Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Предпринимательство и предпринимательский капитал

ПГОУ ВПО ТГСХА

Министерство сельского хозяйства РФ

Институт экономики и финансов

Факультет: Экономика и управление на предприятиях АПК

Кафедра социально-экономических наук


Курсовая работа на тему:

«Предпринимательство и предпринимательский капитал»


Выполнил:

Студент группы 034

Хилиминюк В. В.

Проверил: Склюева Е.А.


Тюмень 2007 г.

Содержание

Введение 3

1. Понятие предпринимательства 5

1.1 Предпринимательская деятельность фирмы 5

1.2 Сущность и функции предпринимательства 8

1.3 Экономическая характеристика предпринимательства. Виды предпринимательства 12

2. Предпринимательский капитал. Источники формирования 15

2.1 Уставный капитал 15

2.2 Основной капитал 16

2.2.1 Основной капитал и его роль в производстве 16

2.2.2 Классификация элементов основного капитала и его структура 18

2.3 Оборотный капитал 20

2.3.1 Понятие, состав и структура оборотного капитала 20

2.3.2 Собственные и заёмные средства 22

3 Доход предприятия, его сущность и значение 23

4 Распределение и использование прибыли 27

Заключение 34

Список литературы 36

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Во все времена человек искал способы лучшей жизни. Одни при этом эксплуатировали рабов, другие крепостных крестьян, третьи торговали, используя свое исключительное положение в обществе. Испанцы искали золото инков и вывозили затем в Европу, становясь при этом сказочно богатыми. Государства эксплуатировали собственный народ в лагерях и, таким образом получало богатство для избранных.

Предпринимательство как явление, получившее развитие с возникновением капиталистических отношений, капиталистического способа производства, так же позволяет получить значительное богатство при определенных условиях, но оно в корне отличается от вышеприведенных способов добиться благополучия или успеха в жизни. Предпринимательство позволяет практически каждому человеку, желающему добиться успеха, сделать это.

Предпринимательство как процесс – это, пожалуй, поиск наилучшего применения основных трех факторов производства – земли, труда и капитала. При этом предприниматель получает вознаграждение несоизмеримое с обычной заработной платой. Этот дополнительный доход некоторые экономисты называют предпринимательским доходом или четвертым фактором производства (единицей предпринимательства).

Предпринимательство и бизнес связаны друг с другом, но являются всё же разными понятиями. Бизнес более общее понятие процесса создания новой стоимости, прибыли предпринимателя. В процессе бизнеса используется уже имеющаяся к этому времени идея, патент, собственное изобретение предпринимателя.

С другой стороны в уже готовом, функционирующем бизнесе постоянно должны применятся новые технологии, применятся новые, более эффективные способы организации бизнеса. Все это возможно при наличии предпринимательства или можно сказать духа предпринимательства. В уже работающем бизнесе основные его владельцы должны создавать условия, чтобы каждый сотрудник организации чувствовал себя предпринимателем. Когда в организации умирает дух предпринимательства, то есть, исчезает так называемый четвертый фактор производства, этот бизнес умирает, под прессом конкурентов и новых технологий.


1. Понятие предпринимательства


1.1 Предпринимательская деятельность фирмы.


В настоящее время предпринимательской деятельностью может заниматься любой гражданин, признанный дееспособным и старше 18 лет.

На сегодняшний день в мире не существует общепринято­го определения предпринимательства. Американский ученый, профессор, Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансо­вый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым".

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия".

Существует ещё много различных вариаций на тему "Предпринимательство", но все их можно определить в одно общее:

Предпринимательская деятельность - это деятельность, направленная на получение прибыли, целью которой является насыщение рынка товарами и услугами.

Таким образом, предприниматель – это тот, кто нацелен на получение прибыли сверх среднего уровня путём наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности - в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге, и соответственно, получить дополнительный доход за свой риск и предвидение.

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Предприятия создаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законом "О собственности". Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью создания, реорганизации и ликвидации предприятии, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении.

В настоящее время в России первичная регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, предусматривающем возможность отказа в ней только по формальному основанию: несоответствие учредительных документов требованиям законодательства.

Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и по содержанию операций и способам их осуществления. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей. В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческо-торговое, финансово-кредитное, посредническое, страховое.

Производственное предпринимательство.

Предпринимательство называется производственным - если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию для последующей реализации потребителям, покупателям, торговым организациям. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.

Таким образом, все виды товаров, работ, услуг для определенных потребителей производятся субъектами производственного предпринимательства. Данный вид предпринимательства всегда будет иметь высокие экономические показатели, т. к. население нуждается в продукции и услугах.

Коммерческое (торговое) предпринимательство.

Предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг. Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги.

Финансово-кредитное предпринимательство.

Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только продажа и покупка иностранной валюты, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги. Финансово-кредитное предпринимательство относится к числу самых сложных. Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании.

Посредническое предпринимательство.

Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника в товарно-денежных операциях. Посредник - это лицо представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющееся.

Страховое предпринимательство.

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует клиенту возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия: потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования. Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах.

В настоящее время развитию производства и малым предприятиям уделяется большое внимание, разработана даже федеральная программа в поддержку им.

Всё это делается потому, что малые предприятия имеют ряд преимуществ:

-имеют упрощённую организационную структуру;

- самостоятельны в выборе стратегии развития предприятия и её реализации;

- способны сыграть существенную роль в создании новых рабочих мест, обеспечении занятости населения;

насыщают рынок необходимыми товарами и услугами.

1.2 Сущность и функции предпринимательства.

Предпринимательство и предпринимательский капитал.

Предпринимательство — неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого — свободная конкуренция. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свобод­ное предпринимательство в качестве основы и источника сво­его процветания.

В докапиталистическую эпоху место предпринимателя в обществе и отношение к нему сограждан были неоднознач­ными. В античные времена и в эпоху господства христианской церковной идеологии деятельность торговца, купца и любого делового человека рассматривалась как недостойная, мерзкая и греховная. Аристотель считал более достойным образ жизни философа, нежели деятельность торговца, которому недостает внутреннего покоя. Ф. Аквинский утверждал, что профессия купца несет в себе печать морально-этической неполноценности. А в известном в XII в. учебнике канонического права "Gratians" говорилось:

"Купец лишь в малой степени угоден Богу или вовсе противен Ему"

Негативное отношение к предпринимателю усугубили также писания Ветхого Завета и учение Иисуса Христа о богатстве. Однако при оценке их надо иметь в виду, что под богатством в Библии понималось бесплодное расточительство. Такой взгляд не соответствует современному пониманию богатства как результата творческого вклада в рост благосостояния на базе предпринимательской инициативы. Обогащение одних за счет нищеты других, осужденное в Священном Писании, встречается сегодня не столько в странах развитых рыночных экономик, сколько в некоторых развивающихся странах, а отчасти и в России. Этому есть несколько объяснений.

Враждебное отношение многих средневековых философов и богословов к предпринимательству было обусловлено тем, что в тот период господствующей формой производства все еще оставалось натуральное хозяйство и предпринимательским функциям пока еще отводилась малозаметная роль. Кроме того, спокойная жизнь и деятельность старательного земледельца считалась идеалом человеческого существования, в то время как предприниматель, будучи в постоянном поиске, ломая устоявшиеся привычки, был прямой противоположностью крестьянскому консерватизму. Характерно, что даже основатели классической политической эконо­мии не видели особого смысла в предпринимателе, так как, по их мнению, экономический процесс осуществляется сам по себе, на основе принципа "невидимой руки". По их схеме предприниматель может выступать в каче­стве либо собственника (А. Смит), либо инвестора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем они не признавали.

Взгляды классиков явились одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью созданной наемными работниками продукции и суммой выплаченной им заработной платы имеет прибыль, Это, по мнению К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сущности предпринимательства, его социального паразитизма, и поэтому оно должно быть ликвидировано наряду с другими устоями капиталистической системы хозяйства.

Лишь много позже, на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства — труду, земле, капиталу — четвертый — организацию, а И. Шумпетер в книге "Теория экономического развития" (1912 г.) дал этому фактору современное его название — предпринимательство.

Красочную характеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, — это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих лю­дей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к про­цветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

Однако наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: "Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие". К функциям предпринимателя И. Шумпетер относит:

1) создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;

2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;

3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;

4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов;

5) введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии (2).

Борясь с рутиной, осуществляя нововведения и обеспечивая экономический рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера, "созидающим разрушителем". Разработанная И. Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и точным определением сути предпринимательства.

Данная характеристика, конечно, не является исчерпывающей. Впо­следствии Г. Брифс сформулировал еще одну важную функцию предпринимателя — слежения за ценами и издержками, а также за пропорциональным их соотношением. Р. Коуз также выделял этот аспект деятельности предпринимателя. В статье "Природа фирмы" он подчеркивал, что предприниматель — это лицо, которое в конкурентной системе направляет производство, выполняя роль механизма цен (1).

Таким образом, в современной научной литературе утвердился одно­значный взгляд на предпринимательство как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий свой вклад в успех экономического развития. Для более полного представления о предпринимательстве как факторе производства остановимся еще на одном аспекте данной проблемы — экономическом содержании предпринимательской деятельности.

1.3. Экономическая характеристика предпринимательства

С экономической точки зрения предпринимательство может быть рассмотрено как экономическая категория, метод хозяйствования, тип экономического мышления.

Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть прежде всего частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе, как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.

Объект предпринимательства — наиболее эффективная комбина­ция факторов производства для максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению Й. Шумпетера, — главное дело предпринимателя, отличающее его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отросли с целью создания своей монополии или подрыва чужой (2).

Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д.. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

Второе условие предпринимательства — ответственность за прини­маемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщатель­ный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

Третье условие предпринимательства — ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто эконо­мических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д.

Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. "Быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие", — считал И. Шумпетер. "Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти процессы определять" (2).

Предпринимателем движут воля к победе, желание борьбы, особый, творческий характер его труда.

Что касается интеллекта предпринимателя то он, по мнению И. Шумпетера, сильно ограничен и избирателен: направлен на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантов достижения своей цели и предаваться долгим колебаниям(3).


2. Предпринимательский капитал. Источники его формирования


2.1 Уставный капитал.


Уставный капитал — основной источник формирования собственных средств предприятия, необходимых ему для выполнения уставных обязательств(6).

Под капиталом организации понимают совокупную величину вложений учредителей и прибыли, накопленной организацией. Ни одна экономическая категория не подвергалась такому глубокому анализу и исследованию, как капитал. Он возникает в контексте не только экономических, но и юридических отношений, связанных с функционированием общества в конкретной социально-экономической среде. Капитал организации — сложная величина, включающая ряд составляющих. Их можно разделить на две основные группы: фонды, предоставленные учредителями, и резервы, накопленные организацией в процессе деятельности. Наличие простых материальных ресурсов само по себе не означает автоматического появления капитала в его экономическом смысле. Необходимо, чтобы существовала целая система, в которой капитал может формироваться, преобразовываться, переходить из одного вида в другой.

Уставный капитал является отправной точкой, с которой начина­ется практическая деятельность любого экономического субъекта.

С точки зрения бухгалтерского учета, уставный капитал — это стоимостная оценка акций (для акционерных обществ) или иных форм вкладов учредителей организации.

Предпринимательство и предпринимательский капиталПредпринимательство и предпринимательский капиталВ соответствии с п. 67 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34, в бухгалтерском балансе отражается величина уставного (складоч­ного) капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) организации. Таким образом, в зависимости от организационно-правовой формы предприятия для характеристики капитала, вносимого учредителями или участниками, уставным капиталом является:

для акционерных обществ — номинальная стоимость всех вы­
пущенных акций;

для общества с ограниченной ответственностью - сумма всех
долей собственников;

для государственных предприятий — стоимость имущества, зак­репленного за экономическим субъектом на правах полного хозяйственного ведения.


2.2 Основной капитал.


2.2.1 Основной капитал и его роль в производстве.

Любой хозяйствующий субъект, осуществляя производственную деятельность, использует ограниченные экономические ресурсы, которые подразделяются на природные, материальные, трудовые, финансовые и предпринимательство (как особый ресурс). В экономике вместо термина «экономические ресурсы» используется термин «факторы производства». Капитал является одним из факторов производства. Внешне капитал представлен в конкретных формах: средства труда (производительный капитал), деньги (денежный), товар (товарный).

Все авансированные в деятельность хозяйствующего субъекта средства можно назвать капиталом. Часть производительного капитала, вложенная в основные средства (здания, сооружения, оборудование и т.д.), носит название основного капитала. Другая часть производительного капитала, авансированная в оборотные фонды, представляет собой оборотный капитал.

Определяющей составляющей всей производственно-хояйственной деятельности предприятия (фирмы) является основной капитал (основные фонды (средства)).

Основной капитал (фонды) — это стоимостное выражение средств труда. Определяющим признаком основных фондов выступает способ перенесения стоимости на продукт — постепенно, в течение ряда кругооборотов (производственных циклов), частями по мере износа. Таким образом, единовременно авансированная стоимость в уставный капитал (фонд) в части основного капитала совершает постоянный оборот, переходя из денежной в производительную, товарную и снова в денежную форму. В этом состоит экономическое содержание основных фондов.

Основные производственные фонды участвуют во многих производственных циклах, сохраняют свою натурально-вещественную форму до конца эксплуатации, переносят свою стоимость на изготавливаемый продукт по частям по мере износа, возмещаются вначале в денежной форме, потом в натуральной форме.

Закон воспроизводства основного капитала заключается в том, что в условиях нормального экономического развития его стоимость, введенная в производство, полностью восстанавливается, обеспечивая возможность постоянного технического обновления основных средств.

При простом воспроизводстве за счет средств амортизации формируется новая система орудий труда, равная по стоимости изношенным.

При расширенном воспроизводстве требуются новые вложения средств, которые привлекаются из прибыли, взносов учредителей, эмиссии ценных бумаг, кредитов и др.

Хозяйствующие субъекты наряду с основными производственными фондами используют основные непроизводственные фонды. Основные непроизводственные фонды находятся на балансе предприятия (фирмы), но не воспроизводят свою стоимость, она утрачивается. Их содержание и развитие за счет прибыли.

Переход к рыночной системе хозяйствования невозможен без решения вопроса повышения эффективности использования основных фондов и производственных мощностей. От решения этой проблемы зависит место предприятия в промышленном производстве, его финансовое состояние, конкурентоспособность на рынке. Технический уровень, качество, надежность, долговечность продукции зависят от качественного состояния техники и эффективного ее использования, что определяет эффективность производства.

Предпринимательство и предпринимательский капиталПредпринимательство и предпринимательский капитал

2.2.2 Классификация элементов основного капитала и его структура.

Каждый вид основного капитала (средств) имеет определенное название и сферу применения. Основные средства различаются по многим признакам, что требует их классификации. На предприятиях применяется единая типовая классификация основных фондов (капитала). Руководствуются Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1996 года № 359. В соответствии с этим постановлением основные фонды группируются по отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности, использованию.

Группировка по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля, общественное питание и др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли. Главным критерием группировки основных фондов по отраслям является вид деятельности данной организации или ее подразделений. В действующем с 1996 года Общероссийском классификаторе основных фондов предусмотрена иная группировка по секторам экономики, отраслям, производящим товары (52%), и отраслям, оказывающим рыночные (нерыночные) услуги (48 %).

Классификация основного фонда по секторам и отраслям народного хозяйства позволяет отслеживать и корректировать направления развития экономики, эффективнее использовать стимулирующие рычаги развития прогрессивных и приоритетных отраслей. Отраслевая структура основных фондов должна быть перестроена: удельный вес отраслей, непосредственно занятых обслуживанием жизни населения, будет возрастать. Повышение конкурентоспособности предприятий промышленности связано, прежде всего, с интенсивным техническим переоснащением.

По назначению и сфере применения основные фонды подразделяются на производственные основные фонды основной деятельности, производственные основные фонды других отраслей, непроизводственные основные фонды.

Для управления основным капиталом на всех уровнях хозяйствования первостепенное значение имеет функционально-видовая группировка средств труда. Она позволяет получить информацию о важнейших качественных изменениях, происходящих в экономическом потенциале хозяйствующего субъекта. Динамика видовой структуры отражает изменения в технической оснащенности производства, темпах внедрения инноваций, развитии специализации, концентрации и т. д. По видам основные фонды подразде­ляются на следующие группы: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, прочие основные фонды. Видовая структура основных фондов существенно различается до секторам и сферам экономики, а также по их отраслям. Прогрессивность изменения видовой структуры основных фондов находит выражение в уве­личении доли их активной части.

Предпринимательство и предпринимательский капиталПо степени участия в процессе производства основные производственные фонды делятся на активную и пассивную части. К активной части основных фондов, оказывающих прямое воздействие на изменение формы и свойств предметов труда, относят: машины, оборудование, транспортные средства, приборы, инвентарь и др. К пассивной части фондов относят здания и сооружения и др., т. е. фонды, обеспечивающие условия осуществления производственного процесса. Чем выше доля активной части фондов, тем большими возможностями располагает хозяйствующий субъект по увеличению объема выпуска. Отнесение объектов к активной и пассивной частям зависит от специфики отрасли (в нефтеперерабатывающей сооружения — активная часть).

Соотношение различных групп основных фондов в общей стоимости, выраженное в процентах, составляет структуру основных производственных фондов. Структура основных производственных фондов различных отраслей и предприятий определяется характером и объемом выпускаемой продукции, техническим уровнем производства, уровнем специализации и кооперирования, природно-климатическими условиями.

По принадлежности основные фонды подразделяются на собственные и арендованные.

По признаку использования основные фонды подразделяются на находящиеся в эксплуатации (действующие), на реконструкции и техническом перевооружении, в запасе (резерве), на консервации. Эта группа обеспечивает исчисление сумм амортизации. В составе бездействующих основных фондов выделяют излишние и не используемые в данной организации станки, машины, транспортные средства и т. д.

Принадлежность основных фондов к той или иной учетной группе определяется по данным паспортов, инструкций по эксплуатации, описаний и другой технической документации.

Основные фонды характеризуются также удельным весом стоимости основных фондов (оборудования) различных возрастных групп в общей стоимости фондов. Для анализа возрастной структуры оборудования обычно используют группировку основных фондов на следующие возрастные группы: до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 15 лет, от 15 до 20 лет и свыше 20 лет.(5)

2.3 Оборотный капитал.


2.3.1 Понятие, состав и структура оборотного капитала.

Товарное производство характерно для всех общественно-экономических формаций. На разных этапах развития товарное производство имеет специфические особенности, которые обусловлены производственными отношениями, свойственными данному способу производства. Основой товарного производства в условиях рыночных отношений является частная собственность. Конечная цель товарного производства формируется на основе использования производительного капитала. Его составной частью является оборотный капитал, или оборотные средства.

Оборотные фонды – это та часть производственных фондов, которая полностью потребляется в каждом производственном цикле и переносит всю свою стоимость на вновь созданную продукцию. Натурально-вещественным содержанием оборотных фондов являются предметы труда, которые находятся в производственных запасах (сырьё, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные изделия и полуфабрикаты, тара, запасные части для ремонта, инструмент и другие малоценные и быстроизнашивающиеся предметы), предметы труда, которые вступили в процесс производства (незаконченная продукция, полуфабрикаты собственного производства), и расходы будущих лет на освоение новой продукции и совершенствование технологии. К оборотным фондам относятся малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, стоимость которых не превышает 1 млн. руб. или срок службы которых менее года независимо то стоимости. (7)

Оборотные фонды хозяйствующего субъекта последовательно переходят в фонды обращения и наоборот.

Денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, характеризуют оборотные средства. Сущность оборотных средств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как производство, так и процесс обращения.

Оборотные средства по составу состоят из оборотных фондов и фондов обращения. Оборотные фонды заняты в сфере производства. Фонды обращения заняты в сфере обмена (обращения). Оборотные фонды и фонды обращения подразделяются на различные элементы, составляющие материально-вещественную структуру оборотных средств.

Оборотные производственные фонды состоят из производственных запасов и оборотных фондов в процессе производства.

Фонды обращения состоят из следующих элементов:

готовая продукция на сладах,

товары в пути (отгруженная продукция),

денежные средства в расчётах (дебиторская задолженность),

денежные средства в кассе и на расчётном счёте, текущем счёте.

Соотношение между отдельными элементами оборотных средств или их составными частями называется структурой оборотных средств. Структура оборотных средств зависит от отраслевой принадлежности, характера и особенностей организации производственной деятельности, условий снабжения и сбыта, расчётов с покупателями и заказчиками.

Оборотные средства постоянно находятся в движении (должны находиться в движении). Они последовательно проходят стадии обращения, производства, обращения, производства и т.д. и принимают три функциональные формы: денежную, производительную, товарную.

Чем быстрее происходит переход оборотных средств из сферы обращения в производство, тем больше продукции может выпустить хозяйствующий субъект на каждый вложенный рубль, тем больше величина прибыли, а следовательно, больше величина собственных оборотных средств.

2.3.2 Собственные и заёмные оборотные средства.

В ходе производственной деятельности у хозяйствующего субъекта может временно возникнуть потребность в средствах, которые покрываются кредитами.

В условиях экономической самостоятельности и обособленности хозяйствующих субъектов рассчитывать на бюджетные ассигнования нельзя, поэтому источниками формирования оборотных средств являются собственные и заёмные средства.

Объем собственных средств отражается в уставном, добавочном, резервном капитале, прибыли, фондах накопления и потребления, переходящей задолженности по заработной плате и отчислении во внебюджетные фонды (вследствие разрыва в сроках начисления заработной платы).

Привлечённые средства – это средства, которые находятся во временном использовании у хозяйствующего субъекта. Основную часть этих средств составляют заёмные средства (долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы). К привлечённым средствам относятся кредиторская задолженность, а также различные специальные фонды, образуемые хозяйствующим субъектом, которые до их расходования могут находиться в обороте и представляют собой внутренние финансовые источники (резерв предстоящих расходов и платежей)

Соотношение собственных и привлечённых средств должно быть оптимальным. Те предприятия (фирмы), которые используют только собственные средства, меньше рискуют, однако степень доходности, как правило, у них ниже, чем у тех, кто наряду с собственными использует заёмные средства.

3. Доход предприятия, его сущность и значение


Организация любого вида бизнеса предполагает расчет доходности и выгодности бизнеса. Доход предприятия зависит от двух составляющих: цены и затрат. Цена есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Она выравнивается автоматически. Иное дело затраты — их величина зависит от объема потребляемых трудовых, материальных ресурсов, уровня техники, технической организации производства и труда и т. д. Отсюда следует, что ими можно управлять.

Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах.

В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублевые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Акт реализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание. Получение выручки за произведенную и реализованную продукцию еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты — прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйствующего субъекта. Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки — это область критического риска, что ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство. Убытки высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции.

Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хозяйствования, но и цели общества — удовлетворение общественных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

Прибыль представляет собой произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стадиях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получает на стадии реализации. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС).

На величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий хозяйствующего субъекта.

Факторы внутренней среды изучаются и учитываются в хозяйственной практике, на них можно воздействовать в плане увеличения прибыли. К внутренним факторам относят: уровень хозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность продукции, зарплату, уровень цен на реализуемую продукцию, организацию производства и труда.

Практически вне сферы воздействия находятся факторы внешней среды: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, барьеры входа, налоговая система, государственные органы управления, политические, социальные, культурные, религиозные и др.

Величина прибыли зависит от направлений деятельности хозяйствующего субъекта: производственного, коммерческого, технического, финансового и социального.

Прибыль как результат финансовой деятельности вы­полняет определенные функции. Прибыль отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Она составляет основу экономического развития субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятий (фирм) перед бюджетом, банками и другими организациями. Прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов. Отсюда следует, что прибыль выполняет воспроизводственную, стимулирующую и распределительную функции. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений в активы.

В условиях рыночных отношений субъект хозяйствования должен стремиться, если не к получению максимальной величины прибыли, то к той величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечить его выживаемость. Решение данных задач предполагает не только знание источников формирования прибыли, но и определение методов оптимального их использования. Управление прибылью выступает в качестве одного из двух базовых направлений финансовой политики и ставит своей задачей максимизацию доходов по имеющимся источникам финансовых результатов с одновременным расширением общей номенклатуры этих источников.

Получение прибыли возможно за счет монопольного положения или уникальности продукта на рынке того или иного товара. Реализация данного источника возможна за счет постоянного обновления продукта и удержания доли производства и сбыта. Однако следует учитывать влияние таких факторов как растущая конкуренция со стороны других субъектов хозяйствования и антимонопольная политика государства. Получение прибыли, касающееся практически всех предприятий и фирм, связано с производственной и предпринимательской деятельностью. Реализация данного источника возможна только при соответствующих маркетинговых исследованиях рынка. Величина прибыли в данном случае зависит от правильности выбора бизнеса, от создания конкурентоспособных условий продажи товаров, от объемов производства, от величины и структуры издержек производства.

В современных условиях важнейшим источником уве­личения прибыли является инновационная деятельность. Реализация данного источника предполагает постоянную работу по изменению потребительских свойств продукции, работ и услуг.


4. Распределение и использование прибыли

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Однако не вся получаемая прибыль остается предприятию, так как она распределяется между обществом в лице государства и субъектом хозяйствования. Объектом распределения на любом предприятии является балансовая прибыль. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования в рамках субъекта хозяйствования. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Принципы распределения определяет государство. Они отражены в законодательных актах и нормативных документах по налогообложению. Прибыль, получаемая субъектом хозяйствования, подвергается обложению налогом.

Для исчисления облагаемой налогом прибыли балансовая прибыль уменьшается на:

сумму рентных платежей (вносимых в установленном порядке из прибыли);

сумму дивидендов, полученных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам;

сумму доходов, полученных от долевого участия в совместных предприятиях;

сумму затрат, осуществленных за счет прибыли на оказание помощи сельскому хозяйству (но не более 1 % облагаемой прибыли).

Обновление основного капитала является основой выхода из экономического кризиса хозяйствующих субъектов. С целью стимулирования развития технического прогресса субъектам хозяйствования предоставляются льготы, снижающие величину налогооблагаемой прибыли, а следовательно, увеличивающие чистую прибыль. Облагаемая прибыль уменьшается на:

сумму в размере 30 % затрат (кроме капитальных вложений) на проведение НИОКР, подготовку и освоение новых прогрессивных технологий и видов продукции, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении субъекта хозяйствования;

сумму прибыли, используемую на погашение кредита, предоставленного на финансирование централизованных капитальных вложений, не покрываемых за счет прибыли, направляемой на накопление; сумму в размере 30 % затрат, связанных с проведением природоохранных мероприятий, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении
субъекта хозяйствования;

сумму затрат, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении субъекта хозяйствования на гуманитарные цели.

Предприятия, получившие в прошлом году убыток, освобождаются от уплаты налога с части прибыли.

Балансовая прибыль уменьшается на вышеперечисленные льготы и характеризует величину налогооблагаемой прибыли. Налогооблагаемая прибыль облагается налогом по ставке 24 %.

Разница между балансовой прибылью и суммой налога на прибыль характеризует чистую прибыль. Чистая прибыль количественно равна прибыли в распоряжении субъекта хозяйствования в том случае, если нет расходов, относимых на чистую прибыль. К расходам, относимым на чистую прибыль, относят все сверхнормативные расходы (превышение расходов на рекламу, на представительские расходы, на командировочные, превышение расходов по кредиту, амортизации).

Чистая прибыль (прибыль в распоряжении субъекта хозяйствования) поступает в распоряжение предприятия. Она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства, осуществление социальных программ, выплату дивидендов по акциям.

При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования необходимо учитывать состояние конкурентной среды. Конкурентная борьба определяет необходимость существенного расширения и обновле­ния производственного потенциала.

Для каждой организационно-правовой формы опреде­лен соответствующий механизм распределения прибыли, остающейся в распоряжении субъекта хозяйствования. Он основан на особенностях внутреннего устройства и регулирования деятельности субъектов хозяйствования соответствующих форм собственности.

Определение направлений использования (расходования) прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции самого субъекта хозяйствования. Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные (гуманитарные) цели, на финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений непроизводственной сферы. Законодательство определяет размер резервного фонда: не менее 15 % от уставного капитала, размер ежегодных обязательных отчислений не менее 5 % от чистой прибыли. Он используется для покрытия убытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций в случае отсутствия иных средств.

Порядок распределения и использования прибыли фиксируется в Уставе и определяется положением, основные принципы распределения отражены в учетной политике хозяйствующего субъекта. Расходование прибыли может осуществляться либо путем непосредственного финансирования расходов из прибыли, либо путем предварительного формирования за счет прибыли различных фондов, средства которых затем используются по назначению. В целях использования прибыли создаются фонды: резервный, потребления и социальной сферы, акционирования работников, т. е. дивидендов.

В течение года субъект хозяйствования направляет на текущие нужды прибыль в соответствии с их назначением, т. е. расходует прибыль прошлых лет. Из прибыли отчетного года выплачиваются налоги и другие обязательные платежи. Затем составляется смета расходования прибыли на предстоящий год, которая включает в себя следующие элементы расходования:

налоги, сборы, платежи, относимые на прибыль в распоряжении субъекта хозяйствования;

оплата процентов по ссудам и займам;

все сверхнормативные расходы, относимые на чистую прибыль;

материальное поощрение персонала;

финансирование социальной сферы.

Часть прибыли может быть нераспределенной; это дополнительный финансовый резерв, который может быть использован для пополнения фондов и увеличения уставного капитала.

Субъект хозяйствования может иметь убытки, которые покрываются за счет прибыли отчетного года, нераспределенной прибыли прошлых лет, средств резервного фонда и взносов акционеров.

Распределение чистой прибыли — это вопрос инвестиционной и технической политики субъектов хозяйствования, в акционерных обществах это еще и вопрос дивидендной политики.

Капитализация чистой прибыли позволяет расширить деятельность за счет собственных более дешевых источников финансирования. При этом снижаются расходы на привлечение дополнительных источников, на выпуск новых акций.

Размеры капитализации чистой прибыли позволяют оценить не только темпы роста собственного капитала, но и оценить запас финансовой прочности, т.е. оборачиваемость всех активов, рентабельность продаж. Темпы роста производства зависят не только от спроса, рынков сбыта, мощностей, но и от состояния финансовых ресурсов, структуры капитала и других факторов.

Распределение прибыли на предприятиях различных организационных форм имеет свои особенности. Прибыль полного товарищества распределяется между участниками в соответствии с учредительным договором, в котором определяются доли его участников. Каждый участник, получив часть прибыли, учитывает ее в качестве внереализационного дохода и с общей суммы в установленном порядке исчисляет налог, который вносит в бюджет. При недостаточности прибыли вкладчики получают меньший процент прибыли на свой вклад, либо недостающая часть прибыли может быть выплачена в следующем году.

В коммандитном товариществе с балансовой прибыли вносится налог на прибыль для юридических лиц. После этого часть прибыли направляется вкладчикам в доле, соответствующей их вкладу в капитал товарищества, затем прибыль направляется на техническое и социальное развитие. Остаток прибыли распределяется между действительными членами (полными товарищами). В том случае, если прибыль получена не в полном объеме или не получена вовсе, возможны разные варианты.

При убытках необходимо продать часть имущества и отдать вкладчикам их долю прибыли.

При недостаточности средств может быть принято решение о невыплате пайщикам прибыли.

Прибыль общества с ограниченной ответственностью (ООО) облагается налогом и распределяется в порядке, установленном для юридических лиц. Каждому участнику выплачивается доля прибыли, которая соответствует его вкладу в уставный капитал, после внесения в бюджет налогов, других платежей, после направления прибыли на развитие производства и материальное поощрение персонала.

В акционерных обществах механизм распределения и порядок выплаты дивидендов отражен в Уставе общества. Особенностью распределения прибыли в акционерных обществах является формирование резервного и других фондов, которые предназначаются для покрытия убытков и в случае низкой прибыли отчетного года для выплаты доходов по ценным бумагам. Часть прибыли, используемой на накопление, может быть направлена на увеличение уставного капитала или в качестве взноса в уставный капитал дочернего общества. Возможно использование части прибыли для распределения между работниками в виде денежных средств или акций. В целях развития производства при недостаточности прибыли может быть принято решение о реинвестировании дивидендов по простым акциями и о невыплате доходов их владельцам. Важнейшим моментом финансового планирования является распределение прибыли на инвестируемую часть и дивиденды, так как от этого зависит развитие акционерного общества и его возможности выплачивать дивиденды в будущем. Высокие дивиденды ведут к «проеданию» основного капитала, низкие — снижают рыночный курс акций.

Государственные унитарные предприятия обладают определенной самостоятельностью в плане распределения прибыли. Размер прибыли, перечисляемой в бюджет, определяется в Уставе при его образовании. Прибыль, изымаемая государством, выступает не в виде налогов и сборов, а в виде арендной платы, уплачиваемой арендатором (предприятием) собственнику (государству) за пользование имуществом.

Порядок распределения прибыли на казенных предприятиях регулируется Типовым уставом казенного завода и порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов. Прибыль от реализации, произведенной в соответствии с планом-заказом, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития и на другие производственные цели, а также на социальное развитие по нормативам, которые утверждаются Министерством финансов РФ. Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направления на указанные цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета. (6)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее (рис. 1.1). Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка, или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя. Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму. Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты. В предпринимательстве целесообразно рассматривать два основных элемента:

- новаторскую инновационную деятельность как предпринимательскую функцию (табл. 1.2);

- действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции (рис. 1.3).

Результатом каждого типа предпринимательской деятельности является достижение поставленных предпринимателем целей. В качестве основных целей предпринимательской деятельности могут выступать:

·получение прибыли от вложенного в тот или иной объект предпринимательства капитала, финансовых, ресурсных и материальных средств;

·удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов или страны, региона.

В процессе функционирования производства или посреднической деятельности цели могут иметь более широкий спектр. Например, в качестве целей могут быть:

·накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства;

·улучшение социальных условий сотрудникам организации;

·оптимизация спроса покупателей на продукцию организации;

·оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления и т.д.

Для достижения целей определяются и решаются конкретные задачи предпринимательской деятельности в рамках текущей или перспективной политики предприятия. Политика организации определяет направление и методы осуществления предпринимательской деятельности, ее стиль, которые обеспечивают эффективное поведение организации в сложившихся или меняющихся условиях окружающей среды.


Список литературы


Теория фирмы. Под редакцией В.М. Гальперина СПб 2003г. стр. 14

Шумпетер И. Теория экономического развития Москва 2003г. с. 169-170.

Ивашковский С.Н. Макро и микро анализ стр. 56-62

Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. 231 с

Новые рефераты по бухгалтерскому учёту / Под ред. Н.Н Хахоновой. Серия «Банк рефератов». – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 352 с.

Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учёт 5-е изд. – Спб.: Питер 2005. – 304 с.: ил. – (Серия «Краткий курс»)

Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. – 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Инфра-М, 2002. – 336 с.

Чечевицына Л.Н. Микроэкономика. Экономика предприятия (фирмы). – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 384 с.

Багиев Г.Л. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л. Багиева. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. 231 с.

Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 192 с: ил.

Дробозина Л.А. Общая теория финансов – М. 2002.

Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М: Юрайт-Издат, 2004. 512 с.

Финансы и кредит: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Л. В. Перекрестова, Н. М. Романенко, С. П. Сазо­нов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.

Головань С.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 320 с.

Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений / О. В. Скворцов, Н. О. Скворцова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия» 2004. – 240 с.

Управление организацией: Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2002

Дробозина Л.А. Общая теория финансов. М.: Инфра-М, 2003


Приложения


Предпринимательство и предпринимательский капитал


Рис. 1.1. Общая схема предпринимательской деятельности


Таблица 1.2

Классификация инновационной деятельности

Критерий

Виды инноваций

Распространенность

- Единичные
- Диффузные

Место в производственном цикле

- Сырьевые
- Продуктовые
- Обеспечивающие

Преемственность

- Открывающие
- Отменяющие
- Замещающие
- Возвратные

Охват доли рынка

- Локальные
- Системные

Потенциал и степень новизны

- Радикальные
- Совершенствующие
- Комбинированные

Сфера деятельности предпринимателя

- Технологические (производственные)
- Экономические (торговые)
- Социальные (управленческие)


Предпринимательство и предпринимательский капитал


Рис. 1.3. Действия предпринимателя по разработке новшеств

Похожие работы:

  1. • Государственная поддержка малого предпринимательства
  2. •  ... на примере Саратовской и Самарской области)
  3. •  ... правовых форм предпринимательской деятельности России
  4. • Виды предпринимательства
  5. • Социально-экономические аспекты предпринимательской ...
  6. • Предпринимательский риск
  7. • Предпринимательство. Этапы ...
  8. • Предпринимательство в экономике ...
  9. • Акционерное предпринимательство
  10. • Виды и формы предпринимательства
  11. • Предпринимательство, формы и методы организации ...
  12. • Понятие и система предпринимательского права
  13. • Малое предпринимательство, его роль, условия и ...
  14. • Предпринимательская деятельность фирмы
  15. • Формы и методы предпринимательской деятельности
  16. • Понятие и экономическое содержание ...
  17. • Формы и виды предпринимательства
  18. • Понятие предпринимательства и его современные особенности
  19. • Малый бизнес в России
Рефетека ру refoteka@gmail.com