Рефетека.ру / Бухгалтерский учет и аудит

Контрольная работа: Бухгалтерский учет уставного капитала и расчётов с учредителями

Содержание


Введение

1. Учредители и уставный капитал

2. Учредительные документы

3. Первичный учет

4. Аналитический учет

5. Синтетический учет

5.1 Счет 75 «Учет расчетов с учредителями»

5.2 Счет 80 «Уставный капитал»

6. Налоговый учет

Заключение

Список использованной литературы


Введение


В современной российской экономике капитал предприятия выступает как важнейшая экономическая категория и является одним из сравнительно новых объектов бухгалтерского учета. Основу собственного капитала предприятия составляет уставный капитал, зафиксированный в его уставных учредительных документах. Он является необходимым условием образования и функционирования любого юридического лица. Не меньшее значение для успешного развития действующего предприятия имеет наличие в составе его собственных источников средств таких составных частей капитала, как добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы, средства которых размещаются в конкретном имуществе, составляющем внеоборотные и оборотные активы. Величина этих структурных частей капитала свидетельствует о том, насколько активы предприятия увеличились благодаря приросту собственных источников средств.

Таким образом, актуальной становится проблема учета и формирования уставного капитала и организации расчетов с учредителями.

Уставный капитал представляет собой сумму вкладов участников, выделяемую для обеспечения уставной деятельности общества. Это важный показатель деятельности предприятия, т. к. показывает, что у предприятия есть соответствующие гарантии. Это очень важно для кредиторов, дающих инвестиции, а также для партнеров, работников и других участников деятельности общества. В настоящее время многие крупнейшие фирмы мира публикуют свою финансовую отчетность в печати, в информационных технологиях, в Интернете. Движение уставного капитала отличается своей слабой маневренностью и редким изменением, поэтому и учет уставного капитала не очень объемный, но, несмотря на это, учет очень важен, т. к. с учета уставного капитала и расчетов с учредителями начинается работа предприятия.

Целью данной курсовой работы является расчеты с учредителями и порядок их учета в бухгалтерском учете, а также учет капитала и резервов на предприятии. Рассмотрим понятие экономическая сущность капитала организации, принципы его формирования, порядок организации учета расчетов с учредителями.

Таким образом, задачей курсовой работы является рассмотреть современное состояние бухгалтерского учета расчетов с учредителями, проанализировать порядок их учета, рассмотреть уставную деятельность предприятий, сделать соответствующие выводы.

При написании работы были использованы нормативно-правовые документы, учебные пособия по бухгалтерскому учету.


1. Учредители и уставный капитал


Учредитель – юридическое или физическое лицо, создавшее организацию. В большинстве случаев учредителями не могут являться лица, не обладающие дееспособностью или правоспособностью (например, не достигшие совершеннолетнего возраста, страдающие психическими заболеваниями и т.п.).

Учредители – организаторы дела, основатели фирмы, общества; физические и (или) юридические лица, создающие новую организацию, акционерное общество по собственной инициативе и привлекающие к участию в нем вкладчиков капитала. Учредители могут и сами вносить свой капитал в создаваемое общество. Учредители разрабатывают документы, необходимые для регистрации и деятельности создаваемой компании, ассоциации, акционерного общества, осуществляют необходимую подготовительную работу.

«Учредитель» не является синонимом термина «акционер». Состав учредителей не меняется, поскольку учредитель существует лишь в момент учреждения, далее он перестаёт быть учредителем и становится либо участником, либо акционером. Сведения об учредителях юридического лица содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Единственный учредитель создаёт юридическое лицо своим решением в письменной форме, два и более учредителей заключают учредительный договор, в котором помимо самого решения о создании также определяется статус участников. В качестве вклада в уставный капитал учредители могут внести:

денежные средства

имущество (основные средства, нематериальные активы, ценные бумаги и т.д.)

Учредительские акции – акции, распределяемые среди учредителей акционерных компаний и дающие им некоторые преимущественные права в сравнении с другими акционерами. Например, учредительские акции дают право на дополнительные голоса на общих собраниях акционеров, на первоочередное получение акций при дополнительном их выпуске, на получение части учредительской прибыли.

Права участников общества:

участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном настоящим законом и учредительными документами общества;

получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его учредительными документами порядке;

принимать участие в распределении прибыли;

продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества в порядке, предусмотренном настоящим законом и уставом общества;

в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников;

получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с Кредиторами, или его стоимость.

Обязанности участников общества:

вносить вклады в порядке, в размерах, в составе и в сроки, которые предусмотрены настоящим законом и учредительными документами общества;

не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.

Помимо обязанностей, предусмотренных настоящим законом, устав общества может предусматривать иные обязанности (дополнительные обязанности) участника (участников) общества. Указанные обязанности могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или возложены на всех участников общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

Участник общества вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале. Доля участника общества может быть отчуждена до полной ее оплаты только в размере оплаченной ее части. Преимущественное право покупки доли по цене предложения третьему лицу пропорционально размерам своих долей имеют участники общества.

Причиной перехода доли участника в уставном капитале в собственность общества может служить выход его из состава учредителей.

Уставный капитал – зафиксированный в уставе акционерного общества его исходный, начальный капитал в денежном измерении, образуемый за счет выручки от продажи акций, частных вложений учредителей, государственных вложений. Взнос в уставный капитал может осуществляться не только в виде денежных средств, но и в имущественной форме, в виде строений, земли, а также объектов интеллектуальной собственности: патентов, лицензий, проектов. Уставный капитал создает материально-вещественную, денежную, научно-техническую, информационную основу деятельности созданной организации.

Уставный капитал отражается в пассиве баланса. Уставный капитал хозяйствующего субъекта определяет размер имущества, которым организация отвечает перед своими кредиторами. Законодательство Российской Федерации устанавливает минимальный размер уставного капитала организации, который различается в зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта.

После принятия решения о создании организации учредители должны определить размер уставного капитала. Уставный капитал является в известном смысле визитной карточкой организации, его размер сказывается на ее имидже и инвестиционной привлекательности.

Уставный капитал – минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов.

Размер уставного капитала устанавливается собранием учредителей и фиксируется в Уставе организации.

Уставный капитал формируется в соответствии с федеральными законами РФ.

Для расчета минимального уставного капитала применяется МРОТ.

Для исчисления величины минимального размера уставного капитала (фонда):

для общества с ограниченной ответственностью составляет 100 МРОТ (= 10 тыс. руб.)

для закрытого акционерного общества составляет 100 МРОТ (= 10 тыс. руб.)

для открытого акционерного общества составляет 1000 МРОТ (= 100 тыс. руб.)

для народного предприятия составляет 1000 МРОТ (= 100 тыс. руб.)

для уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ (= 500 тыс. руб.)

Вкладом в уставный капитал могут быть денежные средства, ценные бумаги, различные материальные ценности или имущественные права, имеющие денежную оценку. Для государственной регистрации должно быть оплачено не менее половины уставного капитала.

Если размер имущественного вклада составляет более 200 МРОТ, то необходимо заключение независимого оценщика о стоимости передаваемого имущества. В остальных случаях имущество оценивается по договорной стоимости.

Учредители не имеют права изменить вид передаваемого имущества, его стоимость или порядок передачи без изменения учредительных документов. При выходе из общества участнику (учредителю) возмещается его доля в уставном капитале, не позже чем после 6 месяцев после окончания финансового года.

Уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами (номинальная стоимость всех обыкновенных акций должна быть одинаковой), в акционерном обществе (далее – АО) или из номинальной стоимости долей участников ООО.

АО признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО может быть открытым или закрытым, что отражено в уставе общества и фирменном наименовании организации. Общество вправе размещать обыкновенные, а также привилегированные акции одного или нескольких типов. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала АО. Все акции АО являются именными.

Уставом общества должны быть определены количество и номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции), а также могут быть определены количество и номинальная стоимость акций, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции). Учредители ОАО вправе после учреждения общества объявить подписку на акции общества среди ограниченного (закрытая подписка) или неограниченного (открытая подписка) круга лиц. Согласно ст. 7 Закона 208-ФЗ ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. К моменту регистрации общества уставный капитал должен быть оплачен не менее чем на 50% от общей суммы заявленного уставного капитала. Оставшаяся часть должна быть внесена в течение года с момента регистрации организации. В соответствии со ст. 34 Закона 208-ФЗ оплату акций разрешено производить денежными средствами, ценными бумагами, имуществом либо имущественными правами.

Статьей 15 Федерального закона 14-ФЗ определено, что вкладом в уставный капитал ООО могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, а также иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал, вносимый участниками, утверждается решением общего собрания, принимаемым всеми участниками единогласно. Если утвержденная участниками оценка превышает 200 МРОТ, то она должна быть подтверждена независимым оценщиком. В случае внесения в уставный капитал ООО вкладов в виде имущества участники общества и независимый оценщик при недостаточности имущества несут в течение трех лет субсидиарную ответственность по обязательствам общества в размере завышения стоимости неденежных вкладов.

Прекращение деятельностью Общества происходит путем его добровольной реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) или ликвидации по решению собрания участников.

Общество считается реорганизованным или ликвидированным с момента его исключения из единого реестра государственной регистрации.

Выплата дивидендов – части нераспределенной прибыли, подлежащей распределению – осуществляется по решению собрания акционеров (участников).
Различают авансовые дивиденды (ежеквартальные, полугодовые) и окончательные дивиденды (рассчитанные по итогам года).
К данной группе расчетов относятся операции:

По вкладам в уставный капитал организации

По выплате доходов и дивидендов учредителям
Суммы дивидендов подлежат обложению Налогом на доходы физических лиц.

2. Учредительные документы


Учредительные документы – документы, определяющие индивидуальные особенности статуса конкретного юридического лица в рамках действующего законодательства.

С точки зрения законодательства РФ, а именно ст. 52 Гражданского Кодекса РФ, Устав представляет собой учредительный документ, то есть документ, на основании которого действует юридическое лицо. Устав предприятия – зарегистрированный и утвержденный в установленном законом порядке документ, свод положений, правил деятельности юридического лица, определяющий его структуру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами и государственными органами, права и обязанности. Уставы имеются у большинства международных организаций в качестве основных актов, определяющих задачи, принципы образования и деятельности данной организации. Устав общества должен содержать:

полное и сокращенное фирменное наименование общества;

сведения о месте нахождения общества;

сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

сведения о размере уставного капитала общества;

сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;

права и обязанности участников общества;

сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;

сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;

сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

иные сведения, предусмотренные настоящим законом.

Устав утверждается его учредителями (участниками), в отличие от учредительного договора, который учредителями заключается

При этом для юридических лиц, созданных одним учредителем, Устав является единственным учредительным документом.

Как и в любом другом учредительном документе в Уставе должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида

Несмотря на то, что действующее законодательство РФ не содержит прямого разъяснения понятия «учредительного документа» его содержание раскрывается ст. 52 Гражданского Кодекса РФ. Так, исходя из п. 1 ст. 52 можно сделать вывод что учредительные документы – это документы на основании которых действует юридическое лицо. В зависимости от организационно-правовой формы меняется и состав учредительных документов для данных юридических лиц.

Так, например:

1. До 01.07.09 Учредительными документами являются учредительный договор и устав для:

• общества с ограниченной ответственностью;

• общества с дополнительной ответственностью.

2. Учредительным документом является только учредительный договор для:

• полного товарищества;

• объединения юридических лиц.

3. Учредительным документом является только устав для:

• акционерного общества (как закрытого, так и открытого);

• производственного кооператива;

• унитарного предприятия;

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

Следует обратить особое внимание, что юридическую силу учредительные документы приобретают для третьих лиц только с момент их государственной регистрации, либо с момента уведомления регистрирующего органа о внесенных в них изменениях.

Учредительный договор – договор, заключаемый между учредителями юридического лица при его создании.

В Учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

В силу толкования ст. 52 ГК РФ, Учредительные договоры по своему статусу относятся к «учредительным документам», что косвенно подтверждается ст. 70, 83 ГК РФ, а также прямо указано в ст. 89, 122 ГК РФ.

В связи с этим в соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ Учредительные договоры должны соответствовать следующим требованиям:

«В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным».

Не следует путать Учредительный договор с:

договором о создании – который заключают акционеры в акционерных обществах;

договором об учреждении – который, начиная с 01.07.2009, будет заключаться учредителями в ООО и заменит собой учредительный договор


Учредительный договор заключается учредителями, а устав утверждается учредителями (участниками). Если юридическое лицо создается одним учредителем, оно действует на основе утвержденного этим учредителем устава. В виде исключения некоммерческие организации в предусмотренных законом случаях могут действовать на основе общего положения об организациях данного вида (например, средние специальные учебные заведения).

Гражданский Кодекс устанавливает единый для всех юридических лиц набор данных, которые необходимо включать в учредительные документы и которые должны анализироваться в ходе аудиторской проверки. Эти данные конкретизируются, детализируются и дополняются другими статьями ГК, а также специальными законами, посвященными отдельным видам юридических лиц.

Независимо от вида юридического лица в учредительных документах нужно указать его наименование и место его нахождения, а также порядок управления им. Аудиторская проверка учредительных документов и расчетов с учредителями вызвана необходимостью анализа предмета и целей деятельности юридического лица, которая предусмотрена законодательством. Например, аудит учредительных документов необходим, если учредители (участники) захотят ограничить правоспособность юридического лица или изменить предмет и цели деятельности организации.

Согласно п. 2 ст. 52 Гражданского Кодекса РФ в учредительных документах юридического лица в обязательном порядке должны определяться:

- наименование юридического лица;

- место нахождения юридического лица;

- порядок управления деятельностью юридического лица;

- а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида;

- предмет и цели деятельности юридического лица (действует в отношении некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций)

Отдельно оговаривается, что в именно в учредительном договоре учредители:

- обязуются создать юридическое лицо;

- определяют порядок совместной деятельности по созданию юридического лица;

- определяют условия передачи юридическому лицу своего имущества и участия в его деятельности;

- определяют условия, и порядок распределения между участниками прибыли и убытков;

- определяют условия и порядок управления деятельностью юридического лица;

- определяют условия и порядок выхода учредителей (участников) из состава юридического лица.

3. Первичный учет


Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется автоматизированным способом с использованием персональных компьютеров, по журнально-ордерной форме, путем двойной записи на взаимоувязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Все хозяйственные операции оформляются оправдательными документами в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Отражение в бухгалтерском учете:

создания организации, а также задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал осуществляется на основании учредительных документов;

поступления взносов от учредителей в виде денежных средств, а также выплаты доходов учредителям – на основании приходно-кассового ордера или выписки банка;

поступления основных средств, материалов, товаров и др. – на основании акта приема-передачи;

начисления дохода учредителей не состоящим в штате – на основании протокола собрания учредителей;

начисление налога на доходы от участия в организации – на основании расчета.


4. Аналитический учет


Аналитический учет ведут по счёту 75 «Расчёты с учредителями» (счёт активно-пассивный).

Счет 75 «Расчеты с учредителями» предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с учредителями организации: по вкладам в уставный капитал организации, по выплате доходов (дивидендов) и др.

К счету 75 «Расчеты с учредителями» открыты субсчета:

75/1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал»,

75/2 «Расчеты по выплате доходов» и др.

Аналитический учет по счету 75 «Расчеты с учредителями» ведется по каждому учредителю (участнику), кроме учета расчетов с акционерами – собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах.
Учет расчетов с учредителями (участниками) в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 75 «Расчеты с учредителями» обособленно.


5. Синтетический учет


Дебетовый оборот характеризует возникновение задолженности участников перед обществом по вкладам в уставный капитал. Кредитовый оборот представляет сумму погашенной Кредиторской задолженности, равную стоимости вкладов, фактически внесенных участниками.

При журнально-ордерной форме синтетический учёт по этому счёту ведётся в журнале-ордере №8, аналитический в ведомости №7.

Выплата доходов работникам организации, входящих в число его учредителей, учитывается на счёте 70 «Расчёты по оплате труда». [6, с. 269]

Если для выплаты доходов участникам прибыли окажется недостаточно или она вообще будет отсутствовать, то при наличии обязательств, предусмотренных законодательством или учредительными документами, указанные выплаты производятся за счёт резервного фонда. При начислении составляется проводка:

Д-т сч. 82 «Резервный фонд»

К-т сч. 75 «Расчёты с учредителями» (субсчёт 2).

Выплата начисленных сумм доходов отражается проводкой:

Д-т сч. 75 «Расчёты с учредителями» (субсчёт 2).

К-т сч. 51 «Расчётный счёт» [Приложение D]

При выплате доходов от участия в организации продукцией (работами, услугами) этой организации в бухгалтерском учёте производятся записи:

Д-т сч. 75 «Расчёты с учредителями» (субсчёт 2).

К-т сч. 90 «Реализация»

Начисленные налоги на доходы от участия в организации отражаются проводкой (подоходный налог в размере 15%):

Д-т сч. 75 «Расчёты с учредителями» (субсчёт 2).

К-т сч. 68 «Расчёты по налогам и сборам»

Счет 75 «Расчеты с учредителями»

Счет 75 «Расчеты с учредителями» предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации (акционерами акционерного общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и т.п.): по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов (дивидендов) и др. Государственные и муниципальные унитарные предприятия применяют этот счет для учета всех видов расчетов с уполномоченными на их создание государственными органами и органами местного самоуправления. К счету 75 «Расчеты с учредителями» могут быть открыты субсчета:

75–1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»,

75–2 «Расчеты по выплате доходов» и др.

На субсчете 75–1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» учитываются расчеты с учредителями (участниками) организации по вкладам в его уставный (складочный) капитал.

На дату государственной регистрации АО по дебету счета 75 в корреспонденции со счетом 80 «Уставный капитал» отражается сумма задолженности учредителей по оплате акций (долей).

При создании акционерного общества по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетом 80 «Уставный капитал» принимается на учет сумма задолженности по оплате акций.

Если учредители вносят вклад в уставный капитал в денежной форме, то при фактическом поступлении сумм от учредителей в виде денежных средств производятся записи по кредиту счета 75 в корреспонденции со счетами учета денежных средств: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета».

Если учредителем является нерезидент и уставный капитал (либо его часть) формируется в иностранной валюте, то согласно Перечню дат совершения отдельных операций в иностранной валюте (ПБУ 3/2000) величина уставного капитала указанного общества пересчитывается в рубли по курсу на дату регистрации юридического лица.

В бухгалтерском учете предприятия производятся следующие записи:

Дебет 75–1, Кредит 80 – 370 000 руб. – отражена задолженность ЗАО по взносу в уставный капитал,

Дебет 75–1, Кредит 80 – 127 946 руб. – отражена задолженность компании по взносу в уставный капитал.

Дебет 51, Кредит 75–1 – 370 000 руб. – отражено поступление денежных средств от ЗАО в счет вкладов в уставный капитал.

Дебет 52, Кредит 75–1 – 129 310 руб. – отражено поступление денежных средств от компании в счет вклада в уставный капитал,

Дебет 75–1, Кредит 83 – 1346 руб. – отражена положительная курсовая разница в связи с понижением курса рубля по отношению к доллару.

Согласно ст. 16 Закона 14-ФЗ каждый учредитель должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества. При этом стоимость вклада каждого учредителя должна быть не менее номинальной стоимости его доли.

Аналогично оплата акций общества осуществляется по рыночной стоимости, но не ниже их номинальной стоимости. Если акции организации, созданной в форме АО, реализуются по цене, превышающей их номинальную стоимость, то сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью относится в кредит счета 83 «Добавочный капитал».

Пример. При создании ОАО было решено, что величина уставного капитала составит 200 000 руб. Для этого было эмитировано 1000 обыкновенных акций номинальной стоимостью 200 руб. за акцию. Учредители ОАО объявили открытую подписку на акции. В соответствии с решением об эмиссии акции размещаются по цене 220 руб. за акцию, стоимость акций оплачивается денежными средствами полностью при подписке.

В бухгалтерском учете ОАО произведены следующие бухгалтерские записи:

Дебет 75–1, Кредит 80 – 200 000 руб. – отражена задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал,

Дебет 51, Кредит 75–1 – 220 000 руб. – поступили денежные средства в счет оплаты эмитированных акций,

Дебет 75–1, Кредит 83 – 20 000 руб. – отражена сумма эмиссионного дохода.

Если учредители вносят вклады в уставный капитал имуществом, то полученное имущество отражается в бухгалтерском учете бухгалтерской записью по дебету счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 41 «Товары» и др. и кредиту счета 75. Если стоимость полученного имущества превышает номинальную стоимость доли в уставном капитале, то у организации, как и в случае с продажей акций выше их номинальной стоимости, возникает эмиссионный доход.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющего денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный капитал (фонд) организации.

Пример. В счет доли в уставном капитале номиналом 300 000 руб. организация получила автомобиль, согласованная оценка которого составила 350 000 руб. В бухгалтерском учете произведены записи:

Дебет 75–1, Кредит 80 – 300 000 руб. – отражена задолженность учредителей по взносам в уставный капитал,

Дебет 08, Кредит 75–1 – 300 000 руб. – получено имущество в счет вклада в уставный капитал,

Дебет 75–1, Кредит 83 – 50 000 руб. – отражен эмиссионный доход,

Дебет 01, Кредит 08 – 300 000 руб. – автомобиль введен в эксплуатацию.

Унитарные предприятия, учредителями которых являются государственные или муниципальные органы, открывают к счету 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» для учета расчетов с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества).

В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ имущество унитарного предприятия по вкладам не распределяется. Фактическое поступление на баланс унитарного предприятия имущества или денежных средств от его учредителя – государственного или муниципального органа – отражается бухгалтерскими записями по дебету счетов 07, 08, 10, 51, 58 «Финансовые вложения» и кредиту счета 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу».

Согласно ст. 12 Федерального закона от 14.11.02 г. 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее 5000 МРОТ на дату государственной регистрации государственного предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Статьей 13 Закона 161-ФЗ установлен порядок формирования уставного фонда. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

При фактическом поступлении сумм вкладов учредителей в виде денежных средств производятся записи по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетами по учету денежных средств. Взнос вкладов в виде материальных и иных ценностей (кроме денежных средств) оформляется записями по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетами 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и др.

В аналогичном порядке отражаются в бухгалтерском учете расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал с учредителями (участниками) организаций других организационно-правовых форм. При этом запись по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» и кредиту счета 80 «Уставный капитал» производится на всю величину уставного (складочного) капитала, объявленную в учредительных документах.

В том случае, когда акции организации, созданной в форме акционерного общества, реализуются по цене, превышающей номинальную стоимость их, вырученная сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью относится в кредит счета 83 «Добавочный капитал».

Унитарные предприятия применяют субсчет 75–1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» для учета расчетов с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества). Эти предприятия именуют данный субсчет «Расчеты по выделенному имуществу». Учетные записи по нему производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный (складочный) капитал.

На субсчете 75–2 «Расчеты по выплате доходов» учитываются расчеты с учредителями (участниками) организации по выплате им доходов. Начисление доходов от участия в организации отражается записью по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями». При этом начисление и выплата доходов работникам организации, входящим в число его учредителей (участников), учитывается на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Выплата начисленных сумм доходов отражается по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При выплате доходов от участия в организации продукцией (работами, услугами) этой организации, ценными бумагами и т.п. в бухгалтерском учете производятся записи по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетами учета продажи соответствующих ценностей.

Суммы налога на доходы от участия в организации, подлежащие удержанию у источника выплаты, учитываются по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Субсчет 75–2 «Расчеты по выплате доходов» применяется также для отражения расчетов по распределению прибыли, убытка и других результатов по договору простого товарищества. Учетные записи по этим операциям производятся в аналогичном порядке.

Счет 80 «Уставный капитал»

Счет 80 «Уставный капитал» предназначен для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда) организации.

Сальдо по счету 80 «Уставный капитал» должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах организации. Записи по счету 80 «Уставный капитал» производятся при формировании уставного капитала, а также в случаях увеличения и уменьшения капитала лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.

После государственной регистрации организации ее уставный капитал в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по кредиту счета 80 «Уставный капитал» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями». Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетами по учету денежных средств и других ценностей.

Аналитический учет по счету 80 «Уставный капитал» организуется таким образом, чтобы обеспечивать формирование информации по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций.

Счет 80 также применяется для обобщения информации о состоянии и движении вкладов в общее имущество по договору простого товарищества. В этом случае счет 80 именуется «Вклады товарищей».

Имущество, внесенное товарищами в простое товарищество в счет их вкладов, приходуется по дебету счетов учета имущества (51 «Расчетные счета», 01 «Основные средства», 41 «Товары» и др.) и кредиту счета 80 «Вклады товарищей». При возврате имущества товарищам при прекращении договора простого товарищества в бухгалтерском учете производятся обратные записи.

Аналитический учет по счету 80 «Вклады товарищей» ведется по каждому договору простого товарищества и каждому участнику договора.

Счет 80 «Уставный капитал» корреспондирует со счетами:


по дебету по кредиту

01 Основные средства

03 Доходные вложения в материальные ценности

04 Нематериальные активы

07 Оборудование к установке

08 Вложения во внеоборотные активы

10 Материалы

11 Животные на выращивании и откорме

15 Заготовление и приобретение материальных ценностей

16 Отклонение в стоимости материальных ценностей

20 Основное производство

21 Полуфабрикаты собственного производства

23 Вспомогательные производства

29 Обслуживающие производства и хозяйства

41 Товары

43 Готовая продукция

50 Касса

51 Расчетные счета

52 Валютные счета

55 Специальные счета в банках

58 Финансовые вложения

75 Расчеты с учредителями

81 Собственные акции (доли)

84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

01 Основные средства

03 Доходные вложения в материальные ценности

04 Нематериальные активы

07 Оборудование к установке

08 Вложения во внеоборотные активы

10 Материалы

11 Животные на выращивании и откорме

15 Заготовление и приобретение материальных ценностей

16 Отклонение в стоимости материальных ценностей

20 Основное производство

21 Полуфабрикаты собственного производства

23 Вспомогательные производства

29 Обслуживающие производства и хозяйства

41 Товары

43 Готовая продукция

50 Касса

51 Расчетные счета

52 Валютные счета

55 Специальные счета в банках

58 Финансовые вложения

75 Расчеты с учредителями

83 Добавочный капитал

84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)


6. Налоговый учет


Порядок налогообложения доходов учредителей – физических лиц регулируется Инструкцией о порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, утверждённой постановлением Министерства по налогам и сборам.

Получаемые физическими лицами доходы в виде дивидендов по акциям, а также доходы, получаемые при распределении прибыли (дохода) юридического лица, в том числе в виде процентов на вклады физических лиц в уставном фонде (имуществе) облагаются налогом на доходы по ставке 15 процентов при их выплате. При этом налог на доходы удерживается источником выплаты и перечисляется в бюджет не позднее дня, следующего за днём, в котором эти доходы были выплачены. Особо следует отметить, что такие доходы в совокупный доход не включаются и декларированию не подлежат.

Кроме того, следует иметь в виду, что не подлежат налогообложению «доходы, полученные от акционерных обществ и других организаций акционерами этих акционерных обществ или участниками других организаций в результате проводимой в соответствии с законодательством переоценки основных фондов (средств) в виде дополнительно полученных ими акций или иных имущественных долей, распределённых между акционерами или участниками организации пропорционально их доле и видам акций, либо в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном фонде».

Доходы, не подлежат налогообложению в размере, пропорциональном стоимости акций или иных имущественных долей в уставном фонде организации, оплаченных её участниками за счёт доходов, налог с которых был уплачен либо которые освобождены от обложения налогом.

Согласно Инструкции «исчисление налога с сумм доходов физических лиц, образующихся в результате ликвидации или реорганизации юридических лиц, а также в результате изменения доли (пая) физического лица, производится по ставке 15 процентов при выплате указанных доходов.

Указанные доходы подлежат налогообложению в части их превышения над обложенными налогом доходами физического лица, использованными им на создание доли (пая) в уставном фонде юридического лица, посредством внесения вклада, паевого взноса, приобретения акций и так далее.

Выплата дохода не имеет место в случае, если доля (вклад, пай) физического лица в уставном фонде (имуществе) реорганизуемого юридического лица направляется на формирование уставного фонда образующегося юридического лица, учредителем (участником), собственником которого является это физическое лицо».


Заключение


Главной целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли в размере, необходимом для обеспечения нормального функционирования, включая инвестирование средств в активы и использование прибыли на цели потребления. При этом отдача на вложенный собственниками капитал должна быть не ниже той ставки доходности, по которой средства могли бы быть размещены вне предприятия. Учредитель, предоставляя капитал, теряет возможность получения дохода от вложения имеющихся у него средств. Компенсацией должны стать будущие доходы.

Не менее важной для действующего предприятия целью является сохранение источника дохода, т.е. собственного капитала. Значимость его для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько высока, что она получила законодательное закрепление в Гражданском кодексе в части требований о минимальной величине уставного капитала; соотношении уставного капитала и чистых активов; возможности выплаты дивидендов в зависимости от соотношения чистых активов и суммы уставного и резервного капитала. Таким образом, очевидно, что уставный капитал играет важную роль в работе предприятия.

Важным условием хорошей работы капитала является оптимальный выбор его размера, источников формирования; определение правовых, договорных и финансовых ограничений в распоряжении текущей и нераспределенной прибылью; выявление приоритетности прав собственников при ликвидации предприятия.

Реализация на практике рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование системы бухгалтерского учета уставного капитала и расчётов с учредителями, будет способствовать повышению достоверности и оперативности информации, используемой в управлении, повышению аналитичности и действенности бухгалтерского учета, а также усилению его контрольных функций.

В данной работе исследованы и описаны все существенные основные принципы учета, формирование и движение капитала, имеющие практическое значение. В этой работе аккумулированы основные сведения, позволяющие понять, что такое уставной капитал предприятия, как он формируется, изменяется и действует, какова роль расчётов с учредителями.


Список использованной литературы


Ладутько Н.И., П.Е. Борисевский и др. Бухгалтерский учёт / под общей редакцией Ладутько., – 4-е издание, перераб. И доп. – МН: ООО «ФУАинформ», 2004. – 742 с.

С.Л. Коротаев «Уставной капитал и расчёты с учредителями». Практическое пособие. Минск, 2002 г., 111 с.

3..Лев Аснин – Бухгалтерский финансовый учет и экономический анализ – Издательство: Феникс, 2008 г.

4. Хисамудинов В.В., Сулейманова Е.В., Хисамундинов В.В. – Бухгалетрский и финансовый учет: Учеб. пособие для вузов – Изд.: ИНФРА-М, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, 2008 г.

5. Астахов Владимир- Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебник – Изд.: Феникс, 2007 г.

6. Беликова Тамара – Бухгалтерский и налоговый учет и отчетность. Самоучитель – Изд.: Питер, 2008 г.

7. Стражева Н.С. Стражев А.В – Бухгалтерский учет – Изд.: КНИЖНЫЙ ДОМ, СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА, 2008 г.

8. Малявкина Л.И., Лытнева Н.А., Федорова Т. В – Бухгалтерский учет – Изд.: ИНФРА-М, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, Форум, 2007 г.

9. Пасько А.И. – Бухгалтерский финансовый учет – Издательство: Финансы и статистика, 2009 г.

Рефетека ру refoteka@gmail.com