Рефетека.ру / Экономика

Контрольная работа: Ординалистская теория поведения потребителя

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Микроэкономика "

на тему: "Ординалистская теория поведения потребителя"


г.Харьков

2007 г.

Ординалистская (порядковая) теория полезности.

Ординалистская (порядковая) полезность - субъективная полезность (удовлетворение), которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтер­нативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили анг­лийский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845-1926), итало-швей­царский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную фор­му и по настоящее время остается наиболее распространенной. Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно, потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность на­боров благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения на­боров благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезно­сти предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор — меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными набора­ми благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов нет единства относительно количества и названия аксиом.. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие — три аксиомы. Выделим следующие аксиомы.

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными.

2. Акснома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие.

3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку по­нижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически систе­ма предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г.


Кривая и карта безразличия.


Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Иными словами, кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности

Рис. 1.1. Кривая безразличия.

На рис.1.1 на одной оси отложено число единиц одежды, на другой — число единиц продуктов питания. Соединив точки А, В, С, получим кривую U1, каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц одежды и продуктов пита­ния, дающие одинаковое удовлетворение. Кривая U1 называется кривой безразличия, которая. указывает, что потребитель безразличен к этим трем наборам продуктов, т. е. потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 еди­ниц продуктов питания и получив 20 единиц одежды при пе­ремещении от набора А к набору В. Точно так же потребитель одинаково ранжирует А и С, т. е. может отказаться от 10 еди­ниц одежды, чтобы получить 20 единиц продуктов питания.

На рис. 8.1 кривая безразличия идет вниз слева направо. Чтобы понять, почему это так, допустим вместо этого, что кри­вая безразличия идет вверх, от точки А по направлению к D. Это противоречит допущению, что чем больше потребитель­ских товаров, тем лучше. Поскольку набор D содержит боль­ше и продуктов питания, и одежды, чем набор А, его должны предпочесть А и, следовательно, он не может находиться на той же кривой безразличия, что и А. Любой набор товаров, лежащий выше и справа от кривой безразличия U1 на рис. 1.1, предпочтительнее любого набора на U1.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.

1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кри­вой, является более предпочтительной для потребителя.

2. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать боль­шее количество любого набора меньшему.

3. Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.

4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показы­вают уменьшающиеся предельные нормы замещения блага на другое благо.

5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, более предпочтительны наборам благ, расположенным на менее удаленных от начала координат кривых.

Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды, можно изобразить семейство кривых безразличия, которое называется картой кривых безразличия.

Карта кривых безразличия — способ графического изображения функ­ции полезности для некоторого конкретного потребителя (рис. 1.2).

На рис. 1.2 показаны четыре кривые безразличия, образующие собой семейство — карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых. На рис. 1.2. U4 > U3 > U2 > U1.


Рис. 1.2. Карта кривых безразличия.

Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретного потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления данных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусы потребителей, то имеется в виду вся карта кривых без­различия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кри­вых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой по­лезностью.

Основным рабочим понятием ординалистской (порядковой) тео­рии полезности считается предельная норма замещения RS).


Предельная норма замещения.


Предельная норма замещения RS) показывает, от скольких еди­ниц одного блага потребитель должен отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага. Иными словами, это соот­ношение предельной полезности двух благ.

Предельная норма замещения измеряет желание обменять одно благо на каждую единицу другого, при этом не приобретая и не теряя полезность. Предельная норма замещения представляет собой норму, в соответ­ствии с которой одно благо может быть замещено другим без выигры­ша или потери для удовлетворения потребителя.

Значения предельной нормы замещения всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага пред­полагает уменьшение потребления другого, т. е. имеются разные знаки. Поскольку выпуклость кривой безразличия направлена вниз, к началу координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения.

Рисунок 1.3 показывает, что, перемещаясь от набора потребитель­ских товаров А к набору В, потребитель готов отказаться от шести еди­ниц одежды, чтобы получить одну единицу продуктов питания. Дви­гаясь от набора В к набору С, он готов поступиться только четырьмя единицами одежды, чтобы получить дополнительную единицу про­дуктов питания, а при перемещении от С к D он откажется лишь от двух единиц одежды ради одной единицы продуктов питания. Чем больше одежды и меньше пищи потребляет человек, тем больше он готов отказаться от одежды ради продуктов питания.


Рис. 1.3. Уменьшение предельных норм замещения вдоль кривой безразличия


Бюджетное ограничение потребителя.


Бюджетное ограничение показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.

Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) — это пря­мая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные ко­личества благ, которые можно приобрести на данный доход при опре­деленных ценах. Для каждой бюджетной линии можно строить кри­вую безразличия, которая будет иметь точку касания с бюджетной линией.

На рис. 1.4 бюджетная линия первоначально занимает положение КL. Точки пересечения бюджетной линии с осями координат получаются следующим образом. Предположим, что потребитель весь свой доход I потратит лишь на приобретение блага X, тогда он сможет купить I/ РX единиц этого блага. Исходя из этого допущения длина отрезка ОL равна I/РY.


Рис. 1.4. Бюджетная линия

Все наборы благ, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят ровно 1 грн. и поэтому доступны для потребителя. Все наборы благ, расположенные выше и правее бюджетной линии, стоят более 1 грн. и таким образом недоступны для потребителя. Следовательно, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для по­требителя наборов благ.

Как изменяется бюджетная линия, когда меняются доход и цены на блага? Предположим, что доход потребителя сократился до I' > I, цены на блага неизменны. Наклон бюджетной линии не изменится, так как он зависит лишь от пропорций цен. В этом случае произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии вниз. Она займет положение К'L'. При росте дохода и неизменных ценах наблюдается параллельный сдвиг бюджетной линии вверх. Допустим теперь, что доход и цена товара X неизменны, цена же блага Y уменьшилась до P'y < Рy. В данном вари­анте точка L не изменит своего положения, ибо оно обусловлено неиз­менными I и Рx. Левый же конец бюджетной линии сдвинется вверх и займет положение К".

Равновесие потребителя.


Равновесие потребителя — точка, в которой потребитель максими­зирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы ку­пить, а бюджетная линия — что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безраз­личия и бюджетная линия используются для графической интерпре­тации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, полу­чаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете.

Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям:

• находиться на бюджетной линии;

• предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.

Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный вы­бор точки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюд­жетную линию на карту кривых безразличия, как это показано на рис. 1.5.


Рис. 1.5. Равновесие потребителя.

Потребитель может свободно выбрать любую точку на линии NМ. Точки, расположенные правее и выше М, недоступны, ибо им соответ­ствует доход больший, чем располагает потребитель. Точки, располо­женные левее и ниже NМ, не отвечают условию, согласно которому весь доход должен тратиться.

Потребитель выбирает ту точку, в которой он получает наибольшее удовлетворение. Она расположена на кривой безразличия на наибо­лее высоком уровне из возможных. На рис. 1.5 такой точкой является точка В. В точке В бюджетная линия только касается, а не пересекает кривую безразличия U3. В точке касания норма замещения равна от­ношению цен РF/Рс Такая точка касания, в которой бюджетная линия лишь соприкасается, но не пересекает линию безразличия, соответ­ствует наивысшему уровню полезности, доступному потребителю. В соответствии с графиком потребитель достигает равновесия там, где наклон бюджетной линии точно равен наклону кривой безразли­чия. Именно в точке В данные наклоны совпадают. Таким образом, наиболее предпочтительный из доступных для потребителя набор на­ходится в точке В.

Итак, равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюд­жетная линия касается наивысшей кривой безразличия. В этой точке норма замещения потребителя точно равна наклону бюджетной линии.

Условие равновесия потребителя можно выразить следующим образом:

PF/PC = норма замещения= MUF / MUC.


ЭДЖУОРТ Фрэнсис Исидро (1845-1926), английский экономист и статистик, представитель математической школы в политической экономии. Окончил Оксфордский университет (1869 г.). Профессор политической экономии в Кингс-колледже в Лондоне (1889-1891 гг.). и Оксфордском университете (1891-1922 гг.). Большое значение в фор­мировании теоретических взглядов Эджуорта имели У. Джевонс и А. Маршалл. Сторонник активного применения математики в эконо­мической науке. Один из первых ввел в экономическую теорию поня­тие «кривых безразличия», которые, по мнению Эджуорта, иллюстри­руют выбор потребителем полезности различных благ. Подчеркивал роль функционального анализа при исследовании зависимостей между отдельными элементами экономической системы, отрицая необхо­димость анализа причинно-следственных связей между экономиче­скими явлениями.

ФИШЕР Ирвинг (1867-1947), американский экономист и статистик, один из создателей и первый президент (1931-1933) Международного _эконометрического общества. Образование получил в Йельском уни­верситете. Там же в 1893-1935 гг. преподавал политическую эконо­мию. Сторонник количественной теории денег. Широкую известность получил благодаря работам по экономико-математическому анализу, теории денежного обращения и кредита, теории индексов. Фишер от­рицал неизбежность кризисов при капитализме, в своей модели рыноч­ного равновесия сводил их к колебаниям конъюнктуры, которые, как он полагал, можно элиминировать посредством изменения покупа­тельной силы денег и регулируя их количество в обращении. В своих трактовках процента, прибыли, капитала, стоимости развивал взгляды представителей математической школы буржуазной политической эко­номии. Некоторые его работы — «Краткое введение в исчисление беско­нечно малых», «Покупательная сила денег», «Построение индексов» — переведены на русский язык соответственно в 1922,1925,1928 гг. в Москве.

АЛЛЕН Рой Джордж Дуглас (р. 1906), английский экономист-мате­матик. Работы Аллена — в основном учебные пособия по математиче­ской экономии, посвященные систематизации и анализу математических методов, используемых при изучении различных экономических про­блем. Аллен в своих теоретических позициях исходил из взглядов аме­риканских экономистов и учения Дж. М. Кейнса. Исходным пунктом исследования он считал не производство, а получение дохода. Аллен пытался установить математическую зависимость между доходом, сбе­режениями и потреблением.


Задача 1.

Для потребителя каждая дополнительная единица товара является менее ценной и поэтому дешевле предыдущей на 5%.

Фирма, которая на ряду с конкурентами предлагает рынку данный товар, считает, что каждая дополнительная единица продукции может быть реализована по цене на 10% больше предыдущей.

Цена первой единицы товара для потребителя 21

Цена первой единицы товара для производителя 6

На основании данных:

Определите графически равноважную цену товара, на которую ориентируются потребитель и фирма, принимая решение о закупке и производстве товара.

Покажите на графике "излишек производителя" и "излишек потребителя".

Объясните, как повлеяет на "излишек потребителя" и "излишек производителя" принятое правительством решение о снижении цены товара на 20% по сравнению с рыночной ценой. Отобразите изменения графически.

Решение:

На основании данных рассчитаем цену товара для потребителя и производителя .

ед. начальная -20%

Цена ед. для потреб. Цена ед. для производ. Цена ед. для потреб. Цена ед. для производ.
1 21,00 6 16,8 4,8
2 19,95 6,6 15,96 5,28
3 18,95 7,26 15,16 5,81
4 18,00 7,98 14,40 6,39
5 17,10 8,78 13,68 7,03
6 16,25 9,66 13,00 7,73
7 15,44 10,63 12,35 8,5
8 14,67 11,69 11,73 9,35
9 13,93 12,86 11,14 10,29
10 13,24 14,15 10,59 11,32
11 12,57 15,56 10,06 12,45
12 11,94 17,11 9,55 13,69
13 11,35 18,83 9,08 15,06
14 10,78 20,71 8,62 16,57
15 10,24
8,19
16 9,73
7,78
17 9,24
7,39
18 8,78
7,03
19 8,34
6,68
20 7,92
6,34
21 7,53
6,03
22 7,15
5,73
23 6,79
5,44
24 6,45
5,17
25 6,13
4,91

Построим на основании этих данных график.

Ординалистская теория поведения потребителя


Задача 2.

Рассчитайте переменные (VC), средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC), общие средние (ATC) и предельные издержки (MC), постройте график производственных расходов.

Опираясь на правило максимилизации дохода, определите, до какого момента фирме целесообразно увеличивать объем производства продукции.

Даны:

Q- объем производства

MR- предельный доход

TC- общие издержки

Решение.

Рассчитаем переменные и постоянные.

Q

0

1

2

3

4

5

6

7

8

MR

0

140

100

80

60

40

20

0

-30

TC

320

410

490

560

620

690

770

810

910

FC 320 320 320 320 320 320 320 320 320
MC 0 90 80 70 60 70 80 40 100
VC=TC-FC 0 90 170 240 300 370 450 490 590
AFC=FC/Q 0 320,00 160,00 106,67 80,00 64,00 53,33 45,71 40,00
AVC=VC/Q 0 90 85 80 75 74 75 70 73,75
ATC=ТC/Q 0 410,00 245,00 186,67 155,00 138,00 128,33 115,71 113,75
MC при 0
0
1 410-320= 90
2 490-410= 80
3 560-490= 70
4 620-560= 60
5 690-620= 70
6 770-690= 80
7 810-770= 40
8 910-810= 100

Построим графики.

Ординалистская теория поведения потребителя

Ординалистская теория поведения потребителя


Ординалистская теория поведения потребителя


Литература.


Г.С.Вечканов, Г.Р.Вечканова "Завтра экзамен." Микроэкономика 7-е изд. "Питер" 2006.

Г.С.Вечканов, Г.Р.Вечканова "Учебное пособие" Микроэкономика 7-е изд. "Питер" 2003.

Рефетека ру refoteka@gmail.com