Рефетека.ру / Педагогика

Доклад: Психодиагностика как практическая деятельность

Психодиагностика как практическая деятельность

1. Области социальной практики, требующие применения психодиагностики

Чаще всего вопросы, требующие применения психодиагностики, возникают в следующих областях социальной практики:

расстановка кадров, профотбор, профориентация;

оптимизация обучения и воспитания;

прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза призывников и др.);

судебно-психологическая экспертиза;

консультативная, психотерапевтическая помощь;

др.

2. Ситуация клиента и ситуация экспертизы.

Все случаи обращения за помощью к психологу можно отнести к двум основным типам:

ситуация клиента – когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, за консультацией (Телефон Доверия, Центры психологической консультации, частные обращения и др.);

ситуация экспертизы – когда к психологу обращается администрация (например, администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т.д.

Ситуацию клиента и ситуацию экспертизы различают по следующим признакам:

мотивация клиента, готовность к сотрудничеству. В ситуации СК клиент сам обратился за помощью, он заинтересован в разрешении своего вопроса. В ситуации СЭ человек как бы насильственно подвергается диагностике и воспринимает ее как экзамен. В случае СЭ заинтересованность человека состоит в том, чтобы как можно лучше контролировать свои ответы и угадывать, чего от него хотят. Проведение правильного исследования с получением надежных и валидных результатов требует от психодиагноста умения создать из ситуации экспертизы ситуацию клиента.

Характер обратной связи с заказчиком (клиентом и администрацией). В ситуации СК ответ психолога может быть в виде консультации, психокоррекции. В ситуации СЭ ответ психолога чаще всего в виде психологического заключения для принятия администрацией решения (см. ниже).

3. Варианты использования психодиагностических данных

Данные используются обследуемым в целях саморазвития или в др. целях (например, в методике "Биограф" испытуемый имеет возможность самостоятельно поработать со своим опытом).

Данные используются психодиагностом (например, для психокоррекционной работы).

Данные используются администрацией для принятия решения.

На этапе предварительной работы с заказчиком этика психолога требует четкого определения целей и задач психодиагностики (то есть, оформления заказа). Четкое определение того, чего хочет заказчик, необходимо, чтобы не сообщить о человеке лишней информации (не отвечающей на вопросы заказчика).

Лучше всего отвечать на вопросы заказчика в форме беседы, которая должна быть предварительно продумана психологом. Если заказчик требует ответа психолога в виде психологического заключения, то последнее должно отвечать определенным требованиям.

4. Основные требования к психологическому заключению

Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.

Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.

В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.

Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.

В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как:

состояние респондента;

характер контакта испытуемого с психологом;

нестандартные условия тестирования;

др.

5. Способы решения психодиагностических задач

Ниже приведены некоторые способы решения психодиагностических задач:

Длительное наблюдение за обследуемым в реальных условиях. Для этого необходима постановка цели исследования, а также знания о том свойстве, которое наблюдается.

Создание психологом ситуаций, в которых бы респондент проявился согласно цели исследования.

Применение методов психодиагностики (тестов, самоотчетов, проективных методик и др.)

С точки зрения решения психодиагностических задач, психодиагностические методы имеют следующие преимущества:

представляют информацию о человеке за короткий промежуток времени;

данные, полученные с помощью психодиагностических методов, позволяют дать количественное и качественное сравнение респондента с другими людьми;

позволяют прогнозировать поведение человека;

др.

6. Этапы психодиагностического процесса

Существует несколько схем психодиагностического исследования. Вот некоторые из них:

Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре

Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).

Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.

Проведение тестирования; анализ полученных данных.

Формулировка заключений (например, об уровне психического развития).

Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.

Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

В практике психодиагностики известны противоположные приведенным подходы:

Подход "по рецепту" заключается в том, что удовлетворение тестирующего вытекает прежде всего из убеждения, что для всех случаев имеется какой-либо тест.

Узколабораторный подход заключается в том, что тестирующий довольствуется лишь частичными результатами.

Комплексный, но ригидный подход заключается в том, что тестирующий применяет наборы методов, большинство из которых не релевантны целям исследования и даже нежелательно загружают испытуемого.

Общей чертой этих подходов являются погрешности при постановке вопросов.

"Задавать правильные вопросы – это самая главная предпосылка всякой диагностики"

Й. Шванцара

Список литературы

Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.

Анастази А. Психологическое тестирование.Т. II – М.: Педагогика, 1982.

Шванцара Й. Диагностика психического развития (Пер. с чешск.; Общ. ред. Г.А.Овсянникова. – Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978. С. 46.

Grubitzsch S. Testtheorie – Testpraxis. Psychologische Test und Prufverfahren im kritischen Uberblick. – Germany, Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag Gmbre, 1991. S. 192-195.

Психологическая дифференциация нарушений развития у старшеклассников: методические рекомендации / Отв. ред. В.В.Ковалев. – М.: НИИ психиатрии, 1982. 33 с.

Белова. О.В. Психодиагностика как практическая деятельность


Рефетека ру refoteka@gmail.com