Механика вертолета, Механика вертолета, Механика вертолета


воспользуемся пакетом MathCAD (приложение 3). Результаты приведены в таблице 2.1 и представлены на рисунке 2.2.

Как видно из рисунка 2.2 опасными являются сечения при Механика вертолета (действует максимальный изгибающий момент Механика вертолета, нормальная сжимающая сила Механика вертолета, а перерезывающая сила Механика вертолета) и при Механика вертолета (Механика вертолета, Механика вертолета, Механика вертолета).


2.3 Определение перемещений с помощью тригонометрических рядов


Внешнюю нагрузку, приложенную к кольцу, представим в виде ряда:


Механика вертолета. (2.14)


Коэффициенты ряда (2.14) определяются при интегрировании левой и правой его частей в пределах от 0 до Механика вертолета:


Таблица 2.1 – Безразмерные силовые факторы и перемещения для кольца

φ, ° Q M N v w
0.00 0.0000 0.1271 -0.3579 0.0000 -0.0346
10.00 -0.1118 0.1173 -0.3628 0.0059 -0.0322
20.00 -0.2218 0.0882 -0.3776 0.0110 -0.0253
30.00 -0.3285 0.0401 -0.4022 0.0145 -0.0149
40.00 -0.2563 -0.0110 -0.4215 0.0161 -0.0029
50.00 -0.1825 -0.0493 -0.4206 0.0156 0.0088
60.00 -0.1106 -0.0748 -0.4006 0.0131 0.0189
70.00 -0.0437 -0.0882 -0.3637 0.0091 0.0261
80.00 0.0155 -0.0905 -0.3124 0.0042 0.0299
90.00 0.0648 -0.0833 -0.2500 -0.0011 0.0300
100.00 0.1024 -0.0686 -0.1800 -0.0061 0.0268
110.00 0.1274 -0.0483 -0.1061 -0.0103 0.0206
120.00 0.1394 -0.0249 -0.0324 -0.0132 0.0124
130.00 0.1389 -0.0004 0.0375 -0.0145 0.0030
140.00 0.1267 0.0229 0.1001 -0.0142 -0.0065
150.00 0.1045 0.0433 0.1522 -0.0123 -0.0151
160.00 0.0744 0.0590 0.1914 -0.0090 -0.0219
170.00 0.0386 0.0689 0.2157 -0.0048 -0.0263
180.00 0.0000 0.0723 0.2239 0.0000 -0.0278
190.00 -0.0386 0.0689 0.2157 0.0048 -0.0263
200.00 -0.0744 0.0590 0.1914 0.0090 -0.0219
210.00 -0.1045 0.0433 0.1522 0.0123 -0.0151
220.00 -0.1267 0.0229 0.1001 0.0142 -0.0065
230.00 -0.1389 -0.0004 0.0375 0.0145 0.0030
240.00 -0.1394 -0.0249 -0.0324 0.0132 0.0124
250.00 -0.1274 -0.0483 -0.1061 0.0103 0.0206
260.00 -0.1024 -0.0686 -0.1800 0.0061 0.0268
270.00 -0.0648 -0.0833 -0.2500 0.0011 0.0300
280.00 -0.0155 -0.0905 -0.3124 -0.0042 0.0299
290.00 0.0437 -0.0882 -0.3637 -0.0091 0.0261
300.00 0.1106 -0.0748 -0.4006 -0.0131 0.0189
310.00 0.1825 -0.0493 -0.4206 -0.0156 0.0088
320.00 0.2563 -0.0110 -0.4215 -0.0161 -0.0029
330.00 0.3285 0.0401 -0.4022 -0.0145 -0.0149
340.00 0.2218 0.0882 -0.3776 -0.0110 -0.0253
350.00 0.1118 0.1173 -0.3628 -0.0059 -0.0322
360.00 0.0000 0.1271 -0.3579 0.0000 -0.0346

Механика вертолета;

Механика вертолета; Механика вертолета;

Механика вертолета; Механика вертолета.

Механика вертолета;

Механика вертолета;

Механика вертолета;

Механика вертолета;

Механика вертолета.


В результате ряд для Механика вертолета принимает вид:


Механика вертолета. (2.15)


Дифференциальное уравнение для перемещения v имеет вид [1, с. 108]:


Механика вертолета. (2.16)


Перед слагаемым Механика вертолета стоит знак «–», так как погонные нормальные силы Механика вертолета, направлены в сторону, противоположную принятому при выводе этого уравнения положительному направлению для Механика вертолета.

Подставляя в уравнение (2.16)


Механика вертолета,

Механика вертолета,


получим:


Механика вертолета. (2.17)


Подставив в это уравнение выражение для перемещения v в виде ряда


Механика вертолета


и приравняв коэффициенты при соответствующих функциях в уравнении


Механика вертолета,


получим:


Механика вертолета;

Механика вертолета. (2.18)


Из условия нерастяжимости кольца


Механика вертолета;

Механика вертолета. (2.19)


Представим эти перемещения в безразмерном виде


Механика вертолета и Механика вертолета.


Окончательно


Механика вертолета (2.20)


Эпюры безразмерных перемещений и форму деформированного кольца построим с помощью пакета MathCAD (приложение 4). Результаты приведены в таблице 2.1 и представлены на рисунках 2.2 и 2.3.


2.4 Определение размеров поперечного сечения шпангоута


Выберем [3, с. 304] поперечное сечение шпангоута в виде двутаврового профиля (рисунок 2.4). Определим размеры этого сечения, если кольцо изготовлено из сплава В95 [2, с. 43], для которого с учетом коэффициента запаса


Механика вертолета

Рисунок 2.3 – Форма деформированного кольца

Механика вертолета

Рисунок 2.4 – Геометрические параметры сечения шпангоута


по пределу текучести (Механика вертолета) допускаемые напряжения Механика вертолета. Расчет проведем для сечения шпангоута при Механика вертолета (приложение 5). Здесь


Механика вертолета;

Механика вертолета;

Механика вертолета.


Задаемся [3, с. 306]:


Механика вертолета; Механика вертолета;

Механика вертолета; Механика вертолета.


Площадь сечения шпангоута


Механика вертолета;

Механика вертолета,


расстояние до нейтральной оси


Механика вертолета;

Механика вертолета,


собственный момент инерции сечения


Механика вертолета;

Механика вертолета.


Напряжения в наружной полке


Механика вертолета, (2.21)


во внутренней полке


Механика вертолета. (2.22)


M и N подставляются в формулы (2.21) и (2.22) с теми знаками, которые получаются при их вычислении.

Назначим толщину стенки Механика вертолета и найдем Механика вертолета.

Теперь толщина и ширина полок:


Механика вертолета; Механика вертолета; Механика вертолета.


Сечение шпангоута в масштабе 1:1 изображено на рисунке 2.5.

Нормальные напряжения в полках:


Механика вертолета; Механика вертолета.


Определим максимальные касательные напряжения в стенке шпангоута для сечения при Механика вертолета (Механика вертолета):


Механика вертолета. (2.23)


Статический момент части площади сечения, расположенной выше нейтральной оси, относительно этой оси


Механика вертолета;

Механика вертолета.


После расчета получим


Механика вертолета.


Механика вертолета

Рисунок 2.5 – Сечение шпангоута в масштабе 1:1

Рефетека ру refoteka@gmail.com