Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь

Введение


Изучение совокупного спроса в целом и на рынке благ в особенности является важнейшей задачей для экономистов любой мало-мальски развитой страны. Рассмотрение кривой совокупного спроса очень важно для изучения макроэкономического равновесия рынка благ, условий его установления и нарушения.

Объем национального производства, уровни занятости и цен в экономике обусловлены результатами взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения. Несмотря на важность показателя совокупного предложения, все же совокупный спрос – более важное понятие, о чем свидетельствует находящийся в разгаре мировой финансово-экономический кризис. Именно падение спроса и его стимулирование через государственные расходы – сегодня основные тенденции в мире.

Проблема совокупного спроса исследовалась многими экономическими школами, в том числе кейнсианской и монетаристской. Одни говорят о том, что спрос порождает предложение, другие – наоборот. В любом случае понятия не существуют отдельно.

Для Республики Беларусь проблема совокупного спроса является не менее актуальной, чем для других стран. На протяжении 2000–2008 г. в Республике Беларусь наблюдался бурный экономический рост, что не удивительно, учитывая огромный рынок сбыта РФ, и российские субсидии. Учитывая, что ВВП может считаться совокупным спросом, можно говорить о росте совокупного спроса также. При этом росли все статьи: потребительские расходы, инвестиционные расходы и т.д.

Однако, 2009 г. показал, что, несмотря на отсутствие фондового рынка, страна подвергнута кризису. В чем же причины? Эта проблема будет раскрыта в ходе написания данной курсовой работы.

Цель данной курсовой работы – отразить важность совокупного спроса и его показатели в РБ.

Задачами являются:

Отразить сущность и структуру совокупного спроса.

Охарактеризовать факторы совокупного спроса

Выявить факторы, действующие на совокупный спрос в РБ.


Совокупный спрос: сущность, элементы и факторы


1.1 Сущность и структура совокупного спроса


Содержание совокупного спроса. Одним из важнейших проявлений общего равновесия в национальной экономике выступает достижение сбалансированности совокупного спроса и совокупного предложения, т.е. равенства денежных и материальных потоков.

Из курса «Микроэкономика» известно, что представляет из себя спрос, а также индивидуальный и рыночный спрос. В данном случае мы выделяем новое понятие – совокупный спрос (AD – aggregate demand) В чем его отличие?

Прежде всего, не следует представлять совокупный спрос как сумму индивидуальных спросов. Объективной основой индивидуального спроса выступает предельная полезность (субъективная ценность).

В отличие от этого объективной основой совокупного спроса выступают пофакторные доходы.

В формировании совокупного спроса принимают участие все агрегированные субъекты национальной экономики:

а) сектор домашних хозяйств;

б) сектор бизнеса;

в) государство;

г) сектор «заграница» или внешний мир (в пределах чистого экспорта).

Поэтому совокупный спрос – это агрегированный спрос со стороны всех субъектов макроэкономики на блага отечественного производства

Теперь о потребностях общества. Чтобы их удовлетворить в условиях платности экономических благ, необходимы денежные средства.

Поэтому совокупный спрос выступает как потребности агрегированных субъектов рыночных отношений, представленные в денежной форме.

Совокупный спрос всегда ограничен теми реальными денежными доходами, которые потребители намерены использовать для удовлетворения потребностей.

Поэтому (3) совокупный спрос представляет собой сумму денежных расходов на конечные товары, произведенных в национальной экономике.

Совокупный спрос состоит из:

потребительского спроса домашних хозяйств на товары и услуги (за минусом расходов, связанных со строительством жилья);

инвестиционного спроса;

государственных закупок товаров и услуг, в которые входят и государственные инвестиционные программы, строительство жилья и дорог;

заграничного спроса на отечественные товары со стороны иностранцев (чистый экспорт).

При этом в реальной действительности одни компоненты совокупного спроса способны быстро изменяться (инвестиции, государственные расходы), другие – относительно стабильны и медленно изменяются (потребительские расходы). [6, с. 449]

Спрос домашних хозяйств. Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:

доход от участия в производстве,

налоги и трансфертные платежи,

размер имущества,

доход с имущества,

степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,

численность населения.

Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которая называется «функцией потребления».

Инвестиционный спрос. Под инвестиционным спросом понимается спрос предпринимателей на блага для:

1) восстановления изношенного капитала;

2) увеличения реального капитала.

Соответственно общий объем инвестиций делится на реновационные и чистые инвестиции. Если в некотором периоде общий объем инвестиции меньше величины обесценения капитала (амортизации), то чистые инвестиции оказываются отрицательной величиной.

Спрос на инвестиции – самая изменчивая часть совокупного сброса на блага. Инвестиции сильнее всего реагируют на изменение экономической конъюнктуры. С другой стороны, именно изменения объема инвестиций чаще всего являются причиной конъюнктурных колебаний.

Специфика воздействия инвестиций на экономическую конъюнктуру состоит в том, что в момент их осуществления возрастет спрос на блага, а предложение благ увеличится лишь через некоторое время, когда в действие вступят новые производственные мощности.

В зависимости от того, какие факторы определяют объем спроса на инвестиции, последние делятся на индуцированные и автономные.

Инвестиции называются индуцированными, если причиной их осуществления является устойчивое увеличение спроса на блага.

Когда при полной загрузке производственных мощностей, используемых с максимальной интенсивностью, возрастет спрос на блага, то на первых порах дополнительную продукцию можно произвести за счет более интенсивной эксплуатации действующего оборудования. Но если повышенный спрос сохраняется надолго, то в интересах предпринимателей увеличить производственные мощности в целях изготовления дополнительной продукции с наименьшими затратами.

Чтобы определить объем инвестиций, обеспечивающий необходимое расширение производственной базы, нужно знать приростную капиталоемкость продукции (c) – показатель, характеризующий, сколько единиц дополнительного капитала требуется для производства дополнительной единицы продукции. Чтобы при данной приростной капиталоемкости увеличить производство с уt-1 до yt необходимы индуцированные инвестиции в размере:


Iин = c (y t – y t-1 ) (1.1)


Таким образом, индуцированные инвестиции являются функцией от прироста национального дохода. Коэффициент приростной капиталоемкости называют также акселератором.

Если в текущем году размер национального дохода сокращается по сравнению с предыдущим годом (у t< yt-1), то индуцированные инвестиции принимают отрицательное значение. Практически это означает, что из-за сокращения производства предприниматели частично или полностью не восстанавливают изношенный капитал. Отсюда следует, что объем отрицательных инвестиций не может превысить размер амортизации: IинЈ-D.

Однако нередко предпринимателям оказывается выгодным делать инвестиции и при фиксированном национальном доходе, т.е. при заданном совокупном спросе на блага. Это, прежде всего, инвестиции в новую технику и повышение качества продукции.

Такие инвестиции чаще всего сами становятся причиной увеличения национального дохода, но их осуществление не является следствием роста национального дохода, и поэтому они называются автономными.

Какие же факторы определяют размер автономных инвестиций?

На этот вопрос существуют два ответа: кейнсианский и неоклассический.

В основе кейнсианской версии лежит введённое Дж. Кейнсом понятие предельной эффективности капитала. Инвестиции в отличии от текущих затрат на производство дают результаты не в том периоде, в котором они осуществляются, а в течение ряда последующих периодов. Поэтому при сравнении инвестиционных затрат с получаемых от них результатами возникает проблема соизмерения разновременных ценностных показателей, которая решается посредством дисконтирования. Если нужно определить, чего стоит сегодня возможность получения некоторой суммы денег через t лет при отсутствии инфляции, то нужно эту сумму разделить на (1 + R)t, где R – дисконтная ставка.

По своему существу дисконтная ставка представляет собой меру предпочтения экономическим субъектом нынешней ценности будущей. Как правило, каждый индивидуум имеет свою дисконтную ставку такого рода. Если дисконтная ставка некоторого субъекта меньше ставки процента, выплачиваемого по облигациям, то данный субъект приобретает облигации. И наоборот, тот, кто предпочитает возможности покупки облигаций хранение наличных денег, имеет дисконтную ставку, превышающую процент на облигации. [1, с. 153]

Пусть некоторый инвестиционный проект требует вложений К0 в текущем периоде и обещает дать в следующих трех периодах соответственно П1, П2, П3 чистого дохода. Тогда инвестор сочтет данный проект экономически целесообразным, если


K0<П1/(1 + R) + П2 / (1 + R)2 +П3/(1+R)3 (1.2)


При заданных Пi величина суммы их дисконтированных значений зависит от величины R. То значение R, которое превращает неравенство (1.2) в равенство, называется предельной эффективностью капитала (R*).

Когда инвестор имеет возможность выбирать между несколькими вариантами инвестирования, он остановится на тех из них, у которых R* самая большая. Почему? Это легко понять, если R* рассматривать в качестве ставки ссудного процента, при которой инвестиционный проект можно осуществить за счет заёмных средств и «остаться при своих», т.е. полностью возвратить кредит с процентами из ожидаемых доходов. Очевидно, что те кредиты лучше, которые «окупаются» при более высокой ставке ссудного процента. Расположим все существующие инвестиционные проекты по мере убывания их предельной эффективности, как это представлено на рис. 1.1.


Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьСовокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьR *

Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьСовокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь

Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьСовокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь

Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусьi 2

Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьСовокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь

Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьСовокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь

Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусьi1

Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьСовокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь

Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь

I II III IV V I

Рис. 1.1 Ранжирование инвестиционных проектов по их предельной эффективности


Тогда объём рационального инвестирования можно представить как убывающую функцию от предельной эффективности капитала: I=I (R*). Эту функцию не следует интерпретировать таким образом, что объём инвестиций возрастает по мере снижения R*. Речь идет лишь о том, что при наличии разноэффективных вариантов капиталовложений инвестиционные средства целесообразно распределять на основе ранжирования вариантов по их R*.

Кроме доходности вариантов капиталовложений инвестор должен учитывать степень риска каждого из них. Среди всех вариантов вложений есть один самый надежный – это покупка государственных облигаций. По ним всегда в срок выплачиваются установленные проценты. Поэтому ставку процента по государственным облигациям можно рассматривать в качестве нижнего предела R* для вложений в реальный капитал. При ставке i1 инвестиции будут сделаны в первые четыре варианта из представленных на рис. 1.1. Если же ставка процента возрастет до i2, то реализуются лишь два первых проекта. В реальный капитал делаются вложения, если R*> i. При заданной функции I (R*) объем инвестиций в производство тем больше, чем ниже i. Следовательно, функцию автономных инвестиций можно представить формулой:


I a = I i (R* – i) (1.3)


где Ii - предельная склонность показывает, на сколько единиц увеличатся инвестиции в случае снижения ставки процента на один пункт.

Так выводится кейнсианская функция автономных инвестиций. Ее график изображен на рис. 1.2.


Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусьi

Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьСовокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьСовокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьСовокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьСовокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьR *

a

R * – i

Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьСовокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьСовокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь

Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьD i{


Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьСовокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь

Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьI

DI

Рис. 1.2 График функции автономных инвестиций

Другая цепь логических рассуждений используется неоклассиками.

Предприниматели прибегают к инвестициям для того, чтобы довести объём имеющегося у них капитала до оптимальных размеров. Зависимость объёма инвестиций от размера функционирующего капитала можно представить формулой:


I at =b (K* – K t); 0<b <1; (1.4)


где I at - объем автономных инвестиций в период t;

K t -объём капитала существующий на начало периода t;

K* – оптимальный объём капитала,

b – коэффициент, характеризующий меру приближения существующего объёма капитала к оптимальному за период t.

Оптимальным является такой размер капитала, который при существующей технологии обеспечивает максимальную прибыль. Из микроэкономики известно, что прибыль достигает максимума, когда предельная производительность капитала (r) равна предельным затратам его использования. В условиях совершенной конкуренции предельные затраты использования капитала слагаются из нормы амортизации (d), определяющей величину износа капитала, и ставки процента по финансовым активам (i), представляющей альтернативные затраты использования средств в качестве капитала. Следовательно, прибыль максимальна при r = d + i.

Пусть технология производства характеризуется производственной функцией Кобба – Дугласа:


y = Ka N1-a. (1.5)


Тогда

r = K 1-a aN 1-a = ay / K, (1.6)


а условие максимизации прибыли


ay / K = d + i. (1.7)


Следовательно,


K* = ay / (d + i). (1.8)


Наглядно процесс определения К* представлен на рис. 1.3. Если ставка процента снижается, то оптимальный размер капитала увеличивается. Если при данной ставке процента растёт предельная производительность капитала вследствие технического прогресса или большего применения труда (сдвиг кривой r вправо вверх), то К* тоже увеличивается, т.е. К* = К* (r+, i-) при заданной d.


Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусьr

Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьСовокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь


Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьСовокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике БеларусьСовокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусьi+d r1(k)

d r0(k)

Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь

K*0 K*1 K

Рис. 1.3 Определение оптимального размера используемого фирмой капитала

Так как объём капитала, действующего на начало периода, задан, то из формулы (1.2) следует:


I а t = I а t(r+, i-) (1.9)


Различия между кейнсианской и неоклассической функциями автономных инвестиций проистекают из различий r и R*. Предельная производительность капитала (r) характеризует используемую технологию производства и в этом смысле является объективным параметром. Предельная эффективность капитала – категория субъективная. Хотя при заданных значениях Пi и К0 в формуле 1.2) значение R* определяется однозначно, но сами значения Пi являются оценочными величинами; они основаны на ожиданиях инвестора относительно будущих цен, затрат и объёмов спроса. Поэтому при внешней схожести обеих рассмотренных функций в кейнсианской концепции решающим фактором при определении объёма инвестиций является пессимизм или оптимизм инвестора (значения показателя R*), а в неоклассических моделях при данной технике – ставка процента (i). Иначе говоря кейнсианская функция инвестиций имеет меньшую эластичность по ставке процента, чем неоклассическая функция инвестиций. [8, с. 251]

Спрос государства. Для получения совокупного спроса на рынке благ осталось определить спрос государства и заграницы.

Государство покупает продукцию, изготовленную в частном секторе, для производства общественных благ и государственных инвестиций.

На фоне исторического развития рыночного хозяйства обнаруживается ярко выраженная тенденция к увеличению доли государства в валовом продукте (табл. 1.1).


Таблица 1.1 Рост доли государственных расходов в ВНП (ВВП) (в%) в некоторых промышленно развитых странах в 1880–1985 гг.

Страна 1980* 1929* 1960** 1985**
Франция 15 19 35 52
Германия 10 31 32 47
Япония 11 19 18 33
Швеция 6 8 31 65
Великобритания 10 24 32 48
США 8 10 28 37

Поскольку экономическая активность государства в отличие от хозяйственной деятельности частных секторов не имеет чётко выраженного критерия оптимальности, то трудно выделить главные факторы, однозначно определяющая объём государственных расходов. В связи с этим при макроэкономическом моделировании G рассматривается как экзогенная величина. Государственный бюджет страны утверждается парламентом, как правило, на год вперёд, и тем самым основные расходные статьи государства оказываются заданными. Поэтому функция спроса государства на рынке благ имеет вид Gt = сonst. Кроме прямого воздействия государства на рынок благ через их покупку оно косвенно влияет на совокупный спрос посредством налогов и займов (выпуска облигаций).

С изменением величины налогов меняется размер располагаемого дохода, а следовательно, и потребительский спрос домашних хозяйств. Операции государства на рынке ценных бумаг отражаются на уровне реальной ставки процента и как следствие на инвестиционном спросе предпринимателей.

Спрос заграницы. Спрос заграницы на рынке благ некоторой страны зависит главным образом от соотношения цен на отечественные и заграничные товары и обменного курса национальных валют. Оба эти фактора объединяются в показателе «реальные условия обмена» (terms of trade).

q = P / ePz (1.10)


где P, Pz – уровни цен соответственно внутри страны и заграницы; e – обменный курс отечественной валюты (показывает, сколько единиц отечественной валюты дают за единицу иностранной валюты).

Когда q растёт, то говорят, что реальные условия обмена страны улучшаются, так как за единицу отечественного блага можно получить больше иностранных. Однако для заграницы это означает подорожание товаров из данной страны, и экспорт последней при прочих равных условий сократится. На основе изложенного функцию спроса заграницы на рынке благ некоторой страны (или функцию экспорта этой страны) можно представить в виде


E = E0 +g q (1.11)


где Е0 - величина экспорта, автономная от q, т.е. определяемая другими факторами;

g – предельная склонность к экспорту, характеризует реакцию экспорта на изменение q.

В дальнейшем примем, что q = const, т.е. величина Е выступает как экзогенный параметр.

Заграница не только покупает, но и продаёт блага на рынке данной страны. В моделях, предназначенных для определения условий достижения равновесия в национальной экономике (внутреннего равновесия), в целях упрощения предполагается, что объём предложения заграницы на национальном рынке благ совершенно эластичен, т.е. при данном уровне цен заграница удовлетворяет любой объём спроса жителей данной страны на импортные товары. Для упрощения принимается также, что импортируются только потребительские товары.

Объём спроса домашних хозяйств на импортные товары определяется теми же факторами, что объём спроса на отечественные блага. Поэтому кейнсианская функция импорта имеет вид


Z(y) = Zyy (1.12)


где Zy - предельная склонность к потреблению импортных благ, показывающая, насколько единиц увеличится спрос на импорт при увеличении располагаемого дохода на единицу.

Эконометрические расчёты показали, что в 70-х гг. Импорт США характеризовался функцией (в млрд. дол.): Z = – 103.0 + 0.32у, а импорт ФРГ – функцией (в млрд. марок): Z = -84.5 + 0.14у.

В соответствии с неоклассической концепцией импорт является убывающей функцией от ставки процента: Z(i) = bi, где b < 0 – параметр, показывающий, на сколько единиц сократится импорт, если ставка процента возрастёт на один пункт.

Таким образом, совокупный спрос объективно оценивается пофакторными доходами. Совокупный спрос складывается из расходов потребительского сектора, государственного сектора, инвестиционных расходов и объемов экспорта.


1.2 Факторы совокупного спроса


Среди факторов совокупного спроса принято выделять ценовые (стоимостные) и неценовые

Ценовой фактор АО. Отличительной особенностью совокупного спроса выступает то, что при его анализе цена не может быть выражена в виде цены на тот или иной товар (одежда, обувь, станки и т.п.). Поэтому приходится использовать понятие «уровня совокупной цены».

В качестве такого уровня чаще всего используется индекс цен, выражающий динамику всей совокупности цен на. конечную продукцию.

Следует отметить, что уровень цен влияет на объем совокупного спроса по трем основным направлениям. В итоге выделяются:

а) эффект богатства;

б) эффект процентной ставки;

в) эффект реального богатства. [6, с. 451]

Эффект реального богатства обнаруживается в том, что с понижением уровня цен увеличивается покупательная способность денежных доходов и сбережений, других финансовых активов. Т. е. появляется возможность увеличить объем платежеспособного спроса. Изменение благосостояния непосредственно вызывает изменение потребительских расходов.

Для иллюстрации воспроизведем денежное уравнение:


М х V = Р х Y (1.13)


где М – количество денег, находящихся в обращении;

V – скорость оборота денег;

Р – уровень цен в национальной экономике;

Y – объем совокупного спроса или реальный (физический) объем ВВП.

В соответствии с данным уравнением получается, что объем совокупного спроса (закрытая экономика) прямо пропорционален массе обернувшихся денег (или платежеспособному спросу) и обратно пропорционален уровню цен:


Y=M*V/P=AD (1.14)


Примечание. Обратим внимание на ситуацию, связанную с финансовыми активами. Предположим, домашние хозяйства владеют ценными бумагами на сумму 1 млн. талеров. При снижении уровня цен в 2 раза богатство, представленное в виде акций, также увеличится в 2 раза. Повышение реального богатства приведет к увеличению потребительского спроса, что и отражается в отрицательном наклоне кривой совокупного спроса АD.

Эффект процентной ставки показывает, что уровень цен влияет на объем производства и через процентную ставку.

Так, повышение уровня цен при неизменной денежной массе повышает спрос на наличные деньги для совершения покупок. Это уменьшает денежные ресурсы банковской системы и ведет к повышению процентной ставки (т.е. цены денег). Сокращение ресурсной базы и ее удорожание автоматически ведет к удорожанию кредитных ресурсов, что сокращает размеры банковского кредитования и объем выпуска.

Кроме того, повышение процентной ставки вслед за повышением уровня цен делает потребительский кредит менее привлекательным для сектора домашних хозяйств. По этой причине сокращается спрос населения на потребительские товары. А это вновь отрицательно влияет на объем выпуска. В общем, получается, что более высокому уровню цен всегда будет соответствовать меньший объем реального ВВП, и наоборот.

Эффект импортных закупок возникает в том случае, когда на внутреннем национальном рынке у покупателя есть возможность выбора между отечественными и импортными товарами.

Повышение цен на внутреннем рынке при неизменном обменном курсе приводит к тому, что внутренние цены увеличиваются, в том числе, и в долларовом эквиваленте. Это обстоятельство сдерживает экспорт. Одновременно, это же обстоятельство привлекает в страну импорт, у которого появляется возможность поставлять товары по более низким ценам, но получать больше выручки в долларовом эквиваленте. Уменьшение совокупного спроса на отечественные товары и наращивание импорта ведет к сокращению объема реального ВВП.

Неценовые факторы АБ. Это факторы, которые не связаны с изменением уровня цен, но тем не менее могут столь же сильно влить на изменение совокупного спроса.

Первый неценовый фактор – изменение потребительских расходов, не связанное с изменением цен. Увеличение размера реального дохода или потребительские ожидания по увеличению размера дохода могут привести к увеличению совокупного спроса. Ожидаемый потребителем инфляционный рост цен и повышение уровня налогов приводят к снижению совокупного спроса. Задолженность потребителей (покупки в кредит) также изменяет объём совокупного спроса: высокий уровень задолженности потребителя может заставить его снизить текущие расходы, чтобы выплатить долги, а это уменьшит объём совокупного спроса.

Второй фактор – инвестиционные расходы бизнеса. Увеличение инвестиционных расходов бизнеса приводит к увеличению совокупного спроса, и наоборот, уменьшение таких расходов приводит к снижению совокупного спроса. Причинами увеличения размеров инвестиций могут служить: снижение процентной ставки, ожидаемый рост прибыли, снижение налогов, приобретение новых технологий (что снижает издержки и увеличивает прибыль) и резервные мощности предприятия (увеличение избыточных мощностей на предприятии будет сокращать инвестиционные расходы).

И ещё два неценовых фактора влияют на изменение совокупного спроса – государственные расходы (прямая зависимость совокупного спроса от данного фактора) на закупку готовых товаров и услуг и чистый экспорт. В последний входят доход зарубежных стран (прямая зависимость) и курсы иностранных валют (также прямая зависимость).


Кривая совокупного спроса и ее сдвиги


Для графического отражения степени зависимости величины совокупного спроса от ценового фактора будем использовать известную нам двухсекторную модель «цена – объем». По вертикали откладывается уровень цен (Р), а по горизонтали – объем ВВП (Y).

Кривая совокупного спроса иллюстрирует изменение совокупного объема расходов сектора домашних хозяйств, бизнеса, правительства и заграницы при возможном уровне цен (см. рис. 1.5). [6, с. 451]


Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь

Рис. 1.5 Кривая совокупного спроса и сдвиг вправо


Кривая АD выступает как геометрическое место точек, каждой из которых соответствует определенная комбинация объема выпуска и общего уровня цен в экономике.

Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон. Получается, что чем ниже уровень цен, тем больший объем выпуска продукции (Y) будет выкуплен при той же массе денежных средств.

Приведенное выше денежное уравнение объясняет причину отрицательного наклона кривой АD. Если скорость движения денег принять за постоянную величину, то получается, что чем выше уровень цен, тем меньшим реальным денежным богатством, или покупательной силой, обладают потребители при фиксированном объеме денежного предложения.

Сдвиг кривой АD. В данном случае речь идет о влиянии на совокупный спрос тех факторов, которые в состоянии сдвинуть кривую АD в ту или иную сторону, т.е. радикально изменить экономические условия (см. выше рис. 6.3).

Улучшение условий для проявления совокупного спроса сдвигает кривую АD вправо (увеличение объема), ухудшение – влево (сокращение объема).

К факторам сдвига кривой АD следует отнести все те важнейшие обстоятельства, которые оказывают прямое воздействие на компоненты совокупного спроса, в первую очередь на объем потребления в секторе домашних хозяйств и инвестиционные расходы.

Совокупный спрос находится под прямым воздействием тех изменений, которые имеют место в экономической политике. К ним традиционно относятся денежное обращение, колебания валютного курса, государственные закупки и налогообложение.

Например, приведенное выше денежное уравнение в качестве неценовых факторов сдвига кривой АD выделяет объем предложения денег (М) и скорость движения денег (V). Обернувшаяся денежная масса (М х V) определяет положение кривой совокупного спроса по горизонтали, т.е. степень ее сдвига.

Следует отметить, что неценовые факторы оказывают на совокупный спрос не изолированное, а комплексное воздействие. При этом очень часто каждый фактор может по-разному влиять на формирование совокупного спроса.

Так, изменение денежного предложения вызывает не только сдвиг кривой АО по горизонтали, но и параметры ее наклона по вертикали.

Рост экспорта означает сдвиг кривой совокупного спроса вправо, а его сокращение – влево со всеми вытекающими последствиями. Одновременно поступление валютной выручки и изменение объема совокупной денежной массы изменяет угол наклона кривой АD.

Государственные закупки стимулируют совокупный спрос и обусловливают сдвиг кривой вправо. Но если бюджет дефицитен, а для его покрытия используются ценные бумаги, то изъятие денежных ресурсов с финансового рынка таким методом повышает процентную ставку и тормозит частные инвестиции. Есть основание ожидать сокращение совокупного спроса и изменение наклона кривой АD.

Кривая совокупного» спроса АD реагирует на изменение экзогенных (внешних) факторов (например, на состояние производства в странах-партнерах), а также внутреннего инвестиционного климата, характера и интенсивности диалога между бизнесом' и государственной властью, бизнесом и профсоюзами.

Поэтому для оценки воздействия одного, а тем более нескольких факторов сдвига кривой АО придется проводить комплексный анализ, выделяя кратковременный и долговременный периоды.


2. Совокупный спрос: факторы, действующие в Республике Беларусь


Экономика Республики Беларусь в последние десятилетия претерпевает кардинальные изменения, что естественно приводит к изменению всех макроэкономических показателей, причем не только в стоимостных показателях, но и в структурных. В данной главе следует проанализировать факторы совокупного спроса в Республике Беларусь и их динамику за важнейшие периоды экономики РБ. В данной работе будет рассмотрено два периода: период быстрого экономического роста (2001–2008 гг.) и кризисный (2009 – … гг). Для анализа используются данные Белстата.

Итак какие же основные факторы следует проанализировать.

Если исходить и структуры совокупного спроса, описанной выше, то следует выделить факторы домашних хозяйств, инвестиционный спрос, расходы государства, внешний сектор.

Очень сложно сказать, какой из секторов наиболее важный.

Наименее важным наверное является сектор домашних хозяйств, так как наш рынок нельзя характеризовать как очень емкий. Что касается других секторов, то сектор промышленности, предъявляющий инвестиционный спрос является весьма важным в структуре совокупного спроса, так как внеоборотный фонд экономики истощен, и имеется тенденция к его обновлению. Государственный сектор важен исходя из концепции развития самой экономики, так как социально-ориентированное хозяйство характеризуется высокими расходами. Экспортоориентированность, несмотря на тенденции импортозамещения, предопределяет важность внешнего сектора.

Итак, в целом следует проанализировать следующие показатели развития экономики РБ:

ВВП;

Инфляция;

Процентная ставка;

Уровень инвестиций в ОФ;

Уровень розничного товарооборота;

Доходы населения в РБ;

Объем экспорта (показатель внешнего долга)

Уровень государственных расходов.

При анализе данных показателей использовались данные Белстата.

Своего рода агрерированным показателем спроса является показатель ВВП.

На протяжении 2001–2008 года в Республике Беларусь наблюдался стабильный рост ВВП (рис. 2.1). По 2008 года объем номинального ВВП Республики достиг 59.9 млрд. долларов и увеличился в 4.8 раза по сравнению 2001 годом. В 2008 рост реального ВВП составил 10%. В 2005–2008 гг. среднегодовой темп реального прироста ВВП Беларуси составлял 9.4%. Данные показатели росли существенно выше среднемировых, а также показателей соседних стран, например, в 2008 году рост экономики России составил 6%, Украины – 2.1%, Казахстана – 3.1%, Польши – около 5.4%.

Необходимо отметить, что в четвертом квартале 2008 наблюдалось существенное замедление роста основных компонентов ВВП Республики Беларусь. Это связано, в первую очередь, с ситуацией в мировой экономике.


Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь

Рис. 2.1 ВВП Беларуси

В общем и целом, в условиях постоянно растущего внутреннего и внешнего спроса, а также не до конца используемых ресурсов, совокупное предложение также росло. Однако, здесь следует подчеркнуть, что отрицательное внешнее сальдо, растущее из года в год говорит о недостаточном росте предложения, т.е. спрос опережал предложение и очень сильно.

Одним из основных компонентов, влияющих на рост ВВП и, соответственно, совокупный спрос в Беларуси являются инвестиции в основной капитал, строительство. В 2008 году совокупный объем инвестиций в основной капитал и строительство в Беларуси составил 16.7 млрд.$. (рис. 2.2) В реальном выражении данный показатель увеличился по сравнению 2007 годом на 23.1%. По итогам 2008 года, показатель отношения объема инвестиций к номинальному ВВП в Республики Беларусь достиг 27.9% по сравнению с 17.8% в 2001 году.


Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь


Рис. 2.2 Инвестиции в ОФ


Как известно, совокупное предложение немыслимо без потребительского, инвестиционного спроса. В 2008 году размер среднегодового номинального объема доходов на населения в Беларуси составил 3582 $. В реальном выражении (с корректировкой на инфляцию) прирост доходов составил 12%. (рис. 2.3)

Основными источниками формирования денежных доходов населения в 2008 году стали оплата труда и социальные трансферты, которые в январе 2008 года составили 77,3% от общей суммы денежных доходов. (оплата труда работников – 57,1%; трансферты населению (пенсии пособия, стипендии). – 20,2%).

Необходимо отметить, что по требованиям МФВ, в связи с выделением кредита, в Беларуси введен мораторий на повышение зарплат и пенсий. Таким образом, в 2009 году рост реальных доходов существенно снизится, а с учетом девальвации в начале 2009 г. доходы в долларовом эквиваленте упали.

Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь


Рис. 2.3 Доходы населения в РБ


Высокая динамика роста доходов населения оказывала непосредственное влияние на объем розничного товарооборота в Республике в 2001–2008 гг. Так, по итогам 2008 года объем розничного товарооборота через все каналы реализации составил 23.7 млрд.$ и увеличился в реальном выражении на 20.5% по сравнению 2007 годом (рис 2.4). В 2001–2008 году совокупный розничный товарооборот в номинальном выражении увеличился в 4.55 раза.

Тем не менее, в связи с замедлением роста доходов населения и объемов потребительского кредитования, уже в 4-м квартале 2008 года наблюдалось падение спроса, следовательно, замедление роста товарооборота.


Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь


Рис. 2.4 Розничный товарооборот


И наконец, ИПЦ находится также в связи с инфляцией. По сути, для борьбы с инфляцией достаточно производить много качественных, конкурентоспособных отечественных товаров. В условиях нулевой безработицы только так возможно снизить инфляцию. В 2008 году рост ИПЦ в Беларуси составил 13.3% (декабрь к декабрю) и превысил показатели 2007 года (рис. 2.5). Однако, среднегодовой уровень инфляции достиг 14.8%, что является достаточно высоким показателем, оказывающим отрицательно влияние на макроэкономическую стабильность. Тенденция ускорения инфляции наблюдается второй год подряд.

Это связано со следующими факто рами:

Рост цен на поставляемые энергоносители;

Рост цен импорта;

Высокий темп роста доходов населения, опережающий рост производительности труда;

Государственное регулирование цен.


Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь


Рис. 2.5 Индекс потребительских цен в Беларуси


Расходы по государственному бюджету характеризуют роль государства в формировании совокупного спроса страны.

Так, расходы по бюджету на 2006 г. и последующие представлены по новой функциональной классификации, особенностями которой являются: сокращение количества разделов (до 10) и подразделов функциональной классификации расходов с их четкой привязкой к основным функциям и сферам деятельности государства, отражение целевых бюджетных фондов в составе разделов и подразделов функциональной классификации по соответствующим отраслям (табл. 2.1).


Таблица 2.1 Расходы государственного бюджета. Функциональная классификация, млрд. р.


2006 год

9 месяцев
2007 года

2007 год

9 месяцев
2008 года

РАСХОДЫ (функциональная классификация) 37 256,2 31 526,0 47 626,8 43 042,6
1 Общегосударственные расходы 4 936,9 4 240,6 6 471,1 5 809,6
2 Национальная оборона 998,8 765,1 1 206,2 935,5
3 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 1 719,2 1 444,1 2 062,7 1 654,0
4 Национальная экономика 7 600,9 6 714,2 11 189,0 11 471,3
5 Охрана окружающей среды 460,3 289,4 537,8 343,2
6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 1 674,0 1 424,2 2 152,5 2 162,0
7 Здравоохранение 3 527,7 2 980,1 4 325,2 3 551,2
8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 918,8 748,9 1 120,4 975,8
9 Образование 4 788,4 3 836,0 5 547,3 4 674,3
10 Социальная политика 10 631,2 9 083,6 13 014,5 11 465,7

Учитывая экспортную направленность экономики Республики Беларусь, немаловажно проанализировать динамику экспортных поставок нашей страны. Исходя из рис можно сделать вывод, что в целом экспорт постоянно рос как в физическом, так и в стоимостном выражении. Однако, здесь есть свои особенности. Дело в том, что около половины и более приходилось на РФ, что ставило под угрозу безопасность экспорта РБ. Об этом будем написано ниже.


Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь

Рис. 2.7 Объем внешней торговли РБ за 2000–2008 гг. [13]


На протяжении 8 лет до 2009 экономика страны сумела выйти из кризиса и начала довольно быстро развиваться. Об этом свидетельствуют вышеописанные показатели. Следует отметить, что данный рост был обеспечен не только повышением эффективности производства, улучшением качества макроэкономической политики, но и общим глобальным ростом мировой экономики, а также высоким ростом таких стран, как Россия, которая является главным торговым партнером.

Если 2001–2008 гг. РБ показывала высокие темпы роста и улучшения качества жизни граждан, то 2009 г. внес свои коррективы. Кризисные явления начали проявляться еще в конце 2008 г., когда начали возникать проблемы со сбытом продукции за рубеж. Соответственно, возник дисбаланс по счету текущих операций и нарушился платежный баланс. Все это привело к девальвации в январе 2009. Но с учетом высокого импортного промежуточного потребления товары за границей не стали дешевле на размер девальвации, что было негативным моментом для экспортоориентированных производителей.

Для анализа влияния кризиса на экономику РБ достаточно проанализировать следующие показатели: ВВП, уровень инвестиций в основные фонды, сальдо сведенного счета платежного баланса, ставка рефинансирования, индекс потребительских цен.

Первоначальное значение прироста ВВП за январь 2009 г. находилось на уровне 4,2%, затем показатель был пересмотрен сначала до +3,6%, а затем до +2,6%. В этой связи не исключен пересмотр темпов роста ВВП в последующие месяцы. (рис 2.8)

Вместе с тем, за 1 кв. 2009 г. произошел резкий рост запасов готовой продукции промышленности. Фактически промышленность вместо адекватного снижения объемов производства вслед за сокращением внутреннего и внешнего спроса продолжала производить и накапливать продукцию.


Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь


Рис. 2.8 ВВП РБ (красным отмечены месяца 2009 г.)


Касаемо инвестиций в основные фонды, даже в условиях проблем с привлечением внешнего финансирования прирост инвестиций в основной капитал превышает 15% в начале 2009 г. (рис 2.9)

Это дает основания ожидать от экономики Беларуси более оптимистичной динамики в 2009 г., чем от других стран СНГ.


Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь


Рис. 2.9 Инвестиции в основные фонды


С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля и роста денежных доходов населения более чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился и в январе-апреле 2009 г. был выше, чем в среднем по СНГ.

Темп потребительской инфляции достиг 4-летнего максимума в середине 2008 г.

Тем не менее, высокая ставка рефинансирования Национального банка (14% с начала 2009 г.) позволила сдержать инфляционные тенденции. (рис. 2.10)


Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь


Рис. 2.10 Ставка рефинансирования и ИПЦ


Что касается экспорта, то данный показатель за январь-сентябрь 2009 г. упал на 42,3%, что сегодня является одной из основных проблем белорусской экономики. Недостаток валютной выручки делает курс рубля слабее, что отражается на увеличении инфляционного давления не только со стороны импортных товаров, но и белорусских, где доля импортных комплектующих присутствует. На фоне требования МВФ о жесткой денежно-кредитной политики, сокращении государственных расходов и неповышении заработных плат объем совокупного спроса естественно сокращается.

Проблемы, описанные выше являются выражением того, как мировой финансовый кризис влияет на экономику Республики Беларусь. Однако, проблема не только в рынках сбыта и, соответственно, недополучении валютной выручки для поддержания валютного курса. Проблема заключается в структурной перестройке экономики, в повышении ее конкурентоспособности, приходу частного капитала и т.д.

3. Меры стимулирования совокупного спроса в Республике Беларусь


3.1 Стимулирование совокупного спроса в переходный период


Для того чтобы показать, каким образом совокупный спрос может стимулироваться со стороны государства, следует прибегнуть к его взаимосвязи с экономическим ростом. Как известно, ВВП может определяться как величина всех потребленных в стране товаров и услуг. Соответственно при анализе роста ВВП, его стимулирования мы говорим и о стимулировании спроса.

Фактически ни одной стране Центральной и Восточной Европы, а также Азии из известной трансформационной группы не удалось избежать значительного снижения объемов национального производства. Это обстоятельство подтверждает объективную обусловленность кризисного спада в переходный период.

В большинстве стран кризисный спад составил примерно 20–30% от ВВП и продолжался 2–3 года. Завершился обновлением основного капитала, реорганизацией устаревших организационных структур и приватизацией государственной собственности.

В Беларуси кризисный спад производства имел место до июля 1996 года и составил примерно 35% от уровня 1991 г. По итогам 1996 года прирост ВВП впервые официально составил 3%. [6, с. 233]

Среди основных причин разразившегося экономического кризиса следует выделить:

прямое наследование от административно-командной экономики системного кризиса;

потери, связанные с преобразованиями, проводимыми в переходный период (так называемый трансформационный спад из-за закрытия вредных производств, демилитаризация промышленности и т.п.);

усложнение социально-экономических условий переходного периода к рыночной экономике вследствие разрыва прежних хозяйственных связей (в рамках СССР, СЭВ);

обесценение вкладов населения и снижение его платежеспособного спроса;

разного рода ошибки и просчеты, допущенные в экономической политике.

Таким образом, вследствие данных явлений естественно объем совокупного предложения резко сократился.

Такова структура так называемого комплекса торможения, который обнаружился в переходный период. Особое место в нем занимает системный кризис.

С таким кризисом Беларусь столкнулись на заключительном этапе существования административно-командной экономики. По сути дела системный кризис можно рассматривать как разновидность так называемого формационного кризиса.

Начальная стадия переходного периода. Под воздействием комплекса внутренних и внешних факторов в начальной фазе переходного периода наблюдается резкий сдвиг кривой совокупного спроса влево и вверх, что сопровождается ростом цен и снижением покупательной способности домашних хозяйств.

Одновременно имеет место сдвиг кривой совокупного предложения вправо и вверх (см. рис. 3.1).


Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь

Рис. 3.1. Направление сдвига AD и AS в исходной фазе переходного периода


Безусловно, даже самый содержательный график не в состоянии отразить все проблемы переходной экономики. Но основное все же установлено: значительный рост цен был дополнен кризисным спадом объема национального выпуска.

Это означает, что в переходный период унаследованный системный кризис обнаруживается через ригидность национальной экономики, когда в первую очередь государственные предприятия слабо реагируют на рыночные сигналы, но стремятся через повышение цен переложить на покупателя возрастающие из-за бесхозяйственности издержки производства.

Снижение управляемости и дисциплины в национальной экономике свидетельствует прежде всего о так называемом институциональном кризисе, что обусловлено отсутствием высококвалифицированных специалистов в области современных рыночных технологий.

Общим проявлением кризисного состояния национальной экономики выступает резкое снижение жизненного уровня населения, дефицит инвестиций. В сельском хозяйстве аграрный кризис обнаруживается не только через спад объемов производства и низкую урожайность, но и через снижение плодородия почвы.

Активно формирующаяся теория переходного периода в качестве особой формы проявления кризиса национального производства рассматривает его продолжительность во времени. Считается, что применительно к малой открытой экономике, подобно Беларуси и ее ближайших соседей, длительная продолжительность кризиса влечет за собой более тяжелые последствия, нежели значительный единовременный спад при меньшей продолжительности самого кризиса. [6, с. 239]

Поэтому на практике важно не допустить трансформации кризиса в состояние затяжной депрессии.

Таким образом, основная сложность ситуации переходного периода состоит в том, что причины кризисного спада имеют комплексный характер. Именно устранение всех причин такого характера, а не простое восстановление под административным давлением докризисного объема производства к тому же на неэффективных и технологически отсталых предприятиях будет означать реальное преодоление кризиса, а значит увеличение доходов как субъектов хозяйствования и домохозяйств, что в конечном итоге привело бы к увеличению совокупного спроса.

Стабильный выход из кризиса означает, что в национальной экономике появляются и множатся новые точки экономического роста и, соответственно, совокупного предложения – в виде модернизированных цехов, новых современных предприятий, использующих высокие технологии. В роли «локомотива» переходной экономики может выступить лишь новый и прогрессивный сектор национального производства, приходящий на смену рутинным видам производства.

Таким образом, с распадом СССР Республика Беларусь столкнулась с серьезным кризисом. Причем данный кризис носил системный характер, т.е. упадок можно было видеть практически во всех сферах. При этом кризис продолжался более 5 лет, хотя можно считать, что и до 2000 г. Только после этого установилось некое макроэкономическое равновесие, позволившее выйти Республике на устойчивый экономический рост.


3.2 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику и совокупный спрос Республики Беларусь


Кризис сказался и на экономике нашей страны. Мы стали фиксировать его негативное влияние, начиная со второй половины прошлого года.

Сокращение внешнего спроса на белорусскую продукцию привело к снижению ее экспорта, уменьшению объемов производства, росту запасов готовой продукции на складах, ухудшению финансовых результатов работы предприятий республики.

И в текущем году мы отмечаем негативное влияние мирового кризиса на экономику. Как отмечалось выше, ВВП за январь-август вырос в сопоставимых ценах на -0,3 процента. В прошлом году за аналогичный период рост ВВП составил 10,3 процента.

Заметно ухудшились условия торговли и с нашим основным партнером – Российской Федерацией, на долю которой в товарообороте республики традиционно приходится более 45 процентов.

Эти экономические процессы не могли не отразится и на состоянии бюджета. [12]

Работа по противодействию влиянию негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь носит комплексный характер и охватывает все сферы экономики страны.

Экономическая политика нацелена на минимизацию последствий воздействия негативных внешних факторов, адаптацию экономики к новым условиям жизни.

Правительством и Национальным банком выработан и реализуется антикризисный план.

Проводятся мероприятия по поддержке системообразующих предприятий, принимаются активные меры по улучшению деловой среды и инвестиционного климата.

В области бюджетной политики с конца прошлого года реализуются меры по:

достижению сбалансированного бюджета;

обеспечению сдержанного роста заработной платы в бюджетном

секторе и на государственных предприятиях;

ограничению государственных инвестиций;

повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

развитию системы адресной социальной поддержки населения.

Завершается инвентаризация всех государственных, отраслевых и региональных программ. Результат этой работы – оптимизация программ и исключение тех мероприятий, которые потеряли актуальность или малоэффективны в складывающихся экономических условиях.

Пересматривается порядок разработки программ и усиливается ответственность государственных органов за их эффективную реализацию.

Министерством финансов подготовлен проект уточненного бюджета на 2009 год, в котором существенные изменения вносятся в доходы и расходы, включая объемы межбюджетных трансфертов. Выдержан целевой показатель нулевого дефицита. При уточнении прогноза рассматривается ряд вариантов развития экономики.

Несмотря на сокращение бюджетных расходов, Беларусь будет стараться реализовать эти подходы с тем, чтобы сохранить достигнутый качественный уровень социальных услуг, обеспечить социальную направленность бюджета и поддержку приоритетным сферам экономики.

Для смягчения негативных последствий кризиса используются, в том числе и налоговые стимулы. Проводимое реформирование налоговой системы в последние годы было направлено на снижение налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики, либерализацию экономической системы и повышение ее инвестиционной привлекательности.

В 2008 году налоговая нагрузка в стране снизилась на 1,3 процента к ВВП. Этот темп сохраняется и в 2009 году, что обеспечивает нагрузку на уровне 30,1 процента к ВВП. Мы не отказались от наших планов, но, конечно, более тщательно подойдем к этой ситуации с тем, чтобы попытаться сократить налоговую нагрузку и в предстоящем 2010 году. Учитывая опыт разрушающего воздействия кризиса на национальный финансовый рынок ряда стран, мы в настоящее время завершаем работу над концепцией развития финансового рынка страны.

Концепция не только даст целостное представлении об основных направлениях развития имеющихся на рынке участниках (банков, страховых компаний, организаций инфраструктуры рынка ценных бумаг), но и будет служить ориентиром для появления и развития новых организаций. Это, главным образом, небанковские кредитно – финансовые институты – инвестиционные, трастовые фонды, венчурные, факторинговые и другие компании. Кроме этого, в концепции будет предусмотрено создание системы мониторинга и предупреждения кризисных явлений на финансовом рынке. Мерой, которая позволит ограничить возможные риски внутри республики является концепция управления совокупным внешним долгом страны, предусматривающая систему мониторинга внешних заимствований на уровне корпораций.

Тем не менее, несмотря на то, что в стране работает комплексная система противодействия кризису, есть мнение, что потенциал внутренних мер бюджетной и в целом экономической политики во многом ограничен. Поэтому у РБ есть все возможности активизировать свою работу по всем стратегическим направлениям сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России с тем, чтобы с минимальными потерями выйти из кризисной ситуации.

В 2008 г. году между правительствами наших стран достигнута договоренность о взаимопонимании по вопросам координации мер по повышению конкурентоспособности национальных экономик, в соответствии с которой предусматриваются совместные действия по улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли между странами.

Более активно следует создавать стимулы для:

взаимной поддержки наших традиционных рынков;

развития кооперационных связей, их кредитования и урегулирования взаимных неплатежей во взаимной торговле;

упрощения допуска товаров на внутренние рынки наших стран, включая участие в государственных закупках.

Таким образом, экономика Беларуси, показывая последние 5 лет устойчивые экономический рост и находясь на фазе подъема, в 2009 году перешла в фазу спада и рецессии. Причины различны, но, как и остальные экспортоориентированные страны, Беларусь пострадала от кризиса от сворачивания основных рынков сбыта. При этом на фоне мировых экономических проблем Беларусь уже столкнулась со структурным кризисом.


Заключение


Говоря о совокупном спросе, следует прежде всего определить отличие этого понятия от понятия «спрос». В отличие от этого объективной основой совокупного спроса выступают пофакторные доходы.

В формировании совокупного спроса принимают участие все агрегированные субъекты национальной экономики:

а) сектор домашних хозяйств;

б) сектор бизнеса;

в) государство;

г) сектор «заграница» или внешний мир (в пределах чистого экспорта).

Поэтому совокупный спрос – это агрегированный спрос со стороны всех субъектов макроэкономики на блага отечественного производства.

Совокупный спрос всегда ограничен теми реальными денежными доходами, которые потребители намерены использовать для удовлетворения потребностей.

Поэтому совокупный спрос представляет собой сумму денежных расходов на конечные товары, произведенных в национальной экономике.

Из этого можно сделать вывод, что совокупный спрос выражает тот реальный объем ВВП, который конечные потребители готовы выкупить при сложившемся уровне цен и денежного дохода.

Среди факторов совокупного спроса принято выделять ценовые (стоимостные) и неценовые. Отличительной особенностью совокупного спроса выступает то, что при его анализе цена не может быть выражена в виде цены на тот или иной товар (одежда, обувь, станки и т.п.). Поэтому приходится использовать понятие «уровня совокупной цены». Неценовые факторы – это факторы, которые не связаны с изменением уровня цен, но тем не менее могут столь же сильно влить на изменение совокупного спроса.

Говоря о Республике Беларусь, о факторах, влияющих на совокупный спрос в нашей стране, не следует искать каких-то кардинальных отличий от теории совокупного спроса, описанной в первой главе. Есть лишь определенные особенности, как, например, то, что Беларусь не отличается очень емким внутренним рынком, что определяет экпорториентированность экономики.

Проблемы, описанные во второй главе являются выражением того, как мировой финансовый кризис влияет на экономику Республики Беларусь. Однако, проблема не только в рынках сбыта и, соответственно, недополучении валютной выручки для поддержания валютного курса. Проблемы Республики не связаны с кризисом, на фондовой бирже, как это наблюдается в других странах. Основная задача РБ сегодня – структурная перестройка экономики, отход от тяжелой промышленности, упор на сферу услуг и т.д.


Список использованных источников


Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М, 2004 г. – 416 с.

Аналитический доклад «О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» [Электронный ресурс] – 2009. – Режим доступа: http://www.nuru.ru/fin/018.htm – Дата доступа: 25.09.2009

Воробьев В.А., Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие – Минск: 2006. – 543 с.

Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика – С-Пб.: АОЗТ «Литература плюс» 1994 г. – 412 с.

Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд. дом «Инфра-М», 1997. – 783 с.

Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский. – Минск: ФУАинформ, 2007. – 543 с.

Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей «Гос. упр. и экономика», «Мировая экономика» /Под редакцией П.Г. Никитенко и др. – Мн.: Равноденствие, 2004. – 295 с.

Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей / Под редакцией Н.И. Базылева, С.П. Гурко, М.Н. Базылевой. – Москва: Инфра-М, 2004. – 188 с.

Мэнкью Н. Грегори. Принципы макроэкономики: перевод с английского – Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер принт, 2004. – 573 с.

Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М., 1997. – 664 с.

Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Юрайт-издат, 2003. – 652 с.

Похожие работы:

  1. •  ... Местное самоуправление в Республике Беларусь
  2. • Порядок назначения референдумов в Республике ...
  3. • Источники конституционного права Республики Беларусь
  4. • Государственное регулирование инвестиционной деятельности в ...
  5. • Международное право в правовой системе Республики Беларусь
  6. • Система органов государственного управления в ...
  7. • Особенности кривой совокупного спроса
  8. • Принципы действия уголовного закона Республики ...
  9. • Формирование уровня национального производства
  10. • Полномочия президента республики Беларусь в бюджетном ...
  11. • Национальный банк Республики Беларусь и его роль в ...
  12. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  13. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  14. • Управление иностранными делами
  15. • Конституционное устройство республики Беларусь
  16. • Свободные экономические зоны в Республике Беларусь
  17. • Правовой статус таможен Республики Беларусь
  18. •  ... деятельности нотариата в Республике Беларусь
  19. • Совет Министров Республики Беларусь
Рефетека ру refoteka@gmail.com