Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Инновационная стратегия государства на фармацевтическом рынке

1. Выбор и обоснование инновационной стратегии


Инновационная стратегия участника фармацевтического рынка

В течение последнего десятилетия 20 века на мировой фармацевтический рынок было введено в общей сложности 316 препаратов, содержащих новые химические субстанции. Эти данные свидетельствуют как о высоком научном потенциале отрасли, так и о высочайшей степени наукоемкости современного рынка медикаментов, сопоставимой лишь с отраслью электронного машиностроения и космических технологий.

В течение последних пяти лет доля препаратов, содержащих новые химические субстанции возросла с 40% в 1994 г. до почти 65% в 1998 г. от общего объема продаж лекарственных препаратов на мировом рынке медикаментов.

Поскольку объем денежных ресурсов, выделяемых на НИОКР, ограничен, а потенциальные объекты исследований обладают различной научной привлекательностью, фармацевтической компании необходимо оптимально распределять свои ресурсы. В этой связи возникает необходимость формирования инновационной стратегии.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. На основании принципиального распределения функций разработка инновационной стратегии основывается на совокупности различных научных функций компании.

Процесс разработки стратегии включает несколько этапов:

1. Оценка долгосрочных перспектив.

2. Прогноз развития.

3. Осознание цели.

4. Анализ сильных и слабых сторон.

5. Обобщение стратегических альтернатив.

6. Разработка критериев оптимизации.

7. Выбор оптимальной стратегии.

8. Планирование мероприятий.

Исследовательский процесс фармацевтической компании строится на основе инновационной стратегии, разрабатываемой с использованием различных финансово-экономических методов, которые в совокупности составляют научно-финансовую методологию формирования инновационной стратегии компании.

Научно-финансовая методология представляет собой систему общих правил, а также специальных приемов и методов экономического исследования. Они составляют теоретическую базу теории инновационного менеджмента. То есть, комплексные исследования и разработку инновационной стратегии целесообразно проводить только в связи с главными целями функционирования фармацевтической компании.

Таким образом, инновационная стратегия участника фармацевтического рынка разрабатывается в соответствии с целями его функционирования, в этой связи все научно-исследовательские проекты должны рассматриваться как один из основных способов достижения главной цели компании.

Описание инновационной стратегии как и любого многогранного понятия не исчерпывается лишь простым определением. Инновационная стратегия, по нашему мнению, является структурированной совокупностью нескольких взаимосвязанных аспектов, таких как: институциональный, экономический, нормативно-правовой, информационно-аналитический и другие.

Эти аспекты являются взаимосвязанными, их структурирование и распределение приоритетов между ними, на наш взгляд, позволяет получить четкое представление о разработке и реализации инновационной стратегии, поэтому директорату фармацевтической компании необходимо уделять этим аспектам довольно серьезное внимание.

Направления информационного обмена указывают типовые приоритеты при разработке и реализации инновационной стратегии, связывая аспекты в единое целое. Информационный обмен позволяет согласовывать продолжительность, этапы и условия научных исследований в рамках принятой стратегии компании.

Институциональный аспект инновационной стратегии представляет собой совокупность таких основных составных частей как: направления исследований, инновационный портфель, риски. В рамках институционального аспекта выделяются основные управляемые подсистемы, существующие в научно-исследовательских проектах.

Нормативно-правовой аспект инновационной стратегии состоит из таких основных частей как: во-первых, законодательные и иные нормативные правовые акты государства, образующие юридическую основу и формирующие среду лицензирования и применения лекарств, в рамках которых компания формирует инновационную стратегию и осуществляет исследования; во-вторых, маркетинговая политика компании, внутренние регулирующие документы, которые позволяют обеспечивать единый процесс текущих и перспективных исследований в рамках различных подразделений.

Экономический аспект – совокупность экономических частей инновационной стратегии, к которым относятся: система экономических показателей для оценки эффективности исследований, управление, финансирование исследований. В рамках экономического аспекта выделяются основные методы, критерии и цели инновационной стратегии.

Информационно-аналитический аспект инновационной стратегии представляет собой систему обработки информации, состоящую из следующих частей: подсистема сбора и сортировки информации, подсистема хранения информации, подсистема поиска, подсистема анализа информации. СОИ является базисом оперативного информационного обмена в рамках инновационной стратегии, позволяет оперативно реагировать на изменения в юридических основах и фискальной среде, прогнозировать экономические перспективы рынков и планировать изменения в пределах институционального аспекта и корректировать основные части экономического аспекта инновационной стратегии.

Таким образом, инновационная стратегия – единая высокоинтегрированная система, состоящая из различных аспектов, неразрывно связанных между собой для достижения главной цели фармацевтической компании.

Рассмотрим более подробно основные этапы реализации инновационной стратегии. Инновационная стратегия принимает вид последовательности мероприятий, осуществляемых для повышения рыночной доли компании в выбранном сегменте фармацевтического рынка. Процедура выбора сегмента, а также направления исследований являются сущностью инновационной стратегии фармацевтической компании.

Прежде всего, в соответствии с миссией организации рассматриваются и анализируются основные стратегические приоритеты развития. К стратегическим приоритетам развития, по нашему мнению, относятся такие как:

развитие новых направлений деятельности;

освоение новых типов продуктов;

завоевание новых рынков сбыта.

Любой из выбранных приоритетов развития включает анализ маркетинговых условий сегментов, поскольку и новое направление деятельности, и производство нового типа препаратов, и организация дилерской сети в новом рынке сбыта связаны с изучением условий в сегменте рынка для составления полного набора альтернатив.

В результате анализа сегменты могут ранжироваться по степени удовлетворения стратегических интересов компании. Например, сегмент, в рамках которого есть условия для создания новых производств, представляющий интерес и как рынок сбыта, будет намного привлекательнее сегмента, имеющего только одно из указанных достоинств.

Методы выбора инновационной стратегии

Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

1. Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.

2. Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение "затраты – результат" в инновационном процессе.

Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.

3. Имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции.

Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами. Инновационная стратегия исходит из принципа "время – деньги".

Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает следующее:

1. Зарождение. Этот переломный момент характеризуется появлением зародыша новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую и требует перестройки всей жизнедеятельности.

2. Рождение. Здесь перелом состоит в том, что реально появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших.

3. Утверждение. Переломом является возникновение сформировавшейся системы, которая начинает на равных конкурировать с созданными ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится самоутвердиться и готова к тому, чтобы положить начало появлению новой системы.

4. Стабилизация. Перелом во вступлении системы в такой период, когда она исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.

5. Упрощение. Переломный момент, состоящий в начале "увядания" системы, в появлении первых симптомов того, что она прошла "апогей" своего развития: молодость и зрелость уже позади, а впереди старость.

6. Падение. Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома.

7. Исход. Этот переломный момент характеризуется завершением снижения большинства значимых показателей жизнедеятельности системы. Она как бы возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние.

8. Деструктуризация. Перелом выражается в остановке всех процессов жизнедеятельности системы и либо в использовании ее в другом качестве, либо в проведении технологии утилизации.

Далее следует локальный уровень, определяющий НТПл, – то есть к уровню фирмы, производства и так далее. Согласно современной экономической науке, в каждый конкретный период времени конкурентоспособная производственная единица, специализирующаяся на выпуске продукции для удовлетворения определенной общественной потребности, вынуждена работать над товаром, относящимся к трем поколениям техники – уходящему, господствующему и нарождающемуся.

Каждое поколение техники проходит в своем развитии обособленный жизненный цикл. Пусть компания в отрезок времени от t1 до t3 работает над тремя поколениями техники А, В, С, последовательно сменяющими друг друга. На стадии зарождения и начала роста выпуска продукта В затраты на его производство еще велики, спрос же пока мал, что ограничивает экономически оправданный объем производства. В этот момент объем выпуска продукта А весьма велик, а продукт С еще вообще не выпускается. На стадии стабилизации выпуска продукции поколения В его технология полностью освоена; спрос весьма велик. Это период максимального объема выпуска и наибольшей совокупной прибыльности данного продукта. Выпуск продукта А упал и продолжает падать. С появлением и развитием нового поколения техники, обеспечивающего еще более эффективное выполнение той же функции, начинается падение спроса на продукт В – объем его производства и прибыль, им приносимая, сокращаются, поколение же техники А вообще существует лишь в качестве реликта.


Инновационная стратегия государства на фармацевтическом рынкеИнновационная стратегия государства на фармацевтическом рынкеИнновационная стратегия государства на фармацевтическом рынкеИнновационная стратегия государства на фармацевтическом рынкеИнновационная стратегия государства на фармацевтическом рынкеИнновационная стратегия государства на фармацевтическом рынкеИнновационная стратегия государства на фармацевтическом рынкеИнновационная стратегия государства на фармацевтическом рынкеИнновационная стратегия государства на фармацевтическом рынкеИнновационная стратегия государства на фармацевтическом рынке

Рис. 9. Циклы выпуска сменяющих друг друга продуктов


Рис. 10. Удельный вес видов продукции в общем выпуске

На рис. 9 видно, что стабильная величина совокупного дохода предприятия обеспечивается правильным распределением усилий между сменяющими друг друга продуктами. Достижение такого распределения и является целью формирования и осуществления научно-технической политики фирмы. Оптимизация этой политики требует знаний о технических и технологических возможностях каждого из сменяющих друг друга поколений техники. По мере освоения того или иного технического решения его реальная способность к удовлетворению соответствующих потребностей общества и экономические характеристики изменяются, что, собственно, и обуславливает циклический характер развития поколений техники.

Однако определяющим в формировании конкурентоспособной научно-технической политики предприятия служит то обстоятельство, что средства в развитие и освоение продукта нужно вкладывать значительно раньше, чем будет получен реальный эффект в виде завоеваний прочный позиций на рынке. Поэтому стратегическое планирование научно-технической политики требует достоверного выявления и прогнозирования тенденций развития каждого поколения соответствующей техники на всех стадиях его жизненного цикла. Необходимо знать, в какой момент предлагаемое к освоению поколение техники достигнет максимума развития, когда к этой стадии придет конкурирующий продукт, когда целесообразно начать освоение, когда – расширение, а когда наступит спад производства.

Полный цикл жизни отдельного поколения техники в условиях рыночной экономики, как правило, формируется разнонаправленными усилиями множества предприятий и фирм. Он охватывает как минимум три частных цикла: научный, изобретательский и производственный. Названные циклы на протяжении жизни одного поколения техники друг за другом последовательно, но с некоторым взаимным наложением во времени.

Многочисленными исследованиями доказано, что между этими циклами имеется статистическая связь через временной лаг, равный определенному средневероятному промежутку времени. Этот лаг располагается между моментом появления технического решения и моментом максимального объема использования этой идеи, проекта и т.д. в промышленности. В связи с этим научно-техническая политика предприятия должна тщательно отслеживать отечественные и мировые тенденции развития науки и техники. Чтобы успешно решить эту задачу, нужно уметь анализировать потоки документов.

Существующий методический аппарат выявления мировых и отечественных тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов в конечном счете можно свети к следующим пяти методам:

1. Метод структурно-морфологического анализа

Этот метод предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок, что позволяет обоснованно формировать стратегию НТПл на подотраслевом уровне.

2. Метод определения характеристик публикационной активности

Его специфика связана с тем что поток документов ведет себя как система, подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране. Это дает возможность предлагать корректные рекомендации по формированию НТПл на отраслевом уровне.

3. Метод, базирующийся на выявлении

групп патентных документов с семейством патентов-аналогов большой мощности, или просто метод патиентов-аналогов. Его сущность исходит из того, что фирмы патентуют за рубежом только те идеи, которые имеют практическую значимость. Поэтому, выявляя направления, в которых мощность патиентов-аналогов растет быстрее, удается тем самым устанавливать направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциала.

4. Метод терминологического и лексического анализа

Терминологический анализ базируется на предположении о том, что при использовании исследователями идей из других областей знаний происходит смена терминологического аппарата. Это связано с крупными структурными сдвигами, которые первоначально не отслеживаются никакими другими методами. Поэтому метод терминологического анализа позволяет выявить зарождение принципиальных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых изменений. Лексический анализ текстов аналогичен терминологическому анализу; различие лишь в том, что рассматриваются не конкретные термины, а словосочетания.

5. Метод показателей

основывается на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в меру научно-технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические характеристики показателей технических систем, можно получить четкое представление о тенденциях, имеющихся в мировой и отечественной практике и научных изысканиях.

Общая последовательность подготовки исходной информации для принятия управленческих решений по формированию научно-технической политики состоит из нескольких блоков. Первый – разработка морфологической классификации предметной области. Такая классификация представляет собой формализованную таблицу, в которой технологическая цепочка производства разбита на элементы по определенным аспектам. Причем для каждого элемента формируется перечень возможных альтернативных способов осуществления. В самом упрощенном виде морфологическая классификация представляет собой таблицу, в которой возможны любые сочетания между вариантами аспектов деления.

Второй блок – разработка рубрикатора предметной области, например, в терминах Международной классификации изобретений. Рубрикатор представляет собой набор рубрик, по которым из разных источников производится отбор документов по интересующей проблематике. Соответственно третий, четвертый и пятый блоки – информационный поиск исходной информации; анализ полученных результатов; определение рекомендаций по формированию научно-технической политики предприятий для лиц, принимающих решения.

Проведенные исследования и полученные благодаря им результаты позволяют выявить моменты развития и смены поколений техники, определить намечающиеся тенденции, прогнозировать дальнейшие изменения в технике и технологиях с целью оптимизации научно-технической политики. Все это служит основой для выработки рекомендаций относительно инвестиционной политики и планирования вложений ресурсов.

Направления выбора инновационной стратегии с учетом рыночной позиции показаны на схеме.

Выбор стратегии осуществляется по каждому направлению, выделенному при постановке цели. Упрощенная модель выбора разработана Бостонской консультативной группой и преназначена для выбора стратегии в зависимости от доли рынка и темпов роста в отрасли:

В соответствии с этой моделью фирмы, завоевавшие большие доли рынка в быстрорастущих отраслях, должны выбирать стратегию роста. Фирмы, имеющие высокие доли роста в стабильных отраслях, выбирают стратегию ограниченного роста. Их главная цель – удержание позиций и получение прибыли. Фирмы, имеющие малую долю рынка в медленно растущих отраслях выбирают стратегию отсечения лишнего.

Для предприятий, слабо закрепившихся в быстрорастущих отраслях, ситуация требует дополнительного анализа, так как ответ неоднозначен.

Выбирая варианты стратегии, фармацевтическая компания может воспользоваться матрицей продукция / рынок:


Таблица 3 - Матрица продукция / рынок


Продукция, выпускаемая в настоящее время Новая продукция, связанная с выпускаемой Совершенно новая продукция
Имеющийся рынок 90% 60% 30%
Новый рынок, но связанный с имеющимся 60% 40% 20%
Совершенно новый рынок 30% 20% 10%

Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать 4 фактора:

1. Риск. Какой уровень риска фармацевтическая компания считает приемлемым для каждого из принимаемых решений?

2. Знание прошлых стратегий и результатов их применения позволит ФК более успешно разрабатывать новые.

3. Фактор времени. Нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были предложены к осуществлению в неподходящий момент.

4. Реакция на владельцев. Стратегический план разрабатывается менеджерами компании, но часто владельцы могут оказывать силовое давление на его изменение. Руководству компании стоит иметь в виду этот фактор.

Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу вверх и с помощью консультативной фирмы. В первом случае стратегический план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по все уровням управления.

При разработке "снизу вверх" каждое подразделение разрабатывает свои рекомендации по составлению стратегического плана в рамках своей компетенции. Затем эти предложения поступают руководству фирмы, которое обобщает их и принимает окончательное решение на обсуждении в коллективе. Это позволяет использовать опыт, накопленный в подразделениях, непосредственно связанных с изучаемыми проблемами и создает у работников впечатление общности всей организации в разработке стратегии.

Фармацевтическая компания может воспользоваться и услугами консультантов для исследования организации и выработки стратегии.


2. Экспертиза НИОКР и методика оценки эффективности инноваций


Задачи и основные приемы экспертизы

Задачей экспертизы является оценка научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.

Процедуры оценки проектов, юридического оформления соглашений и контрактов, а также формы и методы контроля за их исполнением действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое внимание уделяется срокам проведения экспертиз, согласований, продолжительности периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Совершенствуются методы контроля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект.

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов:

описательный;

сравнение положений "до" и "после";

сопоставительная экспертиза.

Описательный метод получил широкое распространение во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Он позволяет учитывать. Например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Описательный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы.

Основным недостатком метода является то, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.

Метод сравнения положений "до" и "после" позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование с теми, кто его не получает. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что удовлетворяет требованиям проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов.

Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.

Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано руководствоваться следующими принципами проведения экспертиз:

1. Наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов ее проводящих и методам контроля.

2. При расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная.

3. Осуществлять предварительное прогнозирование и планирование расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля.

4. Увязывать методы контроля с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

В ряде стран, например, во Франции, экспертная оценка проектов и контроль за их исполнением проводятся теми организациями, которые осуществляют их финансирование. Обязательными параметрами являются: сроки завершения отдельных этапов работ и всего проекта и степень риска, связанного с осуществлением проекта. В связи с этим во Франции сроки проведения крупномасштабных прикладных исследований колеблются от 8 до 15 лет.

Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора.

При анализе изложения замысла проекта учитывается:

1. Четкость изложения замысла проекта;

2. Четкость определения цели и методов исследования;

3. Качественные характеристики проекта;

4. Научный задел.

5. Новизна постановки проблемы.

Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта в состоянии выполнить заявленную работу); эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу.

Таким образом, эксперт должен дать не только описание проекта, но и оценить его актуальность для данной отрасли знаний; относится ли проект к приоритетным направлениям исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников и обосновать по вышеприведенной системе оценку проекта.

Для экспериментально-лабораторных исследований предусматриваются ответы на следующие вопросы:

подготовлены ли программы исследований;

подготовлены ли анкеты для опроса;

проведено ли пилотажное исследование.

РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. Экспертиза предусматривает три уровня.

Первый уровень – предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:

отбор проектов для участия во втором уровне экспертизы;

составление мотивированных заключений по отклоненным проектам;

определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.

Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе.

Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне экспертизы.

На третьем уровне дается заключение по проекту.

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле:


R = r1 + r2 + r3


где:

R – общий рейтинг проекта;

r1 – учитывает научную ценность проекта;

r2 – учитывает реальность выполнения проекта в срок;

r3 – корректирует суммарную оценку r1 и r2.

R может принимать значения от 2 до 13.

r1 оценивает вероятность того, что выполнение проекта может привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области.

r2 учитывает научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы.

Например, в r1 оценка "2" может означать "достаточную полезность проекта", оценка "5" – заявка на выдающийся результат.

Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки.

Методы отбора инновационных проектов для реализации

Экспертиза должна обеспечить выбор качественного инновационного проекта. Следует обратить внимание на то, что инновационные проекты, представленные инвесторам, должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы показателей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показателей по вариантам.

Сопоставимость представленных проектов определяется:

по объему работ, производимых с применением новых методов;

качественным параметрам инноваций;

фактору времени;

уровню цен, тарифов. Условиям оплаты труда.

Стоимостные показатели по вариантам определяются с учетом инфляционного фактора.

Варианты инновационных проектов должны иметь одинаковую маркетинговую проработку, одинаковый подход к оценке риска инновационных вложений и неопределенности исходной информации.

Сопоставимость вариантов расчет по исходной информации обеспечивается путем приведения к одному объему производимой продукции, как правило, по новому варианту; к одним срокам, уровню качества.

Обеспечение многовариантности мероприятий являются одним из важнейших принципов менеджмента. Без анализа зарубежного опыта, непосредственных конкурентов нечего тратить впустую инвестиции. Следует напомнить соотношение 1:10:100:1000, где один доллар – "экономия" на принятии упрощенного решения на стадии его формирования, а 10, 100, 1000 – потери на последующих стадиях жизненного цикла решения.

В условиях рыночной экономики вариант инновационного проекта выбирается с учетом интересов инвестора.

При сравнении вариантов необходимо соблюдение принципов системного подхода. Здесь требуется учесть важнейшее свойство систем – эмерджентности, которое обуславливает неравенство совокупного эффекта от комплекса мероприятий и величины эффектов от раздельного их проведения.

При сравнении инновационных вариантов применяется принцип комплексного подхода, требующий учета всей совокупности мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации данного варианта решения.

Общим для всех показателей эффективности инновационного проекта является расчет коэффициента эффективности по следующим формулам:


Инновационная стратегия государства на фармацевтическом рынке,


Инновационная стратегия государства на фармацевтическом рынке,


где:

Э – эффект от реализации проекта;

З – затраты, связанные с реализацией проекта.

Критерием отбора проектов может быть минимум затрат на их реализацию.

При отборе инновационных проектов следует обратить внимание на способы снижения риска. При наличии нескольких вариантов наиболее эффективный вариант выбирается по минимуму затрат

Зi = Сi + ЕнКi = min,


где:

Зi – приведенные затраты по каждому варианту;

Сi – издержки производства по тому же варианту;

Ен – норматив эффективности капитальных вложений;

Кi – инвестиции по тому же варианту.

Поскольку инвестиции характеризуются одноразовостью или ограниченным периодом вложений, длительным сроком окупаемости, большой величиной, а издержки производства – это величина, как правило, годовая, то для того, чтобы привести к единой годовой размерности с помощью коэффициента экономической эффективности или уровня процентной ставки, берут часть инвестиций. Отсюда и появился термин "приведенные затраты".

В плановой экономике величина Ен устанавливалась централизованно. В рыночной экономике каждая отдельная фирма. Компания устанавливает такой норматив либо на уровне процентной ставки i, либо как норматив рентабельности инвестиций Rн. Исходя из этого, можно приведенные затраты представить следующим образом:


Зi = Сi + i * Кi = min,


или


Зi = Сi + Rн * Кi = min.


После этого рассчитывают срок окупаемости дополнительных инвестиций в инновации, который представляет собой временной период, за который дополнительные инвестиционные затраты на более дорогостоящий вариант инноваций окупаются благодаря приросту экономических результатов, обусловленному реализацией инноваций.

Расчетный срок окупаемости Тр определяется по следующей формуле:


Инновационная стратегия государства на фармацевтическом рынке,


где:

К1 и К2 – инвестиции в инновации по сравниваемым вариантам;

С1 и С2 – годовые издержки соответственно по первому и второму вариантам.

Для выбора варианта расчетное значение срока окупаемости Тр сравнивается с его нормативной величиной Тн = 1 / Е.

Дополнительные инвестиции в инновации оправданы тогда, когда расчетный срок их окупаемости не выше нормативного значения. Более эффективный вариант выбирается, если Тр < Тн. Или иначе согласно приведенной формулы можно сказать. Что более дорогой по инвестициям второй вариант считается эффективным тогда, когда дополнительные инвестиции в него окупятся экономией на издержках в срок не больший нормативного.

Величина обратная сроку окупаемости представляет собой коэффициент эффективности дополнительных инвестиционных вложений в инновации или коэффициент сравнительной эффективности – Эр.

Данный показатель рассчитывается по формуле:


Эр = Инновационная стратегия государства на фармацевтическом рынке.


Расчетное значение коэффициента эффективности Эр сравнивается с нормативной величиной Ен, соответствующей удовлетворяющей инвестора норме дохода на капитал. Если Эр > Ен, то дополнительные инвестиции в инновации, а, следовательно, и более инвестиционноемкий вариант, эффективны.

Таким образом, для выбора вариантов инновационных мероприятий используются показатели сравнительной экономической эффективности, которые учитывают лишь изменяющиеся по сравниваемым вариантам стоимостные части.

Такими показателями выступают следующие:

приведенные затраты;

срок окупаемости дополнительных инвестиций в инновации;

коэффициент эффективности дополнительных инвестиций в инновации.

В практике управления инновационными проектами применяют следующие способы снижения риска:

1. Распределение риска между участниками проекта.

2. Страхование.

3. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

Распределение риска происходит при разработке финансового плана проекта и контрактных документов. При этом участники проекта принимают ряд решений, расширяющих, либо сужающих диапазон потенциальных инвесторов. При проведении соответствующих переговоров участники проекта проявляют гибкость относительно того, какую долю риска они согласны на себя принять.

Многие крупные проекты могут иметь задержку в их реализации, что может привести к такому увеличению стоимости работ, которое превысит первоначальную стоимость проекта. Поэтому важная роль принадлежит страхованию рисков. Страхование риска означает передачу определенных рисков страховой компании.

Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и расходами, необходимыми для преодоления сбоев в выполнении проекта.

При резервировании средств на покрытие непредвиденных расходов учитывается точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов.

Оценка непредвиденных расходов позволяет свести к минимуму перерасход средств.

Структура резерва на покрытие непредвиденных расходов определяется двумя методами:

1. Резерв делится на общий и специальный.

2. Определение непредвиденных расходов по видам затрат.

Общий резерв покрывает изменения в смете и др.

Специальный резерв включает надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по позициям, оплату исков по контрактам. Это особенно важно в условиях инфляции.

Дифференциация резерва по видам затрат позволяет определить степень риска, связанного с каждым видом затрат, которые можно в дальнейшем распространить на отдельные этапы проекта.

Для дальнейшего уточнения размеров непредвиденных расходов устанавливается взаимосвязь с элементами структуры разделения работ на разных уровнях этого деления, в том числе, на уровне комплексов работ. Такое детальное разделение работ помогает приобрести опыт и создать базу данных корректировки непредвиденных расходов.

Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые вошли в первоначальную смету и не должен использоваться для компенсации затрат, являющихся следствием неудовлетворительной работы.

План финансирования проекта должен учитывать:

риск нежизнеспособности проекта;

налоговый риск;

риск незавершения проекта.

Инвесторы должны быть уверены, что возможные доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженности обеспечения окупаемости капиталовложений.

На микроуровне основное внимание уделяется коммерческой эффективности проекта, которая определяется как отношение финансовых затрат и результатов.

При рассмотрении альтернативных проектов в деловой практике применяют следующие направления анализа:

1. Сравнивается средняя годовая рентабельность проектов со средней ставкой банковского кредита.

2. Сравниваются проекты с точки зрения страхования от инфляционных потерь.

3. Сравниваются периоды окупаемости инвестиций.

4. Сравнивается потребность в инвестициях.

5. Учитывается стабильность поступлений.

6. Сравнивается рентабельность инвестиций в целом за весь срок осуществления проекта.

7. Сравнивается рентабельность инвестиций в целом с учетом дисконтирования.

При этом исходят из следующих критериев принятия инвестиционных решений:

1. Отсутствие более выгодных альтернатив.

2. Минимизация риска потерь от инфляции.

3. Краткость срока окупаемости.

4. Относительная дешевизна проекта.

5. Обеспечение стабильности поступлений.

6. Высокая рентабельность с учетом дисконтирования.

Таким образом, экспертиза инновационных проектов позволяет оценить их с точки зрения инвестиционной привлекательности.

Эффективность использования инноваций

Инновационный проект отобран. Начинается следующий этап – использование инноваций.

Значимость определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики. Однако не менее важной она является и для переходной экономики.

В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта.


Таблица 4

Вид эффекта Факторы, показатели
1. Экономический Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций
2. Научно-технический Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность
3. Финансовый Расчет показателей базируется на финансовых показателях
4. Ресурсный Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса
5. Социальный Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций
Экологический Шум, электромагнитное поле, освещенность, вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду

В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период, показатели годового эффекта.

Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих факторов, а именно:

продолжительности инновационного периода;

срока службы объекта инноваций;

степени достоверности исходной информации;

требований инвесторов.

Выше отмечено, что общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта и затрат.

Отношение результат/результат может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве – это всегда отношение.

В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций.

Особенно остро возникает необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются.

Метод исчисления эффекта инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок.

Похожие работы:

  1. • Развитие отечественного фармацевтического рынка
  2. • Разработка инновационной стратегии
  3. • Инновационный менеджмент в фармацевтической компании
  4. • Выбор долгосрочной стратегии развития России
  5. •  ... позиций КОГУП "Аптека №68" на региональном розничном ...
  6. • Анализ рынка фармацевтической продукции в Украине
  7. • Маркетинговое исследование фармацевтического рынка ...
  8. • Инновационная деятельность предприятия
  9. • Стратегии нововведений
  10. • Проблема качества лекарственных средств на рынке ...
  11. • Реклама, маркетинг и информация на российском ...
  12. • Недостатки планирования современных аптечных ...
  13. • Организация работы фармацевтического предприятия
  14. • Сердечнососудистые лекарственные средства ...
  15. • Государственная инновационная стратегия ...
  16. • Основы классификации нововведений по их типу. Виды ...
  17. • Организация аптечного предприятия
  18. • Фармацевтическая промышленность России
  19. •  ... правового регулирования в фармацевтической деятельности
Рефетека ру refoteka@gmail.com