Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Инфляция как многофакторный процесс

Содержание


ВВЕДЕНИЕ

3



1. Инфляция как социально-экономическое

явление


5

1.1. Понятие инфляции, ее виды и измерение

5

1.2. Причины и формы проявления инфляции

8



2. Социальные и экономические последствия инфляции в российской федерации

12

2.1. Влияние на инфляции на уровень жизни

13

2.2. Влияние инфляции на объем производства

17

2.3. Анализ динамики инфляции в Российской Федерации


19

3. Антиинфляционная политика в российской федерации на современном этапе развития


26



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

30



Список использованных источников

32



ПРИЛОЖЕНИЯ

34

ВВЕДЕНИЕ


Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Историческая ретроспектива показывает, что инфляция не является порождением современности, а имела место и в прошлом.

Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира (в том числе и в Российской Федерации).

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов.

В этой связи, выбранная тема курсового исследования является актуальной.

Объектом исследования является финансовая сфера Российской Федерации, предметом - инфляционные процессы и антиинфляционная политика.

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов инфляции и мер практической реализации антиинфляционной политики на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить понятие инфляции, охарактеризовать ее виды и методику измерения;

Рассмотреть причины и формы проявления инфляции;

Описать последствия инфляции;

Проанализировать динамику инфляционных процессов в Российской Федерации;

Дать характеристику антиинфляционной политике в Российской Федерации.

Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.

Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.

Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Фундаментальные и прикладные исследования, направленные на рассмотрение экономического содержания и сущности инфляции, были проведены отечественными и зарубежными учеными, среди которых Богданкевич С., Гаврилов В., Гнездовский Ю.Ю., Ковалев М., Орлов А. и другие.

При написании курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме.

1. ИНФЛЯЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

ЯВЛЕНИЕ


1.1. Понятие инфляции, ее виды и измерение


Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после Первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20-х годов. [7, c.455]

Наиболее лаконичное определение инфляции - повышение общего уровня цен, наиболее общее - переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Однако трактовку инфляции как переполнения каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хоть она проявляется только в росте товарных цен, не является сугубо денежным феноменом. Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция - одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира.

С точки зрения темпов инфляции выделяются три основных ее типа: ползучая, галопирующая, гиперинфляция. [9, c.171]

Ползучая инфляция характеризуется небольшими (10-20% в год) темпами обесценения денег при ее застойности и постоянном воспроизведении. Экономическая теория, в частности, современное кейнсианство, рассматривает такую инфляцию как благо для экономического развития, а государство - как субъект проведения эффективной экономической политики. Такая инфляция позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.

Для галопирующей инфляции характерен рост цен от 20 до 200% в год. Она отражает нестабильность экономической обстановки, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен.

Гиперинфляция представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен (свыше 1000% в год). В таких условиях наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества, разрушается натуральный обмен, бартерные сделки, используются талоны, купоны, нормы распределения, а так же наблюдается бегство населения от денег. Большинство стран прошло через ползучую инфляцию.

В зависимости от роста цен по разным товарным группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию.

При сбалансированной инфляции рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами.

Несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары.

Следует также отличать ожидаемую инфляцию от неожидаемой. Ожидаемую инфляцию можно прогнозировать на какой-либо период, либо она планируется правительством страны. [10, c.189]

Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения.

Различают также открытый и подавленный типы инфляции.

Открытая инфляция характерна для экономики со свободным ценообразованием, и представляет собой хронический рост цен на товары и услуги. Ее механизм состоит в том, что наблюдая рост цен, потребители стараются предугадать, насколько подорожают товары, и наращивают текущий спрос в ущерб сбережениям, а это, в свою очередь, сокращает объем кредитных ресурсов, что препятствует росту капиталовложений, производства и предложения.

Подавленная инфляция, которую иногда называют скрытой, характерна для экономики с регулируемыми ценами (и, возможно, заработной платой), и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Подавленная инфляция возникает вследствие поддержания государством товарных цен ниже цен равновесия спроса и предложения, при котором деньги перестают быть всеобщим покупательным средством и мерой распределения товаров и услуг. Этот вид инфляции очень опасен, т. к. ведет к разрушению рыночного механизма.

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Индекс цен определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду, для которого устанавливается уровень цен, равный 100. Темп инфляции для конкретного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса анализируемого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. [20, c.450]

Существует несколько индексов цен:

индекс потребительских цен - первый из них. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров и услуг (по 300 наименованиям) в различных городах (31 город);

индекс розничных цен набора из важнейших видов продуктов питания;

индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение;

индекс стоимости жизни - показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).

индекс роста цен в отдельных отраслях материального производства.

Выделяют и другие, менее известные индексы цен: индекс оптовых цен производителя, дефлятор валового национального продукта (ВНП), т.е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен).

В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения.) Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали. [10, c.192]


1.2. Причины и формы проявления инфляции


Можно выделить внешние и внутренние причины ин­фляции. К внешним причинам относятся [15, c.155]:

1. Интернационализация хозяйственных связей. Так, наличие инфляции в других странах влияет на дина­мику внутренних товарных цен через цены импортируе­мых товаров. Кроме того, центральный банк страны для создания собственных валютных резервов скупает ино­странную валюту у коммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную национальную валюту, что увеличивает количество денег в обращении;

2. Падение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран. В результате этого, во-первых, растут внутренние цены на импортируемые товары, во-вторых, обмен иностранной валюты на нацио­нальную требует дополнительной денежной эмиссии;

3. Мировые экономические кризисы;

4. Состояние платежного баланса страны, ее валютная и внешнеторговая политика.

Внутренние причины обусловлены состоянием эконо­мики данной страны. Среди них можно выделить [7, c.460]:

1. Несбалансированность государственных расходов и доходов - т.н. дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, что как следствие приводит к инфляции.

2. Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса, а как следствие - увеличению денежной массы.

3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части.

4. Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие и раскачивают тем самым маховик инфляции. [7, c.462]

5. Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны.

С теоретической точки зрения инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Поэтому выделяются две альтернативные формы: инфляция спроса и инфляция издержек (предложения).

Инфляция спроса возникает в результате увеличе­ния спроса в условиях полной загрузки производственных мощностей, а значит, и невозможности отреагировать уве­личением выпуска продукции. Причинами увеличения спроса могут быть увеличение государственных заказов, рост заработной платы и увеличение покупательной спо­собности населения. В обращении появляется масса денег, не обеспеченная товарами. Растут цены, возникает инфля­ция (рис. 1.1). [8, c.166]

Инфляция как многофакторный процесс

Q1 Q2 Реальный ВВП

Рис. 1.1. Инфляция спроса

Увеличение спроса приведет к сдвигу кривой спроса вправо из положения AD1 в положение AD1. Цена в этом случае увеличится со значения Р1 до Р2. Если экономика находится на промежуточном или классическом отрезке кривой совокупного предложения AS, то это вызывает инфляцию вследствие роста цен.

Инфляция предложения (издержек) возникает из-за роста цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами роста издержек могут быть увеличение цен на сырье, действия профсоюзов по повышению заработной платы, монополистическое или олигополистическое ценообразование на ресурсы и др. Кривая инфляционных издержек показана на рис. 1.2. [8, c.167]

Инфляция как многофакторный процессРеальный ВВП


Рис. 1.2. Инфляция издержек

На рис. 1.2 видно, что стоимостное увеличение сово­купных издержек производства ведет к сдвигу кривой AS2 в положение AS1. В данном случае цены растут с Р1 до Р2, а реальный объем производства сокращается с Q1 до Q2.

Рост цен ухудшает жизненный уровень населения, поэтому профсоюзы требуют повышения заработной платы, а государство начинает проводить политику соци­альной защиты населения от последствий инфляции путем компенсации и индексации их доходов. Рост номинальных доходов увеличивает издержки, что ведет к новому витку цен и требует дальнейшего повышения доходов населения.


2. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

1. Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве – быть объективным информационным сигналом [7, c.453].

2. Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер.

3. В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения.

Инфляция имеет и следующие социальные последствия.

1. Она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной зарплаты от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции [7, c.454].

2. Перераспределение доходов и снижение реальной заработной платы обуславливает усиление дифференциации населения по уровню доходов.

3. Особенно страдают от инфляционных процессов социальные группы с твердыми доходами (стипендии, пенсии, пособия и т.п.).

4. Все вышеперечисленное влечет усиление социальной напряженности в обществе, что в свою очередь может вызвать возникновение социальных потрясений.

Остановимся подробнее на рассмотрении как социальных, так и экономических последствий инфляции.


2.1. Влияние на инфляции на уровень жизни


Термин «социальные» в описании последствий инфляции стоит впереди не случайно. Главным отрицательным последствием инфляции является перераспределение доходов и богатства. Этот процесс возможен в условиях, когда доходы не индексированы, а кредиты предоставляются без учёта ожидаемого уровня инфляции.

Чтобы объяснить, как инфляция влияет на размеры доходов, которые достаются различным слоям населения, крайне важно понять разницу между денежным, или номинальным, доходов и реальным доходом. Денежный или номинальный доход - это количество денег которые человек получает в виде заработной платы, ренты, процентов или прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода. Если ваш номинальный доход будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем уровень цен, то реальный доход повысится. И наоборот, если уровень цен будет расти быстрее, чем ваш номинальный доход, то ваш реальный доход уменьшится.

Изменение реального дохода можно приблизительно выразить следующей формулой [15, с.62]:


Изм.реал.дох.(%) = Изм.ном.дох.(%) - Изм.ур.цен(%)


Таким образом, если номинальный доход возрастет на 10% в течение данного года, а уровень цен увеличится на 5% за тот же период, реальный доход повысится приблизительно на 5%. И наоборот, 5-процентное повышение номинального дохода при 10-процентной инфляции понизит реальный доход примерно на 5%. Следует помнить, что сам факт инфляции снижение покупательной способности, то есть умереньшение количества товаров и услуг, которые можно купить, - не обязательно приводит к снижению личного реального дохода, или уровня жизни. Инфляция снижает покупательную способность; однако ваш реальный доход, или уровень жизни, снизится только в том случае, если ваш номинальный доход будет отставать от инфляции.

Наконец, следует отметить, что инфляция по-разному влияет на перераспределение в зависимости от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить негативные последствия инфляции, которые в противном случае отразятся на его реальном доходе.

В условиях инфляции потребителю никак не увернуться от снижения текущих реальных доходов, ухудшения не завтрашних, а сегодняшних параметров благосостояния. Падение уровня жизни наиболее заметно там, где действуют механизмы подавленной инфляции. Внешне дело выглядит так, что в обста­новке открытой инфляции положение потребителя существенно меняется. Товарного голода население не ощущает, и если предприниматели, профсоюзы и государство, внимательно следя за ростом цен, своевременно организуют соответствующее повышение доходов, население, вроде бы, ничего не теряет. На самом деле благосостояние и в этой ситуации все равно снижа­ется. Тому есть как минимум три причины.

Во-первых, сколь бы совершенной ни была система противоинфляционной компенсации, ей никогда не угнаться за движением цен. Допустим, что инфляция открытая и цены растут ежедневно. Ясно, однако, что пересмотр ставок заработной платы и фиксированных доходов требует определенного времени. Существуют, иначе говоря, простые обстоятельства институци­онального, технического порядка, не позволяющие доходам расти в полном соответствии с ценами. Чем больше доходы отстают от цен, тем ощутимее удары инфляции по текущему потреб­лению.

Во-вторых, предугадать будущее повышение цен, особенно когда в экономике бушует неуправляемая гиперинфляция, крайне сложно. Поскольку правительства, озабоченные бюджет­ными проблемами и старающиеся сэкономить на любых статьях расходов, обычно склонны недооценивать степень инфляционной опасности, постольку противоинфляционная компенса­ция редко бывает достаточной. Понятно, что это означает падение уровня жизни.

В-третьих, как уже отмечалось, подобная компенсация в принципе не может быть полно­весной. В обстановке инфляции издержек государству не остается ничего, кроме компромисс­ных решений, при которых противоинфляционные добавки к доходам не полностью покрывают потери от роста цен. Каким бы ни был компромисс подобного рода, уменьшение реальных доходов неминуемо.

Из различий между номинальным и реальным доходами становится ясно, что инфляция наказывает людей, которые получают относительно фиксированные номинальные доходы. Иначе говоря, она перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличения их у других групп населения.

Люди, живущие на нефиксированные доходы могут выиграть от инфляции. Номинальные доходы таких групп населения могут обогнать уровень цен, или стоимость жизни, в результате чего их реальные доходы увеличатся. Рабочие, занятые в развивающихся отраслях промышленности и представленные мощными профсоюзами, могут добиться, чтобы их номинальная заработная плата шла в могут с уровнем инфляции или опережала его.

С другой стороны, от инфляции страдают и некоторые наемные рабочие. Те, кто работает в нерентабельных отраслях промышленности и лишены поддержки сильных, боевых профсоюзов, могут оказаться в такой ситуации, когда рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов.

Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей. Если цены на готовую продукцию будут расти быстрее, чем цены на ресурсы, то денежные поступления фирмы будут расти более быстрыми темпами, чем издержки. Поэтому некоторые доходы в виде прибыли будут обгонять волну инфляции.

Непременный спутник открытой инфляции — быстрое социальное расслоение населения, углубление имущественного неравенства. Это происходит хотя бы потому уже, что немало благ относится к разряду товаров неэластичного спроса, входящих в любой потребительский набор. Хлеб, спички, молоко нужны и бедным, и богатым. Но если для бедных постоянное подорожание таких товаров оборачивается прямым снижением жизненного уровня, то для богатых оно ведет лишь к сокращению сбережений, текущее же потребление этой части населения может остаться неизменным, даже возрасти. Получается, что в механизме инфляции заложено и перераспреде­ление доходов. Причем явно несправедливое.

Попытки государства уменьшить неравенство с помощью противоинфляционных компен­саций чреваты появлением новой несправедливости. Действительно, поскольку такие выплаты носят обычно избирательный характер и предназначаются большей частью самым бедным, наи­большие относительные потери реальных доходов приходятся на долю средних слоев общества. Но ведь они столь же неповинны, как и бедные. К тому же надо считаться с тем, что средний класс — самая массовая и экономически активная часть современного общества, ущемление его интересов отнюдь не безопасно.

Ухудшению качества жизни немало способствует эффект инфляционного налогооб­ложения (bracket creep effect). Он проявляется только там, где существует прогрессивная система подоходного налогообложения. Если происходит открытая инфляция, налогоплательщик, регу­лярно получая денежные компенсации, становится обладателем все более высокого номиналь­ного дохода. Но это перемещает его из одной группы налогоплательщиков в другую. Когда человек зарабатывал, к примеру, 300 руб. в месяц, он относился к группе с доходами, скажем, до 350 руб. Но, получив сторублевую противоинфляционную надбавку к заработной плате, он оказывается уже в другой группе налогоплательщиков — той, что определяется доходами 350 — 450 руб. в месяц. Следовательно, налогоплательщик, передвигаясь от одной группы к другой, отдает государству все большую часть своего заработка.

Подчеркнем, что такое передвижение идет помимо воли человека и никак им не контроли­руется. Ведь доход вырос не потому, что он стал лучше трудиться, повысил квалификацию или нашел новое, высокооплачиваемое рабочее место. Вверх по шкале налогообложения его несет волна инфляции. Отсюда следует, что в условиях открытой гиперинфляции, когда с огромной скоростью увеличиваются и цены, и доходы, можно угодить под чрезвычайно жесткий налоговый пресс. He исключен и вариант, в котором сумма, оставшаяся после вычета возросшего прогрес­сивного налога, по своей покупательной способности окажется меньше той, что была до начала инфляционного роста заработной платы.

Что можно противопоставить такому эффекту? Помимо комплекса мер антиинфляционно­го регулирования, требуется еще и совершенное налоговое законодательство. В нем, в частности, хорошо бы предусмотреть принцип регулярной автоматической коррекции ставок подоходною налогообложения в зависимости от динамики индекса цен.


2.2. Влияние инфляции на объем производства


Инфляция негативно сказывается не только на благосостоянии людей. Немало страдает и производство. Так, по мере нарастания подавленной инфляции неминуемо происходит эрозия стимулов к труду. Такая инфляция, будучи одной из главных причин товарного дефицита, вынуждает к нормированному натуральному распределению предметов потребления. Увязать же такие нормы с эффективностью труда практически невозможно, а это приводит к различным вариантам уравнительного распределения, которое и губит экономический интерес, вслед за ним — эффективность экономики.

Открытая инфляция тоже не сулит производству ничего хорошего. Когда она выходит из-под контроля государства и принимает острые формы, начинаются глубокие деформации рыночного механизма. Все дело в том, что инфляция поражает его центральное звено — систему цен. Чем она сильнее, чем больше она влияет на спрос и цены, тем меньше последние отражают реальные потребности, их динамику. Это значит, что в инфляционной экономике цены перестают давать верные сигналы для капиталовложений, дезориентируют их. Отсюда — неизбежность отраслевых и региональных диспропорций.

Уже указывалось, что в периоды открытой инфляции цены обычно растут быстрее номи­нальных доходов. Если посмотреть на ситуацию глазами предпринимателя, покупающего рабо­чую силу и материальные ресурсы, окажется, что издержки, связанные с заработной платой, увеличиваются медленнее затрат на приобретение средств производства. Выходит, что зачастую выгоднее сохранять устаревшее, но сравнительно дешевое оборудование, нежели заменять его новым, но все более дорогим. Иначе говоря, из-за опережающего роста цен старая трудоемкая технология порой приносит больше прибыли, чем новая. Тормозящее влияние этого обстоятель­ства на научно-технологический прогресс очевидно.

Учтем еще и то, что в обстановке открытой инфляции повышению эффективности произ­водства препятствует инфляционное налогообложение, отнимающее часть прибыли, которую можно было бы вложить в развитие бизнеса. Наконец, в периоды активной инфляции наблюда­ется общее замедление экономического развития: поскольку предугадать движение цен и издер­жек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости. Выбор этой модели экономического поведения продиктован также неясностью перспектив финансирования инвестиций, так как владельцы сбережений опасаются надолго расставаться со своими деньгами, превращать их в срочные депозиты.

Некоторые экономисты считают, что достичь полной занятости можно только при довольно скромном уровне инфляции. Однако, известно, что уровни объема национального производства и занятости зависят от совокупных расходов. При низких расходах экономика существует устойчивый уровень цен, но реальный объем национального производства гораздо ниже потенциального, а уровень безработицы высок. Если совокупные расходы увеличатся в такой степени, что экономика войдет во второй отрезок, обнаружится, что для того чтобы достичь более высокого уровня реального объема национального производства наряду с более низким уровнем безработицы, общество вынуждено примириться с более высокими ценами, то есть с некоторым уровнем инфляции.

Конечно, если дальнейшее увеличение совокупных расходов продвинет экономику вверх, то эти расходы станут чисто инфляционными, потому что будет достигнут такой уровень реального объема производства, когда оно работает на полную мощность и обеспечивает полную занятость.

Положение, сложившееся в мировой экономике в 70-х годах, подтверждает такую модель. В конце 1973г. Организация стран экспортеров нефти (ОПЭК) стала действовать эффективно и, пользуясь своим влиянием на рынке, увеличила цены на нефть в 4 раза. Последствия инфляции, вызванной ростом издержек, привели к быстрому увеличению уровня цен в 1973-1975 гг. В то время уровень безработицы повысился приблизительно с 5% в 1973 г. до 8,5% в 1975 г. Подобная ситуация возникла в 1979-1980 гг., когда произошло второе повышение (по инициативе ОПЭК) цен на нефть [17, с.144].


2.3. Анализ динамики инфляции в Российской Федерации


К числу негативных факторов, оказывающих влияние на финансовое положение субъектов хозяйствования, следует отнести инфляцию.

Исторически инфляция в экономике Российской Федерации возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья.

Внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывали подавленную инфляцию и безработицу. 1990 год оказался рубежным: в Российской Федерации, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%.

С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами процентов в год.

В настоящее время темпы инфляции гораздо ниже, о чем свидетельствуют следующие данные.

Так, динамика потребительских цен по группам товаров и услуг приведена ниже[21]:

Таблица 2.1. Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг в 2007


К предыдущему
месяцу

Среднесуточный
прирост цен

Март
2007г. к
декабрю
2006г.

Справочно
март
2006г. к
декабрю 2005г.







февраль

март

март

справочно март
2006г.



Индекс потребительских цен 101,1

100,6

0,019

0,026 103,4 105,0
в том числе на:





товары 100,6

100,6

0,019

0,027 101,9 104,1
продовольственные товары 100,8

100,8

0,025

0,038 102,6 106,2
продовольственные товары без плодоовощной продукции 100,5

100,5

0,016

0,030 101,7 103,9
непродовольственные товары 100,3

100,4

0,012

0,014 101,1 101,3
платные услуги населению 102,6

100,6

0,018

0,023 108,0 108,0

В марте в 4 субъектах Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав края, области) прирост потребительских цен составил 1,0% и более. Заметнее всего потребительские товары и услуги подорожали в Чеченской Республике и Чукотском автономном округе - на 1,5% и 1,4% соответственно. При этом в Чеченской Республике общее увеличение цен и тарифов связано с удорожанием непродовольственных товаров (на 3,9%), а в Чукотском автономном округе - продуктов питания (на 2,7%).

В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,7% (с начала года - 104,1%), в Санкт-Петербурге - 100,7% (с начала года - 104,2%).

Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров представлены ниже[21]:

Таблица 2.2. Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров в процентах


К предыдущему
месяцу

Март 2007г. к

Справочно март
2006г. к декабрю 2005г.


февраль

март

марту
2006г.

декабрю
2006г.


Хлеб и хлебобулочные изделия 100,6

100,6

108,5 102,2 104,6
Крупа и бобовые 101,5

100,9

110,9 104,5 105,7
Макаронные изделия 100,7

100,4

104,7 101,8 101,9
Мясо и птица 100,4

100,2

105,9 100,9 100,9
Рыба и морепродукты 101,3

101,0

107,7 103,3 103,3
Молоко и молочная продукция 100,7

100,4

107,2 101,9 103,4
Масло сливочное 100,6

100,6

105,8 101,9 102,9
Масло подсолнечное 100,1

99,9

99,1 100,1 99,8
Плодоовощная продукция 103,6

103,2

94,8 111,2 129,3
Сахар-песок 98,3

97,8

73,5 95,1 148,8
Алкогольные напитки 100,6

100,6

109,8 102,0 102,2

В марте отмечалось значительное увеличение цен на яйца - на 4,2%.Сохранились высокие темпы роста цен на плодоовощную продукцию. Так, капуста белокочанная свежая стала дороже на 16,3%, чеснок и лук репчатый - соответственно на 7,0% и 6,8%, картофель, морковь и свёкла - на 4,1-4,8%. Цены на фрукты в среднем не превысили уровня цен прошлого месяца. Однако при этом цены на лимоны и апельсины увеличились соответственно на 1,5% и 1,1%, в то же время груши, бананы и виноград подешевели на 0,6-3,8%[21].

В группе рыбопродуктов на 3,0% дороже стала икра лососевых рыб, соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы, а также рыба замороженная разделанная - на 1,2% и 1,0% соответственно.

Среди остальных наблюдаемых видов продовольственных товаров на 1,0-1,6% выросли цены на крупы овсяную и перловую, рис, вино виноградное крепленое, воду газированную (кроме минеральной), а также на отдельные виды продуктов питания для детей (консервы овощные и сухие молочные смеси). Кроме того, на 1,0% стали дороже обеды в столовых организаций.

Вместе с тем продолжилось снижение цен на свинину, и за месяц различные ее сорта подешевели на 0,2-0,4%. Кроме того, цены на молоко разливное снизились на 0,5%.

Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров представлены ниже:

Таблица 2.3. Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров в процентах


К предыдущему
месяцу

Март
2007г. к

Справочно март
2006г. к декабрю 2005г.


февраль

март

марту
2006г.

декабрю
2006г.


Ткани 100,5

100,6

107,4 101,6 101,2
Одежда и белье 100,4

100,6

107,3 101,5 101,9
Трикотажные изделия 100,5

100,5

107,6 101,7 102,0
Обувь 100,3

100,7

106,8 100,8 101,1
Моющие и чистящие средства 100,5

100,5

105,4 101,4 101,8
Табачные изделия 100,9

100,5

108,6 102,9 102,4
Электротовары и другие бытовые приборы 100,2

100,2

102,2 100,7 100,6
Телерадиотовары 100,1

99,9

98,9 100,1 99,9
Строительные материалы 100,7

100,9

112,2 102,2 101,5
Бензин автомобильный 99,4

99,8

107,9 99,1 101,9
Медикаменты 100,3

100,4

103,3 101,0 100,6

В марте из наблюдаемых групп непродовольственных товаров опережающими темпами росли цены на печатные издания, которые за месяц подорожали на 1,8%, в том числе еженедельные газеты - на 4,8%.

Кроме того, на 0,9-2,9% увеличились цены на отдельные виды одежды и обуви весенне-летнего ассортимента, парфюмерно-косметических товаров, строительных материалов, медикаментов, табачных, чулочно-носочных изделий, сумки дамские из кожзаменителя, а также на шины для легковых автомобилей и электрические осветительные лампы.

В то же время снижение цен на 0,3-0,7% отмечалось на отдельные виды зимней обуви, телерадиотоваров, медицинских товаров, а также на телефонные аппараты сотовой связи, мониторы для персональных компьютеров, бензин марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) и дизельное топливо.

Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды платных услуг населению представлены ниже[21]:

Таблица 2.4. Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды платных услуг населению в процентах


К предыдущему
месяцу

Март 2007г. к

Справочно март
2006г. к декабрю 2005г.


февраль

март

марту
2006г.

декабрю
2006г.


Жилищно-коммунальные 101,3

100,2

114,9 112,7 115,6
жилищные 101,5

100,2

113,5 110,0 114,1
оплата жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов 101,1

100,2

112,5 110,2 115,4
содержание и ремонт жилья для граждан собственников жилья в результате приватизации 101,4

100,1

112,7 110,4 115,2
услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ 102,9

100,5

117,4 112,1 115,7
вывоз мусора 101,3

100,5

115,5 111,9 113,3
коммунальные 101,2

100,2

115,7 114,1 116,4
водоснабжение и канализация 101,7

100,2

116,7 115,1 118,0
отопление 101,2

100,2

115,1 113,4 116,3
водоснабжение горячее 101,8

100,4

116,8 115,8 117,7
газоснабжение 100,8

100,0

120,3 115,9 110,7
электроснабжение 100,1

100,0

111,7 111,5 116,5
Медицинские 101,0

101,6

113,4 104,4 104,7
Пассажирского транспорта 104,2

100,8

115,2 106,7 105,8
Связи 110,3

100,1

112,3 110,4 100,5
Организаций культуры 101,1

100,6

114,1 103,3 104,7
Санаторно-оздоровительные 101,0

100,5

113,4 103,7 105,4
Дошкольного воспитания 100,8

101,4

123,9 105,4 109,4
Образования 100,9

100,5

116,3 102,6 101,9
Бытовые 100,9

101,6

112,6 103,9 104,4
Зарубежного туризма 100,1

100,3

106,0 100,3 98,6
Физкультуры и спорта 101,4

100,9

116,5 105,4 105,2
Страхования 100,6

101,1

109,0 103,3 100,4

В марте отмечалось значительное замедление темпов роста тарифов на все виды жилищных и коммунальных услуг. В то же время услуги гостиниц стали дороже на 1,8%, а аренда квартир у частных лиц - на 0,8%.

В группе бытовых услуг цены на малярные работы увеличились на 2,8%, на пошив и ремонт одежды - на 1,7-2,4%, шиномонтаж колес легкового автомобиля - на 2,0%.

Из услуг пассажирского транспорта более всего возросла стоимость комбинированного билета для проезда в городском транспорте - на 1,9%, а также тарифы на проезд в пригородном поезде и трамвае - соответственно на 1,8% и 1,2%.

Среди остальных наблюдаемых видов услуг цены на отдельные виды услуг стоматологии, а также плата за начальный курс обучения вождению легкового автомобиля увеличились на 2,0-2,7%, стоимость отдельных видов страховых услуг, цены на экскурсионные услуги, билеты в музеи и на выставки, на доступ в Интернет - на 1,1-1,8% [21].

Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, в марте составил 100,5% (с начала года - 101,7%) (см. Приложение 1).

Подводя итог данному вопросу, необходимо подчеркнуть, что темпы снижения инфляции на современном этапе развития Российской Федерации свидетельствуют о качественном изменении российской экономики в лучшую сторону. Хотя нам далеко до европейского уровня по темпам инфляции, снижение ощутимо. В то же время в снижении инфляции в нашей стране есть определенные нюансы, а именно возможное негативное воздействие на экспорт при более существенных темпах снижения инфляции.

Сопоставление уровня инфляции с уровнем рентабельности в промышленности свидетельствует о готовности российской экономики к расширенному воспроизводству.

3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ


Антиинфляционная политика является важнейшей составляющей экономической стратегии в большинстве стран мира.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим, очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Одним из основных механизмов, стимулирующих потребительский и инвестиционный спрос, в рыночной экономике является функциональная экономическая система (ФЭС), регулирующая размеры денежной массы в обращении и уровень инфляции.

Структурообразующими элементами ФЭС по регулированию количество денежной массы в обращении и уровня инфляции является денежно-кредитная политика центральных банков или аналогичных им учреждений, которые наиболее активно используют такие инструменты регулирования, как:

политика обязательных резервов;

уровень процентной ставки Центрального банка;

регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков;

операции на открытом рынке. [6, c.11]

В этой связи условно функциональную экономическую систему по регулированию количества денежной массы в обращении и уровня инфляции можно изобразить в виде следующей схемы (рис. 3.1)

Инфляция как многофакторный процесс

Рис. 3.1. Система регулирования уровня инфляции

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста ВНП.

2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

В развитии Российской Федерации выделяют четыре раз­личных периода антиинфляционной политики.

Первый (1992-1994 г.г.) - это период гиперинфляции или почти полного отсутствия антиинфляционной политики, в следующий период (1995-1996 гг.) происходит резкое и многократное снижение инфля­ции, явно свидетельствующее об осуществлении в Российской Федерации некоторых антиинфляционных мер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) - антиинфляционная политика постепенно и неуклонно слабеет, а темпы инфляции, соответственно, ежегодно возрастают, и, наконец, нынешний период активизации антиинфляционной борьбы, начавшейся в 2000 году, характеризуется ежегодным снижением инфляции.

Реализация комплекса антиинфляционных мер позволила существенно замедлить рост потребительских цен в стране.

Можно выделить следующие направления антиинфляционной политики в Российской Федерации:

1. Выдавать кредиты исключительно после возврата старых. Однако это осуществимо только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства. [6, c.8]

2. Восстановление доверия к государственным облигациям. Исследования показывают, что замещение кредитов Центрального банка на покрытие дефицита бюджета государственными краткосрочными облигациями - существенный фактор снижения инфляции.

3. Повышение эффективности банковского сектора путем снижения затрат, ранняя санация и банкротство неэффективных банков и консолидация банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Снижение эмиссии и инфляции снизит доходность банковского сектора, что создаст значительные проблемы с ликвидностью у не слишком хорошо работающих банков.

4. Центральному банку очень важно удерживать намеченную траекторию обменного курса и инфляции. Ценообразование предприятий ориентированно на интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, на момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый «панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него. [2, с.5]

5. Поощрение конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие рынка. Решительные сдвиги в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечение инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрыв между расходами населения на потребительские товары и их производством для отечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта.

6. Снижение норм обязательных резервов и их формирование в белорусских рублях. В этом случае банки не заинтересованы в спекулятивном понижении курса белорусского рубля, так как выигрыш на курсовых спекуляциях будет съеден необходимостью пополнения резервов, снижение которых резко уменьшит разрыв между стоимостью ресурсов и ставками кредитов. [16, c.13]

Подводя итог, отметим, что антиинфляционная политика находится в настоящее время на четвертом этапе развития, когда необходимо дальнейшее использование мер противодействия инфляции. Система мер должна включать решение таких задач, как повышения эффективности банковского сектора, определение либеральной тактики в области валютной, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политик и т.д.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение проведенного курсового исследования необходимо сделать следующие выводы.

Инфляция является одной из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Это один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

Инфляция представляет собой обесценение бумажных денег; в рыночной экономике этот процесс, как правило, связан с ростом цен; в командно-директивной экономике или в экономике, в которой продолжают большую роль играть нерыночные факторы, инфляция выражается и в росте цен, и в дефиците многих товаров и услуг. Инфляция, понимаемая таким образом, носит многофакторный характер: на ее оказывают воздействие и факторы денежного обращения и факторы производства и предложения товаров.

В зависимости от различного размера роста цен различают три вида инфляции: ползучую, галопирующую и гиперинфляцию.

Истоки инфляционных явлений коренятся: в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений, стереотип хозяйственных мотиваций экономических агентов; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни и т.д.

Отличительной чертой переходного периода в России, как и в большинстве стран с транзитивной экономикой, являются мощные инфляционные процессы, сопровождающиеся соответствующими негативными социально-экономическими последствиями. Поэтому снижение инфляции на протяжении ряда лет является стратегической целью проводимой в России политики.

Проведенный анализ показывает, что наметилась устойчивая тенденция к снижению уровня инфляции и приближению ее к допустимому уровню, что свидетельствует об определенных успехах государства в реализации мер антиинфляционной политики.

Тем не менее, рассматриваемая проблема еще не решена в полной мере и поэтому сохраняется необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране. Управление инфляцией по-прежнему представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции, в основе которой лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Список использованных источников


Введение в рыночную экономику: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / А.Я. Лившиц, И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др.; Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высш. шк., 1995. – 447с.

Домбровский М. и др. Инфляционные последствия девальвационного кризиса в России и на Украине. // Вопросы экономики. – 1999. - №8, с.27-48

Гаврилов В. Факторы инфляции в Российской Федерации // Вопросы экономики. -2004. -№ 5. -C.4-12.

Гнездовский Ю.Ю., Мороз Е.П. Инфляция в условиях реформирования экономики Российской Федерации // Вопросы статистики. -2003. -№ 6. -C.22-27.

Костин Л. Занятость, заработанная плата и инфляция. // Человек и труд. – 1999. - № 2, с.33-36

Ковалев М. Как обуздать инфляцию. // Банковский вестник. -2001. -№4. -С.8-15.

Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. -М.: Инфра-М, 1997. -725с.

Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. -В 2-х томах. -Т.1,2. -М.: Республика, 1992. -412с.

Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций. -М.: Инфра-М, 1997. -345с.

Ореховский П.А. Общая экономическая теория. -Ч.2. -Обнинск: МАСЗ, 2000. -303с.

Орлов А. О социально-экономической природе современной инфляции // Общество и экономика. -2005. -№ 4. -C.95-105.

Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2006 год // Деньги и кредит. -2005. -№ 11. -C.3-29.

Сидоренко А. Пять лет сплошных побед // Вопросы экономики. -2001. -№3. -С.5.

Сошникова Л.А., Гнездовский Ю.Ю. Моделирование и анализ инфляции в Российской Федерации // Вопросы статистики. -2005. -№ 4. -C.31-33.

Тарасевич Л.С., Гребенников П. Макроэкономика: Учебник. -М.: Высшее образование, 2005. - 654с.

Тарасов В., Крылович И. Сезон инфляции. // Вопросы экономики. -2002. -№3. -С.13.

Тарханов О. Инфляция // Общество и экономика. -2004. -№ 10. -C.136-156.

Тимошенко Л.М. Инфляционное таргетирование: сущность и условия реализации // Вопросы экономики. -2003. -№3. -С.52-62.

Тихонов А. Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность. // Банковский вестник. -2002. -№5. -С.2-6.

Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. -М.: БЕК, 1996. -678с.

Сайт государственного комитета статистики www.gsk.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Инфляция как многофакторный процесс

Инфляция как многофакторный процесс

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инфляция как многофакторный процесс

Инфляция как многофакторный процесс

Рефетека ру refoteka@gmail.com