Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Крупные корпорации и инновационный процесс

ФГОУ ВПО "КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т.С. МАЛЬЦЕВА"

Факультет

Кафедра


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Крупные корпорации и инновационный процесс


Выполнил

Проверил


Лесниково - 2005

Содержание


Введение

1. Корпорация как форма коммерческой организации

1.1 Понятие и предпринимательская деятельность корпорации

1.2 Факторы развития корпорации

1.3 Финансовая деятельность корпорации

2. Организация и управление корпораций

2.1 Особенности организации корпораций

2.2 Корпоративное управление за рубежом

3. Российский рынок инноваций

3.1 Венчурные и государственные фонды

3.2 Российские промышленные корпорации

3.3 Малые инновационные компании

3.4 Международные корпорации

Заключение

Литература

Приложение А

Приложение Б

Приложение В


Введение


Смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не попадаться на удочку к экономистам. (Джоан Робинсон).


Изменения в организации и методах функционирования предприятий как субъектов хозяйствования обусловлены процессами приватизации собственности и сдвигами в системе управления, в результате которых хозяйственное управление отделилось от управления административного, а контроль за выполнением основных функций перешел от государственных органов к руководству предприятий. В переходный период с осуществлением дерегулирования государственного сектора, отходом от директивных методов руководства и упразднением существовавших ранее иерархических структур возрастает роль ассоциативных форм деятельности и интегрированных структур управления предприятиями на основе рыночных принципов ведения хозяйства. Утверждаются новые формы интеграции хозяйствующих субъектов:

1) путем вхождения предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отраслевых структур или создаваемые заново;

2) на основе формирования горизонтальных ассоциативных образований.

Формирование и усиление корпоративных структур - одна из важнейших тенденций развития экономики. Именно крупные структуры составляют своего рода каркас индустриально развитых стран и мирового хозяйства в целом, повышают уровень макроэкономического регулирования производства, стабильность экономического сотрудничества (в том числе международного), выступают в качестве партнеров государства в выработке и реализации стратегической линии в процессе модернизации экономики. Промышленные группы являются эффективной формой консолидации материальных ресурсов и производственного капитала разных компаний. Эти общемировые тенденции начинают проявляться и в России.

Целью курсовой работы является выявление роли корпоративных структур в экономическом росте.

Для раскрытия цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить факторы развития и финансовую деятельность корпораций.

2. Рассмотреть особенности организации и управления корпораций.

3. Познакомиться с инновационными процессами.

1. Корпорация как форма коммерческой организации


1.1 Понятие и предпринимательская деятельность корпорации


Корпорация (аналог акционерного общества) представляет собой наиболее важную форму организации деловых предприятий, если иметь в виду долю акционерных обществ в производстве и выручке, во всех развитых странах с рыночной экономикой. В чем особенность этой формы и ее привлекательность?

Во-первых, акционеры корпорации являются ее законными владельцами. Всякая прибыль фирмы принадлежит им. Вместе с тем их экономическая ответственность ограничена. Они отвечают по долгам корпорации только в размере своих вложений в дело. Если корпорация должна Вам деньги, Вы не можете преследовать в судебном порядке ее акционеров непосредственно. Вы можете, конечно, преследовать корпорацию. Но что, если она обанкротилась? Тогда Вам, как и всем, кто одолжил корпорации деньги, просто не повезло.

Во-вторых, ограниченная ответственность позволяет корпорациям привлекать финансовые ресурсы большого числа собственников, которые не участвуют изо дня в день в управлении предприятием. Акционеры большинства крупных корпораций просто нанимают управляющих, на которых и ложится бремя управления предприятием. Таким образом, для корпораций обычно характерно отделение собственности от текущего управления.

В-третьих, собственность легко передается из рук в руки. Если собственник умер, права собственности могут быть проданы его наследниками другим лицам без какого-либо нарушения деятельности предприятия. Точно так же, если какие-либо акционеры станут недовольны тем, как ведется дело, они могут легко выйти из него, продав свои акции.

Управляющие большой корпорации - это чаще всего подготовленные специалисты, нанятые акционерами, чтобы осуществлять управление фирмой. Решения акционеров о том, продавать или покупать акции (права собственности) данной компании, свидетельствуют о доверии инвесторов к характеру управления предприятием. Если настоящие и потенциальные акционеры верят в то, что управляющие хорошо выполняют свои обязанности, спрос на акции этой фирмы возрастет. Растущий курс акций отразит это увеличение спроса. Наоборот, если большое число акционеров желает продать свои акции, потому что они не удовлетворены текущим управлением фирмой, предложение акций данной фирмы для продажи возрастет, что вызовет падение их курса (цены). Падение цены акций часто ведет к реорганизации текущего управления предприятием [6].

Корпорация - одна из основных форм организации предприятия; фирма, имеющая форму независимого юридического субъекта, в которой собственность разделена на части и ответственность каждого ограничена его вкладом (паем) в предприятие; может выступать как частная фирма и как государственное предприятие.

Корпорация обладает как преимуществами, так и недостатками. К преимуществам относятся: стабильность и продолжительное существование; кредиторы и клиенты имеют дело только с одним экономическим субъектом, а не с рядом партнеров; заключает контракты от своего имени, а не от имени совладельцев; акционеры рискуют лишь своим паем, что защищает акционера и обеспечивает вложения капитала мелкими вкладчиками.

Недостатками корпорации являются: относительно большие затраты и сложности в процессе организации и прекращения деятельности корпорации, что делает ее малоподходящей для мелких или временно создаваемых компаний; двойное налогообложение (берется налог с корпорации и с дивидендов в форме подоходного налога) [5].

Корпорация (по российскому законодательству - АО) представляет собой обезличенное предприятие с правом юридического лица, созданное в разрешительном порядке и обладающее уставным капиталом, разделенным на определенное число равных долей - акций.

Основная отличительная черта этой формы организации бизнеса заключается в том, что АО существует независимо от его собственников. Ответственность членов общества, которых называют акционерами, ограничивается нарицательной стоимостью приобретенных ими акций. Ограниченная ответственность - важное преимущество по сравнению с единоличной собственностью или партнерством. АО может привлекать средства от своего имени, не возлагая на своих членов неограниченную ответственность. Следовательно, в случае возникновения претензий к АО закон запрещает конфискацию личного имущества его собственников.

Акционеры имеют право на долю доходов корпорации. Часть прибылей, выплачиваемая владельцу акций, называется дивидендом. Та часть, которая не выплачивается в качестве дивидендов, называется нераспределенной прибылью. Дивиденды традиционно выражаются в процентах от номинальной стоимости акции, а в последние годы в некоторых странах - в абсолютной сумме на одну акцию (что более разумно). Дивиденды в виде акций (бонусные выпуски) не предусматривают денежных выплат. С точки зрения привлечения нового акционерного капитала дивидендная доходность - главный компонент стоимости такого капитала [8].

Корпорация является одной из основных форм деловых предприятий и самой распространенной. В США на корпорации приходится 18-20% общего числа фирм и 88-90% совокупного выпуска (рис.1).

Более глубокая специализация, широкое привлечение высококвалифицированных кадров способствуют росту эффективности корпорации. Благодаря корпорациям стало возможным внедрение достижений научно-технического прогресса, постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции, освоение технологий массового производства.

Корпорация существует независимо от ее владельцев - акционеров. Если им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свой пай, но, как правило, не в состоянии ликвидировать компанию как таковую. Поэтому современные корпорации характеризуются известной стабильностью. Они сохраняют свои специфические ресурсы независимо от воли и желания отдельных акционеров.


Крупные корпорации и инновационный процесс

Количество Общий выпуск

Рис.1. Формы деловых предприятий США (80-е гг.), в %.


Наряду с несомненными достоинствами корпорации обладают и вполне ощутимыми недостатками.

Корпорации открывают широкий простор для всевозможных злоупотреблений. Возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления. Мелкие и средние держатели обычно не обладают необходимой и достаточной информацией для осуществления действенного контроля. В корпорации происходит размывание прав собственности, поскольку возможности контроля за деятельностью команды ослабляются. Держатели контрольного пакета акций могут осуществлять контроль лишь за высшими управляющими. Возможности оппортунистического поведения расширяются. Стремясь к личному обогащению, высшие менеджеры участвуют в чрезвычайно рискованных операциях, а иногда идут и на прямые злоупотребления властью (махинации с ценными бумагами, перелив капитала в дочерние компании, сомнительная производственная деятельность и т.д.).

Такие злоупотребления возможны лишь в определенных пределах. Сдерживающим фактором выступает сам рынок. Если корпорация начинает работать плохо, опасность вмешательства акционеров в повседневные дела компании возрастает. Возникает угроза "поглощения" данной фирмы другой и полной смены команды (во всяком случае, ее верхнего эшелона). К тому же падает престиж менеджеров компании на рынке менеджерского труда, что может в перспективе привести к резкому сокращению их доходов [10].

Корпорации способствуют решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики. Первая проблема заключается в привлечении капитала для осуществления крупных проектов. В странах с развитой рыночной экономикой корпорация сама способна изыскать необходимые средства, привлекая сбережения тысяч и даже миллионов индивидуальных инвесторов.

Вторая проблема заключается в диверсификации риска, т.е. его распределении. Поскольку каждый инвестиционный проект предполагает определенный риск, инвестор предпочитает поделить свои сбережения на части, вложив их в большое число компаний, и таким образом снизить степень риска. Существование корпораций, акции которых свободно покупаются и продаются, создает благоприятные условия для диверсификации риска.

В рамках корпорации права и ответственность разделяются между разными органами, управляющими маркетингом, техническими разработками, снабжением, производством и сбытом. Такой подход возможен, в частности, для компаний со стабильным выпуском ограниченного числа однородных продуктов, где экономия от масштаба производства настолько велика, что целесообразно сконцентрировать производство в одном подразделении (например, добыча нефти, металлургическое производство). Другим примером может служить ситуация, когда рынок отличается высокой степенью концентрации потребления. В этих условиях становится целесообразным объединить всю сбытовую деятельность (например, аэрокосмическая промышленность).

Развитие диверсификации производства, резкое усложнение внутренних и внешних связей, динамизм внедрения технических новшеств, борьба за рынки сбыта продукции во многих случаях исключают использование чисто функциональных форм управления. С ростом размеров монополистических корпораций, расширением номенклатуры выпускаемых продуктов и рынков их сбыта функциональные структуры управления в силу разобщенности прав и ответственности по отдельным функциям теряют способность реагировать на происходящие изменения. В процессах управления возникают конфликты из-за приоритетов, принятие решений задерживается, линии коммуникаций удлиняются, затрудняется осуществление контрольных функций. Отход от строго функциональных схем управления корпорациями в пользу структур, организованных по отделениям, отчетливо прослеживается с повышением уровня диверсификации производства. Причем с переходом к выпуску более разнородной продукции функциональная структура заменяется организацией управления по автономным децентрализованным отделениям, которые образуются по признаку выпускаемой продукции.

Укрепление первичных производственно-хозяйственных звеньев, установление пределов децентрализации в корпорациях во многом объясняются необходимостью сокращения издержек производства и накладных расходов. Усилению влияния высшего звена руководства способствует ужесточение финансового контроля и тесная увязка организационной структуры управления с процессом общекорпорационного планирования производственно-хозяйственной деятельности. Главная черта происходящих изменений в организации высшего звена управления - освобождение его от выполнения значительного числа функций оперативного руководства, которые могут быть организационно отделены от задач стратегического, перспективного характера. Уменьшается число подразделений, находящихся в прямом подчинении главного руководителя и не связанных непосредственно с решаемыми им общими задачами. Эти подразделения переходят в подчинение руководителей групп, отделений или отдельных членов высшего руководства.

Рост выпуска продукции, диверсификация производства, усложнение рыночных отношений, большая территориальная разобщенность предприятий корпорации приводят к децентрализации практически всех основных корпорационных штабных служб. Уменьшается число функциональных подразделений на уровне корпорации, и вместе с тем в отделениях организуются штабные органы по руководству производством, сбытом, исследовательскими и проектно-конструкторскими работами, материально-техническим снабжением, транспортировкой сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции. Одна из примечательных тенденций - появление функций организационного развития корпорации. Их содержанием является перспективное планирование организационной структуры управления, проектирование степени централизации и децентрализации.

Экономика индустриально развитых стран опирается на деятельность мощных корпораций, а мировой рынок - это рынок транснациональных корпораций, разделенный между ними. Организационная структура российской промышленности довольно близка к корпоративной. Многие смежные предприятия создавались и функционировали в составе определенной технологической цепочки и рационально организованных хозяйственных связей. В советский период именно отраслевая система управления была тормозом для процесса межотраслевой интеграции и образования многоотраслевых объединений типа корпорации. В настоящее время с ликвидацией ведомственных барьеров межотраслевые формы организации производства должны получить необходимое развитие. Перестройка организационной структуры российской экономики на базе крупных межотраслевых корпораций стала настоятельной практической задачей. Для многих современных предприятий образование корпораций является условием выживания: сохранения кадров, научных подразделений, социальной инфраструктуры, получения заказов, обеспечения материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции. Для экономики в целом такое направление организационного развития стало предпосылкой подъема и прогресса [10].


1.2 Факторы развития корпорации


Факторы развития корпорации имеют первостепенное значение. Их можно рассмотреть на примере группы предприятий "Энергомаш".

Группа "Энергомаш" - один из основных отечественных производителей энергетического оборудования, включает ОАО "Белэнергомаш", ОАО "Сибэнергомаш" (г. Барнаул), ОАО "Уралэлектротяжмаш", ОАО "ЭМК-Атоммаш" (г. Волгодонск), ОАО "Чеховэнергомаш", ОАО "Уралгидромаш", производственный комплекс "Завод металлоконструкций" (г. Белгород). В течение последних четырех лет ежегодный рост производства на предприятиях корпорации - 12-17%. В 2004 г. - выработка на каждого работающего увеличилась (по сравнению с 2000 г) на "Сибэнергомаше" - в 3 раза, на "Белэнергомаше" - в 3,1, на "Атоммаше" - в 5,2, на заводе металлоконструкций - в 6,1 раза. В целом по корпорации она превысила 800 тыс. руб., что является одним из лучших показателей по России. В ближайшее время руководство корпорации и ее предприятий планирует довести этот показатель до 1 млн. руб.

Успех предприятий группы "Энергомаш" обусловлен действием не одной, как это обычно бывает, а сразу нескольких категорий факторов, производственных, технических, управленческих, организационных, социальных.

Производственные факторы. Группа "Энергомаш" - единственный в России производитель, сделавший упор на разработку и строительство станции малой мощности (предполагается произвести для внутреннего рынка 1 тыс. блоков газотурбинных ТЭЦ электрической мощностью 9 МВт и тепловой - до 41 Гкал/ч). Программа рассчитана до 2010 г., стоимость проекта около 5,5 млрд. долл.

Выбору новой стратегии предшествовал тщательный анализ состояния и перспектив рынка энергоносителей и энергетического оборудования. Результаты исследовании показали, что стоимость электроэнергии, производимой газотурбинными станциями, в семь раз меньше, чем стоимость электроэнергии, вырабатываемой АЭС, и в четыре раза - ТЭЦ. Кроме того, такие станции при одновременном производстве электрической и тепловой энергии обеспечивают самый высокий КПД (порядка 60%), быстро строятся (6-8 месяцев), гарантируют хорошие экологические параметры.

Корпорация сама (под свои программы и собственное финансирование) формирует заказы предприятиям, как бы объединяя их вокруг одной идеи: фактически до 50% продукции выпускается в рамках реализации программы строительства газотурбинных ТЭЦ.

Успешному развитию корпорации способствует высокий уровень серийности и комплексности производства. Серийная продукция всегда дешевле, надежнее в эксплуатации и легче в обслуживании. Только за 2003 г. в ОАО "ЭМК-Атоммаш" было произведено 120 газовых турбин выпускать их в малом количестве было бы дорого и нерационально. Комплексность производства заключается в сдаче продукции потребителю "под ключ". Сегодня корпорация не только строит новые станции, но и готова прокладывать инженерные коммуникации (электро - и теплосети) с последующей компенсацией затрат заказчиком.

Технические факторы. Разработана и реализуется программа технического перевооружения предприятий. В ее рамках, например, полностью обновлен станочный парк в производственном комплексе "Завод металлоконструкций" (на сегодняшний день он оснащен лучше других отечественных предприятий такого профиля). На заводе установлена новая линия горячего цинкования, которая является одной из самых крупных в России и СНГ, приобретены и внедрены в производство станки фирмы "FICER", освоены газорезательные машины фирмы "MESSER", сварочные полуавтоматы фирмы "LINCOLN" Всего на техническое перевооружение и реконструкцию предприятия в течение 2000 - 2004 гг. израсходовано более 567 млн. руб. Благодаря использованию нового оборудования, сокращению в связи с этим числа операций и приведению норм к технически обоснованным значительно снизилась трудоемкость производственною процесса (изготовления металлоконструкций).

В соответствии с этой же программой реализуется комплексный план технического перевооружения завода "Белэнергомаш", рассчитанный на период с 2002 по 2005 г. На первом этапе проекта (2003 г) закуплено 82 единицы оборудования общей стоимостью 367,2 млн. руб. Всего в течение 2002-2004 гг. приобретено 250 единиц новой техники. Все оборудование - с числовым программным управлением; один станок заменяет труд 12-15 человек.

Управленческие факторы. Немалое значение для динамичного развития корпорации имеет оптимизация управленческих структур. В этом плане показателен опыт ОАО "Белэнергомаш", где в 2002 г. была проведена централизация производственно-управленческих функций всех структурных подразделений, которая собрала в единый "кулак" все инженерные силы, определяющие и реализующие техническую политику предприятия.

Переход на новую структуру управления, позволившую выявить и устранить ряд дублирующих функций, привел к сокращению численности руководящих работников с 531 до 211 человек.

Новая модель двухуровневою управления имеет существенные плюсы, у директоров производств появляется возможность оптимальной расстановки кадров, нет излишней опеки, меньше приходится отвлекаться на различные совещания, звонки; при этом больше времени остается на решение производственных вопросов, формирование бюджета, освоение новой техники.

Организационные факторы. Ротация кадров и совершенствование системы оплаты труда - важные инструменты корпоративного управления.

Существуют два варианта ротации: японский предполагает, что сотрудник последовательно изучает все должностные функции, относящиеся к своему подразделению; европейский - характеризуется "параллельным" освоением должностных функций, различных видов работ.

Проводимые изменения направлены на создание "единого конструкторского поля". Предполагается, что в будущем обособленные конструкторские подразделения перестанут существовать: специалисты будут трудиться совместно и электрики, и турбинисты, и специалисты по АСУ. Пересечение "плоскостей" работы приведет к тому, что границы между ними исчезнут. Все инженерные центры станут одним большим подразделением. Такова, кстати, тенденция, утверждающаяся в корпоративной среде передовых стран.

Реформирование системы оплаты труда предполагает, во первых, четкое определение условий стимулирования, во вторых, прямую связь оплаты труда с конечным результатом производственной деятельности.

Социальные факторы. Успехи группы "Энергомаш" связаны, прежде всего, с изменением соотношения количества основных и вспомогательных рабочих, оптимизацией численности персонала, повышением качества трудовой жизни, непрерывным производственным обучением работников.

Традиционно около трети численности коллектива любого отечественного предприятия составляли основные рабочие. При этом тарифная сетка уравнивала основных рабочих с остальными - размер вознаграждения зависел лишь от разряда.

Очевидно, что такой подход к оплате труда несправедлив и неправилен. Поэтому в корпорации стремятся поднять статус основных рабочих, которые главным образом и создают прибавочный продукт: их зарплата сегодня примерно в два раза выше, чем у вспомогательного персонала. В пользу основной категории меняемся и соотношение рабочих.

Для успешной работы предприятия немаловажна и регулярная аттестация работников. Ее цель - правильная расстановка кадров, их эффективное использование. В этом отношении показательна аттестация руководителей и специалистов структурных подразделения

На предприятиях группы "Энергомаш" создают все условия, чтобы, рабочий действовал как можно более самостоятельно, высокопроизводительно и качественно, знакомят его с основами нормирования, технологиями. В качестве дополнительного фактора выступают жесткая дисциплина, справедливая и понятная система вознаграждения.

Совершенствование трудового процесса, постоянное изменение функций работников требуют от них непрерывного обучения. Ежегодно в течение последних пяти лет в различных формах производственного обучения и повышения классификации участвуют более 50% работников корпорации [9].


1.3 Финансовая деятельность корпорации


Хозяйственную деятельность организации можно подразделить на три вида:

производственную (все работы, связанные с получением прибыли);

финансовую (получение средств от собственников и обеспечение возврата средств или прибыли на них, а также получение денежных средств от кредиторов и выплата сумм, взятых в долг, либо иное погашение обязательств);

инвестиционную (приобретение, погашение или иное размещение ценных бумаг, не являющихся денежными эквивалентами, и прочих активов, которые приносят доход длительное время, а также одалживание денег и их инкассирование).

Для текущей практической деятельности в любом из этих видов требуются денежные средства, перебои с которыми могут привести к серьезным проблемам (табл.1).

Отсутствие денежных средств в нужный момент означает невыплату заработной платы, невозврат кредитов, сбои во взаиморасчетах с партнерами, несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей, что влечет за собой социальную напряженность, финансовые санкции, потерю упущенной выгоды и ухудшение имиджа в деловой среде. Организация может сравнительно долго существовать без прибыли, но без денежных средств она существовать не может.

В качестве функций корпоративных финансов можно выделить:

формирование и использование капитала;

формирование и использование прибыли (дохода);

движение денежных средств (денежные потоки).

Названные функции тесно связаны с воспроизводственным процессом, его непрерывностью. Эффективное управление корпоративными финансами, реализующее все три функции, призвано решать противоречия, возникающие в процессе деятельности корпораций между ее стратегическими целями и финансовыми возможностями.


Таблица 1 - Составляющие денежного потока

Приток денежных средств Отток денежных средств
Основная деятельность
выручка от реализации продукции, работ, услуг платежи по счетам поставщиков и подрядчиков
погашение дебиторской задолженности

выплата зарплаты


поступления от продажи бартера отчисления в бюджет и внебюджетные фонды
авансы, полученные от покупателей уплата процентов за кредит

отчисления на социальную сферу
Инвестиционная деятельность
продажа основных средств, нематериальных активов приобретение основных средств, нематериальных активов
дивиденды, проценты от долгосрочных финансовых вложений

капитальные вложения


возврат других финансовых вложений долгосрочные финансовые вложения
Финансовая деятельность

краткосрочные кредиты и займы


возврат краткосрочных кредитов и займов

долгосрочные кредиты и займы


возврат долгосрочных кредитов и займов
поступления от эмиссии акций выплата дивидендов
целевое финансирование Погашение векселей

На основе изучения опыта деятельности нефтедобывающих корпораций можно выделить основные различия в развитии отечественных и зарубежных корпораций:

западные корпорации создавались постепенно под воздействием объективных факторов рыночной экономики и регулирующих мер государства, а отечественные - одномоментно в соответствии с президентскими и правительственными нормативными актами в условиях централизованно планируемой экономики;

степень интеграции в западных корпорациях гораздо выше, чем в отечественных;

в западных корпорациях участие государства незначительно (ограничивается регулированием), в отечественных - степень государственного участия высока, правда, в настоящее время влияние государства ослабевает;

если в составе западных корпораций имеется значительное количество геологических организаций и незначительное - буровых, то в российских - наоборот.

Особенности важнейшей финансовой категории "капитал" обусловлены двумя основными факторами. С одной стороны, особенностью корпоративного капитала является то, что в его составе можно выделить две самостоятельные подсистемы: промышленный капитал (отражает движение капитала в сфере производственной деятельности) и финансовый капитал (обеспечивает организацию и обслуживание денежного оборота в целях поиска внутренних резервов для обеспечения непрерывности воспроизводственных процессов замкнутой хозяйственной структуры). С другой стороны, имеются отраслевые особенности формирования структуры капитала в добывающей отрасли: высокий удельный вес основных производственных фондов в имуществе (из которых на долю скважин приходится около 70%) и преобладание собственных источников средств в финансировании (80-95%).

Финансовые решения по структуре капитала - это выбор компромисса между риском и доходностью, поскольку увеличение доли заемного капитала повышает риск, и более высокое значение доли заемного капитала обеспечивает большее значение доходности на собственный капитал.

Следовательно, корпорация, использующая только собственный капитал, имеет максимальную финансовую устойчивость (коэффициент финансовой независимости равен 1). Тем не менее, организация считается финансово устойчивой, если коэффициент финансовой независимости более 0,5. Таким образом, корпорация не теряет финансовой устойчивости, используя заемный капитал, но значительно ограничивает темпы своего развития, отказавшись от его привлечения, лишается дополнительного источника финансирования прироста активов (имущества).

В то же время корпорация, привлекающая заемные средства в форме кредита или облигационного займа, имеет более высокий финансовый потенциал для своего экономического роста и возможности прироста рентабельности собственного капитала. Однако с увеличением доли заемных средств корпоративная группа теряет финансовую независимость, в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства.

Под "эффективной структурой капитала" понимается такое сочетание собственного и заемного капитала корпорации, которое обеспечивает максимальную рыночную оценку всего капитала (как суммы собственного и заемного), и, следовательно, предлагает владельцам максимум дохода на вложенные денежные средства. Эффективная структура капитала выражает такое соотношение использования собственного и заемного капитала, при котором обеспечивается наиболее эффективная взаимосвязь между коэффициентом рентабельности собственного капитала и коэффициентом задолженности.

Процесс формирования эффективной структуры капитала предполагает установление целевой структуры капитала, которая представляет собой такое соотношение собственных и заемных финансовых средств корпорации, которое позволяет в полной мере обеспечить достижение избранного критерия формирования эффективной структуры капитала. Конкретная целевая структура капитала обеспечивает заданный уровень доходности и риска в деятельности организации, минимизирует средневзвешенную стоимость или максимизирует рыночную стоимость организации. Показатель целевой структуры капитала входит в систему стратегических целевых нормативов его развития.

Например, структура капитала нефтедобывающих корпораций характеризуется значительным преобладанием собственного капитала (более 90%). Такая пропорция сохраняется уже на протяжении 5 лет. Можно сделать вывод, что эта структура является статичной (в динамике не изменяется), а, следовательно, целевой для корпорации. Однако такая структура капитала в этой отрасли малоэффективна, так как, ограничивая привлечение заемного капитала, корпорация лишается дополнительного источника финансовых ресурсов, отдавая предпочтение избыточной финансовой независимости.

На основе анализа состояния показателей деятельности группы корпораций в динамике (1998-2002 гг.) было выявлено, что структура их активов в целом повторяет структуру других предприятий отрасли: преобладают основные средства с высокой долей собственного капитала. Финансовую устойчивость большинства нефтедобывающих корпораций можно охарактеризовать как абсолютную, что свидетельствует о значительном потенциале для привлечения средств. Показатели рентабельности деятельности имеют негативную динамику, рост затрат опережает рост выручки от реализации, что отрицательно сказывается на конечных результатах деятельности.

На основе проведенных расчетов рентабельности собственного капитала с применением "модели Дюпон" было выявлено, что, начиная с 2000 г. рентабельность собственного капитала снизилась в нефтедобывающих корпорациях почти в четыре раза.

Наибольшие изменения показателя происходили за счет колебания рентабельности продаж, что свидетельствует об опережении темпов роста выручки от реализации продукции по сравнению с чистой прибылью.

Поскольку 20% заемного капитала обеспечивают эффективную структуру капитала только при условии понижения средней ставки привлечения средств до 18% (при 22% существующих), больший прирост рентабельности собственного капитала достигнут при доле заемного капитала 10%, то эффективной считаем структуру капитала, на 90% сформированную за счет собственных средств.

Следует отметить, что одинаковой для всех корпораций эффективной структуры капитала не существует. Любое решение по структуре капитала - это выбор между риском и доходностью, поскольку увеличение доли заемного капитала в источниках финансирования повышает как риск, так и доходность. Именно поэтому каждое решение относительно структуры капитала принимается корпорацией в соответствии с ее общей стратегией. Исходя из этого устанавливаются критерии формирования эффективной структуры капитала (доходность (финансовая рентабельность), минимизация стоимости капитала или минимизация финансового риска), в соответствии с которыми и формируется эффективная структура [2].

Комплексный финансовый анализ деятельности компании является действительно актуальным и важным с практической стороны. Получаемая в итоге информация может оказаться полезной как инвесторам, кредиторам, так и потенциальным или реальным покупателям, деловым партнерам компании, контрагентам по хозяйственным договорам, использоваться третьими сторонами в маркетинговых целях.

Чистый рабочий капитал - это превышение текущих активов над текущими обязательствами.

Текущие активы включают денежные средства и прочие активы, которые предполагается обратить в наличность или продать, пли потребить в течение нормального производственно-коммерческого цикла либо в течение года:

денежные средства и эквиваленты:

ценные бумаги, в том числе биржевые и долговые:

дебиторская задолженность;

запасы;

отложенный налог на прибыль.

Текущие обязательства - такие обязательства, которые предполагается удовлетворить в течение года:

кредиторская задолженность;

векселя к оплате;

краткосрочные банковские и прочие ссуды:

прочая краткосрочная задолженность.

Итак, чистый оборотный капитал - это разница между текущими активами и текущими обязательствами [3].

Денежные средства - это наиболее ликвидная категория активов, которая обеспечивает организации наибольшую свободу выбора. Они представляют собой начало и конец производственного цикла: результаты деятельности считаются окончательными и достигнутыми, когда процесс инкассирования приносит в организацию поток денежных средств, на основе которых мог бы начаться новый цикл, рассчитанный на получение прибыли в будущем.

Эффективное управление денежными средствами - одно из важнейших направлений финансового менеджмента.

Управление потоками денежных средств включает:

учет движения денежных средств;

анализ потоков денежных средств;

составление бюджетов денежных средств.

Анализ движения денежных средств состоит:

из анализа отчета о денежных потоках, чтобы оценить их в более отдаленной перспективе (например, долгосрочную платежеспособность) и определить модель денежных потоков на этом отрезке времени;

составления прогнозного потока денежных средств на ближайшее будущее [4].

2. Организация и управление корпораций


2.1 Особенности организации корпораций


Современная корпорация - это, как правило, материнская компания с сетью дочерних обществ, отделений, филиалов, агентств и прочих хозяйственных образований, имеющих различный юридический статус и разную степень хозяйственно-оперативной самостоятельности. Поэтому принципиальное значение имеют формы и методы управления корпорацией.

Акционеры не руководят компанией непосредственно. Вместо этого они делегируют такое право президенту (генеральному директору), однако при этом оказывают влияние на его решения различными путями, и главным образом используя право своего голоса. Акции корпорации обычно являются голосующими, т.е. предоставляют их обладателю определенное число голосов в корпорации. Как правило, акционеры избирают совет представителей (совет директоров, правление), который, в свою очередь, контролирует деятельность руководства. Совет обычно правомочен не только нанимать и увольнять управляющих, но и пересматривать и даже отменять их решения. По корпоративному законодательству правление обязано представлять интересы избирающих его пайщиков, но не администрации. Одной из важнейших особенностей большинства корпораций является то, что их акции могут свободно продаваться и покупаться на рынке [10].

В современных условиях определяющей тенденцией в управлении корпорациями становится применение как традиционных, линейно-функциональных и других структур, так и современных форм, использующих новейшие технические средства и предусматривающих переход от централизованного руководства к децентрализованным системам управления. Основные черты этого процесса: организация в компаниях отделений по видам выпускаемой продукции, назначение высших управляющих по координации производственно-хозяйственной деятельности нескольких отделений или компаний, подчинение функциональных органов высшему корпоративному руководству. Децентрализация структуры управления корпорациями основана на отделении общекорпорационного уровня от производственно-хозяйственного. В этом случае аппарат управления отделениями наделяется достаточно широкими полномочиями, на него возлагается ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности, конкурентоспособность продукции компании. Для высшего руководства создаются возможности заниматься долгосрочным прогнозированием, развитием внешних контактов, организацией деятельности совета директоров.

Должности высшего управленческого персонала корпорации дифференцируются следующим образом: президент или председатель, вице-президенты, председатель исполнительного комитета и др. Все чаще в структуру управления корпорациями вводится должность советника президента или генерального управляющего, независимого эксперта, рассматривающего деятельность компании в широком стратегическом плане и дающего объективные оценки и рекомендации, которые оказывают существенное влияние на принятие решений. Одной из разновидностей такой независимой экспертизы служит введение в совет директоров компаний ученых, специализирующихся на вопросах экономики, рыночных отношений, финансов, капиталовложений, управления.

В ряде крупных промышленных компаний, связанных преимущественно с перспективными направлениями технического прогресса, в последние годы практикуется создание при высшем руководстве специальных штабных групп, разрабатывающих новые технические идеи и стимулирующих их реализацию в сжатые сроки. В организации и направлениях деятельности функциональных штабных служб произошли значительные изменения. Эти изменения связаны с развитием специализации одних функциональных служб на оказании услуг различным подразделениям корпорации, а других - на планировании и контроле. В структуре управления компанией появляются и органы, занимающиеся проблемами внешней среды, отношениями с потребителем и т.д.

В практике управления корпорациями важные последствия имеет процесс создания суперотделений. Этот процесс протекает двояким образом: в одних случаях объединяются два или несколько отделений и на их основе создается крупное самостоятельное подразделение корпорации, в других - штабной орган, образованный из сотрудников в аппарате высшего звена управления, непосредственно руководит производственно-хозяйственной деятельностью ряда отделений. Образование крупных производственно-хозяйственных групп (суперотделений) часто связано с тем, что разработка и освоение новых видов изделий, эффективное обслуживание определенных потребителей продукции требуют использования технического, производственного и управленческого потенциала нескольких отделений. Основная деятельность штабного органа такой группы состоит в финансовом контроле, долгосрочном планировании производства и сбыта продукции, организации и стимулировании научных исследований и технических разработок. Важным элементом всех новых форм организации являются информационные системы управления, работающие на базе ЭВМ.

Тенденция к созданию крупных структур корпоративного типа мнимо пробивала себе дорогу и в условиях централизованной плановой системы управления. Это и эксперимент, когда многие отраслевые министерства упразднялись, и вводилась комплексная организация управления взаимосвязанными производствами на территориальной основе, и возврат к страстному принципу, однако с созданием при этом государственных комитетов межотраслевого значения, и, наконец, крупномасштабная практика образования производственных, торгово-производственных объединений, агропромышленных и территориально-производственных комплексов. Нельзя не упомянуть и о государственных производственных объединениях, создававшихся уже в период перестройки. Даже при резком спаде производства крупные предприятия (с численностью промышленно-производственного персонала более 500 человек) обеспечивали подавляющую часть всего объема выпуска продукции в стране.

Все эти формы интеграции предприятий, позволявшие формально организовывать совместную производственно-хозяйственную деятельность, оказались заблокированными тем, что в условиях господства государственной собственности и предельной централизации управления невозможно было обеспечить реальное слияние финансового и промышленного капитала, их органическую взаимозависимость, использование рыночных механизмов конкуренции, ценового регулирования. Не разрушение, а трансформация этих форм интеграции в рыночные структуры могла дать реальный шанс появлению холдингов, консорциумов, хозяйственных объединений - современных корпораций ассоциативного типа.

Помимо общемировых тенденций корпоративного развития в России действуют специфические факторы, диктующие необходимость коренного поворота к формированию корпоративного звена. Поиск новых форм кооперации и актуальность интеграционных процессов обусловлены обвальным падением спроса и объемов производства, нехваткой инвестиций и оборотных средств, сокращением государственных заказов и неопределенности перспектив. К числу специфических российских факторов, побуждающих предприятия к объединению в крупные структуры, можно отнести и такой, как рост трансакционных издержек в результате отказа от прямого государственного управления и изменения характера взаимоотношений между предприятиями в ходе экономической реформы. Восстановление разрушенных производственно-технологических связей и структурная перестройка производства невозможны без координации деятельности всех звеньев технологической цепочки и привлечения крупных финансовых ресурсов [10].

2.2 Корпоративное управление за рубежом


В практике стран с развитой рыночной экономикой корпорация является наиболее распространенной формой организации управления крупным производством. Корпорация (акционерное общество) - это организация (союз организаций), созданная для защиты интересов и привилегии участников и образующая самостоятельное юридическое лицо. Корпоративное законодательство устанавливает за корпорацией право выступать в качестве юридического лица независимо от ее владельцев. Корпорация может от своего имени подписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды и т.д., причем отдельные акционеры не несут ответственности за ее действия.

Такое юридически независимое существование корпорации крайне необходимо для того, чтобы компания могла нормально функционировать при наличии огромного числа индивидуальных акционеров. О главных ориентирах корпоративной формы управления можно судить по приведенному в табл.2 перечню проблем, выдвигавшихся на первый план в развитии мировой экономики в разные периоды второй половины XX века.

В США термин "корпорация" означает объединение капиталов, которое в полной мере наделяется статусом юридического лица. Это обстоятельство позволяет использовать институт корпорации очень широко: от коммерческих до некоммерческих организаций. К публичным корпорациям относятся органы государственного и муниципального управления.


Таблица 2 - Ориентация корпоративного управления

Периоды Доминирующие проблемы

1950-е годы

1960-е годы

1970-е годы

1980-е годы

1990-е годы

Организация и оснащение производства

Продукты

Рынки

Конкурентные преимущества

Внешняя среда (экология, общественные перемены, технологические тенденции)


Примером может служить муниципалитет, имеющий статус публичной корпорации. Полупубличные корпорации охватывают предприятия, существующие на бюджетные деньги и имеющие, как правило, социальную или оборонную направленность, т.е. государственные и муниципальные предприятия. Непредпринимательские корпорации - это некоммерческие организации, такие как: благотворительные фонды, религиозные организации, учебные заведения и др. Наиболее распространенными являются предпринимательские корпорации, создаваемые для осуществления операций в сфере бизнеса и нацеленные на получение прибыли.

Российскому понятию акционерного общества в США соответствует предпринимательская корпорация. Такие корпорации существуют в двух видах:

"общая" корпорация (General Corporation) соответствует открытому акционерному обществу в российском законодательстве;

"закрытая" корпорация (Close Corporation) - аналог российского закрытого акционерного общества;

Особенности американского законодательства. Правовое положение предпринимательских корпораций регулируется преимущественно законами отдельных штатов, а не общегосударственным законом, как в России. Вместе с тем существуют общие рекомендации, разработанные несколько десятилетий назад. Они постоянно уточняются и направляются законодателям штатов, перечень которых содержится в Примерном (модельном) законе о предпринимательской корпорации, разработанном Американской ассоциацией адвокатов. Данный Модельный закон с изменениями и дополнениями принят во многих штатах.

Границы действия региональных законов. Предприниматели регистрируют корпорацию на территории того штата, где имеются наиболее выгодные условия, прежде всего в части налогов и сборов, взимаемых при ее создании. По этой причине наибольшей популярностью пользуется штат Делавэр. Однако при этом необходимо учитывать то обстоятельство, что действие закона конкретного штата ограничено его территорией. Если деятельность корпорации расширяется на территорию другого штата, то ей придется пройти процедуру регистрации и в этом штате.

В США, в отличие от России, учредительными документами корпорации являются и устав, и учредительный договор. В уставе не обязательно указывать цель создания корпорации, она может участвовать в любом виде предпринимательской деятельности, не противоречащим закону.

Многообразие национальных форм корпоративного управления можно условно разбить на группы, тяготеющие к, двум противоположным моделям:

американской, или аутсайдерской, модели;

германской, или инсайдерской, модели.

Американская, или аутсайдерская, модель - это модель управления публичной корпорацией (акционерным обществом), основанная на высоком уровне использования внешних по отношению к корпорации, или рыночных, механизмов корпоративного контроля, или контроля над менеджментом корпорации.

Германская, или инсайдерская, модель - это модель управления компанией, являющейся акционерным обществом, основанная преимущественно на использовании внутренних методов корпоративного контроля, или методов самоконтроля.

Американская и германская модели корпоративного управления представляют собой две противоположные системы, между которыми находится множество вариантов с преимущественным доминированием той или иной системы и отражающих национальные особенности конкретной страны. Развитие определенной модели корпоративного управления в рамках национальной экономики зависит в основном от трех факторов:

механизма защиты прав акционеров;

функций и задач совета директоров;

уровня раскрытия информации.

Американская система корпоративного управления непосредственным образом связана с особенностями национальной акционерной собственности, которые заключаются в:

высочайшей степени распыления капитала американских корпораций, в результате, как правило, ни одна из групп акционеров не претендует на особое представительство в совете директоров корпорации;

высочайшем уровне ликвидности акций, наличии высокоразвитого рынка ценных бумаг, что позволяет любому акционеру быстро и беспрепятственно продать свои акции, а инвестору - купить их.

Ключевыми формами рыночного контроля для американского рынка являются многочисленные слияния, поглощения и выкупы компаний, что обеспечивает эффективный контроль со стороны рынка за деятельностью менеджеров через рынок корпоративного контроля.

Германская модель обусловлена факторами, прямо противоположными тем, которые порождают американскую модель. Такими факторами являются:

концентрация акционерного капитала у различных институциональных инвесторов и сравнительно меньшая степень его распыленности по частным инвесторам;

сравнительно слабое развитие рынка акций как результат первого фактора.

Типичная структура управления американской корпорацией. Высшим органом управления корпорацией служит общее собрание акционеров (первый уровень управления), которое проводится регулярно не реже одного раза в год. Акционеры управляют корпорацией через участие в голосовании по вопросам внесения изменений и дополнений в устав корпорации, избрание или смещение директоров, а также путем принятия важных для деятельности корпорации решений, таких как реорганизация и ликвидация корпорации и др. Однако собрания акционеров в большей степени формальны, поскольку акционеры имеют довольно ограниченные возможности участия в управлении корпорацией, так как реальное управление корпорацией осуществляется советом директоров. На последний обычно возлагается выполнение следующих основных задач:

решение наиболее важных общекорпоративных вопросов;

назначение и контроль за деятельностью администрации;

контроль финансовой деятельности;

обеспечение соответствия деятельности корпорации действующим нормам права.

Главная обязанность совета директоров (второй уровень управления) - защита интересов акционеров и максимальное увеличение их богатства. Совет директоров должен обеспечить уровень управления, гарантирующий рост стоимости корпорации.

В последние годы стала все более заметной тенденция возрастания его роли в управлении корпорацией. Это проявляется, прежде всего, в контроле за финансовым состоянием дел. Финансовые результаты работы корпорации рассматриваются на заседаниях совета директоров, как правило, не реже одного раза в квартал.

Члены совета директоров, являясь представителями акционеров, несут ответственность за состояние дел в корпорации. Они могут привлекаться к административной и уголовной ответственности в случае банкротства корпорации или совершения действий, направленных на получение собственной выгоды в ущерб интересов акционеров корпорации.

Количественный состав совета директоров определяется исходя из потребностей эффективного управления, а его минимальное число в соответствии с законами штатов может быть от одного до трех.

Совет директоров избирается из внутренних и внешних (независимых) членов акционерного общества. Большую часть совета директоров составляют независимые директора.

Внутренние члены выбираются из числа корпоративной администрации, они выступают одновременно исполнительными директорами и менеджерами компании. Независимые директора - это лица, не имеющие интересов в компании. Ими становятся представители банков, других компаний, имеющие тесные технологические или финансовые связи, известные юристы и ученые.

Все директора (внутренние и внешние) несут равную ответственность за дела компании.

Совет директоров американских корпораций делится на постоянные комитеты (третий уровень управления). Количество комитетов и направления осуществляемой ими деятельности в каждой корпорации свои. Задача комитетов заключается в выработке рекомендаций по принимаемым на совете директоров вопросам. В советах директоров наиболее часто встречаются комитеты: по вопросам управления и заработной платы, комитет по аудиту (ревизионный комитет), финансовый комитет, избирательный комитет, комитет по оперативным вопросам, в крупных корпорациях - комитеты по связям с общественностью и др. По требованию американской Комиссии по ценным бумагам и биржам комитеты по аудиту и вопросам вознаграждения должны быть в каждой корпорации.

Исполнительным органом корпорации является ее дирекция. Совет директоров осуществляет подбор и назначение президента, вице-президентов, казначея, секретаря и других руководителей корпорации, предусмотренных ее уставом. Назначенный руководитель корпорации имеет очень большие полномочия и подотчетен только совету директоров и акционерам.

Типичная структура управления германской корпорацией. Такая структура управления тоже трехуровневая. Она представлена: общим собранием акционеров, наблюдательным советом, правлением. Высший орган управления - общее собрание акционеров. В его компетенцию входит peшение типичных для всех моделей управления акционерными обществами вопросов:

избрание и освобождение членов наблюдательного совета и правления;

порядок использования прибыли компании;

назначение аудитора;

внесение изменений и дополнений в устав компании;

изменение величины капитала компании;

ликвидация компании и др.

Периодичность собраний акционеров определяется законом и уставом компании. Собрание проводится по инициативе органов управления или акционеров, владельцев не менее 5% акций. При подготовке собрания обязательна предварительная публикация повестки дня собрания акционеров и предложенные наблюдательным советом и правлением варианты решений по каждому вопросу. Любой акционер в течение недели после опубликования повестки дня может предложить свой вариант решения того или иного вопроса. Решения на собрании принимаются большинством голосов, наиболее важные - 3/4 голосов присутствующих на собрании акционеров. Принятые на собрании решения вступают в силу лишь после того, как они будут заверены нотариально или судебным порядком.

Наблюдательный совет осуществляет функции контроля за хозяйственной деятельностью компании. Он формируется из представителей акционеров и служащих компании. Помимо этих двух групп в наблюдательный совет могут также входить представители банков и предприятий, имеющих тесные деловые связи с данной компанией. Высокое представительство служащих компании в наблюдательном совете, доля которых доходит до 50% мест, является отличительной чертой немецкой системы формирования наблюдательного совета. Во избежание из-за разных интересов конфликтов между акционерами и служащими, представленными в наблюдательном совете, каждая из этих сторон имеет право вето в отношении избрания представителей противоположной группы.

Главной задачей наблюдательного совета служит подбор менеджеров компании и контроль за их работой. Круг решения вопросов стратегического значения, отнесенных к компетенции наблюдательного совета, четко очерчен и включает вопросы приобретения других компаний, продажи части активов или ликвидации предприятия, рассмотрение и утверждение годовых балансов и отчетов, крупных сделок и размера дивидендов. Решения наблюдательного совета принимаются голосованием большинством в 3/4 голосов.

Количественный состав наблюдательного совета зависит от размеров компании. Минимальный состав должен быть не менее трех членов. Германское законодательство предписывает иметь большие наблюдательные советы. Так, в компаниях с размером основного капитала более 20 млн. марок наблюдательный совет может быть более 20 членов.

Члены наблюдательного совета избираются акционерами на срок в четыре хозяйственных года после начала деятельности. До истечения сроков полномочий члены наблюдательного совета могут быть переизбраны общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов. Наблюдательный совет из числа своих членов избирает председателя и заместителя председателя.

Правление формируется из менеджмента компании. Правление может состоять из одного или нескольких лиц. На правление возлагается задача непосредственного хозяйственного руководства компанией и ответственность за результаты ее деятельности. Члены правления назначаются наблюдательным советом на срок до пяти лет. Членам правления запрещено заниматься какой-либо коммерческой деятельностью, помимо основной работы, а также участвовать в органах управления других компаний без согласия наблюдательного совета. Работа правления строится коллегиально, когда решения принимаются на основе консенсуса (согласия). В сложных ситуациях, когда консенсуса добиться не удается, решения принимаются голосованием. Каждый член правления имеет один голос, решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов правления [1].

3. Российский рынок инноваций


Инновации по сути дела - это своего рода внедрения, какие-либо новшества, нововведения. Участников российского рынка инноваций можно разбить на несколько групп: венчурные технологические фонды, государственные фонды, малые инновационные компании, международные корпорации.


3.1 Венчурные и государственные фонды


Первую группу составляют пока ещё немногочисленные российские венчурные технологические фонды, наиболее известный - Mint Capital. Это единственный в классическом смысле венчурный фонд, который работает на всех стадиях развития инновационных проектов. У него три основных области приложения капитала: телекоммуникации, средства массовой информации и инновационные проекты.

В перспективе венчурные технологические фонды должны стать связующим звеном между сектором малого инновационного бизнеса и крупными компаниями, но пока почва для этих финансовых институтов у нас еще не сформировалась. Малые инновационные компании и исследовательский сектор не видят в них серьезного помощника, способного привлечь инвестиционные ресурсы и обеспечить качественный рост. Институциональные инвесторы в лице страховых компаний, инвестиционных банков и пенсионных фондов пока не обладают финансовыми резервами, позволяющими направлять часть ресурсов в высокорисковые инновационные проекты. Однако, как представляется, с ростом интеграции российской экономики в международные рынки капиталов роль венчурных технологических фондов будет неизменно расти.

Для того чтобы венчурный фонд имел шансы на успех в российской специфике, необходимо выполнение некоторых условий (приложение А). Опыт показывает, что подавляющая часть венчурных фондов, работающих в России, этим условиям не удовлетворяют.

Ко второй группе участников российского рынка инноваций можно отнести государственные фонды и ряд федеральных и региональных целевых программ поддержки инновационного бизнеса, которые финансируют разные стадии развития инновационных проектов, начиная от завершения НИОКР и заканчивая внесением инвестиционных ресурсов в обмен на долю в уставном капитале образующейся компании.

Финансовый резерв их слишком мал, чтобы существенно влиять на инновационные процессы в стране. Тем не менее, за десять лет своего существования они сыграли важнейшую роль в спасении от полного исчезновения ряда ведущих отечественных научных школ и дали жизнь сотням оригинальных проектов и идей. Это, прежде всего, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Он способствует формированию и развитию малых предприятий, предоставляя средства на проведение исследований и разработок, а также на коммерциализацию продукции малых предприятий.

Среди инициатив Фонда следует отметить программу поддержки инновационных проектов, начатую совместно с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) в 2002 г., и программу "СТАРТ" по финансированию инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития. Формат программы "СТАРТ" во многом похож на механизм американской программы поддержки малого наукоемкого бизнеса SBIR (Small Business Innovation Research). Он включает в себя первую, "посевную" стадию для проведения НИОКР, разработки прототипа и показа коммерческих перспектив проекта. На второй и третьей стадиях реализации проекта эти работы ведутся в больших масштабах, но с привлечением и большей доли внебюджетных средств.

По аналогичной схеме работает ОАО "Московский комитет по науке и технологиям". Это общество, в отличие от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, может войти в уставный капитал компании и нести её коммерческие риски. Большинство остальных государственных фондов работает только на стадиях НИР или, в лучшем случае, ОКР.

Полагаю, что поскольку во многих ведущих индустриально развитых странах мира государственные фонды играют огромную роль в деле создания эффективной инновационной системы, финансовые резервы госфондов должны быть во много раз увеличены, и стать одним из основных рычагов построения конкурентоспособной экономики России.

Третью группу участников российского рынка инноваций представляют агентства по трансферту технологий. Эти субъекты инновационного рынка в основном пока концентрируют свою деятельность исключительно на приобретении технологий для их последующей перепродажи за рубеж при минимальном развитии этих технологий. Примерами могут служить такие агентства по трансферту технологий, как Spirit, "Техноконсалт", некоммерческие агентства Frauen-l hofer Management Gesellschait mbH, TACIS, INCO, UNIDOJ CRDF, компании с ярко выраженной национальной ориентацией, такие как Jastero (работает на японский рынок) или - 1 "Седико" (работает на Египет).


3.2 Российские промышленные корпорации


Следующая группа участников российского рынка инноваций - российские промышленные корпорации. Они самостоятельно инвестируют средства в технологии, а также создают фонды, специализирующиеся на новых технологиях. Это, прежде всего "ЮКОС", "Газпром", "Норильский никель", "Стройтрансгаз", "ТНК", "Русал", АФК "Система". Каждая из корпораций ведет исследования в интересующей ее отрасли, непосредственно связанной с основным бизнесом, поддерживает соответствующие НИИ. Из наиболее известных фондов назовём:

Фонд поддержки ученых ("Фонд Абрамовича") занимается поддержкой исследовательских проектов;

венчурный фонд компании "Базовый элемент" (создани отложено на неопределенное время);

NEF (New Economy Fund) - создан совместно группой "Интеррос" и компанией Aparters. Деятельность фонда заморожена ввиду неясности инвестиционной стратегии;

"Система-Венчур" - инновационное агентство при АФК "Система", включающее в себя венчурный фонд, подразделение по управлению интеллектуальной собственностью корпоративными технопарками. Занимается венчурными проектами с одно-, двухгодичной возвратностью средств. Также инвестирует в некоторые перспективные технологии путем поддержки дорогостоящего патентования;

венчурный фонд, созданный при участии российского частного инвестиционного фонда RuNet Holding, Intel и Международной финансовой корпорации (IFC). Основное поле деятельности - поддержка компаний, которые создадут питательную среду для сбыта продукции и продвижения услуг компании Intel;

"Альфа-Групп" создала венчурный фонд "Русские технологии" с первоначальным объемом 20 млн. дол. Фонд инвестирует в малые инновационные компании и команды разработчиков совместно с другими венчурными фондами, а также под заказ иностранных заказчиков, в частности израильских;

концерн "Техснабэкспорт", крупнейший поставщик обогащенного урана на мировой рынок, и корпорация "Аэрокосмическое оборудование" на паях с государственным Венчурным инновационным фондом образовали венчурные фонды с капиталом 10 млн. дол. каждый.

Посредством фондов корпорации выходят на новые рынки и закрепляются в незнакомых технологических нишах, апробируют наиболее рискованные проекты. По данным аналитиков журнала "Эксперт", объем ставших известными на рынке сделок с венчурными компаниями вырос с 17 млн. дол. в 1999 г. до 40 млн. дол. в 2003 г.

Российские корпорации самостоятельно инвестируют в технологии как путем финансирования НИОКР под заказ, так и проводя их в собственных НИИ и конструкторских бюро. Например, только "Газпром" контролирует более двадцати научных центров. Эти центры достались компании по наследству со времен Советского Союза, и в настоящий момент в своем большинстве не соответствуют потребностям корпорации. Основные исследовательские работы носят ярко выраженный отраслевой характер. Это исследования, либо направленные на повышение качества разработки месторождений, либо на изготовление оборудования, позволяющего существенно повысить эффективность добычи ископаемых или энергоносителей. Примерно такая же ситуация наблюдается в других компаниях, эксплуатирующих природные запасы: "ЮКОС" (имеет также собственный инжиниринговый центр), "ЛУКойл", "Сибнефть", "ТНК", "Интеррос", "Базовый элемент".

Принято считать, что российский бизнес, сложившийся на базе добычи и первичной переработки сырья и торгово-посреднической деятельности, не склонен к инновациям. В доказательство приводятся следующие цифры. Например, по данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, 65% российских предприятий расходуют на исследования менее 1% своего оборота, а более 4% - лишь 15% предприятий. Уважая приведенные факты, отметим, что по мере своего развития компании предъявляют спрос на инновации разного типа, в том числе и не связанные прямо с НИОКР.

Можно условно выделить четыре стадии инновационного развития, которые проходят крупные российские предприятия в процессе своего роста (приложение Б).

Сегодня большинство российских производственных компаний находятся на второй стадии инновационного развития. Лишь немногие начинают выходить на третью. Время от времени поступают сигналы о том, что одна, то другая корпорация демонстрирует попытки освоения тех или иных элементов четвертой, "инновационно-технологической" стадии.

Проведенный анализ показал, что крупный бизнес в России в своем подавляющем большинстве не хочет и не умеет эффективно работать с инновационными проектами. Менеджеры крупного бизнеса поверхностно знакомы со способами управления инновационным бизнесом, конкретные механизмы такого управления ещё не выработаны. Это означает, что государство в лице Министерства науки и образования РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и других государственных агентств и ведомств должно проявить инициативу и создать различные стимулы для прихода капитала в сферу инноваций.


3.3 Малые инновационные компании


Малые компании в России возникли с началом реформ в начале 90-х годов. В 2004 г. в стране насчитывалось 22,5 тыс. малых предприятий, относящихся к научно-технической сфере. Реально работало не более 15 тыс., и объём произведённой ими продукции, по данным Министерства образования и науки РФ, составил 872 млн. дол.

Происхождение этих фирм было самое разное: отколовшиеся от развалившихся советских институтов лаборатории и отделы, получившие самостоятельный статус; целенаправленно созданные крупными институтами дочерние компании; внедренческие предприятия, созданные авторами-разработчиками технологий для продвижения на рынок своей разработки. Начинают появляться и фирмы, специально развиваемые предпринимателями, имеющими опыт коммерциализации технологий, в расчете на привлечение зарубежных венчурных инвестиций.

Развитие малых инновационных компаний идет в весьма жестких условиях, связанных с минимальным интересом крупных российских корпораций к технологическим инновациям, отсутствием системы доступа к кредиту и венчурному капиталу, неразвитой инфраструктуры и инновационной деятельности. Из всех форм государственной поддержки таких компаний можно отметить только Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, за 10 лет существования, которого прямая финансовая поддержка оказана более чем 2500 фирмам на общую сумму свыше 2200 млн. руб. Только в последние годы стали создаваться инновационно-технологические центры в регионах, оказывающие услуги по созданию и инкубированию малых предприятий в первые годы их жизни.

Результатом воздействия этих неблагоприятных условий стало то, что за последние 5 лет число малых инновационных предприятий не только не растет, но даже сократилось. Однако оборотной стороной этого давления неблагоприятных обстоятельств стало то, что выдержавшие его компании приобрели колоссальный опыт рыночного существования и квалификацию в продвижении наукоемких продуктов на рынок.

Некоторым выдающимся личностям, несмотря на все трудности переходного периода, удалось не только организовать высокотехнологичное производство, но и выйти на мировой рынок. В табл.3 представлено несколько известных примеров того, как предприниматели с нуля сумели развить бизнес, основанный на высоких технологиях.


Таблица 3 - Примеры успешной коммерциализации российских технологий

Компания Характеристика

"NT-MDT",

г. Зеленоград


Работает в области нанотехнологий. Основана В. Быковым, является одним из мировых лидеров по производству сканирующих зондовых микроскопов. К началу 2004 г. уже 400 приборов были успешно инсталлированы почти во всех научных и индустриальных центрах Азии и Северной Америки

"Genesis"


Компания создана российскими программистами и физиками в США, специализировалась на выпуске программного обеспечения и коммуникационного оборудования. Была приобретена Alcatel за 2,5 млрд. дол.

"Tetris"


Корпорация Nintendo заработала на продаже игры более 1 млрд. дол.

Малый инновационный бизнес - это основная питательная среда не только для российской экономики в целом, но и для крупного бизнеса в частности. Ежегодно такие компании, как Microsoft, Intel, Sun и LG и многие другие, скупают сотни перспективных представителей малого инновационного предпринимательства и тем самым обеспечивают свою выживаемость.


3.4 Международные корпорации


Сфера их интересов такова. Одни занимаются скупкой технологий и переманиванием перспективных ученых и специалистов. Другие скупают малые инновационные компании. Третьи открывают собственные специализированные исследовательские центры. В приложении В представлены наиболее активные иностранные компании и сфера их интересов в России.

Компании Daimler Chrysler, Dow Chemicals, Dupont, Mobil Technology, Sun Microsystems, Silicon Graphics, Bell Labs Apple, Nintendo осуществляют поиск и приобретение технологий в России через свои представительства в университетах и свои официальные торговые структуры.

Точные размеры капиталовложений международных корпораций в российские технологии оценить вряд ли возможно. Высокие технологии - область стратегических интересов любой компании, и далеко не каждая фирма готова раскрыть информацию о конкретных сделках по покупке интересующих ее опытных образцов и о результатах НИОКР. Тем не менее, некоторые цифры все же доступны. Так, по состоянию на 2001 г., Boeing вложил в свои исследовательские проекты 2,5 млн. дол., Intel - 7 млн. дол., a Motorola - 1,5 млн. дол.

Такого рода исследовательская деятельность международных компаний положительно влияет на развитие конкурентоспособной инновационной системы, поскольку российские ученые и простаивающие НИИ и КБ получают бесценный опыт работы именно в тех направлениях и исследованиях, которые действительно сегодня востребованы в мире. Это позволяет избежать полного исчезновения целых научных направлений и обеспечить приток молодых ученых, которые, несомненно, в будущем будут востребованы в России - по мере восстановления отечественной промышленности.

Еще одним потенциально перспективным участником инновационного сектора России могут быть крупные иностранные технологические венчурные фонды, которые давно уже присматриваются к России, но пока еще не нашли подходящих механизмов работы. Это такие известные лидеры мирового венчурного бизнеса, как Kleiner Perkins, Caulfield Byers, Accel Partners, New Enterprise Associates и Draper Fisher Jurvetson.

К сожалению, отечественный бизнес в своем подавляющем большинстве пока еще не созрел для серьезной работы с высокими технологиями.

К сожалению, в своем подавляющем большинстве фонды этих всемирно известных финансовых институтов почти не инвестировали в инновационный бизнес. Международные венчурные фонды, хотя и проявляют видимый интерес к нашей стране, пока не провели в России ни одной серьёзной сделки. Очевидно, что до тех пор, пока российские предприниматели сами не покажут примера успешной работы с венчурными инновационными проектами, зарубежный Венчурный капитал не будет всерьёз заинтересован работать в России [12].

Заключение


Современная Российская правовая конструкция организации и управления акционерным обществом сформировалась на основе западного законодательства и, прежде всего американского. В деловой обиход прочно вошли такие понятия как "компания" и "корпорация", которые стали синонимами акционерного общества.

Несомненно, что корпорации на сегодняшний день выполняют существенную роль. Они помогают выжить предприятиям: сохранить кадры, научные подразделения, социальную инфраструктуру, обеспечить материально-техническое снабжение, сбыть готовую продукцию.

Корпорация может выступать как частная фирма и как государственное предприятие. Благодаря этому стало возможным внедрение достижений научно-технического прогресса, постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции, освоение технологий массового производства.

В данной работе отражена попытка систематизировать экономические знания о корпоративных организациях, описать российскую специфику функционирования этой хозяйственной структуры. По ходу выполнения задания изучены факторы развития и финансовая деятельность корпораций, а также рассмотрена особенность организации и управления, освещены некоторые инновационные процессы.

Это помогает углубить теоретические познания в данной области, расширить практические навыки при работе в акционерных обществах.

Литература


Акционерное дело: Учебник / Под ред. В.А. Галанова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 544 с.

Афоничкин А.И., Андрющенко И.В. Управление финансами корпораций // Финансы и кредит. - 2005. - № 36. - С.15-19.

Бурцев В.В. Комплексный экономический анализ корпорации // Современный бухучет. - 2006. - № 9. - С.37-45.

Бурцев В.В. Комплексный экономический анализ корпорации // Современный бухучет. - 2006. - № 10. - С.31-38.

Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микро - и макроэкономика. Энциклопедический словарь / Под общей ред.Г.С. Вечканова. - СПб., Издательство "Лань", 2001. - 352 с.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. / Общая редакция В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1994. Т.1.349 с.

Гончаров В.В. Создание и функционирование акционерных компаний. - М.: МНИИПУ, 1998. - 112 с.

Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ: Учеб. - практ.4. Пособие. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Дело, 2001. - 376 с.

Конев И. Факторы развития корпорации // Человек и труд. - 2005. - № 4. - С.81-84.

Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - XVIII, 558 с.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 572 с.

Шеховцев М.В. Венчурные фонды, крупные корпорации и малые инновационные предприятия. // ЭКО. - 2006. № 2. - С.58-75.

Приложение А


Таблица 3 - Необходимые условия успешной работы венчурного фонда в России

Условие Комментарий
Тесная связь с источниками, генерирующими новые инновационные проекты Должна быть выстроена надежная система взаимодействия крупных корпораций с научными центрами, университетами, НИИ и КБ. Взаимодействие может быть организовано через инфраструктурные решения в виде создания инновационно-технологических центров, корпоративных технопарков и представительств.
Высококачественная технологическая экспертиза Критически важно, особенно на первичной стадии отбора проекта, понять перспективы технологии и ее возможное применение в экономике. Для этого в рабочем режиме необходимо иметь возможность получать заключения наиболее известных и авторитетных ученых и исследователей в соответствующей научной области знаний.
Доступ к дешевым и долгосрочным деньгам для финансирования НИОКР Далеко не все проекты находятся на стадии готового демонстрационного образца. Поэтому для завершения НИОКР нужен источник финансовых средств, который фонду не всегда удобно покрывать за свой счет.
Доступ к рынкам сбыта продукции Хорошо, если в первые, самые трудные годы работы новой компании ей была бы предоставлена поддержка в виде небольшого, но гарантированного заказа

Маркетинговая и производственно-технологическая экспертиза


Необходимо привлекать экспертов, хорошо знающих не только технологическую область, но и рынки сбыта продукции. Хорошо, если сотрудники фонда (или управляющей фондом компании) могут привлечь профессионалов, занятых в других подразделениях корпорации, которая владеет фондом. Если же фонд независим - привлечь специалистов гораздо трудней

Компетенция менеджмента фонда в производственно-технологических вопросах


Для менеджмента фонда необходимы не только высокая компетенция в финансовых и инвестиционных вопросах, но и знание производственных процессов. Они должны владеть ситуацией на высокотехнологичных рынках и знать, какие технологии и технологические рынки наиболее перспективны
Выход на международные технологические рынки сбыта и интеграция с потенциальными потребителями технологических Речь идет о крупных промышленных корпорациях, занимающихся скупкой перспективных проектов и команд разработчиков, инвестфондах и других институциональных инвесторах

Приложение Б


Таблица 6 - Стадии инновационного развития крупных российских предприятий

Стадия Характеристика

Организационно-технические инновации


Структурируются отношения между подразделениями, вводится планирование и бюджетирование, обновляются кадры, компьютеризируется обработка управленческой информации, внедряются ERP-системы
"Рыночные" инновации Выстраиваются сбытовые и распределительные сети, логистические цепочки, маркетинговая политика, возможно образование вертикально-интегрированных холдингов, меняются упаковка и дизайн продукции, обновляется и расширяется ассортимент продукции
Модернизация Обновляется оборудование, закупаются готовые технологические линии и технологии, создаются исследовательские подразделения, задача которых - разрабатывать оригинальные продукты на базе заимствованных технологий, ведутся поиски новых незанятых рыночных ниш, внедряются системы автоматизированного проектирования
Инновационно-технологическое развитие Ведутся поисковые НИОКР, создаются корпоративные НИИ и венчурные фонды, привлекаются профильные научные коллективы, скупаются малые инновационные компании, проводится диверсификация в сторону высокотехнологичных быстроразвивающихся сегментов рынка, ведется активная патентно-лицензионная политика

Приложение В


Таблица 8 - Сферы интересов международных компаний в области высоких технологий в России

Компания Сфера интересов Организации в РФ

Boeing


Аэрокосмическая отрасль (аэродинамика, механика, создание нового среднема-гистрального самолёта)

В 1993 г. создан исследовательский центр

в России, сотрудничество более чем с 18 НИИ и КБ


Intel


Программное обеспечение, микроэлектроника

В 2000 г. на основе компании NST Lab (Нижний Новгород)

создан исследовательский центр. В 2005 г.

компания открывает второй центр.

Сотрудничество с российскими НИИ осуществляется

с 1993 г.

Motorola


Программное обеспечение, микроэлектроника

В 1997 г. создан центр по разработке программного

обеспечения в Санкт-Петербурге. Первые контакты

с российскими учеными установлены в 1993 г.

Samsung


Микроэлектроника, телекоммуникации, программное обеспечение

Созданы несколько исследовательских центров,

в том числе в Москве


General Electric


Авиадвигатели и энергетическое оборудование

Исследовательский центр (более 50 человек).

На контрактной основе ведутся НИОКР с 10 НИИ,

всего в НИОКР вовлечены в России и СНГ

около 300 научных сотрудников

Airbus


Аэрокосмическая отрасль

Планируется открыть в России проектный центр и

начать совместную работу с российскими НИИ

Bell Labs


Программное обеспечение для цифровых систем передачи данных

Программное обеспечение для цифровых

систем передачи данных


Mobil Technology


Моделирование нефтяного потока в пористых средах


На контрактной основе проводится научное

исследование в Снежинске (бывший Челябинск-70).

Подписано соглашение с Всероссийским

научно-исследовательским институтом

теоретической физики, Институтом математического

моделирования и Институтом вычислительной

математики РАН

Похожие работы:

  1. • Понятие венчурной деятельности. Виды инноваций
  2. • Инновационно-инвестиционный процесс в переходной ...
  3. • Понятие инноваций и инновационной деятельности
  4. • Роль финансово-промышленных групп в инвестиционном процессе
  5. • Основы стратегического планирования
  6. • Научно-технический потенциал и его составляющие
  7. • Принципы реструктуризации предприятий
  8. • Разработка и внедрение региональных инструментов ...
  9. • Оценка технического потенциала предприятия и пути ...
  10. • Промышленная политика России
  11. • Инновационный менеджмент
  12. • Управление инновационными процессами на предприятии
  13. • Инновационный процесс
  14. • Суть инновационных процессов в России
  15. • Статистический анализ инвестиционных и инновационных ...
  16. • Государственная инновационная политика
  17. • Инновационный менеджмент
  18. • Информационное обеспечение инновационной деятельности
  19. • Государственная инновационная стратегия России
Рефетека ру refoteka@gmail.com