Рефетека.ру / Экономика

Реферат: Цены на топливо в Казахстане

План


Введение

Виды топлива и их отражение в ценах

Заключение

Список литературы


Введение


Мировые цены на нефть в июле достигли пика в 147 долларов за баррель, тогда же цена на бензин в Казахстане отправилась к отметке в один доллар за литр. Трейдеры традиционно объясняют рост стоимости топлива повышением мировых цен на нефть. Но ссылки на внешние факторы тут несостоятельны. Атырауский и Шымкентский НПЗ продукцию производят из казахстанского сырья, которое на внешние рынки экспортируется по ценам ниже мировых, а значит, себестоимость и потребительские цены производимого ими топлива должны быть ниже павлодарских (на ПНХЗ поступает сырье из России). Увы. А ведь, по мнению экономистов, даже удвоение мировой цены на нефть не должно приводить к росту розничной цены больше, чем на 10%. Непонятно и то, как у нас дизельное топливо может стоить дороже бензина, хотя себестоимость солярки ниже.

По мнению председателя Агентства по защите конкуренции Мажита Есенбаева: «Основной причиной роста цен на нефтепродукты и их дефицита на внутреннем рынке стало отсутствие конкуренции. Более 70% оптового рынка реализации нефтепродуктов контролируют три компании: “КазМунайГаз”, “ПетроКазахстан” (дистрибьютор ПКОП. – “ЭК”) и “Гелиос” (дистрибьютор ПНХЗ. – “ЭК”). Причем экспертами нашего агентства подсчитано, что себестоимость бензина АИ-93 при выходе его с нефтеперерабатывающего завода колеблется в пределах от 20 до 30 тенге за литр».


Виды топлива и их отражение в ценах


С середины июля стоимость барреля пошла на снижение и во второй декаде сентября, пробив планку 100 долларов на сорт Brent, ноябрьские фьючерсы в Европе вышли на отметку 90,88 доллара. Казалось бы, и стоимость литра бензина должна вернуться хотя бы в рамки начала года. Но если в большинстве стран удешевление нефти привело к снижению стоимости нефтепродуктов (к примеру, в Молдавии за август цены на дизтопливо и бензин снизились в среднем на 10%), то у нас за август горючее подорожало еще на три-пять тенге. Подвижки в связи с падением мировых цен на нефть начались лишь в сентябре. Так, начиная с 7 сентября в среднем цена на бензин на заправках ТОО «Гелиос» снизилась на четыре тенге, на дизельное топливо – на два тенге, и теперь литр АИ-93 стоит 100 тенге. А ведь цена барреля нефти сократилась уже более чем на треть! Очевидно, заморачиваться проблемами внутреннего рынка нефтяные агашки не собираются. Тем более что с 11 октября таможенная пошлина экспортерам нефти повышается с 109,91 доллара до 203,8 доллара за тонну (впрочем, это не касается таких экспортеров, как ТОО «Тенгизшевройл»), и до 1 января следующего года продлевается запрет на экспорт бензина и дизтоплива.

Практика показывает, что все это означает рост цен на топливо, и дешевого бензинового изобилия у нас не будет. Ведь и после предыдущего ограничения экспортировать сырую нефть было выгодно, поскольку экспортные пошлины в разы ниже, чем в России, где до 1 октября действует экспортная пошлина на нефть в 495,9 доллара за тонну. В погоне за сверхприбылями не до собственного потребителя. «Учитывая экономические риски, спекулятивные настроения и ненасыщенность рынка, – говорит директор одной из сетей АЗС, – рост цен на “горючку” начнется уже в конце октября». Таким образом, казахстанцам предстоит и дальше из своего кармана расплачиваться и за «золотой» бензин, и за инфляцию.

Когда в начале лета премьер-министр Карим Масимов подписывал постановление о запрете экспорта нефтепродуктов, в правительстве надеялись, что все НПЗ будут работать на Казахстан, и за лето внутренний рынок получит столько бензина и солярки, что о ценовом кризисе и вспоминать не придется. Ожидалось, что в текущем году Казахстан, добыв 70 млн тонн нефти, увеличит переработку нефти на 500 тыс. тонн, при этом будет произведено 2,8 млн тонн бензина и 4 млн тонн дизельного топлива, что, соответственно, на 7,7 и 2,6% выше, чем в 2007 году.

По данным Агентства по статистике, в январе–августе 2008 года было произведено 1,7 млн тонн бензина, что на 4,6% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Выпуск керосина, составив 278,9 тыс. тонн, сократился на 5,6%. Вместе с тем на 37% увеличилось производство мазута (2,2 млн тонн), дизельного топлива – на 6,3% (3,1 млн тонн). Естественно, что такие итоги не решают проблем обеспечения внутреннего спроса на ГСМ. Стимулировать нефтепереработку внутри страны власти могли бы не введением запретов, а регулированием налоговой нагрузки на экспортируемые нефтепродукты.

Карим Масимов утверждает, что «мы являемся страной с рыночной экономикой и на рыночных принципах должны завоевывать свою долю на рынке для того, чтобы решать вопросы с обеспечением ГСМ всей территории страны. Это должно позволить нам не только обеспечивать наличие ГСМ, но и доступность ценовой политики». Однако ситуация с ценами на топливо в Казахстане (см. таблицу) говорит об обратном. Наш розничный рынок ГСМ неконкурентен, непрозрачен, криминализован, ценообразование на нем осуществляют посредники. Имеется огромная проблема с неучтенным наличным оборотом, что связано с коррупционной составляющей в лице местных чиновников (в прошлом году по индексу восприятия коррупции Казахстан находился на 150−м месте из 180 государств).


Цены на топливо в РК неэластичны в сторону снижения по отношению к мировым ценам на нефть.


Таблица 1.Динамика цен на ГСМ

Динамика цен на ГСМ в некоторых городах Казахстана, 2008 г., тенге за литр
Дата ГСМ Алматы Астана Атырау Павлодар
21 января Нефть марки Brent, долл. за баррель 88

АИ 92/93 87 87 87 86

АИ 95/96 97 97 96 96

ДТ 70 70 69 67
15 июля Нефть марки Brent, долл. за баррель 144

АИ 92/93 100 110 105 104

АИ 95/96 110 114 117 117

ДТ 100 99 99
10 сентября Нефть марки Brent, долл. за баррель 99

АИ 92/93 104 104 108 104

АИ 95/96 114 114 116 113

ДТ 100 106 105 106

Источник: данные открытых источников

После завершения сделки с приобретением контрольного пакета акций «Мангистаумунайгаза» в полной или частичной собственности НК «КазМунайГаз» окажутся все НПЗ страны. В компании заявляют, что работают над решением проблем топливного рынка. Но «КазМунайГаз» не в состоянии обеспечить полную загрузку казахстанских НПЗ своей собственной нефтью. Более того, он заинтересован не насыщать внутренний рынок, а еще активнее поставлять нефть для переработки за рубеж. В прошлом году «КазМунайГаз» приобрел 75% акций румынской компании The Rompetrol Group N.V., расширив свою розничную инфраструктуру на европейских рынках за счет 630 АЗС компании и получив доступ к двум румынским НПЗ – «Вега» и «Петрокемикал» с объемом переработки около 5 млн тонн в год.

Следовательно, практика работы НПЗ на давальческой основе будет продолжена, а контролировать ценообразование правительство не может. Пытаясь как-то обуздать цены, оно создает «рабочие группы», вырабатывает «комплексы мер», подписывает меморандумы с поставщиками, вводит запреты на экспорт нефтепродуктов. Предпринимателей вызывают на совещание в акиматы, где с них требуют снижения отпускных цен. Но цены на ГСМ приказам и уговорам не поддаются.

Для этого нужна умная антимонопольная политика: долгосрочная и основанная на стратегическом видении рынка с большим количеством независимых игроков. Нынешней исполнительной власти это не по силам. Она занята перераспределением: отбирает у одних, отдает другим. Вместо обеспечения входа на рынок новых, независимых игроков идет обратный процесс. В результате топливным рынком страны управляет все более ограниченный круг лиц, на которых нет управы. Ситуация же на рынке ГСМ все более усугубляется.


Цены на топливо в Казахстане

Замедление темпов прироста цен в горнодобывающей промышленности в минувшем году обусловлено изменением динамики мировых и внутренних цен на нефть. На внешних рынках в 2006г. она стала дороже на 12,4%, или на 19,8 процентных пункта меньше, чем в 2005г., и на 28,3 пункта, чем в 2004 году.

В соответствии с динамикой мировых цен на нефть росли цены ее экспортных поставок из республики. За одиннадцать месяцев 2006г. они увеличились на 9,3%, или на 1,8 процентных пункта больше, чем на внешних рынках. Их соотношение за это время практически не изменилось. В ноябре 2006г. цены на нефть, вывезенную из республики, были ниже мировых на 7%.

Прирост цен добычи нефти в Казахстане в прошедшем году лишь на 1,4 процентных пункта отстал от аналогичного изменения мировых цен на нее (в 2005г. - на 2,5 пункта, в 2004г. их движение было равноценным). За год цены казахстанских производителей на этот вид сырья стали выше на 11%, что внесло положительный "вклад" в динамику цен в промышленности в 4,4%. (в 2005г. – 11,6%). В конце 2006г. цены добычи нефти в республике были на 19% ниже их уровня на мировых рынках (в декабре 2005г. – на 21%).

Цены приобретения нефти перерабатывающими предприятиями в минувшем году выросли на 2,3 процентных пункта меньше, чем цены ее добычи, и в конце года были на 44% ниже их уровня (в декабре 2005г. – на 41%).

Цены российских производителей на нефть, в отличие от казахстанских, в январе-ноябре 2006г. были снижены на 10,6%. В конце этого периода нефть в Казахстане была в 2,2 раза дороже, чем в России (в декабре 2005г. – в 1,9 раза).

Движение цен на нефтепродукты у отечественных производителей, в отличие от сырой нефти, имело тенденцию к ускорению: в 2004г. увеличились на 2,8%, 2005г. - на 10,1%, 2006г. – на 18%. Дизельное топливо в минувшем году подорожало на 30,7%, бензин автомобильный – на 27,7%, мазут – на 27,3%, топливо печное – на 26,4%, пропан-бутан сжиженные – на 11,1%, газ отбензиненный – на 9,5%.

Динамика цен на эти товары находилась под воздействием не только их изменения на сырую нефть, но и спроса на топливо. Наибольшее повышение цен на дизельное топливо (на 22,5%) отмечено во втором квартале 2006г. в период сельскохозяйственных посевных работ, на топливо печное – в октябре (на 40,5%) в начале отопительного сезона. Росту цен на бензин в октябре истекшего года на 16,7% способствовало сокращение его производства в республике по сравнению сентябрем на 15%.

Цены на бензин в потребительском секторе в 2006г. стали выше на 21,5% (в 2005г. - на 3,2%), на дизельное топливо – на 11,5% (на 6,7%), мазут топочный – на 12,6% (на 10%). Основной их прирост, как и ранее, отмечен в третьем квартале из-за увеличения на них спроса в связи с уборкой урожая и подготовкой к отопительному сезону. Бензин в этот период подорожал на 22,6%, дизельное топливо – на 6,3%, мазут – на 6,1%. Дополнительным фактором их роста было увеличение цен на эти товары у российских производителей.

Повышение цен производителей нефтепродуктов в России в январе-ноябре 2006г. сложилось в меньших размерах, чем в Казахстане, под влиянием удешевления нефти в данном приграничном государстве. Бензин автомобильный у российских производителей за это время подорожал на 8,1 процентных пункта меньше, чем у казахстанских, мазут топочный – на 20,9 пункта, а дизельное топливо при этом дешевело на 4,3%. Вместе с тем в ноябре истекшего года цены на мазут топочный на российском рынке были в 2 раза выше, чем на казахстанском, на дизельное топливо – в 1,8 раза, бензин автомобильный – в 1,6 раза.

Более низкие темпы прироста цен на сырую нефть на внутреннем рынке по сравнению с продуктами ее переработки обусловили удорожание последних относительно нефти. Бензин автомобильный в республике в конце 2005г. был дешевле нефти на 40%, в декабре прошедшего года – на 30%, дизельное топливо – соответственно, на 49,1% и 39,2%. Цена мазута топочного в сырой нефти в конце 2006г. занимала 21% (в декабре 2005г. – 16,3%), угля энергетического – 1,5% (1,4%), природного газа – 4,3% (4,5%).

В последние годы в мире увеличился спрос на природный газ, вызванный высокой его теплотворной способностью и экологической "чистотой". В связи с этим на внешних рынках наблюдался устойчивый прирост цен на данный вид углеводородного сырья: в 2004г. – на 26,2%, 2005г. – на 53,5%, 2006г. – на 19,1%.

Движение цен добычи природного газа в республике в эти годы было иным. В 2004г. он подешевел на 2,3%, в 2005г. подорожал на 9,5%, в прошедшем – на 3,5%. В конце 2006г. цены его добычи в Казахстане занимали лишь 4,8% от их уровня на внешних рынках (в декабре 2005г. – 5,3%).

Увеличение цен добычи природного газа в России в январе-ноябре 2006г. на 9,8 процентных пункта превысило аналогичное их изменение в Казахстане, что сократило разрыв между ними. В конце 2005г. этот вид топлива в республике был на треть дороже, чем в России, а в ноябре прошедшего года – на 12,8%.

Динамика мировых цен на уголь энергетический в последние годы отличалась от их изменения на природный газ. В 2004г. они стали выше в 1,5 раза, в 2005г. – ниже на 27%, в 2006г. вновь возросли на 26%. На рыночную конъюнктуру угля в минувшем году повлияло увеличение мирового потребления энергоресурсов в связи с развитием мировой экономики и изменением цен на альтернативные источники энергии, в первую очередь на нефть.

Цены экспортных поставок угля энергетического в январе-ноябре 2006г. увеличились на 32,3%, что на 15,5 процентных пункта больше, чем на внешних рынках. Однако в конце этого периода контрактные цены на этот вид топлива были в 3,4 раза ниже мировых, но в 2,5 раза выше их уровня у отечественных производителей.

Таблица 2. Изменение цен предприятий-производителей промышленной продукции в 2000-2006гг. (на конец периода, в процентах к декабрю предыдущего года, прирост +, снижение-)


2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Промышленность – всего

19,4

-14,1

11,9

5,9

23,8

20,3

14,6

ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 45,3 -23,9 20,0 2,7 38,3 26,6 9,2
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 50,0 -25,9 20,7 1,0 38,6 27,8 9,4
Добыча угля, лигнита и торфа -5,8 35,2 -0,8 -2,0 2,5 6,9 3,9
Добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях 57,1 -28,3 21,6 1,1 40,7 28,5 9,5
Добыча сырой нефти и попутного газа 56,8 -29,0 21,8 1,3 43,0 30,3 9,6
Добыча природного горючего газа 63,5 16,5 11,1 5,3 -2,3 9,5 3,5
Горнодобывающая промышленность, кроме добычи топливно-энергетических полезных ископаемых 16,2 -0,8 11,7 18,6 36,1 14,9 7,5
Добыча металлических руд 18,2 -2,5 13,5 22,8 45,1 14,3 3,2
Прочие отрасли горнодобывающей промышленности 8,4 5,8 4,8 2,3 1,0 17,4 22,9

Заключение


В движении цен добычи угля в Казахстане в 2004-2006гг. наблюдалась устойчивая тенденция к росту, вызванная увеличением объема его потребления в республике (по 10% по сравнению с предыдущим годом) в связи с переходом отдельных тепловых электростанций на использование угля в качестве топлива взамен подорожавшего мазута топочного. В прошедшем году цены добычи угля в республике стали выше на 3,9% (2005г. – на 6,9%, 2004г. – на 1,8%). В конце минувшего года цены производителей на этот вид твердого топлива были в 9 раз ниже мировых (в декабре 2005г. – в 8,8 раза).

Удорожание энергоресурсов в республике обусловило увеличение цен на электрическую энергию, произведенную электростанциями в прошедшем году на 12,9% (в 2005г. - на 7,2%, 2004г. – на 5,4%). Прирост тарифов на этот вид продукции как мультипликатор цен обусловил аналогичное их изменение в энергоемких отраслях промышленности. Услуги по транспортировке электроэнергии по электрическим сетям подорожали на 13,2%, по снабжению потребителей горячей водой – на 4,7%, холодной – на 10,6%.

Цены и тарифы предприятий-производителей на энергоресурсы в целом в 2006г. стали выше на 10% (в 2005г. – на 25,7%, 2004г. – на 33,1%), что повлекло за собой увеличение общего уровня цен в промышленности на 5,6% (на 13,3% и 15,3%).


Список литературы


www.minfin.kz

www.stat.kz

Похожие работы:

  1. • Оценка эффективности работы ТЭС
  2. • Казахстан
  3. • Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)
  4. • Экономическое развитие Казахстана
  5. • Казахстан
  6. • Развитие экономики Республики Казахстан
  7. • Насильственное переселение народов на территории ...
  8. • Поляки в этнической структуре Казахстана. Прошлое ...
  9. • Современные дизельные, судовые и тяжелые моторные топлива
  10. • Финансовая система Казахстана
  11. • Последствия вступления Казахстана во Всемирную ...
  12. •  ... нефтегазовой отрасли Республики Казахстан
  13. •  ... развитие Республики Казахстан: состояние, анализ ...
  14. • Характиристика налогообложения Казахстана
  15. • История Казахстана
  16. • Минерально-сырьевая база Республики Казахстан
  17. • Учет топлива в СПК колхоз "Дружба"
  18. •  ... транспортная система Республики Казахстан
  19. •  ... и специфика перевода автомобилей на газовое топливо
Рефетека ру refoteka@gmail.com