Рефетека.ру / Экономика

Учебное пособие: Индикативное планирование в экономике

Индикативное планирование: подходы и эволюция его форм


Опыт индикативного планирования в развитых и развивающихся странах

Индикативное планирование является наиболее распространенным средством регулирования социально-экономического развития в условиях рыночной экономики. Оно представляет собой механизм координации интересов и деятельности государства, предприятий, домохозяйств в условиях рынка.

Существуют различные подходы к индикативному планированию. Можно выделить четыре основных подхода, которые нашли применение в практике прогнозирования и регулирования социально-экономического развития в условиях рынка.

Первый подход основывается на представлении об индикативном планировании как макроэкономическом планировании при самостоятельно хозяйствующих субъектах – предприятиях. Например, китайские экономисты считают, что планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер, поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности. Оно представляет собой макроэкономическое планирование, основанное на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании государственного сектора.

При таком подходе индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы индикаторов – параметров, характеризующих развитие экономики страны, соответствующих определенной государственной социально-экономической политике, и системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных параметров.

Второй подход основан на том, что индикативное планирование выполняет информационно-ориентирующие и мотивационные функции. Индикативное планирование состоит в том, что государство в интересах всего общества, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает планы экономического развития всего народного хозяйства, включая частный сектор, устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым государство с помощью индикативного планирования мотивирует заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, так и регионов страны в реализации планов, важных для общества.

Такой подход к индикативному планированию нашел распространение в ряде развитых стран. Например, в Японии общегосударственное экономическое планирование носит индикативный характер. В стране разрабатываются общегосударственные планы социально-экономического развития, которые формально не являются законами, а представляют собой программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах.

Третий подход, нашедший применение во многих странах, основывается на том, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикаторы плана и на планы самого мощного хозяйствующего субъекта в рыночной системе – государства, несмотря на то, что это для них необязательно. Соответственно государственный план представляет собой систему показателей как для централизованного управления, так и для косвенного регулирования различных секторов экономики. Она включает в себя ориентирующие показатели – контрольные цифры, имеющие информационное значение для предприятий, отраслей и регионов, а также директивные показатели в форме государственных заказов и экономических регуляторов, включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы.

Четвертый подход основывается на том, что индикативное планирование – это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информации хозяйствующих субъектов такое планирование выполняет координационную роль, оно предполагает согласование деятельности центральных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них своих планов.

Этот подход распространен в практике индикативного планирования во Франции. Правительство воздействует на экономическое развитие в большей степени путем координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. Французская практика основывается на обмене планами и информацией между правительством и частными предпринимателями, в ходе которого выявляется схема экономического роста, включающая взаимно совместимые по линии правительственных организаций планы.

Многие французские экономисты считают, что переход к индикативному планированию позволил на демократической основе координировать позиции государства и частного бизнеса. Планирование, основанное на принципах консультирования и согласования, включающее участие на равноправных началах представителей различных групп – госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей, позволяет получить план в результате многоступенчатых уточнений. В реализации такого плана заинтересованы все участники его создания. Вместе с тем плановые показатели не являются обязательными, а выступают в качестве экономических индикаторов – носителей информации относительно ожидаемой экономической конъюнктуры.

Индикативное планирование в такой форме выступает одновременно и институтом государственного регулирования экономики, и институтом саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в экономику.

На саморегулирование как важнейший результат индикативного планирования обычно обращают внимание при изучении опыта Японии. Опыт Японии характеризуется тем, что планово-прогнозные расчеты основываются на исследованиях реального состояния экономики. В процессе исследований выявляется система макроэкономических и микроэкономических показателей, факторов, определяющих эффективность капитала, труда и научно-технического прогресса. В результате находят удачное сочетание этих факторов на уровне всей экономики, в каждой отрасли, а также в регионах и в системе свободного предпринимательства.

Таким образом, индикативное планирование – это механизм координации интересов и деятельности государства и самостоятельно хозяйствующих субъектов, сочетающий государственное регулирование с рыночным саморегулированием, механизм, который основан на разработке системы индикаторов социально-экономического развития и включает определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро- и микроуровне.

Индикативное планирование включает налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана. В нем принимают участие институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц.

Опыт развитых стран показывает, что для организации индикативного планирования необходимо создание специализированных плановых органов и наделение определенными функциями планирования различных министерств и ведомств. Так, например, в Японии система органов регулирования и прогнозирования экономики включает ряд учреждений и организаций, в их числе: Экономический консультативный совет, Консультативный совет планирования комплексного развития территорий, Управление экономического планирования, ответственное за составление конкретных программ и планов экономического развития, Департамент по комплексному развитию территорий, Исследовательский экономический институт и другие организации.

В Российской Федерации система прогнозирования и планирования включает Министерство экономики, которое отвечает за разработку и утверждение прогнозов социально-экономического развития; Министерство финансов, которое отвечает за разработку, утверждение и исполнение бюджетов. Центральный банк отвечает за формирование параметров денежно-кредитной и валютной политики; Государственный комитет по статистике, который ведет мониторинг итогов социально-экономического развития.

В качестве недостатков российской системы органов прогнозирования и планирования, которая сложилась в 1992–1998 гг., обычно отмечают совмещение выполнения функций регулирования, прогнозирования и контроля одними и теми же органами. Для ее усовершенствования предлагают в состав системы включить следующие органы:

Комитет прогнозирования, который должен обобщать информацию всех министерств и ведомств, региональных и местных властей, предприятий и профсоюзов и на ее основе формировать прогнозы социально-экономического развития. Комитет должен иметь общегосударственный, то есть федерально-региональный статус.

Казначейство, которое должно исполнять федеральный, региональные и местные бюджеты, иметь общегосударственный статус.

Налоговая служба и фонды управления государственным имуществом, которые должны иметь общегосударственный статус и вместе с федеральными таможенными органами участвовать в разработке соответствующих доходных разделов бюджета.

Государственный комитет по статистике, который должен отвечать за мониторинг хода выполнения индикативного плана и оценку его результатов.

Центральный банк, который должен участвовать в разработке и отвечать за исполнение раздела «Развитие кредитно-денежной и валютной системы» индикативного плана социально-экономического развития.

Министерство финансов, которое должно отвечать за подготовку и исполнение консолидированного бюджета, привлечение, обслуживание и погашение госзаймов, выработку и проведение финансовой политики государства, осуществлять регулирование корпоративных финансов, бухгалтерского учета, контроль над аудиторами и аудиторскими фирмами, лицензирование финансовой деятельности. Все финансовые операции министерство должно проводить через Государственное казначейство.

Министерство экономики, которое должно отвечать за индикативное планирование в целом, а также:

– разрабатывать в составе плана социально-экономического развития разделы по комплексным мерам государственного регулирования экономики нормативного и административного характера;

– осуществлять методическое руководство и координацию работ по подготовке индикативных планов социально-экономического развития;

– рассматривать совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, территориальными плановыми органами, профессиональными союзами и объединениями предпринимателей представленные ими материалы и обеспечивать согласованность предлагаемых мер регулирования экономики, их соответствие общему курсу экономической политики.

Эволюция форм индикативного планирования

Исторически первой формой индикативного планирования стала конъюнктурная форма, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста. Структурная перестройка экономики в развитых странах во второй половине XX в. вызвала необходимость согласования бюджетов с показателями народнохозяйственных прогнозов, на которых основывались оценки налоговых поступлений. Это привело к разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов.

Примерами могут служить «Десятилетний план удвоения национального дохода «на 1961–1970 гг. в Японии, план под названием «Выбор путей экономического роста» на 1976–1985 гг. в Канаде, Прогноз Министерства труда на 1986–1995 гг. в США. В 60-е годы во многих странах с рыночной экономикой начали создавать специальные плановые органы. Во Франции был создан Генеральный комиссариат по планированию, в Канаде – Экономический совет, в Японии – Экономический консультативный совет.

Вовлечение в систему индикативных планов частных предприятий и территориальных властей с использованием налоговых льгот, льготных кредитов, государственных программ и иных мер в рамках структурной политики породило структурную форму индикативного планирования.

Структурную форму индикативного планирования успешно использовали в Японии. На ее основе был разработан первый план комплексного территориально-отраслевого развития страны на 1960–1970 гг. Эта тенденция сохранялась в последующих планах.

Целенаправленные структурные изменения, включая развитие наукоемких отраслей и территориальное размещение производства, оставались главным направлением государственной экономической политики Японии четверть века. После либерализации в начале 80-х годов финансовой системы Япония не отказалась от проведения активной структурной долгосрочной политики. В действующем «Четвертом комплексном плане национального развития», рассчитанном на период до конца XX столетия, как и в трех предыдущих планах, сформулированы основные цели развития всех областей жизни страны.

Главная цель японского планирования состоит в том, чтобы исходя из существующих проблем страны и необходимости обеспечения ее безопасности добиться многополярности использования ее специфических возможностей. Достижение этой цели предполагает ликвидацию чрезмерной концентрации населения, хозяйства, административных функций государства в основных районах страны, многополярность развития территории в целях углубления связей между отдельными районами, взаимодействия в международном масштабе.

Эволюция к структурной форме планирования прослеживается во Франции. С начала 70-х годов «индикативный план рассматривается как план государства, производящего общественные блага, и метод координации действий зависящих от государственной политики доходов и расходов отраслевых и региональных подсистем экономики. Другими словами, обязательные и прогнозные аспекты плана более четко разделены».

Под влиянием кризиса развития 70–80-х годов, который был связан со сменой доминирующих технологических укладов и углублением постиндустриальных тенденций развития, индикативное планирование в развитых странах трансформируется в стратегическую форму, для которой характерна гибкость, необходимая при быстрых эволюционных изменениях в экономике. В стратегическом планировании по сравнению со структурным планированием значительно сократилась регламентация действий субъектов, сроков и количественных показателей планирования.

Во Франции идея стратегического планирования, суть которой – выбор главных приоритетов развития национальной экономики, впервые получила воплощение в десятом индикативном плане на 1989–1992 гг. В этом плане было установлено шесть главных направлений развития: укрепление национальной валюты и обеспечение занятости, образование, научные исследования, социальная защита населения, обустройство территории, обновление государственных служб. Каждое из направлений получило статус целевой государственной программы, обеспеченной системой финансирования.

Американские власти определяют индикативное стратегическое планирование как «поиск новых решений для достижения успешной конкуренции, развития всестороннего сотрудничества, максимального содействия продуктивности экономической политики, основанной на полном доверии и финансовой поддержке штатных и местных властей».

В 80–90-х годах масштабы структурного индикативного планирования в развитых странах стали быстро сокращаться. Это было обусловлено недостаточной гибкостью сложившейся формы структурного планирования. Кроме того, структурное планирование в известной мере способствовало развитию лоббирования интересов старых сокращающихся отраслей и неэффективно работающих государственных предприятий.

Финансовые кризисы второй половины 90-х годов показали, что усиление роли рыночных механизмов по мере интернационализации рынков увеличивает проблемы национальных кредитно-финансовых систем. В связи с этим усиливается необходимость координации действий хозяйствующих субъектов не только на национальном, но и на международном уровне. Поэтому многие экономисты прогнозируют усиление роли планирования экономики развитых стран в ближайшей перспективе.

Эволюция форм индикативного планирования от «конъюнктурной» к «структурной», а затем к «стратегической» в развитых странах заняла несколько десятилетий. В Российской Федерации пока используются отдельные элементы, обычно входящие в конъюнктурную, структурную и стратегическую формы планирования. Термин «индикативное планирование» в законодательстве пока не используется. Прогнозирование и планирование в различных сферах деятельности государства и государственного регулирования пока не объединены в общую систему.

Меры государственного воздействия на социально-экономическое развитие могут осуществляться вне системы индикативного планирования, но они несравнимо более эффективны в системе индикативного планирования.

Многие экономисты считают, что формирование системы индикативного планирования в структурной форме представляется остро необходимым направлением развития хозяйственного механизма. Но они допускают возможность перехода к либеральной, стратегической форме индикативного планирования лишь после преодоления экономического кризиса и завершения периода технологической и институциональной модернизации, российской экономики.

Однако, как известно, именно в условиях кризиса и быстрых структурных изменений многие страны были вынуждены отказываться от неповоротливых, негибких систем и процедур структурного планирования. Наиболее эффективными оказались методы стратегического управления. Гибкость стратегического управления, принципы которого – невысокий уровень регламентации и незамедлительное принятие решений в ответ на возникающие опасности и выявляющиеся возможности, диктует необходимость использовать в российских условиях стратегическую форму индикативного планирования, в рамках которой целесообразно применять и элементы структурного планирования.

Рефетека ру refoteka@gmail.com