Рефетека.ру / Экономика

Дипломная работа: Комплексный анализ особенностей российской инфляции и антиинфляционной политики государства

Содержание


Введение

1. Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности

1.1. Сущность, причины и методы измерения инфляции

1.2. Виды инфляции и механизм их действия

1.3. Причины инфляции в 90-х гг. и в современной экономике

2. Анализ антиинфляционной политики государства

2.1. Цели и меры регулирования антиинфляционной политики государства

2.2. Эффективность государственной антиинфляционной политики

Заключение

Используемые источники и литература

Введение


Термин «Inflatio» в переводе с латинского означает «вздутие», то есть, суть инфляции изначально сводилась к чрезмерному увеличению находящейся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров.

Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.

На протяжении XX в. инфляция стала нормой, обязательным атрибутом функционирования любой рыночной экономики. В отдельные периоды в разных странах наблюдались существенные различия в скорости роста цен. Но само наличие роста превратилось во всеобщий, повсеместный и постоянный фактор.

Инфляцию следует считать серьезнейшей социальной проблемой современного развития экономики во многих странах мира. Поэтому вопрос о разработке эффективных методов борьбы с постоянным ростом цен стоит очень остро. Этот факт и определяет актуальность темы курсовой работы.

Объектом исследования служит экономическая политика государства, предметом - экономическое явление – инфляция.

Целью курсовой работы является комплексный анализ особенностей российской инфляции и антиинфляционной политики государства.

Обозначенная цель структурируется в решении следующих основных задач:

- рассмотреть сущность, причины и методы измерения инфляции;

- выявить виды инфляции и механизм их действия;

- проанализировать причины инфляции в 90-х гг. и в современной экономике;

- определить цели и меры регулирования антиинфляционной политики государства;

- проанализировать антиинфляционную политику в России;

- наметить способ эфективной антиинфляционной политики.

В числе доминирующих методов, на которые опирается автор в своем исследовании, выделяются такие как системный, статистический, метод сравнений и аналогий, метод обобщения и другие.

Курсовая работа состоит из введения, содержания, двух глав и заключения. В первой главе представлены теоретические понятия и виды инфляции, механизм развертывания инфляционного процесса и причины инфляции в 90-х годах и в современной экономике. Вторая глава представляет собой анализ и выявление эффективных методов антиинфляционной политики.

В процессе исследования мы опирались на анализ таких базовых экономических источников, как С.Н. Ивашовский Макроэкономика, Г.С. Вечканова и Г.Р. Вечкановой, журналы Экономист, информационно-аналитический портал Индустрии управления активами фондов, В.Я. Иохин Экономическая теория, Л.Н. Красавина Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России, а также использовали данные с сайта федеральной службы статистики и другие.

1. Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности


1.1 Сущность, причины и изменение инфляции


Термин инфляция впервые стал употребляться в Америке в период Гражданской войны 1861 —1865 гг.

Однако проявления инфляции известны людям с тех пор, как в хозяйственном обмене начали широко использоваться деньги.

От чего должно зависеть количество денег, необходимое для обеспечения товарного обращения? Прежде всего, от суммы цен товаров, которые предположительно подлежат реализации в течение определенного периода, например финансового года. Чем больше объем товаров в денежном выражении, тем больше требуется денежных средств для их реализации.

Если денег в экономике становится больше, чем товаров, ценность денежной единицы падает. Это и есть инфляция. Оборотной стороной падения ценности денег в рыночной экономике является рост товарных цен. В командной системе, где цены на товары контролируются административными органами, падение покупательной способности денег проявляется в дефиците материальных благ.

Инфляция - не только переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их девальвации. Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать экономику страны. От нее страдает государство, производство, кредитно-финансовые рынки, но больше всего страдают непосредственно люди. Во время инфляции происходит:

- обесценивание денег по отношению к материальным и нематериальным активам;

- обесценивание денег по отношению к товарной массе;

- обесценивание денег по отношению к твердой иностранной валюте.

Инфляция по сути означает повышение общего уровня цен. Это конечно не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а некоторые - даже падать. Один из существенных моментов это то, что цены имеют тенденцию подниматься крайне неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.

Один из главных и наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины – это индекс инфляции.

Индекс инфляции является наиболее распространенным методом измерения инфляции потребительских цен, который рассчитывается по отношению к базовому периоду. Темп инфляции можно определить следующим образом:


Индекс цен Индекс цен

текущего года базового года

Комплексный анализ особенностей российской инфляции и антиинфляционной политики государстваТемп инфляции = Ч 100%1

Индекс цен базового года


Существует и такой способ измерения инфляции, как правило величины 70. Он позволяет посчитать число лет, на протяжении которых происходит удвоение уровня цен. Например, в России в 1992 г., когда среднегодовая инфляция составила около 2600%, цены удваивались практически каждые 10 дней. В 1993 г., при сокращении инфляции до 1000%, удвоение цен происходило на протяжении 26 дней.

Зародившись на денежном рынке, метастазы инфляции проникают дальше — на товарные рынки, рынок капитала, рынок рабочей силы, поражая в конечном счете весь экономический организм. Это означает, что при запущенной инфляции уже недостаточно нормализации ситуации на одном только денежном рынке — нужны действия в сферах инвестиций, производства, трудовых отношений.

Вывод в том, что инфляция зарождается на базе дисбаланса спроса и предложения в денежной экономике и проявляется в росте общего уровня цен при снижении покупательной силы денег, вытекает из формулы обмена количественной теории денег:


MV=PY,


где Р — уровень цен;

М — денежная масса;

V — скорость обращения денег;

Y — объем ВВП.

Из данной формулы следует, что уровень цен прямо пропорционален совокупным расходам покупателей на приобретение производимых благ MV и обратно пропорционален реальному объему производства Y:


Р = MV/Y.


Отсюда можно вывести три дополнительные причины инфляции:

а) рост денежной массы;

б) повышение скорости обращения денег;

в) падение объемов выпуска продукции.

Рост денежной массы в экономике — может быть следствием ошибочной денежно-кредитной политики Центрального банка (ЦБ), а также бюджетного дефицита, толкающего государство на выпуск дополнительных денег. Опыт показывает, что почти во всех странах инфляция порождается дефицитом государственного бюджета. Правительство печатает новые деньги, так как это, прежде всего альтернатива получения налогов. Доход от печатания денег получил название сеньораж. Когда государство печатает новые деньги, оно сокращает стоимость имеющихся запасов денег в обществе, так как это приводит к росту товарных цен. Подобное явление экономисты называют инфляционным налогом, поскольку инфляция является налогом на наличные деньги.

При значительном бюджетном дефиците, покрываемом дополнительной эмиссией, инфляция может приобретать стремительные темпы и форму гиперинфляции. При такой инфляции происходит резкое обесценивание всех доходов, в том числе налоговых поступлений, что еще больше усугубляет проблему бюджетного дефицита.

Второй важнейшей причиной, определяющей темп инфляции, выступает скорость денежного обращения. Особенно заметным это влияние оказывается во время резкого перехода из одного макроэкономического состояния в другое (например, от низких темпов инфляции к высоким или, наоборот, от высоких к низким).

В российской экономике резкий рост скорости обращения денег наблюдался в январе 1992 г. — с 1,4 до 5,7 раза в расчете на год, что явилось неизбежным следствием либерализации цен и перехода от неценовой инфляции (дефицит) к высокой ценовой инфляции (рост уровня цен). Это подтверждает отмеченную выше закономерность: повышение темпов инфляции означает увеличение инфляционного налога на денежные средства, снижение их покупательной способности, что усиливает склонность обладателей денег как можно скорее от них избавиться и, следовательно, ведет к повышению скорости обращения денег.

Третьей причиной инфляции является сокращение реального объема национального производства. Оно может быть обусловлено ростом заработной платы, ведущим к повышению издержек производства, циклическим спадом в экономике, структурной перестройкой промышленности, разрывом хозяйственных связей и т.д.

Сокращение реального объема производства при стабильном уровне денежной массы приводит к повышению темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг противостоит прежнее количество денег.

Однако эта причина по сравнению с первыми двумя не играет существенной роли в инфляционном процессе. Так, если в России за 1990-е гг. производство сократилось примерно в 2 раза, то рост уровня цен в течение этого периода составил тысячи процентов. Значит, основная причина инфляции — рост денежной массы и скорости обращения денег. Он вызывает так называемую инфляцию спроса. Падение производства обусловливает инфляцию издержек.

Источником инфляции может быть высокий уровень монополизма в экономике, а также рыночная власть государства, реализующаяся в административном повышении цен. При анализе причин возникновения инфляции следует иметь в виду и такой фактор, как инфляционные ожидания. Они могут порождать инфляцию или обусловливать ее сохранение даже в том случае, когда объективные причины инфляции (рост денежной массы, падение производства) перестают действовать.

Таким образом, если обобщить все сказанное выше, то следует отметить, что инфляция — продукт развития денежного хозяйства и представляет собой монетарное явление: происходит обесценивание денег вследствие того, что в экономике их становится больше, чем нужно для обслуживания товарного хозяйства. Суть такого явления можно выразить известной фразой, встречающейся во многих учебниках экономической теории: "Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров".


1.2 Виды инфляции и механизм их действия


В зависимости от того, какие формы принимает инфляционное неравновесие рынков, различают открытую и подавленную (скрытую) инфляцию.

Для открытой инфляции применяют следующие критерии:

- темп роста цен;

- степень расхождения роста цен по различным товарным группам;

- ожидаемость и предсказуемость инфляции.

В зависимости от темпов роста открытая инфляция может протекать с разной скоростью. В связи с этим экономисты различают следующие виды инфляции:

1. Нормальная инфляция - при темпе 3-3,5% в год;

2. Умеренная. Цены растут не более чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах;

3. Галопирующая. Цены растут на 20-200% в год, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к росту цен;

4. Гиперинфляция. Цены растут астрономически, расхождение цен и зарплаты, разрушается благосостояние даже обеспеченных слоев общества

Четкую границу между галопирующей инфляцией и гиперинфляцией определить очень трудно, однако формальный критерий существует. Он был введен американским экономистом, учеником М. Фридмена Ф. Каганом, предложившим считать началом гиперинфляции месяц, в котором рост цен впервые превысил 50%, а концом — месяц, предшествующий тому, в котором рост цен падает ниже этой отметки и не достигает ее вновь, по крайней мере, в течение года. В пересчете на год по принципу сложного процента такая инфляция будет развиваться с годовым темпом порядка 13 000%.

Гиперинфляция случается редко, однако она имела место в Германии в начале 20-х гг., в Греции и Китае в период второй мировой войны. Гиперинфляция была в Боливии в 1984—1985 гг., а также Перу, Аргентине, Бразилии, Никарагуа, Грузии в 1992—1993 гг. В 1994 г. в Югославии среднемесячный уровень инфляции составил 1660%, и за год цены выросли на 310 млн2. процентов. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 — июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8x1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз3.

Открытая инфляция может принимать формы инфляции спроса и инфляции издержек.

Рассмотрим механизм инфляции спроса. Повышение общего уровня цен в этом случае происходит вследствие возникновения избыточного спроса. Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. В ее формировании непосредственное участие принимают покупатели, поэтому такую инфляцию еще называют инфляцией покупателя.

Инфляция спроса может вызываться ростом денежной массы (монетарный импульс), увеличением государственных расходов и/или частных инвестиций, а также адаптивными инфляционными ожиданиями, усиливающими скорость денежного обращения.

На начальной стадии инфляции спроса цены увеличиваются медленно, отставая, как правило, от темпов приращения денежной массы. Это связано с тем, что в этот период увеличение спроса сопровождается ростом национального дохода и занятости (пока существуют не использованные производственные факторы: средства производства, рабочая сила, сырье). Кроме того, с увеличением доходов усиливается склонность к сбережению, появляется надежда на покупку товаров отложенного спроса, а также сохраняется "денежная иллюзия" (И. Фишер) — взгляд на инфляцию как на временное явление. Все это сдерживает скорость обращения денег.

На основной стадии инфляции, если денежная масса продолжает увеличиваться, цены "'срываются с цепи" — происходит резкое ускорение темпов их роста, которое усиливается из-за быстрого обращения денег.

Падение покупательной силы денег побуждает их владельцев во что бы то ни стало превратить деньги в товары. В результате инфляция воспроизводит себя во всевозрастающих масштабах.

При стремительном росте цен денег требуется все больше и больше, и, когда их обесценение перекрывает увеличение денежной массы, наступает критическая точка инфляции. Она означает отставание темпов роста производства от темпов обращаемости денег.

Для каждой социальной группы существует своя критическая точка инфляции. Первыми ее достигают пенсионеры и студенты, за ними идут служащие и наемные работники, мелкие производители и, наконец, крупные предприниматели. Существует критическая точка и для государства: обесцениваются налоги, уменьшается прибыльность каждой новой эмиссии, что в конечном счете подрывает основы национальной экономики.

Однако на этом процесс не заканчивается. Со временем экономика достигает полной занятости, когда дальнейшее расширение производства уже невозможно (рис. 2.1.1.).


Комплексный анализ особенностей российской инфляции и антиинфляционной политики государства

Рис. 1.2.1 Модель роста цен на основе увеличения совокупного спроса


В этом случае доходы остаются неизменными, а избыточный спрос еще сильнее раскручивает инфляционную спираль.

Сталкиваясь с постоянным ростом цен, потребители вынуждены увеличивать текущее потребление в ущерб сбережениям и тем самым еще сильнее провоцируют очередное подорожание. Дефицит сбережений создает дополнительные трудности для новых инвестиций, а значит, для развития производства и предложения товаров.

Вторая форма открытой инфляции — рост издержек, который также приводит к повышению уровня цен. Этот процесс получил название – инфляция издержек. Модель этого вида инфляции отображена на рис. 2.1.2.


Комплексный анализ особенностей российской инфляции и антиинфляционной политики государства

Рис. 1.2.2. Модель роста уровня цен на основе повышения издержек


В результате роста издержек происходит сокращение производства и кривая совокупного предложения AS смещается влево, обусловливая тем самым повышение уровня цен с Р1 до Р2. Теория инфляции, обусловленная ростом издержек, объясняет рост цен двойной монополией. На рынке сталкиваются, с одной стороны, олигополистические фирмы, а с другой — олигополистические профсоюзы. Инициатором инфляции может быть как одна, так и другая стороны, борющиеся за увеличение своей доли в национальном доходе. Под давлением профсоюзов повышается заработная плата, которая, однако, не отражает рост производительности труда, поэтому, чтобы не сократилась прибыль, предприниматели вынуждены пойти на повышение цен. Предприниматели могут делать и упреждающий удар: закладывать в цены издержки плюс определенный процент на возмещение предполагаемой инфляции.

Инфляция издержек может формироваться на основе роста цен на сырье и энергию. Сырье дорожает, так как изменяются условия добычи, транспортировки, растут цены на импортное оборудование и так далее.

Анализ моделей инфляции спроса и инфляции издержек показывает, что при инфляции спроса существенный рост цен наблюдается лишь в длительном периоде. В коротком же интервале растущий спрос сопровождается не только повышением цен, но и расширением производства. При инфляции издержек рост цен всегда сопровождается падением производства и сокращением доходов.

В чистом виде инфляция спроса и инфляция издержек практически не встречаются. Они переплетаются, чередуясь одна с другой.

На рис. 2.1.3. показано, что связка "заработная плата — цены" способствует раскручиванию инфляционной спирали. Вслед за ростом спроса (сдвиг кривой наблюдается повышение уровня цен, что обусловливает требование рабочих увеличения заработной платы. Рост заработной платы, в свою очередь, означает рост издержек производства, а значит, сдвиг кривой и повышение уровня цен. В дальнейшем процесс идет по спирали: ответом профсоюзов на рост цен являются новые требования индексации заработной платы, и в случае ее проведения в экономике снова возрастает совокупный спрос и цены. И так до бесконечности.


Комплексный анализ особенностей российской инфляции и антиинфляционной политики государства

Рис. 2.1.2. Модель сочетания инфляции спроса и издержек

Для приостановления подобной тенденции в качестве одного из эффективных способов может быть сдерживание роста заработной платы и понижение тарифов на энергоносители и транспортные услуги. Полученный таким образом доход (разница между растущими ценами и жизненными издержками) даст возможность бизнесу направить его на инвестиционные цели, что увеличит объем производимой продукции даже при некотором росте безработицы. Повышение последней, в свою очередь, уменьшает совокупный спрос, а, следовательно, сдерживает темпы роста цен. Инфляционная спираль раскручивается в обратном направлении.

В отличие от открытой инфляции подавленная инфляция характеризуется более или менее стабильным уровнем цен в экономике, однако ее непосредственным проявлением выступает товарный дефицит. Последний также по существу означает обесценивание денег: граждане и фирмы не могут купить необходимые им товары и факторы производства, в результате ценность имеющихся у них денежных средств падает.

Подавленная инфляция возникает, когда государство борется не с причиной, а с ее последствиями — ростом цен. Оно стремится заморозить цены и доходы.

Первым и наиболее пагубным следствием подавленной инфляции на экономику является деформация рыночного механизма, так как система цен уже не способна управлять экономической активностью.

Вторым следствием подавленной инфляции является разрыв между административно установленными ценами и теми ценами, которые выравнивают предложение с инфляционным спросом. Это цены "теневого" рынка, куда перемещаются товары из официального сектора экономики.

В результате — товарный голод в официальном секторе и процветание той части экономики, которая занимается перепродажей товаров по ценам равновесия.

Третье следствие заключается в том, что при подавленной инфляции изготовители продукции лишаются ценовых сигналов, что препятствует развитию инвестиционного процесса, расширению производства и предложения товаров.

Таким образом, разрушая рыночный механизм, подавленная инфляция пагубно действует, прежде всего, на производство.

Как же ведут себя потребители в условиях подавленной инфляции?

Как уже отмечалось, при открытой инфляции у них формируются адаптивные инфляционные ожидания. При подавленной инфляции возникает другой тип ожиданий, которые можно назвать дефицитными. Они проявляются в мощном ажиотажном спросе, продиктованном не повышением цен, а исчезновением товаров, дефицитом. Этот дефицит имеет свойство раскручиваться: чем сильнее дефицитные ожидания, тем мощнее ажиотажный спрос и острее дефицит. Парадокс состоит в том, что дефицит нельзя ликвидировать количественным наращиванием производства, расширением выпуска товаров. Дефицит — это ценовая проблема. Только переход от подавленной инфляции к открытой и введение свободных цен способны решить проблему товарного дефицита.


1.3 Причины инфляции в 90-х гг. и в современной экономике


Инфляция в экономике России возникла еще в 50-х - начале 60-х годов XX в. и была связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья. С 1960 по 1988 г. стоимость рубля снижалась и составила 40 коп. к уровню 1960 г.

Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 года, когда были отпущены все цены, кроме цен на энергоресурсы и продовольствие. С этого момента инфляционный процесс стал неотъемлемой чертой российской денежной системы. Так, если цены на все товары и услуги в 1991 году повысились в 2,6 раза, то в 1992 году - уже в 26,1 раза.

Монетаристские рецепты, на которые ориентировались российские реформаторы начала 1990-х, требовали быстрой перестройки ценовой системы. Поэтому когда в январе 1992 начались реформы Е.Т.Гайдара, то немедленно было «отпущено» 80% оптовых и 90% розничных цен, параллельно в 2–3 раза возросли контролируемые цены на товары первой необходимости. Возникшая гиперинфляция превзошла самые мрачные прогнозы. Этот стартовый «скачок» был инфляционным потенциалом, накопленным в форме дефицита в предшествующие годы. Поскольку разбалансированность рынка накануне реформы приобрела чудовищные масштабы, уровень цен только за первый месяц после их либерализации (январь 1992) вырос на 253%. За 1992 цены выросли примерно в 26 раз, а сбережения советских времен обесценились почти до нуля. Именно этот инфляционный вал стал основной причиной быстрого падения популярности рыночных реформ в России 1990-х.

Ежегодный темп прироста цен 4 года подряд, приходящийся на 91-94 гг., существенно превысил отметку в 100% , по оценке специалистов в 95 г. составила бы около 120%. Максимум был зарегистрирован в 92 г., причем за этот 1 год показатель вырос более чем в 26 раз. Размер общего индекса потребительских цен (за неполные 5 лет за декабрь 90 г. - май 95г.) был равен 3470 и должен был достигнуть приблизительно 4500 к декабрю 95г.

Пик инфляции в России пришелся именно на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2680%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 1080%, и по этому показателю в мире Россия уступала лишь Бразилии (2830%).

Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5, 10 и 50 тыс. рублей.

После либерализации цен борьба с инфляцией оставалась в центре внимания российского правительства. Главным инструментом антиинфляционной политики первоначально стало ограничение спроса посредством жесткой бюджетно-финансовой политики. При осуществлении этого курса правительство использовало меры, невозможные в демократическом обществе: многомесячные задержки выплаты зарплат государственным служащим, отказ от обещанной компенсации обесцененных вкладов. Главным методом сдерживания излишка предложения денег стала продажа высокодоходных государственных краткосрочных обязательств. При всех социальных издержках подобных мероприятий они дали положительный результат: если в 1993 цены выросли примерно в 8,5 раз, то в 1997 по официальным данным инфляция составила лишь примерно 10%.

Кризис 1998, связанный с правительственным дефолтом по государственным краткосрочным обязательствам, дал инфляционным процессам в России новый и резкий импульс – за год цены почти удвоились. На какое-то время даже возникло ощущение, будто полностью обесценились все успехи предшествующих лет в борьбе с инфляцией.

Однако в последующие годы началось общее улучшение экономической ситуации в стране, и инфляция снова снизилась почти до ползучего уровня – ежегодного прироста на 10–20% (Табл. 2.1.1).


Таблица 2.1.1

Динамика потребительских цен в России 1992-2000 гг.4

Годы 1992 1993 1994 1995 1998 1999 2000
Индексы потребительских цен, % 2680 1008 312 230 184 137 120

Отобразим табличные данные в графической интерпретации на рис. 2.1.1.


Комплексный анализ особенностей российской инфляции и антиинфляционной политики государства


Рис. 2.1.1. Динамика потребительских цен в России 1992-2000 гг.


В 2000-е года рост цен в России постепенно перестает восприниматься как острая экономическая проблема. Ежегодные темпы инфляции приблизились к тому уровню, который считается нормальным для современных развитых стран. Поскольку, однако, экономика страны остается не вполне устойчивой (в частности, сохраняется ее сильная зависимость от цен на экспортируемые энергоресурсы – нефть и газ), то сохраняется возможность возобновления высокого роста цен.

Высокий уровень инфляции в России 90-х годов – считается важнейшей экономической и политической проблемой тех лет. К ее причинам следует отнести:

1) падение покупательной способности денежной единицы;

2) изменение валютных курсов;

3) изменение условий предоставления кредитов в сторону сокращения сроков;

4) рост стоимости потребительской корзины на товары первой необходимости;

5) экономическую и социальную нестабильность;

6) огромный отток материальных и валютных ресурсов заграницу;

7) вытеснение импортом отечественных товаров;

8) огромный внутренний и внешний долг;

9) финансовые противоречия между центром и регионами;

10) производственный спад.

Инфляция - это не только нарушение денежного обращения, а болезнь всего механизма воспроизводства, результат макроэкономических нарушений. При этом рост цен выступает как следствие, внешний признак инфляции, по которому ее и определяют.

В 2000-2002 гг. темпы инфляции существенно снизились по сравнению с предыдущими двумя годами (см. Табл. 2.1.2.).


Таблица 2.1.2.

Инфляция в России за 1998-2008 гг.5

Года Показатели инфляции, %
1998 84,4
1999 36,5
2000 20,2
2001 18,6
2002 15,1
2003 12,0
2004 11,7
2005 10,9
2006 9,0
2007 11,9
2008 13,3

Отобразим табличные данные в графической интерпретации на рис. 2.1.2.


Комплексный анализ особенностей российской инфляции и антиинфляционной политики государства


Рис. 2.1.2. Динамика инфляции в России за 1998-2008 гг.


Прирост потребительских цен составил 20,2 % в 2000 году, 18,6 % в 2001 году и 15,1 % в 2002 году против 36,5 % в 1999 году. Снижения уровня инфляции в 2000-2002 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2002 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.

Снижению инфляции в немалой мере способствовало проведение взвешенной тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса регулирования цен в 2001-2002 гг. В 2002 году повышение цен и тарифов объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей их продукции. Следует отметить, что замедление темпов инфляции проходило в условиях растущего платежеспособного спроса населения. На инфляцию повышающее давление оказывали также:

- значительный рост регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные и другие услуги вследствие сокращения субсидий;

- рост издержек на производство, связанный с повышением оплаты труда и других элементов затрат; высокие цены на нефть и нефтепродукты на мировых рынках.

В течение последних восьми лет Центробанк вместе с Министерством финансов России активно проводил политику сдерживания цен, которая основывалась на принципах «стерилизации». Другими словами, она состояла из рублевых заимствований денежных средств из обращения для сокращения ликвидности и последовательном искусственном снижении курса доллара на внутреннем рынке.

Сегодня мы видим, что подобные меры приносят ожидаемые результаты, уровень инфляции в России медленно, но снижается. Если еще два год назад, инфляция в 2009 году прогнозировалась на уровне 12-12,5%, то сегодня о перспективах инфляции в России на конец 2009 года, эксперты говорят, что возможно она достигнет 10-11 %. Нельзя не учитывать тот факт, что процесс развития инфляции в 2009 году проходит в условиях мирового финансового кризиса.

Первую неделю сентября 2009 года инфляция в России была нулевой, как и по итогам августа. Об этом сообщает Росстат. В целом же с начала года она составила 8,1 процента6.

В конце последнего летнего месяца даже была зафиксирована дефляция - небольшое снижение цен. До этого нулевая инфляция была в России в августе 2005 года. В 2008 году в первую неделю сентября рост цен составлял 0,1 процента, а с начала прошлого года на 7 сентября инфляция была 9,8 процента.

Как отмечают статисты, цены "замерли" в августе и начале сентября благодаря сезонному удешевлению плодоовощной продукции. Так, с 1 по 7 сентября оно составило в целом 3,6 процента. В том числе капуста, лук, морковь и картофель "полегчали" на 5,2-6,5 процента. Более весомому снижению инфляции препятствует высокий рост стоимости бензина. За неделю он составил 0,9 процента, дизельное топливо подорожало на 0,2 процента. Что касается остальных товаров, то также подорожали куры, яйца, пшено, крупа гречневая ядрица. Они повысились в цене на 0,3-0,7 процента. При этом масло подсолнечное, сыр, мука пшеничная, рыба подешевели на 0,2-0,4 процента.

Временная остановка инфляции дает аналитикам основания полагать, что по итогам года инфляция окажется меньше официального прогноза минэкономразвития в 11,6-12 процентов.

Инфляция в России развивается совсем не так, как в других странах мира, в силу территориального устройства нашей страны, а также преобладания сырьевой промышленности, она в большей степени зависит от факторов мировой общественности, и, по мнению многих экспертов, оказывает сильное негативное влияние на стабильность нашего рынка. Интересно, но именно для России характерна повышенная инфляция не только в кризисные периоды, но и при обычных условиях.

2. Анализ антиинфляционной государственной политики


2.1 Цели и меры регулирования антиинфляционной политики государства


Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

- сокращение инфляционного потенциала;

- предсказуемость динамики инфляции;

- снижение темпов инфляции;

- стабилизация цен.

Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию.

Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

Второй подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях. Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

1) Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ – ставка рефинансирования). Учетная ставка – это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.

2) Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

3) Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса (фиксированные или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

4) Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Получило в последние 8-9 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся). Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

Денежную эмиссию Центральный банк осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих в экономике активов. В связи с этим можно выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:

1) Валютный канал эмиссии. Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.

2) Фондовый канал эмиссии. Этот канал активно используется в некоторых странах, например в Японии и Германии. Правительство выпускает и размещает облигации займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы ЦБ, который обменивает их на деньги.

3) Кредитный канал эмиссии. ЦБ РФ непосредственно кредитует коммерческие банки или гибко управляет их ликвидностью. Данный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка.

Монетарные методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики») можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.

Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда.

Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов – зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня.

Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную. Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся странах в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной. В Боливии успех в борьбе с инфляцией был достигнут чисто монетарными методами, без введения какого-либо контроля за уровнем цен и доходов. Поэтому целесообразность использования «политики цен и доходов» даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае, при высоком уровне инфляции.

Когда в стране инфляция достигает таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, выбор правительства имеется только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы: резко («шоковая терапия») или постепенно (градуировано). Эта задача решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране. Достоинством шоковой терапии считают то, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются, следовательно, инфляция пойдет на убыль. Издержками шоковой терапии является резкое сокращение объема производства и занятости. Среди республик бывшего СССР удачными примерами шоковой терапии можно считать антиинфляционную политику, проводимую с середины 1992 г. в Эстонии, Латвии. Введя собственную валюту, эти страны защитили себя от влияния инфляционных процессов в странах рублевой зоны. Одновременно была осуществлена либерализация цен, ликвидировано большинство субсидий и дотаций, бюджетный дефицит был сведен к минимуму (1-1,5%).

Одним из вариантов шоковой терапии является проведение предваряющей либерализацию цен (или совмещение с ней) денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов.

Реформы конфискационного типа могут оказаться полезными при переходе от подавленной к открытой инфляции. В этом случае конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу новых денег по сложившемуся уровню реальных доходов. Такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте при условии одновременного изменения денежной и кредитной политики в сторону ее ужесточения. При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы – градирования – инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию - прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводили лишь к увеличению инфляции. В середине 80-х годов в большинстве стран индексация как средство приспособиться к инфляции или игнорировать ее была либо существенно модифицирована, либо прекращению Политика градирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в годовом исчислении.

Комплексный анализ особенностей российской инфляции и антиинфляционной политики государстваКомплексный анализ особенностей российской инфляции и антиинфляционной политики государства

Рисунок 2.1. Месячные темпы прироста потребительских цен при переходе от централизованно управляемой к рыночной экономике в условиях шоковой терапии (слева) и градуирования (справа)


Необходимой составляющей антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является снижение темпа прироста денежной массы, приводящее к спаду производства и сокращению занятости. Выбор между шоковой терапией и градуирования осуществляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране. В условиях высокой инфляции перед правительством стоят две главные задачи: не допустить глубокого спада производства и защитить население от обнищания.


2.2 Эффективность государственной антиинфляционной политики


Серьезные исследования в области организации денежных отношений позволили развитым странам выработать достаточно эффективный механизм воздействия денежно-кредитной политики на процессы в реальной экономике. В развитых странах уровень инфляции составляет 2-3%. В США в 2005 г. индекс потребительских цен составил 3,4%, что выше показателя за 2004 год, когда этот индекс составил 2,7%. Причем связано это было с повышением цен на энергоносители, продукты же питания подорожали лишь на 2,3%, а продукты животного происхождения всего лишь на 1,4%. 7В зоне евро уровень инфляции еще меньше. Можно отметить характерную особенность: даже при удорожании энергоносителей в развитых странах их воздействие на уровень инфляции не оказывается определяющим. В России удорожание определенных товаров или услуг называется в качестве основной причины возникновения инфляционных процессов.

В развивающихся странах наблюдается более активное участие государства в регулировании денежных отношений. Несмотря на признание России страной с рыночной экономикой, по сути, она продолжает оставаться типичным примером экономической системы с развивающимися рынками. Характерными особенностями таких систем являются незавершенность структурных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует к накоплению системных дисбалансов, к которым относится открытая инфляция. Характерной особенностью России является устойчивый, достаточно высокий уровень инфляции, несмотря на усилия властей. Это свидетельствует о наличии постоянно действующих факторов, влияющих на характер денежных отношений, а также об ограниченности и неэффективности действующих методов управлениями этими отношениями.

История регулирования российской инфляции обнаруживает несамостоятельность денежно-кредитного регулирования. Несмотря на освоение Центральным банком РФ всех инструментов воздействия на масштабы денежного обращения и стоимость денег, инфляция не находится в полной мере под контролем центрального эмиссионного органа страны. И причина не только в немонетарных причинах инфляции. Кредитно-денежная политика жестко связана с другими видами экономической политики, в частности валютной и фискальной, и конкретным состоянием экономики.

Анализ использования инструментов денежно-кредитной политики в России показывает, что наиболее важные их них, прежде всего, уровень процентных ставок и валютный курс за последние годы стабилизировались. Процентные ставки по кредитам до одного года (в рублях) юридическим лицам в течение 2009 г. изменялись за первый квартал - 16,6 %, за второй - 15,8 %. Это свидетельствует о том, что процентная политика исчерпала свои возможности по стимулированию экономики. Ставки по кредитам находятся на пределе инфляционного уровня и могут быть снижены только после сокращения инфляции. С 3 февраля 2008 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ снижена до 10% годовых.8 Динамика ставки рефинансирования отображена на рис. 2.2.1.


Комплексный анализ особенностей российской инфляции и антиинфляционной политики государства


Рис. 2.2.1. Ставка рефинансирования Центрального банка РФ9


Несмотря на то, что новая процентная ставка стала одной из самых низких с 1992 г., всплеска активности на российском экономическом пространстве, по мнению финансовых аналитиков, это не вызовет. "Ставка рефинансирования не регулирует денежно-кредитную политику России. Наша экономика, в отличие от экономики США, насыщается деньгами за счет валютных интервенций. Основной источник финансов для России - Центральный Банк, так что понижение ставки - это следствие снижения инфляции в стране", - прокомментировал ситуацию главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков.10

Стабилизировался валютный курс. Официальный курс доллара США и евро по отношению к рублю в 2004-2006 гг. не претерпел существенных изменения. Наоборот наблюдается тенденция укрепления рубля по отношению к доллару, что должно способствовать снижению инфляции (см. рисунок 2.2.1).


Таблица 2.2.1

Динамику курса доллара 1998-2009 гг.

Года Курс доллара, руб.
1998 5,99
1999 22,28
2000 28,27
2001 28,37
2002 30,48
2003 31,82
2004 28,84
2005 28,02
2006 28,22
2007 26,53
2008 24,5
2009 32,5

Отобразим табличные данные в графической интерпретации на рис. 1.2.1.


Комплексный анализ особенностей российской инфляции и антиинфляционной политики государства


Рисунок 2.2.1. Динамика курса доллара 1998-2009 гг.

Влияние монетарных методов воздействия на инфляцию в условиях российской экономики ослабляется низким уровнем монетизации по причине несбалансированности российской экономики в целом. Особенностью структуры российской экономики является слабой развитие товаров народного потребления. Диспропорция между накопленными денежными средствами и товарным предложением досталась ей в наследство от планового хозяйства. Резкий рост инфляции должен был дать толчок развитию производства потребительских товаров. Однако усилия руководства страны по стимулированию роста ВВП затронули, прежде всего, экспортные отрасли, а также традиционно развитые в России предприятия: добычу полезных ископаемых, оборонные отрасли, транспортное машиностроение, авиацию и некоторые другие. В то же время, отрасли связанные с производством потребительских товаров, постоянно отстают в своем развитии как от других отраслей, так и от ускоренного роста дохода населения. Постоянный рост инфляции сказывается на качестве использования доходов населения. Наблюдается постоянный рост доли расходов населения, используемых на покупку товаров и услуг, в общем объеме доходов. Если в январе 2004 г. она составляла 71,4%, в 2005 г. – 84,3%, в январе 2006 г. – уже 87,2%. 11Снижение доли доходов населения, используемых на накопление, ограничивает возможности расширения производства продукции в стране, что затрудняет выход из инфляционных процессов.

Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:

- оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;

- разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;

- усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;

- изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;

- стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;

- совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;

- формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д.;

- восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен;

- создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;

- изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;

- стимулирование экспортной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики.

Осуществление этих мероприятий в комплексе потребует определенного времени, но они неизбежно приведут к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы России в целом. Уже сегодня наметились некоторые позитивные моменты в экономике, а темпы инфляции приобрели, хотя и слабую, тенденцию к затуханию.

Считается, что инфляция в нынешнем году составит уже не 13%, а 12% или даже 11,6%. Таким образом, можно будет говорить о том, что положение в области потребительских цен лучше прошлогоднего, ведь тогда инфляция составила 13,3%. Можно даже вспомнить, что ровно на 12% цены выросли в 2003 году — и это был единственный случай, когда антиинфляционный план был в точности исполнен.

Получается, что Россия (как представляется властям) в ценовом отношении следует за другими странами, где глобальный финансово-производственный кризис привел к замедлению инфляции — потребители стали значительно разборчивее и тратят деньги с большой неохотой, не зная, будет ли у них возможность в будущем иметь хоть какие-нибудь источники дохода. Но следует за ними Россия исключительно оригинальным образом — снижает инфляцию с 13% до 12%, то есть до такого уровня, который в индустриальных и многих развивающихся странах был бы признан невообразимо высоким.

Впрочем, август показал, что российские продавцы, которым, казалось бы, никакой кризис нипочем, все-таки иногда умеряют свои аппетиты в повышении цен. Наверное, они считают, что всегда успеют наверстать упущенное.

Наш прогноз: в сентябре, под влиянием августа, инфляция пока тоже будет сравнительно невысокой — 0,4% .12

Одним из направлений регулирования инфляции являются ее внешние факторы, значение которых возросло в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности России. Курсовая политика Банка России, сглаживание резких колебаний курса рубля по отношению к доллару и евро, ползучая девальвация в целях поощрения экспорта, то есть, политика "слабого" рубля снижает эффективность регулирования инфляции, направленного на укрепление рубля на внутреннем рынке. Это связано с зависимостью внутренних цен от валютного курса рубля в условиях значительной доли (до 50%) импортных товаров на российском потребительском рынке. Причем даже при временном повышении курса рубля к доллару цены не снижаются.

В условиях российской экономики основным фактором наблюдаемой инфляции выступает покупка Банком России выручки в иностранной валюте, поступающей от экспортных операций. Это приводит к появлению избыточной денежной массы в экономике. Инфляционного эффекта валютных интервенций можно было бы избежать, используя такой инструмент денежно-кредитного регулирования как операции на открытом рынке, а именно путем оперативной продажи Банком России государственных ценных бумаг коммерческим банкам.

В результате поступающая в результате валютных интервенций дополнительная денежная масса оперативно изымается и, соответственно, инфляционного эффекта не возникает. Влияние валютных интервенций на уровень инфляции в России объясняется между тем не столько невозможностью стерилизовать денежную массу, сколько неумением её правильно трансформировать в форме интервенций в реальный сектор экономики. Следовательно, проблема заключается не в избытке денежной массы, а в неумении правильно «канализировать» дополнительный её выпуск, в результате чего денежные средства аккумулируется на корреспондентских счетах в коммерческих банках.

В связи с вышеизложенным, основная задача, стоящая в настоящее время перед Банком России, заключается в определении способов трансформации денежной массы в реальный сектор экономики.

Заключение


Инфляция является одной из форм макроэкономической нестабильности рыночного хозяйства, вызывающей ряд нарушений в экономических взаимосвязях и оказывающей разрушительное воздействие на производство, распределение и обмен, на мотивацию работников, на функционирование всего рыночного механизма.

Возникновение инфляции связано с изменением природы и роли денег в экономике — переходом от товарных денег, роль которых на протяжении длительного исторического периода выполняли благородные металлы, к кредитным деньгам, появившимся с переходом к капитализму. В отличие от товарных денег, имевших свою внутреннюю ценность, кредитные деньги приобретают ценность (покупательную способность) непосредственно на основе соотношения с товарной массой. Если денег в экономике становится больше, чем товаров, ценность денежной единицы падает, что вызывает рост уровня товарных цен, процентных ставок, курсов акций и облигаций и т. п. В командной экономике, где цены контролируются государственными и административными органами, падение покупательной способности денег проявляется в дефиците материальных благ.

Рост денежной массы в экономике происходит, прежде всего, под влиянием дефицита государственного бюджета. Печатая деньги для своих расходов, государство увеличивает предложение денег и в результате облагает все общество инфляционным налогом. Инфляционный налог в точности равен количеству напечатанных денег. Доход государства от печатания новых денег получил название сеньораж.

При значительном бюджетном дефиците, покрываемом дополнительной эмиссией, инфляция может приобретать стремительные темпы и принимать форму гиперинфляции, при которой происходит резкое обесценивание всех доходов, в том числе налоговых поступлений, что еще больше усугубляет проблему бюджетного дефицита. Данное явление получило в экономической теории название эффекта Танзи Оливера.

Инфляция может принимать разные формы: открытую и скрытую (подавленную); ползучую, галопирующую и гиперинфляцию; инфляцию спроса и инфляцию издержек; прогнозируемую и непрогнозируемую.

Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, который формирует у хозяйствующих субъектов адаптивные инфляционные ожидания, скрытая — в усилении дефицита товаров и услуг, следствием чего является в конечном счете деформация рыночного механизма, поскольку экономические агенты лишаются ценовых сигналов.

Деление инфляции на ползучую, галопирующую и гиперинфляцию осуществляется в зависимости от скорости протекания инфляционных процессов.

Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса над совокупным предложением, инфляция издержек (инфляция продавцов) — ростом цен на факторы производства.

Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов до своей реализации.

Непрогнозируемая инфляция — это инфляция, которая становится для населения неожиданностью, в связи с чем в обществе наблюдаются перераспределительные процессы, обогащающие одни группы населения за счет Других.

Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции; подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть перевод ее в открытую инфляцию. Чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:

а) ограничение денежной массы;

б) повышение учетной ставки;

в) повышение нормы обязательного резервирования;

г) сокращение государственных расходов;

д) совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Среди этих мер особого внимания заслуживает проблема ограничения денежной массы, которую можно сокращать методом шоковой терапии или методом градуирования. Антиинфляционная политика цен и доходов означает, что правительство либо "замораживает" цены и номинальные доходы, либо "привязывает" рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов — к повышению производительности труда.

При выработке антиинфляционных мероприятий необходимо учитывать цену инфляции, которая зависит от того, какие методы использует государство в своей политике. Выбор определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием промышленности, сельского хозяйства и других базовых для страны отраслей, масштабами бюджетного дефицита, состоянием и перспективами развития внешнеэкономических связей и тому подобное.

Используемые источники и литература


1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – Изд.: Питер, 2008, 228 с.

2. Всемирный банк. Макроэкономические факторы послекризисного роста / Вопросы экономики, 2006. - №5.

3. Голуб А. Факторы роста Российской экономики и перспективы технического обновления// Вопросы экономики, 2006. - № 6.

4. Зелтынь А.С. Государственная промышленная политика в рыночных экономиках / ЭКО, 2006. - №7.

5. Информационно-аналитический портал Индустрии управления активами фондов - http://www.fundshub.ru

6. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.-М.: Юристъ, 2004.- 861 с.

7. Красавина Л.Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России: Деньгр и кредит, 2006. - 320 с.

8. Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – М.: КНОРУС, 2007. - 384 с.

9. Корявцев П.М. Инфляция и кризис экономики России. Роль коррупции госаппарата в росте темпов инфляции. СПб., 2005. - 370 с.

10. Корявцев П.М. Инфляция и кризис экономики России: через десять лет. СПб., 2007. - 320 с.

11. Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник / Л.М. Куликов. – М.: Проспект, 2005. – 432 с.

12. Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики в финансово-кредитной сфере и меры по их снижению: Научный альманах. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 272 с.

13. Куранов Г., Засов О. Факторы экономического роста / Экономист. – М., 2006. - №4.

14. Красавина Л.Н., Пищик В.Я. Регулирование инфляции: мировой опыт и российская практика. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 312 с.

15. Ланкина В.Е. Экономическая теория. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 304 с.

16. Ларионов И.К., Щербаков В.Н., Герасин А.Н. Экономическая теория. – М.: Сфера, 2008. – 373 с.

17. Макашева Н. Загадка Н.Д. Кондратьева: Неоконченная теория динамики и методологические проблемы экономической науки / Вопросы экономики, 2006. - № 4.

18. Нешитой А. Анализ возможностей роста экономики / Экономист, 2006. - № 10.

19. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Владос, 2004. - 520 с.

20. Плышевский Б. Факторы послекризисного восстановления экономики / Экономист, 2007. - №4.

21. Радыгин А. Россия в 2002-2006 гг: на пути к государственному капитализму / Вопросы экономики, 2007. - №5.

22. Семенов В. П. Инфляция: метрика причин и следствий. Монография. — Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. Московский государственный институт электроники и математики. М., 2005. — 383 с.

23. Стратегия развития России до 2010 года (концепция) / Российская газета, 2007. - № 56.

1 Ивашовский С.Н. Макроэкономика, 2004. С. 129.

2 См.: Вопросы экономики. 1995. № 8. С. 107.

3 См.: Лейард Р. Макроэкономика. М., 1994. С. 33.

4 Источник: Россия в цифрах. 2004. Крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2004

5 Источник: Финансово-экономическое издание группы «Интерфакс» - http://ifx.ru/

6 Финансовые Известия: Инфляция за неделю оказалась нулевой - http://www.finiz.ru/ournews/article1259323/

7 В.С. Пашковский «Особенности инфляционных процессов в России»// «Деньги и кредит»-№10-2006-с.49

8 Источник: Центральный банк РФ - ttp://www.cbr.ru/statistics/print.asp?file=credit_statistics/refinancing_rates.htm

9 Источник: Центральный банк РФ - ttp://www.cbr.ru/statistics/print.asp?file=credit_statistics/refinancing_rates.htm

10 «Проблемы системы образовательного кредитования»// «Банковское кредитование»-№1-2007.

11 В.С. Пашковский «Особенности инфляционных процессов в России»// «Деньги и кредит»-№10-2006-с.51

12 КомерсантЪ Власть: Экономический еженедельник - http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1231851

Похожие работы:

  1. • Мероприятия антиинфляционной политики государств
  2. • Инфляция и антиинфляционная политика
  3. • Особенности современной антиинфляционной политики ...
  4. • Антиинфляционная политика государства
  5. • Антиинфляционная политика государства
  6. • Антиинфляционная политика
  7. • Особенности инфляции и антиинфляционной политики ...
  8. • Антиинфляционная политика РФ
  9. • Инфляция и антиинфляционная политика
  10. • Антиинфляционная политика
  11. • Последствия инфляции и антиинфляционная политика в ...
  12. • Антиинфляционная политика как многофакторный процесс
  13. • Антиинфляционная политика государства
  14. • Антиинфляционная политика и ее особенности в ...
  15. • Антиинфляционная политика государства
  16. • Инфляция и антиинфляционная политика в Республике ...
  17. • Социально-экономические последствия инфляции и ...
  18. • Инфляция и антиинфляционная политика
  19. • Понятие и характеристика инфляции и антиинфляционной политики ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com