Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Особенности малого бизнеса в нефтехимическом комплексе Республики Татарстан

Содержание


Введение

Сущность малого бизнеса и его значение в современных условиях

Понятие малого предприятия и характеристика его экономической деятельности

Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Роль малого бизнеса в развитии экономики

Особенности малого бизнеса в нефтехимическом комплексе

Проблемы и перспективы развития малых нефтяных компаний в России

Государственная поддержка малого бизнеса

Примеры функционирования малых нефтяных компаний в Республике Татарстан

Заключение

Список литературы


Введение


Предпринимательство вообще и малый бизнес в частновсти известны в России с давних пор. Вначале они появлялись в торговой форме, в виде промыслов. Широкое развитие предпринимательства приходится на годы правления Петра I (1689 – 1725) и на пореформенный период – 60-70-е гг. XIX в., а в начале XX в. Оно приобретает массовый характер.

Период, последовавший за революциями 1917г. (исключая годы Нэпа), свел на нет этот способ хозяйствования. Возрождение отечественного предпринимательства началось с января 1991г., с вступления в силу Закона РСФСР от 25 декабря 1990г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

За 14 лет рыночных реформ в России сложился и устойчиво работает сектор малых производителей нефти. И если всего несколько лет назад еще возникали сомнения в том, нужны ли такие компании государству и вообще знает ли оно об их существовании, то сегодня можно с уверенностью сказать, что государство признало наличие этого сектора и необходимость его поддержки и развития. Теперь для всех очевидно, что возникновение малых и средних нефтяных компаний и увеличение их роли в общем объеме добычи – это мировая тенденция.

Уже третье столетие на долю малых и средних компаний приходится около 15% от всей сырой нефти, реализуемой на мировом рынке.

Само наличие подобных компаний предопределено состоянием нашей сырьевой базы. К сожалению, 80% находящихся на государственном балансе месторождений относятся к категории мелких, то есть с запасами до 10 млн.тонн. И за последние 10 лет пополнение разведанных ресурсов по стране идет, в основном, за счет именно этих месторождений. При этом запасы не только мельчают, но и «стареют», особенно в традиционных районах нефтедобычи. В Урало-Поволжье Республики Татарстан растет количество трудноизвлекаемых запасов. И если государство действительно намерено ориентироваться не на «снимание сливок», добычу легкой и дешевой нефти, а на рациональное природопользование, то совершенно очевидно, что в современных условиях доля малых компаний в отечественной нефтедобыче будет только расти.

Цель работы – дать представление о малом бизнесе, как важной составляющей рыночной экономики, рассмотреть специфику его деятельности в нефтехимическом комплексе и роль государства в дальнейшем существовании и развитии.

Работа состоит из введения, двух глав, в которых освещаются теоретические и практические аспекты функционирования малого бизнеса, а именно, малых нефтяных компаний, и заключения. Глава 1 посвящена общей характеристике малого предпринимательства, его положительным и отрицательным сторонам и роли малых предприятий в экономике страны.

В Главе 2 рассматриваются особенности малого бизнеса в нефтехимическом комплексе Российской Федерации, проблемы, с которыми сталкиваются малые предприятия в процессе своей деятельности, методы государственной поддержки. Также здесь на конкретных примерах рассматривается деятельность малых нефтяных компаний Республики Татарстан.


Сущность малого бизнеса и его значение в современных условиях


1.1 Понятие малого предприятия и характеристика его экономической деятельности


Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятий (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группы лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. по данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 как «крупные».

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малых предприятий в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года №88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, в строительстве, на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие 3 месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.[26]

Малое предприятие функционирует во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществлено только на основании специального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.

На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия – планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию (услуги) и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.

В условиях либерализации цен предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - по государственным ценам.

Источником формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от его организационно – правовой формы являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

Для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие открывает расчетный счет и другие счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия.

Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года.

Малое предприятие может заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалютные счета. При условии соблюдения установленных правил малые предприятия могут самостоятельно выходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.

Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно – правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

Работники малых предприятий подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для рабочих и служащих государственных предприятий. Малое предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.


1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства, его роль в развитии экономики


Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества. В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что он направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.[26]

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий больше склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше и информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.

Однако, как показывает практика, малым предприятиям присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, что обуславливает высокую степень неустойчивости положения на рынке; большая зависимость от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малого предпринимательства.

Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.

На неудачах малого предпринимательства сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в малых фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвуют не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех и четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально. На живучести малого предприятия сказываются и размеры финансирования на первом этапе существования фирмы. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

Однако, менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обуславливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными и региональными программами, о чем будет рассказано позднее.

Недостатком в деятельности малых предприятий является и «уход в тень», что не позволяет объективно оценить результат деятельности, в первую очередь малых предприятий. Следовательно, для сферы малого предпринимательства свойственно наличие теневой экономики. Исследования, проведенные Институтом стратегического анализа развития предпринимательства показали, что главной причиной «ухода в тень» является необходимость рационализации поведения в сложившихся экономических условиях, в частности, необходимость преодоления сложной налоговой системы. Малое предпринимательство «уводят в тень» такие показатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, суммы платежей поставщикам, суммы сделок, не отражаемые в отчетности. Причем доля теневого оборота тем выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта.[24, c.144]


1.3 Роль малого бизнеса в развитии экономики


Какова роль малого предпринимательства в экономике страны? Частично ответ на этот вопрос дан выше, когда говорилось о преимуществах малого предпринимательства. Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения. Таковы краткие выводы о роли малого предпринимательства, сформулированные Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.[17, c.17]

Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;

вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и регионального бюджетов;

ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;

насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами) лучшим удовлетворением потребностей населения;

навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.[18, c.40]

Усиление роли малого предпринимательства в экономике зависит от увеличения числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, принимающих участие в хозяйственной деятельности. Однако за последние годы не наблюдается роста числа малых предприятий. На 1 января 2002 года доля малых предприятий и организаций составила 23,6%, тогда как в 1996 году – 37,4%.

Можно обоснованно утверждать, что имеющееся число малых предприятий в стране недостаточно для усиления их роли в экономике, о чем свидетельствуют данные развитых стран. Если в странах – членах Европейского Союза на 1000 жителей приходится около 30 малых предприятий, то в Российской Федерации – 6 малых предприятий. Но общее число всех субъектов малого предпринимательства в 2001 году на 1000 россиян составило 37.

Положительным фактором роли малого предпринимательства является увеличение числа постоянно работающих на малых предприятиях. Однако, средняя численность работающих, в расчете на одно малое предприятие по отраслям экономики относительно невелика, что не позволяет малым предприятиям повышать свою роль в экономике.

Деятельность малых предприятий характеризуется более высокой производительностью труда, особенно на малых предприятиях промышленности, производительность труда здесь превысила достигнутую производительность в среднем в промышленности на 30%.

Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные средства, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому, как правило, на малых предприятиях более высокая рентабельность по сравнению со средней достигнутой в соответствующей отрасли экономики.

В отдельных регионах страны малые предприятия вносят значительный вклад в формирование федерального бюджета. Так, малые предприятия Москвы формируют примерно 40% городского бюджета.

Важным результатом деятельности малых предприятий является рост инвестиций в основной капитал малых предприятий, что позволяет им повышать технический уровень производства, наращивать производственные мощности, увеличивать выпуск продукции (работ, услуг). Характерно, что 25,7% инвестиций в основной капитал направлены малыми предприятиями промышленности. Однако малые предприятия испытывают большую потребность в инвестициях, поэтому государство и региональные органы власти должны оказывать малым предприятиям помощь в получении инвестиций, необходимых им для развития.

По данным Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, в настоящее время отечественный малый бизнес становится надежной опорой стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Так, только малые нефтяные компании уплачивают по 35 млрд. руб. налогов в год. На долю малого бизнеса приходится 10-12% ВВП страны, а также 9% продуктов промышленности.[2, c.50]

Опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах;

приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ и услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров;

содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает ей гибкость, мобильность, маневренность;

привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

активизация научно-технического прогресса;

освоение и использование местных источников сырья и отходов крупного производства;

содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики Российской Федерации.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы малых предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений. Все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны.[17, c.24]

2 Особенности малого бизнеса в нефтехимическом комплексе


2.1 Проблемы и перспективы развития малых нефтяных компаний

в России


В общем объеме российской нефтедобычи доля малых и средних предприятий снизилась до 5% по сравнению с 12% в 1995г., и это, к сожалению, не предел. Еще три-пять лет назад ситуация с малым и средним бизнесом в нефтедобыче и на розничных рынках нефтепродуктов была более благоприятной. Примерно 15% добычи нефти и порядка 70% всех АЗС приходилось на независимые компании. Сейчас положение совершенно иное. В добыче доля малых и средних предприятий уменьшилась почти вдвое, а в сфере нефтепродуктообеспечения снизилась почти до 50%. И данная тенденция укрепляется.

Малое и среднее предпринимательство в нефтедобыче поставлено на грань исчезновения. А ведь малые и средние нефтегазодобывающие организации России эксплуатируют 400 месторождений с суммарными запасами более 1 млрд.т. нефти. Как известно, сырьевая база малых нефтепроизводителей – это на 60% мелкие и средние месторождения с запасами до 5 млн.т., зачастую расположенные в труднодоступных районах без социальной инфраструктуры, причем больше половины ресурсов малых компаний – это уже истощенные месторождения, оставленные ВИНК.[14, c.13]

Кто же виноват в такой ситуации? Сокращению числа малых и средних компаний способствуют как бюрократические барьеры, так и государственная политика. Например, для того, чтобы зарегистрировать свой бизнес, американцу не надо неделями бегать по «коридорам власти» и давать взятки начальнику городской пожарной команды или нести конверт мэру города – достаточно просто прийти в мэрию, получить несколько форм, заполнить и положить в окошко. Через пару часов (если бизнес не связан с торговлей оружием) он получит разрешение и заплатит за него 40 долларов. В России для открытия своего дела, инициативному гражданину или группе приходится собирать более 100 виз. В итоге «старт» бизнеса растягивается на недели.

Или другой пример: два предпринимателя – один из Москвы, другой из Чикаго – решили в одно и то же время открыть один и тот же бизнес. Когда через год сравнили результаты, то оборот чикагского бизнесмена оказался в три раза больше, чем у москвича, но при этом непроизводственные издержки московского предпринимателя в четыре раза превысили издержки чикагского.

Законы, непосредственно регулирующие взаимоотношения малого и среднего бизнеса с администрациями различного уровня и конкретным чиновником весьма несовершенны. Зачастую отдельные законы противоречат друг другу. Есть расхождения в этой сфере и между федеральным и местными законодательствами. Правительство это видит, но руки у него, видно, не доходят. Изменение и совершенствование этого законодательства – главное требование времени. Когда внесут изменения в законы, тогда у чиновников будет меньше возможности, меньше права лезть в дела предпринимателей.

Ликвидация и поглощение небольших нефтедобывающих фирм крупными игроками российского нефтяного рынка – также явление негативное. Существующие в России крупные нефтяные компании, соперничая друг с другом, постоянно укрупняются, в том числе и за счет поглощения малых предприятий. Стимулом к такой политике служит и международный рейтинг компании, напрямую зависящий от величины ее запасов. А поглотить малое предприятие означает достаточно дешево прирастить запасы, не вкладывая средства ни в конкурс, ни в разведку. В течение 2004 года поглощено 17 малых нефтяных компаний.

В первую очередь ВИНКи стремятся поглотить именно те мелкие фирмы, которые разрабатывают новые месторождения в районах, находящихся в стадии нарастающей добычи.[1, c.79] Не так давно представитель одного совместного предприятия сказал: «Знаете, мы добились успеха в очень сложных условиях добычи трудноизвлекаемой нефти. И когда наш успех стал очевиден, над нашей головой повис меч ВИНК, пожелавшей нас поглотить.»[8, c.36]

Для решения этой проблемы прежде всего необходимы поправки к Закону «О естественных монополиях». Нельзя ограничиваться «нормативными актами» на уровне решений, распоряжений и постановлений правительства. Неплохо было бы иметь такие законодательные рычаги, как, скажем, ограничения при слияниях и поглощениях. Можно законодательно оформить требования, чтобы при слиянии вновь образуемая компания какую-то часть своих активов продавала на рынке.

Дают о себе знать и просчеты в налоговой сфере. С 2002г. введен единый налог на добычу нефти, не предусматривающий дифференциацию ставки в зависимости от горно-геологических условий. По нему налогом на добычу облагается как рентабельная добыча нефти, так и сырье из «трудных», малорентабельных и нерентабельных скважин. Все равно: извлекается ли «черное золото» из скважин глубиной 3500м. или 500м.; расположенных в средней полосе около НПЗ или за Полярным кругом; при средних дебитах 150т. в сутки или 5т. в сутки.[14, c.13]

Увеличение с 2005 года налоговой нагрузки на нефтяной сектор, предусматривающее повышение единой (плоской) ставки НДПИ, корректируемой в зависимости от мировых цен, в сочетании с 65%-ым (вместо 45%) изъятием прироста цены на нефть сорта Urals в виде экспортной пошлины, приводит к тому, что вся налоговая конструкция, при высоких мировых ценах, становится для независимых нефтяных компаний абсурдной и несправедливой.

С точки зрения здравого смысла прирост доходов, от роста мировых цен, должен распределяться меду государством и недропользователем, в крайнем случае, изыматься в полном объеме, но ни как не больше этого прироста, как это происходит в нашем случае, причем, чем выше цена, тем большие потери несут малые нефтяные компании. Невероятно, но при котировках Urals в 25 долл/барр. выручка ННК равноценна выручке при цене 9 долл/барр. А превышение мировых цен 25-долларового уровня резко на десятки процентов снижают выручку. (График 1).


Особенности малого бизнеса в нефтехимическом комплексе Республики Татарстан


Любое, даже незначительное увеличение цены на нефть на мировых рынках означает прямые убытки для независимых производителей нефти. Почему так происходит? Потому что у независимых производителей другой процент экспорта. Они практически не имеют доступа к «трубе» и максимум на что способны – попытаться отправить нефть за рубеж с использование железной дороги. А самое главное состоит в том, что на внутреннем рынке отсутствует рыночное ценообразование. То есть «независимые», как и «большие», платят налог с мировой цены, а продают нефть зачастую в пять-семь раз дешевле на внутреннем рынке. Это парадокс системы, который можно объяснить только одним. Для такой великой страны, как Россия, 25 млн.т. нефти, которые добывают независимые производители, являются просто арифметической ошибкой. Так, во всяком случае, нам заявляют крупные государственные чиновники.

Кроме того, эта система налогообложения не стимулирует компании ни на введение новых технологий, ни на применение более рациональных методов нефтедобычи. [ с.33]

Ради того, чтобы в России сохранялись и развивались реальный рынок, рыночное ценообразование, а самое главное, чтобы рационально использовались ресурсы, принадлежащие всему народу.

Необходимо отказаться от сложившегося уравнительного подхода ко всем нефтедобывающим предприятиям, работающим на принципиально разных месторождениях, в различных регионах по всей громадной территории России.

Как показал опыт Татарстана, целесообразно снизить налоги на разработку трудноизвлекаемых запасов, вплоть до их полной отмены – цена на эту нефть должна покрывать только издержки и заработную плату. Этот подход, с одной стороны, исключит устаревшее понятие забалансовых запасов, с другой – существенно увеличит объем вовлекаемых в хозяйственный оборот сырьевых ресурсов, что, учитывая коэффициент мультипликативности, повысит налоговые поступления в бюджеты на последующих этапах переработки добытой нефти.[10, c.36]

Не менее драматично для малых компаний складывается ситуация с доступом к трубопроводам. Это связано с тем, что данная инфраструктура в МНК попросту не успела сформироваться и малые предприятия работают (в большинстве) на имуществе крупных компаний, арендуя их мощности. Крупные, вертикально интегрированные нефтяные компании монополизируют пользование трубопроводом, который проходит вблизи больших месторождений. Государственное регулирование в этой области практически отсутствует.[16, c.28]

Одной из мер поддержки малых компаний могло бы стать предоставление независимым предприятиям права доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при экспорте нефти в пределах до 60% от добытой нефти, а не 35-40%, как установлено для отрасли в целом. Причем в эту квоту необходимо включить не только дальнее, но и ближнее зарубежье, поставки куда сейчас как бы не считаются экспортом. [6-04, с.14]

И, наконец, о проблеме доступа малых и средних предприятий к рынкам сбыта. Малые компании не имеют своих перерабатывающих мощностей ни внутри страны, ни за ее пределами. Это не результат их «недоработки» или плохого, неэффективного хозяйствования, а особенность, соответствующая мировой практике. Вследствие этого они лишены возможности «продуктового маневра» в случае ухудшения ценовой конъюктуры на сырую нефть, то есть переноса центра прибыли на производство нефтепродуктов и продажу их на внутреннем и внешнем рынках. У малых и средних компаний практически нет доступа и к размещению своей нефти на рынках ближнего зарубежья, а равные пропорции экспорта нефти применяются, вопреки законодательству, только для рынков дальнего зарубежья.[14, c.13]

Но, несмотря на все проблемы отечественный бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. Стране необходимо главное – создать благоприятный климат для развития малого бизнеса, как это делается во многих промышленно развитых странах.

Прежде всего следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. По возможности нужно максимально искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает производство, извращает конкуренцию.

Кроме того, требуется разработать критерии отнесения нефтедобывающих предприятий к категории малых и средних. Действующий закон одним из главных признаков малого предпринимательства в промышленности называет численность работающих менее 50 человек. Однако этот критерий не подходит для нефтедобывающего предприятия. Дело в том, что большинство нефтяных месторождений находится в отдаленных и труднодоступных районах страны, где для создания добывающего предприятия необходимо предварительно построить дороги, линии электропередач, объекты производственной инфраструктуры и социально-культурного назначения. Кроме того, нефтедобывающие предприятия, прежде чем начать основное производство, должны провести сложные геологоразведочные и буровые работы, которые также требуют дополнительного персонала. Поэтому практика пошла по другому пути. В тех случаях, когда требовалось решить вопрос об отнесении предприятия к малому или среднему, во внимание принимался объем добываемой ими нефти. При этом к числу малых принято относить предприятия, не являющиеся дочерними по отношению к ВИНК, с добычей до 500 тыс.т. нефти, к числу средних – с добычей до 1 млн.т. в год. Этот критерий должен найти нормативное закрепление.

Необходимо существенно изменить налоговую нагрузку на малый бизнес. Руководитель организации «Ассонефть» Елена Корзун, например, полагает, что ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для малых предприятий необходимо установить от внутренней цены на нефть, а не от мировой, как это делается сейчас. «Малые компании не имеют возможности поставлять нефть на экспорт, поэтому мировая цена для них является виртуальной. Но нельзя же платить налог с виртуальной цены, по которой они никогда не могут продать нефть», - говорит она. Иначе необходимо предоставить ННК право поставлять на экспорт 75% добытой нефти.[10, c.36]

Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федеральный бюджет, региональные бюджеты, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, всевозможные внебюджетные источники), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий (поручительств) кредитования.

Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое развитие лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране все больше и больше позиций, то система лизинга находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса. Речь идет о дальнейшем развитии банковской системы, о развитии различных фондов поддержки малого бизнеса. Каждое малое предприятие должно иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.

Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров. В сфере малого бизнеса работает более 8 млн.человек, или около 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходит все больше молодых, энергичных людей, которых необходимо обучать.[18, c.423]

Наконец, ресурсы малых компаний можно было бы использовать для активизации внутреннего нефтяного рынка и создания государственных резервов нефтепродуктов, необходимых для регулирования цен на них. Для этого уполномоченные государством структуры могли бы закупать нефть малых предприятий через нефтяную биржу и перерабатывать ее на НПЗ в рамках установленных правительством квот. Полученные нефтепродукты можно было бы использовать для интервенций на внутреннем рынке с целью регулирования цен.


2.2 Государственная поддержка малого бизнеса


Создание и развитие малых предприятий является важной задачей государства. Оказывая помощь предприятиям малого бизнеса, государство тем самым формирует республиканский и местный товарные рынки, поддерживает предпринимательскую деятельность. Вопрос о помощи малым предприятиям со стороны государства включает в себя два основных направления – организационное и экономическое. Именно в таких формах существует государственная поддержка малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В Российской Федерации образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, выступающее инициатором решений правительства в пользу малого предпринимательства.[30, c.142]

Основой системы государственной поддержки и развития малого предпринимательства является закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Им определены главные направления государственной поддержки и развития малых предприятий, установлены основные формы и методы государственного управления и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Ответственность за реализацию этих мероприятий возлагается на вновь созданный Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Закон определяет, что не менее 15% государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях. Согласно новому закону правительство обязано ежегодно разрабатывать федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства и представлять ее (до утверждения государственного бюджета) на рассмотрение в Государственную Думу. То же самое должно делаться на региональном, отраслевом и муниципальных уровнях. Также создан фонд поддержки малого предпринимательства, средства которого пойдут на выдачу льготных кредитов малым предприятиям.[26]

По налоговому законодательству Российской Федерации малые предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», который вступил в силу 29 декабря 1995 года. Упрощенная система налогообложения вводится параллельно с действующими условиями налогообложения и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Эта система предусматривает один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных. При этом сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпошлины, налога на приобретение автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные формы.

Особенностью налогообложения малых предприятий является и то, что они имеют дополнительные льготы по налогообложению по сравнению с другими коммерческими организациями.

Для всех малых предприятий установлены следующие дополнительные льготы:

в первые 2 года работы малые предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии, что выручка от реализации превышает 70%, а доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных организаций в их уставном капитале составляет не более 25%;

в третий и четвертый год работы эти предприятия уплачивают налог на прибыль в размере, соответственно, 25% и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет 90% от общей суммы выручки реализованной ими продукции;

при определении налогооблагаемой прибыли исключается прибыль, направляемая на финансирование капитальных вложений, на погашение кредитов банка, на проведение научно-исследовательских и опытно-инструкторских работ;

освобождаются от уплаты авансовых взносов на прибыль;

суммы налогов на добавочную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, вычитаются в полном объеме при вводе в эксплуатацию основных средств и принятии на учет нематериальных активов;

разрешалось в первый год эксплуатации (а с июня 1995 года – в течение всего срока деятельности предприятия) списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет;

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный на базе Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при ГАК России, может выдавать гарантии банку на возврат кредита, при этом Фонд может и сам выдавать кредиты;

малые предприятия представляют статистическую и бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке и не чаще одного раза в квартал.[30, c.144]

Кредитная поддержка малых предприятий в России нормативно определена Указом Президента «О первоочередных мерах государственной поддержки малых предприятий в Российской Федерации» от 4 апреля 1996 года, предусматривающим ее следующие механизмы:

выделение государственных льготных инвестиционных кредитов;

формирование механизма гарантий федеральным и региональными фондами поддержки малых предприятий;

компенсация коммерческим и кредитным организациям недополученных доходов при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях;

снижение в полтора раза ставки налога на прибыль коммерческим банкам, предоставляющим малым предприятиям не менее 50% общей суммы кредитов и др.

В Республике Татарстан также создаются привлекательные условия для развития предпринимательства. Принята программа поддержки малого предпринимательства на 2005 – 2010 гг. Ее цель – удвоение доли малого предпринимательства в валовом региональном продукте Республики Татарстан к 2010г. Активно формируется технопарковая сеть. В ноябре 2002 года Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан создано ОАО «Инновационно - производственный технопарк «Идея». В мае 2004 года в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан состоялось открытие Камского индустриального парка «Мастер» в Набережных Челнах. В Лениногорске начало работать ООО «Инновационно - производственный технопарк «Идея – Юго - Восток». [ с.5] Для предприятий, иценззующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, предусмотрено снижение ставки налога на прибыль (в части зачисления в республиканский бюджет до 13,5% налога на имущество (до 0,1% на вновь созданное имущество). Набирает обороты практика предоставления государственных гарантий по заимствованиям субъектов малого предпринимательства, субсидий на погашение процентной ставки по кредитам коммерческих банков. В целях поддержки инвестиционной привлекательности малого бизнеса созданы инвестиционно – венчурный и стабилизационный залогово – страховой фонды Республики Татарстан.

Важно, чтобы создаваемые благоприятные условия для развития предпринимательства на федеральном, региональном и уровне местного самоуправления были четко взаимосвязаны и согласованы. Только комплексный подход позволяет выстроить эффективно действующую систему государственного мотивирования и поддержки предпринимательской активности.[ ]


2.3 Примеры функционирования малых компаний


В целях интенсивного развития нефтедобывающей отрасли Республики Татарстан в 1997 году в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 12 февраля 1997 года №УП-81 «О мерах по увеличению нефтедобычи в Республике Татарстан» было принято решение о создании малых нефтедобывающих компаний (МНК) для разработки нефтяных месторождений в республике на условиях права пользования отведенных для этих целей земель и месторождений нефти.

В настоящее время в Республике Татарстан действует более двух десятков МНК. Создание этих компаний обеспечило выполнение главной задачи первого этапа реформирования нефтяной промышленности Республики Татарстан – образования множества самодостаточных нефтяных компаний, осваивающих месторождения с трудноизвлекаемыми запасами на основе современных технологий. Функционирование МНК предполагает смещение приоритетов в сторону активизации инновационной деятельности, развитие которой позволит нарастить добычу трудноизвлекаемых запасов нефти.

Все малые нефтедобывающие предприятия Татарстана условно можно подразделить на четыре группы:

нефтяные компании, являющиеся «дочерними» ОАО «Татнефть» и входящие в так называемый «Нефтеконсорциум»;

компании независимые от ОАО «Татнефть» («Татнефтепром», «Булгар-нефть», «Татнефтеотдача», «СМП-Нефтегаз»);

совместные предприятия («Татойлгаз» (53% «Татнефть»; 47% - Mineral Rohstoff Handel (Германия), «Таттех» (50% «Татнефть»; 50% «Texneft» (США), «Татойлпетро» (50% «Татнефть»; 50% «Total» (Франция);

нефтяные компании, пришедшие с других регионов, но работающие на территории Республики Татарстан («ТатРИТЭКНефть»).[22, с.5]

Рассмотрим подробнее деятельность некоторых из них.

Малая нефтяная компания «Алойл» появилась на свет после издания в 1997г. Указа Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева «О мерах по увеличению нефтедобычи в Республике Татарстан». Основной деятельностью компании является разработка и геологическое изучение Алексеевского нефтяного месторождения, расположенного на территории Бавлинского района Республики Татарстан и Северного района Оренбургской области. Несмотря на то, что данное месторождение относится к числу нерентабельных, имеет трудноизвлекаемые запасы нефти и сложное геологическое строение, компания ежегодно наращивает добычу нефти. Если за 1998г. было добыто 22 тыс. тонн нефти, то за 2004г. в 7 раз больше – 150 тыс.тонн. За первое полугодие 2005г.добыто более 80 тыс.тонн. Всего за 8 лет работы на месторождении «алойловцы» добыли более 700 тыс.тонн нефти.

Сохранение такого темпа роста добычи нефти является одной из основных задач, которую руководство компании поставило перед собой на перспективу. Заработанная компанией прибыль реинвестируется в развитие производства и создание оптимальных условий труда для работников.

Во многом достижения компании предопределены слаженной работой высококвалифицированных специалистов. Средний возраст работающих – 41 год, всего здесь трудится 121 чел. генеральный директор ЗАО «Алойл» Риф Вафин – опытный специалист, более 20 лет проработавший в нефтегазовом комплексе Татарстана.

В бурении и в эксплуатации скважин применяются самые современные технологии, часть из них разработана с участием специалистов ЗАО «Алойл». Коллективом авторов компании получено 4 патента Российской Федерации на изобретение. Применение одной из новинок – нового насоса – позволило за 2 года дополнительно добыть 6 тыс.тонн нефти.

С 2000 года «Алойл» - член ассоциации малых и средних нефтедобывающих предприятий (г.Москва). [11, с.10]

В первые три года своего существования в условиях отсутствия внешних инвестиций компания «Меллянефть» занималась оказанием сервисных услуг по повышению нефтеотдачи пластов на месторождениях ОАО «Татнефть». В связи с этим в компании был организован участок капитального ремонта скважин. Он был укомплектован необходимой специализированной техникой и оборудованием.

Первоначально это были относительно небольшие финансовые вливания, но именно они позволили произвести реликвидацию и реконсервацию 10 скважин, построить необходимую сеть нефтепроводов, линий электропередачи, сборных пунктов. Уже в 2000г. добыча нефти составила 22 тыс.тонн. Все это создало своего рода плацдарм для дальнейшего освоения лицензионного месторождения.

В настоящее время Муслюмовское месторождение находится на стадии интенсивного разбуривания и ввода в разработку.

В планах компании дальнейшая разработка Муслюмовского месторождения, увеличение добычи нефти и темпов отбора за счет наращивания фонда скважин, повышения нефтеотдачи пластов, разведовочного бурения. За период с 2004 по 2008гг. предполагается пробурить и обустроить 21 скважину и удерживать доведенный годовой объем добычи нефти в 2004г. на уровне 100-105 тыс.тонн в последующие четыре года. Задача не из легких, но коллектив «Меллянефть» во главе с Маратом Тазиевым готов плодотворно трудиться.

Большое внимание в «Меллянефти» уделяется экологическим вопросам. С 2001г. проводится большая работа по мониторингу окружающей среды в зоне деятельности компании. Ежеквартально проводятся лабораторные анализы подземных вод и поверхностной воды здешних рек ице, Калмыя, Шуганка, Баланнинка.

Анализируется атмосферный воздух в ближайших населенных пунктах. Под контролем находятся и промышленные выбросы на объектах добычи нефти.

В протоколе совещания с участием Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева о конкурентоспособности и дальнейшем развитии предприятий нефтегазодобывающего комплекса Республики Татарстан в новых условиях недропользования от 9 июля 2004 года независимым нефтедобывающим компаниям было предписано активизировать работы по укреплению собственной ресурсной базы на основе участия в аукционах, в том числе и за пределами Республики Татарстан. Компания «Меллянефть» приняла участие в двух аукционах и выиграла два лицензионных участка на право геологического изучения и добычи нефти за пределами республики: Домосейкинской площади Оренбургской области и Тукачевского месторождения Пермской области. Компания уже приступила к освоению этих месторождений и начала геологоразведочные работы.

Только цифры:

За 2000-2004гг. компания:

пробурила 45 скважин, в том числе поисково-разведочных;

построила 55,2 км. нефтепроводов;

добыла 465,2 тыс.тонн нефти.

Добывающий фонд составляет 49 скважин.[28, с.10]

Десять лет назад в полку малых нефтяных компаний, работающих в Республике Татарстан, прибыло ОАО «РИТЭК», взяв в разработку, на первый взгляд, далеко не перспективные месторождения, смогло подобрать «ключик» к каждой скважине с трудноизвлекаемыми запасами.

ОАО «РИТЭК» (Российская инновационная топливно-энергетической компания) специализируется на широкомасштабном применении самых передовых технологий и современного оборудования всего того, что необходимо для высокоэффективной и грамотной разработки месторождений.

НГДУ «ТатРИТЭК Нефть» было организовано в 1995 году для разработки недр Республики Татарстан. Однако, месторождения, которые достались управлению, были сложными и малоперспективными. В свое время, еще в 80-е годы прошлого века, их освоение вела «Татнефть», однако имея в своем активе более легкодоступные запасы, «тяжелые» было решено до поры до времени законсервировать как низкодебитные и, следовательно, нерентабельные. Для работы с такими трудными месторождениями ритэковским специалистам понадобился весь их профессионализм, чтобы с помощью передовых технологий найти подход к каждой скважине.

Уже через год НГДУ «ТатРИТЭК Нефть» начало разработку Киязлинского и Мельниковского месторождений и приступило к эксплуатационному бурению Енорусскинского и Черемуховского. Результаты говорят сами за себя – в 1998 году компания «РИТЭК» получила лицензии еще на 4 месторождения на северо-востоке Татарстана: Луговое, Кучуковское, Озерное и Сокольегорское. А немного позже – лицензии на геологическое изучение и добычу нефти Мензелинского, Агрызского, Владимирского и Северо-Кадеевского участков. Сегодня география деятельности «ТатРИТЭК Нефть» охватывает территорию 11 административных районов Республики Татарстан, в разработке находятся 10 месторождений, а общая площадь ицензиионной территории составляет более 4,5 тыс.км.

Добыча сырья – это только часть работы компании. Перед тем, как попасть в систему нефтепроводов, нефть должна быть доведена до товарной кондиции. Для этого в НГДУ «ТатРИТЭК Нефть» была запущена установка подготовки высокосернистой нефти (УПВСН) производительностью 500 тыс.тонн в год. А в 2001 году было принято решение о сооружении собственного нефтепровода от УПВСН до магистральных трубопроводов Альметьевск – Горький – 2,3 протяженностью 67 км.

Еще на стадии проектирования трубопровода руководство ОАО «РИТЭК» дальновидно решило, что по нему к главной магистрали можно будет транспортировать не только свою нефть, но и сырье других малых компаний, работающих в Татарстане и не имеющих выхода к системе «Транснефти». Оставалось только увеличить мощность установки подготовки высокосернистой нефти. Сегодня она доведена до 1 млн.тонн в год. Этого оказалось достаточно, чтобы не только подготавливать свою нефть, но и оказывать соответствующие услуги коллегам: ОАО «Татнефтепром», ОАО «Волганефть», ОАО «Кондурчанефть».

Темпы развития НГДУ «ТатРИТЭК Нефть» наглядно отражает динамика добычи. Если в 1996г. было произведено всего 9,5 тыс.тонн, то в 2004г. эта цифра увеличилась до 577,2 тыс.тонн, а в 2005г. запланировано извлечь из недр не менее 600 тыс.тонн нефти. И, как считают в НГДУ, это не предел. Татарстанское подразделение компании «РИТЭК» в 2008г. планирует взять рекордную для себя высоту – 1 млн.тонн нефти.[3, с.19]


Добыча и экспорт нефти на июль 2005 года (тыс.тонн)

Компании

С начала

года

Экспорт



Морские терминалы Нефтепровод «Дружба»
1 ОАО «Акмай» 4,9 1,2
2 ЗАО «АЛОЙЛ» 94,3 0,5 44,6
3 ОАО «Булгарнефть» 103,4 40,7
4 ЗАО «Геология» 104,9 40,9
5 ЗАО «Геотех» 83,2 29,9
6 ЗАО «Дружбанефть» 8,2 3,2
7 ОАО «Елабуганефть» 16,7 5,8
8 ЗАО «Иделойл» 71,8 16,1
9 ЗАО «Кара-Алтын» 219,2 60,2
10 ОАО «Кондурчанефть» 34,8 6,4
11 ОАО «Меллянефть» 61,9 23,6
12 ОАО «Нократойл» 4,7 1,8
13 ОАО «РИТЭК» 1552,6 281,3 257,5
14 ОАО «СМП-Нефтегаз» 209,6 71,2 42,1
15 ТАТЕХ 286,8 94,2 111,1
16 ЗАО «Татнефтеотдача» 178 37,1 27,5
17 ОАО «Татнефтепром» 171,2 49,2 27,5
18 ОАО «Татнефтепром – Зюзеевнефть» 206,1 63,7
19 ЗАО «Татойлгаз» 150,4 24,0 8,1
20 ЗАО «Троицкнефть» 105,5 2,1
21 ЗАО «Трансойл» 18,4 3,3
22 ОАО Шешмаойл» 163,4 37,5

Заключение


Возникновение наряду с крупными вертикально - интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК), независимых малых и средних нефтяных компаний (ННК) в России явилось закономерным результатом рыночных реформ в экономике и объективных процессов, происходящих в структуре минерально-сырьевой базы страны. Институциональные различия этих двух секторов отечественной нефтедобычи определяют разновекторную стратегию деятельности обеих групп. ВИНК в своей деятельности нацелены на расширение активности на наиболее крупных и высокоэффективных направлениях, включая реализацию транснациональных проектов по всей цепочке вертикального цикла производства, от геологоразведки до сбыта готовой продукции. Малые компании, являясь монотоварными производителями, ориентированы на максимально эффективную отработку запасов, относящихся к категории мелких и средних, и развитие внутреннего рынка сырой нефти.

Ни в коей мере не противопоставляя ВИНК и малый сектор нефтедобычи, необходимо подчеркнуть, что государству - собственнику недр нужен и крупный бизнес-основа добывающего потенциала страны, и независимые нефтяные компании, как резерв роста добычи углеводородного сырья и доработки маргинальных, трудноизвлекаемых запасов, т.е. «нефтяных неугодий».

На примере Республики Татарстан можно сказать, что благодаря малым компаниям наиболее рационально используется сырьевая нефтехимическая база республики, что позволяет обеспечить население потребительскими товарами республиканского производства, расширить объемы создаваемой добавленной стоимости и налогооблагаемой базы. Приобретение современных перерабатывающих мощностей способствует улучшению материально-технической базы комплекса. Все это создает предпосылки для повышения инвестиционной емкости и конкурентоспособности нефтегазохимического комплекса и экономики республики.

Недооценивается пока потенциал малого сектора в решении проблем энерго- и ресурсоэффективности, сохранения экологической безопасности республики.

Необходимо отметить ключевую роль малого бизнеса в повышении самодостаточности населенных пунктов Татарстана через формирование в них конкурентной среды. Территориальная организация малых, в том числе нефтехимических производств, способна активировать процессы повышения качества жизни, культурного и образовательного уровня населения республики, выравнивания социально-экономических территориальных диспропорций.

Но, несмотря на пользу, приносимую стране и конкретно республике, у малых предприятий существует множество проблем. Это и угроза поглощения со стороны крупных нефтяных компаний, и затрудненный доступ к перерабатывающим (уж тем более к сбытовым) мощностям, и несовершенство законодательства страны и пр.

Нарастающие трудности требуют принятия ряда радикальных мер и, прежде всего, мер со стороны самих малых нефтяных компаний. Необходимо преодолеть разобщенность с целью лоббирования своих интересов.

Тем не менее, основная роль в обеспечении дальнейшего беспроблемного существования малых компаний лежит на государстве. Именно оно исполняет функцию по осуществлению поддержки малого предпринимательства путем проведения антимонопольной политики, снижению налогов.

Следует помнить, что в добывающей отрасли любой страны закономерно прослеживается следующая тенденция: крупное месторождение – крупная компания, мелкое месторождение – мелкая компания. Результаты поисковых и разведочных работ последних 10-15 лет показывают, что 96% месторождений в республике относятся к мелким, с запасами от 1 до 10 млн.т.

Отсюда вывод – будущее нефтяной промышленности нашей страны во многом будет определяться мелкими компаниями. Государство должно осознать это и создать для некрупных субъектов отрасли – особенно на первом этапе – льготный режим функционирования. Однако, постижение этой истины дается чрезвычайно трудно.


Список литературы


Абзалилова Л.Р. Сбалансированное развитие малых и крупных компаний как условие устойчивого функционирования химического и нефтехимического комплекса Республики Татарстан // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2005. - №1. – с.19

Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 160 с.

Анохин К. Психология победителя // Нефть России. – 2005. - №8. - с.19

Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000 – 104 с.

Блинов А.Ю., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. – М.: «Дашков и К», - 2003. – 356 с.

Бурганов Р.А. Экономические основы предпринимательства. – К.: «Гран Дан», - 2001. – 114 с.

Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 280 с.

Гайказов М. «Малышам» нужна забота // Нефть России. –2004. - №7.–36 с.

Диордиенко А. «Малая нефть» не бывает лишней // Нефть России. – 2002. - №7. – 36 с.

Завьялов Д. «Заговор» независимых // Нефть России. – 2004. - №2. – с.36

Компания «Алойл»: 8 лет безупречной репутации // Комсомольская правда. – 10 сентября 2005. – 10 с.

Корзун Е. Не добивайте независимых! // Нефть России.– 2004. - №7. – с.32

Корзун Е. Немалый вклад малых компаний // Нефть России.–2003.-№1.–с.53

Корзун Е.Не обижайте «малышей» // Нефть России. – 2002. - №6. – с.13

Кривощекова Е., Окунева Е. Система регулирования нефтяного комплекса России // Вопросы экономики. – 2004. - №7. – с.79

Крюков В.А. Зарытая эффективность, или как государство пытается управлять нефтяными компаниями // ЭКО. – 2002. - №9. – с.28

Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 454 с.

Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. проф В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 430 с.

Муравьев А.И., Игнатьев А.М. Предпринимательство: Учебник. – СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 696 с.

Мучина Д. Уже немало // Татарстан. – 2005. - №9 – 17 с.

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05 августа 2000г. №117-ФЗ

Нугаев Р.А., Ягудина Л.Ш. Нефтяные ресурсы Республики Татарстан: добыча, реализация, запасы // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2003. - №4. – 5 с.

Орлов А.В. Надежда: о малом бизнесе в России. Уч.пособие. – М.: Международный университет, 2003. – 160 с.

Предпринимательство: Учебник / Под ред.М.Г.Лапусты. – М.: ИНФРА – М., 2003. – 534 с.

Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.: ТЕИС, 2001. – 231 с.

Федеральный закон от 14 июня 1995г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

Федеральный закон от 19 июля 1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях»

Хапибова В. ОАО «Меллянефть»: есть два новых месторождения // Комсомольская правда. – 10 сентября 2005. – 10 с.

Царев И.Г. Малое предпринимательство – дело за малым // ЭКО. – 2004. - №1. – 11 с.

Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов / Под ред.проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.–718 с.

Похожие работы:

  1. • Противоречия Конституции Татарстан Конституции РФ
  2. • Внешнеэномическая деятельность Республики Татарстан
  3. • Планирование инвестиционной стратегии повышения ...
  4. • Сырьевая база химической промышленности Республики Татарстан
  5. • Разработка и внедрение региональных инструментов ...
  6. •  ... деятельности в Республике Татарстан
  7. • Республиканский бюджет Республики Татарстан
  8. • Роль и место совместных предприятий в нефтехимическом ...
  9. • Малый бизнес: ... развития в экономике Республики ...
  10. • Физико-географическая характеристика Республики Татарстан
  11. •  ... в России и Республике Татарстан
  12. • Маркетинговое исследование предпочтений потребителей ...
  13. • Пути и направления развития поддержки малого бизнеса ...
  14. • Анализ социально-экономической эффективности КНЗ ОАО ...
  15. •  ... перспективы развития(на примере Республики Татарстан)
  16. • Инвестиционная политика и инвестиционный климат в ...
  17. • Управление финансовыми ресурсами малого бизнеса в ...
  18. •  ... исполнение регионального бюджета Республики Татарстан
  19. • Международные отношения Республики Татарстан в 90-е годы
Рефетека ру refoteka@gmail.com