Рефетека.ру / Экономика

Шпаргалка: Прогнозирование и планирование на предприятии

1. Планирование производственной мощности (проектная, действующая, ведущая). Учет факторов, влияющих на нее


Производственная мощность предприятия зависит, прежде всего, от наличия производственных площадей и технологического оборудования. Однако наличие самого совершенного оборудования и технологий еще не характеризует эффективную работу предприятия. Важным фактором является организация производства, состав и квалификация кадров, своевременность и полнота поставки сырья, материалов, топлива, комплектующих элементов и др. материальных ресурсов. Поэтому показатель "производственная мощность" является комплексным, учитывающим все основные производственные факторы. Он выражает способность предприятия производить максимальный объем продукции, работ и услуг в запланированной номенклатуре. Измерителем производственной мощности в условиях массового и крупносерийного производства является выпуск продукции в натуральном выражении (штуках, единицах), либо любом другом выражении. В серийном производстве мощность измеряется в условно-натуральных единицах. В единичном производстве – в нормо-часах или стоимости изделия.

Различают:

-- проектную (теоретическую, паспортную)

-- производственную мощность

-- практическую (действующую) мощность. Проектная мощность равна объему хозяйственных операций (выпуску товаров, услуг, выполнению работ), который может быть достигнут в идеальных условиях, т.е. когда влияние отрицательных факторов сведено к минимуму.

Практическая (действующая) мощность учитывает все допустимые и неизбежные потери рабочего времени (ремонт оборудования, технологические и другие перерывы в работе) при нормальной степени эффективности работы оборудования.

Факторы влияющие на ПМ:

1- ОПФ(основа ПМ)

2- стр-ра ОПФ

3- качеств-е хар-ки

4- ур-нь оптимиз-ции труда и произ-ва

5- ур-нь квалиф-ии персонала

6- использ-е ПМ

7- планируем. ТЕ произв. программы

8- своеврем-ть поставки сырья и материалов


2. Планирование конкурентоспособного ассортимента. Определение "рыночной адекватности продукта"


Планирование номенклатуры и ассортимента (продуктовой программы) – это определение такого набора производимой продукции, производство которого позволяет максимально использовать ресурсы предприятия и сделать поступление прибыли независимым от жизненного цикла продукта. Отсюда, основными целями продуктового планирования являются:

- достижение сбалансированности производства, т.е. полного и эффективного использования производственной мощности предприятия;

- снижение риска, вызванного перепадами спроса на отдельные виды продукции.

При планировании номенклатуры и ассортимента на предприятии возникает противоречие: с одной стороны, разнообразная номенклатура и широкий ассортимент увеличивают возможности сбыта, с другой – это требует специального оборудования и частой его переналадки, следовательно, растет себестоимость продукции.

Компромиссом является унификация многочисленных узлов, деталей и других компонентов различных типов продукции. Это позволяет использовать в производстве единую технологию, оборудование, обеспечивая для потребителей известную (внешнюю) степень многообразия.

Многообразие номенклатуры зависит, прежде всего, от отраслевой принадлежности предприятия. Существуют однопродуктовые производства, имеющие непрерывный технологический процесс, например, производство цемента, кирпича, бетонных блоков и т.п.

Большинство же предприятий выпускают несколько видов продукции. При большом их количестве продукция разбивается на товарные группы (линии), объединенные каким-либо признаком: общей технологией изготовления, общими каналами сбыта, общей ценовой политикой и т.п.

Подбор продуктового портфеля по принципу связанности продукции (технологической, сбытовой) позволяет предприятию добиться получения синергетического эффекта.


3. Производственная программа: структура, этапы разработки


В этом разделе д/б учтено:

1 - какой набор товаров будет производ-ся (номенк-ра, ассорт-т)

2 - в каком кол-ве будет произв-ся кажд. товар;

3 - какие структ-е ед-цы предпр-я будут производить конкретн. товар

4 - в какие сроки будут распределены товары по производителям

3,4 – задачи оперативн. планир-ия.

Планир-е начин-ся с марккетинг. исслед-ий, опр-ся возможные потребители и формир-ся портфель заказов. Этот портф. включает в себя 3типа договоров:

1-текущие заказы-обеспеч-т ежедневн. работу пред-ия.

2-среднесрочн. заказы – срок исполнения 1 год и больше.

3-перспективн. заказы-прогноз спроса на 2-5 лет.

Если у пред-ия нет договоров, то начин-ся произ-во нового продукта, что не рекоменд-ся, т.к. оч. большой риск.

Чтобы не упустить возмож-ть, необх-мо подготовить тех.докуменцию, рассчитать цену и с/сть, изучить рынок, разработать кампанию по продвижению.


4. Планирование ассортимента: учет ЖЦТ. Согласование объемов и сроков выпуска продукции по стадиям и циклам


При разработке производственной программы на машиностроительных предприятиях важным моментом является согласование объемов и сроков выпуска по стадиям и циклам производства. Для решения этой проблемы в планировании применяют цепной метод, т.е. производственные планы отдельных подразделений составляются в порядке, обратном ходу технологического процесса.


Прогнозирование и планирование на предприятии

Прогнозирование и планирование на предприятии- направление планир-я

- ход технологич. процесса


Особую сложность представляет планирование объема производства на предприятиях с сезонным колебанием спроса.

Здесь возможны следующие варианты:

-- производственная мощность сориентирована на максимальный спрос, и объемы выпуска планируются в соответствии с колебаниями спроса (принцип синхронизации).

-- объем производства рассчитывается по усредненному спросу (принцип эмансипации).

-- в продуктовую программу предприятия включают дополнительный продукт, сезонные колебания спроса на который прямо противоположны традиционному продукту (принцип диверсификации).


5. Текущее планир-е, его значение для деят-ти пр-ия. Структура годов. плана


Тек. план-е – план-е на краткосроч. период времени. Текущее планирование основывается на стратегическом плане, в котором определены основные направления деятельности предприятия в определенном временном интервале, в частности, разработаны "поля бизнеса" на перспективу.

Годовой план – расчет сис-мы пок-ей в кот-х конкретизир-ся цели и задачи стратегич. плана. Текущ. план – совок-ть планов развития кажд. локального потенциала пред-я, т.е. всех видов деят-ти и всех рес-ов.

Текущий план обязательно включает в себя 6 осн. элементов:

1- план про-ва (об. про-ва в натур. и стоимост. выражении;об.реал-ии в нат. и стоимостн. выражении)

2 – ресурсн. обеспечен-ть заданий произв-й программы (величина мощности пред-ия; величина оборот. фондов; величина оборотн. ср-в; величина труд. рес-ов)

3 – оценочн. пок-ли (себ/сть прод-ии; ПТ; прибыль; рентаб-ть и т.д.)

4 – финанс. обязат-ва (платежи в бюджет; платежи по кредиту и %)

5 – соц. развитие (развитие непроизв. сферы; улучш-е усл-ий и охраны труда; подготовка и переподготовка кадров)

6 – природоохранные мероприятия.

6. Характеристика показателей, применяемых при составлении планов. Методы расчетов ТП, ВП, РП.


В целом, годовой план предприятия включает широкий круг показателей, которые, как правило, выделяются в аналитической записке к годовому плану. Это:

--- финансовые показатели

(объем реализации, прибыль, платежи в бюджет, выплаты кредита, фонд оплаты труда и пр.);

--- структурные показатели (структура персонала, соотношение кредиторской и дебиторской задолженностей, доля финансирования за счет собственных средств и пр.);

--- качественные показатели (рентабельность, производительность, фондоотдача, обновление кадров, оснащенность электронной техникой и пр.).

--- количест-ые пок-ли (ТП, РП,ПТ, ССЧ, кол-во оборуд-ия)

Итоговым показателем производ. программы явл. товарная продукция (ТП). Этот показатель включает в себя всю готовую продукцию, предназначенную для реализации.


ТП = Vi * Цi


Vi – об. i –ой продукции

Цi – цена

Кроме показателя товарной продукции при составлении годового плана рассчитывается объем незавершенного производства (НЗП), валовая (ВП) и реализованная продукция (РП).


Прогнозирование и планирование на предприятии

НЗП – норматив незавершенного производства (руб.);

Вс – среднесуточный выпуск продукции (шт.);

Тц – длительность производственного цикла (дн.);

Сн – плановая себестоимость изделия (руб./шт.);

Кнз – средний коэффициент нарастания затрат по изделию (принимается в пределах от 0,65 до 0,75).

Валовая продукция представляет сумму товарной продукции, затр. на работы промыл. хар-ра и остатков незавершенного производства (ΔНЗП)


ВП = ТП + Рпром. + Инстр. + ΔНЗП


Объем реализованной продукции является основным конечным показателем, характеризующим работу предприятия.


Прогнозирование и планирование на предприятии


Он – остаток годовой продукции на складах предприятия на начало года (руб.);

Ок – то же на конец года (руб.).


7. Показатели, используемые при план-ии мощн-ти


Планирование производственной мощности сводится к определению мощности на начало планируемого периода (входная), на конец этого срока (выходная) и среднегодовой, т.е. средневзвешенной из величин мощности в отдельные отрезки данного планового периода.


Прогнозирование и планирование на предприятии


где: Мср – мощность среднегодовая;

Мвх – мощность входная;

Мвв – сумма вновь вводимой в течение года мощности;

П – время (месяцы), в течение которых будет работать вновь вводимые мощности;

Мвыб – сумма выбывающей в течение года мощности;

Р – время (месяцы), которое выбывающая мощность не доработала до конца года.

Величина среднегодовой мощности предприятия является основой для выполнения производственной программы. При этом, чем более трудоемкую продукцию выпускает предприятие, тем меньше (при прочих равных условиях) будет его мощность.

На основе расчета произв. мощности отдельных цехов и групп оборудования рассчитывается коэффициент (Ксопр) сопряженности, который позволяет определить "узкие места" и впоследствии в оперативном планировании добиться ритмичности работы оборудования.

Коэффициент сопряженности показывает насколько мощность одного цеха согласовывается с мощностью других цехов.


Прогнозирование и планирование на предприятии


где: М1, М2 – мощности цехов (групп оборудования), между которыми определяется Ксопр;

Ру – удельный расход продукции первого цеха, который требуется для изготовления продукции второго цеха.

Особо важно рассчитать коэффициент сопряженности для мощности ведущего цеха, т.е. того, в котором сосредоточено оборудование для основных и наиболее массовых операций (ведущая мощность) и мощности других цехов.

В некоторых цехах результаты работы зависят от пропускной способности производственных площадей (литейный цех, участок формовки, сборочный цех). В этих случаях мощность определяют по формуле:


Прогнозирование и планирование на предприятии


где: S – полезная площадь цеха (м2);

Фэф – эффективный фонд времени использования площади (час);

Ти – количество квадратных метро-часов на изготовление единицы продукции.

Производственная программа выражает спрос на продукцию предприятия, поэтому главной задачей является согласование мощности предприятия со спросом на продукцию.

Если производственная мощность больше спроса, то необходимо интенсивное изучение рынка для нахождения новых потребителей продукции и полного использования имеющееся мощности. В противном случае затраты на содержание оборудования становятся фактором, увеличивающим себестоимость продукции


8. Балансовый метод план-я произв. мощности. Коэф. использ. мощности. Коэф. сменности


Основным методом планирования производственной мощности является балансовый метод. Он позволяет обосновать производственную программу расчетом мощности, а также выявить потребности в реальных инвестициях для наращивания производственной мощности.

Баланс производственной мощности включает:

Мощность на начало планового периода (Мнг), которая определяется по наличному оборудованию.

Прирост мощности за счет различных факторов (приобретения нового оборудования, модернизации, реконструкции и т.п.) (ΔМ).

Уменьшение мощности за счет выбытия (Муб).

Изменение мощности за счет изменения номенклатуры, ассортимента продукции, режима работы предприятия (ΔМизм).

Мощность на конец планируемого периода (Мвых).

Среднегодовую мощность, определяемую по формуле

Коэффициент использования среднегодовой мощности


Прогнозирование и планирование на предприятии


где: Vпл(факт) – плановый или фактический объем выпуска продукции.

Если Кисп<1, то это значит, что производственная программа полностью обеспечена производственными мощностями и на предприятии имеются резервы. Их оптимальная величина 10-20%.

При планировании производственной мощности важно определить коэффициент сменности работы оборудования. Чаще всего его определяют по фактическому графику работы оборудования:


Прогнозирование и планирование на предприятии


где: п1, п2, п3 – количество оборудования, работающего в первую, вторую и третью смены.

Расчет Ксм этим методом позволяет использовать данный показатель в экономическом анализе.

В планировании применяется другой метод расчета коэффициента сменности:


Прогнозирование и планирование на предприятии


где: Т1 – машино-емкость производственной программы;

Фр – располагаемый фонд времени работы оборудования;

п – число оборудования, используемого для выполнения производственной программы.


9. Планир-е обеспеч-ти произв. Программы материал. Рес-ми. Расчет потребности


Материальные ресурсы (предметы труда) являются составной частью ресурсного потенциала предприятия. По структуре они представляют собой такие элементы как сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, запчасти и т.п. Специфика планирования этого вида ресурсов заключается в том, что они могут приобретаться любыми партиями и хранятся на складе. Это предопределяет 3 основных задачи, возникающих при планировании материальных ресурсов:

Определение общей потребности в каждом виде ресурсов.

Определение объема запасов, т.е. количества ресурсов, которое должно быть на складе, чтобы не произошел сбой в производстве.

Определение размера заказа каждой последующей партии.

Планирование потребности в материальных ресурсах ведется по каждому виду, марке и размеру материала для всей номенклатуры продукции, работ и услуг. При многономенклатурном производстве такой просчет потребностей является очень трудоемким. Выходом может стать комплектование номенклатурных единиц в группе, для которых необходимо одинаковое сырье, т.е. стандартизация по типу агрегатирования.

Расчеты потребностей в материальных ресурсах могут выполняться как в натуральных, так и в стоимостных измерителях.

В основе определения потребности в материальных ресурсах лежит производственная программа (что и в каких количествах будет производиться) и спецификации (детали, необходимые для изготовления каждого изделия). Планирование начинается снизу, т.е. со спецификации.

Потребность чаще всего рассчитывается методом прямого счета, т.е. рассчитывают норму расхода на данную деталь и умножают ее на количество таких деталей.

При определении нормы расхода металла и других материалов в расчет закладываются технологические расходы и потери.


10. Планир-е обеспеч-ти произв. Программы материал. Рес-ми. Расчет запасов


Планирование запасов (текущего и страхового) заключается в определении того количества ресурсов, которое должно находится на складе. Проблема планирования запасов возникает по 2-м причинам: во-первых, потребности в ресурсах нельзя рассчитать с абсолютной точностью, тем более, что в течение планового периода можно измениться как спрос на продукцию предприятия, так и цена на ресурсы; во-вторых, нет полной уверенности в том, что поставщики доставят ресурсы в запланированные сроки. Основой для расчета запаса (З) являются следующие данные:

годовая потребность в данном ресурсе (Тiг);

количество поставок в год (n);

среднесуточная норма расхода ресурса (Тiс);

норма запаса данного вида ресурсов (в днях) (Мi).

Используя эти данные расчет величины запаса можно произвести одним из двух способов:


Прогнозирование и планирование на предприятии

Либо:


Прогнозирование и планирование на предприятии


При расчете нормы запаса учитывают как текущий, так и страховой запас. Последний необходим на случай непредвиденных трудностей при транспортировке, неожиданного роста спроса, следовательно, увеличения суточного потребления ресурса вследствие расширения производства, длительного срыва поставки. Создание страхового запаса требует дополнительных расходов в виде роста складских издержек, но без этого возможный срыв производства обернется куда более значительными расходами.


11. Планир-е обеспеч-ти произв. Программы материал. Рес-ми. Опр-е оптим-й величины заказа


Планирование размера заказа сводится к определению его оптимальной величины. Ограничителем здесь является максимальная емкость склада (пространственное ограничение) и величина удельных затрат как сумма закупочных затрат и затрат на хранение Эти затраты должны стремиться к минимуму (экономической ограничение)

Математически оптимальный размер заказа подсчитывается по формуле:


Прогнозирование и планирование на предприятииПрогнозирование и планирование на предприятии


где: Прогнозирование и планирование на предприятии- оптимальная величина заказа;

а – ежедневная норма потребления;

в – фиксированные затраты;

j – установленная норма складских расходов для единицы заказанной партии.

Вывод данной формулы (она получила название "Формула Вильсона") содержится в любом учебнике по логистике.

Построение "Логистической цепи" создает возможность управлять материальными потоками как единой системой по всему пути продвижения ресурса от поставщика через изготовителя до потребителя.


12. Расчет потребности в персонале: задачи, этапы


Персонал предприятия (трудовые ресурсы) представляет собой совокупность работников определенных категорий и профессий, связанных с данным предприятием трудовым договором.

Планирование персонала предприятия включает следующие задачи:

Определение общей потребности в работниках.

Определение структуры персонала, т.е. соотношения между отдельными категориями работников.

Определение численности различных категорий персонала.

Расчет величины средств на заработную плату и социальные нужды.

При разработке плана персонала используются следующие показатели: численность работников; фонд заработной платы; ПТ; средняя заработная плата; величина премиальных выплат. Информация, необходимая для планирования персонала содержится практически во всех разделах планы предприятия. Численность персонала для выполнения планируемой производственной программы передается:

По категориям персонала, в т.ч.:

промышленно-производственный персонал: рабочие основные и вспомогательные; руководители; специалисты; служащие; ученики; охрана-непромышленный персонал, т.е. работники транспорта, комбинатов питания и др. сфер социального обеспечения.

По профессиям, специальностям, квалификации.

По цехам, отделам, подразделениям и др. структурным звеньям предприятия.

Для расчета плановой численности рабочих используют разные методы в зависимости от того, о какой категории рабочих (основных или вспомогательных) идет речь.


13. Расчет числ-ти по категориям работающих. Методы расчета числ-ти


Для расчета плановой численности рабочих используют разные методы в зависимости от того, о какой категории рабочих (основных или вспомогательных) идет речь.

Первый метод – расчет численности по трудоемкости работ. Это метод позволяет рассчитать численность основных и вспомогательных рабочих, занятых на нормируемых работах (Чн).


Прогнозирование и планирование на предприятии


где: Тпр – трудоемкость производственной программы (нормо/час);

Кв – коэффициент выполнения норм;

Фпл – плановый полезный фонд времени на 1 рабочего (час).

Второй метод расчета численности – по нормам обслуживания (Чоб) применяются только для расчета плановой численности вспомогательных рабочих. Расчет осуществляется по формуле:


Прогнозирование и планирование на предприятии

где: Ооб – объем работ по обслуживанию;

Ср – сменность работ;

Ноб – число единиц оборудования производственных площадей и т.п., обслуживаемое одним (или группой) рабочих;

Кнор – коэффициент эффективного использования номинального фонда времени, который берется из данных расчета баланса рабочего времени.

Третий метод расчета численности рабочих – по рабочим местам (Чр.м). Этим методом осуществляют расчета численности как основных, так и вспомогательных рабочих, которые выполняют работы по управлению оборудованием, либо контролю за технологическим процессом. Расчет осуществляется по формуле:


Прогнозирование и планирование на предприятии


где: Кр.м – количество рабочих машин;

Чр – число рабочих, необходимых для обслуживания одной машины;

Ср – число смен работы машин;

Кнор – коэффициент эффективного использования номинального фонда времени.


14. Явочная и ссч. Расчет дополн. Потреб-ти в персонале


Явочный состав производственных рабочих. - это численность рабочих, которое должны быть на работе ежедневно для обеспечения нормального хода производства. Однако aґpriori предполагается, что часть рабочих не будет присутствовать на работе по каким-либо причинам (болезнь, учеба, отпуск и т.п.).

Поэтому показатель явочной численности корректируется на коэффициент, позволяющий определить списочную численность, т.е. то количество работников, которое должно быть в штате предприятия.


Прогнозирование и планирование на предприятии


где: Ксп – коэффициент списочной численности;

Тэф, Тном – соответственно эффективный и номинальный фонды рабочего времени. Это соотношение равно примерно 0,9, т.е. списочное число рабочих больше явочного примерно на 10%.


Прогнозирование и планирование на предприятии


На планировании потребности остальных категорий определяется только их списочный состав, т.к. специалисты, служащие, руководители могут выполнять функции отсутствующих специалистов.

При расчете могут использоваться нормативы численности административно-управленческого персонала по отраслям и видам деятельности, либо эти расчеты проводятся по специально разработанным на предприятии нормативам. В настоящее время существуют модели, позволяющие определить потребности в управленческом персонале в зависимости от функций, выполняемых специалистами различных категорий. Например, численность специалистов, занятых управлением трудовыми ресурсами предприятия, можно определить по формуле:


Прогнозирование и планирование на предприятии


Произведенный расчет плановой потребности в персонале (Чпл) сопоставляется с количеством и структурой фактического персонала предприятия (Чф). Это позволяет выявить дополнительную потребность (Чдоп) в кадрах определенной категории.


Прогнозирование и планирование на предприятии


Дополнительная потребность в персонале складывается под воздействием 2-х факторов: в связи с увеличением объемов производства и в связи с необходимостью возмещения убыли фактического персонала в рамках планового периода (увольнение, уход на пенсию и т.п.).


15. Расчет числ-ти персонала с учетом мероприятий по повыш-ю пт


Эффективность труда основных рабочих, как было указано выше, связана с мероприятиями по повышению производительности труда, реализация которых позволяет: во-первых, высвободить часть работников и тем самым покрыть дополнительную потребность в кадрах; во-вторых, сократить долю ручного, тяжелого и малопривлекательного труда, что имеет большое социальное значение; в-третьих, повысить размер оплаты труда персонала за счет выполнения большего объема работы; в-четвертых, снизить затраты на единицу продукции, что повышает, при прочих равных условиях, конкурентоспособность предприятия, обеспечивает его финансовую устойчивость.

В машиностроении производительность труда измеряется двумя основными показателями: выработкой и трудоемкостью.

Выработка выражается в натуральной либо стоимостной форме и определяется по формуле:


Прогнозирование и планирование на предприятии

где: ПТв – выработка продукции на одного среднесписочного работника;

V – объем товарной (валовой или реализованной) продукции (в натуральный или стоимостной показателях);

Чср.сп – среднесписочная численность работников (или рабочих) (чел.).

Производительность труда по показателю трудоемкости определяется по формуле:


Прогнозирование и планирование на предприятии


где: ПТт – производительность труда (трудоемкость единицы продукции) (чел./час);

t – количество отработанного времени (затраты труда на весь объем продукции) (чел./час).

Для расчета численности работников, высвобождающихся за счет роста производительности труда, используют метод планирования производительности труда по факторам. Расчет ведется в 6 этапов.

I этап. Определяется, какое количество работников должно быть на предприятии для выполнения планируемого объема производства при условии, что производительность труда (выработка) останется на уровне базисной.

II этап. Составляется список факторов, влияющих на рост производительности труда.

III этап. Рассчитывается в рабочей силе (высвобождение численности) по каждому фактору

IV этап. Определяется общая экономии рабочей силы за счет всех факторов

V этап. Исходная численность персонала корректируется на величину высвобождения.

VI этап. Определяют кадровую политику в плановом периоде. Если рассчитанная величина будет меньше фактической численности персонала предприятия, то планируется увольнение части работников по сокращению кадров. Если больше – то осуществляется найм дополнительных работников.


16. План-е затрат на содерж-е персонала: расчет фонда з/пл


Определение плановой численности персонала предприятия позволяет рассчитать сумму денежных средств, которые должны быть выплачены в планируемый период работникам в качестве вознаграждения за их труд, т.е. определить плановый фонд заработной платы. По структуре фонд заработной платы включает выплаты работникам по тарифным ставкам, окладам и сдельным расценкам, а также премии из фонда заработной платы и всех видов доплат к основной заработной плате.

Наиболее простым методом является укрупненный расчет, который производится по формуле:


Прогнозирование и планирование на предприятиигде: ФЗПпл – планируемый фонд заработной платы (руб.);


ФЗПб – фонд заработной платы за базисный год (руб.);

Ко – коэффициент роста объема производства;

Эобщ – изменение численности в связи с ростом производительности труда (чел.);

ЗПср – среднегодовая заработная плата 1 работника в базисном году (без выплат из фонда материального поощрения) (руб.).

Метод прямого счета основан на определении плановой численности по категориям персонала и их среднегодовой заработной платы, т.е.:

Прогнозирование и планирование на предприятии


где: Чiпл – плановая численность i-й категории персонала (чел.);

ЗПiпл – планируемая среднегодовая заработная плата одного работника i-й категории персонала (руб.);

i=1, 2, 3…, n – категории персонала.


17. План-е затрат на содерж-е персонала: поэлементн. Метод. Бестарифн. Модель з/пл


Поэлементный метод предполагает расчет заработной платы для различных категорий работников с учетом форм оплаты труда (сдельная, повременная, бестарифная).Для рабочих-сдельщиков плановый фонд заработной платы определяется по формуле:


Прогнозирование и планирование на предприятии


где: Vi – объем продукции i-го вида (шт.);

Рi – расценка за единицу продукции i-го вида (руб.);

i=1, 2, 3…, n – виды продукции.

Для рабочих-повременщиков плановый фонд заработной платы рассчитывается по формуле:


Прогнозирование и планирование на предприятии


где: Тч – часовая тарифная ставка рабочего-повременщика i-го разряда (руб.);

Чi – численность рабочих-повременщиков i-го разряда (чел.);

i=1, 2, 3…, n – число разрядов;

Фiпл – плановый фонд рабочего времени рабочего i-го разряда.

Фонд заработной платы руководителей, специалистов и служащих определяются по должностным окладам с учетом отработанного времени:


Прогнозирование и планирование на предприятии


где: Омi - месячный оклад i-ой группы специалистов (руб.);

Чi – численность работников i-ой группы (чел.);

Фм – число месяцев в году (12);

i=1, 2, 3…, n – число работников с одинаковыми окладами.

Поэлементный расчет фонда заработной платы позволяет определить величину основной заработной платы. В состав фонда заработной платы входит также дополнительная заработная плата, т.е. выплаты, для всех категорий персонала, которые обусловлены трудовым законодательством.

На основе поэлементного метода, с учетом дополнительных выплат общий фонд заработной платы персонала (ФЗПо) рассчитывается по формуле:


Прогнозирование и планирование на предприятии


где: ФЗПсд, ФЗПпов, ФЗПспец – плановые фонды заработной платы сдельщиков, повременщиков, специалистов, включающих основную и дополнительную заработную плату; ФЗПнп – фонд заработной платы непромышленного персонала, рассчитанный на основе штатного расписания, должностных окладов и тарифных ставок.В последние годы на предприятиях машиностроения все чаще используется бестарифная модель организации заработной платы, при которой заработок каждого работника ставится в полную зависимость от конечных результатов работы трудового количества. Эта модель может применяться в отдельных подразделениях предприятия при наличии ряда предпосылок. Во-первых, можно точно учесть вклад данного подразделения в общий итог работы предприятия. Это позволяет определить долю фонда оплаты труда данного подразделения в общих расходах предприятия на оплату труда. Во-вторых, существует зависимость зарплаты каждого работника от коллективных результатов труда. В-третьих, можно определить вклад каждого работника в коллективный результат. В этом случае – зарплата каждого работника (ЗПi) определяется по формуле:


Прогнозирование и планирование на предприятии


где: Кi – коэффициент, показывающий, во сколько раз оплата труда данного i-го работника выше минимальной;

n – общая численность работников предприятия (подразделения), использующего бестарифную систему;

Прогнозирование и планирование на предприятии- сумма значений коэффициента Кi по всем работникам предприятия;

ФЗП – объем средств, предназначенный на заработную плату.


18. Планир-е сбыта: задачи, этапы, пок-ли


План сбыта на предприятии разрабатывается в составе общего плана маркетинга, т.к. сбыт продукции является важнейшим его элементом. Значение плана сбыта заключается в том, что он завершает планирование работы предприятия, т.е. цикл: закупка ресурсов – производство – реализация (сбыт). Одновременно, план сбыта является основой для составления смет расходов на производство и реализацию товаров.

Методы составления прогноза сбыта:

1-нормативный

2-метод статистич. вероятностей.

1. нормативный метод.

Прогноз сбыта в 3 этапа:

1- опр-ся текущий спрос на прод-ю пред-я.

2- опр-ся доля рынка пред-я

3- планир-е будущего товарооборота

2. метод статистич. вероятн-й

Разраб-ся 3 вида прогноза:

О – оптимист.прогноз

М – наиболее вероятный прогноз

П – писсемистич. Прогноз


19. Планир-е цены: роль, принципы, факторы, стр-ра


При планировании цены и ценовой политики акцент делается на следующих проблемах:

выборе методов ценообразования;

выявлении факторов, влияющих на уровень цен;

разработки политики цен, т.е. системы стандартных правил определения цен для типовых сделок по продаже товаров предприятия;

разработки политики цен на новую продукцию, выпускаемую в плановом периоде.

Магическ. треугольник цен.


Прогнозирование и планирование на предприятии


1-учет интересов пред-я

2-учет интересов потребителей

3-ориентация на действия конкурентов


Планирование цены осуществляется в 2 этапа:

1. Определяется базовая цены, т.е. цена без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных и других компонентов. Этот расчет осуществляется одним из вышеназванных методов.

2. Определение цены с учетом всех названных компонентов.


20. Методы планир-я цены


При расчете цены используются следующие методы.

1. "Издержки плюс". Этот метод называют еще затратным, т.к. он учитывает полную себестоимость продукции, к которой добавляется наценка по уровню планируемой рентабельности. Это самый распространенный метод, его преимуществом является то, что в цене учитываются затраты на производство и сбыт продукции, которые могут быть достоверно определены. Недостатком этого метода является то, что при нем не учитываются особенности покупательского спроса и конкуренции.

2.Метод добавленной стоим-ти.

Часто испол-ся при наращивании об. произ-ва или при изгот-ии единичн. видов изд-й.


Ц = Сумма всех мат.затр. + Доб.сто-ть


3.метод рентаб-ти инвестиций

Рассчит-ся полная себ-ть + прибыль. Примен-ся вслучае если фирма производит новый для себя товар, но на рынке этот товар уже есть.

4. метод маркетинг-х оценок.

Оценивают готовность потреб-ей купить товар по данной цене.


21. Планир-е издержек (сметный, сводный, калькуляционный)


При составлении сметы затрат на машиностроительных предприятиях используются следующие методы: сметный метод, сводный метод и калькуляционный метод.

Сметный метод основан на определении всех затрат на производство и реализацию по данным соответствующих разделов годового плана. например, все материальные затраты (на основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, электроэнергию) определяются на основе плана годовой потребности в материальных ресурсах; затраты на содержание персонала (основная и дополнительная заработная плата) на основе плана по труду и заработной платы. Отчисления на социальное страхование рассчитываются в соответствии с законодательными нормами в процентах к расходам на оплату труда. Величина амортизации определяется по группам основных фондов на основе действующих норм и среднегодовой стоимости основных фондов. Прочие расходы рассчитываются на основании положения о включении конкретных видов затрат в данную статью. Сметный метод позволяет увязать и привести в единую систему расчетов все разделы годового плана предприятия.

При использовании сводного метода первоначально составляются сметы затрат по цехам основного и обслуживающего производства, а затем они объединяются в сводную смету путем суммирования цеховых смет затрат с последующим исключением из общей суммы внутреннего оборота и корректировкой имеющихся производственных запасов. При этом в цеховую смету затрат включаются 2 группы расходов: во-первых, прямые издержки цеха (на материальные ресурсы, основную и дополнительную заработную плату, начисления на заработную плату, амортизацию, прочие денежные расходы); во-вторых, комплексные расходы на услуги других цехов, а также цеховые расходы и пр.

Сводный метод позволяет сбалансировать затраты предприятия в целом и его структурных подразделений. Поэтому он, как правило, используется на завершающей стадии разработки плана предприятия.

Калькуляционный метод основан на разработке системы затрат на основе калькуляции себестоимости товарной продукции. Калькуляция – это денежное выражение затрат на единицу продукции (объем работ). расчет ведется по статьям калькуляции, затем составляется сводная (шахматная) ведомость, в которой по горизонтали классифицируются статьи затрат, а по вертикали – элементы затрат.


22. Планир-е издержек. Укрупненный метод


На начальных стадиях планирования себестоимости довольно часто используют укрупненный метод расчета сметы затрат на производство. Он как бы сочетает в себе два метода: планирование от базы и планирование по технико-экономическим факторам. Расчеты укрупненным методом производятся следующих образом.

Определяются фактические расходы на 1 рубль валовой продукции в базовом году по каждому экономическому элементу.

Составляется перечень основных параметров, которые в плановом периоде окажут влияние на величину фактических расходов (рост объемов производства, рост производительности труда, снижение норм расходов материалов и т.п.).

Определяется, как повлияет на конкретный элемент затрат тот или иной фактор (в процентах к базовому году). Например, предполагается в плановом периоде снизить себестоимость за счет сокращения материальных затрат (ΔСм). В этом случае расчет ведется по формуле:


Прогнозирование и планирование на предприятии

где: Jн – индекс норм расходов материалов;

Jц – индекс цен на материалы, включая транспортные расходы;

Ут – доля материальных ресурсов в себестоимости продукции


23. Управл-е затратами. Внешние и внутр. факторы


При планировании затрат на производство и реализацию продукции важно предусмотреть их снижение с целью оптимизации величины себестоимости продукции. Управление издержками представляет собой комплексную программу, т.е. в ней должны учитываться все факторы, которые могут оказать влияние на величину издержек в плановом периоде. Их целесообразно разделить на внешние и внутренние факторы. Внешние факторы не зависят от усилий менеджеров предприятия, на них трудно влиять, но их необходимо учитывать при планировании.

К внешним факторам относятся:

изменение цен на ресурсы;

изменение ставок отчислений социальные нужды;

повышение арендной платы за помещения, платежей по лизингу;

разрыв кооперированных связей;

повышение цен на услуги, оказываемые предприятиями-посредниками;

рост затрат на рекламу, маркетинговые исследования и др.

Как правило, все внешние факторы оказывают негативное влияние на величину издержек. Но "пальма первенства" здесь принадлежит ценовому фактору, т.е. росту цен на ресурсы, посреднические услуги, аренду и т.п. Поэтому при планировании себестоимости, ввиду сложности прогнозирования изменения всех внешних факторов, ограничиваются учетом фактора инфляции.

Внутренние факторы – это те резервы снижения себестоимости, которые имеются на предприятии. Они включаются в план технического и организационного развития предприятия и подразделяются на следующие группы.

Факторы технического характера: внедрение новой техники, прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства, использование новых видов сырья, материалов, комплексное использование сырья и материалов, улучшения качества продукции и др.

Эти факторы влияют:

а) на снижение норм расходов сырья, материалов, топлива, электроэнергии на единицу продукции.

б) на уменьшение расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды в результате роста производительности труда (снижение трудоемкости изготовления единицы продукции).


24. Методология фин. планир-ия. принципы, методы. инф. источники


Ключевой целью фин. планир-я явл. опред-е возможных объемов фин. рес-ов, капитала и резервов на основе прогнозир-ия ден. потоков, формируемых за счет собствен. и заемн. сред-в.

Инф. Источники:

--рез-ты анализа бух.отчетн-ти (форма №1, 2, 4, 5)

-- договоры спотреб-ми и поставщиками

-- прогнозные расчеты по реал-ии прод-ии

-- экон-е нормативы

-- учетная политика пред-я

Принципы:

1—принцип фин. соотношения сроков ("золотое правило финансир-я") предпол-т сопоставл-е по срокам получения и использ-я ср-в.

2—принцип платежесп-ти. Наличие у предпр-я ликвидных ср-в для покрытия краткосрочн. обязательств.

3—принцип экономичн-ти вложений. Выбирать самые дешевые способы вложений.

4—принцип сбалансирован-ти рисков. Особенно рисковые инвестиции целесообразно финансир-ть за счнт собств. сред-в.

5—принцип предельн. рентаб-ти.

Целесообразно выбирать те направления инвестиров-я, кот-е обеспеч-ют максим-ю рентаб-ть.

Методы:

-1- расчетно-аналитический метод;

-2- нормативный метод

-3- балансовый метод

-4- метод оптимизации планов решений

-5- экономико – матем. моделирование


25. Сущность бюджетн. планир-я. Методы бюджетирования


Бюджет – это план опред-щий в колич-ом выражении запланир-е фин. пок-ли рез-ов деят-ти пред-ия в будущем.

Пок-ли доходн. части бюджета основыв-ся на предполаг-х объемах продаж. Расходн. часть бюджета на основе след. данных:

план-график налоговых выплат

бюджет ФОТ

план-график платежей во внебюджетные фонды

сумма мат. затр. на произ-во

план-график погашения кредитов


26. Организационная структура


Построение орг.стр-ры экон. служб и опред-е их ф-ций зависит от множества факторов, главн. из них:

- масштаб пред-я

- динамичность рынка прод-ии

- особен-ти про-ва прод-ии

Субъекты планир-я:

1-высшее руководство

2-функционал. отделы:

* ПЭО;

* ОТИЗ

* произв.-диспетчерс. отдел

* товарн. отдел

* отдел цен

* отдел сбыта

* отдел снабжения

* фин. отдел

* кадровые службы

Виды орг,стр_р:

1- линейная

2- функциональная

3-линейно-функциональная

4-дивизиональная

5-линейно-штабная

6-матричная

7-проектная

8-на основе комиссии

Похожие работы:

  1. • Финансовый менеджмент
  2. • Организация производства и планирование
  3. • Роль прогнозирования и планирования в системе ...
  4. • Планирование и прогнозирование на предприятиях ...
  5. • Финансовое планирование и прогнозирование на ...
  6. • Сущность планирования на предприятии
  7. • Бюджетное планирование на предприятии
  8. • Финансовое планирование на предприятии
  9. • Планирование хозяйственной деятельности предприятия
  10. • Финансовое планирование на предприятии
  11. • Финансовое планирование на предприятии
  12. • Перспективное планирование
  13. • Совершенствование финансового планирования на ...
  14. • Финансовое бизнес - планирование на предприятии ...
  15. • Прогноз и планирование
  16. • Внутрифирменное планирование в рыночных условиях ...
  17. • Прогноз и планирование работы в социально-культурной ...
  18. • Механизм прогнозирования как инструмент управления ...
  19. • Внутрифирменное планирование на предприятии
Рефетека ру refoteka@gmail.com