Рефетека.ру / Экономика

Контрольная работа: Экономика отрасли общественного питания

Содержание


Сущность, основные функции и формы общественного питания, их характеристика

Задача 39

Задача 54

Задача 76

Список литературы


Сущность, основные функции и формы общественного питания, их характеристика


Общественное питание – отрасль народного хозяйства, которая была, есть и будет самой рыночной сферой деятельности.1

На предприятиях общественного питания в наше время происходит внедрение новых современных технологий, способствующих повышению качества кулинарной продукции.

Для достижения поставленных целей предприятие должно организовывать свою деятельность так, чтобы держать под контролем все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество продукции и её безопасность.

Повышение эффективности общественного питания основывается на общих для всего народного хозяйства принципах интенсификации производства – достижение высоких результатов при наименьших затратах материальных и трудовых ресурсов.

К основным функциям общественного питания относятся:2

- производство блюд;

- реализация блюд;

- организация потребления.

Обычно осуществление какой-либо главной функции сопровождается выполнением нескольких других функций, имеющих вспомогательный характер. Так, общий технологический процесс производства блюд на предприятиях общественного питания состоит из отдельных процессов — приема продуктов, их хранения, кулинарной обработки сырья и изготовления полуфабрикатов, а также тепловой обработки блюд. Кроме того, в общий процесс включают еще ряд вспомогательных операций, необходимых для производства готовых блюд. Сюда относятся мойка посуды и емкостей, обработка тары, удаление пищевых отходов, а также инженерные устройства — приточная и вытяжная вентиляция, отопление, энергоснабжение и т. п.

Общественное питание одной из первых отраслей народного хозяйства встало на рельсы преобразования, приняв груз острейших проблем переходного периода на рыночные отношения. Быстрыми темпами прошла приватизация предприятий, изменилась организационно-правовая форма предприятий общественного питания.

Сегодня практически отсутствуют такие типы предприятий как общедоступные столовые с предоставлением диетического, лечебного и профилактического питания, а так же специализированные предприятия доступные для населения с низким уровнем дохода.

На сегодняшний день можно выделить следующие формы общественного питания:

- ресторан – общедоступное предприятие общественного питания, предоставляющий потребителям широкий ассортимент блюд сложного приготовления, в основном по индивидуальным заказам.3 В ресторане высокий уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха посетителей. Сюда приходят, чтобы отметить юбилей, важное событие в жизни того или иного коллектива, провести свадебное торжество, деловую или официальную встречу, просто отдохнуть в кругу близких людей. Радушно встретить, быстро и вкусно покормить людей, создать им все условия для полноценного отдыха – такова задача работников ресторанов.

В зависимости от уровня обслуживания и степени оснащенности, а также по размерам наценок предприятия этого типа подразделяются на рестораны высшей и первой категории.

К предприятиям общественного питания высшей категории относят рестораны, кафе, бары отличающиеся наиболее высоким уровнем обслуживания потребителей, сложностью ассортимента приготавливаемой и реализуемой продукции, а также высоким классом архитектурно-художественного оформления помещений и совершенным техническим оснащением.

К первой категории относятся предприятия общественного питания с меньшим объемом услуг, но обслуживание в которых также осуществляется официантами. В ресторанах первой категории организуются выступления музыкальных групп.

- предприятия быстрого питания, к которым относятся: бистро, закусочные, “fast food”. В нашем стремительно развивающемся мире самой прогрессивной формой общественного питания считается «fast food», что переводится с английского как «быстрое питание». Еще несколько лет назад в России появились первые заведения типа «fast food» – кафе «McDonald’s». Сегодня подобные точки общепита пользуются большой популярностью, так как современные темпы жизни не позволяют тратить много времени на обед.

- бар – общедоступное предприятие общественного питания, предоставляющий потребителям небольшой ассортимент блюд. Различают гриль-бар, суши-бар. Отличие данных баров в различном меню. В суши-бар предлагают блюда японской кухни. В гриль-баре, в основном, предлагают блюда, приготовленные на гриле, также в гриль-баре можно вкусно поесть, послушать хорошую музыку, или посмотреть любимый фильм.

- кафе – предприятие общественного питания, которое предлагает приятно отдохнуть и оценить разнообразие блюд и десертов, а также получить приятное впечатление от гостеприимства, безупречного и быстрого обслуживания. Великолепный интерьер, фоновая музыка создают уютную атмосферу для приятного отдыха.

- кафе-кондитерские, кофейни – предприятия общественного питания, где можно попробовать и оценить вкус кофе из разных континентов и насладиться десертом;

- столовая – предприятие общественного питания, предназначенное для обслуживания населения в обеденный перерыв.

Задача 39


Рассчитайте прогнозный оборот предприятия массового питания, исходя из его финансовых возможностей.

Сумма собственных оборотных средств предприятия к началу прогнозируемого года составила 30 тыс. руб., из них 47% обслуживает оборот по покупным товарам, а 53% - по продукции собственного производства. Оборачиваемость покупных товаров составляет 16 дней, а продукции собственного производства – 8,2 дня. Средний уровень доходов по продукции собственного производства – 71%, по покупным товарам – 52% к оптовой цене.

Решение:

Сумма собственных оборотных средств, обслуживающих оборот по покупным изделиям определяется:


Экономика отрасли общественного питания,


где О – сумма собственных оборотных средств предприятия к началу года, тыс. руб.;

Экономика отрасли общественного питания– коэффициент оборотных средств по покупным изделиям

Экономика отрасли общественного питания

Сумма собственных оборотных средств, обслуживающих оборот по продукции собственного производства:


Экономика отрасли общественного питания,


где О – сумма собственных оборотных средств предприятия к началу года, тыс. руб.;

Экономика отрасли общественного питания– коэффициент оборотных средств по продукции собственного производства.

Экономика отрасли общественного питания

Прогнозный оборот предприятия массового питания определяется по формуле:


Экономика отрасли общественного питания,


где Экономика отрасли общественного питания – коэффициент среднего уровня доходов по покупным товарам;

Экономика отрасли общественного питания – оборачиваемость покупных товаров, дн;

Экономика отрасли общественного питания – коэффициент среднего уровня доходов по продукции собственного производства;

Экономика отрасли общественного питания – оборачиваемость продукции собственного производства;

Экономика отрасли общественного питания – количество дней в году, дн.

Количество дней в году примем равным 365 дней.

Экономика отрасли общественного питания

Ответ: Прогнозный оборот предприятия массового питания равен Экономика отрасли общественного питания


Задача 54


Сравнительный анализ двух ресторанов, работающих примерно в одинаковых условиях, показал, что средняя заработная плата и выработка одного работника за год выросли в следующих размерах, представленных в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели выработки и средней заработной платы одного работника за год

Показатели Выработка одного работника, руб. Средняя заработная плата одного работника, руб.
Ресторан «Орион»

Предшествующий год 26400 5940
Отчетный год 46800 10989
Динамика, %

Ресторан «У Николая»

Предшествующий год 35400 7039
Отчетный год 68400 11449
Динамика, %


Какие выводы должны сделать руководители ресторанов по этим данным? В чем недостаток организации работы по оплате труда работников двух ресторанов?

Решение: Темп роста выработки одного рабочего рассчитывается по формуле:


Экономика отрасли общественного питания,4


где Экономика отрасли общественного питания - выработка одного работника в отчетном году;

Экономика отрасли общественного питания - выработка одного работника в предшествующем году.

Темп роста выработки одного рабочего ресторана «Орион»:

Экономика отрасли общественного питания

Темп роста выработки одного рабочего ресторана «У Николая»:

Экономика отрасли общественного питания

Темп роста средней заработной платы одного рабочего рассчитаем по формуле:

Экономика отрасли общественного питания,

где Экономика отрасли общественного питания - средняя заработная плата одного работника в отчетном году;

Экономика отрасли общественного питания - средняя заработная плата одного работника в предшествующем году.

Темп роста средней заработной платы одного рабочего ресторана «Орион»:

Экономика отрасли общественного питания

Темп роста средней заработной платы одного рабочего ресторана «У Николая»:

Экономика отрасли общественного питания

Выработка одного рабочего ресторана «Орион» увеличилась на 77,27%, а

выработка одного рабочего ресторана «У Николая» увеличилась на 93,22%. Два ресторана, работающие примерно в одинаковых условиях, показал, что выработка одного работника ресторана «У Николая» выросла на 15,95% больше, чем выработка одного работника ресторана «Орион», значит «У Николая» работники работают лучше и быстрее.

Средняя заработная плата одного работника ресторана «Орион» увеличилась на 85%, а средняя заработная плата одного работника ресторана «У Николая» увеличилась на 62,65%. Средняя заработная плата одного сотрудника ресторана «Орион» выросла на 22,35% больше, чем средняя заработная плата ресторана «У Николая».

Получается, что сотрудники ресторана «У Николая» работают лучше, а получают меньше, чем сотрудники ресторана «Орион».

В идеальном случае, средняя заработная плата одного сотрудника должна напрямую зависеть от его выработки и расти прямо пропорционально.

Ответ: Экономика отрасли общественного питания, Экономика отрасли общественного питания, Экономика отрасли общественного питания, Экономика отрасли общественного питания


Задача 76


Рассчитайте точки безубыточности и минимальной рентабельности по объединению общественного питания на основе данных, представленных в таблице 2.


Таблица 2 – Исходные данные для расчета точек безубыточности и минимальной рентабельности

Показатели Значение показателей
Условно-постоянные издержки производства и обращения, тыс. руб. 980
Условно-постоянные издержки производства и обращения и налог на добавленную стоимость, % к обороту 23
Валовый доход, % к обороту 44
Сумма собственных основных и оборотных средств (вложенного капитала), тыс. руб. 3670
Удельный вес прибыли, отчисляемой в бюджет, % 35
Минимальный уровень рентабельности, % к вложенному капиталу 15

Оборот в точке:

- безубыточности, тыс.руб.



4666,67
- минимальной рентабельности, тыс.руб. 8699,62

Расчет точки безубыточности определим по формуле:


Экономика отрасли общественного питания,5


где Экономика отрасли общественного питания – точка безубыточности;

Экономика отрасли общественного питания – сумма постоянных издержек;

Экономика отрасли общественного питания – валовые доходы, % к обороту;

Экономика отрасли общественного питания – переменные издержки, % к обороту.

Расчет точки минимальной рентабельности определим по формуле:


Экономика отрасли общественного питания6


где Экономика отрасли общественного питания – точка минимальной рентабельности;

Экономика отрасли общественного питания – сумма минимальной прибыли.

Сумма минимальной прибыли не зависит от оборота и рассчитывается по формуле:


Экономика отрасли общественного питания,


где Экономика отрасли общественного питания – сумма капитала, вложенного собственником предприятия;

Экономика отрасли общественного питания – минимальный уровень рентабельности;

Экономика отрасли общественного питания – доля прибыли, отчисляемая в бюджет.

Экономика отрасли общественного питания

Экономика отрасли общественного питания

Экономика отрасли общественного питания

Ответ: точки безубыточности равна Экономика отрасли общественного питания и минимальной рентабельности равна Экономика отрасли общественного питания

Список литературы


Брагин Л. А. Торговое дело: Экономика и организация. – М.: «ИНФРА-М», 1997г, - 465с.;

Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. Учебное пособие – М.: «Дело и сервис», 1998г, - 383с.;

Лебедева.С.Н., Казиначикова.Н.А., Гавриков.А.В. Экономика торгового предприятия. – Минск: «Новое знание», 2002г, - 358с.;

Менделевич А.М. Экономика общественного питания. – М.: Экономика, 1983г, - 416с.

Соломатин А. Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. – М.: «ИНФРА-М», 2001г, - 249с.;

Экономика торгового предприятия/Под ред. профессора А.И. Гребнева. – М.: Экономика, 2005г, - 256с.

1 Менделевич А.М. Экономика общественного питания. – М.: Экономика, 1983г, с. 203.

2 Соломатин А. Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. – М.: «ИНФРА-М», 2001г, с. 121.

3 Лебедева.С.Н., Казиначикова.Н.А., Гавриков.А.В. Экономика торгового предприятия. – Минск: «Новое знание», 2002г, с. 68.

4 Брагин Л. А. Торговое дело: Экономика и организация. – М.: «ИНФРА-М», 1997, с. 78.

5 Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. Учебное пособие – М.: «Дело и сервис», 1998г, с. 178.

6 Экономика торгового предприятия/Под ред. профессора А.И. Гребнева. – М.: Экономика, 2005, с. 115.

Похожие работы:

  1. •  ... обслуживания на предприятиях общественного питания
  2. • Совершенствование системы школьного питания города ...
  3. • Особенности питания иностранных туристов
  4. •  ... учета на предприятиях общественного питания
  5. • Цены и ценообразование в общественном питании
  6. • Кондитерский инвентарь
  7. • Блюда из натуральной рубленой массы
  8. • Блюда из натуральной рубленой массы
  9. • Организация обслуживания тематического вечера в ...
  10. • Кулинария
  11. • Методика составления бизнес-плана для нового ...
  12. • Развитие конкурентной среды потребительского рынка ...
  13. • Экономика современного гостиничного комплекса
  14. • Производственная программа предприятия "Пиццерия"
  15. • Банкет с частичным обслуживанием "8 Марта"
  16. • Статистика товарооборота
  17. • Характеристика работы всех функциональных ...
  18. • Маркетинговое планирование на примере ресторана "Русская ...
  19. • Анализ деятельности предприятия розничной торговли ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com