Рефетека.ру / Культура и искусство

Доклад: Медиа искусство

Медиа искусство

Net арт - искусство века Технологии

Художники во все времена стремились осваивать, обживать неизвестные пространства (чем не единожды, указывая возможные варианты применения, оказывали услугу обществу и науке), используя механизмы, краски, позаимствованные у отрасли самолетостроения, железные каркасы со свалок, образы и символику новых городов, форму и настроение политических течений и общественных событий, и даже чисто теоретические построения.

Настоящему художнику одновременно и хватает того, что под рукой, и всегда чуть недостаточно. Мало пространства на холсте, мало объема, движения, фактуры в станковой живописи, мало дыхания, мало современности, действия, мало жизни. И здесь не стоит сетовать на безвкусицу или бездарность молодых, - метод самообразования Леонардо да Винчи, “разделывающего” покойников, для его современников был почти кощунственным.

“Промышленные” и технологические практики художников ХХ века лишь продолжают давнюю традицию. Здесь все та же попытка проникнуть в окружающий мир, осмыслить современную реальность, научиться жить в ней, художественно овладев, преобразив, отобразив. Меняется мир: интерес к структуре тела, порожденный неизвестностью телесного устройства, сменяется жаждой освоения иных пространств – электронного изображения, технологических объектов; и нынешние художники осваивают реальность, в которой им приходится жить, таким же образом, как в свое время это делали конструктивисты, абстракционисты и многие другие группы и направления.

Именно поэтому в 60-е, когда появилась первая переносная видеокамера, большое количество художников бросилось осваивать новое экранное пространство. Включенность субъекта и самой камеры в действие, игру, создание образа, существующего вне определенного места, новая символика - эти открытия стали классическими.

Так появилось направление, носящее название “медийного искусства”, - направление, объединяющее все искусства, работающие с медией, то есть использующие какие-либо технические средства - телефон, факс, видеокамеру, телевизор, а позднее- компьютер.

Необычность и притягательность виртуального пространства, мира, доступ к которому предоставляет компьютер, не подлежит сомнению.

Самостоятельное квазиреальное пространство, создающее улучшенную “копию” мира (более быструю, более информативную, более безопасную), - трехмерное, с новым пониманием и способом освоения времени и пространства, иным принципом движения, скорости, действия, иным способом построения межчеловеческих отношений, - быстро стало центром внимания и объектом исследования художников, теоретиков искусства, культурологов, социологов, политологов, философов и многих других.

Естественно поэтому, что при растущем общем интересе к этому новому пространству, художники тоже обратили на него внимание. Это вполне логично - если в этой квазиреальности есть все, то почему не может быть искусства?

Что же такое Net арт?

Net арт (Нет арт, нет.арт) - сетевое искусство; произведения, созданные в Интернете, для Интернета: выставляющиеся, существующие, функционирующие в Сети. Необходимо отличать сетевое искусство как от Web дизайна, красочного оформления страниц, так и от традиционных видов искусства, представляемых в Сети (сайты музеев, “вывешенные” на страничках картины, фотографии и т.д.)

Произведение сетевого искусства чаще всего не функционально: такая Web страница является художественной работой и представляет собой совокупность визуальных образов, анимации, текста, графики, слаженной деятельности различного рода приложений и программ, призванных воплотить авторский замысел, который может носить самый разный характер, - от рассказывания “фильма” до игры со зрителем, демонстрации “поломанной” странички и т.д.

Одна из главных особенностей нет арта – провозглашение направленности на коммуникацию, а не на репрезентацию. То есть целью художника становится не авторитарное выражение, демонстрация и, значит, навязывание собственного видения, личной позиции, а коммуникация - общение со зрителем, вовлечение его в творческий диалог.

Другой его характерной чертой провозглашается свобода - от государственных установлений, от ангажированности, от заказа. И необыкновенный оптимизм и развеселость: “серьезных” или депрессивных произведений нет арта не существует.

 Алексей Шульгин – российская гордость, один из первых и известнейших интернационально-сетевых художников. В сводной табличке на сайте вывешены все его проекты - от web узлов художественных объединений до музыкальных записей поющего рок-н-ролл компьютера (386 DMX). Его проект “Form Art” (97) – чистое экспериментирование с формой, попытка проверить способности maximum компьютерного пространства, художественные возможности технологии. Каждый шаг пользователя здесь – обманутое ожидание, разрушение стереотипа. Художник пытается изменить направление взгляда компьютерного пользователя на экран, программы, художественно осмысливает новые медии и пытается дать толчок к формированию такого видения у рядового зрителя.

Произведения нет.арта чрезвычайно разнообразны, - среди них могут находиться: и литературные проекты, например,  “Печатная машинка для любовных писем” обширные web объединения, хранящие  несколько десятков работ; хулиганские выходки (известные итальянские авантюристы)  http://www.o0o0o0o0o0o0o0o0o.org/.

Пионерами нет.арта могут по праву называться голландские художники Jodi (Joan & Dirk),  на нынешнем варианте сайта которых разыгрывается пародия на политику корпораций: полазьте по нему хорошенько - за официозом фасада скрывается немало смешных штуковин.

А в общем, совсем не стоит объяснять принципы “работы” нет арта, - теряется вся его неожиданность и привлекательность, не говоря уже об абсурдности. Приведем еще несколько адресов для самостоятельного разбора, что и будет домашним заданием:  http://www.ljudmila.org/maska/dbm - совместный проект словенских художников;

 http://www.grammatron.com/index2.html – мегаполис американца;

http://www.intima.org/ - персональный web узел художественного объединения;

 http://www.meetfactory.com/ - сайт-художественная игра.

Net арт тем приятен, что молод. Молод, обаятелен, заглядывает в глаза, треплет за рукав, - пошли, покажу. Недавно появившись на свет, он предоставляет возможность вовремя проснувшимся и обратившим на него внимание наблюдать за развитием нового направления искусства в новой среде.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://izo.ru/


Похожие работы:

  1. • Влияние новых технологий на искусство
  2. • Б. Гройс "О музее современного искусства"
  3. • Современное искусство Перми в общероссийском культурном ...
  4. • Цифровые произведения как объект авторского права
  5. • Использование цифровых коллекций в учебных коммуникациях
  6. • Искусство в системе культуры
  7. • Корпорация власти
  8. • Технические средства в работе музея
  9. • Основние пути развития европейской культури ХІХ в.
  10. • Эстетическое воспитание подростков на медиаматериале
  11. • Социологический анализ образа женщины в современной рекламе
  12. • Насилие как аксиома: реальное и воображаемое порнографии
  13. • Теория и практика PR-фирм
  14. • Организация PR-деятельности компании (на примере ...
  15. • Технологии паблик рилейшнз
  16. • Ж. Бодрийяр. Понятие симулякра и анализ ...
  17. • Анализ опосредованной коммуникации в сети Интернет
  18. • Ж.-Ф. Лиотар "Ответ на вопрос: что такое ...
  19. • Творческие индустрии как способ формирования ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com