Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Рынок труда и особенности его функционирование в Республике Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1 Рынок труда как объект государственного регулирования

2. Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Республике Беларусь

2.1 Международный рынок труда

2.2 Особенности рынка труда Республики Беларусь

3. Пути преодоления кризиса на рынке труда Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложение


ВВЕДЕНИЕ


Социально-экономические реформы, проводимые в Республике Беларусь, затронули все сферы жизни общества, в том числе разные аспекты формирования и использования трудовых ресурсов. Демографический кризис, во многом обусловленный общим социально-экономическим кризисом в стране, отрицательно повлиял и, согласно прогнозным расчетам, в будущем еще более повлияет на количественное формирование трудовых ресурсов. Рыночная экономика повышает требование к их качественным показателям, особо обостряются проблемы занятости и безработицы населения.

Для характеристики занятых работников используют категорию «трудовой потенциал». Это понятие более широкое, чем численность трудовых ресурсов, или число занятых. Оно включает качественные характеристики трудовых ресурсов: их образовательный уровень, специализацию, профессиональный опыт и т.п. Названные характеристики при равной численности трудовых ресурсов определяют наличие трудового потенциала, то есть способности трудовых ресурсов выполнять возложенные на них функции.

Таким образом, трудовой потенциал характеризуется следующими параметрами: численностью работников с соответствующим уровнем подготовки; их дисциплинированностью; уровнем научной организации труда; производительностью труда и т.д.

В условиях рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровню работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.

Трудовые ресурсы являются одним из важнейших производственных факторов, прямо и непосредственно влияющих на результативность деятельности предприятия и экономику страны в целом. С переходом к рыночным отношениям их значение увеличивается, так как с повышением заработной платы (цены рабочей силы) собственники предприятий будут, особенно тщательно относится к подбору кадров, учитывать их квалификационный уровень, профессиональные навыки, дисциплинированность.

Сформировавшийся в Республике Беларусь рынок труда обостряет социальные вопросы. Жизненный уровень работников все теснее увязывается с уровнем оплаты их труда. В сложившихся условиях работник начинает понимать, что от качества выполняемой им работы напрямую зависит его благосостояние. Он стремится хорошо заработать, и требует от работодателя соответствующих для этого условий - механизации труда, полного использования рабочего времени и т.д. Поэтому с переходом к рыночной экономике проблема рационального использования трудовых ресурсов на предприятиях становится все более актуальной.

Целью курсовой работы является разработка путей преодоления кризиса на рынке труда Республики Беларусь.

Для достижения данной цели, в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть понятие рынка труда как объекта государственного регулирования;

2) проанализировать мировой опыт развития рынка труда и его использование в Республике Беларусь;

3) предложить пути преодоления кризиса на рынке труда Республики Беларусь.

Объект исследования - рынок труда Республики Беларусь.

Аналитическая часть курсовой работы опирается на информацию литературных источников по вопросам анализа рынка труда, а также статистические данные министерств и ведомств Республики Беларусь.


1. РЫНОК ТРУДА КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ


Формой существования товарного производства, т. е. соединение рабочей силы и средств производства в условиях товарно-денежных отношений, является рынок - систематический реальный товарно-денежный обмен. В зависимости от экономического назначения объектов рыночных отношений выделяют рынки потребительских товаров и услуг, средств производства, фондов (капитала), ценных бумаг, научно-технических разработок, информации, а также рынок труда (рабочей силы). Рынок труда выполняет наиболее сложные функции производственных отношений. В теоретическом и практическом плане проблемы рынка рабочей силы в нашей республике разработаны недостаточно.

Рынок труда - общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством), во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения [6, с. 411].

Рынок труда - это рынок ресурсов как товара, равновесная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Это такая экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда. В этой связи классическая модель рынка труда имеет следующий вид (рисунок 1.1):

Рынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьРынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьРынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьD S

Рынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьРынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьW1

Рынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьРынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьW0

W1

Рынок труда и особенности его функционирование в Республике Беларусь

E0

Рисунок 1.1 - Классическая модель равновесия на рынке труда

W - заработная плата; E - численность занятых; D - спрос на труд; S - предложение труда.


Из данной модели видно, что в точке пересечения D и S устанавливаются равновесная цена за труд (заработная плата, W0) и определенный уровень занятости (Е0). В том случае, если уровень заработной платы по каким-то причинам повысится (с W0 до W1), то и величина предложения вырастет, так как на рынке появится дополнительное число лиц, ранее не соглашавшихся работать за зарплату W0. Однако спрос на труд сократится в связи с тем, что для определенной части работодателей будет невыгодно нанимать рабочую силу из-за ее дороговизны. Результатом повышения заработной платы «сверх» равновесной цены станет увольнение части персонала, что приведет к росту безработицы, так как предложение рабочей силы превысит спрос на нее.

Другая ситуация: уровень заработной платы снизился с W0 до W2. Для работодателей становится выгодным нанимать дополнительных работников, а это увеличивает спрос на труд. Однако часть незанятых, которых не устраивает понизившийся уровень заработной платы, уйдет с рынка, тем самым уменьшая предложение труда. В результате этого спрос превысит предложение и возникнет дефицит рабочей силы.

Реальная ситуация зачастую отличается от идеальных условий полностью конкурентного рынка труда. С одной стороны, это происходит из-за политики работодателей в области найма работников и установления им заработной платы, а с другой - из-за монопольных тенденций в области предложения труда и его оплаты, порождаемых действиями, например, профсоюзов.

В результате рыночное равновесие может быть нарушено либо повышением заработной платы и увеличением безработицы, либо увеличением занятости и инфляцией номинально растущей и реально снижающейся заработной платы.

Монополистический рынок труда может характеризоваться монопсонией (олигопсонией). В этом случае сторона предложения представлена множеством работников, а сторона спроса - единственной (или несколькими) фирмой-работодателем. Ставки заработной платы в этом случае в большой степени зависят от решений данной фирмы-монопсониста.

Рынок труда может иметь высокую степень юнионизации, обусловленной значительной ролью профсоюзов. В этом случае отдельные отряды работников, организованные в профсоюзы, в процессе коллективных действий и заключения выгодных для себя коллективных договоров с работодателями добиваются превышения фактического размера заработной платы над ее равновесным уровнем. Это приводит в ряде случаев к негативным изменениям на рынке труда. Исключение составляет монопсонический рынок труда, на котором профсоюзы могут добиться одновременного увеличения размеров заработной платы и уровня занятости.

Важной основой регулирования рынка труда в странах с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя величинами (рисунок 1.2).


Рынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьРынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьIp, %


Рынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьLue, %


Рисунок 1.2 - Кривая Филипса

Ip - среднегодовой темп роста цен;

Lue - уровень безработицы, %.


Эта зависимость была рассчитана английским экономистом А. Филипсом на основе данных по Англии, охватывающих период с 1861 по 1958 год.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменений заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточно высокая занятость с максимальным экономическим ростом, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Долгие годы кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное - в данных величинах и безработице. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Нарушения равновесия спроса и предложения происходят на рынке труда чаще всего вследствие монопольного воздействия профсоюзов, требующих:

- повысить зарплату, зачастую без учета прочих экономических условий;

- ускорить замещение труда капиталом без учета прочих экономических условий, что вызывает относительное снижение спроса на рабочую силу;

- предпринять меры, ограничивающие предложение труда в отрасли, охваченной профсоюзом; и т. д.

Таким образом, нередко, защищая экономические права своих членов, профсоюзы нарушают права на труд той части рабочей силы, которая по тем или иным причинам ищет работу.


Рынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьРынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьРынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьРынок труда и особенности его функционирование в Республике Беларусь PL DL SIL SL


PIE EI

Рынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьРынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьРынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьРынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьРынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьРынок труда и особенности его функционирование в Республике БеларусьРынок труда и особенности его функционирование в Республике Беларусь PE A

SIL SL E DL

Рынок труда и особенности его функционирование в Республике Беларусь QL

Рисунок 1.3 - Повышение уровня заработной платы по требованию профсоюзов, ограничивающее предложение на рынке труда а способствующее увеличению размеров безработицы


На рисунке 1.3 показан результат не только этих, но и любых других монопольных воздействий на рыночное равновесие спроса и предложения труда (при фиксированном спросе) для установления точки равновесия на уровне более высокой заработной платы. Зарплата включается в издержки производства и вызывает повышение товарных цен на выпускаемую продукцию, следствием которого может оказаться снижение спроса потребителей.

Заштрихованный треугольник в области точек прежнего и нового равновесия ЕЕIА соответствует количеству излишней рабочей силы.

Тенденции к безработице не усиливаются, если требования профсоюзов о повышении заработной платы предусматривают также повышение спроса на дополнительную рабочую силу. Однако повышение спроса на труд со стороны предпринимателей может произойти только в том случае, если вновь привлекаемый дополнительный труд будет более производительным. Только рост производительности труда выступает реальной основой повышения заработной платы. Это один из важнейших моментов, когда требования профсоюзов оказывают влияние на кривую спроса труда, смещая ее вправо вверх. При такой ситуации возрастает заработная плата и занятость высокопроизводительной рабочей силы. Проблема может состоять лишь в том, что за пределами занятости окажется та часть рабочей силы, которая по различным причинам не может соответствовать требованиям высокой производительности труда.

Таким образом, заработная плата, как цена труда на рынках рабочей силы, устанавливается как конкурентное равновесие спроса и предложения по различным категориям работников, по видам работ, по наличию и отсутствию профсоюзов, влияющих на спрос и предложение и добивающихся повышения его оплаты для занятой части работников.

Для возникновения рынка труда необходимы следующие условия:

- личная свобода производителя и право распоряжаться своей способностью к труду. Человек должен обладать исключительным правом распоряжаться своими способностями к труду и исходя из личной выгоды свободно выбирать сферы приложения труда, условия его оплаты и продолжительность рабочего времени;

- прямое или опосредованное отделение работника от средств производства, отчуждения способности к труду на принципах “купли-продажи”;

- заинтересованность владельца средств производства в их максимальном использовании.

Компоненты рынка труда - цена, конкуренция, спрос и предложение рабочей силы. Цена выступает в виде заработной платы, спрос - в форме потребности той или иной отрасли, того или иного региона, предприятия в рабочей силе, а предложение - в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов.

Рынок труда проявляется в постоянно меняющемся соотношении спроса на рабочие руки со стороны разнообразных нанимателей и предложения рабочей силы со стороны лиц, готовых работать по найму. Соотношение спроса и предложения характеризует конъюнктуру рынка труда. При совпадении спроса и предложения конъюнктура рынка будет равновесной при превышении спроса над предложением - трудодефицитной, при превышении предложения над спросом - трудноизбыточной. Как правило, в сфере обращения всегда имеется пределенный резерв рабочей силы, который сосуществует с вакантными рабочими местами. Это следствие объемного или структурного несоответствия спроса и предложения на рынке труда.

В зарубежной экономической науке, в частности американской, существует несколько концептуальных подходов к анализу функционирования современного рынка труда. Дж.Перри, М.Фелдстайн, Р.Холл считают, что рынок труда действует на основе ценового равновесия, где основным регулятором является цена рабочей силы с помощью заработной платы регулируются спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Рынок труда рассматривается как механизм саморегуляции спроса на труд и предложение рабочей силы через свободное движение заработной платы и доходов.

Согласно другой точке зрения (Дж. Кейнс, Р. Гордон) цена рабочей силы представляется величиной жестко фиксированной, практически не меняющейся. В качестве регулятора рынка выступает государство, которое увеличивает или уменьшает спрос на рабочую силу. По данной концепции рынок труда не регулирует непосредственно процесс купли- продажи рабочей силы, а лишь создает условия для удовлетворения спроса и предложения.

Рынок труда, как и другое любое явление, обладает положительными и отрицательными сторонами. К недостаткам рынка труда относятся:

- стихийность, обостряющая проблемы трудоустройства населения и затрудняющая реализацию права на труд и доходы. Более жесткими становятся требования профессионализму, усиливается динамичность структурных изменений в производстве, появляется безработица, происходит снижение жизненного уровня у части населения. В результате возможно возникновение социальной напряженности;

- ослабление ориентации на высококвалифицированный труд, обеспечивающий стратегические задачи социального, экономического и научно-технического развития;

- ориентация части населения на идеи товарно-денежного фетишизма;

- рынок труда способствует развитию личного, группового и коллективного эгоизма, когда интересы групповых и индивидуальных товаропроизводителей становятся выше интересов потребителей.

Преимущества рынка труда заключаются в том, что он позволяет:

- ускорить и облегчить процесс согласования личных, коллективных и общественных интересов работников в системе общественного разделения труда;

- повысить эффективность занятости за счет рационального размещения работников по отраслям народного хозяйства и социальным сферам производства, стимулировать выделение в сферу обращения избыточных внутрипроизводственных резервов в рабочей силы;

- обеспечить на основе конкуренции экономию производственных и трудовых ресурсов в государственном секторе;

- осуществить более обоснованный выбор профессии в соответствии со способностями и желаниями человека и с учетом общественных потребностей;

- учитывать действие объективного закона перемены труда, предусматривающего необходимость изменения форм трудовой деятельности человека с целью всестороннего использования его творческого потенциала;

- повысить эффективность производства в результате реализации совокупности функций рынка труда.

Рынок труда выполняет следующие функции:

- согласовывает экономические интересы субъектов трудовых отношений;

- обеспечивает пропорциональность распределения рабочей силы в соответствии со структурой общественных потребностей и развитием технического базиса;

- поддерживает равновесие между спросом на труд и предложением рабочей силы;

- формирует резерв трудовых ресурсов в сфере обращения для нормального хода процесса общественного воспроизводства;

- опосредует распределительные отношения и стимулирует труд;

- содействует формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры;

- воздействует на условия реализации личного трудового потенциала.

На товарных рынках исключения из допущения редки, несущественны, но на рынках рабочей силы они очень часты и весьма важны. Когда рабочий опасается голода, его нужда в деньгах (их предельная полезность для него) очень велика, и, если уже с самого начала он заключает наихудший контракт и нанимается на работу с низкой заработной платой, его нужда остается острой, и он может продолжать продавать свой труд по низкой ставке. Это тем более вероятно, что, в то время как на товарном рынке преимущества при заключении сделки могут быть вполне равномерно распределены между обеими сторонами, на рынке рабочей силы преимущества чаще оказывается на стороне ее покупателей, а не продавцов.

Другое отличие между рынком рабочей силы и товарным рынком проистекает из того факта, что каждый продавец рабочей силы может распорядиться только одной ее единицей. Это лишь два факта из многих, в которых мы по мере дальнейшего исследования обнаружим объяснение значительной части того инстинктивного неприятия трудящимися классами привычки некоторых экономистов, особенно принадлежащих классу предпринимателей, рассматривать труд просто как товар, а рынок рабочей силы как любой другой рынок; между тем в действительности различия между этими двумя случаями, хотя с точки зрения теории и не являющиеся коренными, все же четко обозначены и на практике часто весьма существенны.

На каждом рынке существует цена спроса на каждый товар, т.е. цена, по которой отдельный товар способен привлечь покупателей в течении одного дня, или недели, или года. Характер условий диктующих эту цену на каждый данный товар, в каждом случае различен, но во всех случаях, чем больше количество товара предлагается на рынке к продаже, тем ниже цена, по которой он найдет себе покупателей.

Условия нормального предложения не столь определены. Цена предложения каждого количества товара в течение года (или любой другой единицы времени) проставляются против соответствующего количества. По мере сокращения или возрастания ежегодного количества товара, цена предложения может либо повышаться, либо снижаться, она может даже попеременно повышаться и падать.

Поэтому, когда количество продукции таково, что цена спроса выше цены предложения, продавцы получают более, чем достаточно, чтобы они сочли выгодным доставить указанное количество товара на рынок; при этом вступает в действие активная сила , стимулирующее увеличение предлагаемого к продаже количества товара. С другой стороны, когда количество произведенного товара таково, что цена спроса ниже цены предложения, продавцы получают менее, чем достаточно, чтобы они сочли выгодным довести количество предлагаемого на рынке товара до этого уровня. Когда же цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо - равновесие.

Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количества товара, предлагаемого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой. Такое равновесие является устойчивым, т.е. цена при некотором отклонении от него будет стремиться к возращению в прежнее положение подобно тому, как маятник колеблется в ту и другую сторону от своей низшей точки; мы увидим, что характерной чертой устойчивых равновесий является то, что при них цена спроса превышает цену предложения на величину, несколько меньшую, чем величина равновесного количества, и наоборот. Ведь когда цена спроса выше цены предложения, количество предлагаемого товара имеет тенденцию возрастать. Поэтому, когда цена спроса превышает цену предложения на количество, лишь немногим меньше, чем равновесное количество, тогда при временном сокращении масштабов производства, несколько ниже равновесного количества продукции, возникнет тенденция к возращению к равновесному его уровню, а в результате равновесие сохраняет устойчивость против отклонений в эту сторону. Если цена больше цены предложения на такое количество товара, которое чуть меньше равновесного, она наверняка окажется ниже цены предложения на чуть большее количество товара, а поэтому, если объем предложения превышает его равновесное состояние, он будет стремиться вернуться в прежнее положение, равновесие окажется устойчивым против отклонений также и в этом направлении.

Когда спрос и предложение оказываются в положении устойчивого равновесия, то в случае, если что-нибудь сдвинет объем производства с его равновесного состояния, немедленно начнут действовать силы, толкающие его к возврату в прежнее положение, точно также как если подвешенный на веревке камень сместить с его равновесного состояния, он немедленно устремится назад, в свое равновесное положение. Движение объема предложения относительно своей точки равновесия будет носить примерно такой же характер.


2. МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


2.1 Международный рынок труда


Массовая миграция стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины ХХ века. Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др.

Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы.

Международный рынок труда - форма существования трудовой миграции. Он является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами.

Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.

Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний (наднациональными рынками) международный уровень рынка рабочей силы. И речь идет в данном случае не об эпизодическом перемещении рабочей силы из одной страны в другую (это случалось и раньше). Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей. Таким образом, международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса- предложения рабочей силы.

Формирование международного рыка труда - свидетельство того, что процессы мировой интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями.

Точками такого соприкосновения являются прежде всего совместные межнациональные предприятия, которые во множестве возникают в разных частях мира. Соприкосновение происходит и в рамках отдельных ТНК, при передвижении через границы рабочей силы и капитала.

Во многих случаях при этом возникает трудноразрешимая проблема совмещения не только различных экономических и технологических, но и социальных структур. Это совмещение должно, очевидно, идти по многим направлениям и прежде всего в области: условий труда, способа найма и увольнений работников; оплаты труда, включающей системы дополнительных выплат; предоставление отпусков, свободных от работы дней; продолжительность рабочего времени; предоставление различных льгот, в том числе по линии материального снабжения, отдыха и т.д.

Немалые трудности возникают также при согласовании неодинаковой социальной практики и во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и т.д.).

Таким образом, формирующийся международный рынок труда - это не ординарное экономическое явление, а многосложный социально-экономический процесс, ставящий в повестку дня жизни мирового сообщества сложные вопросы смыкания, а в последующем и интеграции социального опыта и практики нации.

Сейчас совершенно определенно образовались и функционируют пять крупных международных региональных рынка труда: западноевропейский, ближневосточный, азиатский, латиноамериканский, африканский. Причем в первом случае произошло даже юридическое конструирование рынка труда в рамках Европейского сообщества. По существу сняты какие-либо ограничения на движение рабочей силы в северных странах Европы.

Образование международного рынка труда осуществляется двояко:

1) через миграцию (физическое перемещение) капитала и труда.

2) путем постепенного слияния национальных рынков труда (образование "общего рынка труда"), когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные перегородки между ними.

В ряде случаев, соединение капитала и труда может происходить и без их физического перемещения, когда в ход пускаются системы телекоммуникаций.

Движение рабочей силы на международном рынке труда осуществляется в виде трудовой миграции, типологию которой можно представить следующим образом:

- по продолжительности: регулярная (возвратная), нерегулярная (безвозвратная);

- по ограничениям на жительство и работу: контрактная и деловая;

- по юридическому статусу мигрантов: легальная и нелегальная;

- по уровню квалификации: миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы.

Регулярная миграция, в свою очередь, может подразделяться на: свободное перемещение, постоянное поселение и разрешение находиться в стране в течение определенного срока.

Одним из важных путей обеспечения стабильности экономического положения предприятия в условиях перехода к рыночной экономике становится сокращение издержек производства и обращения и особенно затрат живого труда на единицу реализуемой продукции и товарооборота при возможно более полном учете и удовлетворении потребностей работника в сфере труда (по его содержательности, условиям и оплате). Решение этой задачи требует новых подходов к вопросам организации и нормирования труда на предприятиях. В качестве приоритетного направления в этой области рассматривается гуманизация труда, которая должна обеспечить высокую содержательность и оплату труда работника, соответствующую его квалификации, наиболее полное приспособление производства к человеку, активное участие работников в решении производственных задач.

Гуманизация труда предполагает применение таких форм и методов организации, нормирования и оплаты труда, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей человека, более полному использованию его трудового и творческого потенциала, сохранению его здоровья.

В этой связи изучение опыта стран с развитой рыночной экономикой (США, ФРГ, Японии и др.) в области совершенствования организации и нормирования труда представляет для наших предприятий практический интерес. Например, в этих странах получила широкое признание так называемая концепция качества трудовой жизни.

В основе этой концепции лежат следующие положения:

- справедливое и надлежащее вознаграждение за труд;

- безопасные для здоровья условия труда;

- возможность профессионального роста и уверенность в будущем;

- возможность использовать и развивать свои способности;

- хорошие взаимоотношения в трудовом коллективе;

- социальная полезность труда.

С учетом зарубежного опыта и реальных условий функционирования предприятий в период перехода к рыночной экономике каждое предприятие должно определить для себя наиболее эффективные формы организации и оплаты труда на ближайшую перспективу и разработать план их внедрения. При этом единые принципы в области организации труда, общие требования социальной защиты трудящихся в условиях перехода к рыночной экономике должны быть определены законодательством в области труда и рекомендованы предприятиям государственными органами управления.

Западные бизнесмены давно убедились в том, что вложения в человека (расходы на повышение квалификации, на здравоохранение, досуг и отдых за счет фирмы) увеличивают доходы и повышают конкурентоспособность фирмы.

Крупные фирмы используют различные формы стимулирования труда талантливых и инициативных людей, материально поощряют конкретные идеи в зависимости от их полезности, используя на эти цели 10-25 % полученного экономического эффекта в первый год работы и до 10 % в последующие годы.

Наши предприятия в последние годы стали направлять часть прибыли, остающейся в их распоряжении, на удовлетворение экономических и социальных интересов членов своих коллективов, Однако ввиду сложного финансового положения многих предприятий из-за разрыва хозяйственных связей, сильного налогового бремени объем предоставляемых за счет прибыли трудовых и социальных льгот пока незначителен.

Одновременно следует заметить, что приватизация государственных предприятий и изменение методов хозяйствования создают объективные предпосылки для эффективного использования трудовых ресурсов, сокращения потерь рабочего времени, улучшения условий труда и повышения уровня его оплаты на основе превращения работника в реального хозяина имущества предприятия и результатов труда.


2.2 Особенности рынка труда Республики Беларусь


В таблице 2.1 приведена динамика численности населения по Республике Беларусь и областям Республики Беларусь на 1 января 2009 года и среднегодовая за 2008 год.

Таблица 2.1 - Численность населения по Республике Беларусь и областям на 1 января 2009 года и среднегодовая за 2008 год (тыс. чел.)


На 1 января 2009 г. Среднегодовая численность за 2008 г.

все население в том числе все население в том числе


городское сельское
городское сельское
Республика Беларусь 9 671,9 7 148,5 2 523,4 9 680,8 7 128,2 2 552,6
Области:
Брестская 1 433,1 936,4 496,7 1 434,1 933,6 500,5
Витебская 1 265,3 914,4 350,9 1 269,3 914,1 355,2
Гомельская 1 464,5 1 056,9 407,6 1 466,5 1 055,3 411,2
Гродненская 1 102,8 759,6 343,2 1 104,7 753,2 351,5
г.Минск 1 829,1 1 829,1 - 1 821,9 1 821,9 -
Минская 1 454,0 803,7 650,3 1 457,9 802,8 655,1
Могилевская 1 123,1 848,4 274,7 1 126,4 847,3 279,1

Распределение численности занятого населения по отраслям экономики приведено на рисунках 2.1 - 2.3


Рынок труда и особенности его функционирование в Республике Беларусь

Рисунок 2.1 - Распределение численности занятого населения по отраслям экономики Республики Беларусь за 2000 г

Рынок труда и особенности его функционирование в Республике Беларусь

Рисунок 2.2 - Распределение численности занятого населения по отраслям экономики Республики Беларусь за 2007 г.


Примечание Источник: данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь


Рынок труда и особенности его функционирование в Республике Беларусь

Рисунок 2.3 - Распределение численности занятого населения по отраслям экономики Республики Беларусь за 2008 г

Примечание Источник: данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь

Как видно из данных рисунков 2.1 - 2.3, по сравнению с 2000 г. в 2007 г. произошло увеличение численности занятого населения в следующих отраслях: строительство (на 1,4 %), транспорт и связь (на 0,4 %), торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки (на 2,3 %), здравоохранение (на 0,1 %) и в других отраслях (на 1,5 %). По сравнению с 2000 г. в 2007 г. произошло снижение численности занятого населения в таких отраслях как промышленность (на 1,2 %) и сельское хозяйство (на 4,2 %) и образование (0,3 %). Начиная с 2008 г., согласно прогнозу численности и состава населения Республики Беларусь до 2025 года, ожидается сокращение населения трудоспособного возраста, что неизбежно отразится и на общей численности трудовых ресурсов страны. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. произошло увеличение численности занятого населения в следующих отраслях: промышленность (на 0,5 %), торговля (на 0,1 %), в других отраслях (на 0,2 %) и снижение численности занятого населения в таких отраслях как сельское хозяйство (на 0,5 %), транспорт и связь (на 0,1 %), здравоохранение (на 0,1 %), образование (на 0,1 %) [17].

Такая тенденция будет продолжаться и даже нарастать в течение всего прогнозного периода, что может вызвать неблагоприятные последствия в экономике и социальном развитии страны.

Если изменения в общей численности трудовых ресурсов в основном зависят от демографических факторов, то распределение по категориям (экономически активные и экономически неактивные) - от экономических. В анализируемом периоде наблюдалась тенденция части экономически активного населения и роста количества экономически неактивного населения. Относительное снижение доли экономически активного населения в этом периоде составило 2,4 %, а увеличение экономически неактивного - 36 %. С учетом значительного роста общей численности трудовых ресурсов в этом периоде можно утверждать, что несмотря на экономический рост, значительная часть населения, республики не могла получить работу или вообще не выходила на рынок труда.

В действительности, как показывают специальные исследования, экономически неактивное население увеличивалось в основном за счет нарастания таких неблагоприятных явлений, как скрытая занятость и скрытая безработица, которые не учитываются государственной статистикой.

Наиболее представительная по численности категория трудовых ресурсов - «занятые в экономике». На ее долю приходится 70% трудовых ресурсов. Важнейшие характеристики занятости - распределение по сферам и отраслям экономики, а также по формам собственности.

Согласно методике Министерства статистики и анализа, все отрасли экономики разделяются на две группы: материальное и нематериальное производство (производственная и непроизводственная сфера). Из общей численности занятых в экономике республики в среднем за 2007 г. 69% приходится на долю материального производства и 31% - непроизводственных отраслей.

Перераспределение занятых из отраслей материального производства в непроизводственную сферу - процесс закономерный. В основе лежит рост производительности общественного труда и возрастание значимости группы отраслей социально-культурной сферы, сферы услуг (образование, здравоохранение, торговля, культура, наука и др.).

Реализация активных мер политики занятости представлена данными таблицы 2.2.


Таблица 2.2 - Реализация активных мер политики занятости


1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 янв.- сент.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Обратилось в органы по труду, занятости и социальной защите 232 300 271 309 284 299 308 332 321 289 298 309 328 253,7
из них зарегистрировано безработными 192 256 207 215 215 212 216 237 242 208 206 203 201 155,4
Трудоустроено - всего 119 150 208 241 223 224 222 213 208 192 187 188 201 159,2
в т.ч. трудоустроено безработных 81,5 111 147 159 161 148 139 129 140 152 144 134 130 101,5
Направлено на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации 15,6 20,6 26,8 27,1 28,8 27,5 27,6 28,8 29,6 28,2 27,7 26,5 23,8 17,1
Создано новых рабочих мест с выделением бюджетной ссуды 920 1132 5234 8160 5865 4955 5723 4625 3517 4289 4400 3332 3258 2485
нанимателям













Оказано содействие безработным в организации предпринимательской 211 332 1226 1575 761 1572 1793 1861 1907 2247 2446 2823 2837 2148
Направлено на оплачиваемые общественные работы 57,7 74,6 132 148 125 121 117 123 131 123 113 110 101 72,7
Переселено безработных и членов их семей 38 103 182 283 277 279 287 248 187 248 318 380 332 287
Напряженность на рынке труда (число безработных на одну вакансию) 12 12 4 4 2,5 3 3 5 4 2 2 1 1 0,6
Уровень безработицы к численности экономически активного населения, % 2,9 4,0 2,8 2,3 2,1 2,1 2,3 3,0 3,1 1,9 1,5 1,2 1,0 0,9

Перед Министерствами, ведомствами и облисполкомами поставлена задача - в текущем году создать 46815 новых рабочих мест. Итоги прошедших месяцев свидетельствуют, что задание уже фактически выполнено.

Несмотря на то, что этот процесс удалось остановить, серьезную трудность представляет сегодня первичное трудоустройство молодежи, окончившей общеобразовательные школы, училища, техникумы, высшие учебные заведения. Это обусловлено отсутствием профессии у одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа безработных с достаточно большими практическими навыками. В рядах безработных около 50 % приходится на молодежную группу (в возрасте до 29 лет), а еще около 25 % - на наиболее трудоспособную группу (в возрасте 30-39 лет). В Швеции, где уровень безработицы составляет 1 %, введены дополнительные гарантии работы для лиц до 30 лет. Если молодые люди не нашли подходящую работу, они распределяются биржами труда в «Молодежные команды». Закон гарантирует им право на 4-х часовой рабочий день 5 раз в неделю.

Социальная защита безработных и членов их семей основана на Конституции, Кодексе законов о труде, Законе “О занятости населения Республики Беларусь” и других нормативно-правовых актах. В соответствии с законодательством государство гарантирует безработным предоставление особых льгот лицам, высвобождаемым с предприятий, выплату пособия по безработице и стипендии в период профессионального обучения, оказание материальной помощи членам семьи безработного, возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства.

Вместе с тем социальная защита безработных имеет и существенные недостатки. К ним относятся, в частности, чрезвычайно низкая материальная помощь, которая не обеспечивает элементарных жизненных потребностей безработного и членов его семьи. Средний размер пособия по безработице покрывает всего около 13% прожиточного минимума. Низкие пособия по безработице и отсутствие, как правило, в службе занятости подходящей работы ведут к тому, что безработные теряют всякие стимулы к регистрации. Это означает, что служба занятости не контролирует значительную часть рынка труда, тем самым не оказывая помощи в трудоустройстве и подготовке, переподготовке незанятого населения.


Рынок труда и особенности его функционирование в Республике Беларусь

Рисунок 2.4 - Состав безработных в республике Беларусь по категориям


Таким образом, в стране назрела необходимость увеличение пособий по безработице до социально оправданного уровня, соответствующего общепринятым международным нормам гарантий социальной защищенности граждан (от 10 до 60% величины минимального потребительского бюджета, в зависимости от категории безработных).

В январе - июне 2009 года в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 166,9 тыс. человек (98,9 процента к соответствующему периоду 2008 г.), из них признаны безработными 106,7 тыс. человек (99,1 процента). Включая граждан, состоящих на учете на начало 2009 года, в трудоустройстве нуждалось 222,3 тыс. человек (95,9 процента от уровня 2008 года), в том числе 144,0 тыс. безработных (94,9 процента от уровня 2008 года).

В январе-июне 2009 г. в соответствии с заданиями Государственной программы содействия занятости населения на 2009 год:

на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено 96,6 тыс. человек, из них 64,4 тыс. безработных;

направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 12,2 тыс. безработных;

на новое место жительства и работы переселено 267 семей безработных;

в оплачиваемых общественных работах приняли участие 43,8 тыс. человек, в том числе 27,3 тыс. безработных.

По состоянию на 1.07.2009 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 41,7 тыс. безработных (на 01.07.2008 - 42,7 тыс. человек). Количество вакансий в сравнении с январем текущего года снизилось и составило на 1 июля 2009 г. 45,5 тыс. (66,2 процента к уровню 2008 года).

Уровень безработицы удерживается в социально допустимых пределах. На 1 июля 2009 г. он составил 0,9 процента к численности экономически активного населения при прогнозе на конец 2009 года 1,1-1,2 процента. По областям и г. Минску уровень безработицы не выходит за рамки прогнозных показателей. Из 130 регионов республики на 01.07.2009 г. в 70 регионах уровень безработицы составлял 1 процент и ниже, в 50 регионах уровень безработицы составлял от 1,1 до 1,5 процента, в 9 регионах - от 1,6 до 2,0 процентов, выше двух процентов в одном регионе (Ганцевичском - 2,1) [18].

По данным Белстата численность занятых в экономике республики в январе-июне текущего года составила 4579,7 тыс. человек (при прогнозе на 2009 год в параметрах 4580-4650 тыс. человек).

В целях оперативного реагирования на ситуацию, складывающуюся на рынке труда, организован оперативный мониторинг регистрации граждан в органах по труду, занятости и социальной защите и использования рабочего времени на производстве.

Итоги текущего мониторинга показывают, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей.

Анализ ситуации с использованием рабочего времени на производстве в июне 2009 г. свидетельствует о колебании показателя численности работников, работавших неполное рабочее время.

По информации Белстата численность работников, работавших неполное рабочее время, составила 61,5 тыс. человек (по сравнению с июнем 2008 г. показатель увеличился в 7,6 раза). При этом показатель за июнь 2009 г. составил 111,8 процента к маю 2009 г. (55,1 тыс. человек).

Второй месяц продолжает снижаться показатель численности работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Значительно (на 15,4 процента) снизился данный показатель в июне по сравнению с маем текущего года - с 41 тыс. человек до 34,7 тыс. человек (в июне 2008 года показатель составлял 4,1 тыс. человек).

При этом численность работников, которым предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, составила 17,1 тыс. человек, или 49,4 процента общей численности работников в вынужденных отпусках, и уменьшилась по сравнению с маем на 3,8 тыс. человек (удельный вес в мае 2009 г. - 51 процент).

Таким образом, общий объем вынужденной неполной занятости в июне 2009 года увеличился по сравнению с маем на 0,2 процента и составил 96,2 тыс. человек (96,1 тыс. человек в мае 2009 г.), или 2,9 процента к списочной численности работников против 2,8 процента в мае (в апреле 2009 г. - 3,8 процента). В мае 2008 года общий объем вынужденной неполной занятости составлял 12,2 тыс. человек.

Создание в Беларуси социально ориентированной экономики требует усиления социальных амортизаторов, в частности организации системы государственного обязательного страхования от безработицы. Система страхования граждан от безработицы значительно поднимает уровень и длительность материальной помощи безработным, ориентирует безработных на активный поиск работы и трудоустройство. В результате безработные будут стремиться не только к получению высокого пособия по безработице, но и к быстрому нахождению подходящей работы, то есть к совсем иным, активным формам социальной защиты.

Учитывая опыт других стран, система государственного страхования от безработицы должна охватывать лиц наемного труда и финансироваться работодателями и работниками в соответствии со специальной шкалой: чем ниже заработок работника, тем большую долю налога платит за него работодатель. Страховая система предполагает, что гарантии получения определенного дохода в случае потери работы зарабатываются, а не предоставляются как милость. Принципиально важно становится одно - имеет ли человек право на пособие по безработице, то есть, участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового фонда.

Таким образом, для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование рынка труда.

Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства.


3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Ключевой элемент государственного регулирования рынка труда, определяющее условие занятости населения - создание рабочих мест. Политика занятости, уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих мест. Основным лимитом на рынке труда является нехватка рабочих мест, а не отсутствие квалифицированной рабочей силы. Более того, обучение и переобучение рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются соответствующие полученной специальности и квалификации свободные рабочие места.

В различных странах разрабатываются специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест. Так, в США в рамках программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе созданы сотни тысяч рабочих мест. С их помощью удалось трудоустроить значительное число безработных, снизить уровень безработицы. Создание рабочих мест в развитых странах отмечается даже при резком сокращении темпов экономического роста. Более того, если в США до нефтяного кризиса новые рабочие места начинали создаваться при достижении среднегодового роста ВВП в 2% (в Европе - 4,3%), то теперь - при росте 0,6% (в Европе - 2,0%).

Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы, позволяющие на ряду с противодействием безработице решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную. В целях повышения инвестиционной активности необходимо:

1. Расширение источников инвестиций, в том числе за счет привлечение в инвестиционную сферу сбережений населения.

2. Требуется активное участие государства в активизации инвестиционной деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.

3. Совершенствование налоговой политики. Налоги на доходы, предназначаемые на капиталовложения, должны быть значительно ниже, чем на текущее потребление. Налоговая система должна поощрять инвестиции производственного характера, а на инвестиционные кредиты должны начисляться низкие проценты.

Особо полезен для нашей страны опыт России, где разработана Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 2002 - 2006 годы.

Программа ориентирована на существенную модернизацию занятости населения на основе роста выпуска продукции конкурентоспособных на мировом рынке российских предприятий.

В Беларуси также назрела настоятельная необходимость разработки программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной целью которой должно быть изменение уровня и структуры занятости населения Беларуси на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих, развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики;

- регулирование рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;

- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

- повышения качества создаваемых рабочих мест;

- предотвращение роста и сокращение вынужденной неполной занятости и безработицы.

Программа предполагает определение потребности в создании рабочих мест, повышение эффективности использования имеющихся мощностей, формирование механизма финансирования создания рабочих мест.

Инструментом реализации Программы должна явиться Генеральная схема создания рабочих мест, отражающая общие потребности населения в рабочих местах, структуру имеющихся рабочих мест, а также необходимое количество дополнительных рабочих мест. Генеральная схема позволит обеспечить координацию усилий государственных органов в вопросах создания рабочих мест как в количественных, так и в качественных аспектах. Важнейшим условием обеспечения занятости населения, повышение конкурентоспособности граждан является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров. Преобразования экономики приводят к существенным изменениям в профессионально-квалификационной структуре рабочих мест, высвобождению рабочей силы и возникновению структурной безработицы. Чтобы безработица не стала хронической, безработные должны представлять мобильный резерв рабочей силы.

Для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда представляется целесообразным обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная система обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая широкое распространение в странах

Западной Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить для качественного выполнения производственных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями рабочего места. К преимуществам модульной системы обучения относятся:

- достаточно быстрая реакция на структурные сдвиги в экономике, удовлетворение потребности в работниках новых профессий, обеспечение подготовки специалистов необходимого уровня квалификации;

- возможность обучения лиц, различных по уровню знаний и подготовке;

- возможность самостоятельного индивидуального обучения;

- ориентация на конечный результат.

Проект внедрения модульного обучения в ряде регионов России и странах, был разработан Международным центром развития модульной системы обучения (МЦРМСО) при активной поддержке МОТ. Его цель - укрепление учебно-методической, технической и правовой базы подготовки специалистов для новых рыночных структур. Применение модульной системы обучения в Беларуси позволит, особенно в перспективе, при ускорении технологических и структурных изменений в экономике более гибко реагировать на потребности предприятий в квалифицированных кадрах, предотвратить рост безработицы.

Учитывая сложность ситуации на рынке труда в Республике Беларусь, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо: сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.

Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.

На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

Несмотря на всю сложность экономической ситуации, начиная с предприятий до области включительно должны быть составлены программы высвобождения мало- и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, непрестижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.

Необходимо закончить создание полной системы сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.

Следует в корне изменить философию отношения к Государственной службе занятости, сложившуюся сейчас. Необходимо четко понять, что служба занятости - это в первую очередь орган по оказанию услуг на рынке труда, и ее работа чаще всего сводится к организации перераспределения рабочей силы на имеющиеся вакантные рабочие места. Требовать, чтобы служба занятости создавала новые рабочие места (или даже ставить задачу), неразумно.

В части переобучения или первичного обучения безработных служба занятости со стороны работодателей должна иметь социальный ориентир - заказ, и под него из числа безработных подбирать контингент обучающихся.

Необходимо создать максимально благоприятные условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке труда.

Следует упростить процедуру выезда за рубеж на временное трудоустройство. Это позволило бы уменьшить численность безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих безработных и членов их семей, так и увеличить возможные поступления в республику валютных средств.

Целесообразно проработать, а возможно, и в законодательном плане решить вопрос об экономическом стимулировании (обязательном с одновременной выплатой пособия) лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления пенсионного возраста (при наличии трудового стажа для последующего начисления пенсии). Это создало бы существенные предпосылки для приведения численности работающих в соответствие с фактической потребностью и одновременно для трудоустройства молодежи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов). Лица предпенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли бы более широко использоваться на общественных работах, куда молодежь в силу их непрестижности идти не хочет.

Нужно последовательно проводить курс на разукрупнение предприятий, что позволит более оперативно решать вопросы ускорения освоения новой продукции и увеличения занятости, а также уменьшения влияния узкой специализации отдельных рабочих мест, требующей постоянной переподготовки кадров при изменении технологического процесса. В настоящее время именно безработные с узкой специализацией (к тому же нередко с продолжительным стажем работы по ней) испытывают наибольшие затруднения при трудоустройстве.

В сложившихся экономических условиях целесообразно ввести положение (возможно, даже законодательно), при котором преимущественное право на переподготовку как внутри предприятия (оперативное или опережающее переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях через систему Государственной службы занятости), а также право первоочередного трудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцы семьи; молодежь, окончившая учебные заведения (право первого места работы).

Необходим поиск решений процесса "выхода" молодежи на рынок труда, развитие у нее "предпринимательского чувства". Иными словами, необходимо существенное улучшение профессионального ориентирования молодежи на выбор будущей профессии, осознание ею того, что на протяжении трудового пути профессию, возможно, придется менять неоднократно.

Необходимо ускорить создание отраслевых, территориальных и республиканских объединений нанимателей, которые должны взять на себя функции отраслевых министерств, Госплана и Минэкономики по вопросам определения реальной потребности в кадрах специалистов и рабочих по отдельным профессиям и организации их последующего трудоустройства.

Поскольку структурная перестройка в республике практически не начиналась, хотя она неизбежна, важным является разработка программ обеспечения занятости по конверсионным предприятиям.

Необходимо, особенно на местах, приступить к разработке серьезных перспективных программ по обеспечению занятости населения. Инициативу в этом деле в первую очередь должны проявить местные органы власти. В разработке таких программ должны участвовать самые квалифицированные специалисты, хорошо знающие проблему, располагающие достоверной информацией о перспективах развития предприятий и отраслей региона, развитии предпринимательского сектора.

На уровне регионов необходимо как можно скорее осуществить расчеты численности работников, подлежащих высвобождению при различных экономических ситуациях.

Учитывая, что многие предприятия работают в режиме неполной рабочей недели, целесообразно организовать в нерабочие дни упреждающее (оперативное или опережающее) профессиональное переобучение за счет средств предприятий или Фонда содействия занятости по широкому спектру профессий для повышения конкурентоспособности работников на рынке труда, на котором могут оказаться и часть из тех, кто сегодня работает. Организация подобного переобучения может быть осуществлена как на предприятиях непосредственно в привычных для работающих условиях, так и через службу занятости с учетом возможного спроса на перспективные профессии на рынке труда. Упреждающее обучение (переобучение) позволил бы сократить размеры выплаты пособия по безработице в ожидании начала обучения, поскольку высвобожденный работник уже сразу регистрировался на рынке труда в качестве безработного с двумя профессиями, что расширяло возможности его трудоустройства.

В целях анализа социальных аспектов безработицы в Республике Беларусь предлагаю использовать анкетирование. Пример анкеты приведен в приложении.

Таким образом, положение дел на рынке труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается или ухудшается от степени ее изученности и управляющих воздействий на разных уровнях как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем при должной продуманности и комплексном подходе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы.

Трудовые ресурсы на современном этапе играют решающую роль в подъеме и повышении эффективности производства и решении социальных проблем. Человеческий фактор повсеместно является общепризнанным в деле инновационного развития отечественной экономики.

В Беларуси в силу специфики сложившейся ситуации, традиционные методы сокращения безработицы не могут дать тот же эффект. Основными методами должны стать стимулирование деловой активности, технологическое перевооружение и обеспечение самозанятости населения.

Белорусский рынок труда выработал своеобразные механизмы приспособления к сложившимся условиям. Формой адаптации со стороны нанимателей стала политика работы в режиме неполного рабочего дня и неполной рабочей недели, предоставления неоплачиваемых административных отпусков. Таким образом, массовым явлением в трудовых отношениях республики стала скрытая безработица, характеризующаяся вынужденной неполной занятостью. Со стороны наемных работников также действует гибкий механизм адаптации на вынужденную неполную занятость.

Во-первых, трудовое законодательство гарантирует оплату простоя по производственным причинам в размере 2/3 тарифа. «Непроизводительная» заработная плата превышает в несколько раз пособие по безработице и тем самым удерживает работников от поисков новой работы.

Во-вторых, предприятия являются дистрибьюторами государственной системы социальной защиты населения - только занятые в народном хозяйстве находятся под социальной защитой государства. Кроме того, коллективные договора предприятий предлагают для своих работников широкий круг социальных льгот и гарантий за счет своих собственных средств.

В-третьих, ответом со стороны наемных работников на скрытую безработицу стала скрытая занятость. Параллельная активность населения сосредоточена в секторах подсобного хозяйства, посреднической деятельности, рыночной торговли, оказания услуг. Ухудшение финансово-экономического состояния государственного сектора экономики и недоразвитость частного создали условия для извлечения доходов в теневом секторе, тем самым, лишив государство поступления налогов в бюджет. Основными формами неформальной занятости стали работа на условиях устной договоренности с нанимателем, самозанятость, которая не зарегистрирована и не оформлена юридически, вторичная занятость.

Относительно высокая распространенность нерегистрируемых трудовых отношений в сфере параллельной активности связана с тем, что вторая работа носит преимущественно характер случайных и кратковременных приработков. Можно отметить, что роль неформальной занятости в белорусской экономике неоднозначна. С одной стороны, можно говорить о ее позитивном влиянии на расширение занятости и повышение доходов граждан. Ведь в современных условиях участие населения в неформальной занятости, по существу, является одним из элементов его защитной реакции, адаптации к меняющейся социально-экономической ситуации. С другой стороны, усиление латентных процессов в сфере занятости уменьшает доступ к контролю и регулированию отношений между субъектами рынка труда со стороны государства и профсоюзов.

Необходимо отметить, что административный метод регулирования вопросов занятости и своеобразные формы адаптации рынка труда рассчитаны на краткосрочный период. В дальнесрочной же перспективе такие механизмы регулирования и приспособления консервируют реформирование рынка труда, осложняют макроэкономическую стабилизацию.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Азаренко А. В. Организация труда и заработной платы. - Мн.: Амалфея, 2006. - 240 с.

Волков О. И., Скляренко В. К. Экономика предприятия: курс лекций. - М.: Инфра-М, 2008. - 383 с.

Королько А. А. Современная экономика предприятия: Учебно-методическое пособие. - Мн.: ЗАО «Веды», 2003. - 527 с.

Лебедева С. Н., Мисникова Л. В. Экономика и организация труда. - Мн.: ООО «Мисанта», 2002. - 166 с.

Лобан Л. А. Экономика предприятия: Учеб. пособ. - Мн.: Веды, 2003. - 280 с.

Организация, нормирование и оплата труда: Учеб. пособие/А. С. Головачев, Н. С. Березина, Н. Ч. Бокун и др.; Пд общ. Ред. А. С. Головачева. - М.: Новое знание, 2004. - 496 с.

Пашуто В. П. Организация и нормирование труда на предприятии: Учебное пособие. - Мн.: Новое знание, 2001. - 304 с.

Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Дашков и К», 2002. - 1012 с.

Суша Г. З. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - М.: Новое знание, 2003. - 384 с.

Хрипач В. Я. и др. Экономика предприятия. - Мн.: Экономпресс, 2001. - 464 с.

Экономика предприятия: Учеб. пособие / В. П. Волков, А. И. Ильин, В. И. Станкевич и др. - 2-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2004 - 672 с.

Экономика региона: Учеб. пособие / В.И. Борисевич, П.С. Гейзлер, В.С. Фатеев и др.; под. ред. В.И. Борисевича. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 432 с.

Экономическая социология / И. К. Галко, Е. З. Ломоносов. - Мн.: Бел. Наука, 2001. - 717 с.

Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; под. ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 752 с.

Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие/ Под ред. Э.И. Лобковича. - Мн.; ООО Новое знание, 2000. - 664 с

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. - Мн.: Беларусь, 2006.


ПРИЛОЖЕНИЕ


АНКЕТА «СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ»


Министерство труда и социальной защиты населения планирует проведение социологического исследования по социальным аспектам безработицы. Нас интересует влияние безработицы на последующее положение людей в обществе и на рынке труда. Прочитайте вопрос и отметьте цифру рядом с тем ответом, который совпадает с Вашим мнением. Если ни один ответ Вам не подходит, напишите свое мнение. Пожалуйста, не пропускайте ни одного вопроса.


ОПРОС АНОНИМНЫЙ - ФАМИЛИЮ В АНКЕТЕ УКАЗЫВАТЬ НЕ НУЖНО


1. Сколько раз Вы были безработным (имеются в виду любые формы: безработные, зарегистрированные в службах занятости; безработные без регистрации; числящиеся в штате предприятия, но не работающие, или работающие неполное рабочее время)?

Один раз 1

Два раза 2

Три раза и более 3

2. Кем Вы работали до того, как впервые стали безработным?

Напишите специальность _________________________________

Напишите сферу деятельности _____________________________

3. Что стало причиной потери работы?

Уволился по собственному желанию 1

Попал под сокращение штатов 2

Предприятие было закрыто 3

Истек срок временной работы 4

Смена места жительства 5

Вынужденный переезд (беженцы) 6

Другое (напишите) _________________________________

4. Сколько лет Вы работали на последнем месте работы?

Напишите ________

Удовлетворяло ли Вас:

1 Да 2 Частично 3 Нет

5. Содержание работы 1 2 3

6. Условия труда 1 2 3

7. Размер зарплаты 1 2 3

8. Своевременность выплаты зарплаты 1 2 3

9. Дополнительные денежные выплаты 1 2 3

10. Перспективы роста 1 2 3

11. Психологический климат 1 2 3

12. Занимаемая должность 1 2 3

Другое ______________________________________________________

13. Каким Вы видите свое социальное положение в то время?

Самое высокое 1

Высокое 2

Среднее 3

Низкое 4

Самое низкое 5

14. Сколько времени Вы были безработным первый раз?

Я был(а) безработным(ой) _____ месяцев.

15. Находились ли Вы в состоянии скрытой безработицы (то есть когда считались официально работающими, но реально находились в административном отпуске без сохранения содержания или работали неполное рабочее время)?

Да 1

Нет 3

16. Были ли Вы зарегистрированы в службе занятости?

Да 2

Нет (переходите к 19 вопросу) 4

17. Как Вы считаете, помогла ли Вам служба занятости в трудоустройстве?

Да 1

Нет 2

Трудно сказать 3

18. Как Вы считаете, какую помощь работники органов занятости должны в первую очередь оказывать безработным (отметьте не более двух альтернатив)?

Предоставлять сведения о вакантных местах 1

Предоставлять возможность профессионального переобучения 2

Проводить профессиональное ориентирование 3

Оказывать психологическую поддержку 4

Другое (напишите, что именно) _________________________________

19. Каким образом Вы нашли свое последнее место работы?

Через биржу труда 1

Через управление занятости 2

Через агентство по найму 3

Через отделы кадров предприятий 4

Через родственников и друзей 5

По телевизионным, газетным и журнальным объявлениям 6

Занялся предпринимательской деятельностью 7

Другое ______________________________________________________

Вопросы с 20 по 31 относятся к той работе, на которой Вы работали последний раз или работаете в настоящее время

20. Кем и в какой сфере Вы работали (или работаете)?

Напишите специальность _________________________________

Напишите сферу деятельности _____________________________

Удовлетворяет (удовлетворяло) ли Вас:

1 Да 2 Частично 3 Нет

21. Содержание работы 1 2 3

22. Условия труда 1 2 3

23. Размер зарплаты 1 2 3

24. Своевременность выплаты зарплаты 1 2 3

25. Дополнительные денежные выплаты 1 2 3

26. Перспективы роста 1 2 3

27. Психологический климат 1 2 3

28. Занимаемая должность 1 2 3

Другое ______________________________________________________

29. Хотели бы Вы сменить место работы?

Нет, не хочу 1

Иногда думаю об уходе 2

Уже ищу другое место работы 3

Решил сменить профиль работы 4

Затрудняюсь ответить 5

30. Работаете (работали) ли Вы дополнительно по отношению к основному месту работы?

Да 1

Нет (переходите к вопросу 32) 2

31. Если «да», то кем и в какой сфере Вы работаете (работали)?

Напишите специальность ___________________________________

Напишите сферу деятельности _______________________________

32. Каким Вы видите свое социальное положение в настоящее время?

Самое высокое 1

Высокое 2

Среднее 3

Низкое 4

Самое низкое 5

33. Что для Вас важно в работе (выберите что-то одно)?

Престиж 1

Содержание работы 2

Общественная значимость работы 3

Заработная плата 4

Другое ___________________________________________

34. Как Вы относитесь к безработице в нашей стране?

Это безусловное зло 1

В этом явлении есть положительные и отрицательные стороны 2

В разумных пределах она необходима 3

Затрудняюсь ответить 4

35. Какую заработную плату в месяц Вы считаете приемлемой для себя?

Напишите _____________________________________

36. Как Вы оцениваете перемены последнего десятилетия в нашей стране?

В целом положительно 1

Преимущественно положительно 2

Нейтрально 3

Преимущественно отрицательно 4

В целом отрицательно 5

37. Кто по Вашему мнению должен обеспечить работой конкретного человека?

Государство 1

Сам человек 3

Другое (напишите) _________________________________

38. Не было ли у Вас желания заняться предпринимательской деятельностью?

Да, я думал об этом (переходите к вопросу 39) 1

Нет (переходите к вопросу 40) 2

Я уже занимаюсь (переходите к вопросу 40) 3

39. Что мешает Вам заняться предпринимательством?

Отсутствие капитала 1

Отсутствие личных качеств 2

Нестабильность экономики 3

Отсутствие связей 4

Недостаток знаний 5

Недостаток здоровья 6

Другое (напишите) _________________________________

А теперь несколько вопросов о Вас лично (напоминаем, фамилию указывать не нужно)

40. Ваш пол?

Мужской 2

Женский 4

41. Сколько Вам лет?


До 20 20–24 25–29 30–34 35–39 40–44 45–49 50–54 Свыше 55
1 2 3 4 5 6 7 8 9

42. Какое у Вас образование?

Неполное среднее 1

Общее среднее 3

ГПТУ, СПТУ 5

Техникум 7

Вуз 9

43. Каков среднемесячный доход в Вашей семье на одного человека (с учетом поступлений из всех источников)?

Напишите сумму _______________

44. Численность Вашей семьи __________ чел.

Большое спасибо за ответы!

Похожие работы:

  1. • Рынок труда и особенности его функционирования в ...
  2. • Рынок труда и особенности его функционирования в России
  3. •  ... Местное самоуправление в Республике Беларусь
  4. • Государственное регулирование инвестиционной деятельности в ...
  5. • Порядок назначения референдумов в Республике ...
  6. • Источники конституционного права Республики Беларусь
  7. • Полномочия президента республики Беларусь в бюджетном ...
  8. • Система органов государственного управления в ...
  9. • Принципы действия уголовного закона Республики ...
  10. • Международное право в правовой системе Республики Беларусь
  11. • Национальный банк Республики Беларусь и его роль в ...
  12. • Управление иностранными делами
  13. • Правовое регулирования рынка земли в Республике ...
  14. • Совет министров и Правительство Республики Беларусь, их ...
  15. • Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в ...
  16. • Управление в области государственной безопасности Республики ...
  17. • Положение молодёжи на рынке труда Республики Беларусь
  18. • Совет Министров Республики Беларусь
  19. • Гражданство Республики Беларусь
Рефетека ру refoteka@gmail.com