Рефетека.ру / Педагогика

Контрольная работа: Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников ОВД

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Московский университет МВД России

Кафедра педагогики


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету:

Педагогика в деятельности ОВД

Тема:

"Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников ОВД"


Москва - 2007

План


Введение

1. Основы нравственного воспитания

2. Морально-психологическая подготовка

3. Профессионально-этическое воспитание

Заключение

Литература


Введение


Воспитание - основополагающее педагогическое явление в системе педагогической реальности общества и жизни каждого человека. Оно представляет собой процесс формирования важнейших социальных качеств человека как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманистических, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается адаптация личности к цивилизованной, целесообразной и успешной жизни в обществе, а также социальная развитость, гражданственность, любовь к Родине, природе, семье, трудолюбие, уважение общечеловеческих ценностей, закона, прав и свобод человека, культурность, разумный и всесторонне осмысленный выбор жизненного пути, самоопределение и самореализация в жизни.

Результатом воспитания является воспитанность человека, группы людей, населения страны в целом.

Общие и актуальные сегодня положения педагогики воспитания в значительной степени относятся и к работе с сотрудниками правоохранительных органов. Служба в них является особым видом государственной службы, выполнение на профессиональной основе задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

Целостность и гармоничность воспитанности сотрудника ОВД складывается в результате разнообразной по содержанию, формам и методам воспитательной работы, определенные группы которых образуют ее виды. Организация воспитательной работы включает разные направления, каждое из которых решает задачи определенного вида воспитания, а все они во взаимосвязи образуют систему видов воспитания, обеспечивающих всесторонность его содержания. Особенности воспитанности сотрудника правоохранительных органов, отвечающие специфике его деятельности и ее требованиям, предполагают такие основные виды воспитания:

государственно-профессиональное воспитание;

патриотическое воспитание;

профессионально-нравственное воспитание;

профессионально-правовое воспитание.

1. Основы нравственного воспитания


Под нравственностью понимается область жизни общества и поведения людей, характеризующаяся степенью практической воплощенности в них идеалов добра, справедливости, порядочности, совести, долга, ответственности. Она - проявление нравственного (морального) сознания народа и граждан, их нравственной воспитанности. Моральные нормы - неписаные нормы, высоко ценимые людьми, а поэтому им следуют не по принуждению, а по потребности. Нравственно воспитан тот, кто всегда и везде следует моральным идеалам и нормам, защищает добро и справедливость, борется со злом и несправедливостью. Он нравственно ведет себя потому, что иначе вести себя не может.

Нравственное воспитание представляет собой важное направление в общем и профессиональном воспитании сотрудников правоохранительных органов. Вероятно, не случайно слова латинского происхождения "закон" (jus) и "справедливость" (justitia) имеют общий корень, придающий понятию "юстиция" исходное значение - справедливость. К. Маркс подчеркивал, что "... сохранение жизни нравственных отношений есть не только право законодателя, но и его обязанность". Вся правоохранительная деятельность пронизана моралью:

мораль и право находятся в неразрывной связи, оказывают влияние друг на друга. Право всегда имеет моральные начала. Правовые нормы - это важнейшие моральные нормы, утвердившиеся в истории и жизни народа и одобряемые им, а поэтому возведенные в ранг закона, ставшие обязательными, охраняемыми законом и защищаемые государством. Правовые нормы, в свою очередь, имеют силу, если они моральны, если они утверждают добро и справедливость, защищают господствующую мораль и отвечают моральным ожиданиям народа;

решение правоохранительных задач - это прежде всего защита справедливости, утверждение добра, борьба со злом и несправедливостью. Занимаясь профилактикой правонарушений, раскрывая, расследуя их, охраняя общественный порядок и решая другие правоохранительные задачи, персонал правоохранительных органов не только укрепляет законность, но одновременно действует морально, защищает и укрепляет мораль, веру людей в справедливость и защищенность, в неизбежность наказания зла и несправедливости;

защищая справедливость и мораль, любой сотрудник обязан сам в своих действиях, поведении и личной жизни быть морально примерным. Это не только дает ему моральное право требовать должного поведения от других, но и повышает успешность решения моральных проблем при выполнении своих служебных обязанностей;

правоохранительная деятельность связана с высокими морально-психологическими нагрузками, выдерживать которые обязан каждый сотрудник;

мораль - не только требование, не только характеристика сознания сотрудника, его психологии, его личных качеств и подготовленности, но и всегда неотрывная сторона, результат профессиональных действий. Несоответствие подготовленности морально психологическим требованиям, которые объективно предъявляет к нему профессиональная деятельность, ведет к срывам, ошибкам, неэффективности в решении задач, нарушениям законности, подрыву авторитета правоохранительных органов, престижа профессии их сотрудника, снижению активности участия населения в укреплении правопорядка, утрате гражданами веры в справедливость и другим неприятным последствиям.

Понятны высокие требования правоохранительной деятельности к нравственности тех, кому она доверена. Цель нравственного воспитания - формирование нравственных основ жизни и профессиональной деятельности сотрудников, поведения, соответствующего духовным нормам общечеловеческой, общественной и профессиональной морали. Она достигается решением задач:

вооружения сотрудников знанием и пониманием сущности, содержания норм и значимости морали в жизни людей, в успехах государственного строительства, в профессиональной деятельности;

формирования личных привычек нравственного поведения на службе и в быту;

укрепления чувств верности профессиональной Присяге, кодексам чести, любви к своей профессии, долга, ответственности и добросовестности при выполнении служебных обязанностей;

создания в коллективе здорового морально-психологического климата, укрепления морально безупречных взаимоотношений между начальниками и подчиненными и всеми сотрудниками;

воспитания у сотрудников коллективизма как одного из важнейших и традиционных для российского менталитета качеств, товарищеских отношений, морально зрелой солидарности, взаимной помощи, стремления к укреплению чести своего коллектива, авторитета и почетности профессии сотрудника правоохранительных органов, непримиримости к нарушениям моральных норм в коллективе;

развития привычек высоконравственных отношений к гражданам при выполнении своих обязанностей, уважения к их запросам и особенностям без различий расовой, национальной, религиозной принадлежности, пола и возраста;

воспитания сотрудников в духе здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, повышения уровня своего физического развития;

формирования высокой требовательности сотрудников к себе, своему поведению, совестливости, порядочности, честности, здорового честолюбия, стремления к постоянному самосовершенствованию, профессиональной карьере в правоохранительной деятельности;

предупреждения профессиональной деформации сотрудников,

фактов несправедливости отношения к гражданам, бездушия, грубости,

хамства, нравственных злоупотреблений служебным положением.

Формы и методы нравственного воспитания многочисленны. В него вносят определенный вклад и те методы, которые используются и в других видах воспитания. Среди специальных мер оправдывают себя: Доска почета; пропаганда достижений и опыта лучших сотрудников и коллективов с показом нравственных предпосылок их; индивидуальные беседы; обсуждение отчетов о службе и поступках отдельных сотрудников на общих собраниях коллективов; товарищеские и офицерские суды чести; создание общественных советов культуры, университетов культуры; творческие встречи с деятелями культуры и искусства; развитие самодеятельности, организация концертов и посещение театральных спектаклей; вовлечение в занятия спортом; организация профессиональных соревнований; работа с семьями сотрудников и организация коллективных мероприятий с ними - посещения концертов, выездов на природу, семейных вечеров и пр.

В последние годы расширяется участие священнослужителей в духовно-нравственном воспитании личного состава. Представители Церкви встречаются с ним, проводят беседы, организуют православные чтения (включающие вопросы нравственности), совершают обряды освящения служебных помещений, привлекаются к участию в собраниях личного состава, благословляют отправляющихся на выполнение служебно-боевых задач, проводят панихиды и молебны по погибшим при исполнении служебного долга, способствуют открытию в органах внутренних дел часовен, молитвенных комнат.

В нравственном воспитании важно повышение действенности его проведения, борьба с формализмом, недопущение расхождений между словом и делом и сведения работы только к воспитательным мероприятиям в свободное от службы время. Ничего не будет достигнуто и даже будет нанесен вред, если есть расхождение между тем, к чему призывают руководители и работники воспитательных служб, и тем, с чем личный состав сталкивается в постановке жизни и деятельности своего правоохранительного органа. Требованиям морали должна отвечать вся орi7iнизация работы органа, и прежде всего стиль, методы работы, отношение к сотрудникам, поведение в быту руководителей и воспитателей всех уровней управления правоохранительным органом. Нигде значение личности воспитателя не имеет такого огромного значения, как в нравственном воспитании. В.А. Сухомлинский писал:

"Слово... приобретает воспитательную силу лишь тогда…, когда все другие воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и благородством".

Только безукоризненный личный пример нравственности может

создавать расходящиеся "волны" подлинно нравственных влияний на окружающих. Люди верят словам, следуют советам и поучениям только тот человека, который следует им сам. Если сотруднику приходится терпеть равнодушие, неуважение к себе, нарушение своих прав, грубость со стороны руководителей и сослуживцев, то в большинстве случаев он проявит ту же аморальность по отношению к гражданам. Поэтому важнейшее значение имеет нравственное воспитание на основе построения всей службы и деятельности личного состава в строгом соответствии с нормами морали; повседневная примерность ответственных должностных лиц, демократический стиль управления, основанный на уважении достоинства и прав сотрудников.

Расхождение между словом и делом в нравственном воспитании проявляется и в "двойном стандарте" психологии и жизни коллектива правоохранительного органа. На официальных мероприятиях говорится все правильно, аморальное поведение и вредные привычки (например, пьянство) осуждаются, в том числе и рядовыми сотрудниками, а в своем кругу негласно говорится и делается другое.

2. Морально-психологическая подготовка


О морально-психологической подготовке в правоохранительных органах говорили давно, понимая под ней в основном то же, что и нравственное воспитание. В последние же годы она стала развиваться как более четко очерченное направление мобилизации сотрудников на проявление всех своих возможностей в профессиональной деятельности, основанной на активизации и усилении чувств моральной ответственности, чести, долга. Ее проведение базируется на взаимосвязи психологии и педагогики и строится с использованием своих организационных форм и методики. В наиболее совершенном виде это особый раздел профессиональной подготовки и специальные воспитательные меры, предназначение которых - формирование профессиональной морально-психологической подготовленности и мобилизованности (готовности) сотрудников на решение своих задач в строгом соответствии с моральными требованиями к ней и нормами. Психолого-педагогическая структура такой подготовленности включает:

моральные знания, взгляды и убеждения, образующие моральное сознание сотрудника, позволяющее ему правильно разбираться в моральных аспектах правоохранительной деятельности вообще и конкретных случаях реализации своих прав и обязанностей;

морально-психологические установки и мотивы - внутренние силы, побуждающие стремление к постоянному и точному следованию требованиям моральных норм в любых юридических ситуациях;

морально-психологические умения и навыки характеризуют знание и желание сотрудника действовать грамотно в моральном и психологическом аспектах по отношению к гражданам и коллегам по работе;

морально-психологические привычки - не только знание и умение, но и потребность всегда быть на высоте моральных требований, выполнять их не ради контроля, не из страха перед наказанием, а по внутренней моральной потребности;

морально-психологическую устойчивость - качество, гарантирующее постоянное, неуклонное и умелое выполнение сотрудником всех моральных требований в любой обстановке и при действии факторов, подталкивающих его к отступлению от моральных норм при решении профессиональных задач; умение сохранять оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический настрой в любой служебной ситуации.

Таким образом, профессиональная морально-психологическая подготовленность - важная характеристика нравственной воспитанности, одновременно профессиональной обученности и настроя сотрудника. Это мораль, глубоко проникшая в его профессиональное сознание, "живущая" в нем, ставшая частью его профессионализма и психологии (поэтому ее и именуют морально-психологической) и направляющая его поступки и действия.

Морально-психологическая подготовка (МПП) - комплексный вид подготовки личного состава правоохранительных органов, сочетающий обучение и воспитание. По преобладающим особенностям она выступает как часть системы воспитания, что определяет особенности ее построения и проведения.

Морально психологическая подготовка, имея общую основу для всех работающих в правоохранительных органах, дифференцируется и ориентируется дополнительно на частные задачи подготовки, образуя виды МПП. Так:

по времени проведения различают предварительную (проводимую заблаговременно, длительно, основательно) и непосредственную (проводимую непосредственно перед выполнением ответственного задания, причем прицельно, избирательно, с полным учетом конкретных особенностей предстоящих действий). Последний вид преимущественно решает задачу именно мобилизации имеющихся у сотрудников сил и возможностей на безусловное и качественное решение очередной сложной и ответственной задачи;

по разным правоохранительным органам различают: МПП личного состава органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, органов прокуратуры и др.;

по разным специальностям сотрудников конкретного правоохранительного органа. Например, в органах внутренних дел личного состава криминальной милиции, специальных отрядов, инспекторов дорожного движения, участковых инспекторов и др. Необходимость такой дифференциации обусловлена наличием некоторых моральных особенностей решаемых задач, условий, трудностей, контингента граждан, сущности рассматриваемых вопросов, совершаемых ошибок и др.;

по конкретным профессиональным задачам, насыщенным морально-психологическими аспектами: МПП к общению с населением,

действиям при чрезвычайных обстоятельствах, разрешению гражданских споров и др.;

по профессиональной опытности и уровню морально-психологической подготовленности: МПП молодых сотрудников и опытных, хорошо подготовленных в морально-психологическом отношении и допускающих моральные срывы и промахи;

по должностному положению: всего личного состава и начальствующего состава. Последний вид пока применяется не часто, а между тем он необходим, своеобразен, важен и предполагает отработку дополнительных тем и вопросов, например: значение и сущность морально-психологической подготовленности сотрудников правоохранительного органа; цели, задачи, содержание, организация и методика их морально-психологической подготовки; особенности формирования у сотрудников моральных убеждений, установок, мотивов, привычек, умений, навыков и качеств; взаимосвязь повседневной деятельности персонала с вопросами морально-психологической подготовки; морально-психологические особенности текущей управленческой деятельности руководителя; влияние различных стилей управления на морально-психологическую подготовленность сотрудников, морально-психологические последствия административно-командного стиля; морально-психологическое влияние на сотрудников особенностей личности руководителя, стиля, поведения, принимаемых решений; морально-психологические вопросы общения и построения взаимоотношений начальника с подчиненными; морально-психологические основы и проблемы руководства коллективом; особенности морально-психологической подготовки сотрудников к решению различных служебных задач и действиям в экстремальных условиях и др.

Организация и проведение морально-психологической подготовки связаны с проведением ее по двум направлениям: МПП в ходе службы и решения правоохранительных задач и МПП в процессе специального курса. Первое, по существу, совпадает со всеми мерами нравственного воспитания, описанными выше, но с нацеленностью на формирование компонентов морально-психологической подготовленности. Всем руководителям всегда следует отдавать ясный отчет о том, как то или иное событие или их решение, объявление поощрения и наказания кому-то и т.п. отражаются морально - психологически на коллективе и отдельных сотрудниках, т.е. необходимо учитывать морально-психологические последствия.

Необходимость специального курса морально-психологической подготовки назрела давно, ибо, как показывает опыт, проведение нравственного воспитания и МПП по ходу службы, как бы "между делом", не обеспечивает полноценного достижения их целей: у сотрудников часто остаются нравственные пробелы, многие моральные аспекты деятельности не осваиваются или находятся на уровне житейских, а не профессиональных суждений и оценок; обнаруживается неустойчивость в морально-психологическом подходе к решению значительной части служебных вопросов; возникают конфликты с гражданами и предпосылки к нарушениям законности.

Курс морально-психологической подготовки необходим в каждом правоохранительном органе, он должен быть ежегодным, начинаться с основ, затем дифференцироваться по категориям, проводиться с новыми сотрудниками и отдельно - с опытными, актуализироваться в связи с повседневными потребностями деятельности правоохранительного органа, обнаруживающимися недостатками в морально-психологической подготовке разных категорий сотрудников.

К методике занятий по морально-психологической подготовке предъявляются повышенные требования, ибо обучающимся в ее системе надо дать не только знания, но и превратить их в достояние психологии, отношений к делу и людям, нормы и привычки поведения. Такая подготовка не может быть успешной, если обучающиеся слышат лишь проповеди о нравственности, только правильные и возвышенные слова о справедливости и добре. Слова будут отскакивать от сознания как горох от стены, если риторика не будет подкреплена жизнью, практикой. Поэтому подготовка должна быть по преимуществу практичной, насыщенной семинарами, дискуссиями, практическими занятиями и играми.

Основными элементами оптимальной методики занятий по морально-психологической подготовке сотрудников выступают:

сообщение новых сведений обучающимся преимущественно в начале каждого занятия, а не на лекциях;

теснейшая связь занятий с практикой, конкретными событиями, моральный анализ и оценка конкретных поступков, непосредственно имевших место в жизни данного правоохранительного органа и сотрудников, обучающихся в группе, недавно или только что происшедших;

коллективная моральная проработка действий - предстоящих или типичных для профессиональной деятельности данной категории обучающихся;

активизация самооценки моральности своего поведения, действий обучающимися сотрудниками, своих решений, своих морально-психологических качеств, взглядов, внутренних установок, мотивов, навыков, привычек;

свобода высказывания любых мнений, суждений, оценок каждым обучающимся;

организация руководителем занятий соударения мнений обучающихся, анализа конкурирующих моральных мнений, выявление сильных и слабых сторон каждого, морально обоснованный выбор лучшего;

искренность и правдивость в обсуждении всех вопросов, недопущение лукавства, недомолвок, ухода от острых проблем и вопросов, поиск честных и морально зрелых ответов;

ликвидация и профилактика формализма, скуки на занятиях;

требование аргументированного морального обоснования обучающимися сотрудниками личных мнений, оценок, суждений;

коллективный поиск всесторонне взвешенных и морально аргументированных решений, оценок;

расчет ближайших и отдаленных морально-психологических последствий разных операций, профессиональных поступков, действий, решений (их влияние на граждан, коллег, самого себя);

коллективные упражнения в разработке новых, профессионально специализированных моральных норм, правил или их детализации, конкретизации для своего правоохранительного органа, подразделения, части, коллектива или даже себя лично;

обсуждение путей укрепления морально-психологического климата и взаимоотношений сотрудников в коллективе;

совместный поиск причин неприживаемости в коллективе отдельных моральных норм (если такие факты есть), живучести недостатков в МПП отдельных членов коллектива, моральных причин недостаточного авторитета сотрудников у населения, путей его повышения;

обсуждение путей совершенствования своей морально-психологической подготовленности, морально-психологического климата и моральности профессиональных действий.

Главным методом проведения занятий выступает особый метод - метод ситуативного морального выбора (моральных дилемм, моральных казусов). Суть его в том, что обучающимся сотрудникам предлагается для изучения, разбора, оценки, решения служебная или жизненная ситуация из практики, характерная наличием выраженного морального аспекта. Они могут предлагаться обучающимся на занятиях в словесном виде, с иллюстрацией фотографий (слайдов), демонстрацией фрагмента видео - или кинофильма, а также игровым розыгрышем на занятии. После ознакомления с ситуацией сотрудникам предлагается ответить на ряд (2-5 и больше) вопросов, наполненных моральным смыслом и все больше углубляющихся в тонкости событий. Ситуация и ответы на вопросы обсуждаются коллективно и вырабатываются сообща или даются компромиссные оценки ситуации и практические выводы для обучающихся.

Научно разработан и подтвердил свою педагогическую эффективность и метод "Я сам". Это метод индивидуального воспитывающего обучения, ценность которого и в том, что он охватывает не только плановые занятия, но и практическую деятельность сотрудника. Метод базируется на особых методических разработках, воплощенных в "Учебных книжках-памятках" (размером с записную книжку). Подготавливается несколько таких книжек, каждая из которых содержит правила поведения и посвящается отработке морально-корректного поведения при определенных профессиональных действиях, профилактической беседе с гражданами, приеме граждан, допросе, поведение в коллективе, по месту жительства и др. Возможна и комплексная отработка поведения на службе и в быту (морально - психологические, отношения к службе и своим обязанностям, морально-психологические отношения к товарищам по службе, морально - психологические отношения к себе). Учебная книжка состоит из двух частей: методические рекомендации обучающимся и перечень пронумерованных правил поведения. Порядок использования методической разработки таков:

1) обучающимся разъясняются цели, задачи и дается подробный комментарий к методическим рекомендациям;

2) указывается на необходимость ежедневно, в начале рабочего дня, прочитывать методические рекомендации и руководствоваться ими при выполнении всех дел, а в конце дня анализировать свое поведение;

3) поступать так в течение недели (или большего установленного срока, но не дольше двух месяцев; повтор возможен после перерыва в несколько месяцев), при необходимости консультируясь с руководителем занятий, начальником или его заместителем по работе с личным составом; через неделю обобщить результаты своей работы и самостоятельно оценить их. Последнее делать с помощью листа самоконтроля - чистого листа бумаги с номерами правил в книжке, против каждого выставляется оценка: 5 - всегда выполнял правильно, 4 - как правило, поступал правильно, но с небольшими недостатками, 3 - порой делал ошибки в применении правила, 2 - часто поступал неправильно, 0 - в истекший срок не было ситуаций, когда надо было действовать в соответствии с этим правилом. Оценки по указанию руководителя могут выставляться ежедневно, два раза в неделю, раз в неделю. Лист оценки сдается руководителю для разбора и получения дальнейших инструкций. Листы с оценками, сделанными через очередные сроки или несколько сроков, сравниваются и делаются выводы о характере изменений в поведении сотрудника.

Можно ожидать, что оценки, выставляемые сотрудником самому себе, не будут полностью объективными, но тут есть два момента. Во-первых то, что обучающиеся периодически просматривают правила поведения и размышляют над оценкой каждого, уже приносит пользу: правила волей-неволей запоминаются, всплывают непроизвольно в памяти в ситуациях реальной жизни и деятельности и как-то регулируют поведение, что уже хорошо. Во-вторых, следует применять меры, повышающие объективность оценок. Для этого: руководитель наблюдает за обучающимися (всеми или избирательно) и сверяет потом выставленные ими самооценки с результатами своих наблюдений, делает замечания, если оценки расходятся; при проведении плановых занятий используются методические приемы групповой оценки достигнутого отдельными обучаемыми - разбивка их на пары с заданием осуществлять взаимный контроль правильности выставленных оценок, разбивка на группы по 3-4 человека с поручением обсуждать или даже выставлять групповые оценки каждому по очереди; выставлять оценки всей учебной группой некоторым из обучающихся, сверяя их с выставленными ими самими оценками; используется прием изолированной самооценки (каждый раз выдается новый чистый лист для самооценки, а предыдущий не показывается).

Полезно иметь сводный журнал, где на каждого сотрудника отводятся свои листы, составленные по формату листа самоконтроля с несколькими вертикальными графами для ряда оценок, выставляемых в разные строки. Эти данные используются во всей индивидуальной работе.


3. Профессионально - этическое воспитание


Профессиональная этика - система моральных норм и моральных принципов поведения людей в определенной профессии. Это и общие нормы нравственного поведения в их специфическом выполнении, а также особые нормы в определенном виде профессиональной деятельности. В правоохранительной деятельности имеют специальное значение, например, нормы справедливости, беспристрастности, долга, ответственности, нетерпимости к злу и борьбы с ним и др. Они имеют в ней особо ценностное, но, как все моральные нормы, все же рекомендательное значение и строго соблюдаются при профессиональной моральной воспитанности. Но есть и нормы узкопрофессиональные. Один из видов - нормы служебного этикета (порядка поведения) при обращении к гражданам, обращении граждан к сотруднику, приеме населения, общении с гражданами, общении с коллегами, с начальником, телефонных переговорах и др. Другой вид - профессионально-деонтологические нормы, однозначно регламентирующие действия и поступки сотрудников. Те и другие закреплены в служебных документах - уставах, положениях о прохождении службы, наставлениях, директивах, инструкциях и т.п. Важные для выполнения сотрудниками наших правоохранительных органов нормы служебного поведения содержатся в международных актах, таких, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН, и приложения к нему, Основные принципы этики полицейской службы (Полицейская декларация) и др. Они однозначно регламентируют должное поведение сотрудника, не оставляя места для выбора. Их выполнение обеспечивается профессионально-этическим воспитанием дисциплинированности. При этом используется воспитание сознательного и умелого отношения к выполнению обязательных норм профессионального поведения, осмысление порядка действий.

Заключение


Контроль за правомерным поведением граждан, обеспечение общественного порядка и приучение к нему, разрешение конфликтов в юридически значимых ситуациях, требование уважать закон и другие правовые установления, повышение правовой культуры и правовоспитанности, исправление пренебрегающих нормами права и др. - это выраженная воспитательная функция всей системы правоохраны. Реализовать ее могут только соответственным образом воспитанные люди, ибо изначально воспитатель должен быть сам воспитан. Нельзя совершенствовать общество и людей, обладая недостатками, или, как образно говорят в народе, "нельзя дырой заткнуть дыру". Невоспитанные сотрудники правоохранительных органов - это не конструктивная сила и не бессилие их, а совершенно нетерпимый десоциализирующий фактор. Поэтому и построение педагогической системы воспитания личного состава носит обязательный характер в решении возложенных на них государством задач и оправдании социальных ожиданий общества.

Более того, создание эффективной педагогической системы воспитания сотрудников правоохранительных органов приобрело решающий характер и стало приоритетным направлением работы с кадрами.

Это объясняется прежде всего условиями и требованиями испытываемого Россией переломного периода в общественных, политических, экономических, правовых и нравственных преобразованиях и задачами, стоящими перед правоохранительными органами. В ст.1 Конституции Российской Федерации наше государство определено как правовое, и чтобы оно на деле стало таким, воспитанность личного состава должна быть безукоризненной, без чего невозможно рассчитывать на благополучие в других сферах его функционирования и жизни общества.

Литература


Психология. Педагогика. Этика. Учебник для вузов/ О.В. Афанасьева, В.Ю. Кузнецов, И.П. Левченко и др.; Под ред проф. Ю.В. Наумкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999.

Психология и педагогика в правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Учебное пособие/ Под ред. канд. юрид. Наук И.Д. Мариновской. - М.: МЮИ МВД России; издательство "Щит-М", 1997.

Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. - М., 2001.

Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 "Юриспруденция" (Беличева С.А., Беляева Л.И., Буданов А.В. и др.); Под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2004.

Похожие работы:

  1. • Профессиональная деформация сотрудников ОВД
  2. • Учебное Пособие "Гос. Служба в ОВД"
  3. • Производство по делам об административных ...
  4. • Особенности профессионального здоровья сотрудников ...
  5. • Психологический анализ профессионально важных качеств ...
  6. • Профессиональная деформация работников органов правопорядка
  7. • Педагогические условия нравственного воспитания ...
  8. •  ... учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников
  9. •  ... характеристик у женщин-сотрудников ОВД МВД России
  10. •  ... жизни и здоровью гражданина и сотруднику ОВД
  11. • Воспитание привычек нравственного поведения у ...
  12. • Профессиональная этика сотрудников ОВД
  13. • Психология профессионального общения
  14. • Нравственное воспитание и формирование культуры ...
  15. • Проблемы нравственного воспитания в современной школе
  16. • Воспитание нравственных ценностей детей младшего ...
  17. • Воспитание нравственно-патриотических чувств у ...
  18. • Нравственное воспитание младших школьников в ...
  19. • Социальная защита сотрудников в органах внутренних ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com