Рефетека.ру / Педагогика

Курсовая работа: Проектирование методики организации деловой игры по дисциплине "Экономика" для учащихся 11 класса

Содержание


Содержание

Введение

1. Теоретические основы использования деловых игр в школе

1.1 Сущность деловой игры

1.1 Методики организации деловой игры при обучении экономике.

2. Разработка методики проведения деловых игр по экономике в 11 классе.

2.1 Проектирование методики организации деловой игры по дисциплине «Экономика» для учащихся 11 класса.

2.2 Опыт реализации методики проведения деловой игры по дисциплине «Экономика» учащихся 11 класса

2.3 Оценка эффективности методики проведения деловых игр по экономике в 11 классе.

Заключение


Введение


Изучение экономической дисциплины предполагает не только усвоение некоторой суммы теоретических знаний, но и приобретение навыков организации, планирования и управления экономическими объектами (фирмами, биржами и т.п.). Участие в различных деловых играх, разбор большого количества экономических ситуаций, позволяют получить практические знания и навыки в области экономики. Но на данный момент не существует единой методики применения деловых игр в экономике для 11 класса.

Целью курсовой работы будет разработка комплекса деловых игр по экономике для учащихся 11 класса.

В процессе выполнения курсовой работы будут рассмотрены следующие задачи:

– изучить сущность и назначение деловых игр;

– описать различные методики проведения деловых игр;

– разработать методику проведения деловых игр по экономике для 11 класса;

– разработать комплекс деловых игр по экономике для 11 класса;

– оценить эффективность разработанной методики с помощью исследования.


1. Теоретические основы использования деловых игр в школе


1.1 Сущность деловой игры


Деловая игра – это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.

Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности. Эти задачи могут быть самыми разными, например: выполнение индивидуального плана продаж, вывод нового продукта на рынок, открытие магазинов в регионах и другие. При этом участники игры за 1–3 дня могут «прожить» и 1 неделю, и 1 месяц, и 1 год.

Применение деловых игр позволяет отработать профессиональные навыки участников. Кроме того, это дает возможность оценить:

• уровень владения этими навыками;

• особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения и пр.);

• уровень коммуникативных навыков;

• личностные качества участников.

И.А. Грабовская выделяет следующие преимущества деловой игры перед традиционными методами обучения1:

• Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данный метод снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежностью разным дисциплинам.

• Метод позволяет соединить широкий круг проблем и глубину их осмысления.

• Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению.

• Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.

• Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.

• В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

• Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.

• Данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысления полученных результатов.

Деловые игры, выдвигая перед студентами имитационно-практические задачи существенно повышают заинтересованность аудитории в изучении теоретического материала. Моделируя причастность студентов к определенным производственным ситуациям, игра не позволяет аудитории расслабляться, держит ее в постоянном напряжении, заставляет думать, интегрировать полученные знания, побуждает студентов к активной учебно-поисковой деятельности, приближенной к реальной действительности. Таким образом, использование деловых игр в наибольшей степени способствует тому что «школа памяти» с ее установкой на запоминание учебного материала уступает место «школе мышления», формируя исследовательский подход к усвоению теоретико-практических положений.

Участники игры имеют различные интересы, обусловленные их игровой ролью. В результате каждый из участников одни и те же деловые вопросы решает со своих индивидуальных позиций. Вместе с тем под влиянием объективных экономических закономерностей, предопределяющих хозяйственную деятельность людей, они вынуждены искать и приходить к единому решению. Все это в наибольшей степени, чем любой другой методический прием преподавания экономических дисциплин, помогает школьникам понять суть экономических преобразований, способствует выработке у них практических действий, направленных на выбор оптимального экономического варианта хозяйственной деятельности.

Разрешая игровое задание, школьники оценивают исходный материал, характеризующий экономическую обстановку, находят ответ на поставленную перед ними имитационно-деловую проблему, согласуют мнение со своими партнерами по игре и вырабатывают вместе с ними общее решение.

Для максимально эффективного применения деловой игры в образовательной деятельности необходимо выяснить ее сущность. Очевидным является тот факт, что применение деловой игры необходимо в случае, когда нужно выйти за рамки существующих схем. Существует три основных направления деловых игр:

деловая игра – анализ ситуации;

деловая игра – процесс согласования интересов и поиска компромиссов;

деловая игра – выработка последовательных решений в определенной хозяйственной ситуации.

Деловая игра обладает следующими признаками:

1. Игра имитирует определенный аспект хозяйственной деятельности.

2. Участники игры получают роли, предопределяющие их модель поведения.

3. Деловая игра проводится по заранее разработанным правилам.

4. Деловая игра ограничена по времени.

5. В деловой игре наличествует обратная связь с организатором игры.

6. Результаты деловой игры оцениваются.

П.И. Пидкасистый делит игры на естественные и искусственные2. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам самообучения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке.

Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидного знания широко использует игру в своих целях.

Выделяют шесть организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую форму игры.

К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками.

Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.

Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества.

Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель.

Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.

Деловая игра наряду с другими методами обучения служит накоплению управленческого опыта, близко к реальному. Игра, во-первых, достаточно реально имитирует существующую действительность; во-вторых, создает динамичные организационные модели; в-третьих, более интенсивно побуждает к решению намеченных целей.

Элементы риска, вводимые в деловые игры, дают возможность принимать решения в условиях недостаточной информации и производственной напряженности, что позволяет школьнику принимать управленческие решения (часто рискованные) в моделируемых производственных ситуациях и накапливать умения и навыки управленческой деятельности без ущерба для реального производства в будущем. Такой опыт позволит будущему специалисту в реальной обстановке, при необходимости, принимать эффективные решения с минимальными потерями.

Будущий специалист может наблюдать за психологическим поведением лиц, принимающих решение, в зависимости от того, коллективно или индивидуально протекает этот процесс. Здесь же, в лабораторных условиях, можно определить стиль руководства и его влияние на конечные результаты.

Воспитание деловых качеств на основе игровых имитаций – важная сторона использования игр при подготовке будущих специалистов. Ситуации, разыгрываемые в деловой игре, развивают способности руководителей, или выступающих в «роли» школьников, оперативно осмысливать и оперативно реагировать на них, принимая правильные, эффективные решения. Именно эти качества выдвигаются сегодня на одно их первых мест в комплексе требований подготовки и обучения менеджеров.

Деловые игры являются динамичной и эмоциональной формой обучения, которая способствует развитию творческого подхода и выработке некоторых практических навыков. Моделирование конкретных экономических ситуаций предоставляет возможность школьникам принимать самостоятельные решения, эффективно закреплять полученные теоретические знания. Ролевые деловые игры, в отличие от компьютерных, можно адаптировать в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. Учитель может изменять цель, поставленную в игре, форму и продолжительность проведения игры. Деловая игра должна продемонстрировать деловой поиск решения проблемы, показать интересы разных участников конфликта. Деловая игра иллюстрирует экономически грамотный и правовой подход к разрешению сложных ситуаций в экономике и обществе.


1.2 Методики организации деловой игры при обучении экономике


Геронимус Ю.В. считает, что деловая игра проходит следующие этапы3:

1. Перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа.

2. Несложная вступительная ролевая игра. Ее цель – активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии – с другой.

3. Участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.

4. Группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса.

Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.

Игротехник-методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом, достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.

4. По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект.

Быченко и Красильников определили следующие этапы в методике организации деловой игры4:

1) выбор темы и определение целей игры;

2) разработка сценария деловой игры и списка «действующих» лиц;

3) описание «роли» каждого из участников;

4) подготовка необходимого реквизита: карт наблюдений, секундомера, карточек участников с названием роли, данных о производстве, фирме, партнере и т.д.;

5) распределение ролей между классом и их ознакомление со сценарием игры;

6) корректировка хода деловой игры в процессе ее проведения (ускорение темпа, введение дополнительных условий, контроль за деятельностью наблюдателей);

7) подведение итогов, когда анализируется ход игры, отмечаются все положительные и отрицательные моменты, определяется рейтинг каждого из участников.

Веденина В. выделяет следующие этапы проведения деловых игр 5:

1. Выбор темы и составления плана игры.

2. Ознакомление с правилами игры, рекомендациями и инструкциями для игроков.

3. Проведение игры.

4. Оценка полученных результатов.

Ещё по одной методике, автором которой является Данилина В.Н.6 деловая игра проходит следующие этапы:

1. Ознакомление с целями и правилами участия в деловой игре.

2. Самостоятельная работа студентов.

3. Проведение игры.

4. Подведение итогов.

IV. По мнению А.М. Айламазьян и М.М. Лебедева7 деловая игра проходит всего 3 этапа:

1) Подготовка;

2) Проигрывание;

3) Разбор и анализ игры.

При рассмотрении всех перечисленных выше методик можно отметить, что каждая из них имеет свои отличия и различные способы достижения поставленных целей.


2. Разработка методики проведения деловых игр по экономике в 11 классе.


2.1 Проектирование методики организации деловой игры по дисциплине «Экономика» для учащихся 11 класса


Критерии отбора методики проведения деловой игры:

1) направлена на достижение образовательных результатов, что способствует четкой формулировке целей и задач, а также закрепление знаний, полученных в рамках лекционной части дисциплины;

2) постановку целей и задач деловой игры, что способствует определению учащимися чёткого плана действий;

3) включает применение приёма обратной связи, что позволяет оценить свои результаты и развить навыки самопрезентации;

4) направлена на приобретение навыков презентации проектов.

Такой подход позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Методика организации деловой игры по дисциплине «Экономика» для учащихся 11 класса включает в себя следующие этапы:

1. Проектирование образовательных результатов. Разработка результатов обучения (образования) позволяют:

ученикам видеть, что ожидается от них;

преподавателям сосредоточиться на будущих достижениях учащихся;

работодателям получать информацию о компетенциях выпускников.

Для проектирования образовательных результатов применяется ЗУНовый подход, который включает в себя владение понятиями, знания, умения.

2. Вводный этап. Введение основных понятий преподавателем по теме деловой игры.

3. Организационно-подготовительный этап:

ознакомление с целями и задачами игры;

формирование групп;

обеспечение материально-технической базой.

4. Игровой этап. Проведение деловой игры. Учащиеся, разбитые на группы выполняют поставленные задачи. Активизирование участников игры, пробуждение в них творческих сил, сближение друг с другом.

5. Презентация проектов. Требования к презентации поектов:

1) Дать краткий анализ поставленной проблемы.

2) Обосновать выработанные предложения.

3) Доказать практическую значимость предложений и возможность их реализации.

От каждой группы избирается представитель, который рассказывает о проделанной работе. Задаются вопросы от других групп и наблюдателей.

6. Вопросы на усвоение темы. Закрепление материала (как учащиеся усвоили тему).

В ходе проведения деловой игры школьники могут играть как активную роль (руководителя отдела, директора фирмы, специалиста-консультанта, сотрудника отдела и т.д.), так и пассивную. В этом случае школьник выступает в роли наблюдателя, выполняя контрольно-учетные функции и создавая тем самым информационную базу для последующего анализа в ходе подведения итогов игры. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников. Для представления игры необходимо подготовить методическую инструкцию по проведению игры, ролевые инструкции игрокам и необходимый справочный материал. Методическая инструкция по проведению игры включает описание назначения и целей игры, структуры игрового коллектива и функций участников, системы стимулирования, исходных данных, процесса игры (этапы, эпизоды), направлений возможного усовершенствования и усложнения игры.


2.2 Опыт реализации методики проведения деловой игры по дисциплине «Экономика» учащихся 11 класса


Опираясь на разработанную методику организации деловых игр в первой главе, перейдем к выполнению главной задачи – разработке комплекса деловых игр по экономике для учащихся 11 класса.

В данной работе в качестве примера будут приведены игры на темы «Семейная экономика» и «Фирма».

Деловая игра по теме «Семейная экономика».

1. Разработка образовательных результатов.

Владеть понятиями: семейный бюджет, доходы, затраты (издержки), налоги, заработная плата.

Знать: источники доходов семьи, направления расходов семьи, виды налогов с граждан.

Уметь: рассчитывать доходы и расходы семьи, составлять финансовый план для осуществления крупной покупки.

2. Рассказ о значимости правильно планировать и организовывать семейный бюджет. Ввести понятия: семейный бюджет, заработная плата, доходы, затраты, налоги. Рассказать какие бывают источники дохода в семье, какие направления расходов и виды налогов.

3. Цели игры:

обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;

формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов.

Задачи игры:

рассчитать бюджет семьи на месяц (доходы, затраты, налоги);

спланировать какую-либо крупную покупку на данный момент или ближайшее время.

Предоставление учащимся, при необходимости, плакатов, маркеров, учебных материалов и консультации преподавателя. Разделение учащихся по группам.

4. Проведение самой игры, в которой учащиеся выполняют поставленные задачи. Каждая группа определяет:

численность семьи, количество работающих и получающих доход;

семейный доход (з/п, пенсия, доход от бизнеса, детское пособие, стипендия и т.д.)

затраты семьи (продукты питания, одежда, бытовая продукция, оплата за коммунальные услуги, налоги, оплата за обучение);

запланировать какую-либо крупную покупку (стиральная машина, сотовый телефон, шуба и т.д.) в соответствии с бюджетом семьи.

определить пути нахождения денег для запланированной покупки (кредит, экономия денежных средств, взятие денег в долг и т.д.).

5. Презентация участниками деловой игры проделанной работы. Участники других групп задают вопросы.

6. Опрос учащихся: что такое семейный бюджет, доходы, затраты. Как рассчитывается доход семьи, затраты, какие затраты могут быть

Деловая игра по теме «Фирма».

1. Разработка образовательных результатов.

Владеть понятиями: фирма, предприниматель.

Знать: виды фирм, их преимущества и недостатки.

Уметь: находить пути решения проблем, возникающих при создании функционировании фирмы.

2. Рассказ о предпринимательской деятельности. О её проблемах в России. Обсуждение на тему: какие отрасли экономики нуждаются в развитии предпринимательства? Ввести понятия: фирма, предприниматель. Повторить какие бывают виды фирм их преимущества и недостатки.

3. Цели игры:

• систематизировать полученные знания об организации и создании фирм;

• формирование умений работать в команде.

Задачи игры:

создать виртуальную фирму, определить к какому виду она будет относиться;

определить возможные проблемы в выбранном виде деятельности;

заполнить бланк «Я и моя фирма» (приложение 1).

Предоставление учащимся, при необходимости, плакатов, маркеров, учебных пособий. Разделение на группы.

Проведение игры. Учащиеся выполняют поставленные задачи:

определить, в какой отрасли будут создавать свою фирму;

продумать какие проблемы могут возникнуть при создании и деятельности фирмы и пути их разрешения.

5. Презентация участниками деловой игры проделанной работы. Участники других групп задают вопросы.

6. Опрос учащихся: кто такой предприниматель? Что такое фирма? Какие бывают виды фирм? Какие у них преимущества и недостатки? Какие проблемы могут возникнут при создании и деятельности фирмы? каким образом их можно разрешить?


2.3 Оценка эффективности методики проведения деловых игр по экономике в 11 классе


Для оценки эффективности разработанной методики необходимо выделить критерии ее оценки:

Усвоение учащимися запланированных образовательных результатов.

Организация самостоятельной работы учащихся.

Усвоение учащимися запланированных образовательных результатов определяется с помощью контрольно-измерительных материалов, итоги которых интерпретируются следующим образом:

«5» – образовательные результаты усвоены в полной мере;

«4» – усвоены не в полной мере;

«3» – усвоены частично;

«2» – не усвоены.

Самостоятельная работа учащихся подразумевает под собой самостоятельную деятельность, направленную на решение поставленных задач. О наличии в деловой игре самостоятельной работы говорит наличие отчета о проделанной работе (презентация проекта).

Необходимо методику проведения деловых игр по экономике 11 класса внедрить на практике с целью исследования ее эффективности. Для этого потребуется в одном 11 классе применить разработанную методику, а в другом 11 классе – нет. Оценивать методику по разработанным критериям. Если результаты в группе учащихся, где применялась данная методика, будут выше, чем в группе учащихся, где она не применялась, то можно сказать, что разработанная методика проведения деловых игр по экономике 11 класса является эффективной.

С помощью методики проведения деловых игр по экономике 11 класса педагог может разрабатывать циклы деловых игр. Данная методика предполагает закрепление образовательных результатов, полученных в ходе проведения уроков-лекций. Все вопросы и задания составляются для достижения поставленных педагогом целей и задач. Такой подход позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Заключение


При подготовке будущих специалистов, преподаватели должны стремиться достичь, по крайней мере, две цели: не только вооружить школьников знаниями, но и способствовать выработке у них практических навыков и предприимчивости, формировать навыки активного экономического мышления. Поэтому, очень важно организовать проведение со школьниками учебных деловых игр, в определенной степени имитирующих профессиональные экономические ситуации.

Целью курсовой работы является разработка комплекса деловых игр по экономике для учащихся 11 класса.

Для достижения цели были выполнены следующие задачи:

Изучена сущность и назначение деловой игры.

Описаны методики проведения деловых игр у авторов – Ю.В. Геронимуса, А.М. Айламазьян и М.М., Лебедевой, В. Ведениной, Быченко и Красильникова.

На основе изученного материала разработана методика проведения деловых игр по экономике для учащихся 11 класса, которая включает в себя такие этапы как проектирование образовательных результатов, вводный этап, организационно-подготовительный этап, игровой этап, презентация проектов, вопросы на усвоение темы.

С помощью разработанной методики был спроектирован цикл деловых игр на темы «Семейная экономика» и «Фирма».

Проведена оценка эффективности разработанной методики по заданным критериям: усвоение учащимися запланированных образовательных результатов, организация самостоятельной работы учащихся.

Поставленная цель курсовой работы достигнута.

1 Грабовская И.А. Развитие стратегического мышления менеджера (методики деловых игр): Метод. рекомендации . – К.: ВЗУУП, 1991 г.

2 Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972.

3 Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. –М.: "Знание", 1989.

4 Быченко Ю.Г. , Красильников О.Ю. Деловые игры в школе бизнеса. – Саратов: СГУ, 1992.

5 Веденина В. «Деловая игра и ее возможности» // http://www.ychitel.com.

6

7 Айламазьян А. М., Лебедева М. М. «Вопросы психологии» 2008. // http: // localhost/832143.htm.

Похожие работы:

  1. • Позиционные системы счисления
  2. • Краткий курс истории Московского троллейбуса
  3. • Формування маркетингової стратегії ЗАТ "Оболонь"
  4. • Словник слів іншомовного пожодження економічного ...
  5. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  6. • Охрана труда при работе на компьютере
  7. • Технология HTML
  8. • Публий Теренций Афр
  9. • Решения задачи планирования производства симплекс ...
  10. • Латинский язык: Практические задания для студентов заочного ...
  11. • Исследование уровня безопасности операционной системы Linux
  12. • Основы латинского языка
  13. • Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в ...
  14. • Меркантилизм и доктрина А. Смита
  15. • Проект концептуального анализа развития туризма в ...
  16. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  17. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  18. • Способы отрицания в современном немецком языке
  19. • Восточные славяне в древности
  20. • Changes and specimens of the English language
Рефетека ру refoteka@gmail.com