Рефетека.ру / Психология

Доклад: Использование Интернет-технологий учителем-словесником

Использование Интернет-технологий учителем-словесником

Мне хотелось бы остановиться на следующих вопросах: какие преимущества получает учитель, пользующийся ресурсами Интернета, и как это осуществляется на практике.

Интернет - такое же величайшее явление в наше дни, каким было, наверное, книгопечатание в XVI веке. Конечно, современный уровень распространения Интернета не позволяет применять его широко в школьном образовании. Но, тем не менее, многое можно делать уже сейчас. Учителю-словеснику всегда необходимо иметь под рукой различные словари, справочные материалы, обширную библиотеку художественной и специальной литературы. Почти все это можно найти уже сейчас в Интернете. Для подготовки к уроку, а также для повышения уровня самообразования открываются большие возможности. Правда, поиск нужных источников в Сети занимает немало времени, если не знаешь точного адреса; порой совершенно случайно открываются полезные и нужные вещи. Но можно сконцентрировать на одном сайте найденные ссылки и тем облегчить коллегам-словесникам доступ к нужной информации, максимально сократив время на ее поиск.

Кабинет русского языка и литературы работает уже более года, объем его в настоящее время составляет около 1,5 Мбайт (1 печатная страница = 2 Кбайтам). В процессе создания Кабинета определились следующие направления:

- методические разработки (учебные тесты по русскому языку и литературе);

- учебные пособия (редкие, малодоступные поэтические тексты, материалы по древнерусской письменности);

- творческие работы учащихся;

- аннотированные ссылки на родственные, полезные и интересные сайты.

Подробнее остановлюсь на последнем направлении - аннотированных ссылках. В Кабинете приведены адреса:

Толкового словаря Даля,

Словаря русского языка Ожегова;

Справочно-информационный портал "Русский язык" содержит Полный электронный орфографический словарь под ред. В.В.Лопатина;

Словарь трудностей произношения и ударений в современном русском языке, К.С.Горбачевич, "Норинт", 2000. Дан адрес Русского биографического словаря, в котором содержатся статьи из русских дореволюционных биографических источников: Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона; Русского биографического словаря Половцева; Энциклопедии братьев Гранат.

На сайте Кабинета указаны адреса различных электронных библиотек, кроме того, указаны адреса "Портала гео-культурной навигации" (включает ссылки на сайты, посвященные современной русской литературе, живописи, графике; обновляющиеся сведения о литературных семинарах, художественных выставках и пр.) и сервера "Литература" (объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы; содержит сетевой литературный журнал "Словесность").

Имеется адрес сайта "Коллекция рукописных и старопечатных книг" Лаборатории археографических исследований Уральского государственного университета (обзор двадцати семи книжных собраний с иллюстрацией наиболее интересных памятников).

Указан адрес сайта "толстых журналов" ("Новый мир", "Иностранная литература"и др.) А также другие адреса.

Перехожу к практическому использованию Интернет-технологии в учебном процессе. Например, можно провести уроки по повторению изученного материала по русскому языку. Формально изучение орфографии заканчивается в седьмом классе, но без систематического повторения орфографические навыки быстро разрушаются. Мною разработаны уроки по повторению ( правописание безударных личных окончаний глагола, правописание безударных гласных в корне) на основе интерактивных тестов. Для проведения полноценных уроков кабинет должен быть оснащен десятью-двенадцатью компьютерами (два человека за компьютером). Современные каналы связи, к сожалению, не позволяют пока еще использовать ресурсы Интернета непосредственно в процессе урока - подключение через модем, то есть через телефон, слишком медленное. На уроке учитель может работать в локальной Сети, предварительно скопировав нужные материалы на жесткий диск. Кроме того, собрана коллекция адресов сайтов, содержащих тесты по русскому языку и литературе разных уровней сложности, позволяющие учащимся самостоятельно (конечно, если имеется доступ к компьютеру) определить уровень своей подготовленности.

Стараюсь собрать в Кабинете адреса сайтов, содержащих интересные методические разработки. Так, например, приведен адрес сайта московской школы № 57, где даны методические разработки по литературе (понятие композиции; Н.В.Гоголь "Ревизор"; Л.Н.Толстой "После бала"; поэзия А.А.Фета) и русскому языку (упражнения на понимание и построение текста; знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах; лингвистическая пятиминутка).

При знакомстве учащихся с древнерусской литературой хорошо воспользоваться сайтом Археографической лаборатории Уральского университета. На сайте выставлены образцы коллекции рукописных и старопечатных книг. Есть книги XII--XVI веков, все это цветное. Изображения можно увеличить, просматриваются даже не только отдельные слова, но даже буквы. Конечно, из-за несовершенства наших каналов связи сайт (не только этот, но и другие, где много картинок) загружается очень медленно. На уроке побывать на этом сайте и рассмотреть все подробно невозможно. Но можно скопировать картинки на диск и рассмотреть их, работая в локальной Сети.

Кроме того, в Кабинете имеются ссылки на сайты Московских музеев. Можно не только побывать в музеях , рассмотреть подробно залы Эрмитажа, совершить экскурсии в литературные музеи, но изображение можно увеличить, приблизить к себе картинку. Помимо этого, в Кабинете имеются адреса сайтов, связанных вообще с русской культурой, например, сайт Московской филармонии (где дается расписание концертов), американский сайт "Маленькая Россия в Сан-Антонио". Это университетский сайт, который содержит записи великих русских певцов (Шаляпина, Козловского и др.).

Я считаю, что именно учитель-словесник должен способствовать всестороннему развитию учащихся. Главное - добиться, чтобы учащиеся поняли две вещи:

1) пополнять знания им придется в течение всей жизни;

2) Интернет дает для этого новые замечательные возможности.

Винокурова Ольга Геннадиевна, учитель русского языка и литературы школы № 518 Центрального округа города Москвы

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.edu.nsu.ru/


Похожие работы:

  1. • Современный урок литературы: классификации ...
  2. • Способы организации современного урока географии
  3. • Образ учителя словесности в русской литературе XX ...
  4. • Планирование уроков внеклассного чтения в средних ...
  5. • Литература в школе
  6. • Основные этапы развития преподавания методики литературы
  7. • Использование компьютера на уроках русского языка и во ...
  8. • Моделювання уроків української мови в школах нового ...
  9. • Культурологическая концепция преподавания русского языка
  10. • Методика факультатива "Современные тенденции развития ...
  11. • Речь учителя как проявление его педагогической состоятельности
  12. • Методика факультатива "Современные тенденции развития русской ...
  13. • Обучение видам речевой деятельности на уроках ...
  14. • Аннинский Лев Александрович
  15. • Память сердца
  16. • Использование музыки на уроках литературы
  17. • Низкие истины об унижающем обмане
  18. • Как сделать урок русского языка интересным?
  19. • Художественное произведение как межкультурный ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com