Рефетека.ру / Бухгалтерский учет и аудит

Курсовая работа: Учет основных средств

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кубанский государственный аграрный университет

Кафедра "Бухгалтерского учета"


Курсовая работа

на тему: “Учет основных средств”


Выполнил: студент факультета

“Финансы и кредит” группы ФК- 35

Курочкин Сергей

Проверила: Папова Лариса Владимировна


Краснодар 2008

Содержание


Введение

1. Понятие, виды и оценка основных средств

2. Организационно – экономическая характеристика предприятия ЗАО “Агрокомбинат Тепличный”

3. Учет и оценка основных средств в организации

3.1 Оценка основных средств

3.2 Первичный учет основных средств

3.3 Синтетический и аналитический учет основных средств

3.4 Учет поступления основных средств

3.5 Учет амортизации основных средств

3.6 Учет ремонта основных средств

3.7 Учет выбытия основных средств

3.8 Учет аренды основных средств

3.9 Инвентаризация основных средств

3.10 Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности основных средств

4. Автоматизация учета основных средств

Выводы и предложения

Список использованной литературы


Введение


Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий основными средствами производства и эффективность их использования являются важными факторами от которых зависят результаты хозяйственной деятельности, в частности качество, полнота и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, а, следовательно, и объем производства продукции, ее себестоимость, финансовое состояние предприятия.

Объектом исследования является ЗАО «Агрокомбинат Тепличный» расположенный в хуторе Ленина г. Краснодара.

При выполнении курсовой работы по учету основных средств показывается, что основные средства – хотя и не трудоемкий участок учета, однако использование компьютерных технологий при обработке информации по данному участку учета весьма эффективно. Автоматизированный учет движения и расчет амортизации основных средств позволяет значительно повысить достоверность информации, оперативность обработки.

Целью курсовой работы по учету основных средств является совершенствование учета основных, средств. Для реализации названной цели выполнялись следующие задачи:

изучена литература по бухгалтерскому учету основных средств;

проведено обследование экономических показателей развития производства на предприятии;

обследована существующая организация учета и документооборот;

получены выходные машинограммы – регистры бухгалтерского учета по данному участку

Источниками информации при написании курсовой работы являются: данные синтетического и аналитического учета, годовые отчеты «Агрокомбината Тепличный», а также литературные источники.


1. Понятие, виды и оценка основных средств


Основные средства – это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

В соответствии с ПБУ 6/01, которое введено в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001г., при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

использование в течении длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования.

Для организации учета основных средств, отвечающего поставленным задачам, важное значение имеют следующие предпосылки: классификация основных средств; установление принципов оценки основных средств; установление единицы учета предметов основных средств; выбор форм первичных документов и учетных регистров.

В организациях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следующим признакам: отраслевому, видам, принадлежности, использованию.

Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения и передаточные устройства; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги и прочее.

К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета.

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:

в эксплуатации;

в запасе (резерве);

в ремонте;

в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации;

на консервации.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются:

на принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;

полученные организацией в аренду;

полученные организацией в безвозмездное пользование;

полученные организацией в доверительное управление.


2. Организационно – экономическая характеристика предприятия ЗАО “Агрокомбинат Тепличный”


Закрытое акционерное общество «Агрокомбинат Тепличный» учреждено по решению общего собрания учредителей от 17 июня 1994 года.

Общество создалось на базе реорганизуемого совхоза «Тепличный», существовавшего с 1981 года, как целостная структура, для сохранения сложившейся специализации производства, в связи с чем выделение паев в натуре при выходе акционера из общества не допускается.

Земли обществу площадью 78 га, в т.ч. сельскохозяйственных угодий 25 га, из них пашни 25 га выделены в постоянное (бессрочное) пользование. Земля – как основное средство производства предоставлена «Агрокомбинату Тепличный» бесплатно.

Высшим органом управления является общее собрание акционеров, созываемое один раз в год и правомочное принимать решения по любым вопросам деятельности общества.

Работы на «Агрокомбинате Тепличный» выполняются акционерами общества, а также наемными и временными работниками.

Основными видами деятельности предприятия, как целостной производственной структуры являются:

- производство, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции, в том числе: выращивание в закрытом грунте овощных культур, семян и другой продукции растениеводства в соответствии с местными природными и экономическими условиями и конъюнктурой рынка на основе эффективного использования имеющихся ресурсов;

- производство и реализация биоагентов по борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур;

выработка тепла и частичный отпуск его на сторону;

- оказание услуг юридическим лицам и гражданам по ремонту автотранспортных средств и тракторов, по перевозкам;

- создание оптово-розничных подразделений, в том числе с правом реализации за валюту в соответствии с действующим законодательством;

- реализация продукции столовой, работникам комбината;

- разработка и реализация собственных технологий по производству сельскохозяйственной продукции, в том числе овощеводческой в закрытом грунте;

- внешнеэкономическая деятельность, проведение переговоров, заключение контрактов, экспортно-импортных договоров в соответствии действующим законодательством.

ЗАО «Агрокомбинат Тепличный» имеет цеховую структуру. Во главе каждого цеха – начальник (главный специалист):

цех овощеводства;

цех механизации;

цех энергетики;

строительно-коммунальный цех;

цех коммерческой деятельности.

В состав указанных цехов входят следующие производственные подразделения: овощеводства – 4 участка по 6 га каждый заняты под зимними теплицами, агрохимлаборатория, биолаборатория.

Механизация: автогараж, тракторная бригада, ремонтно-механическая мастерская.

Цех энергетики: котельная, электроцех, водно-канализационная служба.

Строительно-коммунальный цех: строительно-ремонтный участок, общежитие, столовая, клуб, охрана.

Цех коммерческой деятельности: служба снабжения и сбыта, брокерское подразделение, розничная торговля.

ЗАО «Агрокомбинат Тепличный» является энергоемким предприятием, в структуре затрат которого, затраты на содержание котельной составляют 10,5%,электроцеха, службы КИПиА и КНС составили 22,47% а газ и электроэнергия вместе взятые составляют 13,9% затрат на производство.

С 1996 года хозяйство выращивает цветы (розы, хризантемы) на площади 1 га. В 1998 году предприятие начало внедрять малообъемную технологию по выращиванию овощей на капельном орошении. С 2000 года все четыре овощеучастка выращивают овощи по этой технологии. Собственная биолаборатория обеспечивает производственные участки средствами биологической защиты, что позволяет выращивать экологически чистую продукцию.

Рассмотрим состав и структуру имущества предприятия в таблице 1.


Таблица 1 - Состав и структура имущества предприятия в 2005-2007гг.

Вид имущества На конец 2005г. На конец 2006г. На конец 2007г.

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
1. Внеоборотные активы (иммобилизованное средства) 437887 53,65 499858 58,40 437364 42,48
Основные средства 424900 52,06 414452 48,42 405378 39,38
Незавершенное строительство 891 0,11 1794 0,21 890 0,1
Долгосрочные финансовые вложения 12096 1,48 83612 9,77 0 0
2. Оборотные активы (мобильные средства) 378243 46,35 356020 41,60 592072 57,51
Запасы 59439 7,28 66104 7,72 73493 7,14
Дебиторская задолженность 65829 8,07 31953 3,73 69762 6,78
Краткосрочные финансовые вложения 240500 29,47 243200 28,41 358187 34,79
Денежные средства 12475 1,53 14763 1,72 90630 8,80
Всего имущества 816130 100 855878 100 1029436 100

Из таблицы 1 видно, что стоимость имущества увеличилась в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 213306 тыс. руб., и на конец 2007 года составила 1029436 тыс. руб. Стоимость основных средств на конец 2007 года составила 405378 тыс. руб., и по сравнению со стоимостью на конец 2005 года уменьшилась на 19522 тыс. руб. Величина оборотных средств на конец 2007 года по сравнению с 2005 годом увеличилась на 213829 тыс. руб.

Источники формирования имущества предприятия рассмотрим в таблице 2.


Таблица 2 – Источники формирования имущества предприятия в 2004-2006гг.

Показатель На конец 2005г. На конец 2006г. На конец 2007г.

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
1. Собственные средства





Уставный капитал 235 0,03 235 0,03 235 0,02
Добавочный капитал 523611 64,16 479317 56,00 479317 46,56
Резервный капитал 15088 1,85 20471 2,39 20471 2

Нераспределенная прибыль

(непокрытый убыток)

276376 33,86 355240 41,51 527459 51,24
2.Краткосрочные заемные и привлеченные средства





Кредиторская задолженность 741 0,09 538 0,06 1945 0,2
Задолженность перед учредителями по выплате доходов 79 0,01 77 0,01 69 0,006
Всего источников формирования имущества 816130 100 855878 100 1029436 100

Из данных таблицы следует, что общая сумма средств предприятия на конец 2007 года увеличилась по сравнению с 2005 годом на 213306 тыс. руб., и на конец 2007 года составила 1029436 тыс. руб. Доля уставного капитала в структуре источников формирования имущества предприятия осталась неизменной. Добавочный капитал в 2007 году по сравнению с 2005 годом уменьшился на 44294 тыс. руб. или на 8,46%, а по сравнению с 2006 годом остался неизменным. Доля резервного капитала в 2007 году увеличилась на 35,68% по сравнению с 2005 годом. Сумма кредиторской задолженности в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 1204 тыс. руб.

Средние показатели производительности труда отражены в таблице 3.


Таблица 3 – Стоимостные показатели производительности труда в 2005г.

Показатель Вид продукции

Овощи закрытого грунта

2005г. 2006г.
Объем валовой (товарной) продукции, ед. 130734 117768
Средняя цена реализации 1 ед., тыс. руб. 3.37 3,39
Стоимость валовой (товарной) продукции, тыс. руб. 441621 399388
Затраты труда на валовую (товарную) продукции, чел-ч. 666 634
Количество среднегодовых работников, производящих продукт, чел. 678 668
Производство валовой (товарной) продукции на 1 работника, тыс. руб. 651.35 597,89
Производство валовой (товарной) продукции на 1 чел.-ч., руб. 663.09 629,9

Рассмотрев стоимостные показатели производительности труда в 2005 – 2006 году можно сделать вывод, что основной деятельностью ЗАО “Агрокомбината Тепличный” является выращивание овощей закрытого грунта. При этом объем валовой продукции в 2006 году по сравнению с 2005 годом снизился на 12966 тыс. руб., также снизился показатель количества среднегодовых работников, производящих продукцию на 10 человек. В связи с уменьшением стоимости валовой продукции и количества среднегодовых работников в 2006 году, снизился показатель производства валовой продукции на одного работника. А вследствие уменьшения стоимости валовой продукции и затрат труда на валовую продукцию уменьшился показатель производства валовой продукции на 1 чел. – ч..

Структура товарной продукции хозяйства в период 2004- 2006 гг. представлена в таблице 4.


Таблица 4 – Структура товарной продукции ЗАО “Агрокомбинат Тепличный”

Отрасль, вид продукции 2004г. 2005г. 2006г.

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Овощи закрытого грунта 395821 98,77 441621 98,56 399388 98,07
Продукция прочих видов деятельности 4931 1,23 6438 1,44 7849 1,93
Товарная продукция всего 400752 100 448059 100 407237 100

Из таблицы 4 видно, что в период 2004- 2006 структура товарной продукции оставалась неизменной. Наибольший удельный вес в структуре продукции принадлежит продукции растениеводства, а именно овощам закрытого грунта. В 2006 году выручка от реализации данной культуры составила 399388 тыс. руб., что больше 2004 года на 3567 тыс. руб.

Продукция прочих видов деятельности увеличилась в 2006 году по сравнению с 2004 годом на 2918 тыс. руб.

Для оценки товарной продукции и ее себестоимости целесообразно проанализировать структуру затрат по экономическим элементам, где базовые составляющие идентичны для всех отраслей экономики, а расшифровки материальных затрат определяется для конкретной отрасли.

На основании приведенных в таблице 5 данных можно сделать следующие выводы: за анализируемый период затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды возросли на 21515 тыс. руб., в связи с повышением за период с 2004 по 2006 год заработной платы работников предприятия. Материальные затраты в 2006 году составили 149948 тыс. руб., что на 39514 тыс. руб. превышает их уровень в 2004 году и связано с увеличением расходов на приобретение семян и посадочного материала, минеральных удобрений, топлива, нефтепродуктов и прочих затрат.

Результаты деятельности предприятия представлены в таблице 5.


Таблица 5 - Уровень рентабельности производства в ЗАО “Агрокомбинат Тепличный”

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Стоимость товарной продукции, тыс. руб. 448059 407237 620119
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 271461 300041 332735
Валовая прибыль, тыс. руб. 176598 107196 287384
Прибыль от продаж, тыс. руб. 128356 44548 200621
Уровень рентабельности, производства и реализации, % 47,28 14,84 60,29
Основные производственные фонды и оборотные средства, тыс. руб. (стр. 120+290, (н.о.п +к.о.п)/2) 732558 782974 925719
Норма прибыли % (процентное отношение прибыли к сумме основных производственных фондов и оборотных средств) 17,52 5,68 21,67

Из данных таблицы можно сделать вывод, что стоимость товарной продукции в 2007 году составила 620119 тыс. руб., что на 172060 тыс. руб. больше чем в 2005 году. Полная себестоимость реализованной продукции увеличилась в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 61274 тыс. руб. Валовая прибыль в 2007 году возросла по сравнению с 2005 годом на 62,73%. Самый высокий уровень рентабельности производства наблюдался в 2007 году и составил 60,29%, в 2006 году показатель рентабельности значительно снизился и составил 14,84%. Сумма основных производственных и оборотных средств увеличилась в 2007 году на 179775 тыс. руб. Норма прибыли значительно увеличилась и в 2007 году составила 21,67%.

Результаты финансовой деятельности предприятия представлены в таблице 6.


Таблица 6 – Характеристика финансовых результатов деятельности ЗАО “Агрокомбинат Тепличный”

Показатель 2005г. 2006г. 2007г. 2007г. в % к




2005г. 2006г.
Выручка от реализации продукции и услуг (кроме НДС и акцизов) 448059 407237 620119 138,4 152,27
Себестоимость реализации продукции, работ, услуг 271461 300041 332735 122,57 110,89
Валовая прибыль 176598 107196 287384 162,73 268,09
Коммерческие расходы 20197 18121 24902 123,29 137,42
Управленческие расходы 28045 44527 61861 220,58 138,93
Прибыль (убыток) от продаж 128356 44548 200621 156,3 450,35
Проценты к получению 21711 24204 15416 71,00 63,69
Проценты к уплате - - - - -

Прочие операционные: - доходы

-расходы

5630

39944

10793

20457

2732

28769

48,53

72,02

25,31

140,63

Внереализационные

-доходы

-расходы

446

1509

458 1720

-

-

-

-

-

-

Прибыль (убыток) до налогообложения 114690 59088 190000 165,66 321,55
Налог на прибыль 6988 2336 13422 192,07 574,57
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 107665 56752 176578 164,01 311,14

Из данных таблицы следует, что выручка от реализации продукции в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 38,4%. Вследствие увеличения выручки от реализации продукции возросла прибыль от продаж, в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 72265 тыс. руб.. Коммерческие расходы предприятия в 2007 году по сравнению с 2005 годом незначительно возросли на 23,29%. Управленческие расходы возросли в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 120,58%. Сумма процентов к получению снизилась на 29%. Сумма прочих операционных доходов и расходов значительно снизилась в 2007 году по сравнению с 2005 годом и составила 51,47% и 27,98% соответственно. Прибыль до налогообложения и чистая прибыль отчетного периода увеличилась в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 75310 тыс. руб. и 68913 тыс. руб. соответственно.

Состав и структура земельных угодий на анализируемом предприятии приведена в таблице 7.


Таблица 7 – Состав и структура земельных угодий ЗАО “Агрокомбинат Тепличный”

Вид угодий 2005 г. 2006 г. 2007 г.

тыс. руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
Общая земельная площадь, всего, га 79 100 79 100 79 100

Всего сельхоз угодий, га

в том числе

-пашня

26

25

32,91

31,64

26

25

32,91

31,64

26

25

32,91

31,64


Из таблицы 12 видно, что период 2005 – 2007 г.г. общая земельная площадь на предприятии оставалась неизменной и составляла 79 га. Удельный вес земли отводимых под сельскохозяйственные угодия также остался неизменным и составил 32,91% от общей площади земельных угодий. Удельный вес пашни составил 31,64% оставаясь также неизменным.


3.Учет и оценка основных средств в организации


3.1 Оценка основных средств


Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.

В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:

изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц – исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;

внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) – по договоренности сторон;

полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также неучтенных объектов основных средств – по текущей рыночной стоимости на дату оприходования;

приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, - по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость этих ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствам обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств слагаются:

из сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором купли – продажи (продавцу), а также за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам и за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

таможенных пошлин и таможенных сборов;

невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;

вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации и иным лицам, через которых приобретен объект основных средств;

иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, и затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается также в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки соответствующих объектов.

Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.

Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости суммы амортизации основных средств.

С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать основные средства и определять восстановительную стоимость.

Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (при современных ценах, современной технике и т.п.). До 1 января 1999 г. Переоценка фондов по восстановительной стоимости производилась по соответствующим решениям Правительства РФ.

Начиная с 1 января 1999 г. организации могут не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.


3.2 Первичный учет основных средств


Движение основных средств на предприятии связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной документации.

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем предприятия. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт о приеме - передаче основных средств (ф. № ОС-1 – акт о приеме – передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений); форма № ОС – 1а – акт о приеме – передаче здания (сооружения); форма № ОС – 1б – акт о приеме передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений)).

Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию предприятия. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.).

На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.

Акт утверждает руководитель предприятия. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах – для сдающей и принимающей основные средства организации.

Поступившее на склад оборудование для установки оформляется актом о приеме (поступлении) оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приемной комиссии. В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад акт о приемке оборудования является предварительным, составленным по наружному осмотру.

Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта, оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией. Акт подписывают работник цеха (отдела) или комиссия, уполномоченные на приемку основных средств, и представитель цеха (предприятия), производящего реконструкцию и модернизацию, и сдают его в бухгалтерию предприятия, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, то акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру для обеих сторон).

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств. Накладную выписывает в трех экземплярах работник цеха (отдела) – сдатчика. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств, третий передается получателю.

Операции по списанию основных средств оформляют актом на списание основных средств (ф. № ОС-4 – акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств); форма № ОС – 4а – акт о списании автотранспортных средств; форма № ОС – 4б – акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)). Акт составляет комиссия, назначаемая руководителем организации, в двух экземплярах (первый передается в бухгалтерию, второй остается у сотрудника, ответственного за сохранность объекта).

В актах на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и др.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.


3.3 Синтетический и аналитический учет основных средств


Аналитический учет основных средств на предприятии ведет бухгалтерия по классификационным группам, а внутри групп – по инвентарным объектам.

Инвентарный объект основных средств – законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет (например, станок, холодильник, телевизор и т.д.), выполняющий самостоятельные функции, либо комплекс конструктивно сочлененных предметов (например, поточная линия, мебельный гарнитур) представляющих собой единое целое и вместе выполняющих определенную работу.

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки учета основных средств (ф. № ОС-6 – инвентарная карточка учета объектов основных средств; форма № ОС – 6а – инвентарная карточка группового учета объектов основных средств).

Карточка состоит из семи разделов. В них указывают сведения об объекте на дату передачи (год выпуска, последнего капитального ремонта, срок эксплуатации, сумма начисленной амортизации и остаточной стоимости), данные об объекте на дату принятия к учету (первоначальная стоимость и срок полезного использования) и о переоценках (сроки, коэффициенты пересчета и восстановительная стоимость), сведения о приемке, внутренних перемещениях и выбытии объектов, об изменениях первоначальной стоимости объектов, затратах на ремонт и краткую индивидуальную характеристику объекта.

Инвентарные карточки ф. № ОС-6 составляют в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Карточки формы № ОС – 6а используются для однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно - хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.

При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений (цехов, отделов и др.), по которым затраты планируются отдельно, в дополнение к общей инвентарной карточке следует открыть справочные инвентарные карточки отдельно по каждому направлению (коду) затрат с пометкой «Для начисления амортизации» в соответствии с утвержденным распределением площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта между пользователями.

Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов о приеме-передаче, технических паспортов и др.), которые передают затем под расписку в соответствующий отдел предприятия.

По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью на «Агрокомбинате Тепличный» ведут инвентарные списки основных средств (ф. № ОГС-13). В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) – дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки выписывают в двух экземплярах, и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют по лицам, ответственным за сохранность этих средств.

В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, построенную с учетом классификационных групп по видам основных средств.

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:

01 «Основные средства» (активный)

02 «Амортизация основных средств (пассивный)

91 «Прочие доходы и расходы (активно-пассивный)

Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.

В 2007 г. в ЗАО «Агрокомбинате Тепличный» по счету 01 «Основные средства» произошли следующие операции:

1. Оприходованы приобретенные основные средства

Дебет 01 «Основные средства» 33841767,74 руб.

Кредит 08 «Приобретение объектов основных средств» 33841767,74 руб.

2. Перемещение основных средств на предприятии

Дебет 01 «Основные средства» 2186928,42 руб.

Кредит 01-1 «Основные средства в организации» 2186928,42 руб.

3. Списана сумма амортизации

Дебет 02 «Амортизация основных средств» 2186928,42 руб.

Кредит 01-2 «Выбытие основных средства» 2186928,42 руб.

В таблице 8 рассмотрим порядок отражения итоговых учетных записей по счету 01 «Основные средства».


Таблица 8 – Схема итоговых учетных записей по счету 01 «Основные средства» за 2007 год, руб.

С кредита счетов Содержание операций Сумма Сумма Содержание операций В дебет счетов

Сальдо на 01.01.2007 г. 868200091,83


08 Оприходованы приобретенные основные средства 33841767,74


01 Перемещение основных средств на предприятии 2186928,42 2186928,42 Перемещение основных средств на предприятии 01-2
01-2 Списана сумма амортизации
2186928,42
02

Оборот

Сальдо на 31.12.2007 г.

36028696,16

899854931,15

4373856,84 Оборот

На счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

В 2007 г. в ЗАО «Агрокомбинате Тепличный» по счету 91 «Прочие доходы и расходы» произошли следующие операции:

1. Отражены расходы связанные с выбытием основных средств

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» 27715567.9 руб.

Кредит 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 70 «Расчеты по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию», 60 «Расчеты с поставщиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 73

Рассмотрим в таблице 9 схему итоговых учетных записей по счету 91 «Прочие доходы и расходы».


Таблица 9 – Схема итоговых учетных записей по счету 91«Прочие доходы и расходы» на ЗАО «Агрокомбинате Тепличный» за 2007 год

С кредита счетов Содержание операций Сумма Сумма Содержание операций В дебет счетов
10,23,70,69,60,62,73, 25 Отражены расходы связанные с выбытием основных средств 27715567.9 6105,66 Получено в кассу от реализации основных средств 50
51 Оплачено банку за расчетно-кассовое обслуживание 975585.46 517704.22 Оприходованы материалы от ликвидации основных средств 10



9561532.34 Поступила выручка от реализации основных средств 51
99 Списана прибыль от выбытия основных средств производственного назначения 18148076.42





28768843.88 Списан убыток от выбытия основных средств 99

«Расчеты с персоналом по прочим операциям», 25 «Общепроизводственные расходы» 27715567.9 руб.

2. Оприходованы материалы от ликвидации основных средств

Дебет 10 «Материалы» 517704.22 руб.

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» 517704.22 руб.

3. Поступила выручка от реализации основных средств

Дебет 51 «Расчета счета» 9561532.34 руб.

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» 9561532.34 руб.

4. Оплачено банку за расчетно-кассовое обслуживание

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» 975585.46 руб.

Кредит 51 «Расчетный счет» 975585.46 руб.

5. Получено в кассу от реализации основных средств

Дебет 50 «Касса» 6105.66 руб.

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» 6105.66 руб.

6. Списана прибыль от выбытия основных средств производственного назначения

Дебет 91-1 «Прочие доходы» 18148076.42 руб.

Кредит 99 «Прибыли и убытки» 18148076.42 руб.

7. . Списан убыток от выбытия основных средств

Дебет 99 «Прибыли и убытки» 28768843.88 руб.

Кредит 91-2 «Прочие расходы» 28768843.88 руб.


3.4 Учет поступления основных средств


Движение основных средств на предприятии связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной документации.

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.


3.5 Учет износа основных средств


В соответствии с Положением по учету № 6/01 стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением.

Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:

линейный способ;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

На ЗАО «Агрокомбинат Тепличный» амортизация начисляется линейным способом.

Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего его срока полезного использования.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Определение срока полезного использования объекта основных средств при его отсутствии в технических условиях или неустановлении в централизованном порядке производится исходя из:

ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы всех планово-предупредительных видов ремонта;

- нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например, срок аренды).

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3 месяцев.

По жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п., продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, амортизация не начисляется.

По указанным объектам основных средств и объектам основных средств некоммерческих организаций износ начисляется в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

- при линейном способе – исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

- при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ;

- при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 от годовой суммы.

В сезонных производствах годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта, либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

Амортизация на «Агрокомбинате Тепличный» начисляется линейным способом в течение срока полезного использования.

Для учета амортизации основных средств на предприятии используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Этот счет предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

В 2007 году в «Агрокомбинате Тепличный» по счету 02 «Амортизация основных средств» произошли следующие операции:

1. Начислена амортизация по основным средствам, используемым:

в основном производстве

Дебет 20 «Растениеводство» 32442897.94 руб.

Кредит 02 «Амортизация основных средств» 32442897.94 руб.;

на общепроизводственные цели

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы» 9485781.32 руб.

Кредит 02 «Амортизация основных средств» 9485781.32 руб.;

Рассмотрим в таблице 10 схему итоговых учетных записей по счету 02 «Амортизация основных средств».

на общехозяйственные цели

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» 789063,70 руб.

Кредит 02 «Износ основных средств» 789063,70 руб.

2. Начислена амортизация по основным средствам, обслуживаемым процесс реализации

Дебет 44-2 «Коммерческие расходы» 132073,20 руб.

Кредит 02 «Амортизация основных средств» 132073,20 руб.


Таблица 10 – Схема итоговых учетных записей по счету 02 «Амортизация основных средств» за 2007 год, руб.

С кредита счетов Содержание операций Сумма Сумма Содержание операций В дебет счетов



453748321,91 Сальдо на 01.01.2007г.
01-2 Списана сумма амортизации 2186928,42 32442897,94 9485781,32 789063,70 132073,20 65635,34 Начислена амортизация по основным средствам: в основном производстве используемым на общепроизводтсвенные и общехозяйственные цели обслуживающим процесс реализации 20 25 2644-2

Оборот 2186928,42 42915451,50 Оборот



494476844,99 Сальдо на 31.12.2007г.

3. Списана сумма амортизации

Дебет 02 «Амортизация основных средств» 2186928,42 руб.

Кредит 01-2 «Выбытие основных средств» 2186928,42 руб.


3.6 Учет ремонта основных средств


Восстановление основных средств на предприятии осуществляется посредством ремонта, а также модернизации и реконструкции. По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный и текущий ремонты основных средств. Они отличаются сложностью, объемом и сроками выполнения.

В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов. В ней указывают работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей, сметную стоимость ремонта в постатейном разрезе.

Если капитальный ремонт выполняется хозяйственным способом, то на основании ведомости дефектов в отделе главного механика выписывают наряды – заказы. Первый экземпляр наряда – заказа передается цеху – производителю ремонта, второй – в бухгалтерию для ведения аналитического учета по данному заказу, а третий остается в отделе главного механика для контроля за сроками выполнения заказа. На основании ведомости дефектов и наряда – заказа выписываются документы на получение со склада необходимых запасных частей и материалов, рабочие наряды на изготовление, монтаж и реставрацию отдельных деталей и узлов.

Приемка отремонтированного объекта из капитального ремонта оформляется актом о приеме – сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств. По поступлении акта в бухгалтерию в инвентарной карточке делают отметку о произведенных работах. Кроме того, акт о приеме – сдаче служит основанием для списания фактической себестоимости капитального ремонта.

Нормативными документами по бухгалтерскому учету рекомендуется использовать два варианта учета затрат по ремонту основных средств.

При первом варианте фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту основных средств, организации могут относить прямо на счета издержек производства и обращения с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов (счета 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.).

На ЗАО «Агрокомбинате тепличный» используется первый вариант.

При наличии ремонтных мастерских операции по учету ремонта основных средств, осуществляемого хозяйственным способом, отражают, как правило, предварительно на активном синтетическом счете 23 «Вспомогательные производства».

При втором варианте учета затрат на ремонт основных средств организации создают резерв на осуществление ремонтных работ. Для учета созданного резерва целесообразно открыть субсчет «Резерв на ремонт основных средств» по пассивному счету 96 «резервы предстоящих расходов».

Отчисления в резерв оформляются следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы»} на

(и других счетов производственных затрат) } сумму

Кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов» } резерва

Фактические расходы по ремонту основных средств списывают в дебет счета 96 с кредита счетов 10, 70, 69 и др. или счета 23.

По окончании отчетного года затраты на ремонт основных средств должны быть списаны на издержки производства или обращения в сумме фактически произведенных затрат.

В связи с этим сумму резерва, превышающую фактически произведенные затраты на ремонт, по окончании года сторнируют. При недостатке резервной суммы на величину недостатка либо составляют дополнительную проводку по начислениям в резерв, либо списывают указанную величину на издержки производства или обращения.

Помимо двух указанных вариантов учета расходов по ремонту основных средств в ряде организаций используют третий вариант, при котором затраты по ремонту основных средств вначале учитывают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» (с кредитом материальных, расчетных и других счетов или счета 23), а с этого счета в течении года, как правило, равномерно списывают на счета издержек производства (обращения).


3.7 Учет выбытия основных средств


Основные средства могут быть списаны с баланса в результате ликвидации, продажи, передачи в счет вклада в уставный капитал других органов и так далее.

Доходы и расходы от любого выбытия объекта учитываются в составе прочих доходов и расходов на счете 91.

Продажа объектов основных средств:

Списана первоначальная стоимость проданного объекта Д01 К01.

Списана амортизация Д02 К01- выбыло основных средств.

Списана остаточная стоимость Д91-2 К01.

Отражена выручка от продажи объекта Д62 К91-1.

Начислен НДС Д91-2 К68.

Отражены расходы, связанные с реализацией Д91-2 К70,69.

Отражены финансовые результаты, если ОК91>ОД 91, организация получает прибыль Д91-9 К99, если ОК91<ОД91, то организация понесет убыток Д99 К91-9, или ОД91= ОК91.

Ликвидация объекта:

Списывается первоначальная стоимость объекта Д01 К01.

Списана амортизация Д02 К01.

Списана остаточная стоимость Д91-2 К70, 69.

Отражены расходы связанные с ликвидацией Д91-2 К70,69.

Оприходованы материалы, полученные в результате ликвидации Д10 К91 -1.

Отражен финансовый результат:

Прибыль Д91-9 К99

Убыток Д99 К91-9

Безвозмездная передача:

Д01 К01

Д02 К01

Д91-2 К01

Начислен НДС Д91-2 К68

Списан убыток Д99 К91-9

Выбытие основных средств можно отражать без использования субсчета 01 (выбытие основных средств):

Д02 К01 списана сумма амортизации;

Д91-2 К01 списана остаточная стоимость.


3.8 Учет аренды основных средств


Аренда и лизинг на АОЗТ «Агрокомбинате Тепличный» не используются. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное владение. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения и пользования или владения имуществом. Арендодатель учитывает сданное в аренду имущество на своем балансе в составе собственных основных средств с соответствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по учету основных средств. При значительном количестве объектов, сдаваемых в текущую аренду, такие карточки группируются в отдельную группу.

Передача в аренду имущества производится по договору аренды и оформляется приемно-передаточным актом. В договоре аренды предусматривают состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, оговаривается срок их предстоящей службы, рассчитанной исходя из оценки имущества с учетом его фактического износа и действующих норм амортизационных отчислений, и величина арендной платы. Арендная плата за имущество включает в себя, как правило, средства, предусмотренные нормами отчислений на полное восстановление и сметами затрат на ремонт основных средств, и часть прибыли, устанавливаемую договором на уровне, как правило, не ниже банковского процента (арендный процент).

В соответствии с ПБУ 9 /99 и ПБУ 10 /99 доходы и расходы от сдачи имущества в аренду могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности или в составе операционных доходов и расходов.

При первом варианте сдача имущества в аренду признается обычным видом деятельности. Расходы по этой деятельности учитываются на счетах учета производственных затрат (20, 26, 44 и др.), а доходы – на счете учета выручки от продажи (90).

При втором варианте сдача имущества в аренду не является предметом деятельности организации, и поэтому доходы и расходы от сдачи имущества в аренду учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в составе операционных доходов и расходов.

Произведенные затраты на ремонт сданных в текущую аренду основных средств арендодатель списывает в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита материальных, расчетных и денежных счетов (10, 70, 69 и др.).

Начисление амортизационных сумм по сданным в аренду основным средствам арендодатель относит на уменьшение прибыли и оформляет следующей записью:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 02 «Амортизация основных средств».

Начисление арендной платы за отчетный период отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Выручка от услуг по сдаче в аренду имущества, в том числе по лизингу, облагается НДС. Начисление НДС отражают по дебету счета 91 и кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Арендная плата, начисленная авансом за будущие периоды, отражается по дебету счета 76 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Поступившие арендные платежи записывают в дебет счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» с кредита счета 76. при начислении авансовых платежей на сумму арендной платы, начисленной в виде текущего платежа, дебетуют счет 98 и кредитуют счет 91.

На стоимость произведенных арендатором капитальных вложений в арендованные основные средства на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитический учет ведется по объектам, принятым в аренду, и арендодателям.

На сумму арендной платы, начисленной арендодателю, арендатор дебетует счета издержек производства и обращения (25 «Общепроизводственные расходы» и др.) и кредитует счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Перечисленные суммы арендной платы отражают по дебету счета 76 и кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».

Организация бухгалтерского учета лизинговых операций (финансовой аренды) осуществляется в соответствии с указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга.

Затраты, связанные с осуществлением капитальных вложений по приобретению лизингового имущества, отражаются на счете 08 «Вложения во Внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств».

Лизинговое имущество приходуется по дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» с кредита счета 08.

Передача лизингового имущества лизингополучателю отражается записями в аналитическом учете по счету 03.

Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество поставляется его продавцом непосредственно лизингополучателю, минуя лизингодателя, то указанные выше записи осуществляют в бухгалтерском учете транзитом на основании первичного учетного документа лизингополучателя.

В зависимости от условий договора лизинговое имущество может учитываться на балансе лизингодателя или на балансе лизингополучателя.

Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то затраты лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности формируются в соответствии с ПБУ 10/99 и учитываются на счете 20 «Основное производство» с кредита материальных, расчетных и других счетов (10, 69, 70 и др.).

Начисление амортизации на полное восстановление лизингового имущества отражается по дебету счета 20 кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Ежемесячно учтенные на счете 20 расходы по лизинговому имуществу списывают с кредита этого счета в дебет счета 90 «Продажи».

Причитающаяся исходя из условий договора лизинга сумма лизинговых платежей отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 90 «Продажи». Поступление от лизингополучателя лизинговых платежей отражается по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

При возврате лизингового имущества и прекращении его использования для лизинга его стоимость списывают с кредита счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» в дебет счета 01 «Основные средства».

Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то передача лизингового имущества лизингополучателю отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы».


3.9 Инвентаризация основных средств


В соответствии со статьей 12-ФЗ от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предприятия и организации обязаны проводить инвентаризацию имущества, в ходе которой проверяется и документально подтверждается его наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Инвентаризация на «Агрокомбинате Тепличный» проводится один раз в год. Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49 утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые устанавливают порядок проведения инвентаризации и проведение ее результатов.

Инвентаризации подлежат все основные средства организации независимо от их местонахождения, а также основные средства, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), и даже фонды, не учтенные по каким-либо причинам.

Основными целями инвентаризации являются выявление фактического наличия основных средств, сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств.

При большом объеме работ создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на нее.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит для признания результатов инвентаризации недействительными.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящихся в собственности организации.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в опись индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях производятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне местонахождения организации (в дальних рейсах морские суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и др.) инвентаризируются до момента их временного выбытия.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или аренду.

При проведении инвентаризации на АОЗТ «Агрокомбинате «Тепличный» расхождений между фактическим наличием основных средств и наличием выявленным в результате инвентаризации не установлено.


3.10 Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности


В соответствии с ПБУ 6/01 в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности как минимум следующая информация:

о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;

о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.).

Указанные сведения должны содержаться в приложении к бухгалтерскому балансу (ф. №5).

Кроме того, в пояснительной записке к годовому отчету должна быть раскрыта следующая информация:

о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;

об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);

о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;

о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств;

об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.


4. Автоматизация учета основных средств


Автоматизация учета основных средств позволяет при сравнительно небольших затратах получать необходимые сведения по учету наличия и движения основных средств по видам, группам и инвентарным номерам.

Учет основных средств на ЗАО “Агрокомбинате Тепличный” автоматизирован. Компьютеры относительно просты в эксплуатации, что позволяет оснащать ими рабочие места бухгалтеров и на их основе создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера. На предприятии используется программа “1С: Бухгалтерия”.

АРМ “Учет основных средств” является составной частью программы комплексной автоматизации бухгалтерского учета на предприятии, также как и другие АРМы комплекса программ, он разрабатывается в строгом соответствии с имеющимся инструктивным материалом бухгалтерского учета. АРМ “Учет основных средств” позволяет производить учет основных средств с момента приобретения до полного их списания, получить все необходимые сведения по учету наличия основных средств, как после введения в эксплуатацию, так и до неё. Предоставляет возможность получить все необходимые данные в разрезе видов, отраслей, групп, подгрупп, материально – ответственных лиц, подразделений, направлений производственных затрат, счетов учета, наименований основных средств и инвентарных номеров как по наличию и движению основных средств, так и по расчету амортизационных отчислений. Обеспечивает получение необходимых сведений для формирования всех форм периодической и годовой отчетности.

Схема технологического процесса обработки информации по учету основных средств.

Подготовительный этап

Настройка программ;

Создание базы данных, разработка справочников;

Первоначальный ввод информации об имеющихся в предприятии основных средствах

2. Расчетный этап

Движение основных средств: поступление, перемещение, выбытие;

Расчет амортизации и износа

3. Заключительный этап

Получение выходных машинограмм о наличии, движении основных средств

Ведомости расчета износа ОС.


Выводы и предложения


ЗАО “Агрокомбинат Тепличный” при ведении бухгалтерского учета основных средств в 2007 ПБУ6/01 . «Учет основных средств” утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 30.03.01г №26 – Н.

Бухгалтерский учет основных средств на предприятии автоматизирован, используется программа “1С: Бухгалтерия”, АРМ “Учет основных средств”. Учет основных средств на предприятии ведется правильно и грамотно, информация переносится из первичных документов в регистры учета.

Начисление амортизации основных средств производится линейным способом, который установлен в соответствии с учетной политикой предприятия. Организация проводя ремонт, затраты по нему относит прямо на счета издержек производства и обращения с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов.

Аренда и лизинг на предприятии не используются.

Операции по учету основных средств однотипны и легко классифицируются по соответствующим номенклатурам, поэтому внедрение автоматизации на данном участке весьма эффективно.

С другой стороны АРМ не гарантирует совпадение операций, регистрируемых на уровне аналитики с проводками по синтетическим счетам. При достаточно большом объеме операций ошибка будет совершенно обязательна.

Следует ориентироваться на комплексную систему, отвечающую следующим требованиям: она должна охватывать и баланс, и аналитические участки учета; отдельные участки учета должны быть состыкованы так, чтобы факты прихода по одному участку и расхода по другому регистрировались как одна операция, проходящая по двум участкам, тем самым возможность расхождения исключалось бы вовсе.

Список использованной литературы


Налоговый кодекс РФ. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-Ф3

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 06/01

«Бухгалтерский и налоговый учет основных средств»(2-е издание) Р.З. Тумасян /Москва/ООО «Нитар Альянс»/ 2004

«Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету» (3-е издание) Н.Л. Вещунова, Л.Ф. Фомина/Москва/ Проспект/ 2003

«О бухгалтерском учете».Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-Ф3.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.1003 г. № 91н.

Гражданский кодекс РФ. Части 1 и 2. – М.: Проспект,1998 г.

Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА-М, 2006.

Малявкина Л.И. «Бухгалтерский и налоговый учет основных средств», М.:ООО «Вершина», 2004г.

Сафронова Н.Г., Яцюк А.В. «Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие» - М.ЖИНФРА-М; Новосибирск, 2003г.

Бухгалтерский учет/А.И. Балдинова, Т.Н. Дементей, Е.И. Завидова и жр.;; Под общ. ред. И.Е. Тишкова.-5-е изд., перераб и доп.-Мн.:Выш.шк., 2001.-685с.

Ладутько Н.И. Бухгалтерский учетв промышленности: Учеб. пособие/ Н.И.Ладутько. – Мн.: Книжный дом, 2005. – 688с.

Вещунова Н. А., Неелова Н. В. Основы бухгалтерского учета: задачи и вопросы; учет. Финансы и статистика, 2000 г.

Устав ЗАО “Агрокомбинат Тепличный”.

Приложение к бухгалтерскому балансу “Отчет о прибылях и убытках”.

Баланс ЗАО “Агрокомбинат Тепличный”.

Похожие работы:

  1. • Учет основных средств в ООО "Каралит"
  2. • Бухгалтерский учет основных средств
  3. • АРМ бухгалтера Учет основных средств
  4. • Заполняем инвентарную карточку учета основных средств
  5. • Учет основных средств организации
  6. • Бухгалтерский учет основных средств
  7. • Учет основных средств
  8. • Учет основных средств
  9. • Учет основных средств и нематериальных активов
  10. • Учет аренды основных средств
  11. • Документальное оформление и учет поступления основных средств
  12. • Учет основных средств
  13. • Учет основных средств по МСФО и РСБУ
  14. • Бухгалтерский учёт основных средств
  15. • Учет основных средств в бюджетных организациях
  16. • Отчетность при учете основных средств
  17. •  ... политики для учета основных средств и формирование ...
  18. • Налоговый и бухгалтерский учет основных средств
  19. • Аудит учета основных средств
  20. • Бухгалтерский учет основных средств
Рефетека ру refoteka@gmail.com