Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Индекс потребительских цен

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ

1.1 Социально-экономическое значение статистического изучения цен и инфляции

1.2 Статистика потребительских цен

ГЛАВА 2. ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ

2.1 Сущность, функции и значение индекса потребительских цен

2.2 Происхождение и направления использования индексов потребительских цен

2.3 Порядок расчета индекса потребительских цен

2.4 Динамика индекса потребительских цен и цен производителей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Эффективное социально-экономическое развитие страны, государственное управление и регулирование связано с необходимостью своевременного получения и анализа полной, достоверной, научно обоснованной официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлениях в Российской Федерации.

Развитие государственной статистики должно быть направлено на достижение стратегических целей развития Российской Федерации, прежде всего, на создание условий для повышения эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и призвано способствовать информационно-статистическому обеспечению реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социально-экономической и демографической политики, а также выполнению международных информационных обязательств Российской Федерации в целях повышения открытости российской экономики, ее более полной интеграции в мировое сообщество в соответствии с международными стандартами.

На современном этапе государственная статистика развивается в условиях осуществления в России значительных социально-экономических перемен, административной реформы, реформирования бюджетного процесса, перехода на международные стандарты финансовой отчетности, что определяет задачи поиска и реализации принципиально новых подходов к официальной статистической деятельности, формированию гибкой, быстро реагирующей на изменение жизни общества системы информационно-статистического обеспечения.

Кроме того, необходимость дальнейшего развития государственной статистики вызвана:

нерешенностью ряда методологических проблем статистики, возникающих при вхождении России в мировое сообщество и выполнении ее обязательств перед международными организациями, в том числе статистическими;

отсутствием показателей, отражающих новые социально-экономические явления и процессы и необходимых для анализа развития российской экономики и российского общества;

"распыленностью" информации и трудностями, возникающими у пользователей при получении необходимой информации;

несовершенством законодательной базы для получения статистической информации и обеспечения ею всех заинтересованных пользователей;

отсутствием регламентации прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти при формировании статистических информационных ресурсов и получении информации из них.

Необходимо разработать новые, не используемые в статистической практике показатели и алгоритмы их расчета, определить источники и методы получения первичных данных, создать программно-технологическое обеспечение, а также определить процедуры согласования и представления итоговых данных.

Указанные задачи и накопленный потенциал государственной статистики требуют продолжения преобразований, на осуществление которых сегодня направлена федеральная целевая программа "Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах".

Для совершенствования российской статистики принципиальным является повышение прозрачности и открытости методологии исчисления статистических показателей, определение форм и методов для организации более широкого доступа заинтересованных пользователей к официальным статистическим данным.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ


1.1 Социально-экономическое значение статистического изучения цен и инфляции


Наблюдение за изменением цен и тарифов на потребительском рынке ставит своей задачей сбор информации об уровне цен и их изменении на основе систематической регистрации на потребительском рынке.

Основа современной методологии статистики цен, соответствующей в целом методологии стран с рыночной экономикой и международным стандартам, была создана в начале экономических реформ и в преддверии либерализации цен, стартовавшей в январе 1992 г. По мере накопления опыта постепенно разрабатывалась методология организации наблюдения за ценами и расчета их изменения.

Одной из важнейших задач было формирование системы показателей статистики цен, характеризующих как уровень, так и динамику цен (тарифов) во всех секторах экономики.

В настоящее время в основном создана логически стройная и внутренне не противоречивая и в основном соответствующая международным стандартам система индексов и уровней цен, разрабатываемых по единым основным методологическим принципам во всех секторах экономики.

Основными задачами статистики цен являются:

• анализ конъюнктуры рынка;

• определение средней динамики цен (тарифов) на произведенные продукцию и услуги предприятиями всех секторов экономики;

• определение средней динамики цен (тарифов) на потребительском рынке;

• расчет стоимости набора основных продуктов питания и фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения;

• элиминирование зависимости стоимостных макропоказателей от изменения цен (дефляция), например ВВП и показателей СНС;

• определение паритета покупательной способности валют для международных сопоставлений.

В процессе развития методологии статистики цен были определены единые для всей статистики цен методологические подходы:

• формирование выборочной совокупности базовых организаций для наблюдения за ценами (тарифами) на товары (услуги);

• формирование наборов товаров (услуг) - представителей с учетом максимального сближения номенклатурных позиций (формирование сквозной номенклатуры для всех секторов экономики);

• организация наблюдения за ценами (тарифами) в организациях, в которых собирается ценовая информация;

• единые временные параметры регистрации цен (тарифов) на товары и услуги (в конце отчетного месяца);

• единые принципы формирования базисных весов с их ежегодным пересмотром;

• расчет индивидуальных, групповых, отраслевых, региональных индексов цен и тарифов;

• общие для всей системы формулы расчета индивидуальных и групповых индексов цен (тарифов).

В настоящее время создана следующая система индексов цен:

а) в потребительском секторе:

• индексы потребительских цен на товары и услуги,

• индексы иен на рынке жилья;

б) в производственном секторе:

• индексы цен производителей промышленной продукции,

• индексы цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию,

• индексы цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы, машины и оборудование, прочие капитальные работы),

• индексы тарифов на грузовые перевозки,

• индексы тарифов на услуги связи для юридических лиц,

• индексы цен на приобретенные промышленными организациями основные виды топливно-энергетических ресурсов,

• индексы цен на приобретенные сельскохозяйственными организациями средства производства и услуги.

• индексы цен на приобретенные строительными организациями основные материалы, детали и конструкции.


1.2 Статистика потребительских цен


Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления, а также измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем периоде.

ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции, и используется в целях осуществления государственной финансовой политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров.

В рыночной экономике особое значение придается организации статистического наблюдения за уровнем и динамикой цен на потребительском рынке.

Наблюдение за изменением цен (тарифов) проводится как в целом по Российской Федерации, так и по всем субъектам Федерации (республикам, краям, областям, автономным округам — всего по 89 регионам).

Ценовая информация собирается во всех столицах республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономных округов и выборочно — в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, — всего 350 городов.

Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:

• данных об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;

• данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанных на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.

Замедление темпов инфляции позволило перейти с еженедельной на ежемесячную регистрацию цен. Этот переход сопровождался расширением набора товаров (услуг) — представителей с 280 до 445 наименований. Такое расширение набора явилось объективной потребностью, связанной с тем, что в условиях замедления роста цен необходимо было более точно и качественно отслеживать их изменение.

Наблюдение за ценами на товары и платные услуги на потребительском рынке и расчет индекса потребительских цен включают в себя следующие этапы работы:

• отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг;

• отбор товаров и услуг-представителей;

• регистрацию цен и тарифов;

• формирование структуры весов для расчета индекса цен потребительского рынка;

• расчет индекса потребительских цен;

• расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги.

Для регистрации цен в каждом городе отобраны крупные, средние и мелкие предприятия торговли и сферы услуг, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах, с тем, чтобы в наблюдение попали предприятия с различными условиями торговли (обслуживания).

В сферу наблюдения репрезентативно включаются предприятия торговли и сферы услуг всех форм собственности и организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные, смешанные и общественных объединений, организаций), городские продовольственные и вещевые рынки.

Регистрация цен проводится также на мелкооптовых ярмарках (рынках).

Зарегистрированная ценовая информация по каждому товару (услуге) заносится на отдельный бланк регистрации потребительских цен на товары и услуги (не менее 5 ценовых котировок на товар). Начиная с 2001 г. осуществляется безбумажный сбор информации об уровне цен — с использованием мини-компьютеров.

Важной особенностью потребительского набора для расчета ИПЦ является определенная гибкость его формирования.

Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением.

В набор включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, техническое обслуживание легкового автомобиля и т. д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже.

Такой набор формируется на федеральном уровне и остается неизменным в течение длительного времени (как правило, не менее года).

На региональном уровне специалисты детализируют общее описание товарной группы теми товарами-представителями с конкретными потребительскими свойствами, которые занимают значительный удельный вес на потребительском рынке данного региона и предположительно будут предлагаться к продаже в течение продолжительного времени.

В условиях, когда насыщение потребительского рынка товарами и услугами в России в больших и малых городах не одинаково, территориальным статистическим органам предоставлено право на месте формировать перечень товаров и услуг для регистрации цен, отбирая их из общероссийского перечня.

Территориальным статистическим органам также предоставлено право расширять перечень товаров и услуг для регистрации цен. При этом зарегистрированная ценовая информация на товары, не включенные в установленный обязательный перечень, при расчете индекса потребительских цен на региональном и федеральном уровнях не учитывается.

В условиях продолжающегося роста цен ежемесячная регистрация цен на товары (услуги) - представители проводится в конце отчетного месяца (с 22-го по 25-е число). По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые не подвержены резким изменениям, регистрация проводится в более ранние сроки, но не раньше, чем за один-два дня до установленного времени. Такой метод сбора информации — в конце месяца — позволяет более полно оценить рост цен в целом за месяц.

В условиях замедляющихся темпов инфляции повышаются требования к качеству собираемой ценовой информации, в связи с этим становятся более жесткими правила регистрации цен, а также требования по замене товаров и предприятий торговли, где регистрируются цены на наблюдаемый перечень товаров.

При рассмотрении теории и методологии построения индексов цен целесообразно выделить отдельные показатели, изменение которых изучается.

1. Цена единицы определенного товара р.

2. Средняя цена единицы товара:


Индекс потребительских цен (1)


где q — количество однородного набора товаров (услуг).

Средняя цена по городу определяется по формуле простой средней геометрической величины:


Индекс потребительских цен (2)


Индивидуальный индекс цен по товару (услуге) определяется как частное от деления средних сопоставимых цен.

Индивидуальный или простой индекс цен динамики определяется как отношение цены товара (или полезности товара) текущего периода к цене предыдущего или базисного периода.

Обозначим последовательные периоды временного ряда цен от 0 до п, т. е.:


t = 0, 1,2,3......,п.


При последовательном сопоставлении цены текущего периода (п) с ценой предыдущего периода (п-1) получают систему цепных индексов:

iр(п/п-1) =рп /рп-1 ; (3)


а при сопоставлении с одним из периодов, взятым за базисный (0), получают базисный индекс:


iр(п/0) = рп/ р0.. (4)


Расчет индекса потребительских цен осуществляется по модифицированной формуле Ласпейреса с месячной периодичностью, а также нарастающим итогом за период с начала года. Ежемесячно рассчитывается ИПЦ к предыдущему месяцу текущего года и к соответствующему месяцу предыдущего года, к декабрю предыдущего года. Расчет индексов цен за квартал, полугодие, период с начала года производится цепным методом, т. е. путем перемножения месячных индексов потребительских цен.


Индекс потребительских цен (5)


где т — количество отдельных видов товаров в укрупненной товарной позиции или по изучаемой совокупности в целом; п — текущий период; п-1 — предыдущий период; qi0 — постоянные веса в натуральных единицах измерения.

Метод расчета сводного индекса цен по модифицированной формуле Ласпейреса в статистике принято называть «рекурсивным методом».

Начиная с января 2002 г. осуществляется ежемесячный расчет стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для проведения межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения как в целом по России, так и по субъектам Федерации. Такой набор включает в себя перечень товаров и услуг, преимущественно потребляемых населением всех субъектов РФ.

Исходя из заданных критериев в состав фиксированного набора для проведения межрегиональных сопоставлений отобрано 30 наименований продовольственных товаров, 42 - непродовольственных товаров и 12 — платных услуг населению.

В основу разработки весов фиксированного набора по непродовольственным товарам и по платным услугам населению был заложен принцип расчета, основанный на определении их необходимого и достаточного потребления средним потребителем в течение одного года.

При определении стоимости фиксированного набора используются средние потребительские цены и тарифы на товары и услуги, исчисленные как средневзвешенные величины из данных регистрации цен по выборочному кругу торговых организаций и организаций сферы услуг в субъектах РФ.

Средние цены для расчета фиксированного набора определяются в рамках ежемесячного наблюдения за потребительскими ценами, организованного с целью расчета индекса потребительских цен.

В последнее время некоторые статистические ведомства начали осуществлять расчеты базового индекса потребительских цен.

Российская статистика цен не осталась в стороне от разработки методологии расчета такого индекса применительно к особенностям страны с переходной экономикой.

Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), являясь одним из составляющих индекса потребительских цен (ИПЦ), исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, и может быть использован для проведения определенных расчетов в аналитических целях.

Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ) определяет динамику цен, не подверженную воздействиям шоков предложения и спроса, сезонного фактора, а также административному воздействию федеральных и региональных органов власти на процессы ценообразования.

Базовый индекс потребительских цен (базовой инфляции) не включает в себя отдельные составляющие индекса потребительских цен, подверженные существенным колебаниям, не связанным с общим фоновым уровнем инфляции. При этом основным принципиальным условием расчета базового индекса потребительских цен (БИПЦ) является разработка постоянного перечня товаров и услуг, влияние изменения цен на которые ежемесячно исключается из официального индекса потребительских цен (ИПЦ).

ГЛАВА 2. ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ


2.1 Сущность, функции и значение индекса потребительских цен


ИПЦ — это индекс, измеряющий помесячную (поквартальную) динамику цен на потребительские товары и услуги. Регистрация цен производится в магазинах или других розничных торговых точках. Обычный метод заключается в расчете среднего значения изменений цен на различные продукты за один период по сравнению с предыдущим с использованием в качестве весов средних сумм, затрачиваемых домашними хозяйствами на их приобретение. ИПЦ являются официальными статистическими показателями, составлением которых обычно занимаются национальные органы статистики, министерства труда или центральные банки. ИПЦ публикуются в максимально короткие сроки, как правило, в течение примерно десяти дней после окончания очередного месяца или квартала.

ИПЦ измеряет темпы инфляции цен, с которой сталкиваются на собственном опыте и которую ощущают домашние хозяйства, выступающие в роли потребителей. Он также широко используется в качестве заменителя общего индекса инфляции для экономики в целом, отчасти благодаря частоте и своевременности его составления. ИПЦ стал важнейшим статистическим показателем для принятия экономических решений, особенно в сфере денежно-кредитной политики. Он часто упоминается в законодательстве и во многих частных контрактах в качестве показателя инфляции, который надлежит использовать для корректировки платежей (таких как заработная плата, арендные, процентные платежи и пособия по социальному страхованию) с учетом влияния инфляции. В связи с этим применение ИПЦ может иметь значимые и масштабные финансовые последствия как для органов государственного управления и предприятий, так и для домашних хозяйств.

В большинстве стран ИПЦ, по-видимому, приобрели уникальный статус в сфере экономической статистики. Это можно объяснить влиянием нескольких факторов.

• Прежде всего, все домашние хозяйства обладают собственным опытом в области тех явлений, для измерения которых предназначаются ИПЦ. Широкая общественность хорошо осведомлена об изменениях цен на потребительские товары и услуги и о том непосредственном воздействии, которое эти изменения оказывают на жизненный уровень. Интерес к ИПЦ проявляют не только пресса и политические круги.

• Изменения ИПЦ обычно получают широкую известность. Их публикация может отмечаться в сводках главных новостей. ИПЦ относятся к категории весьма заметных статистических показателей.

• ИПЦ публикуется регулярно, как правило, каждый месяц, что позволяет внимательно отслеживать уровень потребительской инфляции. Кроме того, ИПЦ представляют собой оперативные статистические данные, публикуемые вскоре после окончания того периода, к которому они относятся.

• ИПЦ представляет собой статистический показатель с давней историей. Население знакомо с ним в течение долгого времени.

• Хотя изменения цен на некоторые виды товаров и услуг сложно измерить по причине изменений в их качестве, еще большие трудности возникают при измерении динамики цен на другие виды товаров и услуг, такие как инвестиционные товары и государственные, особенно коллективные (для общества в целом), услуги. ИПЦ могут служить относительно достоверным индексом цен по сравнению с индексами цен некоторых других потоков.

• ИПЦ пользуется широким признанием. Его точность и надежность редко вызывает серьезные сомнения.

• В большинстве стран намеренно приняли правило, согласно которому индекс не пересматривается после его публикации. Это делает его более привлекательным для использования во многих, особенно финансово значимых целях, таких как индексация. Возможно, отказ от уточнений создает несколько обманчивое впечатление о достоверности, но, судя по всему, он также повышает доверие к индексу и степень его приемлемости.

Распространенное применение ИПЦ для более широкого круга задач, чем предусматривалось изначально, может объясняться действием ряда перечисленных выше факторов, а также отсутствием каких-либо других приемлемых альтернативных или более полных показателей ежемесячного уровня инфляции в большинстве стран. Так, ИПЦ может использоваться вместо более общего показателя инфляции в коммерческом бухгалтерском учете, несмотря на то, что по своему характеру этот индекс, очевидно, не является идеальным для данной цели. Аналогичным образом, тот факт, что ИПЦ не подлежит пересмотру, наряду с регулярностью и своевременностью его публикации, объясняет его популярность в качестве средства индексации при заключении коммерческих и юридических договоров там, где его применение также не вполне целесообразно по концептуальным соображениям. Аргументом в защиту подобной практики может служить то обстоятельство, что альтернативой применению ИПЦ является отсутствие каких-либо поправок на инфляцию. Хотя ИПЦ, возможно, и не является идеальным показателем инфляции, намного предпочтительнее использовать этот индекс, чем вообще не вносить никаких поправок.

ИПЦ часто используется вместо общего показателя инфляции, однако это не оправдывает чрезмерного расширения его охвата с включением элементов, выходящих за рамки потребления домашних хозяйств. Если возникает необходимость в использовании индексов с более широкой сферой охвата, следует разработать такие индексы в дополнение к ИПЦ, оставив сам ИПЦ без изменений. Действительно, некоторые страны разрабатывают дополнительные и более полные показатели инфляции в рамках концептуальной основы.

2.2 Происхождение и направления использования индексов потребительских цен


ИПЦ должны служить определенной цели. Точный способ определения и построения ИПЦ в большой степени зависит от того, кем и для какой цели они будут использоваться. История ИПЦ, насчитывающая много лет, берет начало в восемнадцатом столетии. Индексы Ласпейреса и Пааше, которые все еще широко используются в настоящее время, были впервые предложены в 70-х годах девятнадцатого столетия. Смысл Концепция индекса стоимости жизни была введена в начале двадцатого века.

Традиционно одной из главных причин составления ИПЦ является необходимость компенсировать наемным работникам потери, вызванные инфляцией, путем корректировки ставок их заработной платы пропорционально процентному изменению ИПЦ. Эта процедура известна под названием индексации. В связи с этим ответственность за составление официальных ИПЦ ранее возлагалась на министерства труда, хотя в настоящее время эти индексы в большинстве случаев составляются национальными органами статистики. ИПЦ, специально предназначенный для индексации зарплаты, называется индексом компенсации.

ИПЦ обладают тремя важными характеристиками. Публикуются они часто, обычно каждый месяц, иногда каждый квартал. Они быстро становятся доступными, обычно приблизительно спустя две недели после окончания месяца или квартала. Наряду с этим они обычно не уточняются. За ИПЦ часто пристально наблюдают и они привлекают широкое внимание общественности.

Поскольку ИПЦ дают возможность получать оперативную информацию об уровне инфляции, их начали применять для ряда других целей, помимо индексации зарплаты. Так, например:

• ИПЦ широко используются для индексации пенсий и пособий по социальному обеспечению.

• ИПЦ применяются также для индексации других платежей, таких как выплата процентов или арендной платы, или цен облигаций.

Кроме того, ИПЦ обычно используются в качестве замещающего показателя общего уровня инфляции, несмотря на то, что они измеряют только инфляцию потребительских цен. Они также используются некоторыми органами государственного управления или центральными банками для определения инфляционных целей денежно-кредитной политики.

• Данные о ценах, собранные для целей ИПЦ, могут также использоваться для составления других индексов, таких как индексы цен, применяемые для дефлятирования расходов домашних хозяйств на потребление в национальных счетах, или паритеты покупательной способности, применяемые для сопоставления реальных уровней потребления в различных странах.

Эти разнообразные направления использования могут приводить к конфликтам интересов. Например, применение ИПЦ в качестве показателя общей инфляции может подталкивать к расширению охвата индекса, заставляя включать в него элементы, которые не являются товарами и услугами, потребляемыми домашними хозяйствами, и изменяя тем самым характер и концепцию ИПЦ. Следует также отметить, что в связи с широким использованием ИПЦ для индексации целого ряда платежей — не только заработной платы, но и пособий по социальному обеспечению, процентных выплат, частных контрактов и т.д. — от их динамики зависят чрезвычайно крупные денежные суммы, достаточные, чтобы оказать серьезное воздействие на состояние государственных финансов. Так, незначительные отличия в динамике ИПЦ в результате использования несколько иных формул или методов могут привести к значительным финансовым последствиям. Таким образом, методология исчисления ИПЦ имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

2.3 Порядок расчета индекса потребительских цен


Расчет ИПЦ на региональном и федеральном уровнях в РФ производится по единой методологии и осуществляется в несколько этапов:

- формирование весов для расчета ИПЦ;

- расчет индивидуальных индексов цен на товар (услугу)-представитель на уровне города;

- расчет агрегатных индексов на товар (услугу)-представитель на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России в целом;

- расчет групповых и сводных индексов потребительских цен на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России в целом.

Исчисление индексов потребительских цен осуществляется на основе двух источников информации:

- средних сопоставимых цен на отдельные товары (услуги) -представители;

- весов для исчисления агрегатных индексов цен на товары (услуги)-представители, а так же групповых и сводных индексов цен.

Средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периодов на товары (услуги)-представители определяются на основании данных регистрации цен. Обеспечение сопоставимости цен, позволяя исключить влияние структурных и ассортиментных сдвигов, является непременным условием исчисления индекса потребительских цен.

Сопоставимой ценой на товар (услугу) с конкретными потребительскими свойствами (ценовую котировку) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом считается цена, зарегистрированная в одной и той же организации торговли (сферы услуг) на один и тот же товар. Для обеспечения сопоставимости ценовой информации (например, в случае отсутствия товаров в продаже в конкретной торговой организации или во всем регионе) используется метод замены.

Средними сопоставимыми ценами на товар (услугу)-представитель в базисном и отчетном периодах считаются цены, рассчитанные из одинакового количества сопоставимых цен на товары с конкретными потребительскими свойствами (ценовых котировок).

При расчете средних сопоставимых цен для исчисления индивидуальных индексов цен должно соблюдаться условие одинакового количества наблюдений цен по товару (услуге)-представителю в городе в течение отчетного года.

При несоблюдении этого правила точность расчета индексов цен будет недостаточной. Так, например, если при неизменных ценах на какой-либо товар-представитель в базисном периоде было зарегистрировано 4 ценовые котировки, а в отчетном периоде – 3 ценовые котировки, среднее значение цен изменится, в то время, как ни на одну из его разновидностей цены не изменились.

Система весов для исчисления ИПЦ включает в себя:

- структуру численности населения, используемую при исчислении агрегатных индексов цен на отдельные товары (услуги)-представители;

- структура потребительских расходов населения, используемая для исчисления групповых и сводных индексов потребительских цен.

Формирование индексов потребительских цен осуществляется с использованием системы классификаторов:

- «Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления» (утвержден постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995г. № 413);

- «Общероссийский классификатор единиц измерения» (утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994г. № 366);

- «Классификатор индивидуального потребления домашних хозяйств по целям» (утвержден постановлением Госкомстата России от 30 января 2001г. № 7);

- Классификаторы товаров и услуг.

Расчет ИПЦ производится с месячной периодичностью. Ежемесячно помимо индекса цен к предыдущему месяцу, исчисляются также индексы цен к декабрю предыдущего года и к соответствующему месяцу предыдущего года. Для пересчета макроэкономических показателей в сопоставимые цены осуществляется расчет индексов цен к соответствующему периоду предыдущего года.

Для расчета указанных индексов используются следующие формулы:

- к декабрю предыдущего года:


Индекс потребительских цен (6)


где: Индекс потребительских цен - сводный индекс цен и тарифов по группе товаров (услуг)-представителей отчетного месяца к декабрю предыдущего года.

- к соответствующему месяцу предыдущего года:


Индекс потребительских цен (7)


где: Индекс потребительских цен – текущий год;

Индекс потребительских цен – предыдущий год;

Индекс потребительских цен – год, предшествующий предыдущему;

Индекс потребительских цен – индекс цен декабря предыдущего года (Т-1) к декабрю года, предшествующего предыдущему (Т-2);

Индекс потребительских цен – индекс цен отчетного месяца текущего года (Т) к декабрю предыдущего года (Т-1);

Индекс потребительских цен – индекс цен соответствующего месяца предыдущего года (Т-1) к декабрю года, предшествующего предыдущему (Т-2).

- к соответствующему периоду предыдущего года:


Индекс потребительских цен (8)


где: Индекс потребительских цен – индекс цен отчетного месяца текущего года к декабрю года, предшествующего предыдущему;

Индекс потребительских цен – индекс цен отчетного месяца предыдущего года к декабрю года, предшествующего предыдущему.

Ежеквартально определяются индексы цен на конец квартала к концу предыдущего квартала, к соответствующему кварталу предыдущего года, к соответствующему кварталу предыдущего года, к предыдущему году.

Для расчета указанных индексов используются следующие формулы:

- на конец отчетного квартала к концу предыдущего квартала текущего года:


Индекс потребительских цен, (9)


где: Индекс потребительских цен – индекс цен последнего месяца отчетного квартала к предыдущему месяцу;

Индекс потребительских цен– индекс цен среднего месяца отчетного квартала к предыдущему месяцу;

Индекс потребительских цен– индекс цен первого месяца отчетного квартала к предыдущему месяцу;

t – отчетный месяц (последний) текущего квартала;

t-1 – средний месяц текущего квартала;

t-2 – первый месяц текущего квартала;

t-3 – последний месяц квартала, предшествующего текущему.

- отчетного квартала к предыдущему кварталу текущего года:


Индекс потребительских цен (10)


- отчетного квартала к соответствующему кварталу предыдущего года:


Индекс потребительских цен (11)


- отчетного квартала к предыдущему году:


Индекс потребительских цен (12)


где: Индекс потребительских цен– индекс цен отчетного квартала (K) к среднегодовым (G) ценам предыдущего года;

Индекс потребительских цен – индекс цен последнего месяца отчетного квартала к декабрю предпредыдущего года;

Индекс потребительских цен– индекс цен среднего месяца отчетного квартала к декабрю предпредыдущего года;

Индекс потребительских цен – индекс цен первого месяца отчетного квартала к декабрю предпредыдущего года;

Индекс потребительских цен– индекс цен первого,……., двенадцатого месяцев предыдущего года к декабрю предпредыдущего года.

Расчет индексов цен на отдельные товары (услуги)-представители, а также сводных индексов цен за квартал, период с начала года, период за ряд лет производится «цепным» методом, т.е. путем перемножения соответственно месячных, квартальных или годовых индексов потребительских цен.

При публикации указанных индексов, рассчитанных «цепным» методом необходимо указывать, что они отражают изменение цен на конец отчетного периода по сравнению с концом базисного периода. Например: за I квартал – март отчетного года к декабрю предыдущего года, за полугодие – июнь отчетного года к декабрю предыдущего года и т.д.

В публикациях и официальных сообщениях данные об индексах потребительских цен на товары и услуги размещаются с одним десятичным знаком после запятой.

Пример.


Таблица 1

Расчет индексов потребительских цен по отдельным группам товаров и услуг и сводного индекса потребительских цен на товары и услуги.

№№ п/п

Наименование групп и видов товаров

(услуг)


Веса

базисного периода

(структура потребительских расходов), % w0

Индексы потребительских цен, в % к концу предыдущего месяца

Январь Ij1

Веса

базисного

периода

в ценах

января, %

w1=Ij1 х w0/100

Индексы потребительских цен, в % к концу предыдущего месяца

Февраль Ij2

Веса

базисного

периода

в ценах

февраля,

%

w2= Ij2 х w1/100



1 2 3 4 5
1 Все товары и услуги 100,00 гр.3/гр.1 х 100 = 101,91 стр.2+стр.13+стр.23= 101,91 гр.5/гр.3 х 100 = 101,83 стр.2+стр.13+стр.23= 103,78
2 Продовольственные товары

стр.3+стр.9

= 58,70

гр.3/гр.1 х 100 = 102,18

стр.3+стр.9

= 59,98

гр.5/гр.3 х 100

= 101,48

стр.3+стр.9

= 60,87

3 Мясо и птица естр. (4:8) = 37,50

гр.3/гр.1 х 100

= 102,93

естр. (4:8)

= 38,60

гр5/гр.3 х 100

= 102,10

естр. (4:8)

= 39,41

4

Говядина (кроме

бескостного мяса)

10,67 103,80 11,08 102,10 11,31
5 Говядина бескостная 4,59 104,20 4,78 101,00 4,83
6

Свинина (кроме

бескостного мяса)

10,73 103,90 11,15 101,90 11,36
7 Куры (кроме куриных окорочков) 8,32 101,40 8,44 104,20 8,79
8 Куриные окорочка 3,19 98,90 3,15 99,00 3,12
9 Масло и жиры естр. (10:12) = 21,20

гр.3/гр.1 х 100

= 100,85

естр. (10:12) =21,38

гр5/гр.3 х 100

= 100,37

естр. (10:12) = 21,46
10 Масло сливочное 9,09 102,20 9,29 101,50 9,43
11 Масло подсолнечное 9,60 99,60 9,56 99,40 9,50
12 Маргарин 2,51 100,60 2,53 100,10 2,53
13 Непродовольственные товары стр.14+стр.19= 27,90 гр.3/гр.1 х 100 = 101,22

стр.14+стр.19

= 28,24

гр5/гр.3 х 100

= 101,20

стр.14+стр.19

= 28,58

14 Электротовары естр. (15:18) =10,50

гр.3/гр.1 х 100

= 101,24

естр. (15:18) =10,63

гр5/гр.3 х 100

= 100,66

естр. (15:18)

= 10,70

15 Холодильник двухкамерный отечественный 2,75 100,60 2,77

100,20


2,78

16

Холодильник

двухкамерный

импортный

3,76 101,30 3,81

100,80


3,84

17

Машина стиральная автоматическая

отечественная

2,75 101,90 2,80

100,70


2,82

18

Электроутюг с

терморегулятором и пароувлажнителем

1,24 100,50 1,25

101,00


1,26

19 Бензин естр. (20:22) = 17,40

гр.3/гр.1 х 100

= 101,21

естр. (20:22) = 17,61

гр5/гр.3 х 100

= 101,53

естр. (20:22)

= 17,88

20 Бензин марки А-76 3,37 102,90 3,47 105,04 3,64
21 Бензин марки АИ-92 12,56 100,90 12,67 100,70 12,76
22 Бензин марки АИ-95 1,47 100,10 1,47 100,50 1,48
23 Платные услуги населению

стр. 24+стр.28

= 13,40

гр.3/гр.1 х 100 = 102,16

стр. 24+стр.28

=13,69

гр5/гр.3 х 100

= 104,67

стр. 24+стр.28

=14,33


24

Городской электрический транспорт

естр. (25:27)

= 2,25

гр.3/гр.1 х 100

= 101,33

естр. (25:27) = 2,28

гр5/гр.3 х 100

= 101,32


естр. (25:27)

= 2,31

25 Проезд в трамвае 0,66 102,10 0,67 100,00 0,67
26 Проезд в троллейбусе 0,82 101,90 0,84 100,60 0,85
27 Проезд в метро 0,77 100,00 0,77 102,30 0,79
28 Коммунальные услуги естр. (29:33) = 11,15

гр.3/гр.1 х 100

= 102,33

естр. (29:33)

= 11,41

гр.5/гр.3 х 100

= 105,35

естр. (29:33)

= 12,02

29 Водоснабжение и канализация 1,88 101,30 1,90 106,10 2,02
30 Отопление 2,93 103,70 3,04 107,20 3,26
31 Горячее водоснабжение 1,92 103,80 1,99 106,80 2,13
32 Газ сетевой 1,22 101,60 1,24 102,10 1,27
33 Электроэнергия 3,20 101,10 3,24 103,00 3,34

2.4 Динамика индекса потребительских цен и цен производителей


Эконометрический анализ показывает, что индекс потребительских цен в России формируется следующим образом. Важнейшим фактором, влияющим на инфляцию, является рост денежной массы. Увеличение расширенной денежной массы (агрегата М2 плюс депозиты в иностранной валюте) сказывается на ускорении инфляции с лагом в 7 и 11-12 месяцев. Рост денежной массы в течение месяца на 1% через год приводит к росту потребительских цен на 0,1%.

Рост мировых цен на сельскохозяйственное сырье также влияет на российскую инфляцию: увеличение этого показателя на 10% через один-пять месяцев ведет к ускорению внутренней инфляции на 0.3%. На индекс потребительских цен влияют и изменения цен производителей. Рост индекса цен производителей на 1% через пять месяцев ведет к увеличению цен потребителей на 0,8%. Проводимая в прошлом году Центральным банком политика укрепления рубля также имела некоторый антиинфляционный эффект: укрепление рубля к доллару на 1% способно сдержать инфляции на 0,1% через семь месяцев. Инфляция традиционно выше в январе и ниже в августе. В январе каждого года традиционно происходит повышение тарифов на такие платные услуги населению, как услуги ЖКХ и транспорт. В августе же замедление роста ИПЦ связано с сезонным снижением стоимости плодоовощной продукции. Наконец, инфляция в России инерционна, и всплеск инфляции в одном месяце формирует повышенные ожидания инфляции в последующем месяце.

Использование полученных зависимостей позволяет рассчитать вклад отдельных факторов в формирование инфляции в 2006-2007 годах и в начале 2008 г. (Приложение 1).

В четвертом квартале 2007 и начале 2008 года действительно повысился вклад в инфляцию цен на сельскохозяйственную продукцию. Однако, рост общего вклада этого фактора в изменение инфляции между 2006 и 2007 годом был небольшим, поскольку общий рост мировых цен на с/х сырье в 2007 г. составил всего только 41% против 30% в 2006 году. Но именно этот фактор можно считать одним из важнейших детерминант инфляции в конце 2007 и начале 2008 годов. В 2007 году увеличился вклад в инфляцию роста денежной массы (3,2% против 3,8%), поскольку рост самой денежной массы также ускорился с 40,5% до 44,2%. Однако в первые месяцы 2008 года влияние этого фактора на инфляцию было небольшим, что является отражением кризиса ликвидности, происходившего осенью 2007 года. Стоит отметить, тем не менее, что начиная с середины 2007 г, т.е. с начала мирового финансового кризиса, наблюдается возрастание эффекта изменения денежной массы на рост ИПЦ. (Динамика ИПЦ за 2006-2009гг. представлена в Приложении 2.) То есть с середины 2007 года один и тот же рост денежной массы стал вызывать больший всплеск инфляции, чем ранее. Это может свидетельствовать о замедлении темпов роста монетизации российской экономики, связанном либо с некоторым ее перегревом, либо с некоторым снижением доверия к рублю в связи с началом мирового финансового кризиса. Тем не менее, основными факторами, определявшими инфляцию в конце 2007-начале 2008 года были рост цен на сельскохозяйственную продукцию и рост инерционной составляющей. В 2007 году вклад последнего фактора в инфляцию увеличился до 4,5% против 3,6% годом ранее, и вклад инерционной составляющей (или инфляционных ожиданий) в инфляцию остается высоким и в начале 2008 года.

Полученные нами результаты позволяют сделать следующие рекомендации в отношении политики по контролю за инфляцией. Меры, направленные на развитие сельскохозяйственного производства в России и мире действительно смогут дать определенный эффект, но этот эффект почувствуется только в отдаленной перспективе. Контроль за ценами на сельскохозяйственную продукцию хоть и дает краткосрочные результаты, в долгосрочном плане не эффективен, и, кроме того, он снижает стимулы для производителей к росту производства. Контроль за денежным предложением является важнейшей переменной влияющей на инфляцию. Однако, это влияние происходит с лагом более чем в пол года. Поэтому для влияния на текущую инфляцию эта мера также имеет ограниченную полезность: только как демонстрация решимости бороться с инфляцией, которая может повлиять на инфляционные ожидания. В период оттока капитала денежная масса в России сужается, и политика в такие момент должна быть скорее сосредоточена на необходимости предотвратить банковский кризис, чем на инфляции. Но при восстановлении притока контроль за денежной массой, в том числе за счет удорожания валюты, вновь должен выйти на первый план.

Анализ индекса цен производителей показал, что в долгосрочном плане эта переменная в основном определяется издержками по оплате труда на единицу продукции, которые, в свою очередь, сильно коррелированны с денежной массой. В краткосрочном периоде инфляция цен производителей может отклоняться от долгосрочного тренда под воздействием таких факторов как: изменение мировых цен на нефть, изменения тарифов естественных монополий, изменение обменного курса рубля к единой европейской валюте, а также роста расширенной денежной массы.

Согласно оценкам, влияние роста нефтяных цен и косвенное влияние тарифов естественных монополий сказывается на динамике инфляции цен производителей уже через один-два месяца: рост цена на нефть на 10% приводит к росту ИЦП на 2,1%, а рост цен тарифов естественных монополий на 10% - к росту ИЦП на 0,7%. В то же время, изменение курса рубля к евро сказывается на росте ИЦП только через год, что, скорее всего, отражает действие долгосрочных торговых контрактов. Рост расширенной денежной массы в течение месяца на 1%, через год приводит к росту ИЦП на 0,15%. Наличие долгосрочной зависимости между уровнем ИЦП и издержками на рабочую силу в единице продукции позволяет говорить о так называемом отложенном характере инфляции цен производителей. По нашим расчетам скорость сходимости цен производителей к своему долгосрочному значению равняется около 8 месяцам.

Факторное разложение роста индекса цен производителей поквартально и в целом за год для 2006-2007 гг. представлено в Приложении 3.

Согласно результатам факторного анализа, главную роль в ускорении роста цен производителей в 2007 г. по сравнению с 2006 г. сыграл рост мировых цен на нефть.

Также, к факторам, приведшим к ускорению темпов роста ИЦП в 2007 г. можно отнести рост инфляционных ожиданий (инерции) и увеличение тарифов естественных монополий. В 2007 г. индекс цен производства и распределения электроэнергии, газа и воды вырос на 12,7% против 10,3% в 2006 г. Кроме того, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. существенно увеличился вклад компоненты корректировки ошибки, то есть роста инфляции, связанного с приближением к долгосрочному тренду. В последние годы рост издержек на рабочую силу в единице продукции обгонял рост цен производителей. Издержки на рабочую силу в единице продукции, рассчитанные на основе индекса промышленного производства, выросли в 2007 г. на 26,6%, и на 24,5% годом ранее. Подстройка индекса цен производителей к росту заработных плат происходила сравнительно медленно, и в 2006 году вклад этого фактора в инфляцию был небольшим. В 2007 году он существенно вырос, что также может быть сигналом о том, что напряженная ситуация на рынке труда становится существенной проблемой для российской экономики. В 2007 году увеличилось количество жалоб работодателей на нехватку рабочей силы, и одновременно в 7 раз увеличилось количество забастовок, на которых выдвигались требования по повышению зарплаты. Это может означать, что российский рынок труда приблизился к состоянию полной занятости, и попытка расширить выпуск без увеличения производительности труда будет приводить в основном к росту зарплат и инфляции. Таким образом, меры по стимулированию процессов создания эффективных при одновременном разрушении неэффективных рабочих мест в экономике выходят сегодня на первый план как меры политики по сохранению устойчивых темпов экономического роста. Без них многие стимулирующие политики будут иметь существенный инфляционный эффект, а их влияние на экономический рост будет незначительным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В условиях замедляющихся темпов роста цен на потребительском рынке повышаются требования к точности расчета индекса потребительских цен, который является одним из важнейших показателей, характеризующих социально-экономическое положение государства и изменение уровня жизни населения (соответствие индекса потребительских цен международным стандартам является важнейшим критерием при его формировании).

ИПЦ - статистический показатель, отражающий динамику стоимости фиксированного набора товаров и услуг, и является основным показателем уровня инфляции.

ИПЦ характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.

 ИПЦ призван решать следующие задачи:

- оценку инфляции

- индексацию доходов

- определение текущих издержек производства

- регулирование реального курса национальной валюты.

Одним из важнейших элементов, определяющих точность расчета индексов цен, является объективно сформированная выборочная совокупность базовых организаций, в которых осуществляется регистрация цен, а также отбор товаров-представителей. В частности, для расчета индекса потребительских цен проблемой остается определение показателей весов индексных переменных, которые должны соответствовать структуре потребительских расходов населения, что влияет на точность расчета индекса.

ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной финансовой и денежно - кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров.

ИПЦ применяется при пересчете макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые цены. Он исчисляется также с целью характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным регионам и Российской Федерации в целом.

Расчет ИПЦ осуществляется в соответствии с формулой Ласпейреса.

Существуют две хорошо известные проблемы, связанные с определением ИПЦ. Во-первых, в реальной жизни потребители меняют стиль своего поведения (следовательно, изменяется и состав потребительской корзины), особенно на изменение цен. Во-вторых, индекс не принимает во внимание качественные сдвиги, а предполагает, что весь рост цен вызван только инфляцией. Экономисты считают, что ИПЦ завышает уровень инфляции. Кроме того, следует иметь в виду, что когда повышаются цены, то повышается и заработная плата (ее минимальный уровень), что служит дополнительным фактором инфляции.

Практика применения индексов в экономике настолько широка, что всего и не перечислишь. С их помощью изучается динамика любых показателей (в промышленном производстве, в сельском хозяйстве, в торговой сфере и т.д.), макроэкономика использует в своей практике индекс - дефлятор (отражает текущий уровень показателя в сопоставимых или базисных ценах), индексы пространственно - территориального сопоставления позволяют провести сравнение не динамики, а двух территорий. Это очень удобно с точки зрения международного исследования.

Важными вопросами в современном развитии статистики цен являются:

разработка методологии и проведение расчетов индексов цен и средних цен на услуги жилищного-коммунального хозяйства для всех категорий потребителей и по отдельным потребителям;

совершенствование методологии статистики цен грузового транспорта, в том числе железнодорожного и трубопроводного транспорта;

повышение точности расчетов индексов цен и средних цен на продукцию сельского хозяйства;

расширение статистического наблюдения за ценами на подакцизные товары;

совершенствование методологии обследования цен производителей и цен приобретения топливно-энергетических ресурсов, в том числе для отдельных категорий потребителей.

Важнейшим направлением модернизации статистики цен является реализация международных стандартов.

Необходима разработка концепции и методологии расчета индекса стоимости жизни, который наряду с индексом потребительских цен является важнейшим социально-экономическим показателем. Актуальность его построения на этапе реформирования государственной статистики определяется кардинальными изменениями в системе обеспечения населения социальными услугами, в том числе жилищно-коммунальными и медицинскими услугами, услугами пассажирского транспорта, и в характере социальных трансфертов для отдельных категорий населения (в части денежных и натуральных социальных льгот).

Существуют проблемы, связанные с расчетом показателей базовой инфляции. Особое внимание необходимо уделить совершенствованию мониторинга цен производителей сельскохозяйственной продукции, цен на промышленные товары, приобретаемые сельскохозяйственными организациями, а также потребительских цен на продовольственные товары, что позволит выявить степень влияния отдельных участников рынка на уровень и динамику цен конечной продукции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Гусаров В.М. Статистика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Индекс потребительского доверия продолжает падать // Аудит. – 2009. - №3. – с.28-29.

Макроэкономический обзор: Инфляция. Март 2008г.

Руководство по индексам потребительских цен: теория и практика. – Вашингтон: Международный валютный фонд, 2007.

Статистика / Под ред. В.С. Мхитаряна. – М.: Экономистъ, 2005.

Статистика финансов / Под ред. М.Г. Назарова. – М.: Омега-Л, 2005.

http://www.indexmoney.org/2.htm

http://www.indexmoney.org/

http://www.garant.ru/newbusref/DOC_49900.htm

http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d010/i011190r.htm

http://www.regnum.ru/news/621777.html

http://www.beratorgroup.ru/razvitie/indpotreb.html

http://www.baltinfo.ru/news/Inflyatciya-v-aprele-sostavila-07

http://www.forextimes.ru/news/lnews1816416.htm

http://www.utro.ru/news/2008/07/16/752492.shtml

http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/estonia/1183241.html

http://www.forextimes.ru/news/lnews218642.htm

http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/ipc_met.htm

http://www.elcode.ru/info/potreb.html

http://www.beratorgroup.ru/razvitie/indpotreb.html

http://www.zerich.ru/comment/28254.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Вклад отдельных факторов в формирование индекса потребительских цен

Индекс потребительских цен

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Индекс потребительских цен за 2009 год

Период В % к предыдущему месяцу В % к декабрю предыдущего года (нарастающим итогом с начала года) В % к соответствующему месяцу предыдущего года
январь 102.4
113.4
февраль 101.7 104.1 113.9
март 101.3 105.4 114.0
апрель 100.7 106.2 113.2
май 100.6 106.8 112.3
июнь 100.6 107.4 111.9

Индекс потребительских цен за 2008 год

Период В % к декабрю предыдущего года (нарастающим итогом с начала года) В % к предыдущему месяцу В % к соответствующему месяцу предыдущего года
январь
102,3 112,6
февраль 103,5 101,2
март 104,8 101,2
апрель 106,3 101,4 114,3
май 107,7 101,4 115,1
июнь 108,7 101,0 115,1
июль 109,3 100,5 114,7
август 109,7 100,4 115,0
сентябрь 110,6 100,8 115,0
октябрь 111,6 100,9 114,2
ноябрь 112,5 100,8 113,8
декабрь 113,3 100,7

Опубликовано: «Российская Бизнес-газета», N 8, 04.03.2008


Индекс потребительских цен за 2007 год

Период В % к декабрю предыдущего года (нарастающим итогом с начала года) В % к предыдущему месяцу В % к соответствующему месяцу предыдущего года
январь
101,7 108,2
февраль 102,8 101,1
март 103,4 100,6
апрель 104 100,6
май 104,7 100,6
июнь 105,7 101,0
июль 106,6 100,9
август 106,7 100,1
сентябрь 107,5 100,8
октябрь 109,3 101,6
ноябрь 110,6 101,2
декабрь 111,9 101,1

Опубликовано: «Российская Бизнес-газета», N 25, 10.07.2007


Индекс потребительских цен за 2006 год

Период В % к декабрю предыдущего года (нарастающим итогом с начала года) В % к предыдущему месяцу В % к соответствующему месяцу предыдущего года
январь
102,4 1, 2 110,7 1
февраль 104.1 101,7 2
март 105.0 100,8 2
апрель 105.4 100,4 2
май 105.9 100,5
июнь
100,3
июль 106,9 100,7 3
август 107,1 100,2 3
сентябрь 107,2 100,1 3
октябрь 107,5 100,3
ноябрь 108,2 100,6
декабрь 109,0 100,8

Опубликовано в:

<1> «Российская Бизнес-газета», N 9, 07.03.2006

<2> «Российская Бизнес-газета», N 29, 08.08.2006

<3> «Российская газета», N 230, 13.10.2006 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Факторный анализ инфляции индекса цен производителей

Индекс потребительских цен

а отложенный эффект роста издержек на единицу продукции

Рефетека ру refoteka@gmail.com