Рефетека.ру / Менеджмент

Курсовая работа: Стратегическое планирование местного самоуправления

Оглавление


Введение

Глава 1. Сущность стратегического планирования

1.1 Применение стратегического планирования на практике

1.2 Элементы стратегического плана

Глава 2. Методы стратегического планирования и управления

2.1 Методы построения стратегий

2.2 Методика стратегического управления развитием МО

Глава 3 Реализация плана стратегического развития

3.1 Механизмы выполнения плана

3.2 Оценка реализации плана: критерии и индикаторы успеха

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение


Актуальность работы обусловлена тем, что внимание к стратегическому планированию в структурах местного управления усилилось. Связано это с процессами децентрализации государственного управления, которые способствовали повышению автономности в принятии решений на региональном и местном уровнях. В тех странах, где процесс децентрализации совпал с процессом экономической глобализации, местные органы власти сумели переориентироваться в формулировании собственной экономической политики и оказались более подготовленными для преодоления структурного кризиса местной экономики. Там, где этого не произошло, экономический спад приобрел серьезные масштабы и значительно повлиял на благосостояние городского и сельского населения. Сейчас очевидно, что экономический и политический контекст принятия стратегических решений главами городов значительно отличается от такового 10-15-летней давности.

Глубокие социально-экономические потрясения 90х годов практически упразднили систему прогнозирования и планирования. Была ликвидирована система административно-планового управления, включающая в себя как долгосрочные, так и среднесрочные и годовые планы.

Директивность сковывала инициативу людей. Отсутствие перспективы привело к ряду крупных стратегических ошибок, к углублению кризиса. Это слишком дорого обошлось стране и населению /5, с. 161-162/.

Часть проблем разрешилась путём перераспределения полномочий и передачи части государственной собственности в частную. Но трансформация не могла упразднить потребность в прогнозировании и планировании, как на уровне новых собственников, так и государства.

В современной России так же разрабатываются планы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу социально-экономического развития государства и его субъектов.

Целью данной курсовой работы является анализ "Стратегического планирования развития города Дзержинского ".

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотрение сущности стратегического планирования;

изучение элементов стратегического планирования;

рассмотрение методов стратегического планирования и управления;

изучение особенностей стратегического плана муниципального образования города Дзержинского.

Теоретического материала в литературе достаточно для изучения темы "Стратегическое планирование". Этот вопрос достаточно глубоко освещён как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

Законодательная база в сфере стратегического планирования в РФ обеспечена соответствующими нормативными актами: Федеральный Закон от 06.10.2003г № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ" ; указ Президента РФ «Об основах стратегического планирования в РФ» от 12.05.09; ФЗ РФ от 20 июля 1995 г «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

Методами исследования являются системный анализ социально-экономических и политических процессов, анализ и синтез, теоретический метод, метод анализа документов и нормативно-правовых актов, экспертная оценка, метод факторного анализа.

Объект исследования – стратегическое планирование в городе Дзержинского

Предмет исследования – показатели социально-экономического развития в городе Дзержинского.

Логика и структура данной работы соответствуют выбранным цели и задачам.

В главе 1 методологические основы стратегического планирования.

В ней рассмотрены:

Сущность стратегического планирования.

Применение стратегического планирования и управления на практике

Глава 2 направлена на изучение особенностей стратегического плана в МО

В ней рассмотрены следующие вопросы:

Методы построения стратегий

Методика стратегического управления развитием муниципальным образованием

Глава 3 направлена на изучение и анализ Социально-экономического развития города Дзержинского :

Механизмы выполнения плана

Оценка реализации плана: критерии и индикаторы успеха


Глава 1. Сущность стратегического планирования


1.1 Применение стратегического планирования на практике


Эффективными методами современного менеджмента являются стратегическое планирование и стратегическое управление. Эти методы широко применяются в рыночной экономике и решают задачи развития коммерческих фирм или осуществления коммерческих проектов. Как показывает практика, стратегическое планирование может с успехом применяться не только в коммерческой, но и в других сферах общественной деятельности. Высокая эффективность использования стратегического планирования достигается при управлении социально-экономическим развитием муниципальных образований. Однако далеко не все органы местной власти применяют в своей работе новые методы управления. В ближайшие годы в России предстоит внедрить в практику работы администраций городов и районов все конструктивные элементы такого планирования. Этому должны способствовать научный анализ и пока еще небольшой практический опыт использования стратегического управления и стратегического планирования в отечественных муниципальных образованиях.

Стратегическое планирование представляет собой особый вид деятельности хозяйствующих субъектов, территориальных органов исполнительной и законодательной власти (муниципалитетов, отдельных регионов, региональных ассоциаций), субъектов Федерации, федеральных органов исполнительной и законодательной власти и государства в целом. Она состоит в подготовке проектов стратегических решений с представлением в виде прогнозов, программ и планов, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий развития соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе с учетом изменяющихся условии внешней среды.

Из приведенного определения следует, что деятельность по стратегическому планированию должна "пронизывать" все звенья национальной экономики от ее первичного звена (хозяйствующего субъекта) до экономики в целом и представлять собой взаимоувязанный комплекс проектов стратегических решений.

К разработке местных стратегий развития призвала мировое сообщество конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД). В итоговых документах конференции записано: "Каждому местному органу власти следует разработать свою стратегию устойчивого развития". Решения конференции положены в основу политики устойчивого развития многих местных сообществ. Участие в такой деятельности носит добровольный характер. Б разработке и реализации стратегий местного устойчивого развития участвуют граждане, административные и властные структуры, политики, хозяйственники, профсоюзы, различные молодежные, женские, религиозные и другие организации.

В настоящее время практически в каждом субъекте Российской Федерации ведутся разработки региональных стратегий устойчивого развития, аналогичная работа идет в органах местного самоуправления многих городов и районов России. Вместе с тем приходится констатировать, что разработанные в регионах стратегии, принятые программы и планы местного устойчивого развития практически не реализуются. Главная причина этого - экономический и политический кризис, в котором находится наша страна. Местные органы власти стремятся, прежде всего, снять социально-экономическое напряжение на своих территориях, выплатить людям зарплату, наладить тепло-, водо-, газо-, электроснабжение населенных пунктов, обеспечить безопасность граждан. При этом многие проблемы, решение которых позволяет говорить о движении по пути устойчивого развития, уходят на второй план. Другой причиной, замедляющей переход на путь устойчивого развития, является непонимание сущности этого процесса населением и органами местного управления. Поэтому крайне важно разработать комплекс материалов (технологии, методы) по стратегическому планированию развития муниципального образования и обеспечить их широкое применение на практике, а также популяризацию среди населения муниципалитетов.


1.2 Элементы стратегического плана


Стратегическое планирование – процесс проектирования вероятного или логического будущего и предполагаемых будущих состояний. Это процесс познания того, как достичь своих целей, как использовать знания, чтобы направить логическое будущее к более желаемому, и затем построить эти действия, Обратный процесс идеализации стимулирует творческое мышление. Он представляет людям возможность укрепить свою уверенность в том, что они знают, какие состояния системы желательны и с каким приоритетами. Используя обратный процесс, специалисты по планированию выявляют как благоприятные возможности, так и препятствия и в итоге выбирают эффективные стратегии, облегчающие достижение желаемого будущего.

Очевидно, что все планы имеют три общих элемента – начальное состояние, цель (или конечное состояние) и процессы, связывающие эти два состояния. Цель планирования - соединить эти элементы так, чтобы с наименьшими затратами достигнуть наибольшей эффективности – т.е. максимизировать результаты.

Первый элемент любого плана – начальное состояние. Начальное состояние людей – обычно это их положение в настоящее время: люди управляют определенными ресурсами, которые позволяют им достигать некоторого другого состояния. Следует учесть все ресурсы и ограничения для обеспечения эффективности планирования.

Вторым элементом является цель. При условии, что остальные два элемента учтены правильно, этот элемент становится просто мишенью. Цели могут быть неясно определены или установлены для недостижимого состояния (не реальны). Не следует ставить цель без точных знаний о силах и влияниях, которые действуют и формируют эту цель. Цель должна быть хорошо поставлена, достижима, а также пересмотрена и изменена в соответствии с требованиями обстоятельств.

Третьим элементом плана являются процессы. Этот элемент – сам план, так как по существу в нем содержится описание метода, с помощью которого происходит переход от начального состояния к цели. Два первых элемента можно в основном рассмотреть теоретически; третий элемент, напротив, более конкретен. Он должен содержать: факторы, действующие на цель; внутренние и внешние силы, действующие на эти факторы; цели операции; логическую последовательность шагов и вероятные состояния, пригодные для принятия решений, которые нужны для управления процессом. Факторы могут быть экологическими, экономическими, культурными, социальными, политическими и технологическими. Эти факторы могут в той или иной степени контролироваться лицами, принимающими решения. Для учета этих факторов необходимо пользоваться любой доступной информацией.

В основном процесс планирования направлен только в одну сторону, т.е. представляют собой упорядоченную во времени последовательность событий, которая начинается в настоящее время t=0 и заканчивается к некоторый момент будущего t=T. В первой последовательности, которая называется прямым процессом, рассматриваются текущие факторы и предложения, которые порождают некоторый логический результат. Во второй последовательности, которая называется обратным процессом, состояния рассматривают, начиная с желаемого результата в определенный момент Т в обратном направлении во времени - к исходному состоянию, чтобы оценить факторы и промежуточные результаты, которые нужны для достижения желаемого. Оба процесса теоретически обоснованы, понятны и используются на практике.

Прямой процесс планирования обеспечивает оценку состояния вероятного конечного результата. Обратный процесс планирования обеспечивает средствами контроля и управления прямым процессом при движении в направлении желаемого состояния.

Может возникнуть вопрос: какой из процессов – прямой или обратный – более эффективен при планировании? В зависимости от обстоятельств один из этих процессов может полностью приемлемым, в то время как другой – может оказаться неприемлемым на практике. Наиболее важно, что каждый из них в отдельности может не подходить для создания хорошего плана. Однако если объединить их в единый прямой и обратный процесс планирования, то окажется возможным эффективно решить проблему. Таким образом, можно попытаться соединить желаемые цели с логическими, обеспечивая рамки сходимости друг к другу обоих результатов.

Для интеграции прямого и обратного иерархического планирования и проведения действий в настоящем сначала проектируется вероятное будущее. Далее в качестве цели необходимо принять желаемое будущее, выработать новые политики, которые присоединяются к набору существующих, и с учетом этих изменений вновь спроектировать будущее и сравнить два варианта будущего – проектируемый и желаемый – относительно их главных характеристик. Желаемое будущее модифицируется с целью увидеть, какие изменения политики нужны для того, чтобы оно стало проектируемым будущим, и процесс продолжается далее.

Формулировка процесса планирования для организации как граничной задачи позволяет явно выразить структуру решения. Используя понятия теории принятия решений, можно идентифицировать три основных вида переменных: стратегии планирования , которые есть у организации, результаты, которых может добиться организация в будущем, эффективность, которая выражает вероятностные соотношения между стратегиями планирования и результатами.

Эти три вида переменных – общие для всех процессов принятия решений, однако отношения между ними различны для всех проектируемых и желаемых процессов планирования. Для проектируемых процессов стратегии определяются, эффективность оценивается, а вероятностные результаты выводятся. Для желаемых процессов результаты оцениваются, эффективность подвергается воздействиям, а стратегии разрабатываются.

Глава 2. Методы стратегического планирования и управления


2.1 Методы построения стратегий


Одна из самых ранних схем разработки производственной стратегии основана на учете жизненного цикла товара или услуг (для государственного управления характерно оказание услуг для населения) .В зависимости от того, какая стадия эволюции товара или услуги характерна для производства на данный момент, будет складываться и стратегия поведения. /7, с. 235/

При использовании жизненного цикла товара или услуг для формулировки производственной стратегии важно помнить два существенных момента:

1. Стадии жизненного цикла занимают абсолютно разные временные промежутки. Это верно как для производства одного вида товара, так и для большого их количества.

2. Руководитель должен абсолютно точно знать, когда производство переходит от одного этапа жизненного цикла к другому, чтобы вовремя успеть перейти на новый вид стратегии.

Помня эти две особенности, перейдем к конкретному рассмотрению каждой стадии.

Стратегия, допустим на стадии внедрения, должна прежде всего должна обосновывать выбор товара или услуги и доказывать наличие реальной потребности в нем. После этого определяется масштаб производства или мероприятий по осуществлению услуг и рассматриваются все возможные варианты упрощения этого процесса, а также снижения трудоемкости. Далее стоит уделить внимание распределению ресурсов и поиску гибких решений для сокращения их потребления (как трудовых, так и материальных). Система экономии ресурсов является дополнительной гарантией в случае возникновения неожиданных препятствий. Необходимо быть абсолютно уверенным в том, что финансовых ресурсов с запасом хватит на период, в течение которого затраты превысят получаемый доход. Основой успешного преодоления этапа внедрения может стать только строгий порядок. /9, с. 198-199/

Главный акцент в стратегии, например на стадии роста, должен быть сделан на существующий и потенциальный размер рынка одновременно с поиском возможного расширения круга покупателей. Конкурентная позиция может быть оценена путем анализа возможностей дистрибьютерской сети, цен, качества, способности мгновенно реагировать на расширение рыночного потенциала, наличия или отсутствия торгового знака. Возможный стремительный рост всегда должен быть подкреплен достаточным количеством ресурсов и наличности.

В жизненном цикле товара или услуги стадия зрелости характеризуется постоянным объемом производства, поэтому при составлении стратегии основной аспект внимания смещается от расширения доли рынка к усовершенствованию конкурентной позиции, маркетинговым исследованиям, работе по снижению издержек и установлению особых взаимоотношений с поставщиками и потребителями. Распределение ресурсов должно подвергаться строгому контролю, возможно наличие внешнего финансирования, а также перераспределение ресурсов в соответствии с открывающимися новыми возможностями. Авиакомпании являются ярким примером фирм, у которых стадия зрелости сильно растянута во времени./11, с. 235/


2.2 Методика стратегического управления развитием МО


Задача достижения поставленных в ходе муниципального стратегического планирования целей требует особых подходов. Предлагаем использовать для этого следующую методику стратегического управления:

I. Первым шагом является анализ исходного состояния — мониторинг социально-экономического положения МО.

Как указывается в разработках РНЦГМ , мониторинг социально-экономического положения представляет собой систему наблюдения, оценки, анализа и прогноза социально-экономической ситуации на территории МО, подготовки проектов управленческих решений, направленных на поддержание позитивных тенденций и ослабление негативных.

Задачами социально-экономического мониторинга являются:

1. Организация получения объективной и достоверной информации о социально-экономическом положении МО.

2. Оценка и системный анализ информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер социально-экономических изменений.

3. Обеспечение органов управления, предприятий, учреждений и организаций, а также граждан полученной информацией.

4. Разработка прогнозов социально-экономического развития и рекомендаций по преодолению негативных и поддержке позитивных тенденций. Доведение данных сведений до ОМСУ.

При проведении социально-экономического мониторинга следует руководствоваться следующими принципами

1) целенаправленность или релевантность информации (система мониторинга должна быть направлена на решение конкретных управленческих задач);

2) системность — ориентирует на рассмотрение МО как подсистемы более крупной общественной системы и исследование связей с другими МО;

3) комплексность — подразумевает мониторинг отдельных сфер и направлений социально-экономического развития МО вместе с их взаимосвязями, мониторинг должен быть направлен на последовательное решение всей совокупности задач, заканчивая рекомендациями;

4) непрерывность анализа (мониторинг);

5) периодичность снятия информации;

6) сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени;

7) развитие мониторинга на основе совершенствования методического инструментария, технического оснащения, расширения наблюдаемых процессов и увеличения числа объектов.

В процессе социально-экономического мониторинга дается количественная оценка (для структурного анализа — в статике, а для выявления тенденций, прогнозирования — в динамике, путем подсчета индексов):

экономического потенциала МО (ВВП региона, производственная специализация и пр.),

состояния рынка труда (уровень безработицы и ее характеристика, нагрузка на трудоспособное население и т.д.),

инвестиционного климата (состояние банковской и парабанковской инфраструктуры, наличие крупных кредитных линий, в т.ч. международных и бюджетных, структура инвестиций, бюджетная самостоятельность МО),

состояния инфраструктуры (транспорт, проблемы ЖКХ и пр.),

уровня жизни (динамика численности, отношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума, децильный коэффициент , индекс концентрации доходов, индекс потребительских цен (ИПЦ) для исследуемого МО).

В процессе проведения мониторинга факторы не должны просто описываться, необходимо их проанализировать с точки зрения влияния на социально-экономическое развитие МО

В целях анализа привлекательности МО для инвестиций на этом этапе также оценивается конкурентный статус МО, представляющий собой функцию от двух переменных:

Конкурентоспособности МО (наличие доступных земельных ресурсов, состояние инфраструктуры, уровень жизни и пр.).

Конкурентного потенциала МО (величина входного барьера на территорию МО, выражающегося в уровне арендной платы, налогообложении, льготах и т.д.).

II. Следующий этап — ресурсный анализ. Собирается информация об имеющихся ресурсах и их движении (собственники, балансодержатели и др.), ресурсопотоках между МО (если таковые имеются); строятся организационные модели управления городским хозяйством. Особенно важно на этом этапе выделить направление и узлы пересечения финансовых и информационных потоков, для последующего управления с помощью воздействий на уже имеющиеся и/или новые, сформированные узлы.

На этом этапе также проводится обзор (без глубокого анализа) нормативно-правой базы (НПБ), касающейся выделенных проблем, на уровне выявления правовых актов, регулирующих каждую проблему (федеральные, местные законы и постановления, распоряжения, в т.ч. касающиеся непосредственно МО), также может привлекаться финансовый анализ отчетности, ФСА для выявления дисбалансов между значимостью и затратами по каждой функции городского хозяйства. Анализ статистики и литературы /1,7, 30-37/ позволили сделать вывод, что ЖКХ является основной расходной статьей местных бюджетов и источником колоссальных резервов для экономии, поэтому необходимо уделить особое внимание анализу организации, движения финансовых потоков в этой части городского хозяйства. В конце этапа анализа должно быть построено дерево качественных целей управления МО с учетом микро- и макрофакторов и проведенного анализа статистической информации. Для вычленения проблем и оценки важности каждой из них может использоваться коллективная экспертиза или метод расстановки приоритетов.

В результате осуществления этапов I—II объект управления предстает в виде модифицированной карты «организация — внешняя среда», где в характеристики внутренней среды включаются располагаемые ресурсы, организация их движения, узловые точки потоков, структура управления ресурсами, а внешняя микросреда — социально-экономическое состояние МО. Системный подход позволяет адекватно реагировать на изменения внешней среды через учет результатов постоянного мониторинга при постановке и реализации стратегических и тактических задач.

III. Определение проблем и постановка целей, т.е. желаемого состояния, с учетом условий и ограничений, выявленных на этапах социально-экономического и ресурсного анализов.

Выявить проблему, значит, наполовину ее решить . Поэтому идентификация общей проблемы — первый важный этап, исходная посылка всего алгоритма. Например, общей проблемой местных бюджетов являются недостаток ресурсов и их слабая диверсифицированность и, как следствие этого, обратная корреляция доходов с макроэкономической ситуацией в МО.

В процессе стратегического планирования сначала разрабатывается концепция программы комплексного социально-экономического развития, где в текстовой свободной форме раскрывается система представлений о стратегических целях и приоритетах местной социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Структурно концепция социально-экономического развития МО включает следующие разделы:

Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации.

Стратегический выбор и цели социального развития.

Стратегические цели экономического развития МО.

Стратегические цели градостроительного развития.

Основные направления местной социально-экономической политики .

Ресурсы для реализации концепции и механизм их использования.

Цели, которые ставят перед собой управленческие структуры в процессе формирования стратегии социально-экономического развития, представляют собой основу для выработки критериев оценки результатов деятельности местных органов власти и принятия решений, в т.ч. по бюджетным расходам, а также формирования организационных структур. Этим целям должны удовлетворять следующие принципы:

целенаправленности — определение приоритетных целей для МО в перспективе, осуществляется исходя из необходимости достижения (а при возможности и превышения) государственных минимальных стандартов качества жизни населения;

комплексности — рассмотрение приоритетных целей, реализуемых местным самоуправлением, происходит в контексте всей совокупности прогнозируемых социально-экономических показателей развития МО;

системности — определение перспективных направлений развития осуществляется с учетом внешних взаимосвязей, реализация этого принципа предполагает, что при обосновании стратегического выбора развития МО должны быть учтены предпосылки и ограничения его развития, формируемые на различных уровнях (муниципальном, региональном, федеральном);

адаптивности — формирование стратегического плана развития необходимо осуществлять с учетом возможных изменений внешней среды, которые могут вызвать корректировку плана. Такая корректировка должна проводиться с минимальными политическими, социальными и экономическими издержками;

эффективности — означает уверенность, что именно выбранный набор целей, определенных в качестве приоритетных для данного МО обеспечит достижение требуемого качества жизни с наименьшими финансовыми и социальными затратами;

минимизации рисков — в процессе формирования стратегии должны быть оценены возможные риски, обусловленные выполнением тех или иных целей в будущем. Характеристики прогнозируемых рисков должны быть учтены при сравнительном анализе вариантов;

баланса интересов — обеспечение согласованности или непротиворечивости федеральных, региональных и местных интересов при выборе стратегии.

легитимности — обязательное рассмотрение и принятие предложенного варианта на уровне представительного органа местного самоуправления.

измеримость, реальность и ясность для исполнителей.

Процесс формирования концепции в общих чертах можно представить в виде совокупности последовательно выполняемых шагов:

Организационно-подготовительный.

Аналитический.

Разработка проекта концепции.

Согласование и утверждение концепции.

Официально принятая концепция развития в значительной степени облегчает разработку и принятие стратегических целей.

Цель в управлении любым объектом выступает как мобилизующий фактор. Цель — это идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния объекта, представление о том, каким он должен быть . Если базовая концепция не является видимой, ясно понятой, четко выраженной — экономика МО оказывается во власти обстоятельств , администрация не управляет социально-экономическими процессами, а напротив, процесс управляет ее действиями. Необходимо четко выделить цели развития МО и распределить их по трем уровням:

Стратегические — определяют главные приоритеты перспективного развития и финансирования. самоуправления.

Тактические — буферные, промежуточные цели, являющиеся этапами в достижении стратегических.

Оперативные — цели нижнего уровня, являющиеся необходимым основанием для достижения тактических целей.

Одним из наиболее важных аспектов стратегического плана является выбор приоритетных целей, на разрешение которых будут направлены основные усилия. Эти проблемы объединяются в восемь взаимосвязанных блоков:

Экономическое развитие.

Окружающая среда и качество жизни.

Механизм принятия решений и передачи информации.

Структура органов управления.

Общественные услуги.

Проблемы региона в целом, на территории которого расположена административная единица.

Социальные проблемы.

Другие проблемы, характерные для данного МО, например:

- Увеличение спектра перспективных для молодежи специальностей. Обучение специалистов в области логистики, развитие которой позволит увязать торговлю как одну из наиболее развитых сфер в муниципальном образовании, транспорт, связь и современные компьютерные и управленческие технологии.

Расширение спектра услуг, предоставляемых муниципальной сферой, за счет привлечения частнопредпринимательского сектора. Развитие деловой инфраструктуры создает условия для экономического роста и увеличения занятости, а также расширяет налоговую базу бюджета.

Для оценки приоритетов целей предлагается применить пирамиду А. Маслоу (рис. 2.1), спроецированную на систему потребностей МО следующим образом:

На нижнем уровне (физиологических потребностей) находятся обеспечение нормативного количества продуктовых торговых точек с доступным социально значимым ассортиментом товаров, нормативной площади жилья, нормативов медицинских услуг и др.

На втором уровне (защищенности) будут находиться цели по обеспечению правопорядка, экологической защищенности среды.

Третий уровень (социальный) — развитие сети социально-досуговых учреждений.

Четвертый уровень (статус потребности или уровень успеха) составляют цели, направленные на профессиональное развитие и повышение квалификации членов сообщества.

Пятый уровень целей (уровень власти) направлен на доминирование МО по экономическому развитию среди соседних МО и др.

Два последних уровня относятся к вторичным или высшим потребностям МО. Потребности удовлетворяются снизу вверх, соответственно снижается приоритетность стратегических и тактических задач и расходов бюджета .

Диагностика, цели стратегического и тактического плана обеспечивают вход ключевой блок методики — бюджетирование

На данном этапе происходит построение финансовой структуры, представляющей собой ЦФО (центр финансовой ответственности и взаимосвязей между ни ми). Анализ бюджета МО, его расходных и доходных статей, т.е. непосредственного объекта управления рассматриваемого уровня местного самоуправления, позволяв выделить центры финансовой ответственности.


Стратегическое планирование местного самоуправления

Рис.2.1 Пирамида Маслоу

Глава 3 Реализация плана стратегического развития


Механизмы выполнения плана


Для успешного развития Дзержинскому необходима четкая стратегия развития, прогнозирование своего будущего с учетом его реальных возможностей и ограничений. Исходя из местных ресурсов, стратегия города определяет перспективное видение города через 15-20 лет, целевые ориентиры развития города, приоритеты развития, а также инструменты достижения поставленных стратегических целей.

Принципы создания и выполнения стратегии

При формировании долгосрочной стратегии необходимо руководствоваться следующими принципами развития города:

1.Публичное, ответственное и эффективное управление городом. Органы местного самоуправления проводят открытую политику, широко информируя жителей о планах развития города.

2. Обеспечение баланса интересов всех слоев общества и общественного согласия.

3. Опора на собственные силы.

4. Последовательность в проведении политики социально-экономического развития города

5. Сохранение стабильными направлений развития города на средне- или долгосрочный период вне зависимости от общественно-политической и хозяйственной ситуации в городе. Формирование на их основе текущих задач городского управления.

6. Формирование благоприятного образа города в российском информационном пространстве с учетом стратегических ресурсов и конкурентных преимуществ города. Активная информационная политика города.

7. Развитие городского сообщества - информированного, экономически и политически самостоятельного, социально активного, патриотичного по отношению к городу.

Стратегическое видение города

Оценка социально-экономической ситуации в городе показывает, что ресурсы развития города достаточно существенны, разнообразны и задействованы на благо города еще не в полной мере. Несмотря на имеющиеся проблемы и объективные ограничения развития города, у Дзержинского есть значительные возможности для укрепления экономической базы и перехода к перспективному и сбалансированному развитию в качестве многофункционального (научно-промышленного, образовательного, историко-культурного, духовного, информационного, рекреационного) центра Московской области.

В стратегические задачи Дзержинского входит поиск эффективных и работающих на благо жителей ниш социально-экономической специализации в пределах Московской агломерации (высокотехнологичная и наукоемкая промышленность, информационные технологии, туризм, сфера услуг и т.д.).

Стратегическая цель

Общая стратегическая цель развития города может быть сформулирована как

Развитие города Дзержинского как самостоятельного и многофункционального муниципального образования с устойчивой и сбалансированной экономикой, активным и взаимоответственным городским сообществом, комфортной городской средой, обеспечивающей высокий уровень жизни населения и благоприятные условия для общественной и хозяйственной деятельности.

В результате большой работы всего городского сообщества (органы местного самоуправления, предприятия и организации, предприниматели, общественные организации, жители города, политические и религиозные объединения и т.д.) были сформулированы стратегические направления развития города.

Само по себе принятие плана стратегического развития города Дзержинский явится значительным продвижением в совершенствовании планирования и управления социально-экономическим развитием города.

План стратегического развития имеет статус городского нормативного акта. Будучи продуктом общественного согласия, он становится обязательным для исполнения независимо от меняющихся политических и экономических условий в городе.

План стратегического развития Дзержинского установил стратегические приоритеты в развитии города. Это означает, что любое управленческое решение, касающееся развития города, должно проверяться на соответствие стратегическим направлениям развития города. Соответствие стратегическим направлениям должно быть решающим фактором при принятии решений по расходованию бюджетных средств, при выборе инвесторов, при формировании порядка реализации городских целевых программ.

План стратегического развития Дзержинского становится верхним звеном в системе документов стратегического и текущего планирования в городе. Он систематизирует и упорядочивает в четкой иерархии все документы, касающиеся развития города. Реализация плана стратегического развития означает полное концептуальное и содержательное соответствие текущего, прежде всего бюджетного планирования со среднесрочным планированием и положениями плана стратегического развития.

После утверждения плана стратегического развития города разрабатывается план-график его реализации, который, в свою очередь, становится основой для разработки главного среднесрочного документа – приоритетных направлений развития города Дзержинского до 2010 г. В данном документе перечисляются приоритетные целевые программы, которые необходимо выполнить в ходе реализации плана-графика реализации стратегии. Программы носят среднесрочный (3-5 лет) характер. Каждая целевая программа структурно включает в себя цель, задачи и мероприятия, а также график ее выполнения, примерные оценки объема и источников необходимых ресурсов, перечень исполнителей и другие необходимые данные.

Целевые программы, в свою очередь, являются основой для годового планирования, в том числе бюджетного. В частности, разрабатывается план социально-экономического развития на каждый год. В нем перечисляются те мероприятия городских целевых программ, которые должны быть выполнены в течении ближайшего года. Также указываются ответственные исполнители мероприятий, объемы и источники их финансирования, конкретные сроки выполнения и механизмы контроля исполнения.


Таблица 3.1

Схема системы социально-экономического развития города Дзержинского

Стратегическое планирование местного самоуправления


3.2 Оценка реализации плана: критерии и индикаторы успеха


Важнейшим условием успешной реализации плана стратегического развития должна стать система мониторинга и оценки его выполнения. Система должна обеспечивать постоянный контроль и анализ выполнения запланированных мероприятий, а также обеспечивать обратную связь и корректировку текущего планирования в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

Мониторинг плана стратегического развития города – это процесс текущего измерения и учета важнейших индикаторов деятельности по выполнению плана, ее результатов. Мониторинг характеризует выполнение плана в количественных показателях: выполнялись ли запланированные мероприятия, какие ресурсы были потрачены и в каком объеме и т.д. Мониторинг представляет собой прекрасный инструмент для контроля выполнения стратегии и управления социально-экономическим развитием. Мониторинг дает возможность выявить существующие или потенциальные недостатки проекта прежде, чем они перерастут в серьезную проблему. Данные периодического мониторинга показывают нехватку или, наоборот, перерасход ресурсов в процессе реализации плана. Это дает возможность их более эффективного использования.

В целом, данные мониторинга позволяют «измерять» социально-экономические процессы в городе с помощью измеряемых, количественных показателей и получать оперативную информацию о «скорости» и направлениях развития города.

Один из важнейших моментов при организации мониторинга – отбор индикаторов. Основой мониторинга выполнения плана стратегического развития может стать система индикаторов социально-экономического развития города. Опыт использования системы индикаторов в качестве основы для проведения мониторинга муниципальных программ администрациями городов показывает, что отслеживание индикаторов становится хорошим стимулом для организации муниципальной статистики и создания муниципальных информационных систем. Это позволяет организовать электронный документооборот между подразделениями администрации.

Применение системы индикаторов социально-экономического развития в качестве основы для мониторинга реализации стратегического плана означает регулярный (раз в полгода) сбор первичной статистической информации о развитии города и расчет на ее базе индикаторов социально-экономического развития Дзержинского. Таким образом формируется электронная база данных на базе отдела экономики администрации города. Показатели индикаторов позволят анализировать социально-экономические тенденции в развитии города и оценить степень воздействия стратегического плана на текущее развитие города. На основании такого анализа будут приниматься управленческие решения по корректировке в случае необходимости графика реализации мероприятии Стратегического плана. В соответствии с результатами анализа социально-экономического развития города могут готовиться соответствующие периодические аналитические отчеты о текущей ситуации в городе.

Еще один важный инструмент управления реализацией стратегического плана – оценка. Оценка – это экспертиза программ и проектов, направленная на анализ их качества, произведенного ими эффекта и сравнение этих результатов с определенными критериями. В задачи оценки программы входит не только суждение о программе, но и определение критериев суждения, по которым, оцениваются достоинства, ценность, качество, эффективность, значение программы и ее применимость на практике.

В результате проведения оценки решается целый ряд задач. Их набор может быть различен. Вот некоторые из них:

корректировка содержания плана-графика реализации стратегии или целевых программ – уточнение целей и задач, переориентирование их на достижение реалистичных результатов и т.д.;

активизация работы по выполнению плана – экспертиза эффективности организации выполнения плана, вовлечение в работу новых исполнителей, повышение эффективности сбора данных, экспертиза дополнительных потребностей и т.д.;

анализ причин успехов и неудач выполнения плана;

учет ошибок и недостатков плана при разработке других стратегических документов;

обеспечение текущего и привлечение дополнительного финансирования;

информирование лиц и организаций, принимающих решения;

анализ разногласий, возникающих среди исполнителей по ходу реализации стратегии.

Оценка сама по себе является проектом. Она, как и любая аналитическая процедура, подчиняется определенной логике, с опорой на специальные технологии, методы сбора и анализа данных.

Проводить оценку целесообразно силами местных экспертов – специалистами городской администрации, управляющими реализацией плана, и другими специалистами органов местного самоуправления, городских предприятий и организаций. С этой целью будет создана специальная рабочая группа по оценке выполнения плана.


Заключение


Стратегическое планирование – это самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде.

Стратегическое планирование — это построение системы управления, обеспечивающей долгосрочное конкурентное преимущество организации в области менеджмента.

В основе стратегического планирования лежит:

решение текущих стратегических проблем организации.

построение цикла стратегического планирования.

формирование стратегического мышления топ-менеджмента.

обучение и внедрение современных методов стратегического анализа и планирования.

В результате решения поставленных в работе задач были получены следующие выводы:

Стратегическое планирование является эффективным инструментом и основой менеджмента в осуществлении социально - хозяйственной деятельности.

Современная наука управления предлагает достаточно большое количество различных типов стратегий и методов их построения.

Методы стратегического развития применяются на всех этапах от постановки цели, выбора стратегии ее достижения, в процессе реализации и до завершения проекта.

Стратегическое планирование включает в себя постановку общих целей, проведение анализа внешней среды, анализ ресурсов, выработку и оценку альтернативных стратегий, и выбор одной из них, внедрение выработанной стратегии и экспертный стратегический контроль.

Процесс стратегического планирования включает основные виды управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, организационное стратегическое предвидение.

Стратегическое планирование может быть задействовано в любых отраслях человеческой деятельности, с успехом использоваться в сфере управления, в том числе в государственном секторе.

При анализе социально - экономической ситуации муниципального образования г. Дзержинского было выявлено большое количество проблем, для решения которых при составлении плана перспективного развития МО на период до 2020 года были применены методы и принципы стратегического планирования.

Использование стратегического планирования позволит наиболее эффективно и в реальные сроки решить проблемы социально - экономического сектора района.

Список литературы


Конституция Российской Федерации. М 1995г.

Российская Федерация. Законы. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: федеральный Закон от 20 июля 1995 г // Собрание Законодательства РФ.-1995.- № 115.

Российская Федерация. Законы. Об основах муниципальной службы РФ : федеральный Закон от 22.01.1998г № 2 // Собрание Законодательства РФ.-1998 №32

Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления РФ: федеральный Закон от 06.10.2003г № 131 // Собрание Законодательства РФ.-2003 №33

Российская Федерация. Законы. Об основах стратегического планирования в РФ: Указ Президента РФ от 12.05.09 // Собрание Законодательства РФ – 2010

Василенко, Ирина Алексеевна. Административно- государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия : Учеб. пособие для вузов / Василенко,Ирина Алексеевна. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2001

Грицюк, Татьяна Владимировна. Система государственного и муниципального управления : учебник / Т. В. Грицюк. - М. : РДЛ, 2005

Кнорринг, Владимир Игоревич. Основы государственного и муниципального управления : учебник / В. И. Кнорринг. - М. : Экзамен, 2005.

Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт : учеб.пособие / В. Г. Игнатов, В. И. Бутов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2005.

Омельченко, Николай Алексеевич. История государственного управления в России : учебник для вузов / Н. А. Омельченко ; Гос. ун-т управления. - М. : Проспект, 2005.

Экономика // Советский энциклопедический словарь. – М., 2000. – С. 396.

http://www.dorkin.ru/municipal_revolution_1-01.html

http://www.ugresh.ru/econom/docs/Plan_2020.doc

http://www.ugresh.ru/mapnew/index.php

Приложение 1

Перечень приоритетных проектов и мероприятий подлежащих включению в среднесрочные и долгосрочные программы реализации основных направлений стратегического плана.


Научно-техническое и промышленное развитие, развитие города как наукограда


Приоритетные мероприятия и проекты

Приблизительные сроки реализации программ и мероприятий в срок до 2020 г.

Программа развития города Дзержинского как территории научно-технического развития Московской области

Получение статуса территории научно-технического развития

Программа развития города Дзержинского как наукаграда

Увеличение количества предприятий в научной сфере, увеличение выпуска наукоемкой продукции по направлениям:

Технологии, материалы и техника для разметки дорог

Технологии переработки полимерных отходов

Пожаротушение

Непрерывная промышленная технология очистки питьевой воды

Современное производство сердечно-сосудистых препаратов

Теплоизоляция на основе пенополиуретана

Стекло и базальтопластик

Технологии высокотемпературной керамической сварки

Интернет технологии

Фонда интеллектуальной собственности

Привлечение в город наукоемких предприятий

Привлечение инвестиций, в т.ч. из Государственного бюджета

Программа промышленного развития города

Создание предприятий по переработке золоотвала

Техническое перевооружение основных фондов предприятий.

Восстановление основных фондов инженерной инфраструктуры города и жилищного фонда.

Программа подготовки кадров для научно-промышленных предприятий города

Обеспечение высококвалифицированными кадрами предприятий и организаций города

Развитие профессионального образования в городе

Трудовое обучение в школах.

Научно-исследовательская деятельность школьников.

Клуб юных техников


2005


2004 -2010


2005-2012


2004-2010

Развитие малого предпринимательства

Создание инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса (фонда поддержки малого предпринимательства, бизнес-центра, лизинговой компании)

Поиск инвесторов

Строительство технопарка

Создание и строительство научно-технологического парка Угреша-Оризона

Создание и обновление инвестиционного паспорта города

Подготовка планов проведения выставок и конференций

Участие в областных инвестиционных и рекламных программах

Реализация среднесрочных программ

Создание единой справочной службы

Развитие сети предприятий бытового обслуживания

Развитие производств потребительских товаров

Привлечение ресурсов и потенциала малого бизнеса в реализации следующих городских проектов: парк семейного отдыха, строительство пристани и набережной Москва-реки, реставрация монастыря, строительство городских дорог и развязок


2004-2015


2004-2006

2006-2010

2004-2008


2004

постоянно

постоянно


постоянно

2006

2004-постоянно

2004- постоянно

2004-постоянно



Развитие городского сообщества и общественного самоуправления


Развитие городского сообщества

Воспитание нового осознанного отношения к своему соседу, дому, двору, городу, стране.

Воспитание толерантности между пожилыми жителями и молодежью, во дворе должно быть место у всех поколений.

Создание благоприятного климата для проживания в каждом подъезде, микрорайоне

100% информирование населения о событиях, происходящих в городе и деятельности муниципалитета и общественности.


2020


2005


2010


2005

Гражданское участие

Приведение депутатских округов в соответствие с территориями действия Комитетов общественного самоуправления. Увеличение количества КОС с ростом города.

Разработка и внедрение действенного механизма информирования населения и системы обратной связи "жители-власть".

Создание "Объединений жителей многоквартирных домов".

Разработка и оформление социально-общественного паспорта каждого микрорайона.


2007


2005


2020

2005

Социальное партнерство

Создание и развитие сети общественных центров в городе.

Разработка и реализация социально значимых партнерских проектов в рамках региональных программ с участием всех членов городского сообщества.

Разработать и реализовать проект "Школа - центр общественной жизни микрорайона".

Общественным центрам – Интернет-ресурсы.


2010

2007-2011


2004


2003-2010

Развитие инфраструктуры местного самоуправления

Привлечение в ряды КОС новых членов, в т.ч. научно-творческой интеллигенции, депутатов, предпринимателей, администрации, молодежи

Создание методического отдела по развитию территориального общественного самоуправления

Укрепление и развитие структуры КОС, "Школа актива КОС"

Создание центра поддержки инициатив жителей

Создание молодежного координационного Совета по ТОС движению.


2004-2020

2005


2004-2020


2005

2007


Формирование системы непрерывного образования


Создание Городского научно-методического центра для переподготовки педагогических кадров и повышения их квалификации. Установление связей образовательных учреждений с профильными научно-исследовательскими Центрами и ВУЗами

Создание комплексных учебных заведений в системе д/с – начальная школа; д/с – средняя школа.

Создание Центра работы с подростками.

Создание Центра помощи детям с ограниченными возможностями

Организация в колледже «Угреша» подготовки по следующим специальностям: учитель-воспитатель по работе с детьми 6-10 лет; средний медицинский персонал; менеджеры в системе образования.

Основание Училища искусств и при нем Центра дополнительного образования, который объединит в себе детскую музыкальную школу и школу искусств

Организация станции юных техников

Создание педагогического колледжа

Создание медицинского училища


2004

2010


2010


2012


2007-2010

2015


2010

2020

2020


Информационный город


Создание городской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры

Проектирование и строительство единой широкополосной инфо-коммуникационной сети на основе использования перспективных технических решений и технологий (ВОЛС, HFC, XDSL и др.). Создание информационной среды, обеспечивающей доступ каждого пользователя к информационным ресурсам любого вида.

Развитие телефонной связи на основе цифровых электронных АТС. Внедрение беспроводной связи для решения проблемы «последней мили». Доведение уровня телефонизации до 60-80 ТА на 100 жителей.

Создание сети общественных пунктов доступа к информационным ресурсам. Преодоление информационного неравенства и предоставление возможности использования ИКТ всеми жителями города.

Строительство узлов обмена данными между различными информационно-коммуникационными системами города (коммуникационные шлюзы) и единой службы администрирования шлюзов.

Создание и развитие городского интернет-портала, интегрирующего и систематизирующего информационные ресурсы города. Формирование публичных информационных ресурсов, удовлетворяющих потребности населения и организаций в информации.

Создание локальной сети, объединяющей управления и подразделения администрации в единую информационную систему. Широкое использование информационных технологий в принятии управленческих решений.

Создание информационно-справочного центра, представляющего с использованием IP – технологий комплекс услуг:

справки о номерах телефонов и адресах электронной почты;

справки о расписании движения и наличии билетов в транспорте;

репертуар театров и кинотеатров;

заказ билетов;

новости дня, электронные газеты, спортивные новости;

трудоустройство;

юридическая консультация;

прогноз погоды и др.

Обеспечение необходимого уровня информационной безопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры, информационных ресурсов и систем. Предотвращение любых форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и системы, обеспечение правового режима обращения с информацией как с объектом собственности. Подготовка кадров для создания служб информационной безопасности.

2008-2020

Власть и общество в информационном пространстве

Электронное городское правительство. Взаимодействие управлений и подразделений администрации в информационном пространстве. Электронный документооборот и контроль исполнения. Развитие и доступность для населения базы данных всех директивных, нормативных, информативных документов, определяющих направления развития и жизнь города. Создание интерактивной системы «жители – власть». Реализация проекта «Ситуационная комната».

Реализация принципов одноразовости предоставления информации в администрацию от жителей города и «одного окна» в процедурах регистрации, приватизации квартир, заключении договоров социального найма и других процедурах взаимодействия жителей и власти.

Внедрение электронных систем учёта поставок и потребления энергетических ресурсов, использование их данных при расчётах с населением. Создание и развитие информационных систем энергосбережения.

Создание единой автоматизированной системы оперативного контроля и управления городом. Повышение эффективности функционирования всех городских служб, обеспечение оперативного реагирования на аварийные и чрезвычайные ситуации за счёт использования инфо-коммуникационных средств.

Создание информационной инфраструктуры для осуществления системы адресной защиты и механизмов реализации социальных гарантий, предоставленных мало обеспеченным гражданам.

Создание и развитие единой информационно-расчётной системы городского хозяйства.

2005 -2010

Информационные технологии на службу жителям

Создание системы дистанционных расчётов за коммунальные, информационные и другие услуги с использованием электронного банковского обслуживания и расчётных карт.

Дистанционное обучение. Получение образования, повышение квалификации, профессиональная переподготовка на основе обучающих программ по выбору пользователя.

Поиск работы с использованием информационно-справочной службы. Повышение занятости населения. Выбор работы, соответствующей квалификации, профессии, наклонностям пользователя.

Информационные досуговые центры:

доступ к видео, музыкальным, текстовым базам данных;

игровой полигон и игротека;

интернет-кафе.

Организация новых форм досуга молодёжи, отвлекающих её от социально опасных типов поведения.

Работа на дому. Привлечение к труду ограниченно трудоспособных лиц.

Интерактивное телевидение. Получение видеоинформации по запросу пользователя. Создание пакетов услуг в системе городского кабельного телевидения. Полный переход городской студии ТВ на цифровое вещание. Расширение зоны ТВ-вещания.

Создание эфирного городского радиоканала.

2004-2008

Информационные технологии в различных отраслях деятельности

Телемедицина. Дистанционная диагностика, до – и постгоспитальное наблюдение, мониторинг операций и состояний. Создание электронного паспорта здоровья гражданина. Оказание дистанционных медицинских консультаций

2004-2015

Развитие города, как центра православной культуры


Развитие города как центра православной культуры

Строительство Никольского собора

Восстановление Царских врат

Открытие православной гимназии

Открытие православного класса при лицее №3

Введение курса «Основы православной культуры» при школах

Строительство часовни на новом городском кладбище

Организация православной дружины

Организация дискуссионного клуба при молодежном центре «Лидер»

Создание на ТВ «Угреша» программы, посвященной семейным традициям


2015-2016

2008

2004 г.

2006 г.

2003 г.


2010 г.

2005 г.

2004

2004

Развитие патриотизма местного сообщества, молодежная политика

Издание книг по истории города для детей и школьников

Выпуск школьных принадлежностей с символикой города

Издание иллюстрированной энциклопедии по истории города

Выпуск сувенирной продукции о городе

Разработка образовательной программы по истории города «Узнаю город»

Создание Центра духовного развития, организация на его базе лектория по духовно-нравственной, культурно-исторической тематике

Организация конкурсов творческих работ «Духовная жизнь нашего города», «Мое духовное становление», «С чего начинается Родина?»)

Проведение городских семейных праздников

Проведение спортивно-оздоровительной игры «Зарница»

Создание музея боевой и трудовой славы

На базе образовательных учреждений и городской библиотеки проведение лектория «Родители и дети»


2006

2005

2010


2004

2004-2006

2005-2007


2005

2005-2007

2006-2008

2004

2004

2004


Градостроительство. Индивидуализация облика города


▪ Разработка единой градостроительной концепции развития города с учетом функционального зонирования территории.

▪Корректировка Генерального плана развития г. Дзержинского до 2020г.

▪Включение участка Томилинского лесопарка, прилегающего к городу в состав пригородной зеленой зоны г. Дзержинского

▪Упорядочение наименования улиц и нумерации зданий в г. Дзержинском Московской области

▪Переселение граждан из ветхого и малоценного жилищного фонда

▪Создание в г. Дзержинском познавательно – развлекательного и спортивно – оздоровительного комплекса для семейного отдыха

▪Строительство улицы Угрешской и бульвара вдоль карьеров

▪ Строительство второго выезда из города на Дзержинское шоссе

▪ Строительство участка дороги от Дзержинского шоссе до МКАД

2005


2004-2005


2004-2005


до 2010

до 2010


2004-2008

2004-2005


2005-2007


Модернизация городской инженерной инфраструктуры


▪ Строительство новой теплотрассы

▪ Строительство новой понизительной электроподстанции «Юбилейная»

▪ Реконструкция всей системы тепло и электроснабжения

▪ Энергоресурсосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве города

▪ Строительство новой дублирующей скважины на ВЗУ-3.

▪ Строительство нового водозаборного узла

Строительство многоуровневых гаражей, автостоянок и парковок в соответствие с утвержденной программой


2004

2004


2004-2006


ежегодно

2005

2009



Формирование сферы семейного отдыха


▪ Строительство познавательно-развлекательного и спортивно-оздоровительного комплекса – парка семейного отдыха «Стрела времени»

2008



Улучшение качества жизни


Система социальной защиты и помощи

Организация социального Дома-интерната для ветеранов, людей с ограниченными возможностями и пенсионеров

Строительство Центров социального жилья для пенсионеров и людей с ограниченными возможностями

Организация комфортной среды проживания и передвижения для людей с ограниченными возможностями

Организация Дома отдыха и оздоровления ветеранов, в том числе с отделением дневного пребывания пенсионеров

Развитие Досугового центра для пенсионеров, в том числе с организацией отделений в микрорайонах

Разработка и осуществление в городе программы реализации государственных и местных льгот и гарантий по принципу «одного окна» на принципах адресности

Создание городской системы для выявительного характера поддержки малообеспеченных жителей и семей

Создание городской службы занятости жителей, в том числе подростков и пенсионеров, и организации реабилитации людей с ограниченными возможностями

Создание механизма постоянного информирования населения о социальных льготах, гарантиях и правах

Развитие службы экстренной психологической помощи «телефон доверия»

Создание и развитие службы помощи семье, женщинам и детям, оказавшимся в кризисной ситуации

Создание Дома социально бытовых услуг

Молодежная политика

Создание муниципальной системы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков «городской двор -загородный лагерь»

Создание реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями

Организация молодежной телестудии

Открыть молодежное кафе

Организация выпуска молодежной газеты

Создание молодежного центра «Служба быта»


2007


2018


постоянно с 2004


постоянно с 2004


постоянно с 2004


2015


постоянно с 2004


2005


2006


2005


2004


2003-2004


2010


2008


2005-2007

2007-2009

2004

2005

Здравоохранение

Развитие и совершенствование материально-технической базы

Строительство нового корпуса для размещения в нем отделений и служб хирургического профиля, диагностических служб

Переоснащение и оснащение лечебных и диагностических служб современным медицинским оборудованием (R логическим, эндоскопическим, ультразвуковой аппаратурой), лабораторным оборудованием, оборудованием для функциональной диагностики, физио-аппаратурой

Оснащение средствами связи, введение телемедицины

Компьютеризация служб

Оснащение санитарным транспортом

Открытие цеха по обеспечению хозяйственной деятельности

Оборудовать здания и помещения средствами противопожарной и охранной сигнализации

Восстановление вентиляционной системы во всех корпусах

Реконструкция пат-анатомического отделения с надстройкой 2 этажа и открытия ритуального зала

Открытие родильного отделения

Подготовка документации и базы городского ЦГСЭН

Приобретение и монтаж установки сжижения газов для централизованной подачи кислорода и закиси азота

Благоустройство территории с открытием автостоянки и контрольно-пропускного пункта

Открытие зубопротезной лаборатории

Подготовка документации на открытие больничной аптеки на базе аптеки «Угрешская»

Совершенствование медико-технологического процесса

Открытие новых профилей в стационаре (проктология, офтальмология, урология, косметическая медицина, реабилитационное отделение)

Открытие диагностического отделения

Создание информационной сети

Открытие отделений областного уровня (ЛОР)

Привлечение кадров областных и клинических учреждений и институтов для совместной работы

Максимальное использование возможностей медицинского округа для оказания высококвалифицированной лечебно-диагностической помощи жителям города;

Развитие и совершенствование системы платных услуг, добровольного медицинского страхования, системы договоров

Внедрение в практику новых методов лечения (открытие отделений новых технологий: малоинвазивные операции, эндохирургия, эндопротезирование)

Использование Интернет технологий (телемедицина, дистанционное обучение)

Создание в аптеках информационно-справочных служб

Создание аптечных супермаркетов по реализации лекарственных средств безрецептурного отпуска и других товаров аптечного ассортимента

Организация на базе аптек дежурств врачей-консультантов

Оказание комплекса потребительских услуг: предварительные заказы, резервирование товара, прием заказа по телефону, доставка лекарств на дом одиноким, больным, людям с ограниченными возможностями и т.п.

Внедрение систем скидок на лекарственные средства социально незащищенным гражданам (пенсионерам, безработным, членам многодетных семей, людям с ограниченными возможностями и т.п.)

Кадровая политика в здравоохранении города

Подготовка в мед. ВУЗах и колледжах врачей и медицинских сестер по договорам с гарантией возврата в лечебные учреждения города

Создание рабочих мест, оснащенных высокотехнологичным оборудованием и средствами связи

Поддержание высокого профессионального уровня специалистов (учеба, специализация, аттестация)

Целевая программа по повышению качества медицинских услуг и медико-социальной помощи на дому

Укомплектовать лечебные учреждения высококвалифицированными кадрами

Обеспечить санитарным транспортом, современными средствами связи, портативной лечебно-диагностической аппаратурой врачей поликлиник и скорой помощи

Доставка медикаментов на дом

Постоянная активная работа участковых врачей (терапевтов и педиатров) на дому

Внедрить сестринский процесс для организации и обеспечения ухода за больными на дому

Создание условий для развития здорового поколения

Создать городской фонд «Здоровый город»

Развивать формы материального и морального поощрения на предприятиях и учреждениях города (в трудовых коллективах, школах) с целью пропаганды и внедрения здорового образа жизни

Проведение ежегодной диспансеризации жителей города

Активная санитарно-просветительная работа среди всех слоев населения

Выполнение городских программ, направленных на укрепление и сохранение здоровья жителей города

Создание центра планирования семьи

Открытие врачебно-физкультурного кабинета

Разработать и осуществить в городе программы социальных гарантий для людей с ограниченными возможностями, позволяющие обеспечить доступность к дорогостоящим видам диагностики и лечения

Целевая программа «Забота о братьях меньших»

Провести вакцинацию домашних животных с целью профилактики заболевания бешенством среди населения

Строительство гостиницы (кошек, собак)

Организация площадок для выгула животных,

Организация пунктов передержки животных


2007-2008

2004-2010

2004-2007

2004-2007

2004-2007

2004-2007


2004-2005


2004-2005

2004


2004-2007

2004-2007

2004-2005

2005-2006

2004-2005


2004-2005


2004-2005


2004-2007

2004-2006

2004-2006

2004-2010


с 2009 и постоянно

с 2003 и постоянно


2004-2007

2005-2009


2004


2015


2010

2007


2010


2005-2006


2003 и постоянно


2003 и постоянно


2004-2007


2004-2007


2004-2007

2004-2009


2003-2020


2004-2005


2004-постоянно


2004 -постоянно

2004 -постоянно


2004-2007

2004-2007

2004-2007


2005-2020


Ежегодно


2004-2005

2004-2005

2004-2005

Культура

Сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия города.

Восстановление и реставрация памятников истории и культуры города

Строительство нового здания городского краеведческого музея

Оформление официального статуса народного промысла «Угрешская игрушка»

Открытие 16 объектов культуры (библиотека, художественная галерея, студия, клуб и т.д.) во всех микрорайонах города

Обеспечение преемственности развития культуры наряду с поддержкой культурных инноваций

Создание постоянно действующего музейно-выставочного зала знаменитых народных промыслов

Организация студии для регулярного проведения мастер-классов и творческих встреч с мастерами и народными умельцами

Пополнение фондов городского краеведческого музея Культурно-эстетического центра

Приобретение дополнительного демонстрационного и экспозиционного оборудования

Развитие экскурсионной деятельности

Внедрение новых технологий в музейную и библиотечную деятельность

Развитие и укрепление инфраструктуры, обеспечивающей единство культурного пространства города

Создание Совета директоров всех городских учреждений культуры

Привлечение и поиск инвесторов для реализации проектов в сфере культуры

Создание единого библиотечного каталога города

Оснащение компьютерами библиотек образовательных учреждений города

Организация обучения сотрудников библиотек

Обновление библиотечных фондов

Создание муниципального кукольного театра

Совершенствование информирования жителей о проводимых мероприятиях в сфере культуры


2010 г.


2020 г.


2007 г.


2015 г.


2005 г.


2004 г.


2004-2020 г.


2004-2020 г.


2005 г.

2004-2010 г.

2004 г.


2004-2020 г.

2010 г.

2007 г.


2006 г.

2004-2020 г.

2006 г.

2004 г.

Спорт

Создание условий для развития спортивно-оздоровительной базы города:

Строительство спортивно-оздоровительного комплекса

Реконструкция городского спортивного комплекса

Реконструкция футбольного поля

Строительство современных теннисных кортов

Развитие новых видов спорта

Обустройство спортивных площадок по месту жительства

Пропаганда здорового образа жизни

Открытие летней оздоровительной базы

Развитие экстремальных видов спорта


2010

2007

2006

2015

постоянно

2004-2009

постоянно

2007

2005-2010

Похожие работы:

  1. • Стратегическое планирование муниципального ...
  2. • Стратегическое планирование в муниципальном управлении
  3. • Стратегическое планирование развития ...
  4. • Роль стратегического планирования в деятельности ...
  5. • Роль местного самоуправления в решении проблем ...
  6. • Стратегическое планирование развития муниципального ...
  7. • Связи с общественностью как стратегическое ...
  8. • Социальная политика муниципального образования ...
  9. • Порядок разработки государственных прогнозов
  10. • Программа СЭПИН - универсальная технология развития ...
  11. • Экономические методы муниципального управления
  12. • Управление социально-экономическим развитием ...
  13. • Экономическая теория
  14. • Разработка теоретических положений и практических ...
  15. • Стратегия направлений развития города Калуги
  16. • Региональная финансовая политика
  17. • Анализ социально-экономического прогнозирования ...
  18. • Опыт и реализация стратегии социально-экономического ...
  19. • Жизнеобеспечение семей в военных городках и в ЗАТО
Рефетека ру refoteka@gmail.com