Рефетека.ру / Бухгалтерский учет и аудит

Курсовая работа: Учет основных средств

ВВЕДЕНИЕ

1. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

1.1 Понятие основных средств и их классификация

1.2 Оценка и переоценка основных средств

1.3 Учет поступления основных средств

1.4 Аналитический учет основных средств

1.5 Учет амортизации основных средств

1.6 Учет ремонта основных средств

1.7 Учет аренды основных средств

1.8 Учет выбытия основных средств

2. ПРИМЕНЕНИЕ МСФО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ


В последние годы значительно изменилась нормативная база по бухгалтерскому учету основных средств, что внесло существенные изменения в технику и методологию учета основных средств.

Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.

На протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества; перемещаются внутри предприятия; выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего применения.

Предприятия имеют право владения, пользования и распоряжения основными средствами: безвозмездно передавать или продавать другим предприятиям, обменивать, сдавать в аренду принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет.

Для непрерывной хозяйственной деятельности промышленного предприятия необходима взаимосвязь ее процессов, а именно снабжение, производства продукции и ее сбыта. Они осуществляются одновременно и при этом используется труд работников, основные и оборотные средства. Следовательно, важнейшие объекты бухгалтерского учета на промышленном предприятии - основные и оборотные средства в их движении.

Значение основных средств в общественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда в развитии производительных сил и производственных отношений. Роль учета и контроля за рациональным использованием основных средств в условиях экономической реформы повышается. В данной работе будет рассмотрена классификация и структура основных средств, представлена оценка основных средств, рассмотрены особенности организации аналитического и синтетического учета объектов основных средств. Учет основных средств на предприятии организуется в соответствии с ПБУ 6/01(от 30.03.01, №26н) и методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (от 20.07.98 № 33 н).

Основными нормативными документами, регулирующими учет основных средств, являются: ФЗ «О бухгалтерском учете» 21.11.96 г. № 129-ФЗ; письмо Минфина РФ от 27.12.01 №16-00-14/573 "Об учете основных средств"; ПБУ 6/01«Учет основных средств» от 03.03.01 г. № 26н; план счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению; методические указания по бухгалтерскому учету основных средств от 28.03.2000 г. №32н; приказ Минфина России от 2.10.2006 г. № 306/120н/139 «О проведении переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений» и другие. Госкомстатом России разработаны и введены в действие типовые межотраслевые формы первичной учетной документации по учету основных средств. Была введена в действие 25 глава Налогового кодекса Российской Федерации.

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам. Стоимость основных средств часто составляет существенную часть общей стоимости имущества организации, а ввиду долгосрочного их использования в деятельности организации основные средства в течение длительного периода времени оказывают влияние на финансовые результаты деятельности. Из этих соображений вопросы о порядке бухгалтерского учета поступления основных средств, возможных вариантах отнесения их стоимости на расходы организации, порядке отражения их выбытия, аренды, ремонта, реконструкции и т.п. представляются весьма существенными.

Формирование рыночных отношений в стране заставляет по-новому подойти к постановке учета на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в том числе учета основных средств и их налогообложения. В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средств важное значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основного капитала.

Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно - техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.

1. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ


1.1 Понятие основных средств и их классификация


Основные средства — это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Практически любая организация в своей работе использует основные средства, которая составляет важную часть имущества организации. С экономической точки зрения основные средства представляют собой средства труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя свою натуральную форму, и переносят свою стоимость на создаваемый продукт частями по мере износа.

Основные средства можно подразделить на:

производственные (здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги);

непроизводственные (жилые здания, объекты социально-культурной сферы, объекты здравоохранения, спортивные объекты, основные средства используемые в уставной деятельности некоммерческих организаций).

Помимо средств труда (производственных и непроизводственных) в бухгалтерском учете принято отражать в составе основных средств следующее имущество: капитальное вложение на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальное вложение в арендованные объекты основных средств; земельные участки; объекты природопользования (вода, недра и др.)

Постановлением Правительства РФ от 18.11.2006 № 697 в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, внесены многочисленные изменения и дополнения. Напомним, что Классификация была утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Нововведения по большей части касаются переноса отдельных видов основных средств из амортизационных групп с большим сроком полезного использования в группы, где этот срок меньше. Например, техника электронно-вычислительная переведена из амортизационной группы от 3 до 5 лет в группу от 2 до 3 лет. К такой технике относятся персональные компьютеры и печатающие устройства к ним; серверы различной производительности; сетевое оборудование локальных вычислительных сетей; системы хранения данных; модемы для локальных сетей; модемы для магистральных сетей. В связи с изменениями налогоплательщики смогут быстрее самортизировать стоимость быстро устаревающего оборудования.

Также сокращен срок полезного использования для спортивного инвентаря, бытовых приборов, самоходных машин, автобусов (особо малых, малых, средних, больших), автобусов особо больших (автобусные поезда), троллейбусов и многих других видов основных средств. Изменения внесены в сроки амортизации мостов, судов, оборудования связи.

Увеличен срок полезного использования, в частности, у прицепов и полуприцепов. Они переведены в пятую амортизационную группу (свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Некоторые позиции дополнены новыми наименованиями. Например, в старой редакции классификации были поименованы в различных разделах ограды (заборы). В зависимости от материала, из которого они сделаны, сроки полезного использования были установлены: для деревянных - от 7 до 10 лет; для деревянных на железобетонных и кирпичных столбах - от 10 до 15 лет; для металлических - от 20 до 25 лет.

Теперь в этот перечень добавили ограды комбинированные из металла и кирпича и определено, что они могут служить от 10 до 15 лет.

В пункте 20 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) сказано, что срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Срок не меняется, за исключением случаев реконструкции или модернизации. Правда, в бухгалтерском учете организации вправе не применять Классификацию, а руководствоваться иными правилами, изложенными в пункте 20 ПБУ 6/01. Ведь в Классификации сказано, что она может использоваться для целей бухгалтерского учета. Другое дело, что организация в целях сближения бухгалтерского и налогового учета практически всегда по приобретенным с 01.01.2002 основным средствам устанавливала одни и те же сроки, опираясь на Классификацию.

Таким образом, если организация не использует в целях бухгалтерского учета Классификацию, то и с 01.01.2007 в ее учете ничего не изменится. Если же в ее учетной политике установлено, что для целей бухгалтерского учета используется Классификация, то нововведения также будут относится только к основным средствам, приобретенным с 01.01.2007. Старые же сроки изменить нельзя.

Объекты основных средств используются длительное время. Их учет достаточно сложный и определяется отдельным ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Имущество может быть отражено в учете, если оно отвечает следующим условиям:

его предполагается использовать в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд;

организация не должна покупать его для продажи, в противном случае его следует учитывать как товар;

имущество приобретено для того, чтобы с его помощью получать экономическую выгоду.

Своеобразие бухгалтерского учета основных средств состоит в том, что при этом могут использоваться два синтетических счета: 01 «Основные средства» и 10 «Материалы» - в зависимости от введенного стоимостного критерия.

Если стоимость объекта основных средств не превышает 10000 рублей за единицу, то его учитывают в составе материалов, для чего к счету 10 открыт субсчет 09 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».


1.2 Оценка и переоценка основных средств


В бухгалтерском учете используют три стоимостные оценки основных средств: первоначальную, восстановительную и остаточную стоимость.

Первоначальная стоимость Сп определяется в момент готовности объекта к использованию. Она складывается из всех фактических затрат по приобретению объекта, его доставке, монтажу, подготовке к эксплуатации (без НДС и иных возмещаемых налогов).

В зависимости от того, кто является учредителем фирмы, порядок определения первоначальной стоимости основного средства может различаться.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных учредителями в счет вкладов в уставной капитал, является их денежная оценка по договоренности сторон.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно, считается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к учету. Текущая рыночная стоимость определяется на основании цен на аналогичную продукцию изготовителя, уровня цен по данным органов Государственной статистики или по экспертным заключениям.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающими оплату не денежными средствами, считается стоимость ценностей, переданных организацией. Такая стоимость устанавливается из цены аналогичных ценностей в сравнимых обстоятельствах.

Первоначальная стоимость может увеличиться за счет оплаты за информационные и консультационные услуги, пошлины, вознаграждения, регистрационные и таможенные сборы и др.

Первоначальной стоимостью основных средств может изменяться при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и при переоценке объектов.

Следует обратить внимание на отдельные аспекты переоценки основных средств.

Во-первых, как было указано, проведение переоценки является правом организации. Это право может быть реализовано путем внесения соответствующего положения в учетную политику организации. При принятии решения о переоценке следует учитывать, что в последующем эти основные средства переоцениваются регулярно, чтобы их стоимость, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от восстановительной стоимости.

При принятии решения о переоценке следует учитывать, что в последующем эти основные средства переоцениваются регулярно, чтобы их стоимость, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от восстановительной стоимости.

Организация имеет право самостоятельно определить "шаг" переоценки: ежегодно, один раз в три года и т. д. Вместе с тем согласно результаты не любой переоценки подлежат отражению в бухгалтерском учете и отчетности, а только если организация признает существенным отклонение восстановительной стоимости от учетной стоимости объектов основных средств.

Рекомендованный Минфином России размер существенности составляет 5%. Поэтому необходимым элементом учетной политики является также фиксирование размера существенности для целей отражения переоценки основных средств в бухгалтерском учете.

Во-вторых, организации вправе переоценивать не отдельные объекты, а группы однородных основных средств. Определить такие группы организации должны самостоятельно, исходя в основном из признаков назначения этих объектов.

В-третьих, результаты переоценки основных средств по состоянию на 1 января отчетного 2006 года подлежат отражению в бухгалтерском учете оборотами за январь 2007 г., но не позднее 1 марта отчетного года. При этом определено, что амортизация начисляется с 1 января отчетного года исходя из восстановительной стоимости основных средств с учетом произведенной переоценки.

Что касается методов проведения переоценки, то они определены в п. 43 Методических указаний. Это - индексный метод и метод прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Результаты переоценки основных средств отражаются непосредственно на счетах 01 “Основные средства” и 02 “Амортизация основных средств” в корреспонденции со счетами 83 “Добавочный капитал” (если превышает стоимость) и 91 “Прочие доходы и расходы” (если стоимость ниже), причем суммы, относимые на счет 83 или счет 91 определяются с учетом всех ранее произведенных переоценок. При выбытии переоцененного объекта основных средств сумма его дооценки переносится со счета 83 на счет 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”.

С 2007 года курсовые разницы, возникающие по задолженности по приобретенным основным средствам, стоимость которых выражена в иностранной валюте или условных денежных единицах, оплата производится в рублях и учитываются в составе прочих доходов или расходов.

Восстановительная (текущая) стоимость Св - стоимость основных средств после их переоценки. Если принято решение переоценивать ОС , то следует делать это путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Остаточная стоимость Со представляет собой разность между первоначальной (или восстановительной) стоимостью и величиной износа ОС:


Со = Сп – И = Сп ( 1 – Кизн ) или

Со = Св – И = Св ( 1 – Кизн ),


где И – величина износа в денежном выражении, Кизн – коэффициент износа;


Кизн = И / Сп или Кизн = И / Св .


На 1 января 2007 года Росстатом разработаны коэффициенты (при их разработке использовались индексы цен производителей на фондообразующие товары и индексы цен производителей в строительстве на строительно-монтажные работы). Они опубликованы в «Российской газете» № 256 (4222) от 15 ноября 2006 г., а также размещены на официальном сайте Росстата.


1.3 Учет поступления основных средств


Основными видами поступления основных средств являются:

приобретение за плату (покупка);

строительство (изготовление);

внесение учредителями в счет вкладов в уставной капитал;

безвозмездное получение и др.

Моменту поступления объекта основных средств на баланс организации в общем случае предшествует период времени, в течение которого осуществляются капитальные вложения в будущий объект основных средств. В этот период объект основных средств еще отсутствует, происходит лишь формирование по дебету счета 08 его будущей первоначальной стоимости.

Все расходы по покупке основных средств, не требующих монтажа, собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Таким образом, при документальном подтверждении совершенных операций в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дт 08/04 «Приобретение объектов основных средств»

Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» - на сумму выделенного НДС

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

При учете приобретения основных средств, требующих монтажа, в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дт 07 «Оборудование к установке»

Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» - на сумму выделенного НДС

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

При передаче оборудования в монтаж в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дт 08/04 «Приобретение объектов основных средств»

Кт 07 «Оборудование к установке», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость выполненных работ.

Если принимается к учету объект основных средств после строительства, то операции отражаются по разному, в зависимости от того подрядным или хозяйственным способом сооружался объект.

При подрядном способе учет объекта отражается также как и при покупке объекта.

Если хозяйственным способом, то вся сумма произведенных затрат предварительно включается на счете вспомогательного подразделения и относится в фактическую первоначальную стоимость объекта основных средств записью:

Дт 08 / 03 «Строительство объектов основных средств»

Кт 23 «Вспомогательные производства».

Внесение основных средств в качестве вклада в уставный капитал является одним из способов поступления основных средств на вновь созданные организации, а также в том случае, когда организация увеличивает свой капитал.

Если основное средство вносится в счет вклада в уставный капитал, то денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества и принимаемыми в общество третьими лицами, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым единогласно.

Планом счетов для обобщения информации о расчетах с учредителями организации по вкладам в ее уставный (складочный) капитал предназначен счет 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75/01 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал». Получение вкладов от учредителей отражается:

Дт 08 /04 «Приобретение объектов основных средств»

Кт 75/ 01 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».

Предоставление организациям основных средств в безвозмездное пользование на счетах отражают следующей записью:

Дт 08 /04 «Приобретение объектов основных средств»

Кт 98 «Доходы будущих периодов»/субсчет 02 «Безвозмездные поступления»

После ввода в эксплуатацию поступивших объектов суммы, отраженные на субсчетах, списываются в течении всего срока полезного использования этих объектов в размере начисленной по ним амортизации.

Учет оприходования объектов основных средств ведется в разрезе классификационных групп и инвентарных объектов.

В процессе приемки объектов основных средств в обязательном порядке принимают участие будущие материально ответственные лица организации, в ведение которых в дальнейшем будут передаваться объекты.

Для зачисления объектов в состав основных средств составляется акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-1б).

В акте приемки-передачи указывается характеристика объекта, его местонахождение, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания и др., и прилагается необходимая документация (паспорт, спецификации, рабочие инструкции и пр.).

Если на склад поступило оборудование требующее монтажа или для монтажа, то для его учета используется «Акт о приеме оборудования» (форма №ОС-14, №ОС-15)

После передачи оборудования в монтаж, делается запись:

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы»,

Кт 07 “Оборудование к установке”.

Далее все расходы по монтажу отражаются:

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кт 10 «Материалы», 23 «Вспомогательное производство», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами».

После окончания монтажа объект принимается на учет по фактическим затратам.

Дт 01 «Основные средства»,

Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Уплаченный при приобретении оборудования НДС в его инвентарную стоимость не включается, а берется на учет: Дт 19-1 «НДС» и Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а затем списывается аналогично предыдущему пункту по частям.

В бухгалтерии, после того как собраны все затраты, которые были произведены по основному средству, и после ввода объекта в эксплуатацию открывают инвентарную карточку учета основных средств - форма № ОС-6. Инвентарная карточка открывается отдельно по каждому инвентарному объекту. В инвентарных карточках приведены основные данные по объекту основных средств, такие как: срок полезного использования, способ начисления амортизации, освобождение от начисления амортизации, индивидуальные особенности объекта.

Затем, карточки заносятся в инвентаризационную ведомость по соответствующему материально-ответственному лицу, которое приняло объект, после чего они помещаются в картотеку.


1.4 Аналитический учет основных средств


Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.

На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.

Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.

При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений (цехов, отделов и т.п.), по которым затраты планируются отдельно, в дополнение к обшей инвентарной карточке следует открыть справочные инвентарные карточки отдельно по каждому направлению (коду) затрат с пометкой «для начисления амортизации» в соответствии с утвержденным распределением площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта между соответствующими пользователями.

Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.) и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.

По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) — дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные корточки выписывают в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют лица, ответственные за сохранность этих средств.

В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств.

1.5 Учет амортизации основных средств


Согласно Положению по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01 стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Срок полезного использования - период, в течение которого объекты основных средств призваны приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации, определяемый для учета основных средств в соответствии с принятым порядком. Определение срока полезного использования объекта основных средств при его отсутствии в технических условиях или неустановлении в централизованном порядке производится исходя:

из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы всех планово предупредительных видов ремонта;

нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например, срок аренды).

Все основные средства предприятия подразделяются на однородные группы объектов, объединенных общими технологическими или иными характеристиками. В зависимости от того, стоимость какой группы необходимо погасить, организации могут выбрать способ начисления амортизации:

линейный метод;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Амортизация не начисляется по основным средствам, переведенным по решению руководителя организации на консервацию, продолжительность которой не может быть менее трех месяцев, а также по земельным участкам, объектам природопользования, мобилизационным мощностям, по объектам, находящимся на реконструкции и модернизации, продолжительность которых свыше 12 месяцев; по объектам, переданным (полученным) по договорам в безвозмездное пользование.

При линейном способе – исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования этого объекта.

Пример:

Первоначальная стоимость объекта - 120000 руб.

Срок полезного использования – 5 лет

Годовая норма амортизации – 20%

Годовая сумма амортизации – 24000 руб.

Расчет амортизации:

1-й год – 120000 руб. ∙ 20% = 24000 руб. и т.д. равномерно;

При способе уменьшаемого остатка — на основе остаточной стоимости объекта на начало отчетное года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с Законодательством РФ.

Пример:

Первоначальная стоимость объекта - 120000 руб.

Срок полезного использования – 5 лет

Годовая норма амортизации – 20%

Коэффициент ускорения - 2

Расчет амортизации:

1-й год – 120000 руб. ∙ 20% ∙ 2 = 48000 руб. (остаточная стоимость – 120000руб.-48000 руб.=72000 руб.);

2-й год – 72000 руб. ∙ 20% ∙ 2 = 28800 руб. (остаточная стоимость – 72000 руб.-28800 руб.=43200 руб.) и т.д.

При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовую сумму амортизации определяют исходя из первоначальной (или восстановительной) стоимости объекта, умноженной на коэффициент годового соотношения, где в числителе указывается число лет, оставшихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.

Пример:

Первоначальная стоимость объекта - 120000 руб.

Срок полезного использования – 5 лет

Сумма чисел лет эксплуатации объекта – 15 лет (1 + 2 + 3 + 4 + 5).

Расчет амортизации:

1-й год – 5/15 120000 руб. = 40000 руб. (ежемесячная сумма амортизации – 40000/12 = 3333,3 руб.);

2-й год – 4/15 120000 руб. = 32000 руб. (ежемесячная сумма амортизации – 32000/12 = 2666,6 руб.) и т.д.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) амортизационные отчисления начисляются с учетом натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Пример:

Первоначальная стоимость объекта - 120000 руб.

Срок полезного использования – 5 лет

Предполагаемый объем выпуска продукции в течение срока полезного использования – 150000 ед.

Соотношение первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта равно 80%( т.е. 120000/150000*100%=80%)

Выпуск продукции в отчетном году – 30000 ед.

Сумма амортизационных отчислений в отчетном периоде составит 24000 (т.е. 30000*80%=24000).

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

Для учета амортизации основных средств используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Этот счет предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

На сумму амортизации по объектам основных средств, используемых в капитальном строительстве (кроме строительных организаций):

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кт 02 «Амортизация основных средств»

Начисленную сумму по собственным основным средствам производственного назначения отражают издержки производства и обращения:

Дт 20 «Основное производство»,

23 «Вспомогательные производства»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы»,

44 «Расходы на продажу»;

Кт 02 «Амортизация основных средств».

По основным средствам, сданным в текущую аренду, сумма амортизации отражается:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы»;

Кт 02 (если арендная плата формирует операционные доходы).

А по основным средствам непроизводственного назначения делают запись:

Дт 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

Кт 02 «Амортизация основных средств».

По объектам жилищного фонда, внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного и дорожного хозяйства и т.п.), а также у некоммерческих организаций сумма износа начисляется по нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в конце года на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».

При выбытии собственных основных средств сумму амортизации по ним списывают и отражают записью:

Дт 02 «Амортизация основных средств»;

Кт 01 «Основные средства».

Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств.

Прекращается амортизационные отчисления с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения этого объекта или его списания с бухгалтерского учета.


1.6 Учет ремонта основных средств


В процессе эксплуатации объекты основных средств постепенно теряют свои первоначальные технические характеристики. Причем из-за неравномерности нагрузки отдельные части объекта требуют различных восстановительных работ. Восстановление основных средств производится в результате проведения ремонтов, модернизации или реконструкции. В зависимости от сложности и продолжительности работ различают капитальный, средний и текущий ремонт.

Под текущим и средним ремонтом понимаются работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа и поддержанию их в рабочем состоянии.

Капитальный ремонт производится периодически и включает в себя работы по разборке агрегатов оборудования, замены изношенных деталей на более современные, испытание агрегата, смену изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений и др. работы.

Перед началом ремонта обязательно производится осмотр объекта специальной комиссией, которая составляет «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств» (ф.№ОС-3).Этот акт состоит из двух разделов: в первом – сведения о состоянии основных средств на момент передачи их в ремонт, во втором – сведения о затратах связанных с ремонтом. Информация о ремонте вносится в инвентарные карточки объекта формы № ОС-6, №ОС-6а, № ОС-6б.

Бухгалтерский учет предусматривает несколько вариантов учета затрат на ремонт основных средств. Основными вариантами являются:

полное включение фактически произведенных затрат в затраты отчетного периода;

создание резерва на проведение ремонта.

Организация самостоятельно выбирает вариант учета исходя из особенностей своего производства, и отражает его в учетной политике организации.

При полном включении фактически произведенных затрат в затраты отчетного периода ремонтные работы могут быть организованы двумя способами:

подрядным;

хозяйственным.

При подрядном способе привлекаются специализированные ремонтные организации, с которыми заключается договор подряда, а в организации составляется акт по форме № ОС-3 в двух экземплярах (1-й у нанимателя, 2-й у подрядной организации).

Предъявленные к оплате и акцептованные заказчиком суммы расходов по счетам за выполненные ремонтные работы в бухгалтерском учете включаются в фактические затраты отчетного периода записью:

Дт 20«Основное производство»,

23 «Вспомогательные производства»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы»,

44 «Расходы на продажу» и др.- в зависимости от места эксплуатации и назначения объекта основных средств;

Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям»;

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При хозяйственном способе ремонт объектов основных средств, производит организация самостоятельно. Для этих целей в составе хозяйствующего субъекта есть самостоятельное структурное ремонтное подразделение. Перед началом ремонта составляется смета, в которой указывается перечень работ, стоимость заменяемых деталей, необходимых материалов, затрат на оплату труда ремонтных работников и других затрат.

Все текущие затраты на ремонт на основании первичных расходных документов накапливаются на счете 23 «Вспомогательное производство» и отражаются записями:

Дт 23 «Вспомогательное производство»;

Кт 10 «Материалы»,

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.

После завершения ремонта фактические затраты списываются на основании утвержденного руководителем организации акта о приеме-передаче отремонтированных объектов основных средств в зависимости от места эксплуатации и назначения объекта на счета учета затрат:

Дт 20«Основное производство»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы»,

44 «Расходы на продажу» и др;

Кт 23 «Вспомогательное производство».

Создание резерва на проведение ремонта. Этот резерв создается для равномерного включения предстоящих расходов на ремонт объектов основных средств в затраты отчетного периода. В резерв включается сумма ежемесячных отчислений, исчисленная исходя из 1/12 годовой сметной стоимости ремонта.

В бухгалтерском учете образование резерва расходов на ремонт основных средств отражается:

Дт 20«Основное производство»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы»,

44 «Расходы на продажу» и др;

Кт 96 «Резервы предстоящих расходов»/03 «Резерв на ремонт основных средств».

По мере выполнения ремонта его затраты, независимо от способа выполнения работ (хозяйственным или подрядным), списываются за счет сформированного резерва:

Дт 96/03 «Резерв на ремонт основных средств»;

Кт 23 «Вспомогательное производство»,

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При определении норматива отчислений в резерв следует исчислить предельную сумму отчислений на основе периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены узлов, деталей, конструкций и сметной стоимости ремонта. При этом предельная сумма не может превышать среднюю величину фактических затрат на ремонт за последние три года. Если организация накапливает средства для проведения особо сложных и дорогих работ по капитальному ремонту объекта в течение более одного отчетного (налогового) периода, то предельный размер может быть увеличен на сумму отчислений в соответствии с графиком проведения ремонта.

Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств списываются на расходы равными долями в течение отчетного периода.

По окончании ремонтных работ излишне начисленная сумма резерва отражается как внереализационный доход:

Дт 96 «Резервы предстоящих расходов / субсчет «Резерв на ремонт основных средств»;

Кт 91 «Прочие доходы и расходы» / субсчет «Прочие доходы».


1.7 Учет аренды основных средств


Аренда основных средств – предоставление имущества во временное пользование за определенную (арендную) плату на основании договора. Сторона, передающая имущество во временное пользование, является арендодателем, сторона, принимающая его, – арендатором.

Передача основных средств в аренду осуществляется по договору аренды либо в лизинг. Имущество, переданное по договору аренды (текущая аренда), по окончании срока действия договора аренды подлежит возврату арендодателю. Арендатор за текущую аренду основных средств уплачивает арендодателю арендную плату и ведет учет основных средств на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства".

Как правило, в состав арендной платы включают: амортизацию объекта аренды, затраты арендодателя по его эксплуатации (коммунальные платежи, техническое обслуживание и т. д.) и расчетную (плановую) прибыль от использования объектов основных средств.

Арендодатель ведет бухгалтерский учет на балансовом счете 01 "Основные средства", открыв соответствующие субсчета 01/1 "Собственные основные средства, сданные в текущую аренду" и 01/2 "Собственные основные средства".

Как правило, все операции по учету затрат на сданное имущество в текущую аренду арендодатель ведет по дебету 91 счета, а на сумму начисленной арендной платы арендатора – по кредиту 91 счета.

По договору текущей аренды.

Бухгалтерский учет у арендодателя. При сдаче в аренду основных средств на условиях сохранения права собственности:

Дт 01/1 «Собственные основные средства, сданные в текущую аренду»;

Кт 01/2 «Собственные основные средства».

На сумму начисленной амортизации по объектам, сданным в аренду :

Дт 91 «Прочие доходы и расходы»;

Кт 02 «Амортизация основных средств».

(Здесь предполагается, что амортизация возмещается арендодателю из арендной платы, и поэтому она не включается в затраты, а покрывается за счет дохода.)

На сумму расходов арендодателя по эксплуатации арендованного имущества (когда возмещение затрат не возложено на арендодателя):

Дт 91 «Прочие доходы и расходы»;

Кт 20 «Основное производство»,

44 «Расходы на продажу» и др.

На сумму начисленной арендной платы арендатору:

Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кт 91 "Прочие доходы и расходы".

Если предусмотрено получение арендной платы, авансом дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами» и кредитуется счет 98 «Доходы будущих периодов». В дальнейшем эта сумма списывается на доходы соответствующего отчетного периода проводкой:

Дт 98 «Доходы будущих периодов» ;

Кт 91 "Прочие доходы и расходы".

На сумму НДС по арендной плате за сданные в аренду основные средства, причитающегося к уплате в бюджет:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы»;

Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам».

На сумму фактически полученной арендной платы :

Дт 51 «Расчетные счета»,

52 «Валютные счета»;

Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

На сумму погашения задолженности по расчетам с бюджетом по ранее начисленной сумме НДС по арендной плате:

Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

Кт 51 «Расчетные счета»,

52 «Валютные счета».

Бухгалтерский учет у арендатора. На сумму стоимости основных средств, поступивших в аренду, учитывается на забалансовом счете и делается запись – Дт 001 «Арендованные основные средства».

На сумму начисленной арендной платы арендодателю дебетуются счета 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и другие и кредитуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Если арендная плата начисляется авансом, то она относится на счет 97 "Расходы будущих периодов" проводкой :

Дт 97 «Расходы будущих периодов»;

Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В дальнейшем эти расходы списываются на затраты соответствующего отчетного периода проводкой:

Дт 20 «Основное производство»;

Кт 97 «Расходы будущих периодов».

На сумму НДС по арендной плате на основные средства, принятые в аренду на условиях возврата имущества арендодателю:

Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям»;

Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

На сумму фактически перечисленных средств по арендной плате :

Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кт 51 «Расчетные счета»,

52 «Валютные счета».

В принятой к зачету задолженности перед бюджетом суммы НДС по арендной плате за взятые в текущем году в аренду основные средства:

Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям».

На сумму стоимости основных средств, возвращенных по окончании срока договора, арендатор делает записи

К-т 001 "Арендованные основные средства".

Если капитальный ремонт осуществляет арендатор за счет арендодателя, то затраты по ремонту относят на уменьшение арендной платы, т. е. записи проводятся:

Д-т 76, К-т 97 или 23, 60 и др.

Когда договором предусмотрено проведение арендодателем капитальных работ (вложения), то их учет ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», что оформляется следующими проводками:

на сумму осуществленных капвложений – Дт 08, Кт 10, 60, 51 и т.д.;

на сумму капвложений, включенных в состав собственных основных средств – Дт 01, Кт 08;

на сумму стоимости капвложений, передаваемых арендодателю по окончании срока договора – Дт 91, Кт 01;

на сумму уменьшения арендной платы на объем выполненных капитальных вложений – Дт 76, Кт 91.

Разновидностью договора аренды является финансовая аренда (лизинг).

Лизинг – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Предметом лизинга являются организации и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться в процессе предпринимательской деятельности. Субъектами лизинговых отношений могут быть резиденты и нерезиденты Российской Федерации.

Законом «О лизинге» предусмотрены долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный типы лизинга. Долгосрочный лизинг – это лизинг сроком на три года и более; среднесрочный – от полутора до трех лет; краткосрочный – менее полутора лет.

Затраты лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности, включая и амортизационные отчисления, относятся на счет 20 «Основное производство» проводкой Дт 20; Кт 02, 10, 69, 70 и др. В конце месяца они списываются в дебет счета 90 "Продажа»:

Дт 90 «Продажи»;

Кт 20 «Основное производство».

На сумму причитающихся лизинговых платежей оформляется проводка:

Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

Кт 90 «Продажа».

Финансовый результат от осуществления лизинговой деятельности отражается проводками:

Дт 90 «Продажи»;

К-т 99 "Прибыли и убытки " – на сумму дохода.

При возврате лизингового имущества и прекращения его использования для лизинга оформляется проводкой Дт 01, Кт 03/01.


1.8 Учет выбытия основных средств


Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях:

продажи;

списания в случае морального и физического износа;

ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных ситуациях;

передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций;

безвозмездной передачи или мены;

по другим причинам.

Для определения непригодности основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на их списание приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия. Функции этой комиссии могут быть возложены на постоянно действующую инвентаризационную комиссию. Действующие комиссии производят:

производят непосредственный осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию, устанавливают непригодность его к восстановлению и дальнейшему использованию;

устанавливают конкретные причины списания объекта;

определяют возможность использования отдельных узлов, деталей;

составляют акты на выбытие основных средств по следующим типовым формам:

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. № ОС-4);

Акт о списании групп объектов основных средств (ф. № ОС-4б);

Акт о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а).

При продаже основных средств организация получает доход, который согласно пункту 30 ПБУ 6/01 принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами.

Расходы, связанные с продажей основных средств, относятся к прочим расходам в соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99. В состав расходов включается остаточная стоимость основного средства, затраты на его демонтаж, транспортировку, упаковку и так далее. Работы, связанные с реализацией основных средств, могут быть выполнены как силами самой организации, так и силами сторонних организаций. В случае привлечения сторонних организаций стоимость оказанных ими услуг и выполненных работ отражается организацией:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы»/ субсчет «Прочие расходы»;

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сумма НДС учитывается:

Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Физически изношенные и морально устаревшие основные средства, которые постоянно не используются на предприятии, подлежат списанию. В соответствии с п. 31 ПБУ 6/01 доходы и расходы, связанные со списанием основных средств, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета фиксируется остаточная стоимость основного средства и другие расходы, вызванные выбытием, по кредиту - поступления от списания основных средств (материалы, детали, узлы, агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, оприходованные по текущей рыночной стоимости).

При выбытии основного средства некоммерческая организация также должна списать сумму износа, начисленную при эксплуатации этого имущества по забалансовому счету 010 «Износ основных средств».

Для учета выбытия основных средств целесообразно к счету 01 открыть отдельный субсчет «Выбытие основных средств», на котором будет формироваться остаточная стоимость реализуемого основного средства.

Дт 01/10 «Выбытие основных средств»,

Кт 01 «Основные средства» - на сумму первоначальной стоимости объекта;

Дт 02 «Амортизация основных средств»,

Кт 01/10 «Выбытие основных средств» - на сумму начисленной амортизации по выбывающему объекту.

Таким образом, на субсчете 01/10«Выбытие основных средств» определяется остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств. По окончании операции выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Кроме того, организация может нести дополнительные затраты, связанные с выбытием объектов (зарплата, ЕСН, налоги при продаже и пр.). В бухгалтерском учете эти операции отражаются:

Дт 91/02 «Прочие расходы»;

Кт 10 «Материалы»,

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,

68, 60, 70, и др.

Поступления связанные с продажей и прочим списанием основных средств, отражаются:

Дт 50 «Касса»,

51 «Расчетный счет»,

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и пр.

Кт 91/01 «Прочие доходы».

Физически изношенные и морально устаревшие основные средства, которые постоянно не используются на предприятии, подлежат списанию. В соответствии с п. 31 ПБУ 6/01 доходы и расходы, связанные со списанием основных средств, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета фиксируется остаточная стоимость основного средства и другие расходы, вызванные выбытием, по кредиту - поступления от списания основных средств (материалы, детали, узлы, агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, оприходованные по текущей рыночной стоимости).

При выбытии основного средства некоммерческая организация также должна списать сумму износа, начисленную при эксплуатации этого имущества по забалансовому счету 010 «Износ основных средств».

Доходы и расходы, связанные с ликвидацией основного средства, рассматриваются как чрезвычайные и отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки».

В случае если начало и окончание ликвидации основного средства приходятся на один отчетный период, расходы по ликвидации можно списывать в дебет счета 91 с кредита счетов 10, 69, 70 и других в качестве прочих расходов.

Если процесс ликвидации занимает длительное время или переходит из одного отчетного периода в другой, то расходы по ликвидации целесообразно собирать по дебету счета 23, а после завершения ликвидации списывать на счет 91. В случае если ликвидация основного средства производится в связи с чрезвычайной ситуацией, остаточная стоимость основного средства и затраты по его ликвидации списываются в дебет счета 99.

Финансовый результат выбытия основного средства отражается:

Дт 99 «Прибыли и убытки»;

Кт 91 «Прочие доходы и расходы».

Основные средства, переданные в счет вклада в уставный капитал других организаций и в счет вклада в общее имущество по договору простого товарищества, списывают по остаточной стоимости:

Дт 58 «Финансовые вложения» ;

Кт 01 «Основные средства».

А сумму амортизации по переданным основным средствам:

Дт 02 «Амортизация основных средств»;

Кт 01«Основные средства».

Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.

При безвозмездной передаче основных средств их остаточную стоимость записывают:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы»;

Кт 01 «Основные средства».

А сумму амортизации отражают записью:

Дт 02 «Амортизация основных средств»;

Кт 01«Основные средства».

Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 с кредита соответствующих расчетных и других счетов. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств записывают:

Дт 99 «Прибыли и убытки»;

Кт 91 «Прочие доходы и расходы».

2. ПРИМЕНЕНИЕ МСФО


В начале этого года в Государственном Кремлевском Дворце прошел форум, посвященный проблематике международных стандартов финансовой отчетности. В рамках форума были рассмотрены такие актуальные вопросы, как основные изменения международных стандартов, их влияние на практику учета, преимущества самостоятельной подготовки отчетности по МСФО, анализ сложных аспектов учета и составления отчетности. Особое внимание уделили проблемам перехода российских компаний на МСФО и изменению роли финансовых специалистов.

МСФО – это международный язык, который дает возможность бизнесменам из разных стран понимать друг друга. Представление сущности МСФО позволяет каждой отечественной компании самостоятельно управлять переходом на международные стандарты и способствует повышению эффективности процесса реформирования российской системы учета в целом.

Можно выделить несколько основных причин перехода на МСФО, среди которых:

отказ от необходимости применения группами многонациональных компаний различных национальных ОПБУ = сокращение затрат;

повышение сравнимости финансовых отчетностей;

снижение расходов и упрощение доступа к финансированию;

лучшие возможности для клиентов и инвесторов;

более эффективное распределение финансовых ресурсов.

Однако, переходу российских предприятий на МСФО препятствуют незрелость экономических отношений в стране, приоритет правовой формы над экономическим содержанием, менталитет профессионального сообщества, непубличность процесса создания нормативных актов, а также отсутствие официального перевода МСФО.

Все изменения бухгалтерского законодательства последних лет направлены на сближение отечественной учетной практики с международной. Последнее крупное новшество касается основных средств (ОС).

Приказ Минфина России от 12 декабря 2005 г. № 147н «О внесении изменений в положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01» (далее – Приказ № 147н) существенно поменял порядок учета ОС.

Чтобы сравнить нормы ПБУ 6/01 с положениями Международных Стандартов Финансовой Отчетности (МСФО) 16 «Основные средства» необходимо проанализировать различия между двумя стандартами.

Проанализируем особенности оценки ОС при постановке на учет:

1. В соответствии с требованиями МСФО, если фирма приобретает ОС с отсрочкой платежа, его первоначальную стоимость нужно формировать с дисконтом. Дисконтирование проводят по рыночной процентной ставке. В Российских Стандартах Бухгалтерского Учета (РСБУ) принцип дисконтирования отсутствует. Соответственно первоначальную стоимость актива всегда определяют по номинальной величине платежей.

2. Когда срок эксплуатации основного средства подходит к концу, фирма может понести затраты на его демонтаж или восстановление участка, на котором находилось ОС. Если эти расходы будут существенными, по правилам МСФО их нужно включить в первоначальную стоимость актива. В РСБУ такого положения нет.

При переоценке ОС можно выделить:

1. Согласно МСФО, основные средства нужно переоценивать по справедливой стоимости. В соответствии с РСБУ, компания может выбрать один из двух методов: индексацию или прямой пересчет по документально подтвержденным рыночным ценам.

2. Отражение в учете: в общем случае в МСФО положительную переоценку показывают как увеличение собственного капитала, а отрицательную – как расход в Отчете о прибылях и убытках. По российским правилам учета положительную переоценку списывают на нераспределенную прибыль. По МСФО это можно делать не только в полной сумме при выбытии ОС, но и по мере его амортизации.

Учет амортизации выделяет следующее:

1. База для начисления в ПБУ 6/01 устанавливает, что амортизацию по объекту основных средств нужно начислять исходя из его первоначальной (восстановительной) стоимости. В МСФО существует понятие амортизируемой суммы (стоимости). Ее определяют как разность между первоначальной ценой актива и его ликвидационной стоимостью.

2. При определении срока полезного использования ОС и метода начисления амортизации МСФО требуют регулярного пересмотра данных оценок, а по РСБУ способ амортизации ОС обычно остается неизменным (срок полезного использования может быть лишь увеличен в результате реконструкции или модернизации имущества).

3. Методы начисления в ПБУ 6/ 01: линейный, уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и пропорционально объему продукции или работ (производственный), а МСФО 16 не ограничивает предприятия в выборе метода амортизации.

4. По РСБУ износ начисляют с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия ОС к учету. Согласно МСФО, актив нужно амортизировать с момента его готовности к эксплуатации. Более того, исходя из критерия существенности, фирма может начать начислять «примерную» амортизацию.

5. Приостановление начисления амортизации по ПБУ 6/01 возможно если руководитель решит перевести ОС на консервацию на срок более трех месяцев и если фирма восстанавливает имущество дольше 12 месяцев. Согласно МСФО, если актив временно не используется, необходимо продолжать начислять по нему амортизацию.

При учете продаж основных средств рассматривается, что:

МСФО предусматривают ситуацию, когда стоимость ОС возмещается при продаже, а не в ходе использования. В данном случае выбывающие объекты необходимо отнести к необоротным активам, предназначенным для продажи. В отчетности их надо показывать отдельно от «обычных» основных средств. РСБУ не предусматривают специальных требований к учету выбывающих активов. Поэтому их продолжают считать основными средствами.

Состав объектов ОС предусматривает:

Порядок учета биологических активов (животных, растений и т. п.) регламентирует МСФО 41 «Сельское хозяйство». В отчетности их нужно показывать отдельно. Российскими стандартами специальные положения по учету таких активов не предусмотрены. В отчетах их отражают в составе основных средств или запасов.

Таковы были основные отличия российских и международных стандартов, регламентирующих порядок учета основных средств. Чтобы разобраться в вопросе, что изменилось с принятием Приказа № 147н перечислим основные изменения, которые Минфин внес в ПБУ 6/01.

1. Исключен пункт 2 ПБУ 6/01 о применении Положения к учету доходных вложений в материальные ценности. Так как в МСФО существует отдельный стандарт для учета таких активов, данное изменение можно было бы считать сближающим. Однако, как будет видно из анализа других новшеств, фактически доходные вложения в материальные ценности теперь рассматривают как особую группу основных средств.

2. Изменены критерии отнесения активов к основным средствам. В частности, объект будет считаться ОС, если фирма передает его другим организациям во временное пользование за плату. То есть в состав основных средств включены доходные вложения в материальные ценности.

3. ОС, которые предназначены исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование, нужно отражать в бухгалтерском учете и отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности. Возникает противоречие. С одной стороны, доходные вложения – основные средства. Значит, учитывать их нужно по общим для ОС правилам. С другой стороны, в учете и отчетности их необходимо отражать обособленно. Следовательно, пункты 1–3 отдаляют российский учет от международного.

4. Новшества коснулись малоценных основных средств. С 2006 года предельный лимит их стоимости увеличен до 20 000 рублей. Кроме того, такие активы можно отражать в составе материально-производственных запасов.

В результате, с одной стороны, бухгалтеры компаний получили больше возможностей высказывать свое профессиональное суждение. Так, они могут сразу списывать ОС на расходы или амортизировать их. Это приближает ПБУ 6/01 к МСФО 16.

5. Поменялся и порядок учета одного ОС по частям. Теперь, чтобы бухгалтер мог «разбить» основное средство, сроки полезного использования его составляющих должны быть не просто разными, а существенно отличаться. Однако из МСФО в данном случае заимствован только критерий существенности. В международных стандартах срок полезного использования составляющих ОС не является единственным критерием учета объекта ОС целиком или по частям.

6. Изменен порядок отражения дооценки ОС, которые ранее уценивались. Обратную дооценку теперь нужно отражать в учете по тому же принципу, что и уценку. В результате требования ПБУ 6/01 в части учета уценки и обратной дооценки ОС теперь полностью не соответствуют МСФО.

7. В пункте 27 слова «могут увеличивать» заменены на «увеличивают». Речь идет о повышении стоимости основных средств в результате реконструкции и модернизации. Это изменение сближает отечественные и международные стандарты.

8. Исключен пункт 28. Раньше, если основное средство было учтено по частям (каждая имела свой СПИ), их замена означала выбытие, а затем приобретение самостоятельного инвентарного объекта.

Вместе с тем пункт 29 дополнен. Там сказано, что основные средства могут выбывать и в случае частичной ликвидации при реконструкции. То есть, по существу, все осталось по-прежнему.

Таким образом, Приказ № 147н не внес существенных изменений в порядок учета основных средств, которые приблизили бы российские стандарты к международным. А по ряду вопросов, наоборот, отдалил РСБУ от МСФО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В современных условиях значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и своевременного доведения этих сведений до пользователей.

Данная курсовая работа рассматривает вопросы, связанные с организацией ведения учета основных средств. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Основные средства - это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией.

Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.

На протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества; перемещаются внутри предприятия; выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего применения.

Бухгалтеру для осуществления своей профессиональной деятельности необходимо знать большое количество нормативно-правовых актов. Основными нормативными документами, регулирующими учет выбытия основных средств, являются: федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Приказ Минфина РФ 30.03.2001 г. № 26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»; приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств»; Письмо Минфина РФ от 27 октября 2005 г. N 07-05-06/281; приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

В плане учетной политики можно выделить, что в п. 5 ПБУ 6/01 содержится указание на то, что активы, соответствующие определению основного средства, но стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. При составлении учетной политики на 2007 г эти позиции также должны быть отражены. Если предусмотреть в учетной политике организации вариант отнесения вышеназванных ценностей в состав материально-производственных запасов, то они не войдут в базу по налогу на имущество организаций. Отметим, что выбор максимума стоимости объектов, учитываемых как материалы, - 20 000 руб. остается за организацией. При этом в целях упрощения учетных работ и унификации бухгалтерского и налогового учета большинство организаций склоняется к тому, чтобы установить стоимостную границу в 10 000 руб., так как именно эта величина стоимости является в налоговом учете предельной для отнесения объекта к амортизируемому имуществу.

Для ведения учета необходима классификация основных средств по видам, назначению или характеру участия в процессе производства, отраслям хозяйства, степени использования, принадлежности.

Важное значение имеет и оценка основных средств. В соответствии с ПБУ 6/01 она принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. В результате своей деятельности основные средства, несомненно, по ряду причин утрачивают свою стоимость, поэтому организации производят либо их дооценку, если их стоимость возросла, либо уценку, если их стоимость уменьшилась.

Необходимо также отметить, что основные средства это имущество организации, которое имеет срок полезного использования и утрачивает свою стоимость по частям, относя ее постепенно на затраты производства, т.е. происходит амортизация.

Предприятия имеют право владения, пользования и распоряжения основными средствами: безвозмездно передавать или продавать другим предприятиям, обменивать, сдавать в аренду принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет.

Особенность учета основных средств, в частности выбытия, является определение финансового результата по данной операции с последующим его отнесением либо на прибыль, либо на убытки

При составлении годовой отчетности на предприятии данные об основных средствах отражаются в балансе предприятия, форма №5 «Приложение к балансу предприятия».

МСФО дает возможность бизнесменам из разных стран понимать друг друга. Представление сущности МСФО позволяет каждой отечественной компании самостоятельно управлять переходом на международные стандарты и способствует повышению эффективности процесса реформирования российской системы учета в целом. Основная проблема, с которой сталкиваются компании на этапе перехода на МСФО, – нехватка специалистов. Организации могут выбирать различные способы, как перейти на подготовку отчетности по МСФО, но им все равно придется решать вопрос о повышении квалификации своих сотрудников (второе высшее образование, MBA, краткосрочные бизнес-курсы по МСФО). Поэтому, разработав стратегию перехода на международные стандарты, компания должна определиться со стратегией создания и обучения собственной команды специалистов.

Для более эффективного использования основных средств предприятия могут принять следующие мероприятия:

Ввод в действие не установленного оборудования, замена и модернизация его;

Сокращение целодневных и внутрисменных простоев. Устранение данного недостатка может быть достигнуто путем введения прогрессивных организационных и технологических мероприятий.

Повышение коэффициента сменности, которое может быть достигнуто применением оптимального графика работы предприятия, включающий эффективный план проведения ремонтных и наладочных работ.

Более интенсивное использование оборудование.

Внедрение в производство новейших технологий.

Повышение квалификации рабочего персонала, которое обеспечивает более эффективное и бережное обращение с оборудованием.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г.№ 129-ФЗ.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Минфина РФ от 12.12.2005г. №147н.- 4с).

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.10.03 г. № 91н.

Постановление Государственного комитета по статистике РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» от 21.01.03 г. № 7.

Постановление Правительства РФ «О классификации основных средств, включенных в амортизационные группы».

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. Инструкция по его применению. - М.: ЮРКНИГА, 2004.-112с.

Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2005.

Бухгалтерский учет: Учебник для вузов/Под ред. проф. Ю.А. Бабаева, д.э.н., проф. И.П. Комисаровой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Богатая И.Н. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет.- Ростов -на- Дону: «Феникс», 2005.

Макальская М.Л., Фельдман И.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2005.

Журнал «Консультант» от февраля 2007.

Сайт «Клерк.

Похожие работы:

  1. • Учет основных средств в ООО "Каралит"
  2. • Бухгалтерский учет основных средств
  3. • АРМ бухгалтера Учет основных средств
  4. • Заполняем инвентарную карточку учета основных средств
  5. • Учет основных средств организации
  6. • Бухгалтерский учет основных средств
  7. • Учет основных средств
  8. • Учет основных средств
  9. • Учет основных средств и нематериальных активов
  10. • Учет аренды основных средств
  11. • Документальное оформление и учет поступления основных средств
  12. • Учет основных средств
  13. • Учет основных средств по МСФО и РСБУ
  14. • Бухгалтерский учёт основных средств
  15. • Учет основных средств в бюджетных организациях
  16. • Отчетность при учете основных средств
  17. •  ... политики для учета основных средств и формирование ...
  18. • Налоговый и бухгалтерский учет основных средств
  19. • Аудит учета основных средств
  20. • Бухгалтерский учет основных средств
Рефетека ру refoteka@gmail.com