Рефетека.ру / Менеджмент

Дипломная работа: Стратегическое планирование в администрации муниципального образования (на примере администрации Пригородного района города Нижнего Тагила)

Оглавление


Введение

Глава 1. Методологические основы стратегического планирования

1.1.Понятие, типы и методы построения стратегии

1.2.Сущность, содержание, этапы, функции стратегического планирования

Глава 2. Особенности стратегического планирования в МО Пригородного района города Нижнего Тагила

2.1. Характеристика перспективного плана развития муниципального образования Пригородный район в период 2006-2010 годов)

2.2. Основные проблемы реализации функции стратегического планирования в администрации МО.

Заключение

Список литературы

Приложение 1: Матрица долевого роста

Приложение 2: Процесс стратегического планирования

Приложение 3: Решение "О перспективном Плане социально-экономического развития муниципального образования Пригородный район на период до 2010 года"

Приложение 4: Основные мероприятия социально-экономического развития района на период 2006-2010 годов.


Введение


В нынешних условиях российский госаппарат явно не справляется с возложенными на него обязанностями, часто не способен действовать в новой экономической и политической среде, выполнять в полной мере свои функции.

В сложившейся ситуации на повестку дня в России выходит разработка такой стратегии модернизации госаппарата, которая позволит вывести его по основным параметрам и результатам деятельности на уровень большинства развитых стран.

Основная задача планирования в условиях рыночной экономики может быть сформулирована так: обеспечение долгосрочной конкурентоспособности, прочности и устойчивости положения объекта управления на рынке/5, с. 193/.

Эффективная деятельность любого хозяйствующего субъекта, коммерческих и некоммерческих организаций, государства и всех его структур невозможно без разработки стратегических планов, а на уровне государства и его субъектов - без концепции социально-экономического, научно-технического, образовательного и экологического развития, без долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных планов и программ.

Глубокие социально-экономические потрясения 90х годов практически упразднили систему прогнозирования и планирования. Была ликвидирована система административно-планового управления, включающая в себя как долгосрочные, так и среднесрочные и годовые планы.

Директивность сковывала инициативу людей. Отсутствие перспективы привело к ряду крупных стратегических ошибок, к углублению кризиса. Это слишком дорого обошлось стране и населению /5, с. 161-162/.

Часть проблем разрешилась путём перераспределения полномочий и передачи части государственной собственности в частную. Но трансформация не могла упразднить потребность в прогнозировании и планировании, как на уровне новых собственников, так и государства.

В современной России так же разрабатываются планы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу социально-экономического развития государства и его субъектов.

Целью данной курсовой работы является изучение темы "Стратегическое планирование на примере Пригородного района Нижнего Тагила".

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотрение методологических основ стратегического планирования (понятие, типы и методы построения стратегии; сущность, содержание, этапы, функции стратегического планирования);

изучение особенностей стратегического плана Муниципального образования Пригородный район Нижнего Тагила (характеристика перспективного плана развития муниципального образования Пригородный район в период 2006-2010 годов; основные проблемы реализации функции стратегического планирования в администрации МО).

Особое место планирование занимает в деятельности государственного сектора: управление социальной сферой, финансовыми и трудовыми ресурсами страны, в целом управление общественными благами.

Теоретического материала в литературе достаточно для изучения темы "Стратегическое планирование". Этот вопрос достаточно глубоко освещён как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

Законодательная база в сфере стратегического планирования в РФ обеспечена соответствующими нормативными актами.

Таким образом: При наличии политической воли, накопленный теоретический и практический багаж позволит создать совершенно адаптивную к нынешним условиям современной России действенную систему планирования и прогнозирования /5, с. 161-163/.

Логика и структура данной работы соответствуют выбранным цели и задачам.

Глава 1 изучает методологические основы стратегического планирования.

В ней рассмотрены:

Понятие, типы и методы построения стратегии;

Сущность, содержание, этапы, функции стратегического планирования.

Глава 2 направлена на изучение особенностей стратегического плана в МО Пригородный район города Нижнего Тагила.

В ней рассмотрены следующие вопросы:

Характеристика перспективного плана развития муниципального образования Пригородный район в период 2006-2010 годов)

Основные проблемы реализации функции стратегического планирования в администрации МО.

В приложении к курсовой работе представлены основные мероприятия социально экономического развития на период 2006-2010 годов а так же наглядные таблицы и схемы.

Глава 1. Методологические основы стратегического планирования


Стратегическое планирование в государственном управлении является главным "козырем" в осуществлении деятельности руководства страны. Но, для понятия этой категории необходимо исходить из того, что представляет стратегическое планирование в менеджменте. В связи с этим рассмотрим ряд концептуальных аспектов по этому вопросу.


1.1 Понятие, типы и методы построения стратегии


Понятие «стратегия»

Стратегия в переводе с латинского языка оно означает "войско вести". Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно стратегия позволила Александру Македонскому завоевать мир. Эпохальный XX век дает уже другое определение стратегии, как искусство руководства общественной, политической борьбой или деятельностью, общий план ее ведения, исходящий из конкретных условий данного этапа времени. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей в течение длительного периода времени./1, с.12-13/

С позиций западных экономистов Кинга У. и Мак-Клеланда Д. стратегия, а, главным образом, стратегия в управлении — это масштабные, неограниченные рамками времени прогнозы в отношении совершенствования конкурентной позиции, выбора рынка, видов продукции и путей достижения поставленных целей. То есть стратегия представляет собой «план действий», включающий в себя понятие о том, когда, как, зачем и что мы собираемся предпринять.


Типы стратегий

Стратегия формулируются на трех различных уровнях в иерархии процесса принятия решений. Первый уровень — стратегия корпорации в целом. Она составляется исключительно членами совета директоров корпорации, исполнительными директорами и другими избранными членами администрации./11, с. 118/

На следующем уровне уполномоченными по разработке стратегии являются руководители отдельных предприятий корпорации или ее структурных подразделений. Третий уровень предполагает участие в разработке стратегии функциональных руководителей.

На каждом из перечисленных уровней разрабатывается своя стратегия — «план игры», которая четко определяет, что должно быть сделано на этом уровне для достижения общей цели. Те руководители, которые уже имеют значительный опыт работы, утверждают, что наиболее эффективным является сочетание трех типов стратегии. /1, с. 17-21/

А. Корпоративная стратегия

Корпоративная стратегия формулируется главными менеджерами компаний, объединившихся в корпорацию, а также, если брать в пример государственную службу, государственными служащими высшего звена (федеральные органы, министерства, администрация президента, правительство РФ). Она предусматривает интересы всей корпорации и распределяет сферы деятельности. Необходимость разработки подобной стратегии возникает, когда промышленные организации разрастаются, образуют дочерние производства, подчиненные единому руководящему центру или при разработке федеральных программ и планов.

Стратегия корпорации раскрывает два основных вопроса: какой вид деятельности должна осуществлять каждая из входящих в корпорацию фирм и как должны распределяться ресурсы между ними./2, с. 29; 3, с. 96-98/

Одна из первых парадигм стратегии корпорации была заложена Уильямом Ф. Глюком, исследователем, работавшим на ранних стадиях развития стратегического управления. Он предположил, что стратегия корпорации может быть четырех типов:

1. Стратегия роста. Применяется в случае, если корпорация преследует цель расширения объемов продаж, видов выпускаемой продукции, производственных мощностей, причем этот рост в процентном отношении должен превышать уровень роста ВНП и инфляцию. Расширение производства может происходить за счет внутреннего роста, слияния фирм или приобретения новых производств, развития рынка, развития продукта (расширения ассортимента). Для реализации этого процесса руководство корпорацией решается на задействование всех текущих активов.

2. Стратегия стабильности. Применяется на тех предприятиях, которые довольствуются существующим объемом производства (включая размер рынка, объем выпуска товаров и т.д.) и управление ими направлено на поиск стабильного, прибыльного роста, эквивалентного росту ВНП или инфляции. Компании с ориентацией на стабильность обычно имеют устойчивые позиции на рынке и прикладывают максимум усилий к увеличению отдачи в пользу своих акционеров.

Стратегия обороны. Применяется компаниями, которых нельзя отнести к числу преуспевающих. В свое время «Trans Amerika» весьма обширная компания, включающая в себя огромное число производств, оказалась перед лицом серьезной проблемы; количество фирм, входящих в корпорацию огромно, однако ни одна из них не приносит желаемой прибыли, а процесс развития и совершенствования производства фактически сходит на нет. Это было в середине 80-х годов. С того времени руководство компанией предприняло ряд решительных шагов — часть фирм была продана, часть — расформирована. Оставшиеся были полностью переориентированы. Примененная тактика носит название «обороны». Как правило, на осуществление подобных действий уходит не более трех лет. Оперативность является одним из слагаемых успеха.

Комбинированная стратегия. Глюк предположил, что многие мультипроизводственные компании применяют сочетание различных стратегий по отношению к своим фирмам или подразделениям в целом. В зависимости от ситуации, сложившейся в каждом из них, применяется наиболее подходящая стратегия. В корпорации «Holiday» комбинированная стратегия была применена, когда наблюдалось падение производства в транспортных фирмах, финансовый рост в системе казино и стабильность в сфере гостиничных услуг.

Подобный подход весьма прогрессивен, поскольку нет необходимости вырабатывать строго определенную стратегию, а затем адаптировать ее повсеместно на всю сферу бизнеса. Однако есть в нем и неизбежные недостатки. Комбинированная стратегия не позволяет выработать единый план действий, что впоследствии затрудняет координацию и управление компанией в целом./9, с. 183-185/

В. Корпоративно-портфельный подход.

Портфельный подход к стратегии корпорации рассматривает компанию как совокупность нескольких производств, руководители которых поддерживают баланс между ними путем увеличения инвестиций в одних и сокращения в других, в соответствии со сложившейся ситуацией. В настоящий момент этот период используется во многих мультипроизводственных компаниях как способ воплощения общей стратегии корпорации. Одно из первых исследований на эту тему известно под названием «матрицы долевого роста». Она была разработана Бостонской консалтинговой группой, далее БГК (Приложение 1). Руководители корпораций считают, что матрица долевого роста позволяет дать ответы на следующие основные вопросы: Какой бизнес стоит развивать? Какую миссию он должен выполнять? Как наилучшим образом распределить ресурсы между различными типами производств, входящих в корпорацию.

Кроме этого, данная матрица позволяет разработать индивидуальные стратегии фирмам на производственном уровне и соотнести их с общей стратегией корпорации./9, с. 186-189/

С. Производственная стратегия

Производственная стратегия применяется руководителями фирм с тем, чтобы предусмотреть все последующие шаги и интересы производства на пути к достижению долгосрочных целей. При этом стоит помнить, что у фирм, действующих самостоятельно, корпоративная стратегия совпадает с производственной. /9, с. 189/

После рассмотрения основных видов стратегий можно сделать вывод, что если корпоративная и производственная стратегии дают ответ на вопрос "Что делать?", функциональная стратегия объясняет "Как делать?".

Функциональные стратегии представляют собой руководства для каждодневного управления основными производственными функциями, которые включают в себя маркетинг, финансы, производство, бухгалтерский учет, работу с кадрами, исследования и разработки. При этом основным условием действия функциональной стратегии является ее соответствие и поддержка производственной стратегии.

По ходу того, как происходит движение от корпоративной к производственной, а затем и к функциональной стратегии, временные рамки сужаются, а специфичность возрастает. На каждом из стратегических уровней дается руководство и устанавливаются параметры для следующего, более низкого уровня. Три стратегических уровня очень близки трем типам целей: общие цели связаны с корпоративной стратегией, долгосрочные цели — с производственной стратегией, краткосрочные цели — с функциональной стратегией. /1, с. 20-22; 6, с. 88-89/

Схема эволюции товара или услуги на рынке (жизненный цикл) помогает менеджеру нацелить стратегию. Когда же производственная стратегия выбрана, функциональные стратегии завершают стратегический цикл, и представляют собой развернутое руководство для кратковременных действий в каждом структурном подразделении, помогающее внедрить производственную стратегию. Но как менеджеру сформулировать эти стратегии? Этот процесс, известен как стратегическое планирование.

Методы построения стратегий

Одна из самых ранних схем разработки производственной стратегии основана на учете жизненного цикла товара или услуг (для государственного управления характерно оказание услуг для населения) .В зависимости от того, какая стадия эволюции товара или услуги характерна для производства на данный момент, будет складываться и стратегия поведения. /7, с. 235/

При использовании жизненного цикла товара или услуг для формулировки производственной стратегии важно помнить два существенных момента:

1. Стадии жизненного цикла занимают абсолютно разные временные промежутки. Это верно как для производства одного вида товара, так и для большого их количества.

2. Руководитель должен абсолютно точно знать, когда производство переходит от одного этапа жизненного цикла к другому, чтобы вовремя успеть перейти на новый вид стратегии.

Помня эти две особенности, перейдем к конкретному рассмотрению каждой стадии.

Стратегия, допустим на стадии внедрения, должна прежде всего должна обосновывать выбор товара или услуги и доказывать наличие реальной потребности в нем. После этого определяется масштаб производства или мероприятий по осуществлению услуг и рассматриваются все возможные варианты упрощения этого процесса, а также снижения трудоемкости. Далее стоит уделить внимание распределению ресурсов и поиску гибких решений для сокращения их потребления (как трудовых, так и материальных). Система экономии ресурсов является дополнительной гарантией в случае возникновения неожиданных препятствий. Необходимо быть абсолютно уверенным в том, что финансовых ресурсов с запасом хватит на период, в течение которого затраты превысят получаемый доход. Основой успешного преодоления этапа внедрения может стать только строгий порядок. /9, с. 198-199/

Главный акцент в стратегии, например на стадии роста, должен быть сделан на существующий и потенциальный размер рынка одновременно с поиском возможного расширения круга покупателей. Конкурентная позиция может быть оценена путем анализа возможностей дистрибьютерской сети, цен, качества, способности мгновенно реагировать на расширение рыночного потенциала, наличия или отсутствия торгового знака. Возможный стремительный рост всегда должен быть подкреплен достаточным количеством ресурсов и наличности.

В жизненном цикле товара или услуги стадия зрелости характеризуется постоянным объемом производства, поэтому при составлении стратегии основной аспект внимания смещается от расширения доли рынка к усовершенствованию конкурентной позиции, маркетинговым исследованиям, работе по снижению издержек и установлению особых взаимоотношений с поставщиками и потребителями. Распределение ресурсов должно подвергаться строгому контролю, возможно наличие внешнего финансирования, а также перераспределение ресурсов в соответствии с открывающимися новыми возможностями. Авиакомпании являются ярким примером фирм, у которых стадия зрелости сильно растянута во времени./11, с. 235/


1.2 Сущность, этапы, и функции стратегического планирования


Сущность стратегического планирования

Точки зрения по поводу сущности стратегического планирования многоплановы. Рассмотрим лишь некоторые из них.

По мнению А.Р.Стерлина стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает организации определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги. Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой. /11, с. 195-196/

Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:

1.Выбор миссии и формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).

2.Разработка обеспечивающих планов (политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты).

Согласно суждениям У.Кинга и Д.МакКлеланда, Стратегическое планирование — процесс формулировки стратегии по этапам, с разъяснением роли каждого члена организации (каждого ее подразделения). Стратегическое планирование наделяет множеством преимуществ компании, которые его применяют. Во-первых, оно дает чисто финансовую выгоду, а, во-вторых, повышает престиж и имидж компании. Наряду с финансовыми преимуществами стратегическое планирование обеспечивает нематериальную выгоду и здесь следует назвать пять основных направлений:

1. Стратегическое планирование способствует предупреждению конфликтов в коллективе.

2. Решение, принятое группой, имеет больше шансов на выживание, поскольку учитывает ряд альтернатив. Поиск приемлемых вариантов и конечный выбор стратегии является фактически самым оптимальным, поскольку учитывает экспертные оценки специалистов, принимавших непосредственное участие в выработке данной стратегии.

Мотивация служащих возрастает в связи с их привлечением к разработке стратегического плана. Любой подчиненный с большим пониманием отнесется к распоряжениям руководителя, если будет знать их подоплеку или причины, а принимая непосредственное участие в формировании производственных заданий, он получает доступ к информации о том, откуда истекает то или иное распоряжение.

Проблемы и несоответствия в координации действий между отдельными индивидуумами и группой сокращаются в результате применения системы участия. Стратегический план четко определяет ответственность каждого.

5. Сокращается противодействие вносимым изменениям. Одна из самых важных задач стратегического планирования заключается в сокращении неуверенности в последствиях принятия тех или иных решений./10, с. 236-238; 11, с. 269/


Этапы стратегического планирования

Стратегическое планирование не является мерой единовременной. Его нельзя применять однажды и навсегда. На самом деле менеджеру часто приходится изменять, дополнять и совершенствовать основные стратегические концепции.

Отправная точка для стратегического планирования — это пересмотр целей, ценностей и миссии организации. Эти три фундаментальные концепции определяют «игровое поле» для стратегической деятельности менеджера. Менеджеры высшего уровня дают толчок к формулировке стратегии путем анализа их нынешней задачи (миссии), а также путем обсуждения вопроса, служит ли этой миссии та деятельность, которую они осуществляют. Затем высшее руководство в редких случаях, если оно необходимо, «подправляют» миссию и осведомляют о ней всю организацию (а также о целях и ценностях) для того, чтобы нацелить менеджеров более низкого уровня. Когда же миссия определена, очевиден следующий вопрос: «Как она взаимодействует с нынешним и завтрашним внешним окружением?» Ниже речь пойдет о том, как проводить анализ окружающей среды для ответа на этот вопрос. Основной аспект процесса стратегии — это анализ окружающей (внешней) среды. Анализ внешней среды — это систематическая оценка информации о внешнем окружении фирмы во время процесса стратегического планирования, направленная на обнаружение как стратегических возможностей для организации, так и угроз, проблем и других возможных препятствий. (Приложение 2)/11,с. 203-204; 13, с. 240/

Такой анализ используется менеджерами как для обоснования, так и для оценки выбора той или иной стратегии. Он также используется для утверждения и переоценки ключевых параметров успеха на рынке. Следующие примеры иллюстрируют роль анализа внешней среды. Внешняя среда организации играет основную роль при формулировании стратегии, которая фактически является крупномасштабным планом взаимодействия компании с внешней средой. Менеджеры с большим опытом всегда изучают и анализируют внешнюю среду, и информация, которую они получают в процессе этого, становится решающей в процессе стратегического планирования. Для того, чтобы сформулировать эффективную стратегию, необходимо узнать, что происходит в промышленности, правительстве и обществе в целом. При формулировке производственной стратегии необходимо тщательно следить за информацией о конкретной отрасли: о потребителях, поставщиках, потенциальных и существующих конкурентах, для того, чтобы выбрать оптимальную стратегию.

Профиль организации отражает количество и качество основных ресурсов компании, а также опыта и знаний се руководства в трех широких областях: финансовой, технологической и еще одной области, которая включает в себя степень организованности, человеческий фактор и др. Менеджеры изучают профиль компании, чтобы определить и увидеть сильные и слабые стороны своей организации.

Следующая фаза принятия решений в процессе стратегического планирования: анализ альтернатив и выбор стратегии. Эта фаза является «сердцем» процесса стратегического планирования. Для удобства усвоения мы разобьем стратегический анализ на четыре шага. В действительности же менеджеры осуществляют каждый шаг по несколько раз, когда из множества альтернатив они пытаются выбрать оптимальную стратегию. Первый шаг на этом пути — SWOT-анализ. SWOT —это сочетание первых букв слов strengthness (сильные стороны), weakness (слабые стороны), оррortunity (возможность), threat (угроза). На этом этапе процесса стратегического планирования менеджеры сопоставляют результаты анализа внешней среды с профилем компании, чтобы увидеть, какие у фирмы существуют сильные и слабые стороны, какие возникают взаимосвязанные возможности и угрозы их бизнесу.

Когда SWOT-анализ завершен, менеджер начинает поиск различных стратегий, которым может следовать фирма, чтобы извлечь максимальные преимущества из имеющихся возможностей. Сначала они рассматривают нынешнюю стратегию фирмы и проводят процедуру, которая называется «выборочный анализ». На этом этапе определяют, насколько позволила нынешняя стратегия достичь целей, которые были поставлены перед фирмой. В тех случаях, когда выбранная стратегия привела к достижению поставленных целей, стоит подумать о том, чтобы воспользоваться ею и в дальнейшем, естественно, пытаясь ее усовершенствовать. Если же обнаружено значительное несоответствие между полученными и желаемыми результатами, необходимо искать другие стратегические альтернативы и, может быть, использовать другие стратегические подходы. /12, с. 63-67; 15, с. 135-137; 16, с. 99-102/

На следующем этапе процесса стратегического планирования менеджеры оценивают варианты стратегии, применяя четыре крупных критерия:

1. Совместим ли каждый вариант с общими целями, ценностями и миссией организации? И не будет ли эта стратегия требовать значительных отклонений от этих фундаментальных целей (или более того, изменений в них)?

2. Использует ли стратегия ключевые возможности и главные факторы успеха организации?

3. Позволяет ли эта стратегия извлекать преимущества из сильных сторон фирмы и не возлагает ли она слишком больших надежд на те области, которые являются слабым местом?

4. В конечном итоге, реальна ли эта стратегия? Если да, то каков риск, что она не будет эффективно работать?

Основная задача менеджеров, занимающихся оценкой альтернативных стратегий, заключается в пристальном изучении каждой стратегии и выяснении, какими конкурентными преимуществами должна обладать фирма, чтобы сделать эту стратегию успешной, а также, насколько вероятно, что фирма сумеет получить или создать эти конкурентные преимущества. /18, с. 26-28; 19, с. 316-318/

Выбор стратегии обычно тесно связан с оценкой альтернативных стратегий. Менеджеры, имеющие большой опыт в стратегическом планировании, обычно проводят попарное сравнение стратегий, чтобы каждая альтернатива получила справедливую оценку, прежде чем принят окончательное решение. Следует также помнить, что все члены организации имеют разные интересы, и поэтому одна и та же стратегия будет одобрена одними и может вызвать острое недовольство у других.

Плюсы и минусы каждой стратегии взвешены и обсуждены, менеджеры выбирают стратегию организации, пытаясь уравновесить риск, связанный с выбором каждой из стратегии, с их потенциалом для долгосрочных целей. Процесс принятия решений обычно происходит следующим образом; сначала дается оценка каждой из альтернатив, затем следует продолжительный период обсуждений и дебатов, который заканчивается голосованием. Когда согласие достигнуто и решение принято, необходимо сфокусировать внимание на том, чтобы новая стратегия и соответствующие ей долгосрочные цели были подробно изложены. После этого нужно приступать к внедрению стратегии в каждодневную деятельность компании. Это означает, что стратегия должна быть переведена в конкретные действия для всех членов организации. /7, с. 236/

Внедрение стратегии включает, прежде всего, разработку краткосрочных планов, покрывающих период в 1 год или меньше, в которых даны рекомендации для каждого подразделения компании. Эти краткосрочные планы должны быть непосредственно связаны со стратегическим планом для того, чтобы было обеспечено соответствие между сформулированной стратегией и предпринимаемыми действиями. Краткосрочные планы необходимы как для всей организации в целом, так и конкретно для каждого подразделения. И вновь следует помнить, что они должны быть тесно связаны с долгосрочными планами.

Успех любой стратегии зависит частично от того, насколько внимательно менеджер следить за прогрессом в ключевых сферах, за изменением состояния наиболее важных ресурсов, положением конкурентов, за рыночными и другими внешними факторами. Менеджеры должны постоянно контролировать процесс осуществления стратегии, особенно в ключевых сферах и на основных этапах. Это необходимо, чтобы оценить, двигается ли организация полным ходом по направлению к своим долгосрочным целям или топчется на месте. В процессе этой деятельности путем установления формальной системы контроля, менеджер постоянно отвечает на три вопроса:

1. Внедрена ли стратегия так, как планировалось?

2. Являются ли те факторы, на базе которых был сделан выбор стратегии, все еще значительными и действенными?

3. Достигаются ли с помощью стратегии намеченные результаты?

Стратегическое планирование как процесс формулирования стратегии подходит для любой организации. Однако могут быть незначительные различия в процессе стратегического планирования, зависящие от размеров организации, а также от того, является ли организация коммерческой или некоммерческой. /10, с. 217/

Недавно проведенное исследование зафиксировало шесть основных отличий некоммерческих организаций от тех, целью деятельности которых является получение прибыли.

1. Услуги, которые производят эти организации, часто неосязаемы и трудно определимы.

2. Влияние «потребителей» может быть очень слабым.

3. Обязательства членов организации по своей основной работе могут ослабить их верность общественной организации.

4. Поставщики ресурсов могут вторгаться во внутреннюю деятельность и управление.

5. Ограничения в использовании поощрений и наказаний, вытекающие из пунктов 1, 3, 4 и из усиленного регулирования правительством и другими органами.

6. Сильные лидеры (если они существуют в организации) могут быть единственным средством для решения конфликтов и преодоления ограничений.

Возможно, из-за этих различий стратегическое планирование в этих организациях не занимает ведущего положения. Недавно проведенное исследование установило, что эти организации имеют тенденцию руководствоваться краткосрочными планами, нежели долгосрочной стратегией. В результате другого изучения этой проблемы было сделано заключение, что некоторые из этих организаций не имеют стратегии вообще. Они в своей деятельности руководствуются краткосрочными бюджетными циклами и личными целями своих руководителей, почти не реагируя на изменяющиеся условия внешней среды и другие факторы. Тем не менее, в отдельных организациях существуют специфические формы стратегического планирования. Такие факторы, как сокращение фондов, присутствие деловых людей в совете попечителей и требования отчетности, могут создавать импульс к стратегическому планированию. На основе вышеизложенного сформулированы практические рекомендации менеджерам. /4, с. 32-35;8, с. 15-19/

1. Менеджеры должны убедиться, что процесс стратегического планирования в их организации включает шесть основных видов деятельности: постановку общих целей, проведение анализа внешней среды, анализ ресурсов, выработку и оценку альтернативных стратегий и выбор одной из них, внедрение выработанной стратегии и экспертный стратегический контроль.

2. Важно обозначить ту функциональную единицу, для которой разрабатывается стратегия. Наиболее важная единица — это конкретное подразделение, хотя это может быть и целая корпорация, отделение, основная производственная линия, сфера на рынке или любая другая организационная группа. Если не уделяется достаточного внимания определению единицы планирования, оно может стать жертвой непонимания, нехватки или отсутствия перспектив или недостатка авторитета.

3. Менеджеры должны ознакомить всех с терминологией стратегического планирования, чтобы каждый использовал такие слова как «цели», «приемлемый», «стратегия» по назначению. Кроме этого, необходимо поставить в известность о концептуальных методах, используемых для создания и оценки альтернативных стратегий.

4. Полная поддержка высшего руководства и его вовлечение в процесс стратегического планирования очень важна для его успеха. Команда менеджеров, занимающихся стратегическим планированием, должна включать специалистов не только в сфере планирования, но и в сфере производства, финансов, маркетинга, а также оперативного управления.

Помните, что персонал планового отдела не разрабатывает стратегические планы. Они лишь помогают менеджерам в процессе планирования. В средних и мелких организациях высшее руководство часто направляет процесс стратегического планирования, соединяя свои усилия с усилиями других менеджеров. Уровень детализации и формализации может быть различен, но процесс планирования аналогичен во всех фирмах, независимо от их размера.

Специалисты по финансам, маркетингу должны принимать активное участие в процессе планирования, чтобы план отражал их вклад, и они имели ясное понимание роли, которую сыграют их функции во внедрении стратегических решений, которые были приняты.

Таким образом, стратегическое планирование может быть задействовано в любых отраслях человеческого знания. Планировать стратегически значит научиться думать, решать и управлять стратегически. Этот процесс не может быть грандиозным и дорогим, технологически и методологически изощренным. Поэтому, он может быть с успехом использован в сфере управления, т.е. в государственном секторе. /11, с. 97-101; 17, с. 45-46/


Функции стратегического планирования

Динамичный спрос стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Не используя преимущества стратегического планирования, организация в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятые руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача – обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся:

Распределение ресурсов.

Адаптация к внешней среде.

Внутренняя координация.

Организационное стратегическое предвидение.

Распределение ресурсов (данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт).

Адаптация к внешней среде (адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям).

Внутренняя координация (она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, больших или малых, является неотъемлемой частью управленческой деятельности).

Осознание организационных стратегий (эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях).

Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования. Она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса.

Динамичная природа организаций затрудняет введение одной специфической модели процесса планирования.

Глава 2. Особенности стратегического планирования в МО Пригородного района города Нижнего Тагила


2.1 Характеристика перспективного плана развития муниципального образования Пригородный район в период 2006-2010 годов)


Стратегическое планирование широко используется в управлении муниципальных образований, особенности которого в данной работе изучены на примере муниципального образования Пригородный район города Нижнего Тагила.

Во исполнения Постановления главы района от 07.09.2004 года №1314 «О разработке перспективного плана социально-экономического развития Пригородного района на период до 2010 года» было принято решение утвердить план перспективного развития Пригородного района города Нижнего Тагила на период до 2010 года, в котором Районная Дума решила вопросы об:

Организации исполнения перспективного плана развития муниципального образования Пригородный район города Нижний Тагил;

Контроле за выполнением настоящего решения;

И т.д. (Приложение 3)

В связи со сложившейся ситуацией в сфере социального и экономического развития Пригородного района г. Н. Тагила, администрацией был принят План перспективного развития на период 2006-2010 годов, который включает в себя мероприятия по улучшению следующих сфер:

Социальная сфера, общественная безопасность, в том числе:

Образование

Здравоохранение

Культура

Физическая культура, спорт, молодежная политика

Социальное обслуживание

Общественная безопасность

Промышленность, сельское хозяйство, строительство, жизнеобеспечение, в том числе:

Промышленность

Сельское хозяйство

Жизнеобеспечение населения

Основная цель плана мероприятий - устойчивое социально-экономическое развитие МО Пригородный район. Все мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

увеличение объемов производства сельского хозяйства;

рациональное использование лесных ресурсов;

освоение минерально-сырьевой базы;

ведение личного подсобного хозяйства;

привлечение и закрепление в секторах сельской экономики выпускников ВУЗов, средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

улучшение состояния здоровья сельского населения;

повышения образовательного уровня учащихся сельских школ;

активизация культурной деятельности на селе;

повышение уровня и качества электро-водо-газоснабжения сельского населения, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;

повышения уровня занятости сельского населения,

сохранение и создание новых рабочих мест.

Таким образом, при выполнении всех мероприятий, предусмотренных планом Перспективного развития выше перечисленные задачи должны быть достигнуты к 2010 году.

2.2 Основные проблемы реализации функции стратегического планирования в администрации МО


Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития Пригородного района.

За последние десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения в отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии: наблюдается отставание сельского населения от городского по уровню и условиям жизни.

Как видно на протяжении лет наблюдается уменьшение численности населения. Ежегодно население района сокращается на 200-300 человек.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть, значительная удаленность населенных пунктов друг от друга тормозят развитие торгово-бытового обслуживания и других видов сервиса.

Прямое автобусное сообщение отсутствует в 28 населенных пунктах. Не телефонизировано 29 населенных пунктов. Обеспеченность квартирными телефонами на 1000 жителей составляет 117. Телефонная сеть сельских населенных пунктов физически и морально изношена.

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды. При этом 75% локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 20% в полном восстановлении. В результате сельское население вынуждено пользоваться водой, не соответствующей ни санитарным нормам, ни стандартам.

За последнее десятилетие сократилась сеть участковых больниц, ФАПов. На сегодняшний день в районе имеется 5 больниц на 205 больничных коек, одна поликлиника, 41 фельдшерско-акушерский пункт. Численность врачей в районе 30. Обеспеченность врачами на 10000 жителей составляет 6 человек (среднеобластной показатель -33), средним медицинским персоналом -50.

Из-за сокращения сельскохозяйственного производства были ликвидированы рабочие места, увеличился отток сельского населения. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. За последние годы сократилась подготовка специалистов в сельских профессиональных училищах для агропромышленного комплекса.

Таким образом, необходимость разработки плана развития на долгосрочную перспективу по МО Пригородный район обусловлена:

1. Для устойчивого социально-экономического развития района необходима государственная поддержка, в том числе и предприятиям АПК

2. Комплексный подход к развитию территории

3. Для эффективного проведения социальных реформ в МО необходима финансовая поддержка государства.

Заключение


В результате решения поставленных задач были получены следующие выводы:

Стратегическое планирование в государственном управлении является эффективным инструментом и основой менеджмента в осуществлении социально - хозяйственной деятельности.

Современная наука управления предлагает достаточно большое количество различных типов стратегий и методов их построения.

Методы стратегического развития применяются на всех этапах от постановки цели, выбора стратегии ее достижения, в процессе реализации и до завершения проекта.

Стратегическое планирование включает в себя постановку общих целей, проведение анализа внешней среды, анализ ресурсов, выработку и оценку альтернативных стратегий, и выбор одной из них, внедрение выработанной стратегии и экспертный стратегический контроль.

Процесс стратегического планирования включает основные виды управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, организационное стратегическое предвидение.

Стратегическое планирование может быть задействовано в любых отраслях человеческой деятельности, с успехом использоваться в сфере управления, в том числе в государственном секторе.

При анализе социально - экономической ситуации муниципального образования Пригородный район г. Нижнего Тагила было выявлено большое количество проблем, для решения которых при составлении плана перспективного развития МО на период до 2010 года были применены методы и принципы стратегического планирования.

Использование стратегического планирования позволит наиболее эффективно и в реальные сроки решить проблемы социально - экономического сектора района.


Список использованной литературы


Ансофф И. Стратегическое планирование. М: Экономика, 1989.

Ансофф И. Стратегическое управление. М: Экономика, 1986.

Браничев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация. Точка не ставится в конце названия. // Проблемы теории и права управления. 1997. № 6.

Виханский О.С. Стратегическое управление. М: Гардерика, 1998.

Теория управления. Учебник. Под общ. ред. А.Л. Гафоненко, А.П. Панкрусина. М: Изд. РАРФ, 2002 - 558 с.

Гремингер Р. Стратегические разработки нуждаются в инновациях.//

Золотогоров В.Т. Энциклопедический словарь по экономике.Минск: Полымя, 1997.

Карлоф Б. Деловые стратегии. М,1990.

Кац И. Планирование - системообразующий элемент государственного регулирования экономики.// Проблемы теории и права управления. № 2,1999.

Кинг У., МакКлеланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная практика. М,1982.

Кирилов А.В. Формирование рыночного поведения.// Экономика и Управление.№1-2,1997.

Лебедева О.Т., Каньковская А.Р. и др. Основы менеджмента. Спб,1997.

Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы.// Проблемы теории и права управления. № 2,1998.

Основы менеджмента. Под ред. А.А. Радугина. М: Центр.1997 - 432 с.

Румянцева З.Н., Саломатина Н.А. и др. Менеджмент организации. М.Инфра-М,1996.

Санталайнен Т, Воутилайнен Э. и др. Управление по результатам. М: Прогресс, 1993.

Стерлин А.Р. и др. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. Опыт развития и новые явления. М: Наука, 1990.

Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации. // Проблемы теории и права управления. № 6,1998.

Экономика предприятия. Под ред. Проф. Волкова О.И. М: Инфра-М, 1998.

Приложение 1


Матрица долевого роста


Относительная доля рынка



Высокая


Низкая

Стратегическое планирование в администрации муниципального образования (на примере администрации Пригородного района города Нижнего Тагила)Уровень роста на рынке


Низкий


Звезда


Небольшие отрицательные или положительные денежные потоки

Вопросительный знак


Большие

отрицательные денежные потоки


Необходимость принятия решения

Стратегическое планирование в администрации муниципального образования (на примере администрации Пригородного района города Нижнего Тагила)

Высокий


Большие положительные денежные потоки


Мешок с деньгами


Небольшие отрицательные или положительные денежные потоки


Собака


Падение и ликвидация


Приложение 2


Процесс стратегического планирования


Приложение 3


РЕШЕНИЕ


«О перспективном Плане социально-экономического

развития муниципального образования

Пригородный район на период

до 2010 года»


Во исполнения Постановления главы района от 07.09.2004 года №1314 «О разработке перспективного плана социально-экономического развития Пригородного района на период до 2010 года», в целях формирования приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования Пригородный район на долгосрочную перспективу, определения путей решения наиболее актуальных проблем реального сектора экономики, социально-культурной сферы


Районная Дума решила:

1.Утвердить перспективный План социально-экономического развития муниципального образования Пригородный район на период до 2010 года

2. Руководителям отраслевых управлений, комитетов, служб администрации района

2.1. организовать исполнение перспективного Плана социально-экономического развития муниципального образования Пригородный район в сроки, установленные данным решением

2.2. ежегодно в срок до 10 января представлять в комитет по экономике администрации информацию о ходе выполнения перспективного Плана социально-экономического развития муниципального образования Пригородный район.

3 .Рекомендовать руководителям хозяйствующих субъектов всех форм собственности, работающим на территории района, содействовать реализации перспективного плана социально-экономического развития до 2010 года.

4.Главе администрации муниципального образования Пригородный район (Перетыкин П.И.) не позднее 25 числа после окончания года, информировать районную Думу о ходе выполнения перспективного Плана социально-экономического развития.

5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на председателей постоянных комиссий.


Председатель

Районной Думы А.В.Семячков

Приложение 4


Основные мероприятия социально-экономического развития района на период 2006-2010 годов


Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития Пригородного района.

За последние десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения в отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии: наблюдается отставание сельского населения от городского по уровню и условиям жизни.

На сегодняшний день в границы района входит 24 территориальных администрации с закрепленными за ними 82 населенными пунктами.

По численности населения сельские населенные пункты распределились следующим образом:

до 100 чел т - 35

-от 101-500чел. - 27

-от 501-1000 чел. - 7

-1001-3000 чел. - 7

-3001-5000чел. - 4

-свыше 5001 чел. - 0

По состоянию на 01.01.2005 г. численность населения составляет 42,8 тыс. чел.

Численность населения в динамике и возрастная структура населения представлены в следующей таблице:


1989г 1995г 1999г 2000г 2001г 2002г 2004г
Все население района тыс. чел. в том числе в возрасте: 52,6 49 47,1 46,8 46,3 45,7 42,8
моложе трудоспособного 13,5 11,7 10,0 9,3 8,9 8,8 7,2
трудоспособного 27,3 25,3 25,5 25,7 26 26,2 25
старше трудоспособного 11,8 12 11,6 11,8 11,4 10,0 10,6
В % к итогу все население в т.ч. по возрасту: 100 100 100 100 100 100 100
моложе трудоспособного 25,7 23,9 21,2 19,9 19,2 19,2 16,8
трудоспособного 51,9 51,6 54,2 54,9 56,2 57,3 58,4
старше трудоспособного 22,4 24,5 25,2 25,2 24,6 23,5 24,8

Как видно на протяжении лет наблюдается уменьшение численности населения. Ежегодно население района сокращается на 200-300 человек.

В сравнении с 1989 годом население уменьшилось на 9,8 тыс. человек. Демографическая ситуация на селе ухудшается. Естественная убыль сельского населения к 1990 году увеличилась в 16 раз (с 30 человек до 487). Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30-40 лет.

Район расположен на территории площадью 750,0тыс.га., из которых 587тыс.га. занято лесами , 104,5тыс.га - сельскохозяйственными угодьями.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть, значительная удаленность населенных пунктов друг от друга тормозят развитие торгово-бытового обслуживания и других видов сервиса.

В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть осуществляет торговлю в основном продовольственными товарами. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей составляет 93,5%. В 25 населенных пунктах отсутствует стационарная торговая сеть. Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации.

Прямое автобусное сообщение отсутствует в 28 населенных пунктах. Не телефонизировано 29 населенных пунктов. Обеспеченность квартирными телефонами на 1000 жителей составляет 117. Телефонная сеть сельских населенных пунктов физически и морально изношена.

Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. Центральное отопление имеется в 25,9% жилья, канализация в 17,2%, горячее водоснабжение в 18%, водопровод в 43%.

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды. При этом 75% локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 20% в полном восстановлении. В результате сельское население вынуждено пользоваться водой, не соответствующей ни санитарным нормам, ни стандартам.

За последнее десятилетие сократилась сеть участковых больниц, ФАПов. На сегодняшний день в районе имеется 5 больниц на 205 больничных коек, одна поликлиника, 41 фельдшерско-акушерский пункт. Численность врачей в районе 30. Обеспеченность врачами на 10000 жителей составляет 6 человек (среднеобластной показатель -33), средним медицинским персоналом -50.

Занимаются физической культурой и спортом всего 5% взрослого населения и 12% учащейся молодежи.

Образовательные услуги оказывают 21 образовательное учреждение на 7722 ученических места. Количество учащихся 4655 человек.

Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1995 годом сократилась на 49%, из имеющихся 20 детских дошкольных учреждений 6 являются малокомплектными. В результате сети образовательных учреждений и отсутствия централизованной доставки к ним, обострилась проблема доступности общего образования.

В настоящее время износ зданий домов культуры района составляет 75%. Средняя заработная плата работников культуры на селе составляет 3450 рублей.

Из-за сокращения сельскохозяйственного производства были ликвидированы рабочие места, увеличился отток сельского населения. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. За последние годы сократилась подготовка специалистов в сельских профессиональных училищах для агропромышленного комплекса.

Для развития и увеличения объемов производства сельскохозяйственных предприятий района необходимы специалисты сельского хозяйства. Для закрепления их на селе необходимо строить жилье, развивать социальную инфраструктуру.

Таким образом, необходимость разработки плана развития на долгосрочную перспективу по МО Пригородный район обусловлена:

1. Для устойчивого социально-экономического развития района необходима государственная поддержка, в том числе и предприятиям АПК

2. Комплексный подход к развитию территории

3. Для эффективного проведения социальных реформ в МО необходима финансовая поддержка государства.

Основная цель плана мероприятий - устойчивое социально-экономическое развитие МО Пригородный район. Все мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

увеличение объемов производства сельского хозяйства в организациях всех форм собственности.

рациональное использование лесных ресурсов;

освоение минерально-сырьевой базы;

ведение личного подсобного хозяйства;

привлечение и закрепление в секторах сельской экономики выпускников ВУЗов, средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

улучшение состояния здоровья сельского населения;

повышения образовательного уровня учащихся сельских школ;

активизация культурной деятельности на селе;

повышение уровня и качества электро-водо-газоснабжения сельского населения, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;

повышения уровня занятости сельского населения,

сохранение и создание новых рабочих мест.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНА НА ПЕРИОД 2006-2010 ГОДЫ.

пп/п

МЕРОПРИЯТИЕ Срок исполнения Ответственный за исполнение Ожидаемый результат
1 2 3 4 5
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА, ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
1. Реализация Соглашения между администрацией МО Пригородный район и администрацией МО г. Нижний Тагил 2006-2007 Администрация МО Пригородный район Повышение эффективности взаимодействия муниципальных образований, решение общих вопросов местного самоуправления.
2. Разработка проекта среднесрочной программы социально-экономического развития по МО Пригородный район на 2006-2008 г. 2006-2008 Комитет по экономике администрации МО пригородный район
3. Реализация Территориального 3-х стороннего Соглашения между Главой района районным объединением работодателей и профсоюзов. 2006-2007
Развитие социального партнерства, создание условий для повышения уровня жизни населения Пригородного района.
4. Продолжение инвентаризации земель населенных пунктов 2006-2007 Комитет по управлению имуществом Получение достоверной базы для исчисления земельного налога
5.

Разработка градостроительной документации:

-разработка генерального плана развития городского округа;

-разработка генеральных планов населенных пунктов;

-разработка правил землепользования застройки


2006-2009 Отдел архитектуры и градостроительства МО Пригородный район Право МО Пригородный район распоряжаться землей
Образование
1 Приобретение 6 школьных автобусов для подвоза учащихся из отдаленных населенных пунктов в образовательные учреждения 2006-2010 Управление образованием МО Пригородный район Создание условий по реализации прав на образование
2. Приобретение трактора для детского дома №3 п. Висим 2006

Управление

образованием МО Пригородный район

Улучшение

условий социальзации воспитанников детских домов

3. Оснащение 13 образовательных учреждений компьютерной техникой на 100% 2006-2010 Управление образованием МО Пригородный район Улучшение качества образования
4. Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений 2006-2010 Управление образованием МО Пригородный район

Обеспечение конституционных прав личности в сфере образования

совершенствование системы образования МО Пригородный район, повышение качества образования.

4.1 Оснащение современной мебелью, соответствующей стандартам и гигиеническим требованиям


4.2 Приобретение спортивно-оздоровительного оборудования


4.3 Приобретение учебно-наглядных пособий.


4.4 Приобретение летних спортивных комплексов (21) для образовательных учреждений 2006-2010 Управление образованием МО Организация досуга детей, пропаганда здорового образа жизни

5.

Реконструкция, капитальный ремонт образовательных учреждений.

-Петрокаменская вспомогательная школа;

-Первомайская школа;

-Ослянская школа

-Башкарская школа

-Уральская школа

2006-2010 Управление образованием МО Пригородный район УКС Создание условий для организации учебного процесса с использование материальной базы, соответствующей современным требованиям
6. Приобретение, строительство жилья для молодых специалистов, (ежегодно по 2 квартиры) 2006-2010 Управление образованием МО Пригородный район Улучшение жилищных условий специалистов на селе.
7.

Создание летних

оздоровительных лагерей дневного пребывания на базе образовательных учреждений с охватом всех желающих

2006-2010


Управление образованием МО Пригородный район

Улучшение

здоровья детей

8.

Развитие форм устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечительства родителей:

-семейное

-патронатное

2006-2008 Управление образованием МО Пригородный район Создание общественного мнения по вопросам рационального усыновления, патронатного воспитания
9. Организация взаимодействия учреждений начального профессионального образования с образовательными учреждениями по проблемам профориентации и профобразования, на базе СПТУ 34 2006-2008 Управление образованием МО Пригородный район Оптимизация ресурсов образования для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.
Здравоохранение
1.

Строительство и открытие 20 ОВП (общие врачебные практики) в районе: п. Черноисточинск-2,

с. Покровское-2,

с. Николо-Павловское-3,

п. Новоасбест-2,

п. Висим-1,

п. Синегорский -1,

Лая-2,

п. Первомайский-1,

с. Бродово-1,

п. Горноуральский-3,

с. Башкарское-1,

с. Южаково-1

2006-2008 Управление здравоохранения МО Пригородный район Приближение квалифицированной медицинской помощи к сельским жителям
2.

Открытие Центральной районной больницы и при ней отделение «Скорой помощи» 2006-2007 Управление здравоохранения МО Пригородный район Повышение доступности и качества основных видов медицинской помощи для населения Пригородного района
3. Обучение специалистов для работы на селе, в том числе и для работы в ОВП (20 чел) 2006-2010 Управление здравоохранения МО Пригородный район Улучшение качества медицинского обслуживания на селе.

4.


Открытие «Дома ребенка» ВИЧ инфицированных родителей п. Вилюй

2006-2008


Управление здравоохранения МО Пригородный район Организация дополнительных рабочих мест.
5. Приобретение, строительство жилья для молодых специалистов прибывших на работу в медицинские и фармацевтические организации района (ежегодно 2 квартиры) 2006-2010 Управление здравоохранения МО Пригородный район Улучшение жилищных условий в сельской местности
6. Создание дополнительных 60 социальных коек на свободных площадях УБ района (Петрокаменская, Уральская) 2006-2010 Управление здравоохранения МО Пригородный район Улучшение медицинского обслуживания на селе.
Культура
1.

Укрепление материальной базы учреждений культуры:

приобретение звукоусилительной аппаратуры,

акустической аппаратуры,

светомузыкальных установок,

театральных кресел,

одежды сцены,

музыкальных инструментов

2006-2010 Управление культуры МО Пригородный район Повышение качества деятельности учреждений культуры в сельской местности
2. Переоснащение киноустановок на селе: 2006-2010 Управление культуры МО Пригородный район

Поддержка системы кинообслуживани я сельского населения


3. Создание передвижного библиотечного Центра 2006-2010 Управление культуры МО Пригородный район Сохранение и развитие культурного потенциала Пригородного района
4.

Реконструкция учреждений культуры:

Петрокаменский КОЦ,

ДК п.Уралец,

ДК п.Синегорский,

ДК п.Горноуральский,

ДК с.Николо-Павловское,

ДК п.Висимо-Уткинский

2006-2010 Управление культуры МО Пригородный район УКС Повышение эффективности деятельности учреждений культуры в сельской местности
5. Строительство (приобретение) жилья для молодых специалистов, прибывших на работу в организации культуры, расположенные в Пригородном районе. 2006-2010 Управление культуры МО Пригородный район Улучшение жилищных условий сельского населения (10 чел.)
Физическая культура, спорт, молодежная политика
1. Реконструкция спортивного комплекса (спортзал, бассейн) п. Горноуральский. 2006-2010 Администрация МО Пригородный район УКС Содействие формированию здорового образа жизни населения
2. Строительство горнолыжного комплекса на г. Белая 2006-2007

3 Расширение сети подростково-молодежных клубов (ПМК) до 13 2006-2010 Администрация МО Пригородный район Создание условий для организации свободного времени подростков и молодежи, развитие творческих способностей детей.
4. Укрепление материально-технической базы подростко-молодежных клубов (приобретение спортинвентаря, мебели) 2006-2010 Администрация МО Пригородный район Расширение сферы деятельности ПМК
5. Обеспечение жильем молодых семей (4) в процессе реализации федеральной и областной государственных целевых программ 2006-2010 Администрация МО Пригородный район Активизация решения жилищных вопросов молодых семей за счет объединения бюджетных и внебюджетных средств
6. Содействие занятости молодежи - организация летнего трудоустройства подростков и молодежи -развитие движения трудовых отрядов подростков 2006-2010
Охват летним трудоустройством не менее чел.
7. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи -содействие деятельности оборонно-спортивного оздоровительного лагеря -организация мероприятий, посвященных юбилейным датам и памятным событиям военной истории Отечества 2006-2010
Подготовка допризывной молодежи к службе в «Вооруженных силах РФ», повышение интереса молодежи к изучению знаменательных событий истории своей Родины, воспитания уважения к подвигам защитников Отечества.
8. Строительство стадиона в с. Николо-Паловское 2006-2008
Создание условий для занятия спортом
Социальное обслуживание
1. Открытие специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому 2006 МУ «Центр социального обслуживания» Улучшение качества услуг гражданам пожилого возраста
Общественная безопасность
1. Ввод здания РОВД 2006-2007 РОВД Пригородного района Улучшение условий деятельности специалистов РОВД
2.

Усиление дорожно-патрульной службы района:

Приобретение автомобиля для медицинского освидетельствования водителей -автомобиля для проведения весового контроля автотранспорта

радиостанции в количестве 20 носимых, 10 автомобильных. 2 вышки,

2 видеонаблюдения

отработка системы работы постов ГИБДД

2006-2010
Профилактика правонарушений, обеспечение безопасности дорожного движения. Повышение эффективности мер административного воздействия.
3.

Укрепление материально-технической базы службы участковых инспекторов, сохранение кадрового потенциала:

-улучшения условий жилья участковым инспекторам (10)

-приобретение 10 мотоциклов

2006-2010
Снижение уровня преступности, обеспечение законных прав и интересов граждан, организаций
4. Создание пожарных депо в населенных пунктах: С. Серебрянка, п. Синегорский, с.Южаково,с.Башкарское, с.Николо-Павловское ъ2006-2010
Обеспечение противопожарной безопасности в населенных пунктах района
5. Оснащение Управления ГО и ЧС Пригородного района автотранспортом и специальным имуществом ъ2006-2010
Обеспечение безопасности жизни населения и сохранности имущества, повышения эффективности пожаротушения

Промышленность, сельское хозяйство,

строительство, жизнеобеспечение

Промышленность
1.

Реализация мероприятий по

увеличению объемов

производства комбикормов на

ОАО «Лайский

комбикормовый завод» на

основе технического

перевооружения предприятия:

-приобретение и монтаж линии экструдирования комбикормов;

-замена системы управления техпроцесса в производственном цехе;

-приобретение и монтаж

линии по упаковке готовой

продукции;

-установка напыления жидких

компонентов

ъ2006-2010

ОАО «Лайский

комбикормовый

завод»

Ожидаемый эффект 60,7 млн.руб., повышение конкурентоспособности продукции, рост прибыли налоговых поступлений в бюджет
2.

Реконструкция цеха

лесопиления Черемшанского леспромхоза

обновление новым оборудованием по переработке древесины на высококачественные пиломатериалы;

строительство сушильных камер

ъ2006-2008

ООО «Пригородный

леспромхоз»

Увеличение объема выпуска пиломатериалов до 15 тыс. куб. м., производство

сушенных

пиломатериалов по 600 куб. м. в месяц. Увеличение

рентабельности предприятия на 12%.

3.

Модернизация, реконструкция мебельного цеха, за счет установки новых станков, оборудования, внедрения современной технологии производства.

Строительство нового цеха по переработке древесины

2006-2010

2008-2010

ООО ПКФ

«Петрокаменская мебельная фабрика»

Производство новых видов изделий, увеличение количества выпускаемой продукции в 2

раза, улучшение качества выпускаемой продукции Создание новых рабочих мест технологический процесс производства стульев без привлечения сторонних организаций

4. Строительство цехов по переработке древесины с.Башкарское (ЗАО «Инвестрой ЕКБ») п.Висим (ИП Тронин Н.И.) 2006-2010
Увеличение объема производства продукции и производительности труда, создание новых рабочих мест, увеличение поступлений в местный бюджет.
5. Разработка месторождений золота рассыпного рудного, платины Захаровское, Рублевикское, Зайцев Лог, р.Мартьян- f Шайтанка, р.Сисим,р.Кащба. 2006-2010
Увеличение производства золота, создание дополнительных рабочих мест.
6. Разработка месторождения графита с. Мурзинка 2006-2010
Воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы важнейшего вида полезных ископаемых, создание рабочих мест.
7. Разработка Горбуновского торфяного месторождения 2006-2010
Воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы важнейшего вида полезных ископаемых, создание рабочих мест.
Сельское хозяйство
1. Реализация программы развития кормопроизводства 2006-2010 Управление сельского хозяйства и продовольствия Вовлечение в оборот пустующих земель, расширение площадей возделывания многолетних бобовых культур увеличение объемов производства зерна на 13,5% к 2003 г. увеличение производства молока на 17,7 % к 2003 году, поголовье коров на 3,3%
3. Организация производства овощей закрытого грунта в с.Николо-Павловское КФХ Костицина О.В. 2006-2010
Развитие сельского хозяйства на территории района
4. Реализация плана мероприятий по развитию личных подсобных хозяйств в районе 2006-2010
Сохранение поголовья скота в хозяйствах населения. Организация закупа у населения излишек с/х продукции
Жизнеобеспечение населения
1. Реализация мероприятий по реформированию жилищно-коммунального комплекса Пригородного района 2006-2010
Повышение эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства
2. Организация районной службы по обслуживанию электрических сетей 2006-2007 Администрация района Повышение устойчивости электроснабжения организаций и населения
3. Реализация мероприятий по отселению граждан из аварийного жилищного фонда: -реконструкция жилого дома по ул.Ленина п.Уралец -реконструкция здания школы под жилой дом п.Новоасбест -реконструкция жилого дома с.Южаково 2006-2010
Активизация жилищного строительства, ликвидация аварийного жилищного фонда
4. Индивидуальное жилищное строительство с предоставлением застройщикам материальной поддержки в установленном порядке 2006-2010 Администрация района Ежегодный ввод 11 тыс. кв.м.
5. Газоснабжение жилых домов в населенных пунктах района: с.с.Новопаныыино, д.Беляковка, сюПетрокаменское, с.Покровское, п.Новоасбест, с.Николо-Павловское, с.Бродлово, п.Первомайский, п.Черноисточинск, п.Уралец, п.Висим. 2006-2010
Улучшение жилищных условий.
6. Окончание строительства и ввод газопровод -отвод Н-Тагил-Черноисточинск, ГРС п.Студеный. Строительство газопровода отГРС п.Студеный до п.Уралец, от п.Уралец до п.Висим 2006-2010
Развитие газификации в сельской местности
8. Реконструкция системы водоснабжения в с.Николо-Павловское, с.Южаково, с.Петрокаменское, 2006-2010
Обеспечение качественной питьевой водой в достаточном количестве
9. Проектирование и строительство очистных сооружений в п.Горноуральский, п.Уралец. п.Первомайский 2006-2010
Оздоровление окружающей среды и населения района
10 Организация полигона по переработке ТБО с утилизацией отходов в п.Черноисточинск, с.Покровское. 2006-2007
Снижение техногенной нагрузки на окружающую среду и вовлечение в оборот вторичных ресурсов
11. Проведение поисково-оценочных работ для водоснабжения района -бурение скважин 3 очереди -20; -бурение частных скважин -10 в год; -ремонт скважин водоснабжения- 4 в год; -оздоровление источников питьевого водоснабжения 2006-2010
Обеспечение населения водой стандартного качества
12. Проектирование и строительство канализационного коллектора в п.Горноуральский 2006-2010
Прекращение загрязнения природных объектов.
13. Проектирование и восстановление гидроузлов: на р.Шайтанка п.Висим, Авроринский гидроузел р.Исток, п.Черноисочинск, с.Краснополье 2006-2010
Предотвращение чрезвычайных ситуаций, снижение негативного воздействия паводковых вод
14. Организация работы муниципальной топливоснабжающей организации 2006-2010
Снабжение населения района дровами.
15. Строительство РТПС г. Белая 2006-2010
Внедрение новых услуг связи, систем телевидения и радиовещания
16. Реконструкция АТС в п.Новоасбест, с.Бродово, п.Первомайский, с.Новопаныпино, с.Усть-Утка, с.Серебрянка, с.Верхняя Ослянка 2006-2008
Улучшение качества, увеличение объема, внедрение новых услуг связи
17. Строительство АТС п.Сокол, с.Шиловка, п.Синегорский, с.Малая Лая, п.Северка 2008-2010
Улучшение качества, увеличение объема, внедрение новых услуг связи
18. Построение сети мобильной связи по району 2006-2008
Расширение номенклатуры предоставляемых услуг
19. Строительство а\дороги: Н-Тагил-Висим 2006-2010
Снижение транспортных
Рефетека ру refoteka@gmail.com