Рефетека.ру / Политология

Реферат: Политические мыслители России

Содержание


Введение

1. Развитие политической мысли в России

2. Политические портреты мыслителей XIX- начала XX веков

2.1 Бердяев Николай Александрович (1874-1948)

2.2 Градовский Александр Дмитриевич (1841 - 1889)

2.3 Ильин Иван Александрович (1883-1954)

2.4 Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918)

2.5 Новгородцев Павел Иванович (1866-1924)2.6 Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885)

2.7 Чичерин Борис Николаевич (1828-1904)

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Специфика социокультурного развития России отразилось на характере государственной власти и взаимоотношений этой власти с народом, темпах становления гражданского строя. Разрешить многие проблемы современной России можно только опираясь на исторический опыт, исследования выдающихся российских политических мыслителей. Каждый период в Российской истории влиял на дальнейшую жизнь страны, определял последующую жизнь народа на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории были вторая половина XIX века и начало XX века - время развития революционного движения, время кардинальных перемен в жизни нашей страны. Многие десятилетия в учебниках, в научно-популярной литературе историческим личностям отводилась весьма скромная роль: прошлое объяснялось развитием производительных сил и производственных отношений, классовой борьбой, материальными и другими факторами. Но без выдающихся личностей, которыми всегда была богата Россия, история лишена живого лица и представляет собой абстрактную мертвую конструкцию. Политическая публицистика заняла важное место в агитационной и пропагандистской деятельности русских революционеров в середине XIX - начало XX вв. Непревзойденные образцы представлены, например, в бесцензурных изданиях А.И. Герцена - Н.П. Огарева. Не будет преувеличением утверждение и о том, что большинство русских писателей и ученых того времени отдали в своем творчестве дань политической публицистике: А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, М.П. Погодин, Д.И. Писарев, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М.Н. Катков, В.Г. Белинский, А.Д. Градовский, П.Н. Ткачев, Б.Н. Чичерин, В.С. Соловьев и мн. другие. Цель - кратко охарактеризовать отдельных выдающихся политических мыслителей середины девятнадцатого века и начала века двадцатого. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 19 страниц.

1 Развитие политической мысли в России


По целому ряду объективных причин Россия позднее других государств вышла на историческую арену. Влиятельным субъектом европейской политики она стала лишь в XVIII веке. Этому предшествовали несколько веков внутреннего созревания, важных социально-экономических и духовных процессов, не последнее место среди которых заняла разработка политической идеологии самодержавия. Как и во всех средневековых странах Европы, основные теоретические концепции на Руси вдохновлялись церковью.

Первые памятники политической мысли на Руси – «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (первого славянина – главы русской православной церкви, XI в.), «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» (XII в.). Основные идеи политического характера, содержавшиеся в этих произведениях – обоснование независимости Руси от Византии (как в духовном, так и в политическом плане), укрепление княжеской власти, объединение Руси, борьба с врагами (прежде всего с кочевниками).

В последующие столетия политическая мысль на Руси и в России долгое время продолжала развиваться в тесной связи и по сути дела в рамках церковной православной мысли. С XVI в. русская политическая мысль секуляризируется – приобретает светский характер. В XVII–XVIII вв. в Россию проникают западноевропейские политические теории. К началу XIX в. в России широко распространяется идеология либерализма.

Общей идеей, объединяющей памятники нашей средневековой политической мысли, была идея об особой роли России как единственной в мире страны, сохранившей правую веру. Представление это было очень величественно, но и весьма ответственно. Ведь если истина сосредоточена у нас, а весь окружающий мир духовно «изрушился», то, строя свое государство, мы, русские, должны идти каким-то совершенно своеобразным путем, а на чужой опыт опираться лишь в очень ограниченной степени - как на опыт отрицательный. Не трудно понять, что такой подход был чреват опасностью самоизоляции, косности и застоя.

Однако реальная жизнь, насущные потребности государства рано или поздно ломают любые препятствия на своем пути, а сковывающие развитие идеологические схемы постепенно уходят в прошлое. В России это особенно было заметно в XVIII в.

А.И.Герцен (1812-1870) много страниц в своих произведениях посвятил обоснованию этой миссии. Художественно выражая мысль о преимуществах отсталой России перед обогнавшими ее странами, он писал, что история, как бабка, страшно любит младших внучат. Здесь мы видим аргумент, безусловно, близкий тому, что приводил в XV в. митрополит Зосима. Не позволяет ли даже такой частный факт отметить некую общую традицию русской политической мысли? В 70-80-х г. XIX в. на смену революционной демократии пришло народничество, в котором выделяют три основных направления: пропагандистское (П. Лавров), анархо-бунтарское (М. Бакунин) и заговорщическое (П. Ткачев).

П.Л.Лавров (1823-1900) основной упор делал на подготовке революции путем развития научной мысли среди интеллигенции и пропаганде социалистических идей в народе. Основным субъектом исторического действия, по его мнению, являются «критически мыслящие личности». Понимая несправедливость и неразумность существующего общественного устройства и необходимость замены его справедливым и разумным социализмом, эти личности (из интеллигенции, осознавшей свой долг перед народом) несут соответствующие идеи в массы, которые потом и осуществляют под их руководством революцию.

М.А.Бакунин (1814-1876) исходил из того, что народ к революции готов всегда, а русский крестьянин - социалист от рождения. Поэтому он предлагал не тратить время на пропаганду, а сразу начинать бунтовать народ, опираясь при этом даже на разбойников - идеальных, как он считал, русских революционеров. Бакунин был врагом всякой государственности, так как она порождает становящуюся над обществом бюрократию. На место разрушенного в ходе народной революции государства должно встать, по Бакунину, общинное самоуправление.

П.Н.Ткачев (1844-1886), в отличие от других народников, не верил в способность крестьянства осуществить революцию. Но зато он считал сравнительно простым делом захват власти в стране. Самодержавие, по мнению Ткачева, не имело прочных корней в обществе и его можно было свалить с помощью «заговора», то есть твердых и решительных действий сознательных революционеров, объединенных в конспиративную централизованную партию. После прихода к власти сознательное меньшинство, опираясь на мощь государства, должно организовать просвещение народа и преобразовать жизнь на основах социализма. Однако, предупреждал Ткачев, с этим переворотом нужно поторопиться, так как в России медленно, но неуклонно развитие идет в сторону капитализма, а утверждение его отодвинет социалистическую перспективу страны на неопределенное время.

Ожесточенная борьба между западниками и славянофилами, в т.ч. и в сфере политических идей шла почти весь XIX в.

Западники (Т.Н.Грановский, И.С.Тургенев, П.В.Анненков, П.Я.Чаадаев и др.) выступали за принятие Россией западноевропейских ценностей, парламентаризма, конституции, за развитие промышленности, торговли, путей сообщения и транспорта, проведение прозападных реформ и давление общественности на государя с этой целью. Славянофилы (К.С.Аксаков, А.С.Хомяков, И.В.Киреевский и др.) считали западный путь неприемлемым для русского народа с его особым миропониманием и жизненным укладом, находили свой идеал в допетровской эпохе, когда было гармоничное взаимодействие общества и власти, соборность, особая православная духовность. Они говорили об особой миссии России, её нравственном превосходстве и важнейшей роли православия, которое следует освободить от контроля государства, и выдвигали идею о том, что Россия соберет под знаменем православия все славянство, а затем и всю европейскую цивилизацию, и станет ядром обновленной мировой христианской цивилизации.

В официальной политической мысли в конце XIX в. господствовали идеи, развивавшие концепцию графа Уварова («православие, самодержавие, народность»). Большое влияние на политические идеи в России в царствование Александра II оказывал М.Н.Катков (1818–1887), издатель ряда влиятельных газет и основатель Императорского лицея в Москве. Если в 1830-е гг. он примыкал к гуманистам-либералам во главе с Н.В.Станкевичем (в этом кружке родилось немало влиятельных впоследствии идей и участвовали многие российские интеллектуалы, от В.Г.Белинского до Грановского и Аксакова), то к 1850-м гг. эволюционировал к умеренному либерализму и выступал за введение в России политического строя Великобритании – парламентской монархии. Но в 1860–1870-е гг., в эпоху реформ Александра II, Катков стал вдохновителем реакционной политики и контрреформ. Другой крупный политический мыслитель второй половины XIX в., К.П.Победоносцев (1827–1907), обер-прокурор Священного Синода (центрального органа русской православной церкви) в 1880–1905 гг., имевший исключительное влияние на Александра III (царствовал в 1881–1894 гг.) и воспитывавший Николая II (царствовал в 1894–1917 гг.), был сторонником и вдохновителем реакционной политики, решительного подавления как революционных, так и либеральных идей. Его основной политической идеей было сохранение самодержавия в Российской империи всеми силами.

Параллельно с этими идеями развивались концепции революционеров- демократов (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и др.), призывавших к решению общественных противоречий народной революцией, к созданию народной республики на основе крестьянской общины, к децентрализации. В.И.Ленин (1870–1924) начинал с критики народничества вообще, стоял на позициях марксизма с его идеями пролетарской революции и диктатуры пролетариата – ведущей силы революции, идеей классовой борьбы и т.д., но предложил идею возможности социалистической революции в одной, отдельно взятой стране. Его оппоненты Плеханов, Мартов и другие доказывали, что Россия не готова к социалистической революции, и выступали за эволюционный путь, солидаризируясь с идеями европейской социал-демократии. Г.В.Плеханов (1856–1918) прошел непростой путь от народничества к марксизму и затем к социал-демократическим идеям, став одним из лидеров меньшевизма. Почти сорок лет он жил в эмиграции в Западной Европе. Вернувшись в Россию в 1917 г., он поддержал Временное правительство, но выступил против контрреволюции и белого движения.

Другой лидер меньшевиков, Мартов (настоящая фамилия Цедербаум), соратник Ленина по газете «Искра», выступил против диктатуры большевиков и в 1920 г. при тайном содействии Ленина эмигрировал в Западную Европу, где продолжал борьбу с коммунистами с позиций социал-демократии. Следует упомянуть также о появлении в 20-е гг. в среде русской эмиграции течения евразийства, поддержанного многими учеными (Вернадский, Карсавин и др.). Суть его – Россия есть особая страна, сочетающая элементы Востока и Запада, но пошедшая при Петре I чужим путем. Евразийцы хотели сохранить ряд советских институтов власти и после падения СССР: Советы без коммунистов, одновременное существование государственной и частной собственности на землю и т.д. Особую объединительную роль они отводили православию. В начале ХХ в. борьба политических идей в России стала еще более напряженной. С созданием в 1905 г. Государственной Думы основные политические идеи стали приобретать практический характер программ тех или иных партий и парламентских фракций. Революции 1917 г. по сути дела положили конец этой конкуренции идеологий и программ, приведя в итоге к установлению диктатуры большевиков и созданию ими тоталитарного режима.

Широкую известность в это время получили политические портреты таких ярких российских политических мыслителей как Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, Н.А.Бердяев, Н.Н.Алексеев, Е.Н.Трубецкой, А.Д.Градовский, И.А.Покровский, предложившие совершенно эвристические для российской истории XIX – начала ХХ в. модели правовых идеалов. Особый интерес для историков отечественной политической мысли представляют труды представителей русской академической науки — профессоров и преподавателей университетов и других высших учебных заведений России XVIII — начала ХХ вв., посвященные отечественной интеллектуальной, духовной, политической истории: В.О.Ключевского, А.С.Алексеева, К.Д.Кавелина, М.М.Ковалевского, В.И.Ламанского, А.И.Стронина и многие другие.

В 1830-е гг. С.С.Уваров выдвинул формулу «православие, самодержавие, народность», которая должна была стать идеологической основой российского самодержавия и определять политический режим России. Она означала, что в идеологической сфере российская жизнь должна определяться православием, политическое устройство – абсолютной властью императора, а культурно-социальный климат общества – самобытным путем развития России, традициями русского народа и сближением различных сословий.

В следующей главе кратко рассмотрим политические портреты некоторых мыслителей России XIX- начала XX веков.


2. Политические портреты мыслителей XIX- начала XX веков


2.1 Бердяев Николай Александрович (1874-1948)


Выдающийся русский мыслитель, публицист, философ, историк, критик коммунизма. Испытал влияние таких разных мыслителей, как И.Кант, К.Маркс, Ф.Ницше, В.Соловьев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. Пережил достаточно глубокое увлечение марксизмом и неокантианством. В 1898 году за пропаганду социалистических идей был арестован, исключен из университета и отправлен в ссылку в Вологодскую губернию. В тот период приобрел известность, как «критический марксист». Однако затем переходит к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Первая его теоретическая статья уже содержала критику ортодоксального марксизма, т.к. он стремился исходить из объективных знаний об обществе, придерживаясь общечеловеческих ценностей, не сковывая себя классовой идеологией. Постепенно отошел от социал-демократии, участвовал в сборнике «Вехи» (1909). В этом издании вместе с другими авторами Бердяев высказывал беспокойство по поводу катастрофических последствий тотальной идейной борьбы в России. В публикациях 1910-х гг. заявил о себе как глубокий религиозный философ. Бердяев в ряде работ пытается «очистить» «вечную правду» христианства от искажений, привнесенных церковью. Не бытие в основе его миропонимания, а свобода. Основные сочинения Бердяева: «Философия свободы», «Смысл истории», «Истоки и смысл русского коммунизма» и др.

В годы Первой мировой войны появилась серия статей о русском национальном характере, которые он затем собрал в сборнике «Судьба России». Рассуждая об особенностях русского народа, Бердяев выделяет в качестве главной из них антиномичность, т.е. сочетание противоположностей в характере. Так, русский народ, указывает Бердяев, является одновременно и самым анархичным, безгосударственным, и, в то же время, наиболее бюрократизированным и склонным к обожествлению власти. Русские, по его мнению, являясь самым терпимым и нешовинистическим народом, сочетают эти качества с самыми дикими проявлениями национальной ограниченности. Наконец, свойственное русским вольнолюбие, стремление к свободе духа, неприятие мещанской ограниченности, вполне уживаются с тем, что Россия – «страна неслыханного сервилизма».

Бердяев приветствовал Февральскую революцию как народную и резко выступил против Октябрьского переворота, осуждая большевиков за революционный экстремизм и развязанную ими стихию насилия. Величайший гуманист, Бердяев вообще призывал перейти к неполитическим формам совершенствования человеческого общежития через повышение нравственности. Какое-то время он относительно мирно уживался с Советской властью, однако в силу своих взглядов и убеждений рано или поздно должен был стать лицом, неугодным режиму. В 1922 году был арестован, выслан из страны на «философском пароходе», в конце лета 1922 года. За границей написал множество книг, снискал мировую славу. Среди эмигрантов слыл «левым». В 1937 году на немецком и английском языках вышла его книга «Истоки и смысл русского коммунизма».

Бердяев прошел сложную эволюцию от марксизма к либерализму и затем к православному реформизму; связывал обновление русского общества с реформой православия и предлагал свести политику до минимума, растворить её в культуре религии.


2.2 Градовский Александр Дмитриевич (1841 - 1889)


Выдающийся юрист-государствовед. Образование получил в харьковской второй гимназии и в Харьковском университете. Был редактором «Харьковских Губернских Ведомостей», потом чиновником особых поручений при воронежском губернаторе. В 1866 году Градовский защитил в Санкт-Петербургском университете диссертацию на степень магистра государственного права. В 1867 начал чтение лекций по государственному праву. В 1868 он назначен был исполняющим должность экстраординарного профессора в императорском Александровском лицее. В 1868 году Горадовский защитил свою докторскую диссертацию «История местного управления в России», после чего был избран экстраординарным, а через год - ординарным профессором университета. «Государственное право важнейших европейских держав. Часть историческая» представляет собой анализ тех фактов политической истории Западной Европы, которые привели почти все западноевропейские государства к конституционализму. Много лет Градовский был постоянным сотрудником «Голоса», а также «Русской Речи».

Обширный капитальный труд Градовского «Начало русского государственного права» вышедший в 1875 году, является замечательным, а по времени первым серьезным опытом систематического изложения основ русского государственного права и весьма удачно соединяет исторический и догматический методы в освещении всех главных вопросов нашей государственной жизни. В смысле обстоятельной исторической разработки отдельных сторон русского государственного строя (например, Сената, сословий) некоторые отделы труда и до сих пор не потеряли своего крупного значения.

Как публицист Градовский в первом периоде своей деятельности до 1881 года был представителем либерализма в наиболее умеренной его форме. Градовский верит в возможность укрепления и развития начатых в первой половине 1860-х годов реформ при сохранении незыблемым неограниченного самодержавия и в то же время является сторонником буржуазной национально-либеральной политики. Но когда после 1881 году курс «новой национальной политики» окончательно выяснился, и надежды на самые умеренные реформы совершенно исчезли, Градовский примкнул к оппозиционному лагерю.

2.3 Ильин Иван Александрович (1883-1954)


Русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и противник советской власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС). Родился в Москве в дворянской аристократической семье.

Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение других русских интеллектуалов консервативного направления XX века, в числе которых, например, Александр Солженицын.

В 1906 году закончил юридический факультет в Императорском Московском университете и остался работать там же. Читал лекции также на Высших женских курсах в Москве. В 1909 году — приват-доцент кафедры истории права и энциклопедии права. В 1918 году защитил диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» и стал профессором правоведения. Официальные оппоненты — профессор П.И.Новгородцев и профессор князь Е.Н.Трубецкой.

В годы первой русской революции Ильин был человеком достаточно радикальных взглядов. После 1906 года Ильин обращается к научной карьере, а политически мигрирует в сторону правого крыла кадетской партии. В 1922 году за антикоммунистическую деятельность был выслан вместе с другими 160 философами, историками и экономистами на пароходе из России. В эмиграции был консервативным монархистом и славянофилом, а также ярым противником коммунизма и большевизма. С 1923 по 1934 год работал он профессором в Русском научном институте в Берлине, содержавшимся на средства Министерства иностранных дел Германии. После 1930 г. финансирование РНИ германскими правительством практически прекратилось, и Ильин зарабатывал, выступая на антикоммунистических митингах и публикуясь в кругах т. н. «политического протестантизма» (изд-во «Эккарт»). С 20-х гг. Ильин стал одним из главных идеологов русского Белого движения в эмиграции, а с 1927 по 1930 год был редактором и издателем журнала «Русский колокол».

Иван Ильин написал более 50 книг и свыше тысячи статей на русском, немецком, французском и английском языках. Наиболее известны: труды о юриспруденции и праве, в том числе: «О сущности правосознания», «Общее учение о праве и государстве», двухтомник «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», «О сопротивлении злу силой» и др.


2.4 Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918)


Теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра».

Родился в семье отставного штабс-капитана. В 1876 вступил в народническую организацию «Земля и воля», участник Казанской демонстрации 1876; после Воронежского съезда — организатор «Чёрного передела». С 1880 года Плеханов находится в эмиграции. В 1882 году перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса. В 1883 году основал первую российскую марксистскую организацию - группу «Освобождение труда». На втором съезде РСДРП 1903 года Плеханов сказал: «Если бы ради успеха революции потребовалось бы временно ограничить действие того или другого демократического принципа, то перед таким ограничением преступно было бы остановиться». После 2-го съезда РСДРП Плеханов разошёлся с Лениным и был долгое время одним из лидеров меньшевистской фракции социально-демократической партии России. В Первую мировую войну был оборонцем, одним из руководителей группы «Единство», стоявшей на позициях социал-шовинизма. Во время первой революции 1905-1907 не мог приехать в Россию. Февральская революция позволила Плеханову вернуться в Россию после 37 лет изгнания. Он поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В.И.Ленина, называя их «бредом».

К Октябрьской революции отнёсся отрицательно, так как считал, что Россия к социалистической революции не готова: «русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма». Предостерегал, что захват власти «одним классом или — ещё того хуже — одной партией» может иметь печальные последствия.

Автор множества работ по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России.


2.5 Новгородцев Павел Иванович (1866(18660312)-1924) 


Юрист, философ, общественный и политический деятель. Один из представителей либерализма в России. Окончил юридический факультет Московского университета. С 1894 года — приват-доцент, с 1897 — магистр права. В 1903 году защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете. Избран экстраординарным профессором юридического факультета Московского университета по кафедре энциклопедии права. В 1906-1918 годах - ректор Московского коммерческого института.

С 1904 года — член совета Союза Освобождения, с 1905 года — член кадетской партии. Депутат I Государственной Думы от Екатеринославской губернии. Подписал «Выборгское воззвание» 1906 года в Выборге и осужден по ст.129, ч.1, п.п.51 и 3 Уголовного Уложения.

В годы первой мировой войны работал во Всероссийском Союзе городов, был московским уполномоченным Особого совещания по топливу. Избран в ЦК кадетской партии. В 1918 году проводил кадетские конференции в Екатеринодаре и Харькове. Был официальным оппонентом на защите диссертации Ильина И.А. на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека».

Вокруг Новгородцева как учёного и его идей сложилась школа философии права и социальных философов: его учениками были И.А.Ильин, Б.П.Вышеславцев, идеи разрабатывались С.Л.Франком и др. Главный труд Новгродцева - первый том задуманной им трилогии «Об общественном идеале» - посвящен анализу идей К.Маркса и его последователей, где Новгородцев доказывал наличие в марксизме двух абсолютно несовместимых комплексов идей - основанного на научном анализе эволюционного учения об обществе и псевдорелигиозности революционного учения.

После Февральской революции 1917 года, которую Новгородцев встретил с тревогой, на 8-м съезде партии (май) вновь избран членом ЦК. Поддержал П.Н.Милюкова в том, что единств, «путь отрезвления - физическая сила», выражал надежду, что к осознанию этого придут и министры-социалисты: «они быстро учатся», начинают «понимать элементарные истины». Предлагал припугнуть социалистов уходом кадетов из правительства. В июле настаивал на твёрдости и неуступчивости по отношению к социалистам, пользуясь готовностью А.Ф.Керенского принять любые условия Партии Народной Свободы. На 9-м съезде партии (июль) заявил, что кадеты никогда не вступят в кабинет, проводящий соц. курс: по его словам, будущее России зависит от того, удастся ли «сдержать» социалистов и создать правительство, основанное на подлинно национальной программе.


2.6 Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885) 


Русский историк, правовед и социолог, публицист. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1857-1861 профессор Петербургского университета. В 1840-е был близок Т.Н.Грановскому, А.И.Герцену и занимал западнические позиции. В 1855 составил и распространял в списках «Записку» об освобождении крестьян с землёй за выкуп в пользу помещиков при содействии государства, опубликованную А.И.Герценом в «Голосах из России» (1857) и Н.Г.Чернышевским в журнале «Современник» (1858). Это повело к отстранению Кавелина от чтения лекций наследнику престола по истории и правоведению. С либеральных позиций поддерживал подготовку и проведение крестьянской реформы 1861. В брошюре «Дворянство и освобождение крестьян» (1862) выступил против идеи конституции с апологией сильной самодержавной власти. С конца 1850-х сближался со славянофилами. В 1866 представил царю консервативную записку «О нигилизме и мерах против него необходимых». В 1860-1880-х выступал против материализма в психологии и этике.

Общие вопросы истории освещал через призму правовых отношений и придавал изложению публицистическую форму. Наряду с Б.Н.Чичериным стал основателем государственной школы в русской историографии. Развивал идею о решающей роли государства в жизни народа. Государство, по мнению Кавелина, явилось высшей формой общественного бытия в истории России, а власть — инициатором и гарантом прогресса. К трудам философского характера относятся «Задачи психологии» и «Задачи этики». Исторические взгляды Кавелина сформулированы в работах: «Взгляд на юридический быт Древней России», «Краткий взгляд на русскую историю», «Мысли и заметки о русской истории».


2.7 Чичерин Борис Николаевич (1828-1904)


Русский правовед, философ и историк. Почётный член Петербургской Академии наук (1893). Б.Н.Чичерин происходил из старинного дворянского рода. Среди учителей был К.Н.Бестужев-Рюмин.

В 1845-1849 годах - студент юридического факультета Московского университета; среди преподавателей были Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин. Большое влияние на формирование взглядов Чичерина оказал Т.Н.Грановский. Недолгое увлечение славянофильством сменилось сближением с западничеством. В конце 1840-х - начале 1850-х гг. знакомится с П.В.Анненковым, А.И.Герценом, К.Д.Кавелиным, И.С.Тургеневым. Изучал работы Гегеля, испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. В 1853 году представил к защите магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке», которая была отклонена с заключением, что в ней в ложном свете представлена деятельность старой администрации России. Диссертация была защищена лишь в 1857 году после некоторого ослабления цензуры.

В 1857 году познакомился с Л.Н.Толстым, с которым у него на несколько лет установились близкие отношения. В 1858-61 годах Чичерин совершил заграничное путешествие, во время которого знакомился с европейскими политическими учениями. В 1858 году в Лондоне встречается с А.И.Герценом, который опубликовал «Современные задачи русской жизни» Чичерина в «Голосах из России». Чичерин имел в русском обществе уже в ранние свои годы репутацию консерватора. В 1861-1867 годах Чичерин - экстраординарный профессор Московского университета по кафедре государственного права; вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения.

В 1869-1872годы им написаны и изданы в Москве «История политических учений», «Наука и религия» (1879). В начале 1882 был избран московским городским головой, сменив на этом посту досрочно ушедшего в отставку С.М.Третьякова. Участвовал в мероприятиях по случаю коронации императора Александра III (15 мая 1883 года); 16 мая, выступая на торжественном обеде городских голов, высказался за «единение всех земских сил для блага отечества» и выразил надежду, что власть признает необходимость сотрудничества с земским движением. Речь была расценена кругами, близкими к императору, как требование конституции и послужила причиной его отставки. В сентябре 1883 года Московская городская дума сделала Б.Н.Чичерина почетным гражданином Москвы «за труды его на пользу Московского городского общества в звании Московского городского Головы».

Вернувшись в Караул, Чичерин вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а также по химии и биологии, которые дали основание Д.И.Менделееву рекомендовать Чичерина к избранию почётным членом Русского физико-химического общества. Чичерин принимает деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства. В 1888—1894 годах работал над «Воспоминаниями», значительная часть которых посвящена Москве и Московскому университету 1840-х годах.

Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот, делало его ценным в глазах правительства. Письма Чичерина к брату, служившему в Петербурге, докладывались Александру II, настолько их ценили консервативные круги, группировавшиеся тогда вокруг молодого Царя.

Не случайно поэтому было приглашение Чичерина, только что получившего кафедру в Московском университете, в преподаватели наследника Николая Александровича. Но репутация консерватора, очень рано сложившаяся относительно Чичерина, была, конечно, лишь отчасти верна: как не случайны были у Чичерина резкие осуждения революционного движения, так же не случайно было и то, что он явился в Московском университете лидером (тогда немногочисленной) группы либеральных профессоров.

Чичерин – представитель «государственной школы» в российской историографии. В своей магистерской диссертации и в ряде других работ («Опыты по истории русского права», «Очерки Англии и Франции» (1858)) обосновывал решающую роль государства в русской истории. Оценка исторического значения государства в существенной мере соответствовала принципам гегелевской философии истории.

В то же время Чичерин был сторонником либерализации общественной жизни в России: выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления, ратовал за расширение и гарантии гражданских свобод всех сословий и каждого человека.

Либеральные воззрения Чичерина нашли выражение в его работах 1860-х годов: О народном представительстве, Курс государственной науки, Собственность и государство и др.

В духе гегельянства он считал, что Абсолют направляет процесс развития мира и человечества. При этом человеческая свобода сохраняет своё значение, так как человек изначально причастен к Абсолюту, будучи одновременно конечным и бесконечным существом. «Абсолютность» и «бесконечность» человека определяются в первую очередь его разумом как формой абсолютного духа. «Верховной наукой», постигающей смысл происходящего в мире, оказывается, согласно Чичерину, метафизика истории. В историческом процессе философ-метафизик обнаруживает логику развития идей, поэтому особое значение среди исторических дисциплин имеет история человеческой мысли, история философии.


Заключение


Как видим, в Российской истории личность всегда играла важную роль. На политической арене XIX- начала XX веков действовали яркие и сильные личности, придерживавшиеся различных общественно-политических взглядов.

Сейчас в нашей стране к нам возвращаются не только их имена, но и их книги, идеи. Приходит и понимание того, что теоретические разногласия не преодолеваются силой запретов. Непрерывный диалог между учеными-политологами и политиками разных направлений, властью и оппозицией - вот непременный атрибут демократического общества.

Подводя итог, отметим, что изучение политических и правовых учений прошлого (а каждый прожитый нами день с позиции наступающего дня становиться прошлым) помогает лучше понять не только прошлое, но и настоящее. Связь прошлого и настоящего настолько велика, что нередко сейчас, в XXI веке, мы продолжаем анализировать тексты сочинений выдающихся мыслителей прошлого, даже ведем с ними полемику как с живыми, нашими современниками.

Об этом говорил и великий русский мыслитель-патриот И.А.Ильин, обращая внимание на то, что мы должны «все изболеть и осмыслить, чтобы выстрадать и приобрести тот духовный опыт, который будет потом светить нашим потомкам в поколениях».

Список использованной литературы


Арсланов, Р.А. Кавелин: человек и мыслитель / Р.А.Арсланов. - М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2000. - 387 с.

Волобуев, П.В. Политические деятели России (биографический словарь) / П.В.Волобуев. - М.: Большая российская энциклопедия, 2001. - 432 с.

Главацкий, М.Е. Хрестоматия по истории России 1917-1940 / М.Е. Главацкий. - М.: Аспект-Пресс, 2008. – 421 с.

Государственная дума Российской империи 1906-1917: Энциклопедия. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2008. - С.415-416.

Гринин, Л.Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса / Л.Е.Гринин. - М.: УРСС, 2007. - 272 с.

Евлампиев, И.И. Философские и социально-политические взгляды Б.Н.Чичерина / И.И.Евлампиев. - СПб.: Издательство РХГА, 2005. - С.3-30.

Зернов, И.Н. Иван Ильин. Монархия и будущее России / И.Н.Зернов. - М.: Алгоритм, 2007. - 240 с.

История России в портретах государственных и политических деятелей. - М.: Омега-Л, 2002. - 336 с.

Справочник по истории Отечества / сост. Г.В. Гребенькова, А.Н. Першиков, Т.А. Спиченко. – Томск: Изд. ТПУ, 2003. - 75 с.

Википеди Я. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.

Похожие работы:

  1. • Пропедевтика истории политических учений России X - начала XX ...
  2. • История политических учений
  3. • Политология
  4. • Актуальные политические концепции и общественный ...
  5. • Русская политическая мысль XIX - начала ХХ вв.
  6. • Возникновение и развитие политических учений
  7. • О "месте" и "роли" Карамзина в истории русской мысли
  8. • О "месте" и "роли" Карамзина в истории русской мысли
  9. • Политическая мысль России второй половины 19 ...
  10. • Михаил Булгаков
  11. • К историографии творчества Карамзина
  12. • Деятельность Чичерина, Ильина и Столыпина
  13. • Философия Феофана Прокоповича
  14. • Наследие Н.М. Карамзина
  15. • Идеи народовластия и государственности в истории политической ...
  16. • Философский анализ западноевропейской культуры
  17. • Особенности развития политической мысли в России
  18. • Просветители второй половины ХIХ века
  19. • Большевики, упавшие с неба
Рефетека ру refoteka@gmail.com