Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Пишем рецензию...Подготовка к выпускным экзаменам

Пишем рецензию...Подготовка к выпускным экзаменам

В последние годы стало определенной традицией включать в темы выпускных школьных сочинений тему, связанную с современной литературой и предполагающую умение писать рецензию на то или иное литературное произведение. В прошлом году газета уже публиковала консультацию к такому сочинению, однако поток вопросов, связанных как с особенностью жанра рецензии, так и с проблемами подготовки к ее написанию, не иссякает. Именно поэтому мы решили еще раз вернуться к разговору на эту тему.

Что должен четко знать учитель, готовящий учеников к выпускному экзамену? Первое: рецензия — чрезвычайно сложный жанр, и на её создание стоит нацеливать только сильных учеников. Одновременно рецензия — это высший показатель мастерства учителя, ибо именно в этом жанре ученик должен на новом, не обработанном еще материале продемонстрировать все те умения и навыки анализа литературного произведения, которые он получил при изучении классических, “устоявшихся” вещей. Главная задача рецензии — это обращение к самым последним, современным явлениям литературы, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенного мнения. При разговоре о таком произведении пишущему нужно рассмотреть его в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность (в лучшем понимании этого слова) является непременным признаком любой рецензии. Само собой разумеется, что для этого ученику, готовящемуся к написанию рецензии, нужно хотя бы иногда просматривать литературно-художественные журналы, чтобы быть в курсе новинок и ориентироваться в основных направлениях литературной жизни.

Далее, учителю следует обговорить с учениками основные структурные моменты любой рецензии. Поскольку рецензия является как бы посланием человека, читавшего какое-либо произведение (или смотревшего спектакль, кинофильм и т.д.), возможному их читателю ( зрителю), то в рецензии , во-первых, должны быть четко указаны выходные данные рассматриваемой вещи, а во-вторых, значительное место должно быть уделено изложению содержания. Не просто пересказу, а концептуальному анализу, из которого станут понятными основные идейные линии произведения. Обязательно следует отметить также интересные, необычные моменты, например, нетрадиционную манеру изложения, какие-то аспекты стиля и т.д. — иными словами следует прежде всего остановиться на анализе самых существенных элементов произведения вне зависимости от отношения к ним автора рецензии. К примеру, рецензент не разделяет идей писателя или вовсе не в восторге от способа их подачи, однако если эти идеи или этот способ являются яркими моментами произведения, его “изюминкой”, он не вправе о них умалчивать.

Только после объективного анализа можно приступать к субъективной оценке произведения, составляющей основную часть любой рецензии. Рецензия как раз и пишется для выражения такой оценки, своего собственного мнения. Оно может быть сколь угодно спорным, но в случае если субъективный взгляд базируется на понимании сущностных моментов произведения, он не будет произволить впечатления оригинальничанья и надуманности.

Естественно, что вышеупомянутые структурные элементы рецензии не обязательно должны линейно следовать друг за другом. Часто рецензия пишется в художественном ключе — как правило, такую манеру изложения выбирают творческие, одаренные ученики. Мы хотели бы познакомить читателей с двумя работами такого плана. Они написаны одиннадцатиклассниками московской школы 57 Ниной Смирновой и Вадимом Жарко.

С.В.Волков

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.edu.nsu.ru/


Похожие работы:

  1. • Проблемы подготовки к экзаменам
  2. • Внутришкольный контроль в современных условиях как ...
  3. • Планирование подготовки к экзамену
  4. • Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога
  5. • Подготовка к Единому государственному экзамену по ...
  6. • Обобщение и повторение в процессе подготовки выпускников школ ...
  7. • Отзыв и рецензия как оценочные высказывания учащихся
  8. • Подготовка учащихся к ЕГЭ при обучении истории
  9. • Подготовка к единому национальному тестированию
  10. • Основные направления повышения эффективности ...
  11. • Союзные слова и их морфологическая характеристика (школьный ...
  12. • Вопросы для подготовки к сдаче междисциплинарного экзамена по ...
  13. • Как готовиться к экзамену по русскому языку и литературе
  14. • Обобщение и повторение в процессе подготовки выпускников школ ...
  15. • Технология подготовки учащихся старших классов ...
  16. • Обучение, трудоустройство и другие услуги по ...
  17. • Использование баз данных математических задач в ...
  18. • Основные требования к выпускным квалификационным ...
  19. • Элективный курс по алгебре для 9-го класса на тему ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com