Рефетека.ру / Экономика

Контрольная работа: Исследование рыночных ситуаций

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ


Контрольное задание представляет собой задачи по исследованию трех рыночных ситуаций. В каждой рыночной ситуации предлагается выполнить несколько заданий. Варианты контрольных заданий отличаются по видам функций спроса и предложения и размерам налога, дотации и фиксированной цены.

2. Варианты контрольных заданий:


варианта

а

b

c

d

X

Y

Z

5

9 1 - 6 2 1 1,5 2

3. Для выполнения контрольного задания необходимо:

понимать основные характеристики спроса и предложения;

уметь графически изображать функции спроса и предложения;

уметь находить равновесные величины цены и объемов продаж товара;

понимать и уметь графически отображать влияние различных мероприятий экономической политики (налогов, дотаций, фиксированных цен) на рыночное равновесие;

знать понятия: потребительский излишек (рента потребителя) и излишек производителя (рента производителя);

уметь определять на графиках величины излишка потребителя и производителя и их изменения.

4. Контрольное задание:

должно иметь титульный лист;

быть выполненым в напечатанном или рукописном виде на бумаге формата А-4;

для замечаний преподавателя, проверяющего работу, должны быть оставлены поля;

страницы должны быть пронумерованы;

все расчеты и графический материал должны иметь пояснения.


СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ


Функции спроса и предложения на товар имеют следующий вид:


QD = a – b P; QS = c + d P


Рыночная ситуация 1.

Предположим, что правительство ввело потоварный налог, уплачиваемый продавцом, в размере Х условных денежных единиц.

Выполнить следующие задания:

а) Показать на графике и рассчитать размер потоварного налога.

б) Показать на графике и рассчитать излишек потребителя после введения потоварного налога.

в) Показать на графике и рассчитать излишек производителя после введения потоварного налога.

г) Показать на графике и рассчитать чистые потери общества в результате введения потоварного налога.

Рыночная ситуация 2.

Предположим, что правительство уплачивает продавцу потоварную дотацию в размере Y условных единиц на каждую единицу товара.

Выполнить следующие задания:

а) Изобразить ситуацию на графике и определить цену товара, которую получит продавец.

б) Определить на графике и рассчитать изменение излишка производителя после введении потоварной дотации.

Рыночная ситуация 3.

Предположим, что правительство устанавливает фиксированную цену на данный товар на уровне ниже цены равновесия на Z условных единиц.

Выполнить следующие задания:

а) Изобразить ситуацию на графике и определить величину возникшего на рынке дефицита (или затоваривания) после установления фиксированной цены.

б) Определить на графике и рассчитать излишки производителя и потребителя после установления фиксированной цены.


РЕШЕНИЕ


1. Определим точки функции спроса (Qd):

QD
Р 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Q 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

2. Определим точки функции предложения (Qs):

Qs
Р 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Q -6 -4 -2 0 2 4 6 8 10 12

Е0 - точка равновесия (5:4).


Рыночная ситуация 1


Предположим, что правительство ввело потоварный налог, уплачиваемый продавцом, в размере 1 условных денежных единиц.

Выполнить следующие задания:

а) Показать на графике и рассчитать размер потоварного налога.

Исследование рыночных ситуаций


Введение потоварного налога вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину 1. Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, Q0-4ед по цене P0 – 5 руб, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена брутто (с включением налога) будет на 1 руб. выше, чем P0.

В этом случае производители получат цену нетто (без включения налога), равную прежней цене.

Линия предложения займет положение S1. Точка равновесия с введением налога Е1 – (5,6 : 3,2).

б) Показать на графике и рассчитать излишек потребителя после введения потоварного налога.


Исследование рыночных ситуаций

В результате введения налога излишек потребителей сократился с площади треугольника А Ро Ео до площади треугольника А Р1 Е1.

в) Показать на графике и рассчитать излишек производителя после введения потоварного налога.


Исследование рыночных ситуаций


Излишек производителей сократился с площади треугольника В Ро Ео до треугольника В Р2 С

г) Показать на графике и рассчитать чистые потери общества в результате введения потоварного налога.


Исследование рыночных ситуаций

Часть потерь, равная площади треугольника Е1 Ео С, не компенсируется ничем. Она представляет собой чистые потери для общества от введения потоварного налога. Эти потери вызваны сокращением объема производства данного товара и перераспределением высвобожденных ресурсов в другие отрасли, где они используются с меньшим эффектом.


Рыночная ситуация 2


Предположим, что правительство уплачивает продавцу потоварную дотацию в размере 1,5 условных единиц на каждую единицу товара.


Дотация - это как бы налог "наоборот". Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной (в рублях) сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

Правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером У-1,5 руб. в расчете на единицу продукции.

а) Изобразить ситуацию на графике и определить цену товара, которую получит продавец.


Исследование рыночных ситуаций

Введение потоварной дотации размером 1,5 руб. на единицу продукции привело к увеличению объема рынка с Qо до Q12, к повышению цены, фактически получаемой продавцом с Pо до Р2, т.е цена товара которую получит продавец составляет 5,5 руб.

б) Определить на графике и рассчитать изменение излишка производителя после введении потоварной дотации.


Исследование рыночных ситуаций


Излишек производителей возрос на величину площади трапеции Ро Ео К Р2, т.е с 5 до 5,5 руб за единицу товара.


Рыночная ситуация 3

Предположим, что правительство устанавливает фиксированную цену на данный товар на уровне ниже цены равновесия на 2 условных единиц.

Выполнить следующие задания:

а) Изобразить ситуацию на графике и определить величину возникшего на рынке дефицита (или затоваривания) после установления фиксированной цены.

Исследование рыночных ситуаций


При цене Р1 объем спроса превышает объем предложения, возникает товарный дефицит. Объем производства и продаж сокращается до Q1 и равен 0.

На рынке возникает полный дефицит, так как объем предложения равен 0.

б) Определить на графике и рассчитать излишки производителя и потребителя после установления фиксированной цены.


Исследование рыночных ситуаций


У производителя нет излишков. Излишка у потребителей так же нет, так как предложения товара на рынке просто нет.

Список использованной литературы


50 лекций по микроэкономике. Т.2. СПб.: Экономическая школа, 2005. Лекция 45-46.

Гребенников П.И. Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. Изд. СПБУЭиФ, 2006.Гл.4.5.1,2. Гл. 7.2, 7.3.

Курс экономической теории. / Под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, 2004. Гл.7.

Нуреев Р.М. Основы экономической теории. М.,1997.Гл.8, 12.1,2.

Хайман. Д.Н. Современная микроэкономика.: анализ и применение. Т.2. М., 2002. Гл.10, 11, 12, 17, 18.

Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский. Микроэкономика. Изд. Юрайт-издат. – 2005 г.

Похожие работы:

  1. • Маркетинговые исследования
  2. • Проблема ценообразования
  3. •  ... в целях увеличения его рыночной стоимости на примере ...
  4. • Маркетинг
  5. • Анализ деятельности туристической фирмы "Виктория"
  6. • Организация и планирование производства
  7. • Рекламная деятельность транспортного предприятия
  8. • Рекламная деятельность транспортного предприятия
  9. • Финансово-промышленные группы:перспективы и проблемы.
  10. • Факторы и формы воздействия на потенциального потребителя
  11. • Маркетинговые стратегии в деятельности туристической ...
  12. • Учебное пособие по курсу всего маркетинга
  13. • Маркетинговое исследование рынка
  14. • Маркетинговое исследование предпочтений потребителей ...
  15. • Основные объекты коньюктурных исследований
  16. • Методические основы маркетинговых исследований
  17. • Маркетинговые исследования
  18. • Маркетинговый план
  19. • Оценка как инструмент управления муниципальной ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com