Рефетека.ру / Политология

Курсовая работа: Статус депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1.

1.1 Порядок выдвижения и требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации…………………………………………………5

1.2 Депутатский мандат и его сущность…………………………………………12

Глава 2.

2.1 Формы деятельности, права и обязанности депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации………………………………………………...16

2.2 Гарантии деятельности депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, ответственность за нарушение статуса парламентария……...…...22

Заключение……………………………………………………………………….27

Список используемой литературы……………………………………………29


Введение.


Исследование вопроса о правовом статусе имеет большее значение в современной юридической науке, так как парламентское право не стоит на месте, в законодательстве постоянно появляются важные новеллы, затрагивающие основные права и обязанности парламентария. В России идет процесс поиска оптимальной модели функционирования основных элементов новой российской государственности, данный процесс ставит своей целью нахождение таких форм организации этих элементов, которые дали бы возможность объединить все конструктивные условия, направленные на укрепление и повышение дееспособности институтов власти. Формы осуществления народовластия в Российской Федерации - одна из качественных характеристик современного демократического государства и важнейший объект исследования юридической науки, строящейся в том числе на понимании роли и места органов народного представительства в политической системе, статуса депутатов и выборных должностных лиц.

Важно понять что скрывается за термином «правовой статус». Это понятие употребляется в науке и законодательстве весьма широко. Слово «статус» переводится с латинского как «положение или состояние кого-либо (чего-либо)», поэтому термины «правовой статус» и «правовое положение» обычно употребляются как синонимы и используются для обозначения места субъекта правового общения. Таким образом, при использовании понятий «правовое положение» и «правовой статус» я буду исходить из их совпадения этимологически и по существу (все основные стороны юридического бытия индивида и его взаимоотношений с государством). Наиболее общим образом правовой статус можно определить как юридически закрепленное положение субъекта, поэтому иногда говорят также о юридическом статусе. Таким образом можно сказать, что в понятие «правовой статус парламентария» входят такие элементы как его права, свободы и обязанности, к числу второстепенных элементов относятся: порядок избрания депутата, вид и содержание мандата депутата.

Правовое положение депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации, представителей законодательного органа России, Федерального Собрания регламентируется федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", нормами Конституции Российской Федерации и рядом других нормативных правовых актов.

Федеральный закон устанавливает права, обязанности и ответственность депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими депутатской деятельности.


Глава 1.

1.1 Порядок выдвижения и требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


Право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной думы принадлежит непосредственно избирателям, избирательным объединениям (политические партии, движения) и избирательным блокам.

На основании Закона РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», принятого Государственной Думой 9 июня 1995 года, депутатом по одномандатному или федеральному избирательному округу может стать каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, старше 21 года и не являющийся членом какого-либо избирательного объединения.

Выдвижение кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу и федеральному списку кандидатов производится на съезде (конференции) избирательного объединения. После представления федерального списка в Центральную избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть из­менены, за исключением изменений, вызываемых выбыти­ем кандидатов, по личным заявлениям, в связи с отзывом или смертью.

В федеральный список могут входить кандидаты в де­путаты Государственной Думы, выдвигаемые тем же изби­рательным объединением или блоком в одномандатных ок­ругах. Общее число кандидатов, выдвигаемых одним изби­рательным объединением или блоком по федеральному спис­ку, не может превышать 270 человек. Все списки выдвину­тых кандидатов представляются в Центральную избиратель­ную комиссию, которая публикует их в средствах массовой информации.

После получения от Центральной избирательной комиссии заверенных копий выдвинутых кандидатов начинается сбор подписей в их поддержку. В одномандатных избира­тельных округах в поддержку каждого кандидата необходи­мо получить не менее одного процента от общего числа избирателей данного избирательного округа. Избирательное объединение или блок, выдвинувшие федеральный спи­сок кандидатов, обязаны собрать в его поддержку не менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 14 тыс. от требуемого общего числа подписей. Сбор подписей происходит с соблю­дением требований, указанных в законе.

В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подпис­ном листе должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса РФ, на основании которой (которых) был осужден кандидат, за­кона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголов­ным кодексом, с указанием наименования соответствующе­го закона. В случае наличия у кандидата помимо граждан­ства Российской Федерации гражданства иностранного го­сударства это должно быть отражено в подписном листе с указанием наименования соответствующего иностранного государства.

Все подписные листы представляются в избирательные комиссии (в поддержку федеральных списков - в Централь­ную, в поддержку кандидатов по одномандатным округам - в окружные), которые проводят проверку достоверности подписей, после чего регистрируют кандидатов или отка­зывают в регистрации. Отказ может быть обжалован в соответствующий суд, который обязан рассмотреть жалобу в течение трех дней.

После регистрации все кандидаты приобретают гарантии, необходимые им для ведения предвыборной кампании:

1) после регистрации кандидат в депутаты по личному заявлению освобождается от работы, военной службы и военных сборов со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидатам в депутаты денежную компенсацию в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 10 раз;

2) кандидат в депутаты не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу и военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до дня регистрации;

3) кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Давая такое согласие, Генеральный прокурор Российской Федерации немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата;

4) кандидат в депутаты, выдвинутый в одномандатном избирательном округе, со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов имеет право на территории соответствующего избирательного округа бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов. В городах, где имеется несколько избирательных округов, кандидат может бесплатно пользоваться городским транспортом общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов, на территории всего города;

5) Кандидат в депутаты, зарегистрированный в одномандатном избирательном округе, может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией. Избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, могут назначить до 500 доверенных лиц, которые регистрируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в части второй настоящей статьи период администрация (работодатель) обязана предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения;

6) в случае, если кандидат имеет постоянное место жительства вне пределов одномандатного избирательного округа, в котором он баллотируется, кандидат в течение указанного периода имеет право на три бесплатные поездки железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, за исключением такси и заказных рейсов, или на одну бесплатную поездку авиационным транспортом в избирательный округ и обратно. Оплата этих поездок осуществляется за счет средств соответствующей окружной избирательной комиссии.

Кандидат в депутаты, включенный в зарегистрированный федеральный список кандидатов, имеет право совершить одну поездку (туда и обратно) в пределах территории Российской Федерации на любом виде междугородного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов. Кроме того, кандидат, включенный в региональную группу кандидатов (если соответствующий федеральный список разбит на такие группы), имеет право бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов, в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Оплата этих поездок производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов;

7) Кандидат в депутаты, включенный в зарегистрированный федеральный список кандидатов, имеет право совершить одну поездку (туда и обратно) в пределах территории Российской Федерации на любом виде междугородного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов. Кроме того, кандидат, включенный в региональную группу кандидатов (если соответствующий федеральный список разбит на такие группы), имеет право бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов, в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Оплата этих поездок производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.. Избирательное объединение, избирательный блок могут не позднее чем за три дня до дня выборов отозвать любого зарегистрированного кандидата по решению уполномоченного органа, за исключением тех, в поддержку которых по одномандатным избирательным округам собраны подписи избирателей. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, соответствующая избирательная комиссия может отнести на счет кандидата либо избирательного объединения, избирательного блока соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные избирательной комиссией кандидату или избирательному объединению, избирательному блоку на предвыборную агитацию;

8) в целях проведения предвыборной агитации избиратель­ные объединения и блоки, зарегистрировавшие федераль­ные списки кандидатов, вправе использовать государствен­ные телерадиокомпании.

Для того, чтобы поставить всех кандидатов в равные условия Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрены ограничения, связанные с должностным и служебным положением. Запрещено привлечение лиц, находящихся в подчинении или служебной зависимости, к деятельности способствующей избранию кандидата, использование служебных помещений, средств телефонной и факсимильной связи, транспортных средств, средств массовой информации.


В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Конституцией входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

«Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

   Член Совета Федерации – представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты»1.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного органа вносятся на рассмот­рение этого органа его председателем.

В двухпалатном законодательном органе кандидатуры вносятся на рассмотрение данного органа поочередно пред­седателями палат. Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры.

Представитель в Совете Федерации от исполнительно­го органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом (руководителем высшего ис­полнительного органа) на срок его полномочий. Указ (поста­новление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа вступает в силу, если на очеред­ном или внеочередном заседании законодательного органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Феде­рации.

Кандидаты для избрания (назначения) в качестве пред­ставителя в Совете Федерации обязаны представить соот­ветственно в законодательный орган или высшему должнос­тному лицу (руководителю высшего исполнительного орга­на):

1) сведения о размере и об источниках доходов канди­дата за год, предшествующий году избрания (назначения);

2) сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Полномочия члена Совета Федерации, избранного (на­значенного) в соответствии с федеральным законом, начина­ются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу ре­шения об избрании (о назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным органом или высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа).

Полномочия члена Совета Федера­ции могут быть прекращены досрочно избравшим (назна­чившим) его органом государственной власти в том же по­рядке, в котором осуществляется его избрание (назначе­ние) членом Совета Федерации.


1.2 Депутатский мандат, его сущность. Правовая регламентация статуса парламентария.


При характеристике депутата как члена парламента важное значение

имеет мандат депутата, который является одним из элементов содержания правового статуса депутата. «Мандат депутата

выражает опосредованную правом сущность взаимоотношений депутата с

избирателями, обусловленную фактом уполномочивания депутата

избирателями на осуществление суверенной воли народа в законодательном

органе. Мандат депутата отличается от гражданско-правового договора

представительства кругом субъектов (гражданскому праву не известны такие

субъекты, как народ, избиратели округа), публичностью объекта

представительства.»2 Очевиден двуединый статус депутата, выступающего, с одной стороны, в качестве народного представителя, а с другой стороны, в качестве должностного лица. Такое положение депутата вытекает из двойственной природы парламента как представительного и законодательного органа и профессионального (преимущественно) характера деятельности депутата. При этом сущность мандата депутата определяется переносом выражения воли народа на деятельность депутата как народного представителя. Именно для осуществления представительских функций депутат наделяется должностными правами и обязанностями.
Можно выделить две разновидности депутатских мандатов, которые присущи различным странам мира: императивный и свободный.

Императивный мандат депутата к настоящему времени не имеет

широкого распространения. Он сохранился преимущественно в государствах,

подтвердивших в конце 20 века свою приверженность идеям социализма, а

также в некоторых иных государствах на уровне регионов и местных

территориальных сообществ. При этом наблюдается определенная

трансформация традиционных признаков императивного мандата. Депутат

уже не рассматривается как представитель исключительно того

избирательного округа, от которого он избран (преимущественно при

мажоритарной избирательной системе). Он считается одновременно

представителем нации в целом. Соответственно не проводится жесткое

отграничение институтов наказов избирателей и отчетности депутата от

обращений граждан и простых встреч депутата с избирателями. Сохраняется

проблема неопределенности оснований отзыва депутата. Очевидна

сложность применения императивного мандата в условиях содержательной

насыщенности современного законодательства. Этот вид мандата отличает

чрезмерная зависимость от политической активности граждан и

злоупотребление личным временем избирателей.

Появление партийного императивного мандата в начале 20 в. является

реакцией на существующие в некоторых государствах многочисленные

переходы депутатов из одной партийной фракции в другую. Партийный

императивный мандат характеризуется обязательностью для депутата

указаний политической партии, от которой он избран; представительством

интересов, в первую очередь, своей политической партии;

подконтрольностью депутата фракции; возможностью лишения мандата в

случае отступления от партийной дисциплины. Он способствует

бюрократизации государственного механизма, поскольку законодательно

защищает интересы только узкокорпоративной группы членов общества

(политической партии), а не всего народа.

Свободный мандат депутата является наиболее распространенным в

мировой практике видом мандата на всех уровнях осуществления власти

(государственном, региональном, местном) и считается одним из элементов

института парламентаризма. Обстановка политического соперничества и

срочность полномочий заставляют депутата учитывать мнение избирателей,

несмотря на его формально-юридическую независимость. Значение

свободного мандата в условиях современного государства заключается в

ограничении давления на депутата со стороны политических партий, органов

власти, лоббистов. Этот вид мандата обеспечивает депутату возможность

действовать в соответствии со своими убеждениями, искать альтернативы

существующему в государстве политическому режиму, а следовательно,

способствует демократизации власти. Вместе с тем, он несет в себе опасность

популизма (особенно в ситуации политической нестабильности).

В Российской Федерации Конституция полностью обходит вопрос о природе мандата парламентария, законодательство же решает его не полностью. В целом можно сказать, что императивный мандат отвергнут, так как не существует права отзыва депутата избирателями, но существующий свободный мандат все же обременен некоторыми традиционными чертами, например обязанностью депутата информировать избирателей о своей деятельности и обеспечивать их права и интересы. Однако отсутствие санкций за нарушения этих обязанностей позволяет депутату поступать в соответствии со своими убеждениями, то есть действовать свободно. С момента формирования Государственной Думы пятого созыва (декабрь 2007 г.) мандат депутата приобретет черты партийного императивного мандата. Этому

способствует введение нормы о лишении депутата статуса, если он 1)

изменит свою партийную принадлежность; 2) не войдет в состав

соответствующей партийной фракции; 3) прекратит по личному заявлению

членство в партийной фракции. Усиливает зависимость депутата от партии и

переход к формированию нижней палаты российского парламента

исключительно по избирательной системе пропорционального

представительства, признание политических партий единственным

субъектом, правомочным выдвигать кандидатов в депутаты Государственной

Думы, повышение требований к политическим партиям. Указанные новеллы

создают условия для превалирования интересов политической партии над

интересами избирателей в деятельности депутата.

Применительно к современной России представляется наиболее предпочтительным установление свободного мандата депутата при дополнении его юридическими обязанностями и ответственностью депутата перед парламентом и судом.


Глава 2.

2.1Формы деятельности,права и обязанности депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации.


Федеральный закон о статусе депутата Совета Федерации и ста­тусе депутата Государственной Думы определяет основные формы депутатской деятельности.

а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации. В случае невозможности присутствовать на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии по уважительной причине член Совета Федерации, депутат Государственной Думы заблаговременно информируют об этом соответственно Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателя комитета, комиссии, сопредседателя согласительной и специальной комиссии;

б) участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации; в работе согласительных и специальных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой; в работе парламентских комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой в порядке, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2005 года N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации", а также рабочих групп, создаваемых указанными парламентскими комиссиями;

в) участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов;

г) участие в парламентских слушаниях;

д) внесение законопроектов в Государственную Думу;

е) внесение парламентского запроса (запроса Совета Федерации, Государственной Думы), запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатского запроса);

ж) обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации;

з) работа с избирателями и обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. Депутаты, избранные по одномандатным избиратель­ным округам, поддерживают связь с избирателями своих ок­ругов, а депутаты, избранные по общефедеральному изби­рательному округу, поддерживают связь с избирателями в регионе, определенном соответствующей фракцией. Депута­ты рассматривают поступившие от избирателей предложе­ния, заявления и жалобы, вносят предложения в соответ­ствующие органы власти и общественные объединения. Де­путаты информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой ин­формации. Для работы с избирателями депутату ежемесячно предоставляются соответствующие дни в порядке, опре­деляемом Регламентом палаты. Главы администраций несут персональную ответственность за создание условий для нор­мальной деятельности депутатов Государственной Думы и их помощников.

и) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Такие фракции или группы образуются из числа депутатов — представителей политических пар­тий и избирательных объединений;

Депутатская деятельность может осуществляться и в других формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федераль­ными законами и регламентами палат Федерального Собрания.

Формы деятельности определены в Законе для того, чтобы способствовать парламентариям в осуществлении их законотворческой деятельности. В то же время это означа­ет установление известных рамок такой деятельности с тем, чтобы не допустить вмешательства депутатов в прерогати­вы исполнительной и судебной власти.

Законодательством о статусе депутата установлены его основные права и обязанности. К числу основных прав депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы относятся 3:

а) право законодательной инициативы. Это право осуществля­ется путем внесения депутатами в Государственную Думу законо­проектов и поправок к ним, законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных законов, а также законопроектов о вне­сении изменений и дополнений в действующие законы Российской Феде­рации либо о признании этих законов утратившими силу. Кроме того, группа депутатов (не менее одной пятой депутатов Совета Федерации ли Государственной Думы) может вносить предложения о поправке и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Законодательные инициативы подлежат обязательному рассмотрению Государственной Думой.

б) право решающего голоса по всем вопросам, рассматри­ваемым соответствующей палатой Федерального Собрания РФ. Это право обеспечивается личным участием каждого депутата в работе соответствующей палаты парламента России;

в) право на участие в работе комитетов и комиссий соот­ветствующей палаты Федерального Собрания, членами которых они являются. Депутаты, избранные в комитеты и комиссии палат, вправе лично участвовать в обсуждении и решении всех рассматриваемых на заседаниях комитетов и комиссий вопросов;

г) право на получение и распространение информации. Депутаты обеспечиваются всеми документами, принятыми палатами Федерального Собрания, а также документами, информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Админис­трацией Президента России, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом и другими высшими судебными органами страны, иными государственными органами и общественными объ­единениями.

При обращении депутата в органы государственной власти, орга­ны местного самоуправления, общественные объединения, на пред­приятия, в учреждения, организации (в том числе воинские части, организации и учреждения Министерства обороны РФ) должностные лица обеспечивают его по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, необходимой информацией и документацией неза­висимо от степени ее секретности с соблюдением, конечно, условий, предусмотренных федеральным законодательством о государственной тайне. Кроме того, руководители предприятий, учреждений и органи­заций обязаны предоставить депутату возможность воспользоваться консультацией специалистов по вопросам, также связанным с его депутатской деятельностью.

Право депутата на распространение информации реализуется пу­тем предоставления ему преимуществ при выступлении по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации. При этом установлено правило, что материалы, предо­ставляемые депутатом по поручению соответствующих палат, коми­тетов и комиссий палат Федерального Собрания, а также депутатских объединений (фракций) в Государственной Думе, подлежат обяза­тельному опубликованию или распространению через средства мас­совой информации в срок, согласованный с депутатом, но не позднее 7 дней после обращения. Следует отметить, что редактирование (правка) представленных депутатом материалов без его согласия не допускается;

д) депутат, группа депутатов Государственной Думы вправе обращаться с запросом к Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, установленный палатой, срок (ст.13 части 1 и 4 закона).

Депутат, группа депутатов Государственной Думы вправе обращаться с вопросом к любому члену Правительства на заседании Государственной Думы (ст.14 ч.1 Закона);

е) по вопросам своей деятельности член Совета Федерации, депутат Государственной Думы пользуются правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований4.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение парламентарием указанных норм устанавли­вается Регламентами палат. Члены Совета Федерации и де­путаты Государственной Думы представляют декларации о доходах и сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Информация о нарушениях, выявлен­ных в результате проверки налоговыми органами Россий­ской Федерации, подлежит опубликованию в "Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации". Однако слу­чаев подобного рода пока выявлено не было.

Не допускается вмешательство члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность.

Таким образом закон разграничивает две ветви власти: законодательную и судебную.


2.2Гарантии деятельности депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, ответственность за нарушение статуса парламентария.


Для наиболее эффективного осуществления парламентариями своих полномочий ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе Члена Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определяет гарантии их деятельности. По способу выражения их можно разделить на две группы: правовые и социальные или экономические.

Важнейшей правовой гарантией деятельности парламентариев яв­ляется неприкосновенность. Депутаты Совета Феде­рации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновен­ностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев их задержания на месте преступления. Они также не могут быть под­вергнуты личному досмотру за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопас­ности других людей5.

Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей пала­той Федерального Собрания. При этом соблюдаются следующие основные правила. Для получения согласия на привлечение к уго­ловной или административной ответственности, налагаемой в судеб­ном порядке, арест и обыск депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Генеральный прокурор РФ вносит представ­ление в соответствующую палату Федерального Собрания. Совет Федерации или Государственная Дума не позднее чем в недельный срок со дня внесения представления Генерального прокурора РФ рассматривает это представление, принимает по нему мотивирован­ное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора РФ. При необходимости от Генерального прокурора РФ могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении во­проса в соответствующей палате Федерального Собрания вправе участвовать депутат, в отношении которого внесено представление. О прекращении уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении депутата сообщается той палате, депутат которой привлекался к ответственности.

Часть 1 статьи 98 Конституции гласит: "Члены Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей." Личный досмотр не является уголовно-процессуальным действием; согласно законодательству правом производить досмотр обладают работники органов внутренних дел, федеральной службы контрразведки, таможенной службы Российской Федерации. Часть 2 статьи рассматривает вопрос о лишении неприкосновенности, который "решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания".

В ст. 7 Регламента отмечено, что данная процедура проводится на основании заключения Мандатной комиссии решением Государственной Думы, если за это решение проголосовало две трети от общего числа депутатов Государственной Думы".

Под привлечением к уголовной ответственности имеется в виду вынесение следователем постановления о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого (ст. 143 УПК). Таким образом, депутатская неприкосновенность не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и производстве определенных следственных действий.

Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Среди трудовых гарантий можно выделить организационные, к которым относятся право иметь помощников, право на служебное помещение, на использование средств связи и другие.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе, а также по работе в субъекте Российской Федерации (для членов Совета Федерации), в избирательном округе (для депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам), в субъекте (субъектах) Российской Федерации. Кроме того

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до сорока помощников, работающих на общественных началах.

Парламентарию для осуществления ими своих полномочий в здании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой (в том числе персональным компьютером, подключенным к общей сети, ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), средствами связи.

По объему социальных гарантий депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру; Председатель палаты, заместители Председателя палаты - к Председателю Правительства Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации соответственно6.

К социальным гарантиям деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы относятся:

а) ежемесячное денежное вознаграждение, также Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы и членам их семей возмещаются расходы, связанные с переездом в город Москву для осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий, а также расходы, связанные с переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей к постоянному месту жительства члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы после прекращения их полномочий.

б) ежегодный оплачиваемый отпуск;

в) зачисление времени осуществления полномочий члена (депутата) Совета Федерации, депутата Государственной Думы в стаж федеральной государственной службы;

г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей;

д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;

е) обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу;

ж) обязательное государственное социальное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий;

з) жилищно-бытовое обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;

и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.

Довольно большой список гарантий обуславливается тем, что необходимо полностью оградить парламентариев, как представителей законодательной ветви власти, от каких либо посягательств на их независимость. Кроме того подчеркивается высокий статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Законом предусмотрена также ответственность должностных лицами и других работников органов государственной власти за нарушение его положений. Предоставление заведомо ложной информации, нарушение положений о неприкосновенности либо давление, связанное непосредственно с деятельностью в парламенте, влекут за собой ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством.


Заключение.

Статусы депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации во многом схожи, но между ними есть и различия. Различия существуют в порядке выборов (назначении), в формах деятельности, в сроке нахождения на должности и в другом. Депутаты Государственной Думы избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты (назначаются) по должности. Государственная Дума работает на постоянной основе, а Совет Федерации - на непостоянной. В отличие от члена Совета Федерации депутат Государственной Думы работает на профессиональной основе. Депутаты Думы представляют в палате весь народ в целом, а члены Совета Федерации представляют свои субъекты РФ. Он не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий. Условия и порядок приостановления военной службы и службы в органах внутренних дел и органах прокуратуры для депутата Государственной Думы устанавливаются федеральным законом. Однако в своей совокупности депутаты Думы и члены Совета Федерации образуют единый представительный и законодательный орган Российской Федерации.

Глубокий анализ закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и других законов, затрагивающих статус депутатов и членов совета Федерации, выявляет в них множество недостатков. На мой взгляд слишком размытыми выглядят именно обязанности парламентариев, законом не определяется ответственность за их невыполнение самим парламентарием, таким образом создаются условия для вседозволенности депутатов и членов Совета Федерации. Имеет место несоответствие существующего института неприкосновенности парламентариев, закрепленному в Конституции РФ принципу равенства всех перед законом и судом. Гарантии неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы рассматриваются как оставшиеся в наследство от тоталитарного прошлого преимущества и привилегии. Четко не определен срок полномочий членов Совета Федерации и т.д. Данные коллизии требуют разрешения, поэтому можно сказать, что статус парламентариев динамичен и останется таким до разрешения всех проблем не только в вышеупомянутых законах, но и в законодательстве в целом.


Список используемой литературы.


Конституция Российской Федерации.

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания -

парламента Российской Федерации.

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации» N 3-ФЗ от 8 мая 1994 г.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» № 51-ФЗ от 22 апреля 2005 г.

Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» №113-ФЗ от 5 августа 2000 г.

Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Баглай М.В.

Конституционное право России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". Козлова Е. И., Кутафин О. Е.

 Парламентское право Российской Федерации. Учебно-методическое пособие для вузов. Булаков О. Н.

Сущность статуса члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Журнал российского права. - 2003. - № 9.-С.40-46.

Процедура формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ: федеральное и региональное регулирование. Быков С. В.

Статус кандидата в российском избирательном праве / Кучин А. С.
// Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - № 6. - С. 16-20

За рамками правового поля: что показал анализ закона «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». "Журнал российского права", 2000, N 4. Рощин В.А.

Народный представитель: теория и практика. "Законодательство и экономика", 2005, N 11

Правовой статус депутата и выборного должностного лица (проблемы теории). "Юридический мир", 2006, N 8. Варлен М. В.

Новеллы законодательства о статусе депутата государственной Думы. "Конституционное и муниципальное право", 2006, N 1. Советников И. В.

1 Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 года. №113-ФЗ

2 Васькова Людмила Геннадьевна-

Конституционно-правовое регулирование мандата депутата современного парламента.

3 Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право России.

4 А. В. Якушев Конституционное право России. М.: Изд-во ПРИОР

5 Ковешников Е.М. "Конституционное право Российской Федерации".

6 Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право России.

Похожие работы:

  1. • Совет Федерации Федерального Собрания Российской ...
  2. • Правовой статус депутата Государственной Думы ...
  3. • Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации
  4. • Государственная Дума в системе органов ...
  5. • Федеральное собрание РФ
  6. • Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
  7. • Статус Федерального Собрания Российской Федерации
  8. • Федеральное собрание РФ
  9. • Совет Федерации Федерального Собрания Российской ...
  10. • Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации
  11. • Совет Федерации РФ
  12. • Порядок формирования федерального собрания, его ...
  13. • Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания ...
  14. • Сущность и основные черты Федерального собрания по ...
  15. • Статус депутата Государственной Думы Федерального ...
  16. • Федеральное собрание Российской Федерации
  17. • Конституционно-правовой статус депутата
  18. • Анализ конституционно-правового статуса ...
  19. • Двухпалатная структура Федерального Собрания
Рефетека ру refoteka@gmail.com