Рефетека.ру / Бухгалтерский учет и аудит

Отчет по практике: Финансовый учет

Министерство образования и науки Украины

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ


ОТЧЕТ

об учебной практике

по финансовому учету


Студентки групы

БД-101

Чуркиной Ольги


За проведенную практику ______ года

Сдан комплексный зачет, с оценкой________


_____________ професор Макаренко А.М.


“ ___” ________ 200___года


Київ – 2003


Общие положения


Детализация практики по темам


учет основных средств и нематериальных активов

учет долгосрочных финансовых инвестиций

учет производственных запасов, расходов производства, готовой продукции, товаров и их реализация

учет труда и его оплаты

учет кассовых операций и операций на счетах в банках

учет долгосрочных займов, долгосрочных обязательств по облигациям и финансовой аренде

учет финансовых рзультатов предприятия, порядок составления отчета о финансовых результатах


Выводы и предложения


Общие положения

При проведении комплексной практики мной досконально изучены организационные направления методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности на примерах предприятий, разных отраслей народного хозяйства. В полном соответствии с Национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета и новому Плану счету.

При решении задач заполнялись бланки первичных документов, учетные регистры (журналы-ордера, учетный баланс, Главная книга, сальдовый баланс, финансовая отчетность).


Детализация практики по темам


2.1. Учет основных средств и нематериальных активов.

При составлении отчета о практике по теме “Учет основных средств” кратко охарактеризуем понятие “основные средства”, их учет и документальное оформление основных средств.

Основные средства (в соответствии с П(С)БУ 7) – это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования в процесск производства или снабжения товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых составляет свыше одного года (или операционного цикла, если он больше года).

Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечивать:

контроль за сохранением основных средств;

своевременное правильное документальное отображение в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения (из цеха в цех, со склада на склад, из отдела в отдел и т.п.); эффективное использование, выбытие (ликвидация, реализация, безвозмездная передача);

своевременное (ежемесячное) отражение в учете износа, амортизации основных средств;

отражение в учете расходов на ремонт основных средств;

определение результатов ликвидации, а также потерь от списывания не полностью амортизированных объектов основных средств;

выявление излишних и морально устаревших основных средств.

Кроме того, бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить контроль за эффективным использованием производственных площадей, оборудования, машин, транспортных средств и прочих средств труда.

При организации документального оформления учета основных средств необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

Приказом Министерства статистики Украины № 352 от 29.12.1995г. “Об утверждении типовых форм первичного учета”. Этим приказом Министерствостатистики утвердило Типовые формы первичной документации по учету основных средств, введенные в действие с 1 января 1996г.

Перечнем типовых документв (приказ Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины № 41 от 20.07.98г.)

Типовая форма № ОЗ–1 “Акт приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств” применяется для оформления зачисления в состав основных средств отдельных объектов для учета введения их в эксплуатацию, для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного цеха (отдела, участка) в другой, а также для исключения их из состава основных средств при передаче другому предприятию (организации).

Типовая форма № ОЗ-2 “Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов” применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации.

Типовые формы № ОЗ-3 “Акт на списание основных средств ” и №ОЗ-4 “Акт на списание автотранспортных средств” применяются для оформления выбытия отдельных объектов основных средств при их полной или частичной ликвидации.

Типовая форма № ОЗ-5 “Акт об установке, пуске и демонтаже строительной машины ” применяется в строительно-монтажных организациях для оформления передачи, установки и пуск строительных машин и последующего их демонтажа и передачи машинопрокатной базе.

Типовая форма № ОЗ-6 “Инвентарная карточка учета основных средств” применяется для аналитического учета и обобщения информации о всех типах основных средств на предприятии.

Типовая форма № ОЗ-7 “Опись инвентарных карточек по учету основных средств” применяется для регистрации инвентарных карточек.

Типовая форма № ОЗ-8 “Карточка учета движения основных средств” применяется бухгалтерией при ручной обработке учетной документации.

Типовая форма № ОЗ-9 “Инвентарный список основных средств” – для пообъектного учета основных средств по месту их нахождения (эксплуатации) по материально ответственным лицам.

Типовые формы № ОЗ-14 “Расчет амортизации основных средств” (для промышленных предприятий), № ОЗ-15 “Расчет амортизации основных средств” (для строительных организаций), № ОЗ-16 “Расчет амортизации по автотранспорту” используются для расчета амортизации основных средств.

Нематериальные активы – это немонетарные активы, которые не имеют материальной формы, могут быть идентифицированы (обособлены от предприятия) и содержатся предприятием с целью использования более одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или предоставления в аренду другим лицам.

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 “нематериальные активы” № 242 от 18.10.99г. (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 02.11.99г. под №750/4043) определяет методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах и раскрывает информацию о них в финансовой отчетности.


2.2. Учет долгосрочных финансовых инвестиций.

Правила учета, отчетности и раскрытия информации изложены в П(С)БУ 12 “Финансовые инвестиции”.

Согласно П(С)БУ 2 “Баланс”, финансовые инвестиции – активы, которыми располагает предприятие в целях увеличения прибыли (процентов, дивидендов и т.д.), увеличения стоимости капитала или других выгод для инвестора.


Финансовый учетФинансовые инвестиции

Финансовый учетФинансовый учет

Финансовый учет

Финансовый учет

Финансовый учетФинансовый учетФинансовый учетФинансовый учетФинансовый учетФинансовый учетФинансовый учетФинансовый учетФинансовый учетФинансовый учетФинансовый учетФинансовый учетФинансовый учетФинансовый учетФинансовый учетФинансовый учетФинансовый учетФинансовый учет


Схема: Классификация инвестиций.


Счет № 14 «Долгосрочные финансовые инвестиции» предназначен для обобщения информации о наличии и движении долгосрочных инвестиций (вложений) в ценные бумаги других предприятий, облигации государственных и местных займов, в Уставный капитал других предприятий, созданных на территории страны и за рубежом и др.

Счет № 14 «Долгосрочные финансовые инвестиции» имеет такие субсчета:

№ 141 «Инвестиции связанным сторонам по методу участия в капитале»

№ 142 «Прочие инвестиции связанным сторонам»

№ 143 «Инвестиции несвязанным сторонам»

На дебете активного счета № 14 «Долгосрочные финансовые инвестиции» отражается стоимость долгосрочных инвестиций, на кредите – их выбытие (списание) или уменьшение стоимости, а также получение дивидендов от объекта инвестирования, если учет инвестиций ведется по методу участия в капитале.

Аналитический учет долгосрочных финансовых инвестиций ведется по видам долгосрочных финансовых вложений и объектов инвестирования. При этом построение аналитического учет должно обеспечивать возможность получения информации о долгосрочных финансовых вложениях в объекты, как на территории страны, так и за рубежом.

Первоначальная стоимость инвестиций в облигациях оценивается по стоимости их приобретения. Если инвестиции осуществляются между датами уплаты процентов, то неоплаченный процент рассчитывается на дату приобретения. Если инвестиции в ценные бумаги имеют долгосрочный характер, то разница между стоимостью приобретения облигации и стоимостью ее погашения должна быть амортизирована.


2.3. Учет производственных запасов, затрат производства, готовой продукции, товаров и их реализации.


В ходе практики по учету производственных запасов затрат производства, готовой продукции, товаров и их реализации была подробно рассмотрена первичная документация по их учету.

Запасы – это активы, которые перерабатываются в процессе производства с целью дальнейшей продажи продукта производства.

По назначению материалы группируются таким образом:

Сырье и основные материалы

Вспомогательные материалы

Топливо

Тара и тарные материалы

Строительные материалы

Запасные части для ремонтов

Животные на выращивании и откорме

Материалы сельскохозяйственного назначения

Типовые формы по учету сырья и материалов.

Журнал учета поступивших грузов (форма № М-1) применяется для учета и контроля за поступлением и оприходованием материальных ценностей.

Приходный ордер (форма № М-4) применяется для учета материалов, поступающих на предприятие от поставщиков или с переработки.

Акт о приемки материалов (форма № М-7) применяется для оформления приемки материальных ценностей, которые имеют количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика.

Лимитно-заборная карта (форма № М-8 и М-9, М-28 и М-28а) используются для оформления отпуска материалов, которые систематически расходуются при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и являются оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.

Акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов (форма № М-10) используется для учета отпуска материалов сверх установленного лимита или при замене материалов и является основанием для списания материалов со склада.

Накладная–требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (форма № М-11) используется для учета движения материальных ценностей внутри предприятия и их отпуска хозяйствам своего предприятия, расположенного за пределами его территории, а также сторонним организациям.

Карточка складского учета (форма № М-12) применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру, заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется МОЛ.

Ведомость учета остатков материалов на складе (форма № М-14) ведется на предприятиях, которые учитывают материал по оперативно-бухгалтерскому методу.

Сигнальная справка об отклонении фактического остатка материалов от установленных норм запаса (форма № М-18) используется для контроля за отклонением фактического остатка материалов от установленных норм запаса и для контроля остатков материалов, находящихся без движения.

Материальный отчет (форма № М-19) применяется в строительных организациях в тех случаях, когда материально ответственным лицом является начальник участка.

Накладная на отпуск ТМЦ (форма № М-20) является основанием для списания ТМЦ предприятием, осуществившим их отпуск, для оприходования их предприятием-получателем и для разрешения на вывоз их с территории предприятия-поставщика, а также для их складского, оперативного и бухгалтерского учета.

Готовая продукция – это материальный результат производственной деятельности каждого предприятия. Кроме выпуска вещественной продукции (машин, обуви, одежды, хлеба, кондитерских изделий и т.д.), предприятие может выполнять определенные работы для других предприятий или предоставлять им услуги. Например, ремонтные работы, перевозка грузов своим автотранспортом для других предприятий и т.п. В отличие от вещественной продукции, под которой подразумевается выражение «Готовая продукция», данный вид продукции называют «Выполненные работы и услуги».

Реализованной продукцией предприятия считается продукция (товары, работы, услуги), за которую покупателю (заказчику) предъявлены расчетные документы. Предъявленными расчетными документами (покупателю, заказчику) считаются документы с момента передачи их в учреждение банка (при условии осуществления расчетных операций через учреждения банков) или передачи их покупателю (заказчику) в соответствии с условиями, предусмотренными договором (контрактом), т.е. без участия банков.


2.4. Учет труда и его оплаты


Учет расчетов по оплате труда осуществляется на основании типовых форм, утвержденных приказом Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета по расчетам с работниками и служащими по заработной плате» № 144 от 22.05.96г., во исполнение мероприятий в отношении реализации государственной программы перехода Украины на международную систему учета и статистики.

Основными показателями труда и заработной платы, подлежащими учету, являются: численность работников, их профессии, квалификация, затраты рабочего времени в человеко-часах. Количество изготовленной продукции (выполнения работ, услуг), размер Фонда оплаты труда по категориям работающих, видам начислений, начисление премий, отпускных, размер отчислений по их видам и др. Эти данные необходимы для определения таких экономических показателей, как уровень обеспеченности рабочей силой, средний заработок, уровень производительности труда и др.

Типовые формы по учету расчетов с работниками и служащими по заработной плате:

Расчетно-платежная ведомость (форма № П-49) применяется для расчета и выдачи заработной платы всем категориям работающих

Расчетная ведомость (форма № П-51) применяется для расчета заработной платы и пенсии всем категориям работающих. При этом «Лицевой счет» (типовая форма № П-54) не ведется.

Платежная ведомость (форма № П-53) применяется для учета и выдачи заработной платы и пенсии.

Лицевой счет (форма № П-54 и П-54а) применяется для отчисления ведомости о заработной плате за предыдущие периоды и пенсии.

Накопительная карточка учета выработки и заработной платы (форма № П-55) используется для ежедневного учета объема работ, выполненной бригадой или отдельными работниками.


2.5. Учет кассовых операций и операций на счетах в банках.


Счет №31 «Счета в банках» предназначен для учета наличия и движения денежных средств, находящихся на счетах в банках и могут быть использованы для текущих операций.

Операции по счету № 31 «Счета в банках» отражаются на основании проверенных выписок банка и денежных документов, приложенных к ним. Если в выписках банка выявляются ошибочно проведенные операции на счете № 31, то они отражаются соответственно на дебете или кредите счета №31 в корреспонденции с субсчетом №374 «Расчеты по претензиям». Об ошибках письменно извещают учреждение банка и требуют их исправления. Ошибки, допущенные в операциях счета №31, необходимо своевременно выявлять и следить за их обязательным и точным исправлением учреждением банка. Не выявленные или не исправленные ошибки влекут за собой потери денежных средств и должны быть в конечном счете списаны на потери предприятия. По счету №31 остаток на каждый данный момент времени должен соответствовать остатку денежных средств, зафиксированному в выписке банка по Текущему счету предприятия.

Касса – самостоятельное структурное подразделение предприятия, предназначенное для сохранения средств и проведения расчетов наличными. Материальная ответственность за сохранение средств и проведения кассовых операций возложена на кассира. С которым заключают договор о материальной ответственности в форме обязательства кассира (или другого уполномоченного лица).

Денежные средства в кассу поступают со счета в банках (№31), помещенного следствие реализации ТМЦ, от подотчетных лиц и т.д.

Поступление денежных средств в кассу оформляют приходными кассовыми ордерами (если от физических лиц, то обязательно выдается квитанция со штампом или печатью с подписью главного бухгалтера и кассира, или оттиском кассового аппарата), выдачу – расходными кассовыми ордерами. Приходные кассовые ордера подписывают главный бухгалтер и кассир, а расходные – руководитель предприятия, главный бухгалтер и кассир. В приходных ордерах указывают, от кого, за что или для чего получены деньги, а в расходных – кому, за что и для чего они выдаются. В ордерах также проставляют корреспондирующие счета, на которых должна быть отражена операция и указаны оправдательные документы, явившиеся основанием для составления ордеров (чеки, авансовые отчеты, заявления и т.д.)

Лимиты остатка наличных денежных средств в кассе для каждого предприятия устанавливаются коммерческими банками по месту открытия счета с учетом режима и специфики работы предприятия. Если лимит остатка наличных в кассе предприятия вообще не установлен, вся наличность в его кассе на конец дня должна быть сдана в банк (независимо от причин отсутствия лимита кассы).


2.6. Учет долгосрочных займов, долгосрочных обязательств по облигациям и финансовой аренде.


Предприятия в современных условиях хозяйствования систематически привлекают заемные средства. С этой целью составляется кредитный договор между учреждением банка и предприятием, в котором определяются объекты кредитования, условия получения и погашения займов, включая плановый размер кредита, процентные ставки платы за кредит, условия и размеры их повышения и снижения, размер собственных оборотных средств, используемых предприятием на формирование материальных запасов и производственных затрат, обязательства предприятия по залогу кредитуемых ценностей, источники погашения займа, сроки, на которые они предоставляются, и другие условия кредитования.

Как правило, кредитный договор заключается на год, но в отдельных случаях он может быть составлен и на более продолжительный срок.

На счете № 50 «Долгосрочные займы» учитывают предоставленные банком долгосрочные кредиты для технического переоборудования, реконструкции и расширения действующих предприятий. А также на иные объекты планового строительства предприятием. Банки при предоставлении кредитов отбирают наиболее эффективные проекты, которые могут значительно повысить производительность труда, эффективно развить наукоемкие вида производства. Повысить качество продукции. Финансируют социально-культурные объекты, жилищное строительство и пр.

Предоставляются предприятиям долгосрочные кредиты на срок более года с выплатой через 5-6 лет, возможны также и более продолжительные сроки выплаты, условия которых предусмотрены в кредитном договоре.

Облигация – это ценная бумага с определенным сроком действия, собственник которой имеет право на получение процентов в установленные сроки и возвращение номинальной стоимости облигации эмитентом в определенные сроки и погашения. Облигации предприятий могут выпускаться предпринимателями всех форм собственности. Для этого необходимо, что бы гос. комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку произвела регистрацию выпуска облигаций, информации об их эмиссии и отсчета о погашении облигаций. Проценты, выплачиваемые по облигации, представляют собой плату за пользование заемными средствами. Каждый периодический платеж определяется путем умножения номинальной стоимости облигации на установленную ставку процентов. Продажная цена облигации, в сущности, зависит от рыночной ставки процентов, т.е. ставки процентов. Под которую покупатели облигаций желали бы инвестировать свои средства и которая соответствует ставке процентов, выплачиваемых по облигациям и аналогичными условиями займа.

Финансовая аренда, согласно П(С)БУ 14, - это аренда, предусматривающая передачу арендатору всех рисков и выгод, связанных с правом пользования и владения активом.

Аренда считается финансовой при наличии хотя бы одного из приведенных ниже признаков:

Арендатор приобретает право собственности на арендованный актив после окончания срока аренды

Арендатор имеет возможность и намерение приобрести объект аренды по цене, ниже его справедливой стоимости на дату приобретения

Срок аренды составляет большую часть срока полезного использования (эксплуатации) объекта аренды

Нынешняя, т.е. настоящая, стоимость минимальных арендных платежей с начала срока аренды равна или превышает справедливую стоимость объекта аренды.


2.7. Учет финансовых результатов, порядок составления отчета о финансовых результатах.


Финансовые результаты (прибыль, убытки) определяются путем определения доходов и соответствующих расходов предприятия от:

основной деятельности;

финансовых операций;

прочей обычной деятельности;

чрезвычайных событий.

Формирование в бухгалтерском учете информации о доходах предприятия и ее раскрытие в финансовой отчетности определяет П(С)БУ 15 «Доходы».

Доходы – это увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, способствующих возрастанию собственного капитала (кроме увеличения капитала за счет взносов собственников).

К доходам предприятия относятся:

доход от реализации готовой продукции;

прочий операционный доход;

доход от участия в капитале;

прочие финансовые доходы;

прочие доходы;

чрезвычайные доходы.

К расходам предприятия относятся:

себестоимость реализации продукции;

административные расходы;

расходы на сбыт;

прочие операционные расходы;

расходы от участия в капитале;

финансовые расходы;

прочие расходы;

налог на прибыль;

чрезвычайные расходы.

Расходы – это уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или уменьшения обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала в результате его извлечения или распределением собственника).

Последовательность процесса определения финансовых результатов предприятия возможна при помощи таких формул.


Определение чистого дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (ЧД):


ЧД = Д – (НДС + АС + ПС + ПР)

где Д – доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

НДС – налог на добавленную стоимость;

АС – акцизный сбор;

ПС – прочие сборы или налог с оборота;

ПР – прочие расходы.


Расчет валовой прибыли (убытка) (ВП(У)):

ВП(У) = ЧД – СРП


где ЧД – чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

СРП – себестоимость реализации продукции (товаров, работ, услуг)


Определение себестоимости готовой продукции, выработанной за отчетный период (СГП)

СГП = НПн + Роп – НПк


где НПн – остаток незавершенного производства на начало отчетного периода;

Роп – расходы на производство отчетного периода;

НПк – остаток незавершенного производства на конец отчетного периода.


Определение себестоимости реализованной продукции (СРП)

СРП = ГНН + СПО – ГПК


где ГНн – остаток готовой продукции на начало отчетного периода;

СПо – себестоимость продукции, выработанной за отчетный период;

ГПк – остаток готовой продукции на конец отчетного периода.


Определение финансового результата от операционной деятельности (ФРод)

ФРод = ВП(У) + ПОД – (АР + РС + ПОР)


где ВП(У) – валовая прибыль (убыток);

ПОД – прочие операционные доходы;

АР – административные расходы;

РС – расходы на сбыт;

ПОР – прочие операционные расходы.


Расчет финансового результата – прибыли (убытка) от обычной деятельности до налогообложения (ФРод):

ФРод = (ФРод1 + ДК + ПФД + ПД) – (ФР + ПК + ПР)


где ФРод1 – финансовые результаты от операционной деятельности;

ДК – доход от участия в капитале;

ПФД – прочие финансовые доходы;

ПД – прочие доходы;

ФР – финансовые расходы;

ПК – потери от участия в капитале;

ПР – прочие расходы.


Расчет финансового результата – прибыли от обычной деятельности (П):

П = Под – НП


где Под – прибыль от обычной деятельности,

НП – налог на прибыль.


Расчет чистой прибыли или убытка (ЧП(У))

ЧП(У) = (ФРод + Дчд) – (НПчд + Рчд + УНПчд)


где ФРод – финансовый результат от обычной деятельности (прибыль или убыток)

Дчд – доход от чрезвычайной деятельности

НПчд – налог на прибыль от чрезвычайной деятельности

Рчд – расходы от чрезвычайной деятельности

УНПчд – уменьшение налога на прибыль от убытков от чрезвычайной деятельности


Выводы и предложения


Реформирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям, является составной частью мероприятий, ориентированных на введение экономических отношений рыночного направления.

Необходимость перехода на Национальные стандарты с учетом Международных стандартов бухгалтерского учета обусловлена рамками реализации стратегического курса Украины на интеграцию с мировым экономическим пространством, которые предусматривает адаптацию законодательства Украины к законодательствам развитых стран мира и направлен на развитие рыночных отношений, внедрение разнообразных норм собственности, охват приватизацией различных отраслей.

Четкое построение бухгалтерского учета в соответствии с изменениями в его организации и технике ведения повышает роль учета как основного способа получения достоверной информации для принятия экономически обоснованных решений и предупреждения риска в производственно-хозяйственной финансовой деятельности предприятий, в системе налогообложения, в обязательствах долгосрочных, текущих и расчетных операций, в составлении финансовой отчетности и т.п.

Похожие работы:

  1. • Финансовый учет, его содержание и цели в ...
  2. • Организация бухгалтерского (финансового) учета ООО ...
  3. • Сущность финансового учета предприятия
  4. • Чем различаются финансовый и управленческий учет
  5. • Управленческий и финансовый учёт - сходства и ...
  6. • Управленческий и финансовый учет: различие и единство
  7. • Финансовый учет: отход от реальности
  8. • Сравнение управленческого и финансового учета
  9. • Модели взаимодействия управленческого и финансового ...
  10. • Сравнительная характеристика финансового и ...
  11. • Сравнительная характеристика финансового и ...
  12. • Бухгалтерский управленческий учет
  13. •  ... и основы бухгалтерского управленческого учета
  14. • Финансовое управление и учет
  15. • Бухгалтерский финансовый учет материалов
  16. • Интегрированная система в управленческом учете
  17. • Учет финансовых результатов деятельности предприятия
  18. • Бухгалтерский учет
  19. • Принципы ведения бухгалтерского учета
Рефетека ру refoteka@gmail.com