Рефетека.ру / Менеджмент

Контрольная работа: Характеристика и сравнительная оценка вертикальных и горизонтальных решений позиционирования информационных систем в менеджменте организаций

Рынок предъявляет предприятиям значительные требования. Надо все быстрее модернизировать продукцию, лучше владеть ценами, учитывать расходы, анализировать эффективность отдельных заказов и продуктов. От крупносерийной продукции «для складирования», в ряде отраслей, все чаще переходят к штучному производству по конкретным заказам с быстрыми поставками. Чтобы предприятие могло оперативно реагировать на требования рынка, ему необходимо повысить:

прозрачность деятельности (надо располагать актуальными данными о состоянии и тенденциях развития рынка);

гибкость (изменения требований рынка надо быстро внедрять в производство);

эффективность (требования рынка должны выполняться с предельно низкими издержками, чтобы предприятие выдерживало конкуренцию).

Информационная техника может значительно способствовать выполнению этих требований. Определенного роста эффективности можно достичь и с помощью локальных вычислительных систем, но прозрачность и гибкость значительно повышаются лишь в результате применения интегрированных информационных и управленческих систем, которые способствуют быстрому и более легкому обмену информацией между подразделениями предприятия.

Информационная система – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники и программного обеспечения, позволяющая решать те или иные функциональные задачи.

Информационные системы обеспечивают подготовку, ввод, хранение, обработку, контроль и передачу данных. Они отличаются иерархической структурой. Степень их автоматизации обычно относительно высока. Информационные системы бывают реализованы как сеть взаимосвязанных вычислительных машин разной величины и абонентских пунктов (терминалов). Их подсистемы выполняют функции на различных уровнях управления, как правило, используя общий банк данных.

Информационные системы представляют собой соответствующие информационные сети, начинающиеся с дневных требований заказчиков, распространяющиеся через распределение и производство до поставщиков. Эти системы обычно разделяются на три группы.

Информационные системы для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях (так называемые плановые системы). Они служат главным образом для создания и оптимизации звеньев логистической цепочки. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач.

Информационные системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу (так называемые диспозитивные или диспетчерские системы). Они направлены на обеспечение отлаженной работы логистических систем. Речь идет, например, о распоряжении (диспозиции) внутризаводским транспортом, запасами готовой продукции, обеспечении материалами и подрядными поставками, запуске заказов в производство. Некоторые задачи могут быть обработаны в пакетном режиме, другие требуют интерактивной обработки (on-line) из-за необходимости использовать как можно более актуальные данные. Диспозитивная система подготавливает все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние системы в базе данных.

3. Информационные системы для исполнения повседневных дел (так называемые исполнительные системы). Они используются главным образом на административном и оперативном уровнях управления, но иногда содержат также некоторые элементы краткосрочной диспозиции. Особенно важны для этих систем скорость обработки и фиксирование физического состояния без запаздывания (т.е. актуальность всех данных), поэтому они в большинстве случаев работают в режиме on-line. Речь идет, например, об управлении складами и учете запасов, подготовке отправки, оперативном управлении производством, управлении автоматизированным оборудованием. Управление процессами и оборудованием требует интеграции информационных систем коммерческого характера и систем управления автоматикой.

Чтобы информационные системы могли обеспечить требуемую эффективность процессов, их надо интегрировать.

Существуют следующие виды информационных потоков:

в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;

в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;

в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.

Рассмотрим только первый вид: вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами, посредством вертикальных информационных потоков. Схема приведена ниже.

Характеристика и сравнительная оценка вертикальных и горизонтальных решений позиционирования информационных систем в менеджменте организаций


Например, для оптимизации структуры наиболее важна информация о покупателях. При вертикальных информационных потоках, система получения информации выглядит следующим образом:

информация о покупателях собирается и структурируется в отделе сбыта;

Определенная часть информации, существенная, по мнению продавца, передается менеджеру;

Менеджер ее фильтрует и ненужную отсеивает.

Далее изменившийся информационный поток достигает руководства сбыта, где также отсеивается информация, которую сбыт использовать не компетентен.

В результате, руководству предприятия попадает незначительная часть первоначальной информации, из которой невозможно извлечь пользы.

Такую информационную систему называют вертикальной, и именно она получила широкое распространение на промышленных предприятиях нашей страны.

То есть, недостатком при использовании вертикальной системы является то, что информация проходит несколько уровней контроля и своеобразной фильтрации, в результате чего, значительная её часть теряется, а руководству организации поступает не полная информация, что может привести к принятию не верных решений.

Плюсом является то, что охватывается вся информация, на всех стадиях прохождения.

Схема вертикальной системы информации предложена на рис.1.


Характеристика и сравнительная оценка вертикальных и горизонтальных решений позиционирования информационных систем в менеджменте организаций

Рис.1. Вертикальная система информации.


Интересна обратная связь (или реакция на поступающую информацию) при вертикальной организации информационных потоков она ничтожно мала. Это в свою очередь означает, что агенты и продавцы вынуждены самостоятельно принимать решения в большинстве случаев. Накопления информации при такой организации не происходит.

Другой вид организации информационных систем - горизонтальная.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков. Она предусматривает адресное распределение информации по мере ее поступления. Агенты и продавцы адресуют информацию подразделениям, способным ее использовать. Информационные потоки выглядят, таким образом, как представлено на Рис.2.


Характеристика и сравнительная оценка вертикальных и горизонтальных решений позиционирования информационных систем в менеджменте организаций

Рис.2. Горизонтальная система информации маркетинга.


Преимущества горизонтальной системы:

более полное использование информации и сокращение сроков принятия решений.

Недостатки:

агенты и продавцы самостоятельно решают, кому и какая информация может потребоваться, адекватная реакция на информацию не стимулируется, т.е. как для агента передача информации заинтересованной службе является дополнительной нагрузкой, так и для заинтересованной службы не обязателен ответ агенту, а также накопления информации не происходит.

Существует ряд случаев, при которых нет возможности выбрать, какую систему выбрать. При необходимости в организации должно быть как горизонтальная, так и вертикальная система. На различных стадиях вовлеченные в работу над проектом сотрудники, особенно те, кто занимается принятием технологических решений, определяющих затраты, нередко должны обращаться к руководителям за помощью. Частые изменения в проекте также вызывают необходимость постоянного информирования старших руководителей о текущем состоянии проекта.

В целом преимущества интегрированных информационных систем заключается в следующем:

возрастает скорость обмена информацией;

уменьшается количество ошибок в учете;

уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;

совмещаются разрозненные информационные блоки.

В таком случае встает вопрос, каким образом должна быть организована информационная система.

Выбор той или иной системы предприятием определяется спецификой последнего. В современных условиях рынка, когда на первое место выдвигается оперативность и полнота владения информацией, каждому промышленному предприятию необходимо быть готовым к внедрению и использованию данных инструментов при построении информационной системы менеджмента.

При построении информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы:

1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем, программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

— обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

— повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

— снизить их стоимость;

— ускорить их построение.

2. Принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы, построенные на базе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, т.е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической информационной системы и на эффективность ее функционирования.

3. Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.

4. Принцип приемлемости системы для пользователя.

Я считаю, что информационные системы на предприятиях на данный момент являются необходимостью, так как регулируют доступ к информации. Это значит, что система обеспечивает высокую скорость информационного потока, а так же защищает закрытую информацию от доступа других лиц.

Список литературы:


Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных заведений./М.: Дашков и Ко, - 2004.

Логистика: Учебник./Под ред. Аникина Б.А. - М.: ИНФРА-М, - 1997. – 327 с.

Основы логистики: Учебное пособие./Под ред. Л.Б. Миротина и В.И.Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 200 с.

Похожие работы:

  1. • Информационные технологии обеспечения управленческой ...
  2. • Интегрирование требований международных стандартов в систему ...
  3. •  ... на основе технологий информационного менеджмента
  4. • Системы менеджмента качества
  5. • Информационные логистические системы
  6. • Использование стандартов ISO при организации систем ...
  7. • Информационные технологии менеджмента
  8. • Программные средства и инструменты информационного ...
  9. • Стандарты серии Исо 9001-2001
  10. • Информационные системы
  11. • Информационные технологии в управленческой деятельности
  12. • Система финансового менеджмента на предприятии
  13. • Информационно-правовые системы
  14. • Информационное обеспечение управления в современной ...
  15. • Базовые параметры финансового менеджмента
  16. • Маркетинг - одна из систем управления предприятием
  17. • Информационные системы управления
  18. • Вертикальные и горизонтальные связи в ...
  19. • Информационная логистическая система
Рефетека ру refoteka@gmail.com