Рефетека.ру / Экономика

Реферат: Сущность и виды лизинга

1.Сущность лизинга и его основные формы


1.1. Сущность лизинга

1.1.1.Определение лизинга

Лизинг является взаимным соглашением, в результате которого лизингодатель передает получателю лизинга права пользования предметом, в обмен на платежи, оговоренные соглашением. То есть, лизингодатель сдает в аренду (одалживает) получателю лизинга деньги в форме товара, позволяет ему пользоваться им, и заключает договор с получателем лизинга об оплате стоимости товара в течение более длительного времени, соответственно начисляя проценты за предоставленную услугу.

Многие предприятия в настоящий момент не имееют возможности осуществить модернизацию, так как это требует вложения значительных денежных средств. Много хороших проектов не реализовано только потому, что в распоряжении не имеется ликвидного залога для получения займа. В таких и многих других случаях, лизинг или аренда является альтернативным источником финансирования.

Для заключения сделки лизинга нет необходимости иметь сразу большую сумму денег. Главным условием является финансовая стабильность клиента в будущем. С каждым годом услуги, предлагаемые клиентам лизинговыми компаниями становятся все разнообразнее.

Таким образом, лизинг – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем;

лизинговая сделка - совокупность договоров, необходимых для реализации лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.

Субъектами лизинга являются:

лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

продавец (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи.

Лизинг используется в качестве эффективной альтернативы приобретения имущества в собственность и на основе приобретённого права на его использование даёт возможность получать прибыль.

Лизинг относится к наиболее распространённому виду деятельности, масштабы его ежегодно возрастают. Это объясняется, прежде всего, тем, что в условиях быстрого развития новых видов технологий, смены её поколений использование потенциальных возможностей лизинговых сделок позволяет оперативно обновлять техническую базу производства, систематически осуществлять инвестиции.


1.1.2. Функции лизинга


Из многочисленных функций лизинга основными являются четыре:

финансовая, производственная, снабженческая и налоговая.

Финансовая функция выражается в освобождении товаропро­изводителя от единовременной оплаты полной стоимости необхо­димых средств производства и предоставлении ему долгосрочного кредита.

Производственная функция лизинга заключается в оператив­ном решении производственных задач путем временного исполь­зования, а не покупки дорогостоящих и морально стареющих машин. Это эффективный способ материально-технического снаб­жения производства и доступа к новейшей технике, НТП. При пол­ном лизинге передача имущества может сопровождаться широ­ким сервисом: техобслуживание, страхование, обеспечение сырьем, рабочей силой и т.д.

Функция сбыта — это расширение круга потребителей и за­воевание новых рынков сбыта. Вовлечение в сферу лизинга тех, кто не может сразу купить то или другое имущество.

Функция получения налоговых и амортизационных льгот имеет следующие особенности:

а) взятое по лизингу имущество может не отражаться на балансе пользователя, поскольку право собственности сохраняется за лизингодателем;

б) лизинговые платежи относятся на себестоимость производимой продукции (услуг), что соответственно снижает налогооблагаемую прибыль;

в) применение ускоренной амортизации, исчисляемой не на базе срока службы объекта лизинга, а исходя из срока контракта, снижает облагаемую прибыль и ускоряет обновление имущества.


1.2.История развития лизинга


Идея лизинга не нова. Первые сделки похожие на лизинг в мире зарегистрированы около 4000 лет назад, но они имели мало общего со сделками лизинга в современном понимании. По мнению историков и экономистов лизинговые сделки заключались еще задолго до новой эры в древнем государстве Шумер. Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате “Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности”, написанном около 350 г. до н.э. Сущность того, что сегодня называется лизингом, Аристотелем сводится к виду деятельности когда для получения дохода совсем не обязательно иметь имущество в собственности, достаточно иметь право его использовать и извлекать прибыль. Принципиальные положения, высказанные Аристотелем, находят чёткое отражение в схеме лизинговой деятельности. Действительно, если предприниматель по финансовым или другим экономическим соображениям не может стать собственником имущества, то он может получить его для использования у лизингодателя (собственника), а в результате эксплуатации имущества получить соответствующий доход. Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга - они нашли своё отражение в Иституциях Юстиана.

Позже, в Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания “чугунные ценности” возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.

Введение в экономический лексикон термина “лизинг” (от англ. 1еasе - сдавать внаем) связывают с операциями телефонной компании “Белл”, руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Конструкция лизинга (как и сам термин) пришла в Европу, а затем распространилась по всему миру из США. Поскольку этот термин иностранного происхождения, при его использовании возникает немало трудностей.

Термин лизинг произошёл от английского глагола «to lease», что означает «нанимать», «брать в аренду». В английском юридическом языке словом «leasing» обозначается и традиционная сдача имущества в аренду, и собственно лизинг как разновидность аренды. Именно последнее значение получило более широкое распространение в мире.

В отдельных национальных законодательных актах были сделаны попытки присвоить отношениям лизинга оригинальное название. Так в Королевском постановлении Бельгии вводится понятие «договор найма-финансирования» и «сдача в аренду».

В начале  в. в Англии с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности. Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для перевозки угля, однако, вскоре стала очевидна невыгодность и невозможность таких приобретений. Выработка угля увеличивалась, открывались новые шахты, требовалось всё больше вагонов. Небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией и выгодно вложить капитал. Они покупали железнодорожные вагоны для угля и сдавали их в лизинг. Стали появляться компании, единственной целью которых был лизинг железнодорожных вагонов. При составлении договора они включали в него право на покупку, предоставляющиеся пользователю по окончании срока лизинга. Такие сделки получили название договоров аренды-продажи.

Первое известное употребление термина “лизинг” относится к 1877 году, когда телефонная компания “Белл” приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильное воздействие не только на развитие связи. Интересуясь прибылью от предоставления специфических по тому времени финансовых услуг, производители новой техники были также заинтересованы в защите технологии, составляющей предмет их собственности, воплощенной в новых машинах. Поэтому многие высоко оценили аренду оборудования, позволяющую им в отличие от простой продажи защитить свое монопольное право на использование “ноу-хау”. Аналогично “Белл” компания Hughes, изготовляющая инструменты, сохраняла контроль над ценами, предоставляя свой специализированный 11-ти гранный бур только на условиях аренды. Компания “U. S. Shoe Machenery”, производившая оборудование для изготовления обуви, использовала соглашения, связывавшие клиентов исключительно с ее собственной продукцией. Только принятие федерального антимонопольного законодательства США положило конец этой практике и потребовало от изготовителей выставить оборудование на свободную продажу.

В США, как и в Англии, лизинг начал развиваться в области железнодорожного транспорта. Отцом американского лизинга считается Генри Шонфельд, организовавший в 1952 г. компанию для одной конкретной сделки. Убедившись в том, что эта форма таит в себе многие, ещё не раскрытые возможности, он стал организатором известнейшей американской лизинговой компании «United States Leasing Corp.».

Во время второй мировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью (cost - plus contracts). Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Эти подрядчики понимали, что большая часть их товаров или услуг необходима правительству, лишь пока идет война, и что, по всей вероятности, контракты не будут возобновлены после ее окончания.

Таким образом, промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. Кроме того, специализированные станки и машины вообще могли иметь очень ограниченную рыночную стоимость в мирное время. Правительственные подрядчики осознали, что аренда промышленного оборудования на срок, ограниченный договором подряда (в противоположность покупке), минимизирует риск. В тех случаях, когда требовались большие специализированные машины и инструменты, само правительство должно выступать перед подрядчиками в роли арендодателя.

В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей.

В СССР с понятием “лизинг” познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941 - 1945 годах по lend - lease осуществлялись поставки американской техники.

В конце 50-х годов лизинговые компании обратили свои взоры на зарубежные рынки. В 1959 г. «United States Leasing Corp.» учредила филиал в Канаде. Так начиналось превращение лизинговых компаний в транснациональные компании.

Коммерческие банки США начали принимать участие в лизинговых операциях в начале 60-х годов. Расширению лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной резервной системы, позволившее банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.

Однако, первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн”, и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского. К середине 60-х годов лизинговые операции в этой стране составляли 1 млрд. дол., а к концу 80-х годов они превысили 110 млрд. дол., т.е. за четверть века увеличились более чем в сто раз. Столь стремительный рост операций по аренде вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства.

В США лизинг превратился в один из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги, и многообразная модификация условий лизинговых договоров определили самые различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями в различных сферах экономики. Позднее лизинговые компании получили название “финансово-лизинговых обществ”; они стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними рисков.

В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50 - начале 60-х годов. В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли” лизинг через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “Дойче лизинг ГМбХ” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе (ФРГ). Однако их развитие сдерживалось несовершенством законодательства. Лишь после того как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост характеризуется высокими темпами.

Бурный рост их количества и объёмов лизинговых операций начался после правового закрепления статуса лизинговых договоров. Этот период пришёлся на 80-е годы. С 1972 года здесь существует европейский рынок лизинга.

С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском континенте.

1982 год стал знаменательным для лизинга авиационной техники. В этот год корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для самолета ДС-9-80 в конкуренции с Боингом-727. Предложенная Дугласом концепция была названа “fly before buy” (“летать, прежде чем покупать»).

В условиях жёсткой конкуренции за внутренние и внешние рынки всё более важным становится улучшение не только технических характеристик оборудования, но и финансовых условий, на основе которых оно предлагается потребителям. Лизинг как раз и может удовлетворить эти дополнительные требования потребителей, с одной стороны, и повысить прибыль лизинговых фирм за счёт расширения круга клиентуры- с другой.

В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике “США - Западная Европа - Япония”. В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами.

Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от финансирования услуг до предоставления “пакета услуг”, включающего комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.


1.3. Законодательство зарубежных стран о лизинге


Положение с лизингом в странах Западной Европы освещается в годовых отчетах Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний «Leaseurope». Российская лизинговая ассоциация также входит в данную международную организацию. Наибольшие объёмы взятого в лизинг оборудования приходятся на Германию, Великобританию и Францию. Что касается структуры оборудования, то наибольший удельный вес приходится на автомобили (38,7 %), машины и промышленное оборудование (24,4%), компьютеры и офисное оборудование (13,9%), транспортные средства (13,8%).

Характерной особенностью англо-саксонской системы права (Англия и США) является тот факт, что в любой договор составной частью входят подразумеваемые условия-специфический институт англо-американского права, используемый судами для восполнения воли сторон, если они не оговорили какой-либо вопрос в контракте. Не является исключением и договор лизинга. В английском Законе о поставке товаров и услуг 1982 г. перечислены подразумеваемые условия, входящие составной частью в договор найма. В английском праве договоры лизинга и имущественного найма принадлежат к группе отношений, именуемых зависимым держанием. Договор лизинга здесь никогда не может перерасти в договор купли-продажи, в него никогда не включается опцион на покупку, чтобы сохранить различие между договором лизинга и договором аренды-продажи. Договор лизинга в Англии квалифицируется нередко как специфическая аренда (именно специфическая поскольку в Англии договор лизинга не относят к разновидности договора обычной аренды.

К подразумеваемым условиям относятся:

условие о том, что лицо, передающее имущество в пользование, может передавать право пользования на срок зависимого держания;

условие о «спокойном» владении имуществом пользователем в течение всего срока договора;

условие о том, что имущество, являющееся предметом договора, отвечает требованиям по качеству;

условие о пригодности имущества для определённых специальных целей, если пользователь во время переговоров поставил о них в известность другую сторону.

В США значительная часть американских лизинговых компаний была создана крупными производителями оборудования. Другая часть лизинговых компаний организована крупными коммерческими банками. Сфера деятельности таких компаний совпадает с районом, на который распространяется влияние регионального банка. Характерно, что американское законодательство запрещает коммерческим банкам выполнять определённые виды финансовых услуг. Лизинговые компании отделены от банков. Кроме того, даже крупные страховые компании Америки не обходят стороной такую сферу как лизинг. Налоговое законодательство США таково, что частным лицам более выгодно вкладывать свои доходы в покупку оборудования и предоставлять его в лизинг.

КНР. В 1979 г. был принят закон, разрешающий деятельность международных совместных предприятий.

Основная часть сделок приходится на финансовый лизинг сроком от 1 года до 5 лет, средний срок лизинга 2-3 года. Пользователи предпочитают короткие сроки лизинга оборудования, что позволяет им свести к минимуму расходы по выплате процентов. Обычно выплаты производятся раз в квартал или ещё реже. После завершения срока контракта пользователь может выкупить оборудование по остаточной стоимости. Контракты обычно подкрепляются гарантиями банков.

Значительная часть фабрик и заводов КНР устарела, и представляется, что финансовый лизинг оборудования имеет хорошие перспективы.

В Южной Корее после принятия Закона о поддержке лизинга объём заключённых контрактов возрос в два раза.

Всего в Ю. Корее действует 14 субъектов лизинга: 8 специализированных компаний и 6 торговых банков.

Законодательство в этой стране регламентирует условия создания лизинговой компании, её сферу деятельности, типы оборудования, которые можно сдавать в лизинг. Если срок эксплуатации оборудования не более 5 лет, то срок договора лизинга должен быть не менее 70 % срока эксплуатации оборудования. Если срок эксплуатации оборудования составляет 5 лет и более, то срок лизинга должен быть не менее 60% от срока эксплуатации оборудования. Право на покупку не является обязательным условием, но может быть предоставлено в качестве уступки пользователю.

Одна из основных экономических задач правительства Южной Кореи состоит в поощрении деятельности мелких и средних предприятий. Поэтому, существует директива, обязывающая специализированные лизинговые компании не менее 35 % объёма лизинговых операций выделять мелким и средним предприятиям.

Германия. В Германии в настоящий момент существует множество лизинговых компаний, 57 из них входят в немецкую лизинговую ассоциацию. Порядок налогообложения лизинговых сделок излагается в письмах федерального министра финансов от 19.04.1971 года и от 22.12.1975 года. Заключаемые в соответствии с установленными нормами лизинговые контракты позволяют воспользоваться рядом налоговых льгот.

Две компании, которые можно отнести к разряду ведущих в области лизинга - это “Митфинанц Гмбх” и “Гефа - лизинг Гмбх”. “Митфинанц Гмбх” была основана в 1962 году. Уставной капитал этой первой в Германии лизинговой компании составлял 1 млн. марок ФРГ. В настоящее время она имеет 6 дочерних компаний.

“Гефа - лизинг Гмбх” была основана группой “Гефа” в 1968 году. За время своего существования фирма сдала своим клиентам в аренду оборудование общей стоимостью свыше 3 млрд. марок ФРГ.

Австрия. В Австрии средний срок аренды составляет от 2 до 15 лет в соответствии с экономически целесообразным сроком службы предмета лизинга. Опцион на покупку или продление не допускается, по истечении срока действия контракта арендатор может заключить новый контракт на аренду предмета лизинга в течение оставшегося периода эксплуатации или вступить в переговоры о покупке.

Как и в Германии, в Австрии основой для развития лизинга стал закон о найме. Лизинг в Австрии развивается уже 25 лет. В лизинг сдаются даже детские сады и школы. Для использования налоговых льгот по закону 1984 года необходимо, чтобы срок договора по лизингу не превышал 40% - 90% общего периода использования оборудования, и чтобы объект лизинга был самостоятельной единицей.

Одной из ведущих лизинговых фирм является “Райфайзен лизинг” с участием в ее капитале “Донау банка”.

Италия. Первая лизинговая компания в Италии появилась в 1963 году. В настоящее время Итальянская лизинговая ассоциация насчитывает 50 компаний.

Крупнейшая итальянская (компания) лизинговая группа “Локафит” отдает в лизинг рабочий инструмент, землеройные машины, сельскохозяйственные машины, оборудование для офисов, компьютеры, недвижимость, транспорт (автомобили, самолеты, суда и т. д.)

Одним из учредителей является “Банк Насиональ де Лаворо”. Группа создала совместные фирмы в Германии, Франции, США, Испании, Китае, осуществляет операции с Венгрией и Югославией.

Таким образом, можно сделать вывод, что лизинг является одной из распространенных форм кредитования в мире


1.4.Современное состояние лизингового рынка


Сравнительно быстро лизинг превратился в один из основных и удобных инструментов инвестиционной деятельности, хотя в таких ведущих капиталистических странах, как США и Германия, даже не существует специальных законов и подзаконных актов по регулированию лизинговых отношений.

В настоящее время 25-30% инвестиций в развитых странах приходятся на лизинговые операции. И около 80% новых видов продукции производится как раз на оборудовании, взятом в аренду.

Современный мировой рынок лизинговых услуг сосредоточен в основных экономических центрах: - США, Западной Европе, Японии. Международный рынок лизинговых услуг считается одним из наиболее динамичных.

К концу 90-х годов в США, например, удельный вес лизинговых операций в общем объёме инвестиций превысил 35%. В Японии, в свою очередь, ежегодный прирост объёма лизинговых операций составляет 25%-40%.

Больше всего лизинговых инвестиций среди западноевропейских стран осуществляет Ирландия (46% от общего объёма) и Англия (35.8%), а среди стран Восточной Европы – Чехия.

В любом случае масштабы этих операций таковы, что, например, более 15% общего объёма инвестиций Европы финансируется лизинговыми компаниями, входящими в Европейскую Федерацию “Евролизинг”. По данным этой организации, более 1200 лизинговых компаний, представленных в ней, в 2002 году имели приобретённого оборудования и недвижимости на общую сумму 106,6 млрд. экю (для сравнения в 1996 году - 21,5млрд. экю, в 5 раз меньше). При этом соотношение рынка движимости и рынка недвижимости составляло 85% и 15% соответственно.

На лизинговом рынке Европы ведущую роль выполняют Великобритания, Германия, Франция, Италия. Объёмы лизинговых операций этих стран на рынке движимости Европы достигают 73% , а на рынке недвижимости - 80%.

Основными объектами рынка лизинга движимости являются автомобили (37,2%);машины, оборудование, устройства (23,9%); средства дорожного транспорта (15,4%); компьютеры и оргтехника (11,8%);самолёты, суда, грузовой и ж/д транспорт (5,6%) , прочие объекты (6,1%).

Сущность и виды лизинга


Условные обозначения:

1-машины, промышл.оборудование;

2-компьютеры и оргтехника;

3-дорожно-транспортные средства;

4-автомобили;

5-корабли, самолёты, грузовой и ж/д транспорт;

6-прочие.

Основные потребители (лизингополучатели) движимости в Европе (по данным за 2002 год) принадлежат следующим секторам народного хозяйства: частному производственному – 47,6%; ремеслу, промышленности, строительной индустрии – 34,7%; частному потребителю-7,6%; предприятиям общественного обслуживания-3,7%; сельскому хозяйству, лесоводству, рыбоводству-2,6%; прочим-3,8%.

Контракты на лизинг движимости в основном заключаются на срок до 5 лет – 74,5%; до 2-х лет- 11,0%, до 10-ти лет – 9,4% и свыше 10 лет – 5,1

Таким образом, Анализ полувековой истории развития мирового лизингового рынка позволяет говорить о четырех основных вариантах организации лизинга:

 лизинговые службы, созданные в структуре банков;

 универсальные лизинговые компании, создаваемые банками;

 специализированные лизинговые компании, создаваемые крупными производителями машин и оборудования, и лизингующими часть своей продукции;

 лизинговые компании, создаваемые крупными фирмами, специализирующимися на поставке и обслуживании техники.


1.5 Формы и виды лизинга


Существуют различные виды лизинга в зависимости от:

количества участников сделки;

типа имущества;

сектора рынка;

формы лизинговых платежей;

объема обязанностей (объема обслуживания);

срока использования имущества и связанных с ним условий амортизации.


В зависимости от количества участников (субъектов) сделки различают:

двусторонние лизинговые сделки (или так называемый прямой лизинг), при которых поставщик имущества и лизингодатель выступают в одном лице;

многосторонние лизинговые сделки (или так называемый косвенный лизинг), при которых имущество в лизинг сдает не поставщик, а финансовый посредник, в качестве которого выступает лизинговая компания. Классическим вариантом этого вида сделки является трехсторонняя, в которой участвуют поставщик, лизингодатель и лизингополучатель.

По типу имущества различают:

лизинг движимого имущества (рабочие машины и оборудование для различных отраслей промышленности, средства вычислительной техники и оргтехники, транспортные средства и т.д.);

лизинг недвижимого имущества (производственные здания и сооружения). При лизинге недвижимости арендодатель строит или покупает недвижимость по поручению арендатора и предоставляет ему для использования в коммерческих и производственных целях. Так же как и в сделках с движимым имуществом, контракт заключается обычно на срок, меньший или равный амортизационному периоду объекта; арендатор несет все риски, расходы и налоги во время действия контракта (2).


Различают лизинг нового имущества (из первых рук) и лизинг бывшего в употреблении имущества (из вторых рук), т.е. предприниматель продает имущество, собственником которого он уже является и им уже пользуется.

В зависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции, выделяют:

внутренний лизинг, при котором все участники сделки представляют одну страну;

внешний (международный) лизинг, при котором лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных странах. Продавец имущества может находиться в одной из этих стран или в другом государстве.

В зависимости от формы лизинговых платежей различают:


лизинг с денежным платежом, при котором выплаты производятся в денежной форме;

лизинг с компенсационным платежом (или так называемый компенсационный лизинг), при котором лизингополучатель рассчитывается с лизингодателем товарами, как правило, произведенными на арендуемом имуществе, или путем оказания встречных услуг;

лизинг со смешанным платежом, при котором часть платежа поступает в денежной форме, а часть - в виде товаров или услуг.

По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг разделяют на:

Чистый лизинг (net leasing) - это отношения, при которых все обслуживание имущества находится в ведении лизингополучателя. Поэтому в данном случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи.

Мокрый лизинг (wet leasing) - предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, за которые несет ответственность лизингодатель. Кроме этих услуг, по желанию лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и др.


По сроку использования имущества и связанным с ним условиям амортизации различают:


лизинг с полной окупаемостью и, соответственно, с полной амортизацией имущества, когда срок договора равняется нормативному сроку службы имущества и происходит полная выплата лизингодателю стоимости лизингового имущества;

лизинг с неполной окупаемостью и, соответственно, неполной амортизацией имущества, при котором срок договора меньше нормативного срока службы имущества и в течение его действия окупается только часть стоимости лизингового имущества.

Срок договора и степень окупаемости (амортизации) лизингового имущества является одними из основных критериев разграничения лизинга на финансовый и оперативный.

Оперативный лизинг подразумевает лизинговые контракты, заключаемые на короткий и средний срок (обычно короче амортизационного периода), согласно которым арендатору предоставляется (при соблюдении определенного срока) право в любое другое время расторгнуть договор. Как правило, это происходит, когда арендаторы объекта лизинга быстро сменяют друг друга. Арендодатель несет здесь повышенный риск, а быстро сменяющиеся арендаторы заставляют лизинговую компанию проявлять особый интерес к хорошему состоянию предмета лизинга. Часто лизинговая компания берет на себя техническое обслуживание объекта лизинга - регламентный ремонт, страхование,- осуществляя тем самым полносервисный лизинг или частично сервисный лизинг (в контракте оговаривается разделение обязательств). После завершения срока действия договора лизинга предмет договора может быть возвращен владельцу или вновь сдан в аренду.

Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком контракта (от 5 до 10 лет) и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования. Фактически финансовый лизинг представляет собой форму долгосрочного кредитования покупки. По истечении срока действия арендатор может вернуть объект аренды, продлить соглашение или заключить новое, а также купить объект по остаточной стоимости (обычно она носит чисто символический характер).


В свою очередь финансовый лизинг подразделяется на:


возвратный лизинг;

левередж лизинг;

сублизинг;

лизинг помощь в продажах.

Классификация видов лизинга затруднена рядом обстоятельств. В правовых системах различных стран существуют разнообразные определения не только собственно лизинга, но и отдельных его видов. Различные виды лизинга могут сочетаться в одном договоре в зависимости от конкретных, оговариваемых участниками условий.

В зависимости от состава участников (субъектов) сделки выделяют:

* прямой лизинг, при котором при двусторонней сделке собственник имущества (поставщик) самостоятельно сдает объект в лизинг;

* косвенный лизинг, когда передача имущества происходит через посредника. В данном случае может иметь место классическая трехсторонняя сделка (поставщик - лизингодатель - лизингополучатель), а также многосторонняя сделка с числом участников от 4 до 6-7.


1.6. Механизм лизинговых операций


Механизм лизинговой операции является сложным и многоуровневым. Его специфика заивисит от вида лизинга.

Но в основе большинства лизинговых операций лежат 11 шагов, являющихся составными элементами орагнизационного механизма лизинговой сделки.

Данный механизм представлен на схеме

Сущность и виды лизинга


1 – предоставление гарантии кредитору (банку), лизингодателю;

2 – подписание лизингового договора;

3 – заявка на оборудование;

4 – банковская ссуда;

5 – договор купли – продажи предмета лизинга;

6 – постановка предмета лизинга;

7 – акт приёмки предмета лизинга;

8 – оплата поставки;

9 – договор о страховании предмета лизинга;

10- лизинговые платежи;

11- возврат ссуды и выплата процентов.

Рефетека ру refoteka@gmail.com