Рефетека.ру / Педагогика

Дипломная работа: Формирование морфологической стороны речи у детей средней группы ДОУ

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

Глава I. Теоретические основы формирования морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста.

Психолого-педагогические основы формирования морфологической стороны речи у детей - дошкольников

2.Особенности формирования у детей морфологической стороны речи

3.Методика формирования морфологической стороны речи у детей дошкольников

Глава II. Содержание и методика формирования морфологической стороны речи у детей-дошкольников.

1.Характеристика состояния морфологических навыков у детей среднего дошкольного возраста (по данным констатирующего эксперимента

2. Содержание и методика проведения формирующего эксперимента

3.Анализ результатов итогового эксперимента

Заключение

Литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5


Введение


Формирование речи детей в дошкольные годы жизни - одна из серьёзнейших задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребёнка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.

Язык, как орудие мышления, играет большую роль в умственном развитии ребёнка. К.Д. Ушинский писал: "…Родное слово - есть основа всякого умственного развития и сокровища всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается". [12, С.19]

Но понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребёнок не cможет, не овладев грамматическим строем речи. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. У детей, усваивающих грамматические категории на практическом уровне, формируется и мышление. Отсюда следует, что каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение.

Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь ребёнка - аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребёнком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются а речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблений сложноподчинённых предложений.

С точки зрения грамматики как науки определение грамматики означает науку, свод правил об изменении слов и их словосочетаний в предложении. Грамматический строй речи включает в себя три стороны речи:

Морфология - система склонений, традиционные формы словоизменения.

Синтаксис - многообразие способов построения простых и сложных предложений.

Словообразование - средства и способы образования слов.

В дошкольных учреждениях ведется последовательная и систематическая работа по морфологии, так как на протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство морфологической стороны речи. Морфологические ошибки связаны ненормативным образованием форм слов и употребление частей речи. В целях всестороннего развития ребенка и правильного сочетания грамматических категорий, нужно обучать их правильному формообразованию слов.

Целью выпускной квалификационной работы является: показать необходимость систематической работы по формированию морфологического строя речи в дошкольном возрасте не только для речевого развития ребёнка, но и для его общего развития.

Задачами выпускной квалификационной работы являются:

Изучить специальную литературу, освещающую данную проблему.

Проанализировать этапы формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста.

Выявить особенность сформированности морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста.

Определить основное содержание воспитательно-образовательной работы по формированию морфологической стороны речи.

Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является морфологическая сторона речи.

Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является формирование морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза выпускной квалификационной работы - использование в речевой работе дидактических игр и упражнений, способствующих более глубокому и осознанному усвоению детьми среднего дошкольного возраста морфологической стороны речи.

В данной выпускной квалификационной работе использовались следующие методы:

в теоретической части: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ, обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, экспериментах;

эмпирические методы: наблюдения, беседы, опытно-педагогическая работа, педагогический эксперимент;

практическая часть работы проводилась на базе муниципального дошкольного учреждения № 13 "Янтарь" г. Железноводска в группе для детей среднего дошкольного возраста.


Глава I. Теоретические основы формирования морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста.


Психолого-педагогические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников.

Грамматика русского языка - обширная наука. Именно через неё ребёнок учится правильно говорить.

Освоение ребенком морфологии начинается с изменением слова по падежам, например: когда мамы нет, он, отвечая на вопрос "Где мама?", просто говорит слово "мама", тем самым как будто говоря, что мамы нет.

Освоение ребенком морфологии имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

Усвоение морфологических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает, наряду с функцией общения, выполнять функцию сообщения через правильно сочетаемые слова в предложении, когда он овладевает монологической формой связной речи.

Овладение правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Недаром К.Д. Ушинский, формируя третью цель в обучении языку, назвал грамматику (а значит и морфологию) поиском языка. Говоря о её изучении, он писал : "… Грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание ребенка, то есть именно ту способность, вследствие которой ребенок является человеком между животными". [12, С. 23]

Овладение морфологией оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Осваивая правильную речь, дети познают категории и законы морфологии в практике живой речи.

Уже в дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость у ребенка с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Связь между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование правильной речи проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. В его исследованиях содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи. По данным А.Н. Гвоздева морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около 1 года 11 месяцев) [1, С.56]

Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов.

Расчленение слов охватывает ряд категорий существительных в единственном и множественном числе именительного, родительного и винительного падежей, а также и глагольные категории (повелительное наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время).

В среднем дошкольном возрасте основное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи:

согласование слов;

чередование звуков в основах;

образование сравнительной степени прилагательных.

Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов с помощью приставок. А.Н. Гвоздев указывает, что формирование согласования в роде проходит длительный путь развития и усваивается относительно поздно. [1, С. 65]

В его материалах содержатся также указания на то, что на начальных этапах развития речи преобладает согласование в женском роде, затем появляется согласование в мужском роде и смешанное согласование. К трём годам род усваивается почти полностью.

Развитие морфологической стороны речи сопряжено с рядом трудностей, вязанных с особенностями русского языка.

Прежде всего в русском языке очень сложная система окончаний существительных, не фиксировано место ударения в словах, чрезвычайно большое многообразие чередований гласных и согласных звуков в основах глаголов. Кроме того, дошкольников затрудняет усвоение родовой принадлежности существительных, понимание и использование пространственных предлогов и наречий.

Очевидно, что трудных грамматических форм в русском языке великое множество; многие из них встречаются детям, и, естественно, ведут к ошибкам.

А.В. Захарова показала, что усвоение форм склонения проходит у детей дошкольного возраста при ведущем значении ориентировки ребенка на форму слова (его окончанием в именительном падеже). Формирование системы связей, появляющихся с ориентировкой на форму, происходит в определенной последовательности на протяжении всего дошкольного возраста [6, С. 142]

Усвоение склонения существительных среднего рода происходит несколько позднее и с большим трудом. Установлено, что в отношении усвоения эти существительные очень четко разбиваются на две группы: быстрее устанавливается правильное изменение по падежам у существительных среднего рода с ударными окончаниями и более продолжительное время - с безударными. В среднем возрасте дети не всегда ориентируются на их окончания в именительном падеже, смешивая при склонении этих слов окончания I и II склонений. Встречаются случаи "двойного" склонения одного и того же слова, в зависимости от того, как оно произносится в именительном падеже. Исследования Захаровой показывают, что усвоение морфологической системы русского языка, столь интенсивно проходящее именно в дошкольном возрасте, происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов.

А.Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя речи.

Первый период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (1 год 3 месяца - 1 год 10 месяцев).

Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (1 год 10 месяце - 3 года).

Третий период - период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (3 года - 7 лет). В этот период в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком, формы. Раньше усваивается система окончаний, позже - система чередования в основах. [1, С. 190]

Американский психолингвист Д. Слобин отмечает, что для овладения грамматикой ребенок должен:

Осознать те физические и социальные явления, информация которых передаётся при помощи языка.

Уметь обрабатывать, организовывать и хранить языковую информацию. Иными словами, когнитивные предпосылки развития грамматики связаны как со значением, так и с формой высказывания.

Трудность и постепенность усвоения грамматического строя речи объясняются несколькими причинами:

особенность возраста;

закономерности усвоения морфологической и синтаксической сторон речи;

сложность грамматической системы, особенно морфологии.

Психологические основы развития речи раскрывают некоторые её направления: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Словарь ребенка-дошкольника быстро увеличивается не только за счет существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Само по себе увеличение словарного состава не имело бы большого значения, если бы ребенок параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложения по законам грамматики. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка. Ребенок практически осваивает, в основных чертах, типы склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов (суффиксами для обозначения пола, детенышей и других).

В дошкольном возрасте дети начинают необычайно легко образовывать слова, менять их смысл, добавляя различные суффиксы:

медведь - мишульчик; тигр - тигричек;

слон - слонишка; крокодил - крокодильчик;

зебра - зеберчик; лось - лосик;

жираф - жирафчик; кролик - кроличек и т.д.

Языковое поведение ребенка, в данном случае, показывает, что за словом он видит реальный предмет. Так, если взрослая особь - большое животное (лось), то его детеныш - маленькое животное (лосик), но если взрослая особь - небольшое животное (муха), то его детеныш - тоже небольшое животное, то есть тоже "муха". В этом случае нужда в уменьшительном суффиксе отпадает - муха и так маленькая.

Усвоение языка определяется чрезвычайной активностью самого ребенка по отношению к языку. Эта активность выражается в словоизменениях, которые ребенок строит по имеющимся образцам. Дошкольный возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям.

Наряду с ориентировкой на смысл слова, на обозначающую словами действительность дошкольники обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова, независимо от его значения.

Ориентировка на звуковую форму слов выражается не только в стихосложении. Уже младшие дошкольники начинают изменять слова, учитывая исходную форму. В зависимости от того, как ребенок произносит слово в именительном падеже, он будет изменять это слово и по остальным падежам. Произнося слово "ограда", например, ребенок изменяет его по первому склонению, а произнося это слово как "оград", изменяет его по второму склонению.

Как ориентировка на смысловую сторону языка, так и ориентировка на его звуковую сторону осуществляется в процессе практического применения и изменения слов и до известного момента не связана с осознанием речи, которое предполагает понимание связи между звучанием и его значением. Однако, постепенно развивающееся языковое чутье и связанная с ним умственная работа над языком приводят к попыткам осознания речи. На пятом году у ребенка появляются попытки осмыслить значение слов и объяснить их происхождение. Ребенок пытается сопоставить одни слова с другими созвучными словами. Например: слово "город" ассоциируется со словом "горы".

Достаточно глубокое осознание речи формируется у дошкольников от 3 до 5 лет только в условиях специального обучения. [19, С. 140-142]


Особенности формирования у детей морфологической

стороны речи.


Процесс усвоения ребёнком грамматического строя речи сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического стереотипа.

Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа.. ребёнок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.

В физиологии установлена условно-рефлекторная основа морфологической стороны речи. У ребёнка вырабатывается определённый динамический стереотип при изменении имён существительных, прилагательных и других частей речи. Ребёнок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определённых грамматических форм.

Выработка динамического стереотипа облегчается его большой устойчивостью. Если ребенок усвоил падежные окончания, то он безошибочно их употребляет, если это соответствует общей системе языка. Но, вместе с тем, наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического стереотипа. Ребёнок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях, когда имеются отступления от системы. Например: Мы видели в зоопарке слон. Мне мама подарила утёночек ( как и "Мне мама купила стол").

То же наблюдается в употреблении применяемых имён существительных. Ребёнок твёрдо усвоил в практике общения, что все слова (существительные) изменяются, поэтому он изменяет и такие слова, как : кот, пальто, пианино, кофе, кино.

Основополагающее значение для понимания особенностей освоения морфологической стороны речи дошкольниками имеют работы А.Н. Гвоздева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.М. Шахнаровича, А. В. Захаровой.

Усвоение грамматической строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, то есть то, что не ясно по значению. В первую очередь усваиваются категории с отчётливо выраженным конкретным значением, которое легко может быть охвачено ребёнком. Раньше всего ребёнок усваивает число существительных и разницу между существительными и уменьшительными существительными (столик - стол). Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребёнка большое значение. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространствами (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается не путём механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных.

Отмечено, что три основные части русского языка представляют различные трудности:

в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний;

в отношении глаголов - овладение основами;

в отношении прилагательных - словообразование (сравнительная степень).

Раскрыта следующая закономерность: в усвоении морфологии наблюдается определённая последовательность. Сначала усваивается всё наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

Всё единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергаются вытеснению в речи ребёнка. Постепенно, путём подражания речи окружающих, образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком, слова усваиваются уже в школьном возрасте.

Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. Особенно отчетливо это выражено у старших дошкольников.

Для выработки ориентировки важна деятельность ребёнка со словами. Однако, простое накопление опыта не всегда приводит к положительному результату. Так, исследуя особенности согласования в роде глаголов прошедшего времени с существительными, М.И. Попова пришла к выводу, что простое многократное (от 312 до 534 ) повторение нужной формы трудоёмко и непродуктивно . у детей не возникает ориентировка на форму, так как их деятельность со словом не организована. Формирование согласования в игре "Теремок", создание проблемной ситуации (дверь в теремок открывалась, если ребёнок правильно производил согласование) привело к тому, что 75% детей, при количестве повторений не свыше 100, научились выделять голосом окончания существительного и глагола.

При усвоении грамматического строя языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки.

Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест.

Основой усвоения грамматического строя является формирование грамматических обобщений.

Речь детей развивается, прежде всего, на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов их речи. Но в этом овладении речью существенную роль играют явно "не подражательные" элементы психологического механизма речевого развития, а обобщение языковых и речевых явлений.

Формирование языковых обобщений в процессе развития речи начинается рано, и именно они составляют ядро психологического механизма усвоения языка, а не простое подражание взрослым.

Усвоение морфологии тесно связано с коснитивным развитием ребёнка, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений.

На материале 40 языков Д. Слобин приводит убедительные данные о том, что процесс усвоения грамматики требует тонко структуризованного активного мышления ребёнка. Такая универсальная закономерность проявляется у детей, говорящих на английском, немецком, русском, польском, венгерском и других языках.

В исследовании В.И. Яднико содержится материал, раскрывающий процесс обобщений и отвлечений в речи детей в связи с использованием отдельных грамматических форм.

Так, в предложении "Мы пошли" ребёнок пользуется одним словом для обозначения группы действующих субъектов. На вопрос: "Кто это мы?" - он отвечает: "Я, папа, Витя". Сказуемое "пошли" указывает на то, что данная группа субъектов действовала одинаково в определенном отрезке времени.

Для морфологии интерес представляет появление в речи предложений с однородными подлежащими, где перед перечислением стоит обобщающее слово, например: два "мы" - я и папа - пошли. Здесь и открывается прекрасная возможность для морфологии, хотя предложение оформлено недостаточно правильно грамматически , но по структуре - сложное. Ребёнок раскрывает множество (я и папа), указывает на количество действующих лиц (два "мы").

Характеризуя результаты усвоения, которых достигает ребёнок к школьному возрасту, уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества, стоящих особняком, единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребёнок получает в нём совершенное орудие общения и мышления. [1, С. 189]

В психологической литературе делались неоднократные попытки объяснить интенсивное усвоение грамматических форм языка детьми в дошкольном возрасте. К. Бюлер выдвинул предположение, что в основе всего процесса усвоения лежит открытие флективной природы языка, якобы делаемое ребенком. После этого открытия ребенок, якобы, начинает понимать основной принцип флективных языков, заключающийся в том, что отношения могут выражаться путем звуковых изменений морфологических частей слов.

Ряд психологов, лингвистов, педагогов указывали на якобы присущее ребёнку особое "чутьё языка", которое и позволяет ему разобраться в сложнейших языковых явлениях. В русской дореволюционной литературе на это неоднократно указывал К.Д. Ушинский. Замечательный знаток детского языка детский писатель К.И. Чуковский не устаёт повторять, что в период до 5 лет ребенок обладает необычайным чутьём языка и что именно оно и, связанная с этим, умственная работа ребенка над языком создают основу столь интенсивно идущего процесса. Вместе с тем справедливо подчёркивается активный характер процесса усвоения и восстает против теории механического и пассивного усвоения родного языка. "Без такого повышенного чутья к фонетике и морфологии слова один голый подражательный инстинкт был бы совершенно бессилен и не мог бы привести бессловесных младенцев к полному обладанию родным языком. Правда, нельзя забывать, что это обладание во всех случаях - без единого исключения - является результатом совместной работы ребёнка и тех, кто окружает его. Но все усилия взрослых были бы совершенно бесплодны, если бы дети раннего возраста не проявляли изощренного чувства к составу и звучанию слов" [20, С. 68]

Заслуга Чуковского не только в том, что он, вопреки механическим теориям, отстаивает активный характер процесса усвоения, но и в том, что он собрал, хотя и разрозненных, но обильный материал по детскому словотворчеству.

А.Н. Гвоздев также отмечает особую языковую одаренность детей дошкольного возраста. Так, он пишет: "… Ребёнок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Ещё больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создаётся новое значение: для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты. Меткость детских наблюдений и художественная яркость многих детских слов общеизвестны: они действительно очень близки к тому речетворчеству, которое практикуют художники слова. Поэтому здесь имеет место настоящее творчество, свидетельствующее о языковой одаренности детей." [8, С. 187]

Дошкольный возраст является периодом, в котором имеется наибольшая чуткость к языковым явлениям, - это твердо установленный факт.

Самостоятельное словообразование является процессом, показывающим усвоение ребенком системы суффиксов родного языка, что тесно связано с формированием морфологической стороны речи. Это может быть представлено таблицей Д.Б. Эльконина (Приложение 1).

Приведенная сводка показывает, что усвоенное количественное и качественное изменение суффиксов при составлении словоотношений в предложении влияет на активное восприятие речевых категорий, а также позволяет сделать быстрый скачок в овладении сложной системы морфологических значений родного языка.

Но несмотря на детское чутьё к языку, речь дошкольников всё-таки не безошибочна. Вот некоторые примеры ошибок в речи детей, свидетельствующие о том, что они понимают смысл употребляемых ими грамматических форм, но еще не запомнили, как их надо употреблять в речи.

Дети изменяют слова речи обычно по продуктивному типу склонения или спряжения, непродуктивный тип они усваивают обычно позже, и если им в этом своевременно не помочь, ошибки в словоизменении "доживают" до школы, когда исправлять их гораздо труднее.

К непродуктивным типам словоизменения относятся, как известно, небольшие группы слов. Такие как: глаголы есть, ехать, расти (каждый из них составляет отдельную группу спряжения), разносклоняемые имена существительные типа "имя" и другие. Но эти слова весьма часто встречаются в речи, поэтому ошибочное изменение их всегда заметно. Вот некоторые типовые ошибки такого рода.

Смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных: вместо окончаний -а (-я) - дети произносят -ы (-и) по типу "столы", "домы", "поезды", "окны", "человеки".

Унификация окончаний родительного падежа множественного числа имён существительных, сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу "столов": "карандашов", "этажов", "мышов", "утков", "птичков", "книгов", "куклов", "девочков", "руков", "дерев", "лошадёв".

Неправильное склонение имен существительных родительного падежа единственного числа: "у кукле", "у сестре", "у маме", "без ложке".

Унификация стилистических различий в окончаниях предложного падежа единственного числа неодушевлённых существительных, имеющих разговорную формулу -у, в отличии от книжной формы на -е ("на мысу - на мысе") : "в лесе", "в носе", "в роте", "на супе".

Не различение окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных: "видели поросенок", "поймали олень", "посадили дуба", "Сережа поймал сом".

Склонение несклоняемых существительных: "в кине", "на пальте пуговицы", "за пианином", "чашка кофию".

Образование множественного числа существительных, обобзначающих детёнышей животных: "ягнёнки", "жеребёнки", "котёнки", "поросёнки".

Изменение рода существительных: "большой яблок", "купи мороженую", "папа ушла", "платье зелёная".

Унификация спряжения глаголов - спряжение всех непродуктивных по типу продуктивных: "давать-даваю", "дать-дадишь", "ехать-ехаю, ехает", "бежать- бежу, бежи", "искать-искаю, искает".

Не склонение числительных: "собака с пять щенят", "курица пришла без два цыплёнка".

Неправильная форма причастий: "сломатая", "сошитая", "оборватая".

Образование сравнительной степени прилагательных: "ярчи", "хужи", "плохее", "чистее", "красивше".

Окончание местоимений в косвенных падежах: "у мене болят уши", "в этим кармане", "у тебе красивая платья".

Склонение числительных: "двое домов", "идите по двоим", "с двумями карманами".

У детей наблюдаются, особенно в повседневном общении, и другие ошибки:

"одень" - вместо "надень", "раздень" - вместо "сними";

"я надетый" - вместо "я одетый";

"мы ходим за ягодам и грибам".

Большую роль в формировании морфологической стороны речи играет и место жительства ребёнка.

Таким образом, особенности формирования морфологической стороны речи заключаются в том, на сколько у детей сформировано мышление, умение словоизменять с помощью разных суффиксов, рода падежей, числа, а также устойчивость внимания, конструктивного мышления.


Методика формирования морфологической стороны речи у

детей-дошкольников.


К трём годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным.

На четвёртом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с усвоением категории рода. При правильном определении родовой принадлежности существительного ребёнок правильно изменяет его, при ошибочном - допускает ошибки ("кошка поймала мыша", "я хочу хлеба с солем").

Для этого возраста характерно стремление к сохранению глагольной основы слова, потому и возникают ошибки типа "можу" вместо "могу" (от "мочь"); "не пустю" вместо "не пущу" (от "пускать"); "возьмил" вместо "взял" (от "взять"). Такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, не зависящей от социального окружения.

В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.

Основное содержание работы в данном возрастном периоде заключается в следующем: сначала идет обучение изменению слов по падежам, а затем -согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, за, на, под, около) и глаголов

Обучением этим грамматическим навыкам осуществляется преимущественно в форме дидактических игр - драматизаций.

Формирование грамматических умений и навыков напрямую зависит от того, как ведётся работа по обогащению словаря. Так, при закреплении наименований животных и их детёнышей можно упражнять детей в образовании множественного числа существительных, обозначающих детёнышей: заяц - зайчата; лиса - лисята; волк - волчата.

При построении упражнений надо помнить, что грамматические правила являются выражением конкретных жизненных отношений. Следует предусмотреть связь грамматических форм с реальными жизненными отношениями или их имитацией с помощью игрушек и изображений на картинках, а также неоднократные упражнения с целью закрепления навыков.

Занятия в младших группах дошкольных учреждений, в большей части, проводятся с игрушками. Игрушка даёт возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, лежит, стоит), действий (играет, прыгает), называть качества - цвет, форму (бант большой, красный; шапочка пуховая, белая, мягкая), числовые соотношения (кошка - одна, котят - много). В процессе этих изменений ребёнку приходится соответствующим образом изменять слова и усваивать морфологические элементы языка.

Предлагается ряд дидактических игр по формированию морфологической стороны речи. В основном это игры номенклатурного характера, в которых называются предметы, их качества, свойства, состояния, взаимоотношения, расположение.

С целью понимания правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, за, на, около, под) можно использовать игру "Угадай, что изменилось?". В начале детям предлагают усадить куклу за стол, под стол, около стола (для понимания значения предлогов). Затем местоположение куклы меняют (за столом, под столом, на столе, около стола), а дети отгадывают что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово стол. Активизация предлогов с пространственным значением одновременно подводит ребенка к употреблению падежных форм. Игру "Угадай, что изменилось?" можно рекомендовать для усвоения формы родительного падежа множественного числа существительных. Поскольку дети делают ошибки в употреблении существительных во множественном числе, то и игрушек должно быть больше одной. Вместе с тем групп игрушек должно быть не меньше двух - трёх, чтобы внимание ребёнка было направлено на правильное изменение слова.

У младших дошкольников вызывает затруднения употребление формы среднего рода существительных. Для её усвоения можно рекомендовать дидактическую игру "Волшебный мешочек", а также рассматривание предметных картинок. Игрушки и картинки подбирают таким образом, чтобы наряду с существительными среднего рода были существительные мужского и женского рода. Родовая принадлежность выявляется лучше, если с существительными согласуется прилагательное.

В процессе рассматривания предметных картинок дети называют предмет, отвечают на вопросы: Кто это? Какой петушок? Какое ведро? Какое яичко? Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку ориентироваться на род существительного, кроме того ребенок должен научиться ориентироваться на род существительного при определении предмета по его признакам.

Для закрепления в речи детей форм глаголов эффективны игры - драматизации типа "День куклы", "Утро в кукольном доме".

Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они предоставляют возможность изменять положение игрушек, разыгрывать сценки, употреблять прямую и косвенную речь, соответствующим образом изменять слово. Динамика игрового действия способствует усвоению грамматических навыков. В подобных играх предусматривается дидактическая задача, оборудование, ход игры, игровые действия.

Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в числе, роде и падеже осуществляется в процессе знакомства с игрушками и рассматривания, описания, а также сравнения игрушек, предметов, картин, когда дети называют их форму, цвет, величину.

В современных условиях воспитания и обучения детей наблюдается тенденция предоставлять детям возможность самостоятельно образовывать трудные грамматические формы путем изменения основы слова, нетипичные изменения окончаний. Однако, не получая правильного образца, дети допускают ошибки. У них не вырабатывается сразу нужный навык, который в дальнейшем должен быть закреплён.

На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего, не усвоенные ещё нормы правильного изменения слов становятся более заметны. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм. Большую роль для ребёнка играет, поставленная взрослыми, сценки речевой деятельности "Я правильно сказал?" или "Как нужно сказать правильно?"

В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению.

Продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов; формирование умений правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

В этом возрасте большую роль играет связь грамматических форм с жизненными ситуациями. Отсюда - необходимость использования наглядности. Для игр и упражнений используется равное количество игрушек и картинок. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.

На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались раньше. Задача усложняется тем, что даётся не одна драматизация, а несколько ситуаций.

В этом возрасте дети добиваются чёткости и внятности произношения окончаний; предлагается произнести слово в правильной форме, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно; поддерживается поиск ребёнком морфем. Привлечь к этому ребёнка можно игрой "Исправь меня".

Продолжается формирование навыков употребления существительных во множественном числе в именительном, родительном, дательном и винительном падежах; работа по закреплению представлений о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имён существительных.

Хорошо подходит игра "Чего не стало?", где в среднем возрасте подбираются слова более трудные ("туфли-туфель", "сапоги-сапог", "тапочки-тапочек", "валенки-валенок", "сандалии-сандалий") и игра "День рождения куклы Кати".

Для усвоения категории среднего рода проводится рассматривание предметных картинок и игрушек. Дети отвечают на вопросы: Что это? Ведро какое? Тарелка какая? Так же можно использовать и словесные упражнения на усвоение прилагательных.

Для усвоения родовой принадлежности, развития ориентировки на окончания слов при согласовании существительных с прилагательными в роде и числе проводятся упражнения с выделением окончаний и определяющих местоимений, например: "Это груша. Какая она?"

В средней группе проводится работа на усвоение несклоняемых существительных, а также игровые упражнения, с помощью которых дошкольники учатся правильно согласовывать слова в предложении. Например, в процессе упражнения "Загадка" воспитанники, при определении родовой принадлежности существительного, ориентируются на окончания слов. Подобные задания сложны для детей, особенно тогда, когда они встречаются с ними впервые. Поэтому нужно доброжелательно относиться даже к ошибочным ответам. Важно, чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность, и, чтобы они в результате получили образец правильной речи ("О щенке, скажем - весёлый, о собаке - весёлая. Весёлая щенок - нельзя сказать.")

Нужно дифференцированно определять меру требовательности к детям, учитывая задачи обучения и качество усвоения материала. Например, обучая дошкольников образовывать формы глаголов в повелительном наклонении, нужно добиться, чтобы речь детей была правильной. Для этого предлагается несколько раз произносить слова в правильной форме. Грамматически правильную речь помогают вырабатывать специальные игровые правила. Так, в игре "Мишка, сделай", Мишка понимает, когда дети говорят правильно, а когда ошибаются. Если ребёнок ошибся, Мишка не исполняет его просьбу. В игре "Чей домик?" двери домика откроются, если ребёнок сказал правильно: "Пришла лошадка", "Пришел медведь".

В начале года проводят упражнения, в которых дети учатся правильно соотносить (при восприятии речи взрослого) наименования детёнышей животных в единственном и множественном числе с изображениями одного и нескольких детёнышей ("Покажите где утёнок? А где утята?). При выполнении таких заданий от детей не требуется использовать трудную форму слова в собственной речи.

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка.

У детей встречаются ошибки в чередовании согласных ("ухо - ухи", "длинноухий - длинноуший"), в употреблении существительных во множественном числе родительного падежа, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов ("поезжай", "ляг", "вытри", "сотри", "положи", "сложи") и в сравнительной системе прилагательных ("слаще", "красивее", "твёрже"). Трудности представляют сочетания существительных с числительными и местоимениями, употребление причастий и глаголов ("хотеть", "звонить").

На данном возрастном этапе ставятся следующие задачи:

Учить детей правильно применять все слова, имеющиеся в их активном словаре.

Воспитывать у ребёнка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи.

Формировать потребность говорить правильно.

Снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные грамматические упражнения.

Глава II. Содержание и методика формирования морфологической стороны речи у детей.


Характеристика состояния морфологических навыков у детей

среднего дошкольного возраста (до данным констатирующего эксперимента).


Выявление уровня сформированности у детей морфологической стороны речи является необходимым условием организации целенаправленной систематической работы по речевому воспитанию, её прогнозированию.

Изучение детской речи проводилось на основе хорошего знания содержания программных требований по формированию морфологической стороны в каждой группе.

В методике обследования использовались разные формы: наблюдение за повседневным общением детей; задания на выявление уровня владения морфологическими конструкциями и умение образовывать слова; тестирование.

Отмечено, что изучение морфологической стороны речи в процессе общения очень эффективно, так как в этой ситуации ребёнок пользуется, в основном, простыми конструкциями, употребляя хорошо усвоенные формы. Были предложены игровые задания и упражнения на выявление различных морфологических навыков.

1. Детям давалось игровое задание на умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Перед ними ставили две куклы и с помощью вопросов рассматривали их вид ( внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь):

Во что одета кукла Маша? Какое у неё платье, какого цвета? (В бальное платье, синего цвета.) Какие у неё волосы? (Волосы светлые, белые.) Какого цвета на голове бант? Какие глаза? (Глаза голубые, синие, большие.) Что у Маши на ногах? (Носки, туфли.) Какого они цвета?

Во что одета кукла Даша? Что это? (Брюки, свитер.) Какого они цвета? Что у неё на ногах? (Туфли, носочки.) Какого цвета?

У Маши…(платье синее), а у Даши…(брюки и свитер.) У Маши волосы… (светлые, с бантом), а у Даши… (светлые, но без банта).


Детям было предложено задание на проверку навыков согласования слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, около, под).

Тест выглядел как игра "Расставим посуду на место". Сначала в кухонном уголке появлялась кукла Лена и она очень сильно удивлялась тому, что:

Кастрюля под столом;

Чашки с блюдцами на окне;

Чайник под стулом;

Ложки и вилки в сковороде;

Сковорода около шкафа.

Перед детьми ставилась задача на исправление беспорядка на кухне:

Где стоит кастрюля? (Под столом.)

Куда мы её поставим? (На плиту.)

Где стоят чашки с блюдцами? (На окне.)

Куда мы их поставим? (В буфет.)

Ложки и вилки где лежат? (В сковороде.)

Куда мы положим ложки и вилки? (В стол или ящик стола.)

Где стоит сковорода? (Около шкафа.)

Куда мы её поставим? (На плиту около кастрюли.)

3. На проверку усвоения формы родительного падежа единственного и множественного числа больше подходила игра "Угадай, чего не стало".

На столе лежат ножницы, ручки, книги, тетради. Затем убирается группа предметов и детям задаётся вопрос: Чего не стало? (тетрадей, ручек, книг и т.д.) или убирается один предмет (ручка, книга, тетрадь и т.д.).

При проверке понимания различий в значении и употреблении предлогов ( в, на, из, с, под, над), навыков согласования слов в роде, числе и падеже было проведено два игровых приёма:

а). На понимание значения предлогов.

В этом задании ребёнку предлагалось выполнить ряд действий, а предлог выделить голосом:

достань коробку с игрушками из-под стола; поставь её на стол;

достань из коробки куклу и посади её на окно;

достань из коробки зайку и поставь его около куклы;

убери коробку со стола и поставь её опять под стол;

возьми куклу и зайку с окна и погуляй с ними…

б). На употребление предлогов.

В этом задании детям задавались вопросы по мере того, как меняется местонахождение коробки с игрушками.

Где стоит коробка с игрушками? (На столе.)

Где лежат игрушки? (В коробке.)

Куда я поставила куклу? (На окно.)

А коробку? (Под стол.)

Откуда Дима достает игрушки? (Из коробки.)

Около кого поставили зайку? (Около куклы.)

Откуда я взяла зайку? (С окна.)

5. Для проверки согласования слов в роде детям предлагали рассмотреть предметные картинки (мяч, ведро, шапка, яйцо, яблоко, кастрюля, карандаш) и описать предмет, изображенный на картинке:

мяч синий, маленький, резиновый, круглый;

яблоко большое, красное, круглое, сладкое.

На проверку согласования существительных с прилагательными в числе, роде и падеже дети выполняли упражнение, где они рассматривали картинку "Кошка с котятами" и отвечали на вопросы: Что делает кошка? Какая она? (Кошка большая; шерсть у неё пушистая, мягкая, гладкая, тёплая.) Что делает этот котёнок? (Лежит возле мамы-кошки.) Что делает другой котёнок? ( Играет с клубком.) Какие котята? (Маленькие, шаловливые, пушистые, игривые. Один - рыжий, другой - черный, третий - пёстрый.)

Для проверки использования в речи повелительного наклонения и неопределенной формы глаголов детям давалась проблемная ситуация, где мальчик играет с собакой и хочет чтобы она выполняла его команды. Но он не знает как правильно дать команду.

Стой! Или: стоять!

Беги! Или: бежать!

Ляг! Или: лежать!

Сядь! Или: сидеть!

По результатам обследования была составлена таблица отражающая состояние сформированности морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста .(Приложение 1)

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:

У большинства детей сформированы навыки использования в речи согласования имён существительных с прилагательными в роде и числе, а также навыки усвоения родительного падежа в единственном и множественном числе.

Во многих случаях дети затруднялись в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов, а также согласовании слов в роде.

Дети не владеют умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже, в образовании повелительной формы глаголов и употреблении инфинитива.

Содержание и методика проведения формирующего эксперимента.


Выявив особенности усвоения детьми морфологической стороны речи, перешли к формирующему эксперименту, цель которого - закрепить навыки, усвоенных детьми, морфологических категорий, исправить пробелы в усвоении детьми некоторых грамматических конструкций в речи детей.

Группа детей была разделена на две подгруппы: контрольную и экспериментальную.

Для детей экспериментальной подгруппы были подобраны дидактические игры и упражнения на формирование морфологической стороны речи, которые проводились во второй половине дня вне занятий. Они, в свою очередь в большей части, проводились с игрушками.

Игрушка даёт возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит), называть качества (цвет, форму, числовые соотношения).

С целью понимания и правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, за, на, около, под) была использована игра "Что изменилось?". В начале детям предлагалось усадить куклу за стол, под стол, около стола. Затем, место положения куклы менялось, а дети отгадывали, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово "стол".

2. Для усвоения форм родительного падежа множественного числа существительных, детям была предложена игра "Угадай, чего нестало?". Детям предлагалось несколько предметов. После рассматривания их, дети отвечали на вопрос чего не стало:

Это вилки, мячи, кукла, чашки, ложки.

Чего не стало? (вилок, чашек, ложек, мячей и т.д.).

Для усвоения предлогов и падежей проводится игра "Прятки". В этой игре кукла Маша ищет детей, а когда находит, то говорит: - "Я нашла Юру под столом", выделяя при этом голосом предлоги и окончания. После этого дети отгадывали, куда спряталась Маша.

На родовую принадлежность предлагалась игра "Волшебный мешочек". Дети рассматривали такие игрушки, как ведро, яйцо, яблоко, мячик, лягушку, зайчика. После того, как они доставали игрушки из "волшебного мешочка", они отвечали на вопросы: - Что это?

- Какой мячик?

- Какое яблоко? И т.д.

Затем игра усложнялась. Далее дети должны были по описанию отгадать предмет.


5. Для закрепления в речи форм глаголов эффективны игры - драматизации. В игре - драматизации "Что делает кукла?", детям было предложено изменить глагол по временам и поставить его в повелительное наклонение. Приложение 3).


3. Анализ результатов итогового эксперимента.


После проведения всех дидактических игр и лексических упражнений с экспериментальной подгруппой, всем детям группы среднего дошкольного возраста были предложены контрольные задания на выявление результативности проведённой работы.

Было предложено фронтальное занятие, которое включило в себя все исследуемые компоненты морфологической стороны речи. Тема занятия "Чаепитие у куклы Лены".

На этом занятии были использованы задания, игры, игровые моменты на выявление сформировавшихся навыков морфологических категорий. Детям предлагалось ответить на ряд вопросов куклы Лены. (Приложение 4)

После проведения занятия результаты были занесены в таблицу. (Приложение 5)

Эти результаты показали, что дети экспериментальной подгруппы усвоили грамматические категории, а дети контрольной подгруппы не дали динамику в усвоении грамматической формы морфологической стороны речи.


Заключение


Формирование речи в дошкольном возрасте - одна из серьёзнейших задач воспитания.

Речь - одна из основных форм развития мышления, познания, психических свойств личности, а также его всестороннего развития.

Морфологическая сторона речи - одна из основных форм развития речи ребёнка, так как отношения и связь окружающей действительности выражаются в грамматических категориях.

Овладение правильной речью оказывает на ребёнка огромное влияние. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Осваивая правильную речь, дети познают категории и законы морфологии в практике живой речи и в играх.

Так как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста - игра, то гипотеза выпускной квалификационной работы была выдвинута на использование в речевой работе дидактических игр и упражнений, способствующих более глубокому и осознанному усвоению детьми среднего дошкольного возраста морфологической стороны речи.

В ходе выпускной квалификационной работы гипотеза была доказана. С целью доказать её были предложены некоторые игровые задания. С ними дети справились в силу своих знаний. Затем, при проведении формирующего эксперимента, была и доказана гипотеза выпускной квалификационной работы.

В играх дети более осмысленно подходили к заданиям, интереснее относились к игровым действиям, старались ответить правильно, а также получали новые знания и исправляли недостатки в речи уже сами.

При проведении итогового занятия дети экспериментальной группы показали не только свои умения и навыки в формировании морфологической стороны речи, но и сравнительно высокие знания об окружающей среде.

Литература


Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. - М., 1997

Бородич А.М. Методика развития речи. - М.Ю, 1981

Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1988

Воспитание и обучение в детском саду // Под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Маркова, - М., 1977

Воспитание и обучение детей пятого года жизни // Под ред. В.В. Холмовской, - М., 1986

Воспитание и обучение в детском саду. - М., 1976

Воспитание и обучение детей в детском саду // Под ред. Е.И. Радиной, - М., 1955

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М., 1978

Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя речи. - М., 1961

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985

Лямина Г.М. Воспитание детей в средней группе детского сада. - М., 1982

Лямина Г.М. Особенности грамматического строя у маленьких. Дошкольное воспитание. №8, 1968

Маркова Л. Формирование грамматически правильной речи у детей. - М., 1955

Потиха З.А., Панов Г.А. Тайны русского языка. - Волгоград, 1969

Психология дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов.// Под ред. А.В. Запорожца, 1976

Соловьёва О.И. Методика обучения родному языку в детском саду. - М., 1966

Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984

Тамбовцева А.Г. Формирование грамматического строя речи. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984

Ушинский К.Д. Об изучении грамматики… - М., 1954

Федоренко Л.П., Фомичева Т.А. Методика развития речи. - М., 1977

Чуковский К.И. От 2-х до 5-ти… Изд.11, - М., 1956


Приложение 1.


Сводка порядка усвоения словообразовательных суффиксов имён существительных у детей среднего дошкольного возраста

Возрастной период Значение суффиксов существительных Звуковой вид суффиксов
4;0-4;4

Отмечено образование с суффиксами действующего лица

от прилагательного.

Суффикс для обозначения женского пола.

- из -


- их -

4;4-4;8

Суффиксы для обозначения женских особей.


Суффиксы для обозначения уменьшительности и ласка-

тельности.


Суффикс для обозначения детёнышей.


Суффикс для обозначения отдельных особей.


Суффикс для обозначения собирательности.


Суффикс для обозначения предмета по действию (отмечен

случай сложного слова с соединительным гласным).

- иц -

- овк -

- очек -

- ечк -


- ят -


- инк -


- енник -


- к -


4;8-5;0

Суффикс действующего лица.


Суффикс для обозначения отдельных особей и

уменьшительности.


Суффикс для обозначения предмета по действию.


Суффикс отвлечённости ( отмечены образования без

суффиксов для обозначения больших предметов).


- щик -


- ини -


- к -


- от -



Приложение 3.

КОНСПЕКТЫ

дидактических игр и словесных упражнений формирующего эксперимента


Дидактическая игра "Что изменилось?"


Цель: сформировать навыки употребления предлогов и их значения.

Оборудование: кукла, детский столик.


Ход игры:

Детям предлагается поиграть с куклой.

По ходу игры детям задаются вопросы и используются игровые действия в зависимости от разучиваемого предлога.

- Где сидит кукла? (На столе).

- На чём сидит кукла? (На столе).

- А сейчас на чём сидит кукла? (На полу).

- А под чем она сидит? (Под столом).

- Около чего сидит кукла? (Около стола).

- А сейчас около кого сидит кукла? (Около Толика).

- За чем стоит кукла? (За столом).

- А теперь за кем? (За Антоном).


В игре выделяются интонацией предлоги и окончания имён существительных.


Игровое упражнение " Угадай, чего не стало?"


Цель: сформировать умение изменять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

Оборудование: вилки, мячи, куклы, чашки, блюдца, карандаши.


Игровые действия:

Перед детьми выложены на столе вилки, мячи, чашки. Вопрос "Чего не стало?" задается по мере исчезновения предмета или групп предметов.

- Чего не стало? (Вилок)

- А теперь чего не стало? (Мячей)

- Чего не хватает? (Чашки)

- Чего не достаёт? (Вилки)

- Чего не стало? (Мяча)

- Чего нет на столе? (Чашек)


После этого атрибуты меняются на кукол, блюдца и карандаши.


- Чего нет на столе? (Карандашей)

- Чего нет на столе? (Блюдца)

- А что я сейчас убрала со стола? ( Куклу)

- Сейчас чего не хватает на столе? ( Кукол)


Во время игры особое внимание обращается на окончания имён существительных.


Игра "Волшебный мешочек"


Цель: сформировать навыки употребления родовой принадлежности, согласования прилагательных в роде.

Оборудование: мяч, зайчик, яблоко, огурец, ведро, лягушка, ложка.


Ход игры:

Вносится "Волшебный мешочек", из которого достаются игрушки.

1. Дети рассматривают их и отвечают на вопросы.


Какой огурец? (Длинный, овальный, зелёный, сочный.)

Какой мяч? (Синий, резиновый, круглый, красивый, меленький.)

Какое яблоко? (Вкусное, сладкое, круглое, красное, большое.)

Какая лягушка? (Зелёная, холодная, блестящая, резиновая.)

Какое ведро? ( Пластмассовое, жёлтое, маленькое, легкое.)

Какая ложка? (Железная, маленькая, блестящая, чайная.)


Затем все игрушки ещё раз внимательно рассматриваются детьми и складываются в мешочек.


Даётся определение предмета, а дети отгадывают предмет.


Игра - драматизация "Что делает кукла?"


Цель: разучить употребление в речи повелительной формы глагола и изменение глагола по временам.


Оборудование: кукла.


Ход игры:

Вносится кукла. Детям предлагается попросить куклу что-то сделать.

Как мы скажем кукле если хотим, чтобы она попрыгала?

Кукла попрыгай.

А если мы хотим чтобы кукла села?

Кукла, садись.

А если мы её попросим попить чай с нами, то как мы будем ей говорить?

Кукла, присядь. Попей чай.

Как мы ей скажем, чтобы она взяла карандаш?

Кукла, возьми карандаш.

А что теперь сделала кукла?

Кукла попрыгала, села, покружилась и попила чай.

А сейчас что делает кукла?

Кружится, пьёт чай, рисует.

А что будет кукла делать потом?

Пить чай, танцевать, прыгать.


В игре выделяются окончания и производятся игровые действия.


Приложение 4.


Занятие "Чаепитие у Лены"


Цель: выявить сформированность навыков грамматических категорий морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной подгрупп.

Оборудование: стол, чашки, блюдца, ложки, чайник, сахарница, конфетница, стульчики.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Вносится кукла.

Кукла Лена пригласила всех детей в гости на чаепитие. Дети, приняв приглашение, приходят к кукле с конфетами.

II. Кукла Лена встречает гостей.

Здравствуйте, дети. Я рада вас видеть.

Здравствуй, кукла Лена. (дети отвечают и дарят ей конфеты)

Спасибо вам! Прошу к столу. ( дети садятся за стол)

Что вы будете: чай или компот? (спрашивает кукла Лена)

Чай. (отвечают дети)

Приятного чаепития! (желает детям кукла Лена)


Беседа после чаепития.

Лена: А теперь ответьте на мои вопросы:

Где стоит чашка? (На блюдце)

Где стоит блюдце? (На столе)

Где лежит ложка? (На блюдце)

А теперь где? (В чашке)

Где лежат конфеты? (В конфетнице)

Над чем я держу чайник? (Над чашкой)

Около чего стоит стульчик? (Около стола)

Возле чего стоит сахарница? (Возле конфетницы)

Молодцы дети! А теперь посмотрите на Дану и ответьте, что она делает? (Пьёт чай; берёт ложку, конфету; размешивает сахар в чае; ест конфету) . Здесь воспроизводится игровое действие.

А что делает Толик? (Берёт ложкой сахар; держит в руке чашку)

А что буду делать я? (Кукла берёт конфету; ест конфету)

А давайте попросим Серёжу, чтобы он скушал конфету? (Серёжа, съешь конфету.)

Я не могу размешать сахар в чае. Давайте попросим Колю мне помочь. (Коля, размешай сахар, пожалуйста.)

Видите, кукла Катя тоже хочет попить чай. Что мы ей скажем? (Присядь с нами, попей чаю.)

А теперь, расскажите мне о чашке. Какая она? ( Большая, круглая).

А какого она цвета? (Голубого.)

Арина, какая конфета? (Круглая, сладкая, вкусная, зелёная.)

Вероника, какой сахар? (Белый, сладкий, вкусный, рассыпчатый.)

А теперь смотрите: я убираю ложку с блюдца Сергея. Чего не стало? (Ложечки.)

А сейчас? (Конфет, сахара, чашки, блюдца, ложек, блюдец.)

В чём лежат конфеты? (В конфетнице.)

А сахар? (В сахарнице.)

Что у меня в руках? (Ложка.) А у вас у всех много чего? (Ложек)

У меня в руках чашка. А у вас? (Чашки, блюдца, конфеты).

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Похожие работы:

  1. • Театрализованные игры как средство формирования ...
  2. • Формирование просодического компонента речи у ...
  3. • Формирование предпосылок связной речи у детей ...
  4. • Предупреждение дисграфии у детей с общим ...
  5. • Обучение рассказыванию как метод формирования ...
  6. • Логопедическая работа по развитию голосовых ...
  7. • Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны ...
  8. • Формирование грамматического строя речи у детей ...
  9. • Особенности формирования коммуникативной функции речи ...
  10. • Нарушение грамматического строя речи у дошкольников ...
  11. • Формирование связности речи у детей пятого года жизни
  12. • Особенности лексико-грамматической стороны речи у ...
  13. • Особенности обследования произношения у глухих ...
  14. • Формирование связной монологической речи у детей ...
  15. • Работа логопеда по формированию лексико ...
  16. •  ... семантической стороны речи у дошкольников с ...
  17. • Пути оптимизации работы по формированию навыка ...
  18. • Использование игр и игровых приемов в работе с ...
  19. • Сказки как средство развития связной речи детей 4-5 ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com