Рефетека.ру / Педагогика

Лабораторная работа: Урок КВН на тему: Занимательное материаловедение

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Череповецкий Государственный Университет

Институт Педагогики и Психологии


кафедра: профессионального образования


Реферат по дисциплине: Методика профессионального обучения

Тема: Урок-КВН на тему «Занимательное материаловедение»


Выполнил студент:

группы 4 ПО - 42

Слизнёв Д.И.

Проверил:

к.п.н., доцент

Николаев В.В.


Череповец

2007

Цели:


Обобщить, систематизировать и обеспечить повторение базовых понятий материаловедения, с которыми учащиеся познакомились на предыдущих уроках.

Способствовать развитию практического опыта, необходимого для работы в небольших группах.

Способствовать формированию навыков принятия решения, анализа информации и способности излагать свою точку зрения и ведения дискуссии.

Участники и действующие лица: ведущий, две команды, 3 члена жюри.

Предварительная подготовка: Заранее происходит разделение на группы. Даётся задание: придумать название команды, выбрать капитана. Повторите темы курса материаловедения от понятия о науке материаловедение до механических свойств, определяемых при ударных испытаниях, а также испытание на жидкотекучесть. Маркировка различных сталей.

Оборудование: Карточки заданий: «Кроссворд», «Карточка марок сталей», «Список слов», «Задания для ящика». Ящик Пандоры. Бланки для жюри.

Ход урока

Ведущий:

Сегодня мы предлагаем вам, принять участие в игре, которую мы назвали «Занимательное материаловедение».

Представляю вам наше жюри:

Слизнёв Даниил Игоревич - председатель жюри.

Смирнов Александр Валентинович - член жюри.

Никифорова Татьяна Николаевна - член жюри.

А теперь хочу представить вам две команды участников нашей игры, команда «Виктория» и команда «Ягуар».

Команды поприветствуйте друг друга.

После приветствия ведущий объявляет конкурсы.

1-й конкурс - разминка.

Ведущий задаёт вопросы для разминки:

Вопросы первой команде:

Внутреннее устройство материала (Структура)

Способность материала разрушаться без предварительной пластической деформации (Хрупкость)

Процесс перехода вещества из жидкого в твёрдое состояние (Кристаллизация)

Разница между фактической и теоретической температурой кристаллизации называется (Степенью переохлаждения)

Пустой узел кристаллической решётки (Вакансия)

Вопросы второй команде:

Структура, наблюдаемая с помощью микроскопа (Микроструктура)

Способность материла выдерживать напряжения не разрушаясь под действием приложенных сил (Прочность)

Процесс смены кристаллической решётки металла в твёрдом состоянии (Перекристаллизация)

Температура, при которой энергия Гиббса жидкого и твёрдого состояния равны (Равновесная)

Дефекты размеры, которых малы в одном измерении (Поверхностные)

2-й конкурс - Решить кроссворд.

Кроссворд для первой команды.

Способность сопротивляться кислотам называется.

Способность материалов в расплавленном состоянии давать жидкую хорошо текущую струю и хорошо заполнять форму называется.

Древовидный кристалл.

Способность материала сопротивляться хрупкому разрушению.

Она связана с активным движением дислокаций.

Явление упрочнения металла в процессе пластической деформации называется.

Взаимное уничтожение межузельных атомов и вакансий, движущихся по кристаллу называют.

2
ж

1 к и с л о т о с т о й к о с т ь


д




к
7

5 п о л и г о н и з а ц и я

т
н


3 д е н д р и т
н



к
и



у
г



ч
и



е
л



с
я

6

т
ц
4 н а д ё ж н о с т ь
и

а

я

к




л




ё




п




Кроссворд для второй команды.

Способность материала сопротивляться окислению при нагреве называют.

Процесс зарождения и развития в металле трещин приводящие к разделению его на части.

Количество циклов, которые проработает материал от появления усталостной трещины до полного разрушения называется.

Она определяется как работа, затраченная на пластическую деформацию материала.

Все изменения тонкой структуры и свойств (в деформированном металле), которые не сопровождаются изменениями микро структуры называют.

Форма, в которую наливают металл.

Кристалл неправильной внешней формы.

3
ж
6 и з л о ж н и ц а

в

у

2
ч

р
е
1 о к а л и н о с т о й к о с т ь

з
5
т

р
4 в я з к о с т ь

у
о


ш
з


е
в


н 7 з е р н о


и
а


е
т

3-й конкурс - Расшифровка марок сталей.

Игрокам выдаются карточки заданий и коллективно нужно написать расшифровку марок сталей.

Карточка заданий для первой команды.

Расшифровать данные в задании марки конструкционных сталей.

Ст 1 кп - г) 65 Г - ж) Г 13 -

А 11 - д) 30 ХГСА -

10 кп - е) ШХ 15 -

Эталон ответа:

а) Ст 1 кп - сталь конструкционная, углеродистая обыкновенного качества, с гарантированными механическими свойствами без гарантии химического состава группа А, 1-й категории, кипящие.

б) А 11 - сталь конструкционная, автоматная, содержание углерода 0,11%, с повышенным содержанием серы и фосфора.

в) 10 кп - сталь конструкционная, углеродистая, качественная, с содержанием углерода 0,1%, кипящая.

г) 65 Г - сталь конструкционная, углеродистая рессорно-пружинная с содержанием углерода 0,65%, с повышенным содержанием марганца.

д) 30ХГСА - сталь конструкционная, легированная, высококачественная, с содержанием углерода 0,3%, хрома, марганца, кремния каждого до 1,5%.

е) ШХ 15 - сталь конструкционная, шарикоподшипниковая, со средней массовой долей хрома 1,5%, с содержанием углерода около 1%.

ж) Г 13 - сталь конструкционная, высокомарганцовистая с содержанием углерода около 1% и содержанием марганца 13%.

Карточка заданий для второй команды.

Расшифровать данные в задании марки конструкционных сталей.

а) В Ст 2 - г) 65 Г - ж) Г 13 -

б) А 20 - д) 12Х2Н4А -

в)30 - е) ШХ 20 СГ -

Эталон ответа:

а) В Ст 2 - сталь конструкционная, углеродистая обыкновенного качества, с гарантированными химическим составом и механическими свойствами группа В, 2-й категории, спокойная.

б) А 20 - сталь конструкционная, автоматная, содержание углерода 0,2%, с повышенным содержанием серы и фосфора.

в) 30 - сталь конструкционная, углеродистая, качественная, с содержанием углерода 0,3%, спокойная.

г) 65 Г - сталь конструкционная, углеродистая рессорно-пружинная с содержанием углерода 0,65%, с повышенным содержанием марганца.

д) 12Х2Н4А - сталь конструкционная, легированная, высококачественная, с содержанием углерода 0,12%, хрома 2%, никеля 4%.

е) ШХ 20 СГ - сталь конструкционная, шарикоподшипниковая, со средней массовой долей хрома 2%, кремния и марганца до 1,5%, с содержанием углерода около 1%.

ж) Г 13 - сталь конструкционная, высокомарганцовистая с содержанием углерода около 1% и содержанием марганца 13%.

4-й конкурс - Непроизвольная память.

Приглашают по 1 человеку от каждой команды. Вам будет предложено по 2 задания, причём сначала текст задания, а потом указание, что вы должны сделать. После того, как прочтёте текст задания, закройте его рукой и отвечайте на вопрос к нему. Отвечайте быстро.

Задание для игрока первой команды.

Укажите, в каком из слов: зерно, базис, структура, материал, упругость есть буква «Л»? (Материал)

В перечне слов: окалиностойкость, жидкотекучесть, прочность, хладостойкость, что относится к механическим свойствам. (Прочность)

Задание для игрока второй команды.

Укажите, в каком из слов: ковкость, базис, структура, твёрдость, упругость есть буква «З»? (Базис)

В перечне слов: окалиностойкость, жидкотекучесть, прочность, хладостойкость, что относится к технологическим свойствам. (Жидкотекучесть)

5-й конкурс - Разбор понятий.

Из предложенного списка одна команда выбирает понятия, относящиеся к механическим свойствам, а другая относящиеся к технологическим свойствам.

Цвет, ударная вязкость, окалиностойкость, жаропрочность, ковкость, износостойкость, кислотостойкость, прочность, хладостойкость, обрабатываемость резанием, пластичность, жидкотекучесть.

Эталон ответа:

Механические свойства:

Ударная вязкость.

Прочность.

Пластичность.

Технологические свойства:

Ковкость.

Обрабатываемость резанием.

Жидкотекучесть.

6-й конкурс - Ящик Пандоры.

Этот конкурс предназначен для капитанов. Капитаны команд поочерёдно должны достать из «Ящика Пандоры» задание и выполнить его.

Задания, находящиеся в ящике:

Сущность испытания на растяжение.

Сущность испытания на твёрдость.

Сущность испытания на ударную вязкость.

Сущность испытания на жидкотекучесть.

По каждому испытанию, необходимо рассказать на какой установке оно проводится, и в чём его сущность.


Ну, вот наша игра и подошла к концу, а теперь попросим членов жюри объявить победителей.


На протяжении всего мероприятия жюри заполняло таблицу.

Сводная оценка результативности

№ конкурса Количество очков Максимальное количество

Команда

«Виктория»

Команда

«Ягуар»

Конкурс №1

За правильный ответ 1 балл



5 баллов


4


5

Конкурс №2

7 баллов


7


6

Конкурс №3




7 баллов


5


6

Конкурс №4



2 балла

2


2


Конкурс №5


3 балла, но за неправильно вписанное свойство снимается 1 балл

2


3


Конкурс №6

За правильный ответ 3 балла



3 балла


3


2

Количество очков

23


24


Какая же команда одержала победу? Победила команда «Ягуар».

Проводится анализ игры: восприятие игры учениками, положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, даётся оценка деятельности участников игры и обсуждаются возможности совершенствования.

Похожие работы:

  1. • Что такое КВН
  2. • Методика планирования и проведения инновационных ...
  3. • Использование занимательных материалов для развития ...
  4. • Занимательный материал "Русской азбуки"
  5. • Личностно-ориентированные технологии обучения
  6. • Методика преподавания познания мира
  7. • Сущность занимательных уроков родного языка
  8. • Влияние дидактической игры на развитие внимания младших ...
  9. •  ... вербальные средства создания комического в играх КВН
  10. • Проектирование урока теоретического обучения в ПУ
  11. • Основы кулинарии
  12. • Активизация мыслительной деятельности учащихся посредством ...
  13. • Формирование познавательной потребности у учащихся ...
  14. • Анализ своеобразия речевого развития детей младшего ...
  15. • Использование занимательных игр в развитии ...
  16. • Формирование учебной мотивации младших школьников с ...
  17. • Занимательные материалы по физике как средство мотивации ...
  18. • Занимательные материалы по физике как средство мотивации ...
  19. • Занимательный русский язык
Рефетека ру refoteka@gmail.com