Рефетека.ру / Политология

Контрольная работа: Политические системы. Становление и этапы развития социологии

СОДЕРЖАНИЕ


1. Политические системы

2. Становление и основные этапы развития социологии

СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Политические системы


Категория «политическая система» утвердилась в политологии в начала XX в. В настоящее время в учебной и научной литературе излагаются различные точки зрения как по определению данной дефиниции, так и по проблеме механизма функционирования политической системы. Причина этого в большом разнообразии политических систем и составляющих ее политических институтов. Особенно это заметно, когда сравнивают политические системы различных политических режимов.

Анализ вопросов темы позволяет раскрыть механизм и условия осуществления власти, использовать системный анализ политических проблем, получить более целостное представление о природе общества и его взаимосвязях. Рассмотрение политической системы опирается на системный метод исследования. Наряду с целостностью существенной чертой любой системы является интеграция. Системообразующим признаком политической системы является та или иная форма государственной власти. Политическая система обеспечивает единство функционирования всех других подсистем на основе использования государственной власти. Она представляет собой множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, способных воспринимать, хранить, обрабатывать и обмениваться информацией. В результате действия всего механизма восприятия, переработки и обмена информации политическая система развивается и меняет свою структуру.

С точки зрения структуры, политическая система включает следующие элементы или подсистемы:

- институциональный, состоящий из разных политических институтов и учреждений (государство и его учреждения, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и не представительной демократии и др.);

- функциональный, складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социальными, социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.;

- регулятивный, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других культурных средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (например, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды, воззрения и т.д.);

- коммуникативный, представляющих собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти;

- идеологический, включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).

Каждый из компонентов политической системы имеет свою собственную структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения. С этих позиций политическая система – это ценностная, упорядоченная совокупность политических институтов, ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, базирующихся на определенных политических и правовых нормах, ценностях и традициях политической культуры.

В отечественной политической литературе часто выделяют в качестве основных элементов политической системы:

1) политическую организацию;

2) политические отношения;

3) политические правовые нормы;

4) политическое сознание.

Системообразующим элементом политической системы является политическая организация, представляющая совокупность конкретных организаций и учреждений, выполняющих определенные функции для достижения общей социальной цели.

Политические организации состоят из государства, партий (непосредственно осуществляют политическую власть), общественных организаций и движений, средств массовой информации и церкви (осуществляют политическую власть косвенно).

Политические отношения как элементы политической системы характеризуются взаимоотношением социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу управления обществом. В зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы:

Первая группа – отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Они составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

Вторую группу составляют так называемые вертикальные отношения, которые складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия высших и местных органов управления на социально-экономические, политические и культурные процессы.

В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями.

Существенным элементом политической системы являются политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Политические и правовые нормы регулируют политические отношения и придают им упорядоченность.

Следующий элемент политической системы – политическое сознание – это многомерное, неоднородное образование, обозначающее восприятие субъектом политической действительности, генетически связанное с политической культурой, историческим опытом, памятью социальных общностей и отдельных людей в сфере политики. К этому элементу политической системы относят политические знания, чувства, переживания, оценки, которые оказывают сильное воздействие на поведение на поведение людей в политике и на политику в целом.

Политическое сознание существует на различных уровнях и в различных формах. Более подробно об этом будет сказано в рамках темы «Политическое сознание». С точки зрения механизма функционирования, политическая система – это саморегулирующийся саморазвивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы. У системы есть вход информации, процесс политической коммуникации, выход информации, влияние окружающей среды, обратные связи.

Под входом информации понимается процесс поступления импульсов извне в форме требований (конструктивных и деструктивных) и поддержки (или протеста). Требования могут возникать и формулироваться как в окружающей среде, так и внутри самой системы.

Поддержка может выражаться в выплате налогов, соблюдении законов, участии в голосовании и т. д. Политические партии укрупняют выраженные требования граждан и переносят их в политическую систему. Укрупненный интерес приобретает общенациональное значение, и политическая система вынуждена на него реагировать.

Политическая коммуникация – процесс обработки введенных интересов внутри политической системы. Она включает формулирование, обсуждение и отбор наиболее значимых интересов. Целью политической коммуникации является отбор общенациональных, прагматичных интересов, отделение их от эгоистических требований отдельных социальных групп и слоев.

Выход информации – результат функционирования политической системы – осуществляется в виде решений и политических действий. Законодательная власть формулирует правила реализации сформулированных и отобранных интересов, исполнительная власть реализует интересы в соответствии с этими правилами, судебная власть осуществляет контроль над правилами в соответствии с конституционными нормами.

Под окружающей средой понимается влияние на ввод и выход информации различных конкретно-ситуационных факторов как внутренних, так и внешних. Обратные связи показывают, что если «выход информации» соответствует «вводу информации», усиливается поддержка, оказываемая политической системе, ибо данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям различных слоев населения. В системе нарастают стабилизационные процессы. В случае полного или частичного несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. В этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы.

Функции политической системы не являются постоянными. Они видоизменяются по мере развития историко-политической обстановки и самой политической системы. Основными функциями политической системы являются следующие:

- интегративная функция – выражается в интеграции, объединении в общественное целое всех элементов социальной структуры на базе ценностей, идеалов, как их понимают господствующие экономические и политические силы;

- целеполагающая функция – состоит в определении целей и задач развития общества;

- организаторская функция заключается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для выполнения целей и задач общества;

- регулятивная функция состоит прежде всего в легитимации политики, то есть в обеспечении общественного признания политики и власти;

- контролирующая функция – политическая система должна контролировать конфликты интересов различных социальных групп и собственно всю социальную целостность общества. Эта функция предполагает способность политической системы снимать постоянную политическую напряженность, преодолевать конфликты и может быть осуществлена только через контроль за распределением ценностей (материальные и духовные ресурсы, политические привилегии, культурные достижения, доступность различных форм образования и досуга и др.). Контроль должен быть дифференцированным, а не всеобщим и уравнительным.


2. Становление и основные этапы развития социологии


Важным аспектом изучения социологии, как и любой другой науки, представляется изучение истории ее становление и развития. Хотя социология как наука и оформилась в XIX в., но и до этого мыслителей в течение многих веков интересовала проблема общества.

Несомненно, что взгляды этих ученых нуждаются в рассмотрении, так как до сих пор не сложилось единого теоретического направления в социологии, и их изучение может оказать значительную помощь в этом процессе. Более того, отбрасывать богатый теоретический материал, созданный на донаучном уровне социологии, было бы просто глупо.

В период античности первое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Политики»). Именно Платон впервые разработал в своих работах учение о социальной стратификации. Он выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители-философы; воины и производители: торговцы, ремесленники и крестьяне.

Свою теорию социальной стратификации предложил и Аристотель. Согласно ей в обществе выделяются: богатый слой (плутократия), средний класс и лишенный собственности класс. Причем философ отмечает, что для нормального функционирования общества большинство должен составлять именно средний класс. Нетрудно видеть, что и в современности это теоретическое положение не потеряло своей актуальности.

Пристальное внимание к проблемам социальной стратификации античных ученых было неслучайным. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу сопровождался углублением процессов социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, которая достигла своего апогея в Древнем Риме. Что же касается характера самого знания, то оно носило в античности прежде всего мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью.

В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия. В связи с этим произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка.

Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Другим важным направлением средневековой мысли была арабская общественная мысль. Она также складывалась под влиянием мировой религии – ислама. Вторым источником формирования арабской общественной мысли стали концепции Платона и Аристотеля.

Центральными темами стали проблемы государства и власти. Значительные теоретические разработки появились в вопросе эволюции общества и прежде всего государства. Особенностью арабской политической мысли стали исследования различных социальных общностей. Так, один из самых видных мыслителей арабского Средневековья Ибн-Халдун пристально изучал поведение больших социальных групп, составляя «анатомию человеческого общества».

Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация. Они по своей социально-исторической сущности представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества, секуляризация общественного сознания.

Конечно же, все это отразилось на взглядах мыслителей того времени. Были разработаны концепции самоценности личности, достоинства и автономности каждого индивида. Однако не все мыслители придерживались этой концепции. Так, Н. Маккиавелли, а после и Т. Гоббс отмечали антисоциальность и антиобщественность природы людей, асоциальную сущность человека. Однако в целом эпоху Возрождения и Реформации можно назвать эпохой гуманизма. Главным достижением этого периода стало обращение к человеку, его мотивации, его месту в социальной системе.

В новое время развитие социологии характеризуется сменой предшествующих иррационально-схоластических воззрений на человека и общество, которые уходят с ведущих позиций и заменяются складывающимися концепциями рационального характера, ориентированными на принципы научного (позитивного) познания.

В этот период развития общественной мысли получили широкое развитие идеи о нравах людей, общественной морали и традициях, характере наций и народов, социальных объектов (Вольтер, Дидро, Кант и др.). В это же время возникли термины, которые обусловили формирование категориального и понятийного аппарата будущей социологической науки: общество, культура, классы, структура и др.

Отличительной особенностью этого периода общественной мысли стала пестрота спектра теорий и концепций. Одной из таких рациональных социальных теорий стала общесоциологическая теория, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Основоположники указанной концепции полагали, что процесс социального развития общества основывается на материалистических и социально-революционных принципах.

Другим направлением рациональных теорий стал позитивизм. Основоположники этого подхода на первое место ставили духовные аспекты социальной жизни.

Важной тенденцией, определивший развитие социальной мысли, стал произошедший переход от дисциплин физико-математического цикла к биологии, которая оказала значительное влияние на социальную философию (эволюционная теория, органицизм и др.).


СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Давыдов С.А. Социология: конспект лекций [Электронный ресурс]: http://fictionbook.ru/author/s_a_daviydov/sociologiya_konspekt_lekciyi/

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекция. Воронеж, 2004.

Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2000.

Шалак А.В. Политология: учеб.-метод. комплекс. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. – 209 с.

Рефетека ру refoteka@gmail.com