Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Управленческий анализ хозяйственной деятельности предприятия

Содержание.


Введение (история развития).........................................................3

Экономические предпосылки появления управленческого учета как самостоятельного направления бухучета в РФ.................................................................................................7

Экономическая сущность управленческого учета на предприятии.................................................................................9

Взаимосвязь и различия управленческого и финансового учета...........................................................................................11

Связь управленческого, финансового и налогового учета....14

Требования, предъявляемые к информации управленческого учета...........................................................................................16

Функции бухгалтера-аналитика, осуществляющего управленческий учет на предприятии................. ...................17

Основные нормативные документы используемые предприятием............................................................................19

Заключение....................................................................................25

Список литературы........................................................................26


Введение (история развития).


Хозяйственный учет зародился и развивался с по­явлением хозяйственных связей в человеческом об­ществе, история учета насчитывает свыше 6000 лет.

Примитивный учет основных хозяйственных операций сопровождал уже зачаточные формы об­щественного производства в первобытных общи­нах. У древних римлян для ведения книги счетов имелись особые лица, римляне называли их ratiocinator (ratio - счет).

Развитие производительных сил, общественно­го разделения труда стимулировало совершенство­вание хозяйственного учета, он постепенно стано­вится неотъемлемой частью экономических отно­шений товарного производства.

Принято считать, что как наука учет сформи­ровался в конце XV в. В трудах Бенедетто Котрульи - купца из Дубровника и Луки Пачоли - фран­цисканского монаха, известного ученого-матема­тика - были впервые рассмотрены основные прин­ципы бухгалтерии. В 1494 г. появилась книга Луки Пачоли "Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях". Одна из глав этой кни­ги называлась "Трактат о счетах и записях" и была посвящена "золотому правилу" бухгалтерского учета - принципу двойной записи.

В России слово "бухгалтер" появилось в нача­ле XVII в. в период реформ Петра I. "... Первым русским бухгалтером был иностранный купец Тиммерман, который представил образцы ведения сче­товодства по примеру заграничных купцов, и приказом Коммерц-Коллегии от 11 сентября 1732 года был назначен главным бухгалтером С.-Петербург­ской таможни" [3].

В соответствии с западной классификацией бухгалтерский учет в своем развитии прошел пять этапов [6]:

торговый (до 1880 г.);

предпринимательский (1800 - 1900 гг.);

организационный (1900 - 1950 гг.);

оптимизационный (1950 - 1975 гг.);

стратегический (с 1975 г. по настоящее время).

К середине XX в. бухгалтерский учет переста­ет быть только формой счетоводства, хранителем документации. С появлением вычислительной тех­ники, персональных компьютеров возможности бухгалтерской службы расширяются, она не толь­ко занимается собственно учетом, но и участвует в планировании деятельности фирмы, принятии управленческих решений и контроле за их выпол­нением.

40-е годы нынешнего столетия можно отнести к периоду становления и развития нового вида уче­та - управленческого. Это было связано с увеличе­нием масштаба производственных затрат, обостря­ющейся конкуренцией в рамках мирового хозяй­ства, растущей инфляцией, появлением новых ме­тодов планирования и анализа производственной деятельности, основанных на построении эконо­мико-математических моделей.

В настоящее время в странах с развитой рыноч­ной экономикой существует разделение учета на финансовый и управленческий.

В жизни нас окружают различные организации и службы. Крупные производители, магазины, сфера обслуживания, сельскохозяйственные предприятия, общественные и государственные организации обеспечивают нас различными товарами и услугами. Все эти организации имеют две особенности:

1. У каждой организации есть свой определен­ный набор целей. Например, целями торгового предприятия могут быть получение прибыли и вы­сокое качество обслуживания покупателей. Цель районного медицинского учреждения - оказание медицинских услуг жителям района с минималь­ными затратами.

2. Для реализации намеченных целей руковод­ство служб и организаций нуждается в информа­ции. Эта информация включает производственные, финансовые, юридические вопросы, а также воп­росы, связанные с маркетингом, проблемами ох­раны окружающей среды. Словом, чем больше предприятие, тем больше информации требуется специалистам.

Цели организаций весьма разнообразны. Чаще всего они связаны с увеличением прибыли, ростом объемов производства, минимизацией из­держек обращения, обретением финансовой само­стоятельности, достижением лидирующего поло­жения в производстве продукта или оказании услуг, реструктуризацией и диверсификацией дея­тельности, повышением качества выпускаемой продукции.

Какими бы ни были цели предприятий, задача персонала состоит в том, чтобы они были достиг­нуты. Добиваясь этого, руководители подразделе­ний выполняют следующие основные функции:

принятие решений, планирование, оперативное уп­равление, контроль за выполнением намеченных мероприятий.

Для всех перечисленных функций управления нужна информация. Она поступает из разных ис­точников, включая экономистов, финансовых ана­литиков, персонал службы маркетинга, бухгал­теров и специалистов по управленческому учету.

Следовательно, с одной стороны, управлен­ческий учет - это часть информационной систе­мы предприятия, с другой - деятельность, целями которой являются обеспечение информаци­ей руководства для принятия решений и плани­рования деятельности, помощь в оперативном управлении я контроле, стимулирование работ­ников предприятия в выполнении намеченной программы, оценка деятельности подразделений, аппарата управления и отдельных сотрудников внутри организации.


1. Экономические предпосылки появления управленческого учета как самостоятельного направления бухучета в РФ


В условиях рыночных отношений значительно усложняется процесс управления предприятием, которому предоставлена полная хозяйственная и финансовая самостоятельность.

Основные функции управления - контроль и регулирование. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все в большей мере зависит от уровня информационного обеспечения управленцев всех уровней.

Но мере самостоятельного выбора организационной формы предприятия, вида деятельности, рынков сбыта, свободного ценообразования усложняются и задачи, стоящие перед системой бухгалтерского учета.

Финансовый учет как основная часть информационной системы предприятия не обеспечивает управленцев всех уровней оперативной информацией и не предоставляет информацию для планирования и координации будущего развития предприятия в условиях рынка. В этих условиях неизбежным становится появление управленческого учета как самостоятельного направления бухгалтерской деятельности.

Весь бухгалтерский учет начинает делиться на финансовый и управленческий. Задачей управленческого учета является составление отчетов для целей периодического планирования и контроля, для принятия решений в нестандартных экономи­ческих ситуациях. Эти отчеты составляются для внутренних пользователей бухгалтерской информации и должны содержать информацию не только об общем финансовом положении пред­приятия, но и о состоянии дел непосредственно в области про­изводства.

Менеджеры (управляющие) нуждаются в информации, ко­торая поможет им в принятии решений, контроле и регули­ровании управленческой деятельности. Это: продажные цели, затраты на производство, спрос, рентабельность продукции, производимой на их предприятии, конкурентоспособность и т. д. Для менеджера важна любая информация, независимо от того, является она объектом учета или нет. Такую инфор­мацию и призван предоставить управленческий учет.

В отечественной практике данное понятие пока не ис­пользуется. Но было бы ошибочным утверждать, что уп­равленческий учет - нечто новое для наших предприятий. Многие элементы его входят в наш бухгалтерский учет (учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции), оперативный учет (оперативная отчетность), экономический анализ (анализ себестоимости продукции, оценка выполнения заданий, обоснование принимаемых ре­шений и т. д.).

Однако эта информация разбросана между различными службами, формируется с опозданием, например, анализ эко­номической деятельности проводится, когда основные финан­совые показатели уже сформированы и повлиять на них не­льзя. Эффективность работы отдельных подразделений пред­приятия практически не анализируется.

В условиях централизованной системы управления прово­дились мероприятия по внедрению внутреннего хозяйственно­го расчета, который, в сущности, является прообразом управ­ления по центрам ответственности. Методы управленческого учета, применяемые в условиях административных мер уп­равления, не давали должного результата. Это объясняется от­сутствием собственника, заинтересованного в снижении затрат на производство и повышении его эффективности. Только в условиях рыночных отношений возможна независимая интеграция учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контро­ля и анализа с целью подготовки информации для оператив­ных управленческих решений и прогнозирования будущего раз­вития предприятия.


2. Экономическая сущность управленческого учета на предприятии


Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа информации о затратах и результатах хозяйственной деятельности, необходимой управленческому персоналу для управления деятельностью орга­низации.

Управленческий учет — это связующее звено между учет­ным процессом и управлением предприятием.

Предметом управленческого учета выступает производствен­ная деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений (центров ответственности).

Объектами управленческого учета являются затраты и ре­зультаты хозяйственной деятельности предприятия и его цен­тров ответственности, внутреннее ценообразование и внутрен­няя отчетность.

В управленческом учете используются самые разнообраз­ные методы:

элементы метода финансового учета (документация, ин­вентаризация, двойная запись, группировка и обобще­ние, отчетность);

индексный метод;

приемы экономического анализа;

математические методы.

Следовательно, метод управленческого учета представляет собой системный оперативный анализ информации.

Развитие управленческого учета произошло на базе производственного, калькуляционного учета. Поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство и кальку­лирование.

Современный производственный учет призван наблюдать за затратами производства, анализировать причины перерас­хода по сравнению с предыдущими периодами, прогнозами, стандартами и выявлять возможные резервы снижения за­трат. Производственный учет включает в себя учет издержек по видам, по местам их возникновения, по носителям.

Следовательно, важнейшими целями управленческого учета являются:

оказание информационной помощи управляющим в при­нятии оперативных управленческих решений;

контроль, планирование и прогнозирование экономичес­кой эффективности деятельности предприятия;

обеспечение базы для ценообразования;

выбор наиболее эффективных путей развития предпри­ятия.


3. Взаимосвязь и различия управленческого и финансового учета


Финансовый и управленческий учет представляют собой взаимозависимые части единого бухгалтерского учета. Взаи­мосвязь обоих видов учета заключается в следующем;

информация двух видов учета используется для приня­тия решений;

однократное ведение первичной информации не только для управленческого учета, но и для составления фи­нансовой отчетности;

общепринятые принципы финансового учета применя­ются и в управленческом учете;

единые объекты учета;

единый подход к выбору целей и задач учета;

использование общих методов в каждом из видов учета (документация, инвентаризация, оценка и калькуляция, группировка объектов учета, отчетность подразделений, внутренняя и внешняя отчетность предприятия).

Сравнивая управленческий и финансовый учет, можно от­метать в них и различия по следующим отличительным при­знакам:

1. Степень регламентации. Ведение финансового учета явля­ется обязательным для каждого предприятия. Причем правила ведения финансового учета регламентируются государством.

Ведение же управленческого учета — внутреннее дело пред­приятия. Никто не вправе указывать, в какой форме он должен быть организован.

2. Точность информации. Для принятия управленческих решений зачастую используются приблизительные данные. Финансовому же учету присуща точность информации, в которой отражаются совершенные операции.

3. Масштабы информации. Финансовые отчеты обобщают информацию о деятельности всего предприятия. Управлен­ческий учет несет в себе информацию об отдельных видах продукции, работ, услуг, результатах деятельности отдельных подразделений.

4. Цель учета. Финансовый учет ведется с целью составления финансовой отчетности для внешних пользователей информации. Управленческий же учет призван обеспечить сбор и обработку информации для планирования, управления и контроля.

5. Пользователи информации. Потребителями финансово­го учета являются юридические и физические лица, имеющие определенные отношения с организацией: кредиторы, налоговые органы, акционеры, внебюджетные фонды и т. д.

Данные управленческого учета используются управленчес­кие персоналом разных уровней для определения себестои­мости продукции, ее анализа, составления текущих отчетов центров ответственности, долгосрочного планирования дея­тельности предприятия.

6. Принципы учета. Финансовый учет ведется в общепри­нятом порядке на основе норм и стандартов бухгалтерского учета. Это позволяет внешним пользователям информации сравнивать и сопоставлять данные учета. Принцип управлен­ческого учета заключается в выборе тех правил и приемов, которые дают полезную информацию при принятии решений.

7. Структура учета. В финансовом учете имеется базис­ное равенство: активы = обязательства + собственный капи­тал. В управленческом учете нет аналогичного равенства. Его структура оперирует тремя видами объектов: доходы, издер­жки, активы. Любая система управленческого учета опериру­ет этими понятиями.

8. По времени соотношения. В финансовых отчетах отражает­ся информация о свершившихся хозяйственных операциях за отчетный период, которая используется в управленческом учете при планировании и прогнозе. Управленческий же учет охваты­вает информацию о свершившихся фактах и обращенную к буду­щему. Финансовый учет призван показать, “как это было”, а управленческий — “как должно быть”. Следовательно, управ­ленческий учет содержит больше приблизительных оценок.

9. Формы выражения информации. В финансовом учете хозяйственные операции измеряются в денежных единицах. Остатки по всем счетам в главной книге за отчетный период используются для составления финансовой отчетности.

В управленческом учете большой объем информации пред­ставлен в натуральном выражении (нормо-час, трудовой час, час работы машины, центнеры, гектары и т. д.).

10. Частота подачи информации. Отчеты по итогам фи­нансового учета готовятся регулярно: ежемесячно, ежеквар­тально, ежегодно. В управленческом же учете отчеты гото­вятся как на регулярной основе, так и по запросам руководи­телей разных уровней в нужное для них время.

11. Сроки представления информации. Сроки представле­ния финансовых отчетов регламентируются, а для управлен­ческих отчетов устанавливаются администрацией предприятия.

12. Методы ведения учета. Основными элементами ме­тода финансового учета являются счета и двойная запись, документация, инвентаризация. В управленческом учете эти элементы используются, но не всегда.

13. Степень открытости информации. Финансовая отчетность - открытая, публичная и не представляет коммерчес­кой тайны. Информация управленческого учета обычно яв­ляется коммерческой тайной предприятия, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер.

14. Степень ответственности. За нарушение правил ведения финансового учета и искажения его данных предусматриваются штрафные санкции со стороны налоговых органов. Данте управленческого учета зачастую бывают приблизи­тельными. За решения, которые администрацией были признаны неправильными, несет дисциплинарную ответственность (замечание, выговор и т. д.) менеджер.


4. Связь управленческого, финансового и налогового учета


Управленческий учет включает в себя производственный учет и часть финансового учета, необходимую для внутренне­го управления (составление отчетов о затратах на производст­во продукции для внешних пользователей). Например, в со­став годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сельско­хозяйственных организаций наряду с типовыми формами отчетности включаются специализированные, которые утвер­ждается Минсельхозпродом РФ. Среди специализированных имеются формы, которые заполняются по данным управлен­ческого учета:

реализация продукции сельскохозяйственным предприятием (организацией) (форма № 7-АПК);

затраты на основное производство (форма № 8-АПК);

производство и себестоимость продукции растениеводства (форма № 9-АПК);

производство и себестоимость продукции животноводства (форма № 13-АПК).

Информация, содержащаяся в таких отчетах, использует­ся менеджерами для производственных решений.

Наряду с ведением финансового учета для получения до­стоверной информации российскому бухгалтеру приходится вести учет для целей налогообложения.

Действующим Положением о составе затрат предусматри­вается порядок корректировки производственных затрат пред­приятия (расходы на оплату процентов по займам и креди­там, на рекламу, представительские, командировочные рас­ходы и др.) с учетом утвержденных лимитов, норм и норма­тивов для целей налогообложения. Следовательно, в управ­ленческом учете такие расходы необходимо разграничить по нормативу и сверх норматива. При налогообложении прибы­ли расчетная база увеличивается на сумму расходов, которые не могут быть включены в себестоимость продукции, работ, услуг (сверхнормативные расходы). С точки зрения россий­ского налогового законодательства, учет целесообразнее раз­делить на управленческий, финансовый, налоговый. Взаимос­вязь между такими видами учета более наглядно можно про­следить на рисунке 1.

Рис. 1 Взаимосвязь между видами учета

Управленческий анализ хозяйственной деятельности предприятия


Управленческий анализ хозяйственной деятельности предприятия А Б В

Г


5. Требования, предъявляемые к информации управленческого учета


Для принятия оперативных управленческих решений мо­жет использоваться приблизительная информация, которая оказывается достаточной. Информация управленческого уче­та должна удовлетворять следующим требованиям:

адресности. Внутрипроизводственная информация до­лжна предоставляться конкретным управляющим;

оперативности. Информацию следует предоставлять в сжатые сроки, сразу же после запроса менеджеров, что­бы своевременно принять правильное решение. В про­тивном случае она окажется малоэффективной для це­лей управления;

достаточности. Информацию предоставляют в объ­еме, необходимом для принятия управленческого ре­шения;

аналитичности. В составе управленческого учета ин­формация собирается, группируется, изучается в це­лях наиболее четкого и достоверного отражения резуль­татов деятельности структурных подразделений и оп­ределения доли участия в получении прибыли пред­приятия;

гибкости и инициативности. Информация должна обес­печивать все информационные интересы в условиях из­менения хозяйственных ситуаций. При этом ее следует учитывать предложения центров ответственности по ис­пользованию;

полезности. Информация должна привлекать внимание менеджеров к сферам потенциального риска и содержать объективную оценку работы управляющих;

достаточной экономичности. Ведение управленческо­го учета считается целесообразным, если ценность его данных для управления выше стоимости их получения.


6. Функции бухгалтера-аналитика, осуществляющего управленческий учет на предприятии


Бухгалтеры, осуществляющие управленческий учет на предприятии, называ­ются бухгалтерами-аналитиками (бухгалтерами-менеджерами). Управление складывается из планирования, контроля и стимулирования.

На стадии планирования бухгалтер-аналитик участвует в раз­работке планов (бюджетов) производственных подразделений, которые в дальнейшем сводятся в общий план, представляемый на утверждение руководству. Информация, содержащаяся в бюд­жете, должна быть предельно точной и содержать данные о дохо­дах, расходах. Планы разрабатываются бухгалтером-аналитиком совместно с руководителями центров ответственности. Разработ­ка планов осуществляется снизу вверх. Бухгалтер-аналитик вы­являет наиболее рентабельные виды продукции, рекомендует по­тенциальные рынки сбыта, оптимальные цены, участвует в об­суждении производственной программы предприятия. Современ­ный бухгалтер-аналитик должен владеть методами оперативного бухгалтерского учета, финансового анализа и планирования.

На стадии контроля в каждом центре ответственности бух­галтером-аналитиком проводится сравнительный анализ за­планированных и достигнутых результатов.

При этом выявляются расхождения, определяются их причи­ны. Таким образом, отчеты, подготовленные бухгалтерами-анали­тиками в конце отчетного периода, позволяют оценить деятель­ность руководителей центров ответственности, а также определить, на каких участках не удалось достичь плановых показателей.

Эти планы и отчеты об их исполнении стимулируют дея­тельность всего персонала предприятия. Планы содержат по­казатели, которые должны быть достигнуты. Знакомясь с ними, менеджеры знакомятся с задачами, стоящими перед ними. Бухгалтер-аналитик, с одной стороны, несет ответственность перед руководством за достоверность составленных отчетов, а с другой, оказывает помощь управляющим центрами ответ­ственности в планировании и подведении итогов работы.


7. Основные нормативные документы используемые на предприятии


В нашей стране, пока не исполь­зуется понятие “управленческий учет”. Однако в связи с принятием в 1993г. государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета разработан целый ряд нормативных документов, которые со­здают необходимые предпосылки для внедрения управленчес­кого учета в практику российских предприятий.

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четы­рех уровней.

Первую группу документов составляют законы, указы Президента, постановления Правительства. Это:

Гражданский кодекс (I и II части),

ФЗ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ “О бухгал­терском учете”,

ФЗ от 08.02.1998 г. №14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” и др.

Вторую группу системы нормативного регулирования со­ставляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, которые устанавливают базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным разделам учета. К настоящему времени утверждены и действуют десять ПБУ:

ПБУ 1/98 “Учетная политика организаций”;

ПБУ 2/94 “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство”;

ПБУ 3/95 “Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте”;

ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации”;

ПБУ 5/98 “Учет материально-производственных запасов”;

ПБУ 6/97 “Учет основных средств”;

ПБУ 7/98 “События после отчетной даты”;

ПБУ 8/98 “Условные факты хозяйственной деятельности”;

ПБУ 9/99 “Доходы организации”;

ПБУ 10/99 “Расходы организации”.

Правила ведения бухгалтерского учета реализуются пред­приятием при разработке им учетной политики.

Третий уровень представлен методическими указаниями, инструк­циями, рекомендациями и т. д. Основными из них являются:

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятий и инструкция по его примене­нию (со всеми дополнениями и изменениями). Утверждены приказом МФ СССР от 01.11.91 г. №56;

Положение о составе затрат по производству и реализа­ции продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финан­совых результатов, учитываемых при налогообложении при­были (с изменениями и дополнениями). Утверждено Поста­новлением Правительства РФ от 05.08.92 г. №552;

Приказ МФ РФ от 21.11.97 г. №81н “О формировании годовой бухгалтерской отчетности организации”;

Методические указания по бухгалтерскому учету основ­ных средств. Утверждены приказом Минфина РФ от 20.07.1998 г. №33н;

Отраслевые инструкции по учету затрат и исчислению себестоимости продукции, и др.

Четвертый уровень представлен документами, которые раз­рабатываются организациями при формировании учетной по­литики.

К таким документам организации относятся:

рабочий план счетов бухгалтерского учета;

порядок проведения инвентаризации активов и обяза­тельств организации;

правила документооборота и технология обработки учет­ной информации;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по ко­торым не предусмотрены типовые формы первичных учет­ных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

методы оценки активов и обязательств;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгал­терского учета.

В Законе РФ “О бухгалтерском учете” сформулированы основные задачи бухгалтерского учета:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для кон­троле за соблюдением законодательства РФ при осуществле­нии организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ре­сурсов в соответствии с утвержденными нормами, норматива­ми и сметами;

предупреждение отрицательных последствий хозяйствен­ной деятельности организации и выявление внутрихозяйствен­ных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Отсюда следует официальное закрепление функций бухгалтерского учета по обслуживанию информационных потреб­ности внутренних пользователей.

Этим же законом предусмотрена самостоятельная разработок учетной политики организации и утверждение рабоче­го плана счетов, форм нетиповых первичных документов, порядка контроля за хозяйственными операциями.

Так как в России в настоящее время существует единая интегрированная система учета, на наш взгляд, учетная политика неизбежно затрагивает и те элементы современной системы учета, которые на Западе входят в систему управ­ленческого (внутреннего) учета.

В Законе РФ “О бухгалтерском учете” впервые провозгла­шена конфиденциальность бухгалтерской информации: “содер­жание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгал­терской отчетности является коммерческой тайной” (ст.10, п.4), Речь идет о регистрах аналитического учета и об информации управленческого учета.

В кратком вступлении к разделу 3 инструкции по примене­нию Плана счетов отмечено: “Группировка затрат по местам возникновения и другим признакам, а также калькуляционный учет могут осуществляться в отдельной системе счетов, состав и методика использования которой устанавливаются предпри­ятием исходя из особенности производственной деятельнос­ти, структуры, организации управления”. Новая учетная ме­тодология предоставляет возможность организации управлен­ческого учета автономно, т. е. в системе счетов, изолирован­ной от счетов финансового учета.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвер­жденному приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н (п. 59, п. 64), годовая продукция и незавершенное производ­ство может отражаться в балансе: а) по фактической или нор­мативной (плановой) производственной себестоимости; б) по прямым статьям затрат.

Использование плановой или нормативной себестоимости (с использованием счета 37 “Выпуск продукции (работ, услуг)”) для оценки готовой продукции является одним из элементов системы “Стандарт-кост”, широко применяемой в западном управленческом учете.

Оценка продукции по прямым статьям затрат как раз и предполагает применение на практике основной идеи “директ-костинга” — разделение общих затрат по признаку их взаи­мосвязи с производством (на производственные и периоди­ческие) и калькулирование на этой основе неполной, ограни­ченной себестоимости по носителям затрат. Прямые произ­водственные затраты собираются по дебету счетов 20, 23, кос­венные производственные затраты — по дебету счета 25 с кре­дита счетов учета производственных и финансовых ресурсов. В конце отчетного периода в расчет себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) помимо прямых производствен­ных затрат включаются и косвенные производственные за­траты (дебет счетов 20, 23 кредит счета 25). Периодические же затраты, собираемые на счете 26, не включаются в себе­стоимость объектов калькулирования, а списываются в кон­це отчетного пери ода на уменьшение выручки от реализации продукции (дебет счета 46 кредит счета 26).

Таким образом, российское законодательство предоставля­ет возможность реального развития управленческого учета в совершенных условиях. Отдельные положения нормативных актов Минфина России являются своеобразным фундаментом для адаптации западного управленческого учета к российской теории и практике. Эффективность управления современным предприятием зависит от разумного сочетания старого и но­вого, отечественного и западного опыта.


Заключение.


Все организации и службы имеют определенные цели своей деятельности. Для достижения этих целей руководители должны обладать необходимой информацией, которую предоставляют им специалисты по управленческому учету. Этот вид учета появился сравнительно недавно, он является частью информационной системы предприятия, имеет общие черты с традиционным финансовым учетом, однако в отличие от последнего не является обязательным. Для него не важны общепринятые учетные принципы, он используется относительно небольшой группой сотрудников и не предназначен для внешних пользователей.


Список литературы


Аксененко А.Ф., Бобижонов М.С., Пиримбаев Ж.Ж. Управленческий учет на промышленных предприятиях в условиях формирования рыночных отношений. - М. 1994.

Антони Р. Основы бухгалтерского учета. - М.: СП "Триада НТТ".

Галаган A.M. Счетоводс-во в его историчес­ком развитии. - М. -Л., 1927.

Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система "директ-костинг". Теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 1993.

Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. - М,: Аудит, ЮНИТИ, 1994.

Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет: международный опыт. - М.: Финансы и статисти­ка, 1994.

Хорнгрен Ч.Т, Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. —М.: Финансы и ста­тистика, 1995.

Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и приме­ры. - М.: Финансы и статистика, 1993.

Ветров А. Ал. Операционный аудит - ана­лиз. - М.: Перспектива, 1996.

Николаева С.А. Учет: какой и для каких целей // Экономика и жизнь. -1996. - № 42,43,44, 46,47.

Hilton, Ronald W. Managerial accounting. McGraw-Hill Inc., 1994, USA.

Garrison, RayH. Managerial accounting. Irwin Inc., 1994, USA.

Кондратова И.Г. Основы управленческого учета. – М.: Финансы и статистика, 1999.

Лисович Г.М., Ткаченко И.Ю. Бухгалтерский управленческий учет в сельском хозяйстве и на перерабатывающих предприятиях АПК. – Ростов н./Д: “МАРТ”, 2000.

Марков Г.Н., Бенин А.А. Справочник по управленческому учету. – СПб., Альфа, 2001.

Управленческий учет: Учебное пособие/ Под ред. А.А. Шеремета, 2-е изд., исправ. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2001.

Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001.

Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ./ Под ред. Я.В. Соколова. – М.: Финансы и статистика, 2001.

Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет: 2-е изд., испр. и доп. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Похожие работы:

  1. • Информационные системы в экономике
  2. • ЗАО "Тираспольский мясокомбинат"
  3. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  4. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  5. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  6. • Анализ хозяйственной деятельности на примере ...
  7. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  8. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО ...
  9. • Анализ хозяйственной деятельности предприятия
  10. • Формирование системы управленческого анализа на предприятиях ...
  11. • Оценка эффективности финансово-хозяйственной ...
  12. • Анализ финансовой деятельности предприятия
  13. • Методика комплексного анализа хозяйственной ...
  14. • Анализ финансовых результатов торговой организации
  15. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ...
  16. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  17. • Роль комплексного анализа в управлении
  18. • Анализ хозяйственной деятельности
  19. • Экономическое обоснование производства ОАО "ГАЗ"
Рефетека ру refoteka@gmail.com