Рефетека.ру / Педагогика

Курсовая работа: Сущность трудового воспитания и профессиональной ориентации в УПК

Содержание


Введение

Глава 1. Цели и задачи деятельности коллектива УПК


Глава 2. Педагогические основы обучения школьников в УПК

2.1. Дидактические принципы в обучении

2.1 Методы преподавания


Заключение


Литература


Введение

Сущность трудового воспитания и профессиональной ориентации в УПК. Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику. Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответственного научения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами того или иного труда, на формирование и совершенствования трудовых умений и навыков. Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением и профессией. Последние выступают как его составные. Но, выполняя свои специфические роли, все эти три процесса взаимосвязаны и при их осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что такое трудолюбие? Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучении и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности. Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:

а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и её здоровые социальные и личные мотивы;

б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственно благотворительности (сознание);

в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;

г) достаточно сильную волю личности.

Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания.

Все эти функции выполняет учебно-производственный комбинат (УПК). Каждую неделю школьники из старших классов приходят туда осваивать одну из выбранных ими профессий. До сегодняшнего дня судьба многих УПК незавидна - большинство из них прекратили свое существование. Но в последнее время в связи с новой реформой школы заговорили о введении в старших классах профильного обучения. Поэтому УПК будет играть немаловажную роль в новом образовательном процессе.


Глава 1.Цели и задачи деятельности коллектива УПК

Основной целью работы коллектива является создание условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствование воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее самоопределению в будущей профессиональной карьере.

Для учащихся 9-11 классов эта цель решается через учебный предмет образовательной области "Технология". Обучение - не только усвоение знаний, умений, навыков, но и освоение учащимися различных видов деятельности через осознание себя субьектами творчества, живущими не только в мире вещей, но и в разннобразных сферах взаимодействия с другими людьми.

Коллектив УПК своей работой решает следующие задачи:

1.Создание условий для подготовки личности, ориентирующейся в современной общественной ситуации, способной к самореализации, владеющей приемами саморегуляции, способной действовать в ситуациях неопределенности, поддерживающий физическое здоровье свое и окружающих.

2.Развитие способности к самоорганизации, планированию и реализации целей, оценке результатов деятельности, рефлексивному ее анализу; обеспечение социальной защиты выпускников школы через обучение профессиям, социально значимым, престижным, хорошо оплачиваемым, создающим условия для творческой деятельности и профессионального роста.

3.Обеспечение возможности профессионального выбора ( экономическое,

техническое, гуманитарное, художественное направления), дать теоретические

знания основ и практические навыки в выбранной профессии; психологические

и технологические основы, подготавливающие человека к выживанию в условиях конкуренции на рынке труда.

4.Осуществление диагностики склонностей, психологических особенностей, интересов и потенциальных возможностей учащихся с целью дифференцированного подхода к их обучению.

Научить учащихся пользоваться доступными методиками выявления интересов, склонностей, способностей, оценивать свои качества при выборе профессии; соотносить индивидуальные особенности личности с требованиями выбранной профессии; работать с профессиограммами и другими справочными источниками с использованием информационных технологий.

5. Продолжение работы по личностно-ориентированному процессу обучения учащихся, повышению качества начального профессионального обучения через индивидуальную работу мастера с учащимися, в условиях перехода на новое содержание образования, внедрение 10-балльной системы оценки знаний учащихся.

6. Повышение качества эффективности идеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

7. Укрепление материально-технической базы комбината, эстетическое оформление учебных кабинетов и мастерских, разработка учебных материалов и методических пособий.


Глава 2.Педагогические основы обучения школьников в УПК

2.1. Дидактические принципы в обучении

Одна из важных и постоянных задач педагогики — это при­ведение содержания и методов обучения в соответствие с тенден­циями развития науки, техники, производства и последними до­стижениями в работе новаторов производства. В связи с этим обновляются учебные программы, из них исключается устарев­ший материал. Однако, как правило, изменения в науке, технике, на производстве происходят быстрее и чаще, чем это отражается в содержании программ и учебных пособий. Поэтому учителям необходимо самим проявлять инициативу и творчество, чтобы од­новременно с преподаванием программного материала знакомить школьников с научно-техническими новинками, приемами и мето­дами труда передовиков и новаторов производства. Благодаря это­му учащиеся получат такую подготовку, которая позволит им луч­ше приспособиться к современному производству и к частым из­менениям, происходящим на нем в связи с внедрением новых на­учно-технических достижений и передовых методов труда. Напри­мер, знакомя школьников с методами кладки кирпича, необходимо рассказать о современных зданиях, о новых архитектурных технологиях, о типах зданий с применением камня и кирпича. Однако далеко не со всеми новейшими сведениями научно-технического и производственного характера нужно и возможно знакомить учащихся. Поэтому при отборе та­кие сведения надо оценивать с точки зрения следующих требо­ваний: соответствие прогрессивным и наиболее устойчивым тен­денциям в развитии науки, техники и производства; связь с тем видом труда и профессиями, которые изучают учащиеся; доступ­ность для понимания школьниками новых сведений и возможность увидеть приемы и методы работы передовиков и новаторов произ­водства.

Систематичность и последовательность в обучении. Знания, умения и навыки учащихся должны представлять собой определен­ную систему, а их формирование — осуществляться в такой после­довательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами. Выдающийся рус­ский педагог К. Д. Ушинский предупреждал педагогов о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похо­жа на кладовую, в которой сам хозяин не отыщет то, что ему нужно.

В результате трудового и профессионального обучения у вы­пускников школы должна быть сформирована целостная система общетрудовых, общепроизводственных умений и специальных умений и навыков, необходимых для труда по конкретной профессии - базе целостной системы знаний по общим научным основам временного производства. Поэтому, например, от класса к классу учащиеся знакомятся все более широко и глубоко с вопросами технологии и овладевают умениями и навыками по выполнению доступных технологических операций, а в результате этого полу­чают целостное представление о процессе создания продукта труда. Например, изучая свойства кирпича, разновидность кладки, технологию и т. п. у школьников формируется целостное представление о работе современного каменщика.

Другой пример. Мастер производственного обучения, обучая школьников профессии каменщика , должен опирать­ся на их знания об устройстве и принципе кладки, по­лученные ранее, объяснять сущность от­личий, имеющихся и применяемых на про­изводстве. В процессе очень важно обратить внимание учащихся на совер­шенствование технологий и правил. Таким образом, у школьника последовательно, логиче­ски связанно на различных ступенях обучения будет сформировано понятие целостной современной работе каменщика.

Принцип систематичности и последовательности учитывается прежде всего при составлении учебных программ. Так, сначала предусматривается изучение свойств материалов, а затем техноло­гии их обработки. Поскольку учебный предмет «Трудовое и про­фессиональное обучение» изучается школьниками с IX по XI клас­сы, постольку соблюдение принципа систематичности и последо­вательности возможно лишь при наличии преемственности между частями этого предмета на различных возрастных ступенях. По­этому в содержании трудового обучения на различных ступенях последовательно развиваются такие вопросы, как материалове­дение, технология.

Для приведения знаний учащихся в систему важную роль иг­рает обобщение изучаемого материала. В связи с этим учащим­ся дают знания о наиболее общих закономерностях развития про­изводства, знакомят с такими предметами, средствами и процесса­ми труда, в которых наиболее полно отражается комплекс науч­ных знаний и выражаются достижения и тенденции ускорения на­учно-технического прогресса.

Доступность обучения. «Этот принцип требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных умственных возможностей школь­ников, чтобы содержание, формы и методы преподавания опреде­лялись с учетом ближайшего этапа развития интеллектуальных сил школьников. Принцип доступности требует, чтобы ученики не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегру­зок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психиче­ском здоровье, чтобы они в учении не допускали чрезмерных, пре­вышающих гигиенические нормы, затрат времени и усилий. Дан­ный принцип опирается на возрастные и индивидуальные нормы интенсивности... деятельности»[6,81].

Доступность не тождественна легкости в обучении. Процесс учения предполагает определенное напряжение умственных и фи­зических сил школьников. Последнее относится и к объектам тру­да, и к способам обращения с ними.

Доступность в обучении достигается лучше, если умело приме­няются наглядные пособия, учебные демонстрации, организуются самостоятельные упражнения учащихся, учитывается на каждом из этапов обучения уровень подготовленности школьников по ос­новам наук и их трудовые знания, умения и навыки, приобретен­ные на предыдущих занятиях. Например, во время объяснения нового материала по теме «Инструменты и приспособления » учитель может по­казать учащимся стенд с образцами различных инструментов приме­няемых в строительстве. Это поможет школь­никам лучше запомнить их по внешнему виду, а также усвоить знания об их свойствах. Или, например, объ­ясняя на практических занятиях виды кладки, мастер производственного обучения может показать выполненные крупным планом образцы, чтобы школьники лучше поняли технику, способ кладки.

Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении (при руководящей роли учителя). Данный принцип требует, чтобы учитель ставил учащихся в такие условия, когда им самим приходится добывать знания, проявлять самостоятельность в формировании умений и навыков, овладевать методами учения. Актуальность рассматриваемого принципа для трудового и профес­сионального обучения определяется тем, что вне труда (актив­ной самостоятельной деятельности) невозможно сформировать трудовые умения и навыки. Поэтому деятельность учащихся долж­на быть организована так, чтобы они самостоятельно (но под ру­ководством учителя, с помощью его объяснений, показа и т. п.) выполняли упражнения, лабораторно-практические и учебно-про­изводственные работы, изучали техническую литературу и доку­ментацию, решали технические, технологические и экономические задачи.

Рассматриваемый принцип предполагает применение в обу­чении проблемного подхода к выполнению трудовых заданий школьниками и к изложению учебного материала, проведению бе­сед учителем. Например, получив задание, уча­щиеся должны самостоятельно планировать предстоящую рабо­ту, подбирать необходимые материалы, инструмент и оборудова­ние, составлять схемы и чертежи, делать расчеты, а затем приступить к работе. Конечно, выполнять все ука­занные выше действия в полном объеме учащиеся сразу не могут. На первых порах они самостоятельно выполняют только отдель­ные элементы таких действий. Постепенно, по мере накопления знаний, умений и навыков, трудового опыта школьники выполня­ют задания творческого характера, например: решают задачи с неполными данными; выполняют самостоятельные наблюдения ка­кого-либо явления или процесса и путем аналитико-синтетической деятельности делают выводы; путем проведения сельскохозяйст­венных опытов принимают участие в решении проблем повыше­ния урожайности различных культур или продуктивности живот­ных.

При проблемном изложении учебного материала учитель не ограничивается сообщением принятых положений, а рассказы­вает, как возникла та или иная проблема на производстве, какими путями сна решалась. Поэтому специалистами ведется активный поиск различ­ных приспособлений, способствующих повышению производитель­ности труда. Так, с помощью приспособления—шаблона можно прямо в кабинете попробовать самому ученику осуществить кладку кирпича.

Оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения. Осуществляя руководство коллективной работой, учи­тель должен помнить об индивидуальных особенностях учени­ков. Индивидуальный подход к учащимся обусловлен главным об­разом их физиологическими (тип высшей нервной деятельности, соотношение сигнальных систем), психологическими и личностны­ми (процессы восприятия, внимания, мышления, памяти, нравст­венные качества, черты характера, мотивы поведения, отношение к труду и др.) особенностями.

Особенно большие возможности для осуществления данного принципа дают различные виды практических работ, ежегодная трудовая практика и производительный труд учащихся. Индиви­дуализации способствует также применение методов программи­рованного обучения.

В ряде случаев в целях оказания воспитательного воздейст­вия на отдельных учащихся учитель с помощью ученического кол­лектива проводит индивидуальную работу, направленную на ук­репление трудовой дисциплины, развитие профессиональных ин­тересов, трудолюбия, аккуратности, точности, ответственности, во­левых и нравственных качеств.

Прочность и действенность результатов обучения. Усвоение знаний, умений и навыков представляет собой процесс их получе­ния, углубления, уточнения и закрепления. Для достижения проч­ности в усвоении знаний, умений и навыков учащимся необходи­мо, руководствуясь учебной программой, тщательно отбирать ма­териал для каждого занятия. При этом внимание прежде всего необходимо уделять основному содержанию нового материала, который постепенно должен расширяться, иллюстрироваться но­выми фактами, использоваться для повторения в различных си­туациях и для применения на практике. В прочном формиро­вании практических умений и навыков решающую роль играют тренировочные упражнения, лабораторно-практические и учеб­но-производственные работы, производительный труд. Определе­ния основных понятий, важнейшие формулы, последовательность технологических операций, правила безопасной работы и подоб­ные сведения ученики должны осмысленно заучить и твердо за­помнить.

Рассматриваемый принцип требует не только прочности зна­ний, умений и навыков, но и их действенности: умения применять знания при решении различных практических задач, при выполнении общественно полезного, в том числе производительного, труда.

Каждый из рассмотренных выше дидактических принципов оди­наково важен, а осуществление их на практике работы учителя возможно лишь в тесном сочетании и взаимодействии. Важно не только понимать сущность и знать о требованиях, предъявляемых к учебно-воспитательному процессу тем или другим дидактическим принципом, но необходимо умело осуществлять эти принципы в практике обучения и воспитания учащихся.

2.1 Методы преподавания

Методы устного изложения учебного материала

В зависимости от содержания учебного материала, возраста учащихся, их подготовки и реальных учебных возможностей учитель использует различные методы обучения, как правило, в сочетании друг с другом.

Среди разнообразных методов трудового и профессионального обучения важную роль играют методы устного изложения учебно­го материала: рассказ, беседа, объяснение, лекция. Пользуясь ими, учитель сообщает учащимся теоретические сведения, необходимые для осмысленной практической трудовой деятельности.

Эффективность применения методов устного изложения и объ­яснения учебного материала в значительной степени зависит от правильного использования методических приемов. Методические приемы—составные элементы метода или отдельные действия учителя и учащихся, направленные на достижение учебно-воспи­тательных целей. Существуют самые разнообразные методиче­ские приемы, которые в различных сочетаниях проявляются в методах работы учителя.

Логические приемы—приемы формирования мыслитель­ной деятельности учащихся (способов мышления). К ним относят: выделение существенного, главного; выявление причинно-следст­венных связей; сравнение; анализ; синтез; обобщение и др.

Технические приемы предусматривают рациональное ис­пользование средств деятельности учителя и учащихся: различно­го оборудования, материалов, приспособлений, технических средств обучения и т. п.

В зависимости от содержания учебного материала и уровня подготовленности школьников к его восприятию учитель может активизировать деятельность учащихся любыми из выше назван­ных и других приемов.

Рассмотрим пример. На занятиях по теме «Приемы укладки кирпича» учитель ставит цель: про­должить формирование практических умений по кладке. В начале занятия учитель объясняет учащимся сущность работы, как правила кладка глухих участков стен, кладка углов, столбов.

В процессе объяснения использует логический прием выявления причинно-следственных связей—зависимости организации рабочего места от вида кладки различных участков стены. Затем делает обобщение: правильная организация рабочего места каменщика обеспечивает высокую производительность труда.

К устному изложению, объяснению учебного материала предъ­являют следующие требования: постоянное соблюдение дидакти­ческих принципов в их единстве и взаимосвязи; подготовка уча­щихся к восприятию и усвоению нового учебного материала путем уточнения и воспроизведения опорных знаний; сообщение (или запись на доске) темы или проблемы, цели и задач; отбор содер­жания учебного материала, с учетом сообщаемых знаний и фор­мируемых умений; соблюдение логической последовательности; аргументированность, доказательность; постоянное руководство усвоением учебного материала; систематизация и обобщение учеб­ного материала, подведение итогов, корректировка усвоения.

Рассказ—метод устного изложения материала, который но­сит описательный или повествовательный характер, отличается научностью, логической последовательностью, краткостью, убеди­тельностью, образностью сообщения учащимся сведений теорети­ческого или практического характера.

С помощью рассказа учитель формирует у учащихся пред­ставления и понятия о научных фактах, например о принципе действия и устройстве инструментов, механизмов, орудий, способах технологии и т. п. Рассказ должен иметь главную мысль, которую учитель раскрывает перед учащи­мися во всей ее полноте, развитии при строгой последовательнос­ти изложения.

Как метод обучения рассказ имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. Поэтому он должен иметь идейную направленность, выражать личное отношение учителя к содержа­нию излагаемого материала, вызывать заинтересованность, эмо­циональность учащихся.

Известно, что слово является выражением мысли человека. Развитие у учащихся навыков устного и письменного языка про­исходит во всех видах работы с ними. В связи с этим особое зна­чение имеет речь учителя. К ней предъявляются следующие педа­гогические требования; каждое слово учителя должно быть понят­но учащимся; новые слова (понятия, термины) должны быть четко и правильно произнесены, объяснены и записаны на доске, так как речь школьника развивается не только когда он говорит, но и когда слушает и пишет; речь учителя должна быть грамотной, четкой, живой, образной; не следует употреблять бытовую терминологию вместо научной; необходимо следить за культурой речи (авторам данного пособия приходилось на занятиях по трудовому обучению в сельских школах слышать от учителей, например: «зе­ленка» вместо «зеленый корм», «картошка» вместо «картофель», «подсолнух» вместо «подсолнечник» и т. п.); темп речи должен быть таким, чтобы он соответствовал восприятию ее учащимися; не надо допускать монотонности речи, вызывающей быстрое утом­ление школьников; необходимо выделять интонацией ход мысли с целью активизации внимания слушателей.

Часто учитель использует рассказ на вводных уроках, когда учащимся для раскрытия закономерностей, лежащих в основе промышленного и сельскохозяйственного производства, необходи­мо бывает знание фактического _материала. Так, на первом уро­ке по учитель может дать учащимся представление об основных направлениях, где используется труд каменщика.Так, например, чтобы заинтересовать учеников в дальнейшем освоении профессии каменщика, можно рассказать о перспективе этой профессии на рынке труда, а также о выгоде иметь навыки каменщика для домашних дел. При про­ведении такого урока важно ознакомить учащихся с успехами и достижениями в развитии строительства страны и базово­го хозяйства.

При использовании на занятиях рассказа учитель обязательно должен готовиться к нему. Для этого он составляет план расска­за и подбирает все необходимое учебное оборудование, средства наглядности, которые использует затем по ходу рассказа. С целью проверки усвоения учебного материала учитель ставит перед уча­щимися вопросы. Делает это он или по завершении рассказа или на отдельных логически законченных его этапах.

Построение рассказа может быть дедуктивным (от общего положения к частным фактам) и индуктивным (из ряда фактов выводится обобщение). Примером первого может быть рассказ

инструментах и способах их применения в общих чертах, а затем, разбирая каждый инструмент по применению и функции работы. Рассказывая конкретно о каж­дой из вышеперечисленных приспособлений, учитель из общего положения выводит частные факты, дает понятие об отличительных особен­ностях специального инвентаря и в связи с их назначением..

Беседа — метод обучения, при котором учитель с помощью це­ленаправленных вопросов к учащимся мобилизует их знания и практический опыт для усвоения новых знаний. С помощью бе­седы учитель активизирует мыслительную деятельность школьни­ков, подводит их к необходимым выводам и обобщениям.

Беседа—один из самых распространенных методов устного изложения материала. Ценность ее состоит в том, что учитель име­ет возможность выяснить знания большой группы учащихся за от­носительно короткое время и в то же время развить их активную мыслительную деятельность.

Успеху беседы способствует четкое определение темы, логи­ка плана и умелая постановка вопросов, позволяющая учителю направлять мысль учащихся.

Каждый учитель знает, что от характера и постановки воп­роса зависит умение ученика дать правильный и полный ответ. Поэтому учитель готовит систему вопросов так, чтобы ответы уча­щихся были как бы этапами последовательного усвоения нового материала. Характер и содержание вопросов могут быть направ­лены на формирование у школьников теоретических знаний, опре­деление понятий, установление причинно-следственных связей между явлениями, выявление существенных признаков изучаемых фактов и явлений, доказательство какого-либо положения или на формирование практических умений и навыков (вопросы, пояс­няющие последовательность технологических операций, приемов трудовой деятельности, планирования работы и т. д.).

Опыт показывает, что характер вопросов бывает репродуктив­ный, поисковый, познавательный. Нужны также и вопросы, ко­торые требуют от учащихся воспроизведения фактического мате­риала.

Во многих случаях вопросы могут быть направлены на сравнение изучае­мых объектов, явлений, процессов, например:

«Сравните разновидности укладки кирпича, опишите признаки их раз­личия и сходства»; «Объясните, где применяют облегченную кладку и почему».

Нередко вопросы помогают выявить сущность явления, про­цесса, раскрыть причинно-следственные, структурно-функциональ­ные, временные, пространственные и другие связи.

Более сложный характер носят вопросы, ответы на которые тре­буют объяснения, доказательства, формулирования выводов, обоб­щений, например: «Объясните сущность принципа работы режу­щих инструментов»; «Докажите, что от прочности кирпича, плотности швов»; «Сделайте вывод по результату прове­денного опыта».

Поисковый или проблемный характер вопросов усиливает ин­терес школьников, активизирует их внимание. На эти вопросы учащиеся не сразу могут ответить, и задача учителя состоит в том, чтобы направить мысль учащихся в нужном русле.

Вопросы учителя, которые он ставит в процессе беседы, долж­ны удовлетворять педагогическим требованиям: формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, вариативными; воп­росы следует строить на известном учащимся учебном материале, необходима опора на предшествующую подготовку и личный опыт школьников; логика постановки вопросов должна соответствовать плану беседы, а вопросы быть связанными между собой (связь предшествующего с последующим); содержание вопросов долж­но отвечать теме беседы и направлять учащихся на усвоение глав­ного, существенного в изучаемом материале; в вопросе не должно быть ответа; во время ответа не следует прерывать речь школьни­ка; каждому ответу следует давать краткую оценку, ориентируя учащегося на правильный в содержании ответ; если беседу прово­дят при проверке усвоения знаний, следует вначале формулиро­вать основные вопросы, а затем дополнительные; в ходе беседы необходимо усложнять вопросы, направлять их на развитие само­стоятельности школьников.

К ответам учащихся также предъявляется ряд требований: формулировки ответов должны быть четкими, фактически и логически правильными, содержать существенное в знаниях учащихся; ошибки в ответах учащихся целесообразно исправлять товарища­ми по классу и лишь в случае затруднений учителем; дополнения к ответу также должны давать учащиеся, а в случае затруднений учитель.

Беседа как метод обучения может быть эвристической, объяс­нительной, обобщающей.

Эвристическая беседа—это беседа, при которой учи­тель ставит вопросы, побуждающие учащихся самостоятельно обобщить известные им факты и наблюдения, сопоставить их с информацией учителя, сформулировать логические умозаключе­ния, помогающие обоснованному решению данного вопроса.

Важно обращать внимание на полноту, аргументированность, логику построения, правильность ответов учащихся и культуру их речи.

Объяснительная беседа — метод устного изложения учебного материала с проверкой усвоения и привлечением школь­ников к решению вопросов. Обычно объяснительную беседу учи­тель проводит в том случае, когда учебный материал сложен по своему содержанию и потому необходимо одновременно и объ­яснять учащимся содержание, и проверять его усвоение.

В практике трудового и профессионального обучения метод объяснительной беседы применяют при ознакомлении учащихся с технической терминологией, свойствами материалов, содержанием и структурой трудовых операций, а также в процессе инструктажа по порядку сос­тавления и чтения чертежа, приемов обращения с инструмента­ми, выполнения трудовых операций и т. п. В ходе объяснительной бесед; учитель задает ученикам вопросы, ответы на которые тре­буют привлечения знаний по другим предметам: физике, химии, математике, биологии.

Вопросы, поставленные перед учащимися в ходе объяснитель­ной беседы и в конце ее, направлены на воспроизведение в па­мяти ранее усвоенных знаний, получение новых знаний и на применении их в практике.

Рассмотрим пример объяснительной беседы с элементами рас­сказа. Учитель: «Производительность труда каменщика во многом зависит от качества при­меняемого ручного инструмента:

Кельма типа КБ — это лопатка из тонколистового стального полотна с изогнутой ручкой из древе­сины твердых пород. Она применяется для разравнивания раствора, запол­нения вертикальных швов и подрезки излишков раствора.

Молоток-кирочка типа МКИ массой 0,55 кг с деревянной руч­кой длиной до 300 мм используется для рубки или тески кирпича, керамическо­го камня. При этом лезвие молотка должно быть под прямым углом к по­верхности ребра кирпича.

Растворная лопата типа ЛР

имеет полотно из листовой стали толщиной 1,6 мм. Круглый металли­ческий стержень длиной 320 мм предо­храняет от износа деревянный черенок. Лопата необходима для подачи и раз­равнивания раствора, а также для перемешивания его в ящике.

Расшивки типа РВ-1. и РВ-2

имеют рабочую часть в форме разрезанной вдоль стальной трубки с ручкой из древесины твердых пород. Обработку и уплотнение швов кладки ведут стальными расшивками, имею­щими вогнутую и выпуклую поверх­ность.

Для ускорения производства кир­пичной кладки и повышения произ­водства кирпичной кладки и повыше­ния ее качества используют малога­баритные ручные приспособле­ния.

Причальные скобы П-образной формы закрепляют в швах кладки; скобы из листовой стали наде­вают на кирпич, уложенный плашмя.

Крученый причальный шнур толщиной 1,5...3 мм натягивают вдоль выкладываемой стены. Он пред­назначен для соблюдения горизон­тальности выкладываемых рядов.и т. д.» Эта беседа проходит с демонстрационным материалом.

Так же на занятии учитель может проводить объяснительную беседу, в ходе которой познакомит учащихся о прочности и устойчивости кладки.

Цель обобщающей беседы — выяснение уровня усвоения школьниками теоретических знаний и формирования практических умений; выделение сущест­венного и систематизация знаний и умений учащихся, установле­ние связи между основными и второстепенными сведениями, раз­витие мышления, конкретизация знаний и умений учащихся и вы­яснение их знаний, необходимых для будущей трудовой подго­товки и практической деятельности.

Так, на занятиях теме «Технология кирпичной кладки» обобщающую беседу можно провести примерно по таким вопросам:

1.. Что понимают под кладкой?

2. Какие размеры имеет керамический кирпич? Утолщенный кирпич? Керамический камень?

3. Какие швы различают в кладке?

4. Назовите виды каменной кладки.

5. Что называют системой перевязки?

6. Что понимают под перевязкой?

7. Какие кирпичи образуют наружную вер­сту?

8. Что называют забуткой?

9. Чем отличается тычковый ряд от ложкового?

10. Что характерно для однорядной системы перевязки кирпичной кладки?

Из приведенного выше примера видно, что в ходе коллектив­ной беседы обобщаются знания учащихся. Однако бывает необ­ходимо при проверке работы учащихся проведение индивидуаль­ных бесед с целью выяснения знаний учащихся и готовности их к выполнению практических работ.

Объяснение—подробное изложение учебного материала с ана­лизом фактов, приведением доказательств и формулировкой вы­водов. Этот метод устного изложения учебного материала исполь­зуют для объяснения трудовых операций, выполняемых учащими­ся, и разъяснения трудового задания со всеми входящими в него

80 операциями. К объяснению предъявляют в основном те же тре­бования, что и к рассказу.

Объяснение носит доказательную форму изложения. Объясняя выполнение того или иного приема, трудовой операции, учитель доказывает, почему следует делать так, а не иначе. Обычно этот метод применяют в ходе изучения теоретического материала или практической деятельности учащихся в том случае, когда учебный материал сложен для усвоения. Например, объяснение необходи­мо при изучении школьниками принципа устройства и работы ма­шин, механизмов, технологических процессов, работы с инструмен­тами или на станках. Часто объяснение сочетают с показом прие­мов работы.

Объяснение проводят в строгой логической последовательнос­ти: перед учащимися ставят вопрос, проблему, которые затем раз­решают последовательным, логическим доказательством.

Объяснение может быть различным по степени сложности и предусматривать разную степень самостоятельности мышления учащихся. Используя разнообразные методические приемы во вре­мя объяснения, учитель приучает школьников ко многим логиче­ским операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и др.), развивает научное мировоззрение их, вырабатывает осознанную мотивацию учения. С этой целью учитель может не только задать вопросы, но и предложить задания, логические задачи, упраж­нения, которые помогут учащимся применить новые знания в са­мостоятельной работе.

В классах наряду с рассказом, беседой и объяснением используют школьную лекцию. Содержание лекции раскрывает перед учащимися анализ изученных фактов, явлений, процессов, закономерностей, идей; их взаимосвязи; выводы и обобщения, имеющие строгое научное обоснование.

Лекцию обычно проводят на вводных занятиях, при ознаком­лении учащихся с целями и задачами нового курса обучения или на заключительном занятии по большой теме, разделу. Успеху лекции способствует правильное использование средств нагляд­ности (схем, диаграмм, графиков, таблиц, плакатов, экранных по­собий и др.) для иллюстрации основных ее положений. Опыт ра­боты передовых учителей показывает, что логика построения лек­ции, эрудиция учителя, умелое использование средств нагляднос­ти в большой степени активизируют мыслительную деятельность учащихся.

Лекция может в большей степени способствовать обобщению знаний и умений учащихся, развивающих научное мировоззре­ние. К таким лекциям, например, относятся проводимые в стар­ших классах лекции для ознакомления учащихся с основными направлениями научно-технического прогресса в промышленном и сельскохозяйственном производстве, перспективами развития отраслей народного хозяйства, научными принципами техноло­гических процессов и т. д.

Учебная демонстрация

В предыдущей главе отмечалось, что слово учителя как источник информации при устном изложении учебного материала должно сочетаться с применением различных средств нагляд­ности. К ним относятся учебные фильмы, диафильмы, диапозити­вы, кодотранспаранты, таблицы, натуральные объекты, модели, материалы, инструменты, машины, приборы, аппараты, объекты общественно полезного, производительного труда.

Учебная демонстрация включает в работу органы чувств: зре­ния, слуха, обоняния, осязания, вкуса, с помощью которых у школьников возникают чувственные представления о реальных предметах и явлениях. Во время учебных демонстраций слово учи­теля направляет умственную деятельность учащихся, активизиру­ет ее постановкой вопросов и проблем. Школьники, самостоятель­но наблюдая действие прибора, прием работы, анализируют ход демонстрации, делают выводы и обобщения. Слово учителя при этом оказывает руководящее действие, поясняющее, что наблю­дать, как наблюдать, как анализировать. Сочетание слова препо­давателя с чувственным отражением реального мира самим уча­щимся способствует усвоению им сложного учебного материала.

На уроках трудового и профессионального обучения исполь­зуют различные виды демонстраций, натуральные объекты и тех­нологические процессы; изобразительные средства наглядности;

приемы работы. В зависимости от содержания учебного материа­ла, учебно-воспитательных задач, возраста учащихся, их подго­товки, материально-технической базы школы учитель выбирает оптимальный вид демонстраций.

Натуральные объекты, отобранные для демонстрации, должны быть: производственно типовыми, соответствующими современному уровню техники и отражающими существенные признаки; техниче­ски исправными; доступными восприятию учащихся, т. е. в целом

соответствовать уровню трудовой подготовки и выглядеть эстетично.

В трудовом и профессиональном обучении натуральными объектами, используемыми для учебной демонстрации, могут быть: орудия труда—, оборудование, приборы, предметы труда—различные материалы: древесина, металл, пластмассы, пряжа, ткани, удобрения, посевной и посадочный ма­териал и т. д.{

живые объекты природы (растения, животные), объекты тру­да (изделия, изготовленные учащимися).

Малогабаритные объекты (наборы инструментов, резисторов, конденсаторов, проводов, образцы пород древесины, металлов а т. п.) могут демонстрироваться на рабочих местах учащихся в виде раздаточного материала. В процессе работы с раздаточным материалом школьники знакомятся со свойствами материалов (цвет, прочность, твердость, гибкость и т. д.), назначением инст­румента, его действием на материалы, особенностями его рабочих частей. Например, на уроках при подготовке учащихся к ремонт­ным работам в быту в качестве раздаточного материала использу­ют образцы тканей (хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шер­стяных) . Во время демонстрации учитель рассказывает о структу­ре тканей, их назначении в связи с гигиеническими требованиями к одежде.

0пыт работы учителей показывает, что наиболее эффективно при ознакомлении учащихся с орудиями труда одновременно сле­дует демонстрировать их устройство и действие. Например, оз­накомление школьников с устройством токарного станка начинают с объяснения назначения его основных частей: станины, передней бабки с коробкой скоростей, задней бабки, суппорта, фартука, ко­робки подач. Внутреннее же устройство станка изучают в процес­се разборки отдельных его частей или на макетах.

Макет—статическая копия (уменьшенная или увеличенная) натурального объекта. Он легко разбирается, детали у него для большей наглядности окрашены в разные цвета, поэтому макеты можно использовать в дополнение к натуральным объек­там.

Демонстрацию изобразительных средств наглядности (таблиц, плакатов, рисунков, эскизов, чертежей, схем, графиков, технологи­ческих карт, выполненных на бумаге или в виде мелового изображе­ния, сделанного учителем на доске) широко применяют на занятиях по трудовому и профессиональному обучению во всех классах. Многие печатные средства наглядности выпускаются издательст­вами педагогической литературы. Можно использовать также таб­лицы и плакаты (особенно в старших классах), предназначенные для системы профессионально-технического образования.

Демонстрацию таблиц, плакатов и других аналогичных на­глядных пособий учитель сопровождает объяснением или бесе­дой, причем внимание учащихся направляет на существенные приз­наки объекта, поясняя, что надо знать об устройстве и для чего это надо знать. Таблицы часто дают увеличенное или уменьшен­ное изображение объекта, следовательно, школьникам необходимо напомнить о масштабе, а при увеличенном изображении объекта демонстрировать и сам объект. Важно привлекать учащихся к ак­тивному изучению таблицы, плаката, вырабатывать умение «чи­тать» таблицу, т. е. устанавливать с учащимися обратные связи. Такая методика работы с изобразительными средствами нагляд­ности делает ее источником осмысленной информации.

Использование изображений в данном случае, как и в других аналогичных, необходимо, так как это дает возможность учителю при объяснении устройства и назначения инструмента показать всем учащимся одновременно таблицы с увеличенным изображе­нием изучаемых объектов.

Большую пользу дает и эскиз или рисунок, сделанный учите­лем на доске. Наблюдая его выполнение по ходу рассказа, школьникам легче следить за мыслью учителя, слушать его и зрительно воспринимать ту деталь, которую он изображает. Одновременно с выполнением рисунков учителем на доске учащиеся выполняют их в тетради. Такая работа способствует выработке у школьни­ков умения выполнять и читать эскизы. Следует заметить, что де­монстрации всех изобразительных пособий должны проводиться синхронно с объяснениями, чтобы в нужный момент урока при­влечь учащихся к наглядному пособию.

На занятиях учитель нередко демонстрирует учащимся изделия (объекты) общественно полезного, производительного труда, из­готовленные ранее их сверстниками образцы (при этом отбирают лучшие). Такая демонстрация вызывает у школьников большой интерес к предстоящей работе и желание изготовить деталь еще лучше.

На занятиях в учебных мастерских, на учебно-опытном участке и в производственных условиях учитель показывает приемы вы­полнения трудовых операций. Эти приемы учитель должен выпол­нять четко, а при демонстрации одновременно, кроме этого, и объяснять, для чего их осуществляют, какие следует при этом делать движения, какую принять рабочую позу. Объяснение должно быть кратким, но убедительным и понятным, разъясняю­щим последовательность совершаемых действий.

Показ приемов выполнения трудовых операций заключается в демонстрации учителем рабочих движений, последовательности их выполнения. Вначале это целостный показ в рабочем темпе; затем расчлененный или замедленный, сопровождаемый объяснениями, и далее снова целостный показ в рабочем темпе. В случае если учащиеся допускают ошибки в выполнении тех или других опера­ций, рабочих движений, в приемах пользования инструментом, управления машиной и т. п., учитель еще раз показывает пра­вильные приемы выполнения трудовых операций и обращения с применяемой для их выполнения техникой. Так, при обучении учащихся работе с кирпичом учитель показы­вает собравшимся учащимся, как подготовиться к работе, комментируя при этом каждую выполняемую им опера­цию.

После демонстраций приемов работы учитель предлагает одно­му-двум учащимся повторить прием перед всеми учащимися. Если ученик затрудняется, учитель оказывает ему необходимую по­мощь.

Разнообразные методы демонстраций способствуют лучшему восприятию, осмыслению учебного материала, формированию зна­ний, умений.

Инструктаж

Инструктаж как совокупность различных методов обучения представляет собой объяснение цели, задач, последовательности и приемов выполнения трудового задания и отдельных трудовых операций, сопровождающееся показом трудовых и технологиче­ских процессов, которые предстоит освоить учащимся.

Объяснение при показе трудовых приемов целесообразно со­провождать демонстрацией таких учебно-наглядных пособий, как таблицы, изображающие отдельные основные элементы трудового приема; рисунки и схемы, показывающие рабочие позы и движе­ния, последовательность операций во всем трудовом процессе; рисунки и схемы по организации рабочего места, порядку и сис­теме измерений, техническим требованиям, правилам безопаснос­ти труда и т. д.

Не исключена возможность инструктажа и без показа приемов выполнения работы. Такой инструктаж проводят в тех случаях, когда необходимые приемы уже знакомы учащимся и освоены ими. Так, школьники на практических занятиях овладели техникой приготовления растворов. Поэтому на занятиях по труду перед работой лишь устный инструктаж, а по вопросу приготовления растворов и кладки целесообразнее дать письменную инструкцию. Умения школьников выполнять различные измерения, усвоенные ими на уроках физи­ки, математики, должны также учитываться при проведении инструктажа на уроках трудового и профессионального обучения.

В целом при обучении учащихся отдельным трудовым опера­циям или выполнению задания различают инструктаж: вводный, текущий и заключительный.

Вводный инструктаж проводят обычно в начале заня­тия. Его главное назначение состоит в том, чтобы помочь учащим­ся организовать и направить их деятельность, усвоить особенности работы и рациональные способы ее выполнения. Вводный инструк­таж проводят обычно в такой последовательности: ознакомление школьников с темой, целью и задачами предстоящей работы; по­вторение пройденного материала, необходимого для ее выполне­ния (краткий опрос, беседа по соответствующим вопросам тех­ники, технологии, материаловедения и т. д.); ознакомление с тех­ническими требованиями; сообщение указаний по подготовке к работе, организации рабочего места, соблюдению правил безопас­ности труда; объяснение и показ учащимся приемов и способов выполнения работы и предостережение от возможных ошибок;

объяснение и показ способов самоконтроля правильности выпол­нения приемов и качества работы; показ образцов; ознакомление с технической документацией — рабочими чертежами, инструкци­онными и технологическими картами; пробные упражнения, в ходе которых проверяется правильность усвоения сделанных учителем указаний (в случае необходимости следует повторно показать и объяснить отдельные приемы работы).

Содержание вводного инструктажа и последовательность его проведения могут меняться в зависимости от специфики изучаемо­го материала, периода обучения, опыта учителя. Так, в начале изучения темы в вводном инструктаже больше внимания уделяют повторению пройденного материала, необходимого для выполне­ния данной работы. На последующих уроках вопросы, касающие­ся теоретических основ производимых трудовых операций, вклю- чают только в том случае, если учащиеся на предыдущем занятии недостаточно полно на них ответили. Вопросы же, включаемые для беседы во время вводного инструктажа на последующих уро­ках, могут быть нацелены на повторение технологических требо­ваний к выполняемым операциям.

После вводного инструктажа школьники самостоятельно вы­полняют работу, а учитель наблюдает за их действиями и пове­дением, контролирует их.

Текущий инструктаж проводят в ходе занятия с целью устранения затруднений учащихся. Проводится он, как правило, индивидуально. Но если одинаковые затруднения и ошибки на­блюдаются у многих школьников, его организуют фронтально, со всей группой. Нецелесообразно в ходе заключительного инструктажа анализировать деятельность каждого ученика, так как это займет значительное время на уроке. Однако в качестве поощрения преподаватель может показать всему классу лучшие образцы. Оценку за совершенную работу учитель может сооб­щить каждому школьнику в конце заключительного инструктажа только тогда, когда выполняемая операция не была очень слож­ной и в ходе урока учитель смог просмотреть работы всех уча­щихся и выставить в журнал отметки. В том случае, когда вы­полненная учащимися работа (монтаж навесных радиоэлементов на плату в соответствии с принципиальной схемой, изготовление изделий из ткани или трикотажа и т. д.) требует тщательного изучения, оценку можно сообщить ученикам лишь на следующем занятии, а во время заключительного инструктажа только произ­вести разбор достижений и наиболее типичных ошибок.

Инструктаж может осуществляться как в устной, так и в пись­менной форме. Подведение итогов занятия—заключительный инструктаж—чаще всего проводят в устной форме. В вводном и текущем инструктаже применяют и устные и письменные формы. В письменных инструкциях наиболее полно отражается рацио­нальная и целесообразная последовательность выполнения трудо­вых действий, приемов, операций, даются методически и техниче­ски грамотные, доходчивые указания о целесообразном их выпол­нении, сочетаются различные способы информации; словесные рекомендации, рисунки, схемы, графики, контрольные вопросы и т. д. В трудовом и профессиональном обучении в письменном виде применяют инструкционные карты, определяющие содержа­ние и последовательность выполняемых действий.


Заключение

Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой профессиональной деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система.

В этом отношении большой интерес представляет высказывание учёного и просветителя, ректора (1756-1830), который писал «В знаменитых семействах наших два порока, деморализующий людей: праздность и отвращение к занятиям и труду, а поэтому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие». Ещё большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщения учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания всё более и более пробивают себе дорогу в школах большинства стран мира, Становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и других странах. С 1987-88 учебного во всех основных школах (обычно 9 классов) Баварии введён предмет «Трудовое обучение). С учащимися проводится производительная практика в течении одной-двух недель, во время которой они занимаются производительной трудом, приобретают трудовые умения и навыки, знакомятся с рабочими профессиями. В то же время владелец предприятия, на котором организуется практика, сам присматривается к учащимся, бывает, некоторых из них приглашает после окончания школы к себе на работу.


Литература

А т у т о в П. Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук.—М.: Просвещение, 1983.— 128 с.

А т у т о в П. Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политех­ническом образовании школьников.—М.: Просвещение, 1985.— 128 с.

Васильев Ю. К. Экономическое образование н воспитание учащих­ся.—М.: Педагогика, 1983.—96 с.

Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. — М.: Просве­щение, 1982.— 144 с.

Ктиторов А. Ф., Казакевич В. М., Френкель А. Ш. Орга­низация и оборудование учебно-производственной базы в межшкольных учеб­но-производственных комбинатах: Пособие для преподавателей.—М.; Просве­щение, 1982.

Неелов В.А. Иллюстрированное пособие для подготовки каменщиков.- М.,1988, с.270

Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процес­се трудового обучения: Книга для учителя.—М.: Просвещение, 1985.—223 с.

С к а т к и н М. Н., К о с т я ш к и н Э. Г. Трудовое воспитание и проф­ориентация школьников.—М.: Просвещение, 1984.—191 с.

Столяров Ю. С, Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы.—М.: Просвещение, 1983.—176 с.

Трудовая подготовка школьников в СССР и СФРЮ / Под ред. В. А. По­лякова, С. Безданова.—М.: Просвещение, 1985.—311 с.

Чебышева В. В. Психология трудового обучения.—М.: Высшая шко­ла. 1983—239 с.

Чистяков П. Н., Б у я н о в а Т. А., Касаткина Н. Э. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся.—М.: Просвещение, 1982.— 175 с.

Похожие работы:

  1. • Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся
  2. •  ... по проведению профессиональной ориентации школьников
  3. • Деятельность педагога дополнительного образования
  4. • Трудовое воспитание в семье
  5. •  ... технологий профессиональной ориентации на ранних ...
  6. • Профессиональное воспитание на уроках технологии
  7. • Профессиональная ориентация молодежи: понятие ...
  8. • Социальная адаптация безработных
  9. • Трудовое воспитание в начальной школе
  10. • Трудовое воспитание старших дошкольников с ...
  11. • Профессиональная ориентация как социальная ...
  12. • Профессиональная ориентация старшеклассников
  13. • Профориентация старших школьников
  14. • Профориентационная работа со старшеклассниками
  15. • Система профориентационной работы во вспомогательной ...
  16. • Профессиональная ориентация школьников
  17. • Нравственное воспитание
  18. • Влияние изучения иностранного языка на ...
  19. • Организация трудового воспитания в малокомплектованом ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com