Рефетека.ру / Бухгалтерский учет и аудит

Курсовая работа: Учет выбытия основных средств

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Кафедра бухгалтерского учета и аудита


Курсовая работа

Дисциплина: Бухгалтерский учет

Тема:

«Учет выбытия основных средств»


2009

Содержание


Введение

1. Организация учета расчетов с подотчетными лицами

2. Аналитический и синтетический учет

3. Приобретение подотчетными лицами товарно-материальных ценностей, продукции

4. Служебные командировки по России и за рубеж

4.1 Документальное оформление командировки

4.2 Сроки служебных командировок

4.3 Возмещение расходов при служебных командировках и оплата суточных

4.4 Порядок выдачи и расходования авансов при командировках

4.5 Отчет работника о командировке

4.6 Зарубежные командировки

4.7 Отчеты о служебной загранкомандировке

Выводы

Практическое задание

Литература

Введение


В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций часто возникает необходимость приобретения материальных ценностей, а также различных работ, услуг не только по безналичному расчету, но и за наличные деньги. В таких случаях обычно работнику выдаются наличные денежные средства под отчет для выполнения определенных действий по поручению организации. В подотчет выдаются деньги для предстоящих командировочных расходов, для оплаты хозяйственных расходов, на представительские цели, для покупки за наличный расчет продукции в других организациях или у физических лиц, для оплаты выполненных работ, оказанных услуг, а также на иные хозяйственно-операционные цели.

С этих позиций выбранная тема курсовой работы актуальна.

Методологической основой написания курсовой работы являются нормативные документы по ведению бухгалтерского учета и отчетности, учебная литература.

1. Организация учета расчетов с подотчетными лицами


Не все организации расплачиваются по безналичному расчету – перечисляя деньги со своего счета на счет продавца. Иногда гораздо удобней и быстрее оплатить покупку наличными, например, канцтовары, хозяйственный инвентарь, бензин для служебного автомобиля и другое. Для этого деньги из кассы выдаются сотрудникам под отчет. Они покупают то, что нужно, а затем составляют и сдают в бухгалтерию авансовый отчет. Если при покупке израсходованы не все деньги, то остатки сотрудник должен вернуть в кассу. Если же сотрудник добавил к выданным свои деньги, то сумму переплаты организация должна ему компенсировать.

Перечень подотчетных лиц и правила расчетов с ними можно включить в учетную политику, определяющую правила бухгалтерского учета. Только включенные в перечень лица могут получать деньги под отчет. Он утверждается приказом руководителя предприятия. Все работники предприятия, получающие деньги под отчет, должны соблюдать правила работы с наличностью. Они предусмотрены Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40. Так, в пункте 11 этого документа сказано, что сотрудник, получивший деньги под отчет, обязан отчитаться об их использовании и сделать это в срок.

Таким образом, в приказе нужно не только перечислять подотчетных сотрудников, но и указать, какую сумму каждый из них может получить за один раз, на какой срок и когда они должны сдавать авансовые отчеты в бухгалтерию. Если же понадобилось выдать деньги под отчет сотруднику, которого нет в списке, то составляется отдельный приказ, где нужно указать фамилию и должность сотрудника, срок, на который ему выданы деньги, дату, не позднее которой он должен сдать авансовый отчет и т.д.

Во-первых, предприятие выдает своим сотрудникам наличные, когда направляет их в командировку - суточные, деньги на проезд до места назначения и обратно, на проживание в гостинице. Но прежде чем сотрудник получит деньги, руководитель предприятия должен издать приказ о командировке. В нем указывают фамилию сотрудника, его должность, куда он отправляется и с какой целью, а также какая сумма командировочных ему положена.

Во-вторых, средства под отчет получают те сотрудники, которые расплачиваются наличными от имени своего предприятия с другими организациями и предприятиями. Например, водитель покупает у АЗС горюче-смазочные материалы для служебного автомобиля, секретарь марки, конверты на почте, бухгалтер – бланки документов в специализированных магазинах. Чтобы получить деньги, сотрудник пишет заявление на имя руководителя организации, в котором просит выдать необходимую сумму. Если руководитель согласен, он подписывает приказ. В нем указывается кому и на какие цели выдаются деньги.

Даже если сотрудник не отчитался в срок по подотчетным деньгам, удерживать налог на доходы с физических лиц не нужно. Деньги, выданные под отчет, все равно принадлежат организации, которая их выдала. Доходом работника они не являются и НДФЛ не облагаются.


2. Аналитический и синтетический учет


Расчеты с подотчетными лицами учитываются на счете 71. Это предусмотрено Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденным приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. Причем в аналитических регистрах эти расчеты нужно отражать подробно – отдельно по каждому сотруднику и по каждому авансовому отчету.

Бухгалтер выписывает расходный кассовый ордер, указав в нем выдаваемую сумму, кассир выплачивает сотруднику деньги, а подотчетник ставит свою подпись в ордере, дату. Это операция отражается проводкой: дебет 71 кредит 50 – выданы деньги в подотчет (обратная проводка – сданы неизрасходованные деньги подотчетным сотрудником). Расходный кассовый ордер регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Ордер подписывается руководителем и главным бухгалтером.

Потратив деньги, сотрудник составляет авансовый отчет, его форма № АО -1 утверждена постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. № 55.

Эту форму с 1 января 2002 года должны применять все предприятия. Составляется он в 1 экземпляре и важно, чтобы он был правильно оформлен. Подписан он должен быть подотчетным лицом, руководителем, главным бухгалтером и сотрудником бухгалтерии, принявшим этот отчет (Приложение 3). Сотрудник, который составляет авансовый отчет, он должен подтвердить свои расходы оправдательными документами (товарные и кассовые чеки, квитанции, проездные билеты и т.п.). В данном случае это товарный и кассовый чеки. Если же сотрудник представил в бухгалтерию товарный чек без подробной расшифровки, то можно создать комиссию, которая составит акт и укажет в нем, за что были уплачены деньги. В дополнение к товарному чеку обязательно должен быть приложен кассовый чек, исключение составляют те случаи, когда у продавца есть право торговать без кассового аппарата.

Если из авансового отчета видно, что подотчетник истратил ровно столько, сколько получил, то в этом случае сальдо будет нулевым и задолженность не образуется.

Если же часть денег осталась неизрасходованной, то работник должен вернуть остаток в кассу предприятия. Бухгалтер составляет приходный кассовый ордер. Если у работника выданных денег не хватило, и он еще потратил свои, то возможны следующие варианты:

руководитель предприятия признал, что перерасход оправдан, работнику должны возместить разницу;

руководитель решит, что работник проявил излишнюю самостоятельность, то сумму перерасхода ему не компенсируют.

Суммы, не возвращенные подотчетными лицами в установленный срок, подлежат отражению по кредиту счета 71 в корреспонденции со счетом 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Следует отметить, что счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - активно-пассивный и в аналитическом учете он может иметь сальдо сразу по дебету (когда кто-то из работников не отчитался по подотчетным деньгам) и кредиту (сотрудник потратил свои деньги, а предприятие их пока не вернуло).

Выдача денег сверяется с кассой (с проводкой). А кредиту 71 счета составляется мемориальный ордер № 18, особенностью данной формы учета является то, что мемориальные ордера пишутся на все регистры аналитического учета. Делается это, чтобы определить итог оборотов, с указанием корреспондирующих счетов. Ордер регистрируется в регистрационном журнале по счетам синтетического учета и разносится в Главной книге. Сальдо показывается развернуто в синтетическом (Главная книга) и аналитическом учете, сверяются данные. На основании Главной книги составляется оборотная ведомость по счетам Главной книги и на ее основании составляется баланс.

В бухгалтерском балансе дебиторскую задолженность по расчетам с подотчетными лицами нужно указывать в строке 246 «Прочие дебиторы», а кредиторскую – по строке 628 «Прочие кредиторы».

3. Приобретение подотчетными лицами товарно-материальных ценностей, продукции


Приобретение товарно-материальных ценностей (канцелярских, хозяйственных товаров, комплектов бланков бухгалтерской отчетности, технической и экономической литературы и т.п.) в организациях розничной торговли должно подтверждаться чеком контрольно-кассовых машин и товарным чеком, дополнительно содержащим отметку об оплате.

В кассовом чеке должны быть четко пропечатаны идентификационный номер продавца товара, его наименование, номер кассовой машины, дата совершения операции, сумма.

Например, к авансовому отчету водителя организации необходимо приложить чеки контрольно-кассовых машин АЗС, на которых производилась заправка автомобиля. Такой кассовый чек должен содержать следующие реквизиты: наименование организации-продавца (АЗС); идентификационный номер организации-продавца; номер кассового аппарата; номер и дата выдачи чека; стоимость ГСМ с учетом НДС и налога с продаж. Как правило, в кассовых чеках указывается еще марка горюче-смазочных материалов, оплаченное количество ГСМ и стоимость 1 литра ГСМ. В случае отсутствия такой информации водитель должен вместе с кассовым чеком получить на АЗС документ, подтверждающий количество оплаченного топлива и цену единицы (литра и т.п.).

Пример

В учете это отражается следующим образом:

Дебет 71 Кредит 50 – 500 руб. – выданы наличные деньги водителю;

Дебет 10 Кредит 71 – 445 руб. – на сумму закупленных запасных частей водителем;

Дебет 44 Кредит 10 – 445 руб. – списание замены запчасти старой на новую.

Товарный чек необходим для расшифровки сведений, указанных в кассовом чеке, в частности для указания конкретного перечня приобретенных товаров (например, степлер, ручки, бумага для принтера и др.). Запрещается указывать в товарных чеках вместо конкретных наименований товаров их общее название (например, канцтовары, хозтовары, продукты питания, книги и пр.).

В товарном чеке необходимо четкое указание номенклатуры, количества и стоимости приобретенных организацией товаров.

В случае отсутствия в товарном чеке подробной расшифровки приобретенных товаров представители организации должны составить акт, фиксирующий номенклатуру, количество приобретенных товаров и цели их приобретения.

Таким образом, кассовый чек фиксирует факт оплаты, а товарный чек является своеобразной накладной, отражающей получение подотчетным лицом оплаченных товаров. При отсутствии товарного чека акт, составленный представителями организации и удостоверяющий факт приобретения товарно-материальных ценностей за наличный расчет, будет выполнять функции товарного чека.

При покупке товаров у частных лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо правильно оформить торгово-закупочный акт, который является в данном случае первичным документом.

Данный акт должен содержать реквизиты, перечисленные в п. 13 Положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н: наименование документа, дату составления, наименование предприятия, от имени которого составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении), наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.

Если торгово-закупочный акт не содержит этих реквизитов и проверить достоверность расхода подотчетным лицом выданной ему суммы невозможно, данные средства должны включаться в совокупный налогооблагаемый доход подотчетного лица для обложения налогом на доходы физических лиц.

Следует подчеркнуть, что сделки, в которых подотчетное лицо выступает от своего имени, а прием денег за оказанные ему услуги или проданные товарно-материальные ценности оформлен чеками ККМ, не считаются сделками между юридическими лицами.

На практике встречаются случаи, когда работник организации закупает товар за счет своих собственных средств, а уже затем организация возмещает работнику потраченные на эти цели денежные средства. При этом налоговые органы в отдельных случаях рассматривают такую операцию как факт покупки организацией товара у физического лица и требуют включить выплаченные работнику средства в расчет налога на доходы физических лиц.

Во избежание подобных споров с налоговыми органами при приобретении товаров не для собственных нужд, а для организации работнику следует оформить покупку от имени организации. Подтверждением приобретения товара от имени и в интересах организации может быть как прямое указание на данную организацию в документах на оплату (корешках к приходному кассовому ордеру) и передачу товара (накладные подписаны по доверенности или непосредственно лицом, имеющим право подписи финансовых документов), так и указание на физическое лицо (фамилия, имя, отчество работника организации, директора), участвующее в сделке купли-продажи.

При этом после одобрения сделки у организации возникает задолженность по возмещению работнику произведенных им расходов. Выдача из кассы организации средств производится на основании авансового отчета с приложением к нему необходимых первичных документов, подтверждающих данную покупку.

В этом случае подобные операции могут отражаться следующими записями:

Дебет 10, 41 Кредит 60 - оприходованы приобретенные товарно-материальные ценности;

Дебет 19 Кредит 60 - отражена сумма НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям (для зачета НДС признается счет-фактура с выделением его отдельной строкой);

Дебет 60 Кредит 71 - отражена задолженность организации перед работником на основании авансового отчета;

Дебет 71 Кредит 50 - погашена задолженность перед физическим лицом по приобретенным товарно-материальным ценностям.

Возможен и другой вариант, когда работник может также заранее заключить договор о предоставлении организации возвратной ссуды на определенный срок в форме оплаты приобретаемых товаров.

В этом случае в бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие записи:

Дебет 71 Кредит 73 - отражена оплата физическим лицом товарно-материальных ценностей за организацию (момент предоставления ссуды);

Дебет 10, 41 Кредит 71 - оприходованы товарно-материальные ценности, приобретенные подотчетным лицом;

Дебет 19 Кредит 71 - отражена сумма НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям;

Дебет 73 Кредит 50 - работнику организации возмещены из кассы расходы по приобретению товарно-материальных ценностей.

Авансовый отчет в этом случае должен быть утвержден в общеустановленном порядке.

4. Служебные командировки по России и за рубеж


Служебная командировка – это поездка работника по распоряжению руководителя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 Трудового Кодекса, далее - ТК РФ).

Инструкция не указывает, что следует считать местом постоянной работы. На практике местом постоянной работы считается расположенное в определенном населенном пункте предприятие, либо отдельная его часть, участок, отделение, объект предприятия, работа в котором обусловлена трудовым договором. В тех случаях, когда филиалы, участки и другие подразделения, входящие в состав объединения, предприятия, учреждения, организации находятся в другой местности, местом постоянной работы работника считается то производственное объединение, работа в котором обусловлена трудовым договором.

Не признаются командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер (ст. 166 ТК РФ).

Рабочие и служащие обязаны выполнять распоряжение руководителя учреждения или вышестоящего органа о направлении в командировку. Отказ от такой поездки считается нарушением трудовой дисциплины. Уважительными причинами признаются, например, болезнь самого работника, члена его семьи, нуждающегося в уходе, обучение без отрыва от производства и др.

К договорам гражданско-правового характера относятся: договоры подряда, поручения, комиссии, перевозки, авторский и иной договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). В этом случае порядок и условия возмещения документально подтвержденных расходов, понесенных работником в ходе выполнения работы, может быть определен сторонами в тексте договора.

К таким расходам могут быть, например, отнесены расходы по проезду и найму жилья, приобретению материалов и другие.

Под служебной командировкой, совершаемой в установленном порядке, понимаются также поездки работника, которые связаны с:

покупкой материально-производственных запасов;

осуществлением работ капитального характера (выполнением функций заказчика и т.п.);

подготовкой и повышением квалификации работников;

участием в общих собраниях акционеров обществ, в которых организация имеет вклады (акции);

другими аналогичными нуждами.


4.1 Документальное оформление командировки


Направление работников в командировку должно быть оформлено первичными документами. Формы этих документов утверждены постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». К числу таких документов относятся:

– служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма Т-10а);

– приказ (распоряжения) о направлении работника в командировку (форма Т-9 или Т-9а);

- командировочное удостоверение (форма № Т-10).

Командировочное удостоверение может не выписываться, если работник должен возвратиться из командировки в место постоянной работы в тот же день, в который он был командирован.

При направлении работника в командировку в пределах РФ издание соответствующего приказа руководителя не является обязательным (достаточно одного лишь командировочного удостоверения). Направление в командировку лиц, работающих по гражданско-правовому договору лиц, приказом руководителя не оформляется. Этим лицам не выдается и командировочное удостоверение.

В случае командирования работника в страны дальнего зарубежья, включая прибалтийские государства – бывшие республики Советского Союза, оформлять командировочное удостоверение не требуется, но обязательно наличие загранпаспорта.


4.2 Сроки служебных командировок


Срок командировки работников определяется руководителями объединений, предприятий, учреждений, организаций, однако он не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути. Такой же срок установлен для командировок для проведения ревизий и проверок. Срок командировки работников в министерства, ведомства Российской Федерации и в другие органы государственного управления не может превышать 5 дней, не считая времени нахождения в пути. Продление срока командировки допускается в исключительных случаях не более чем на 5 дней с письменного разрешения руководителя органа управления, в который командированы работники.

Фактическое время пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из места командировки. Если работник командирован в разные населенные пункты, отметки о дне прибытия и дне выбытия делаются в каждом пункте.

Днем выезда в командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем приезда – день прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее – последующие сутки. Если станция, пристань, аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани, аэропорта. Аналогично определяется день приезда работника на место постоянной работы.


4.3 Возмещение расходов при служебных командировках и оплата суточных


Работники имеют право на возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Работодатель обязан возмещать (ст. 168 ТК РФ):

– расходы по проезду;

– расходы по найму жилого помещения,

– дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

– иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещаемых расходов определяются коллективным договором или приказом (распоряжением).

Расходы по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются командированному работнику в следующем размере:

а) стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси);

б) страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте;

в) оплату услуг по предварительной продаже проездных документов;

г) расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями.

При наличии нескольких видов транспорта, связывающих место постоянной работы и место командировки, администрация может предложить командированному работнику вид транспорта, которым ему надлежит воспользоваться. При отсутствии такого предложения работник самостоятельно решает вопрос о выборе транспорта.

Расходы по проживанию возмещаются командированному работнику в сумме фактически произведенных затрат. При этом стоимость дополнительных услуг, включаемых гостиницами в счет за проживание, в составе расходов на проживание не возмещаются, а подлежат оплате самим командированным за счет суточных. К таким дополнительным услугам, в частности, относятся:

- стоимость завтраков;

- услуги химчистки;

- пользование минибаром и т.п.

Кроме того, работнику возмещаются расходы по оплате бронирования места в гостинице.

Следует обратить внимание, что командированному сотруднику возмещаются все произведенные им и документально подтвержденные затраты на проживание в полном объеме.

Суточные выплачивается командированному работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и праздничные дни, а также дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути (п. 14 Инструкции № 62). При расчете суточных следует учитывать, что днем отъезда считается день отправления соответствующего транспортного средства (самолета, поезда и т.п.) из места постоянной работы командированного, а днем приезда – день прибытия указанного транспортного средства на место постоянной работы.

Размер суточных, как говорилось выше, достаточно оговорить в приказе, распоряжении руководителя или в коллективном договоре. Норма суточных утверждена Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 93 и равна 100 руб. в день.

При командировках в такую местность, откуда командированный работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные (надбавки взамен суточных) не выплачиваются. Командировка, расположенная недалеко от места работы и жительства работника может быть признана однодневной. Определение такой командировки производится руководителем в приказе на основании данных о дальности расстояния, условиях транспортного сообщения, характере выполняемого задания, а также необходимости создания для работника условий для отдыха. Командировка за пределы России также может быть однодневной, если работник, который выехал за границу, возвратился в Россию в тот же день.

Если командированный работник по окончании рабочего дня по своему желанию остается в месте командировки, то при предоставлении документов о найме жилого помещения расходы по найму ему возмещаются в размере расходов, установленных при найме жилого помещения для командировок на территории Российской Федерации.


4.4 Порядок выдачи и расходования авансов при командировках


Согласно пункту 19 Инструкции № 62 «О служебных командировках в пределах СССР», командированному работнику перед отъездом в командировку должен быть выдан аванс на оплату командировочных расходов (кроме случаев, указанных в п. 17 Инструкции).

Основанием для выдачи аванса является «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку». Его сумма рассчитывается исходя из:

– стоимости проезда к месту командировки и обратно;

– срока нахождения в командировке;

– предполагаемой суммы расходов на проживание и установленного размера суточных и других расходов.

При составлении сметы учитываются нормы командировочных расходов, установленные законодательно либо утвержденные локальным актом организации. Расчет суммы аванса или смета должны содержать все необходимые реквизиты (ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Аванс, как правило, выдается наличными из кассы предприятия. Выдача наличных денег под отчет производится только штатным работникам при условии полного отчета конкретного лица по ранее выданному любому авансу (на командировочные, хозяйственные и другие расходы). Передача выданных под отчет наличных денег одним работником другому запрещается.


4.5 Отчет работника о командировке


В течение трех дней после возвращения из командировки работник обязан представить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по ним.

К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение, оформленное в установленном порядке; документы о найме жилого помещения, документы, подтверждающие фактические расходы по проезду, включая плату за пользование постельными принадлежностями в поездах и другие документы, подтверждающие произведенные работником расходы (п. 19 Инструкции № 62, п. 11 Порядка ведения кассовых операций).

Для утверждения и списания израсходованных подотчетных сумм применяется авансовый отчет по унифицированной форме № АО-1.

Работник должен представить в качестве приложения к авансовому отчету служебное задание с заполненным и подписанным отчетом о его выполнении (форма № Т-10а, утвержденная постановлением Госкомстата от 6 апреля 2001 г. № 26). На оборотной стороне авансового отчета подотчетное лицо записывает перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (билеты на транспорт, счета на проживание, прочие документы, подтверждающие расходы во время командировки) и суммы расходов.

В бухгалтерии проверяются законность и целевое расходование средств, путем сопоставления данных авансовых отчетов и приложенных к ним документов на оплату услуг, погашение задолженности поставщикам, приобретение материально-производственных запасов, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность их оформления.

При проверке документов, прилагаемых к авансовому отчету, устанавливается наличие обязательных реквизитов документов, предусмотренных статьей 9.2 Закона о бухгалтерском учете. Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. Как правило, передача отчета на утверждение осуществляется в день получения отчета от подотчетного лица. Ознакомившись с содержанием отчета, руководитель предприятия принимает решение об утверждении величины произведенных расходов.

Если работник произвел расходы в валюте из наличных денежных средств, выданных ему в валюте, стоимость расходов пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату утверждения авансового отчета руководителем.

Таким образом, при учете задолженности подотчетного лица выданные суммы валюты учитываются по курсу ЦБ РФ на день выдачи, при отчете и возврате неиспользованных сумм по курсу на дату утверждения отчета.

Возникающие в бухгалтерском учете по операциям в иностранной валюте курсовые разницы отражаются в соответствии с пунктом 13 ПБУ 3/2000 как вне реализационные доходы или вне реализационные расходы, которые учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Курсовые разницы фиксируются на авансовом отчете.

Как удержать невозвращенные или неизрасходованные суммы

Удержание из зарплаты работника для погашения его задолженности работодателю может производиться для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой (ст. 137 ТК РФ).

Трудовое законодательство РФ ограничивает размер удержаний из зарплаты. Согласно статье 139 ТК РФ, при каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, – 50% заработной платы, причитающейся работнику. Удержания возможны только в том случае, если физическое лицо не оспаривает основания и размера удержания. Работодатель вправе принять решение об удержании из зарплаты работника не позднее одного месяца со дня окончания срока (от даты утверждения авансового отчета), установленного для возвращения аванса, погашения задолженности (ст. 137 ТК РФ). Для этого необходимо издать приказ (распоряжение) о производстве удержаний. В противном случае удержания возможны только в судебном порядке.

Если администрация не издала распоряжение об удержании из заработной платы работника, то данные суммы подлежат включению в совокупный доход, полученный данным физическим лицом (в отчетном периоде возникновения просроченной задолженности). Согласно ст. 210 НК РФ, при определении налоговой базы надо учесть все доходы налогоплательщика, которые он получил как в денежной, так и в натуральной форме. В последующем при предоставлении работником авансового отчета производится перерасчет причитающейся к уплате суммы налога на доходы.


4.6 Зарубежные командировки


Все большее распространение получают командировки в дальнее зарубежье. Это связано с расширением делового сотрудничества российских организаций и компаний с зарубежными партнерами, расширением рынка сбыта. Кроме того, все большее число российских фирм принимают участие в зарубежных выставках, научных конференциях.

Необходимым условием для оформления зарубежной командировки сотрудника является издание приказа о командировании, что следует из Положения о порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов (утвержденное ЦБ РФ 25 июня 1997 г. № 62).

Уполномоченные банки выдают организациям наличную валюту или дорожные чеки на командировочные расходы на основании заявки, оформленной на основании 2 приказов:

а) устанавливающий сотруднику размер суточных;

б) о направлении сотрудника в служебную зарубежную командировку с указанием фамилии, имени и отчества командируемого лица, предполагаемой даты выезда и возвращения из служебной командировки или планируемого срока командировки, страны командирования.

Если направление сотрудников в зарубежные командировки носит разовый характер, то всю необходимую информацию можно определить и в одном приказе. Размеры суточных в зависимости от страны, которыми можно руководствоваться, установлены Приказом Минфина России от 12 ноября 2001 г. № 92н «О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран». Можно установить приказом руководителя организации и более высокий размер суточных, при этом: превышение размера суточных над нормируемой величиной не включается в расходы при исчислении налога на прибыль, а также потребует включения суммы превышения в облагаемый НДФЛ доход работника.

В отличие от произвольной формы приказа на установление размера суточных, приказ на командирование сотрудников должен быть оформлен с применением унифицированной формы Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку» (или Т-9а), утвержденной постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. № 26.

Фактическое время пребывания в командировке должно быть подтверждено документально. Это необходимо для обоснования отсутствия работника на рабочем месте и для подтверждения правильности величины понесенных расходов, и для документального обоснования включения этих расходов в затраты. Причем, предусмотренное командировочное удостоверение для командировок в пределах России, при зарубежных командировках не оформляется.

Время фактического пребывания работника в загранкомандировке подтверждается отметками в загранпаспорте о пересечении Государственной границы РФ. Учитывая, что загранпаспорт является личным документом сотрудника, представляется целесообразным после возвращения из командировки приложить к авансовому отчету ксерокопию заграничного паспорта с отметками о датах пересечения границы на контрольно-пропускных пунктах РФ.

Но если сотрудник, направленный в командировку в страну – участник Таможенного союза, пересечение границы с которой производится свободно, то командировочное удостоверение необходимо оформлять, так как оно будет основным документом, подтверждающим факт нахождения работника в той или иной местности с посещением организации, в которую он был командирован.

Расходы, возмещаемые при зарубежных командировках (согласно ст. 168 ТК РФ) те же, что и при командировках по России.

В связи с отменой с 2003 года Минтрудом РФ ранее применяющихся Правил об условиях труда советских работников за границей, ТК РФ становится основным нормативным актом, регулирующим отношения работника и работодателя при направлении в служебные командировки. Минимальный размер суточных командируемому работнику (100 руб.) установлен Приказом № 92н, а нормы на оплату жилого помещения – Приказом Минфина России от 4 марта 2002 г. № 15н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран».

Также в настоящее время продолжает применяться совместное письмо Минтруда России и Минфина России от 17 мая 1996 г. № 1037-ИХ, согласно которому работникам, направленным в краткосрочные зарубежные командировки, со дня пересечения государственной границы при выезде из России суточные выплачиваются в иностранной валюте, а со дня пересечения границы при въезде в РФ – по правилам, установленным для командировок на территории РФ.

При направлении работника в командировку в две или более страны со дня выбытия из одной страны в другую (определяется по отметкам в паспорте) суточные выплачиваются в полном объеме в валюте по нормам страны, в которую направляется работник. Работникам, выехавшим в командировки за границу и возвратившимся из-за границы в Россию в тот же день, суточные в иностранной валюте выплачиваются в размере 50 процентов от нормы.

В тех случаях, когда работники, направленные в краткосрочную командировку за границу, в период командировки обеспечиваются иностранной валютой на личные расходы за счет принимающей стороны, направляющая сторона выплату суточных не производит. Если принимающая сторона не выплачивает указанным лицам иностранную валюту на личные расходы, но предоставляет им за свой счет питание, направляющая сторона выплачивает им суточные в 30% нормы (п. 3 постановления Совмина – Правительства РФ от 1 декабря 1993 г. № 1261 «О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств»).

В случае пребывания работника в краткосрочной зарубежной командировке более 60 дней выплата суточных начиная с 61-го дня производится в размерах, установленных для работников загранучреждений РФ при командировках в пределах государства, где находится загранучреждение (п. 5 постановления № 1261).

При направлении работника в служебную командировку работодатель может в приказе на командирование определить, каким видом транспорта надлежит пользоваться работнику, а также по тарифу какого класса будет ему оплачен проезд. Помимо расходов, на проезд командированному также возмещаются документально подтвержденные расходы по уплате консульских, аэродромных сборов, сборов за право въезда, прохода, транзита и иные аналогичные платежи и сборы.

Расходы по проезду работника к месту командирования и обратно принимаются в бухгалтерском учете, и в целях налогообложения в размере фактически произведенных и документально подтвержденных затрат. При непредставлении (утрате) подтверждающих документов работодатель может принять решение о возмещении таких расходов по заявлению работника, с отнесением указанной суммы в бухгалтерском учете в состав расходов по обычным видам деятельности или в состав прочих расходов в зависимости от целей командировки. В целях налогообложения расходы, не подтвержденные документально, не уменьшают базу по налогу на прибыль и не подлежат включения в доход, облагаемый НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ).


4.7 Отчеты о служебной загранкомандировке


После возвращения из командировки работник должен представить отчеты:

- о выполнении задания на командировку по форме № Т-10а;

- авансовый отчет по форме № АО-1.

Согласно Положению № 62 в 10-дневный срок после возвращения из командировки работник должен сдать в бухгалтерию отчет и рассчитаться с организацией за выданную ему под отчет иностранную валюту. Если предприятие получило иностранную валюту на командировочные расходы в банке, то оно должно предоставлять в этот банк отчет об использовании выданной на эти цели иностранной валюты. Отчет Т-10а должен быть подписан руководителем, в нем отражаются цели и результаты командировки, к нему прилагаются протоколы о намерениях или предварительные договоры, образцы рекламной продукции, прейскуранты, проспекты и другие документы, так или иначе подтверждающие выполнение целей служебной командировки. В бухгалтерском учете по авансовому отчету делаются проводки:

Дебет 44 Кредит 71-2 (71-1) – по списанию расходов на командировку. В зависимости от характера произведенных расходов, соответствующих заданию на командировку, счет 71 может кредитоваться и с другими счетами.

Расчеты с подотчетным лицом

По авансовому отчету у командировочного сотрудника может быть либо перерасход (он сдается в кассу), либо остаток средств в иностранной валюте. Предприятие обязано вернуть неизрасходованный остаток в банк в течение 10 рабочих дней с момента возвращения командируемым лицом в кассу. Если сумма перерасхода в иностранной валюте превышает эквивалент 10 000 $ США по курсу ЦБ РФ на дату погашения указанной суммы, уполномоченный банк направляет извещение в Минфин РФ (Положение, утвержденное ЦБ РФ 20.08.02 № 193-П).

Задолженность командированного лица перед организацией может быть погашена путем внесения в кассу организации эквивалентной суммы задолженности в рублях по курсу Центробанка., она также сдается в банк.

У командированного сотрудника может возникнуть перерасход наличной иностранной валюты по авансовому отчету. Такая ситуация бывает, когда он расходует во время командировки собственные валютные средства, приобретенные от своего имени и за свой счет. В этом случае для погашения перерасхода банк запрашивает авансовый отчет командируемого лица и документы, подтверждающие его расходы за пределами РФ. Организация может погашать задолженность разными способами: в наличной или безналичной форме, в рублях или иностранной валюте. Если организация не предъявила по требованию уполномоченного банка авансовый отчет и подтверждающие документы, банк имеет право отказать в выдаче суммы задолженности в наличной иностранной валюте или в переводе на валютный счет командируемого лица.

Выводы


Как правило, в организациях деньги под отчет выдаются достаточно часто и разным работникам. Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны.

При возникновении производственной необходимости в командировках, безналичный расчет не является быстрым для осуществления таких целей (тем более при срочной командировке), гостиницы не работают перечислением, также как оплата постельного белья, дополнительные расходы (кроме как покупки билетов, но это трудоемкий процесс) оплачиваются за наличные деньги

Рассмотрены такие вопросы как: понятие подотчетных сумм, порядок получения денег под отчет при закупе товаров, при направлении подотчетных лиц в служебные зарубежные командировки и командировки по России, документальное оформление соответствующих операций, отражение расчетов с подотчетными лицами в бухгалтерском учете.

Все вышеперечисленное подчеркивает значимость выбранной темы в условиях современного функционирования для организации.

Практическое задание


Составить баланс на 01 января 2009 года

Записать все операции в журнал регистрации хозяйственных операций, составить бухгалтерские проводки, определить недостающие суммы

Открыть синтетические счета, произвести в них все необходимые записи

Открыть аналитические счета к счету 10 "Материалы", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами"

Составить оборотные ведомости по аналитическим счетам

Составить оборотно- сальдовую ведомость за январь месяц, сальдовой баланс на 01 февраля 2009г.


Исходные данные Таблица 1

Расчетный счет 32300
Расчеты с подотчетными лицами 450
Уставный капитал 34500
Касса 500
Основные средства 8740
Задолженность по социальному страхованию 3490
Материалы 6600
Расчеты с поставщиками 6200
Краткосрочные кредиты банка 4400
Остаток незавершенного производства 2000
Задолженность перед персоналом по оплате труда 2000

Ведомость остатков по счету "Материалы" Таблица 2

№ п/п Наименование материала Ед. измерения количество Цена, руб. Сумма, руб.
1 Плитка Коробка 11 20 2640
2 Краска Банка 12 80 960
3 Обои Рулон 10 222 2220
4 Цемент Мешок 10 78 780

Ведомость остатков по счету "Расчеты с подотчетными лицами" Таблица 3

№ п/п Ф.И.О. подотчетного лица Сумма, руб.
1 Иванов С.С. - директор 150
2 Сидорчук П.Б. – мастер цеха 50
3 Малышев Л.Д. - рабочий 250

Журнал регистрации хозяйственных операций за январь 2009 года. Таблица 4

№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма Дебет Кредит
1 2 3 4 5
1

Начислена заработная плата:

Работникам основного производства

Заводоуправлению


2000

5200


20

26


70

70

2 Начислен единый социальный налог (26%)

1480

1352

20

26

69

69

1 2 3 4 5
3

Поступили материалы от поставщиков

Плитка (5 коробок по 235 рублей, в т.ч НДС)


Краска (7 банок по 70 рублей, в т.ч. НДС)


Шпаклевка (3 упаков. по 85 рублей, в т.ч. НДС)



995,76

179,24

415,25

74,75

215,10

38,9


10

19

10

19

10

19


60

60

60

60

60

60

4 Удержан налог на доходы физических лиц (13%) 936 70 68
5 Получены деньги в кассу на выплату заработной платы текущего месяца

6264


50


51

6 Выдана заработная плата 6264 70 50
7

Отпущены материалы

Для ремонта заводоуправления:

Краска 2 банки

Плитка 1 коробка


144,7

227,2


26

26


10

10

8 Перечислена задолженность перед бюджетом по социальному страхованию 2540 69 51
9 Получены деньги на командировочные расходы 1000 50 51
10 Выдано в подотчет на командировочные расходы директору 1000 71 50
11 Представлен авансовый отчет по командировочным расходам 850 26 71
12 Возвращен неиспользованный аванс мастером цеха 50 50 71
13 Поступила выручка на расчетный счет 12000 51 62
14 Оплачено поставщикам за полученные материалы 6200 60 51
1 2 3 4 5
15

Оплачена и отнесена на затраты арендная плата:

Аренда цехов (3000, в т.ч. НДС)


Аренда здания заводоуправления (1200, в т.ч. НДС)

2542,3

457,7

1016,9

183,1

25

19

26

19

60

60

60

60

16

Возвращены неиспользованные материалы

Краска 1 банка

72,3 102 26
17 Списаны на производство расходы (общепроизводственные, общехозяйственные)

2542,3

8718,5

20

20

25

26

18 Выпущена из производства готовая продукция, остаток незавершенного производства на конец месяца составил 4350 рублей 12390,9 43 20
19 Принят НДС к возмещению из бюджета 933,5 682 19
20 Реализована готовая продукция с наценкой 23%

15241,0

12390,9

2324,9

62

902

903

901

43

68

21 Определен результат от реализации 525,2 909 99

01 "Основные средства"
10 "Материалы"


8740

6600


-----

3)1627,11 7)371,99


----- -----
16)72,38



8740

1699,49 371,99





С-до 7927,5











20 "Основное производство"
25 “Общепроизводственные расходы”


1)2000 18)12390,93
15)2542,37 17)2542,37


2)1480






17)2542,37






8718,56

2542,37 2542,37


14740,93 12390,93
С-до 0



С-до 4350














26 "Общехозяйственные расчеты "
19 "НДС по приобретенным ценностям"


1)5200 16)72,38
3)292,89 19)933,57


2)1352 17)8718,56
15)640,68



7)371,99

933,57 933,57


11)850


С-до --


15)1016,95






8790,94 8790,94





С-до 0














43 "Готовая продукция
50 "Касса"


18)12390,93 20)12390,93
С-до 500






5)6264 6)6264





9)1000 10)1000





12)50 7264





7314



12390,930 12390,93
С-до 550



С-до 0













51 "Расчетный счет"
601 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

С-до 32300

С-до 6200


12)12000 8)2540
14)6200 3)1920


9)1000

15)4200


14)6200
6200 6120


5)6264

С-до 6120


12000 16004





С-до 28296














621 "Расчеты с покупателями"
66 "Краткосрочные кредиты банка"

20)15241 13)12000
С-до 4400


15241 12000





С-до 3241

-- --





С-до 4400










681 НДФЛ
682 "НДС"




4)936
19)933,57 20)2324,90











936
933,57 2324,90



С-до 936

С-до 1391,33










69 ЕСН

70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"



С-до 3490

С-до 2000


8)2540 2)2832
4)936 1)7200


2540 2832
6)6264




С-до 3782
7200 7200






С-до 2000


















71 "Расчеты с подотчетными лицами"
80 "Уставный капитал"


С-до 450

С-до 34500


10)1000 11)850






12)50





1000 900

С-до 34500


С-до 550








901 "Выручка"






20)15241














15241






С-до 15241


902 "Себестоимость"
903 "НДС


20)12390,93

20)2324,90



12390,93

2324,90



С-до12390,93

С-до 2324,90











909"Прибыли убыток от прод."
99"Прибыли убыток"


21)525,17

21)525,17








525,17


525,17


С-до 525,17


С-до 525,17


71 Иванов
71 Сидорчук

С-до 150
С-до 50



10)1000 11)850

12)50


1000 850





С-до 300

С-до 0











71 Малышев
10 плитка

С-до 250
С-до 2640






3)995,76 7)227,23





995,76 227,23


С-до 250

С-до 3408,53



0 краска
10 обои



С-до 960

С-до 2220



3)415,25 7)144,76





16)72,38






487,63 144,76
С-до 2220



С-до 1302,87







10 шпаклевка
10 цемент



С-до -

С-до 780



3)216,10














216,10

С-до 780



С-до 216,10















Оборотная ведомость по счетам аналитического учета к счету 71

"Расчеты с подотчетными лицами" Таблица 5

№ п/п Ф.И.О. Сальдо на 01.01.09 Обороты за январь Сальдо на 01.02.09


Дт Кт Дт Кт Дт Кт
1 Иванов С.С. 150 - 1000 850 300 -
2 Сидорчук П.Б. 50 - - 50 - -
3 МалышевЛ.Д. 250 - - - 250 -

Итого: 450 - 1000 900 550 -

Оборотная ведомость по счетам аналитического учета к счету 10

"Материалы" Таблица 6

№ п/п Наименование Сальдо на 01.01.09 Обороты за январь Сальдо на 01.02.09


Дт Кт Дт Кт Дт Кт
1 плитка 2640 - 995,76 227,23 3408,53 -
2 краска 960 - 487,63 144,76 1302,87 -
3 обои 2200 - - - 2220 -
4 цемент 780 - - - 780 -
5 шпаклевка - - 216,10 - 216,10 -

Итого: 6600 - 1699,49 371,99 7927,50 -

Оборотная-сальдовая ведомость за январь 2009 г. Таблица 7

Наименование

счета

Сальдо на 01.01.09 Обороты за январь Сальдо на 01.02.09

Дт Кт Дт Кт Дт Кт
1 2 3 4 5 6 7
01 Основные средства 8740 - - - 8740 -
10 Материалы 6600 - 1699,49 371,99 7927,5
20 Основное производство 2000
14740,9 12390,9 4350
25Общепроизводственные расходы - - 2542,4 2542,4 - -
26Общехозяйственные расходы - - 8790,9 8790,9 - -
1 2 3 4 5 6 7
19НДС приобретенных ценностей - - 933,57 933,57 - -
43 Готовая продукция - - 12390,9 12390,9 - -
50 Касса 500
7314 7264 550
51 Расчетный счет 32300
12000 16004 28296
60 Расчеты с поставщиками
6200 6200 6120
6120
62 Расчеты с покупателями

15241 12000 3241
66 Краткосрочные кредиты
4400 - -
4400
68 1 НДФЛ

- 936
936
68 2 НДС

933,57 2324,9
1391,3
69 ЕСН
3490 2540 2832
3782
70 Расчеты с персоналом по оплате
2000 7200 7200
2000
71 Расчеты с подотчетными лицами 450
1000 900 550
80 Уставный капитал
34500 - -
34500
90 1 Выручка


15241
15241
90 2 Себестоимость

12390,9
12390,9
90 3 НДС

2324,9
2324,9
90 9 Прибыль/убытки от прод.

525,17
525,17
99Прибыли убытки


525,17
525,17
итого 50590 50590 108767,8 108767,8 68895,5 68895,5

Бухгалтерский баланс на 01 января 2009 года Таблица 8

Актив Код по- На начало отчетного На конец отчетного

казателя периода периода
1 2 3 4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




Нематериальные активы 110 8740 8740
Основные средства 120

Незавершенное строительство 130

Доходные вложения в материальные ценности 135

Долгосрочные финансовые вложения 140

Отложенные налоговые активы 145

Прочие внеоборотные активы 150


151

Итого по разделу I 190 8740 8740

. II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




Запасы • 210 8600 12278
в том числе:


сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 6600 7928
животные на выращивании и откорме 212

затраты в незавершенном производстве 213 2000 4350
готовая продукция и товары для перепродажи 214

товар'ы отгруженные 215

расходы будущих периодов 216

прочие запасы и затраты 217


218

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 230 450 3790
месяцев после отчетной даты)


в том числе покупатели и заказчики 231
3241
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев 240

после отчетной даты)


в том числе покупатели и заказчики 241

Краткосрочные финансовые вложения 250

Денежные средства 260 32800 28846
Прочие оборотные активы 270

1 2 3 4

Итого подразделу II

290 41850 44914

БАЛАНС

300 50590 53654

Пассив Код показателя На начало отчетного периода На конец отчетного периода
1 2 3 4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

410 34500 34500
Собственные акции, выкупленные у акционеров 411 () ()
Добавочный капитал 420

Резервный капитал 430

в том числе:

резервы, образованные в соответствии с законодательством

431

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами 432


433

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470

Итого по разделу III 490 34500 35025

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

510

Отложенные налоговые обязательства 515

Прочие долгосрочные обязательства 520


521

Итого по разделу IV 590

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

610

4400


4400

Кредиторская задолженность 620 11690 14229

в том числе:

поставщики и подрядчики

621 6200 6120
задолженность перед персоналом организации 622 2000 2000
задолженность перед государственными внебюджетными фондами 623 3490 3782
задолженность по налогам и сборам 624
2327
прочие кредиторы 625

Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов 630

Доходы будущих периодов 640

Резервы предстоящих расходов 650

Прочие краткосрочные обязательства 660


661

Итого по разделу V 690 16090 18629

1

2 3 4

БАЛАНС

700

СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах




Арендованные основные средства 910

в том числе по лизингу 911

Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 920

Товары, принятые на комиссию 930

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов 940

Обеспечения обязательств и платежей полученные 950

Обеспечения обязательств и платежей выданные 960

Износ жилищного фонда 970

Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов 980


Литература


Гражданский кодекс РФ. – Ч. 1, 2.

Налоговый кодекс РФ. – Ч. 1, 2. – М.: Проспект, 2000.

Трудовой кодекс РФ. – М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2002.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций: Приказ Министерства финансов России

№ 94н от 31.10. 2000.

О бухгалтерском учете: Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.96.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ МФ РФ № 33н от 06.05.1999.

Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты: Постановление Госкомстата РФ от 06.04.2001 № 26.

О порядке исчисления среднего заработка в 2000-2001 годах: По- становление Минтруда РФ от 17.05.2000 № 38.

О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств: Постановления Совмина – Правительства РФ от 1 декабря 1993 г. № 1261

10. О служебных командировках в пределах СССР: Инструкция Мин-

фина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС № 62 от 07.04.1988.

11. Бабаева Ю.А. Бухгалтерский учет. – М.: «Юнити», 2002.

12. Бакаев А.С. Комментарии к новому плану счетов бухгалтерского

учета. - М.: «ИПБ-БИНФА», 2001.

13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: - Инф-

ра – М, 2002.

14. Крутякова Т.Л. Командировки по России и за рубеж. - М.: «АКДИ

Экономика и жизнь», 2001.

15. Абрамова Н.В., Сумкин А.С. Как избежать ошибок при расчетах с подотчетными лицами // Главбух № 4, 2003.

Рефетека ру refoteka@gmail.com