Рефетека.ру / Экономика

Учебное пособие: Общая характеристика рыночного хозяйства

ТЕМА 6. .


Рынок – это взаимодействие независимых продавцов и покупателей.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его элементах.

Первым элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Одни производят товар, другие – потребляют его. Они формируют спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности, обеспеченной деньгами. Предложение – это результат применения наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов при производстве пользующихся спросом товаров. Спрос и предложение обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Вторым элементом рыночной экономики выступают цены. Цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры.

Третий важнейший элемент рыночного механизма – конкуренция. Это соперничество с точки зрения фирм и расщепление экономической власти с точки зрения общества. Адам Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цена, норма прибыли, процент и т.д.

Существуют следующие виды конкуренции:

Честная и недобросовестная конкуренция. В соответствии с Законом

Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» к ней относят любые действия физического, юридического лица или государственного органа, препятствующие конкуренции. Это могут быть такие действия, как горизонтальные слияния, сговоры, разглашение коммерческой тайны, копирование чужого товарного знака, распространение недостоверных сведений о продавце и его товарах и т.д.

Ценовая и неценовая конкуренция. При ценовой конкуренции соперники поэтапно снижают цену, чтобы расширить рынки сбыта. При неценовой конкуренции конкурируют качеством, дополнительным обслуживанием, товарным знаком.

Совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция. Для совершенной конкуренции характерны наличие множества мелких независимых продавцов; однородный (стандартный) товар, т.е. товар, не имеющий разновидности; одна фирма принимает рыночную цену; нет барьеров для вступления в отрасль новых фирм; совершенная информация. Принято относить к таким рынкам отрасли сельского хозяйства, фондовые и валютные рынки.

К несовершенной конкуренции относятся:

А. Чистая монополия – ситуация, когда имеют место один продавец, диктующий цену товара, товар уникальный (не имеющий заменителей), есть барьеры для вступления в отрасль новых фирм. Чистые монополии сейчас существуют, в-основном, в виде естественных монополий. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях» - это сферы отдельных видов коммунальных услуг (электро-, водо- и теплоснабжение), услуги городской телефонной связи (компания АО «Казахтелеком»), услуги почты (АО «Казпочта»), портов и аэропортов, железной дороги (АО «КазахстанТеміржолы»), магистральные газо- и нефтепроводы.

Б. Олигополия. Эта рыночная структура имеет место, когда несколько крупных, взаимозависимых продавцов, используя различные способы ценообразования, продают однородный или неоднородный (дифференцированный, т.е. имеющий разновидности), товар, есть барьеры. Это, как правило, рынки тяжелых отраслей, а также табачных изделий, бытовой техники.

В. Монополистическая конкуренция. Для монополистической конкуренции характерны наличие множества мелких независимых продавцов; разнородный товар; нет барьеров для вступления в отрасль новых фирм. В этой отрасли используют неценовую конкуренцию. Принято относить к таким рынкам отрасли потребительских товаров и услуг.

Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рыночная инфраструктура - это институты, способствующие эффективному функционированию рынка, снижению трансакционных издержек. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли, банковской системы, страховых организаций.

Виды рынков.

В зависимости от различных критериев рынки можно разделить:

1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынки товаров и услуг, рынки ресурсов;

2) по товарным группам: рынки продовольственных и непродовольственных товаров, рынки услуг;

3) по территориальному признаку: местные (локальные), территориальные (областные), национальные (республиканские) и мировые (международные) рынки;

4) по степени ограничения конкуренции монопольный, олигопольный, межотраслевой;

5) по характеру продаж: рынки оптовой и розничной торговли, рынки государственных закупок;

6) по соблюдению законности: легальные и нелегальные рынки.

Преимущества и недостатки рынков.

Преимущества:

1) Рынок способствует более эффективному использованию ресурсов. Желание максимизировать прибыль заставит использовать те ресурсы, которых много, так как они дешевы, и экономить редкие ресурсы, так как они дороги.

2) Способствует развитию техники, созданию новых технологий, методов организации и управления производством, так это повышает прибыль.

3) Обеспечивает свободу выбора потребителей и производителей.

Последнее можно рассматривать как составляющую свободы вообще и одну из важнейших целей в жизни человека.

Недостатки:

1) Внешние эффекты. Это ситуация, когда третья незаинтересованная в сделке сторона получает выгоды (положительный внешний эффект) или издержки (отрицательный внешний эффект). Примерами могут быть выгоды от образования, получаемые обществом и экологические проблемы как издержки.

2) Не стимулирует производство общественных товаров. Это товары, которые обладают свойствами неделимости и неисключаемости, то есть ими пользуются все и бесплатно. Например, оборона страны, освещение улиц.

3) Неравенство в доходах. На этот счет английский экономист У. Петти сказал следующее: «Не бывает богатых там, где все одинаково богаты, как не бывает бедных там, где все одинаково бедны». В рыночной системе преуспевает тот, кто обладает ресурсами. Однако есть категории людей – аутсайдеров. Это инвалиды, старики, дети. Без помощи государства эти люди обречены на бедность.

4) Макроэкономическая нестабильность (не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен). Для рыночной системы характерно циклическое развитие.

5) Ассиметричная информация, когда одна сторона при сделке не обладает всей информацией о товаре.

Особенностями современного рынка являются:

- Усиление роли государства. Это связано с политическими факторами, такими как войны, угроза терроризма и т.д.

- Усиление роли социальных групп, таких как партии, профсоюзы и т.д. То обстоятельство, какая партия занимает большинства в парламенте, влияет на направленность принятых законодательных актов.

- Усиление роли научно-технического прогресса. Это происходит со второй половины прошлого столетия. Особенно важным это обстоятельство является для нашей страны сейчас, в процессе реализации Стратегии Индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 г. и цели вхождения страны в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, т.к. одним из критериев внешней конкурентоспособности страны является уровень развития технологий.

- Изменение формы предпринимательства - переход от преимущественно индивидуальных предприятий к АО, ТОО, что связано с появлением таких форм предпринимательства, которые существенно снижают риск убытков.

- Расширение границ рынка, чему способствовало расширение деятельности транснациональных компаний.

Вопросы для контроля:


Чем отличаются понятия «структура рынка» и «инфраструктура рынка»? Насколько важно наличие инфраструктуры рынка?

Назовите плюсы и минусы ценообразующей функции рынка. Будет ли целесообразным вмешательство государства в этот процесс? В каких случаях?

Можно ли считать, что криминальный бизнес – продукт только переходной экономики?

Тождественны ли понятия «семья» и «домохозяйство»?

Назовите причины, по которым в плановой экономике домохозяйства испытывают дефицит в товарах, а в рыночной – в деньгах?

Что такое трансакционные издержки? По каким причинам фирма идет на эти затраты?

Чем совершенная конкуренция отличается от несовершенной конкуренции? Какая из этих форм преобладает в настоящее время?

200 лет назад? Почему основоположники марксизма называют 19 век периодом свободной конкуренции, а 20 век периодом государственно – монополистического капитализма?

Дайте характеристику монополии, монопсонии, олигополии, олигопсонии, монополистической конкуренции, совершенной конкуренции.

Чем отличается ценовая конкуренция от неценовой конкуренции?

Перечислите способы недобросовестной конкуренции (используйте Закон Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции», 1998 г.).

Тождественны ли понятия «спрос» и «потребность»?

Проанализируйте высказывания:

- «Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев»;

- «Технология, которая является лучшей для экономиста, для инженера может оказаться худшей;

- «Самой важной особенностью капитализма является отсутствие централизованного плана»;

- «Конкуренция служит незаменимым дисциплинирующим элементом рынка».

Можно ли применительно к экономике использовать следующие крылатые выражения?

-«Семеро одного не ждут».

-«Если хочешь кого-либо сделать счастливым, не добавляй ему вещей, а убавляй желания».

-«Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей».

Рефетека ру refoteka@gmail.com