Рефетека.ру / Экономика

Контрольная работа: Инвестирование и лизинг

Содержание


Введение

1. Лизинг как капиталосберегающая форма инвестирования

2.Оценка жизнеспособности инвестиционного процесса

Заключение

Список литературы


Введение


Актуальность работы состоит в том, что исследование проблем инвестирования всегда находилось в центре экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. Конкретно в Украине все термины, связанные с инвестициями, стали употребляться относительно недавно. Поэтому, их уяснение является необходимым условием дальнейшего описания данной проблемы.

Вопрос о сохранности сбережений стоял в России в последнее десятилетие особенно остро. Сохранность не только в смысле защищенности от обмана, мошенничества, воровства, а скорее защищенности от инфляции, которая с переменным успехом перерастала периодически в гиперинфляцию. Кризис 17 августа и последовавшая за ним инфляция, доходившая до 200 % в течение следующего месяца, снова поставили под вопрос эффективность российской экономики и, прежде всего способов сбережения накоплений. Обесценение, которых приводит к снижению жизненного уровня населения, уменьшения потребления и как следствие к падению общего спроса на внутреннем рынке, что негативно отражается на всей экономической системе России.

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть инвестиционные процессы. Для этого надо решить следующие задачи:

Лизинг как капиталосберегающая форма инвестирования

Оценка жизнеспособности инвестиционного процесса


1. Лизинг как капиталосберегающая форма инвестирования


Попытки определить сущность лизинга и дать соответствующую формулировку с точки зрения только одного из участников лизинговой сделки приводят к подмене понятий сущности лизинга конкретной формой его применения. Так, для поставщика оборудования лизинг может рассматриваться как эффективная форма сбыта своего товара. Для лизингополучателя - это капиталосберегающая форма финансирования инвестиций, а для лизинговой компании - вид предпринимательской деятельности.

Специфика лизинга как экономической категории состоит в том, что в системе экономических отношений субъектов лизинговой сделки происходит процесс отделения капитала-собственности от капитала-функции. Экономические отношения предопределяют принадлежность объекта лизинговой сделки в различных формах одновременно как собственность - лизингодателю, а как функции капитала - лизингополучателю.

Экономические отношения в лизинговой сделке возникают по двум направлениям: отношения по купле-продаже и отношения, связанные с использованием имущества. Эти отношения реализуются с помощью двух видов договоров: купли-продажи имущества и договора финансового лизинга. Оба направления лизинговой сделки тесно взаимосвязаны, ее участники постоянно взаимодействуют между собой. Определяющими являются, конечно, отношения по передаче имущества во временное пользование с уплатой лизинговых платежей. Они реализованы в договоре о финансовом лизинге. Экономическим отношениям по купле-продаже имущества отводится второстепенная роль, поскольку здесь не затрагиваются ничьи интересы. Это направление экономических интересов реализуется в договоре купли-продажи имущества.

Изложенное позволяет сделать вывод, что недостаточно определять финансовый лизинг только как вид предпринимательской деятельности. Сущность финансового лизинга отражает система экономических отношений по поводу приобретения в собственность имущества с последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату.

Рынок лизинговых услуг - многообразный и расширяющийся, поэтому законодательно должно быть предусмотрено гораздо большее количество форм лизинга, как это излагается в специальной литературе и применяется в зарубежной практике. Например, по объему обслуживания различают чистый; полный, или мокрый, лизинг; частичный; по типу финансирования - срочный, возобновляемый, генеральный; по составу участников лизинговой сделки - прямой, косвенный, с участием множества сторон, или раздельный. Тот факт, что многие формы лизинга в настоящее время у нас пока не применяются на практике, не может быть препятствием для того, чтобы законодательно предусмотреть возможность их появления и развития в последующем.

Финансовый лизинг - один из наиболее распространенных в мировой экономике видов лизинга. Он представляет собой лизинг с полной выплатой стоимости имущества. Срок, на который передается имущество во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. Финансовый лизинг основан на быстроте и гибкости, поэтому он популярен среди клиентуры, предъявляющей спрос на самые разные объекты лизингового финансирования. Этому способствует также применение множества различных форм финансового лизинга, которые получили самостоятельное название (внутренний, внешний, возвратный, прямой, раздельный, револьверный и т.д.). В дальнейшем более подробно будут рассмотрены только те виды и формы лизинга, которые в большей степени подходят к специфическим условиям работы отечественных предприятий.

Оперативный лизинг характеризуется тем, что срок пользования имуществом значительно короче срока амортизации, и это позволяет арендодателю многократно передавать имущество в лизинг. Причем арендаторы часто имеют право досрочно возвратить взятое имущество и в результате получают возможность постоянно использовать в производстве самое современное оборудование. Однако частая замена оборудования под силу только высокорентабельным предприятиям, имеющим значительные средства для своих инвестиций в производство. Кроме того, при оперативном лизинге, в отличие от финансового, лизингодатель несет ряд обязательств, связанных с оборудованием, - осуществляет его установку, монтаж, техобслуживание. Подобное сервисное обслуживание, связанное с частой заменой оборудования, недоступно большинству предприятий, находящихся в кризисном финансовом положении. Предметом оперативного лизинга для благополучных в финансовом отношении предприятий обычно выступает оборудование с высокими темпами морального старения.1

Возвратный лизинг - разновидность финансового. При возвратном лизинге собственником имущества изначально является будущий лизингополучатель. Именно он продает его лизингодателю, а затем заключает с ним договор аренды на это имущество. Таким образом, первоначальный собственник получает от лизинговой компании полную стоимость оборудования или другого имущества, сохраняя за собой право владения, и лишь выплачивает периодические платежи за пользование оборудованием.

По нашему мнению, подобная схема лизинга может быть широко распространена именно в российских экономических условиях, поскольку позволяет предприятиям, испытывающим острый недостаток собственных оборотных средств, пополнить их за счет фактической рассрочки платежей.

По действующему законодательству требуются как минимум три субъекта лизинга, три стороны: лизингодатель, лизингополучатель, поставщик лизингового имущества. В проведении лизинговых сделок возрастает роль коммерческих банков, страховых компаний, а также инвестиционных фондов.

Лизингодатель - юридическое лицо или гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, осуществляющие лизинговую деятельность. Организацией, чаще всего являющейся лизингодателем, обычно выступает лизинговая компания, которая свою деятельность осуществляет по лицензии. Лицензию лизинговые компании получают на срок до 5 лет.

Лизингополучатель - юридическое лицо или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью. По договору о лизинге они берут имущество в пользование, а его владельцем остается лизингодатель.

Поставщик лизингового имущества - предприятие-изготовитель или торговое предприятие, или любое другое лицо, которое продает лизингодателю имущество, ставшее объектом лизинговой сделки.2

Подобный законодательный подход не позволяет производителям оборудования выступать в качестве лизингодателей. Это не соответствует и международной практике. По нашему мнению, должно быть законодательно допустимо, чтобы производители оборудования могли выступать в качестве лизингодателей. При этом необходимо осуществлять лицензирование лизинговых сделок так, как это предусмотрено для лизинговых компаний.

«Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ 26 февраля 1995 г. № 167, распространяется в настоящее время только на компании — нерезиденты России. Учитывая большую потребность в зарубежном оборудовании и богатый опыт проведения лизинговых сделок зарубежными компаниями, как нашим кажется, целесообразно было бы пересмотреть условия лицензирования и выдавать лицензии на занятие лизинговой деятельностью в России зарубежным фирмам и совместным предприятиям. Безусловно, при этом необходим четкий гарантированный контроль за соблюдением российского законодательства по проведению лизинговых сделок.

Обязательным условием лицензирования лизинговой деятельности является требование, чтобы доход от реализации лизинговых услуг у лизинговой компании составлял не менее 40% общего объема доходов по итогам хозяйственной деятельности за год. Такая законодательная норма для российских лизингодателей неприемлема, поскольку многие лизинговые компании находятся в затруднительном финансовом положении. Поэтому в условиях экономического кризиса они вынуждены заниматься не только лизинговыми, но и другими видами хозяйственной деятельности. Например, для банков или предприятий - производителей оборудования, предназначенного для лизинга, лизинговая деятельность становится просто невозможной.

Указанное требование для лицензирования лизинговой деятельности должно быть отменено. С учетом опыта работы российских лизинговых компаний обязательным условием лицензирования должно быть наличие факта проведения лизинговой сделки независимо от прочих видов деятельности компании или предприятия, а также от стоимости лизингового оборудования (т.е. без ее учета), величины платежей, периодичности лизинговых сделок и т.д. Именно такой порядок принят в других областях предпринимательской деятельности. Например, коммерческий банк хочет получить лицензию на операции с драгоценными металлами. При выдаче лицензии Центральный банк РФ не учитывает весь объем банковских операций и удельный вес среди них операций с драгоценными металлами.3

В целях создания необходимых условий для развития лизинга в России, а также защиты интересов и прав его субъектов (участников) определен порядок получения лицензии лизинговыми компаниями. Министерству экономического развития и торговли РФ предоставлено право осуществлять лицензирование лизинговой деятельности. Оно может передать полномочия по лицензированию органу исполнительной власти субъекта РФ при условии, что соответствующая деятельность осуществляется в рамках территории субъекта Федерации. Лицензии, выданные данным Министерством, действительны на всей территории России, а выданные органами исполнительной власти субъектов РФ - на территории этого субъекта РФ. Установлен четкий перечень документов, необходимых для получения лицензии:

1. Заявление установленного образца с просьбой о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии.

2. Копии учредительных документов лизинговой компании.

3. Копия свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании.

4. Справка Министерства РФ по налогам и сборам о постановке лизинговой компании на учет.

5. Документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании.

6. Баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период.

7. Копия акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или акта проверки ее Министерством РФ по налогам и сборам. 8. Документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.

В случае отсутствия нотариально заверенных копий учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании предъявляются их оригиналы. Вновь создаваемые лизинговые компании освобождаются от представления документов, указанных в подпунктах 6 и 7 настоящего пункта.

В действующих нормативных актах и в Законе «О лизинге» не регламентируются действия лизингодателя в отношении лизингополучателя, когда он становится неплатежеспособным. На практике лизинговые компании используют различные гарантии, прежде всего банковскую и поручительство.

Наиболее точно этот вопрос сформулирован в ст. 13 Оттавской конвенции по международному финансовому лизингу, где предусмотрена ответственность неплатежеспособного лизингополучателя. Известно, что обязанность лизингополучателя состоит в своевременной оплате периодических лизинговых платежей, использовании имущества в целях, предусмотренных договором лизинга, и поддержании его в работоспособном состоянии с учетом морального и физического износа. Оттавской конвенцией предусмотрены следующие гарантии:

В случае нарушения договора пользователем лизингодатель вправе потребовать причитающиеся ему невыплаченные периодические платежи вместе с процентами и убытками.

Если нарушение лизингополучателя существенно, то лизингодатель вправе потребовать ускоренной выплаты оставшихся лизинговых платежей, если это предусмотрено договором, или расторгнуть договор лизинга, после чего восстановить владение имуществом и потребовать возмещения убытков, поставивших его в положение, в котором он находился бы при надлежащем выполнении пользователем договора лизинга. Таким образом, прекращение договора лизинга не освобождает лизингополучателя от выплаты оставшихся лизинговых платежей, предусмотренных договором лизинга.

В договоре лизинга могут быть предусмотрены способы погашения убытков.

Если лизингодатель прекратил действие договора лизинга, то он не вправе использовать положение договора лизинга об ускоренной выплате будущих лизинговых платежей.

В целях развития финансового лизинга в инвестиционной сфере, по нашему мнению, указанные положения Оттавской конвенции должны быть введены в российское законодательство о лизинговой деятельности.

Большой интерес вызывают меры государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (фирм). В Федеральном законе «О лизинге» они предусмотрены в основном в рамках тех мероприятий, которые были приняты постановлением Правительства РФ № 633 от 29 июня 1995 г. «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности».4

Меры государственной поддержки лизинговых организаций, устанавливаемые по решению Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции, могут быть следующие:

- предоставление государственных гарантий для реализации лизинговых проектов;

- предоставление участникам лизинговых операций права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений и вкладывать полученные средства в свою деятельность;

- предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;

- освобождение от налогов лизинговых платежей в течение первого года после создания лизинговой компании;

- освобождение хозяйствующих субъектов-лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договора финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет;

- освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, полученную ими от предоставления кредитов на срок три года и более для реализации операций финансового лизинга (выполнение лизинговых договоров);

- освобождение хозяйствующих субъектов-лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга;

- предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям с целью создания благоприятных экономических условий для их деятельности;

- меры по формированию и совершенствованию нормативно-правовой базы, направленной на защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговых сделок.

Анализ приведенного перечня мер государственной поддержки деятельности лизинговых организаций показывает, что в основном они носят декларативный характер и по существу повторяют те пункты правительственного постановления № 633, которые не выполнены. Так, не были внесены изменения и дополнения в налоговое законодательство в части освобождения лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет. Банки по-прежнему платят налог на прибыль, полученную ими от предоставления кредитов на срок три года и более для реализации операций финансового лизинга. Не было введено частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин.

Критическое отношение вызывают намерения законодателей утвердить отраслевые формы государственной поддержки. Прежде всего это касается поддержки лизинговых операций в авиации и других видах транспорта, а также в агропромышленном комплексе. Аргументов, доказывающих целесообразность государственной поддержки развития лизинга именно в данных отраслях, а не, например, в точном машиностроении, приборостроении и других, определяющих научно-технический прогресс, не имеется.


2. Оценка жизнеспособности инвестиционного процесса


Период времени между началом осуществления проекта и его ликвидацией принято называть инвестиционным циклом.

Инвестиционный цикл принято делить на фазы, каждая из которых имеет свои цели и задачи:

- пред инвестиционную от предварительного исследования до окончательного решения о принятии инвестиционного проекта;

- инвестиционную включающую проектирование, заключение до говора или контракта, подряда на строительные работы и т.п.;

- операционную (производственную) стадию хозяйственной деятельности предприятия (объекта);

- ликвидационную когда происходит ликвидация последствий реализации ИП.

Пред инвестиционная фаза включает несколько стадий:

а) определение инвестиционных возможностей;

б) анализ с помощью специальных методов альтернативных вариантов проектов и выбор проекта;

в) заключение по проекту;

г) принятие решения об инвестировании.

Каждая стадия инвестиционного проекта должна способствовать предотвращению неожиданностей и возможных рисков на последующих стадиях, помогать поиску самых экономичных путей достижения заданных результатов, оценке эффективности ИП и разработке его бизнес плана.

На пред инвестиционной фазе необходимо сформулировать инвестиционный замысел (идентифицировать проект). Идеи осуществления инвестиционного проекта появляются в связи с неудовлетворительным спросом на товары и услуги, наличием временно свободных средств, желанием реализовать предпринимательские способности и т.п. Как правило, рассматривается несколько вариантов бизнес идеи и отклоняются варианты, предполагающие высокую стоимость, чрезмерный риск, отсутствие надежных источников финансирования. 5

Инвестиционный замысел отражается в Декларации о намерениях. В Декларации содержатся сведения об инвесторе, местоположении объекта, технических и технологических характеристиках инвестиционного проекта, потребности в различных ресурсах (трудовых, сырьевых, водных, земельных, энергетических), источниках финансирования, воздействии объекта на окружающую среду, сбыте готовой продукции.

Следующим необходимым документом является Обоснование инвестиций. Этот документ разрабатывается с учетом требований государственных органов и обязательно должен пройти экспертизу. В Обоснованиях инвестиций отражается общая характеристика отрасли и предприятия, цели и задачи проекта, характеристика объектов и сооружений, обеспечение ресурсами, текущее состояние и прогноз рынка продукции, структура управления проектом и оценка эффективности инвестиционного проекта.

Данный документ служит основанием для оформления, в случае необходимости, акта выбора земельного участка.

В рамках обоснования инвестиций рассматривается вопрос о жизнеспособности проекта. Жизнеспособность проекта оценивают с точки зрения стоимости, срока реализации и доходности. Оценка позволяет выявить надежность, окупаемость и результативность проекта. Жизнеспособность проекта означает его способность генерировать денежные потоки не только для компенсации вложенных средств и риска, но и получения прибыли.

Как правило, оценка осуществляется с помощью методов анализа эффективности проектов.

При принятии решения об инвестировании денежных средств в проект важную роль играет экспертиза проекта. Экспертиза оценка проекта в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает интересы государства, права физических и юридических лиц или не отвечает установленным требованиям стандартов, а также для определения эффективности осуществляемых вложений. Инвестиционные проекты, которые осуществляются за счёт или с участием бюджета различного уровня, которые требуют государственной поддержки или гарантии, подлежат государственной комплексной экспертизе.

Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу проектов по вопросам целесообразности осуществления проекта, о его соответствии градостроительным, санитарным, экологическим, социальным требованиям.

Работа по проведению экспертизы осуществляется группой экспертов, которая готовит заключение, где содержатся окончательные выводы о целесообразности реализации проекта, а также оценка технических, финансовых, экономических, экологических и социальных аспектах проекта.

Завершающим этапом пред инвестиционных исследований является разработка технико-экономического обоснования( ТЭО). Технико-экономическое обоснование это комплект расчётно-аналитических документов, отражающих исходные данные по проекту, основные технические, технологические, расчётно-сметные, оценочные, конструктивные, природоохранные решения, на основе которых возможно определить эффективность и социальные последствия проекта.

ТЭО является обязательным документом при финансировании капитальных вложений из государственного бюджета (полностью или на долевых началах), централизованных фондов министерств и ведомств, собственных ресурсов государственных предприятий.

Разработка ТЭО осуществляется юридическими и физическими лицами, получившими лицензию на выполнение соответствующих видов проектных работ. 6

На практике не существует единой, универсальной модели ТЭО. Но зарубежный и отечественный опыт позволяет дать примерную структуру разделов ТЭО:

1. Предпосылки и основная идея проекта.

2. Анализ рынка и маркетинговая стратегия.

3. Обеспеченность ресурсами.

4. Место размещения инвестиционного объекта и окружающая сре да.

5. Проектирование и технология.

6. Организационная схема и управление предприятием.

7. Трудовые ресурсы.

8. Реализация проекта.

9. Финансовый анализ и оценка инвестиций.

10. Резюме.

Инвестиционная фаза заключается в принятии стратегических плановых решений, которые должны позволить инвесторам определить объемы и сроки инвестирования, а также составить наиболее оптимальный план финансирования проекта. В рамках этой фазы осуществляется заключение контрактов и договоров подряда, проводятся капитальные вложения, строительство объектов, пусконаладочные работы и др.

Операционная (производственная) фаза инвестиционного проекта заключается в текущей деятельности по проекту: закупка сырья, производство и сбыт продукции, проведение маркетинговых мероприятий и т.п. На этой стадии проводятся непосредственно производственные операции, связанные с взаиморасчетами с контрагентами (поставщиками, подрядчиками, покупателями, посредниками), формирующие денежные потоки, анализ которых позволяет оценивать экономическую эффективность данного инвестиционного проекта.

Ликвидационная фаза связана с этапом окончания инвестиционного проекта, когда он выполнил поставленные цели либо исчерпал заложенные в нем возможности. На данной стадии инвесторы и пользователи объектов капитальных вложений определяют остаточную стоимость основных средств с учетом амортизации, оценивают их возможную рыночную стоимость, реализуют или консервируют выбывающее оборудование, устраняют в необходимых случая последствия осуществления ИП. 7

Ликвидационная фаза может возникнуть и в случае преждевременного закрытия проекта независимо от степени достижения поставленных целей. Подобное решение может быть вызвано изменением планов инвестора, недостатком средств на осуществление проекта, ошибками в рас четах, появлением альтернативных проектов и др. Если имеется потенциальная вероятность возобновления проекта, процесс закрытия должен предусматривать подготовку к будущему восстановлению организационной структуры проекта и возможность возобновления работ.

Когда проект пришел к нормальному или преждевременному завершению, проблему закрытия проекта следует рассматривать как особый проект, одноразовую уникальную задачу со специфическими ограничениями ресурсов

Заключение


Цель работы достигнута, мы рассмотрели инвестиционные процессы. В нашей стране инвестиции играют важнейшую роль в развитии сельского хозяйства, так как именно оно является ключевым в формировании экономики нашей страны. В системе воспроизводства инвестициям принадлежит важнейшая роль в деле возобновления и увеличения производственных ресурсов, а, следовательно, и обеспечении определенных темпов экономического роста.

Под инвестициями понимаются те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, то есть на расширение или модернизацию производственного аппарата. Что касается классификации инвестиций, то можно сказать, что они различаются между собой по нескольким признакам: по объектам вложения средств, по характеру участия в инвестировании, по периоду инвестирования, по формам собственности, по инвестиционной территории и по способу учета средств. Также существует два основных вида инвестиций: портфельные и реальные, но кроме них существуют и так называемые интеллектуальные инвестиции.

В заключение отметим, что характеристикой инвестиционной деятельности является инвестиционная активность, отражающая в динамике размер и структуру инвестиционного портфеля. Здесь под понятием портфель мы понимаем всю совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной цели субъекта инвестиционной деятельности. И чем больше объем портфеля, чем разнообразнее его структура, тем для хозяйствующего субъекта, а также инвестора, яснее стратегическая перспектива. Общественное значение инвестиционной активности определяется ее содержанием (структурой инвестиций), направленностью и тем, насколько она отвечает объективным потребностям экономики в стратегической перспективе.

Список литературы


Бернс, Хаврвнек Руководство по оценке эффективности инвестиций, К, 2006г. 327с.

Инвестиционный анализ: теория выбора (оценка инвестиционных проектов). // Инвестиции в России, 2007, №1/2

Инвестиционное проектирование, // Деньги и кредит, 2005, №1

Лимитовский М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений., М, 2007г. 264с.

Методы оценки инвестиций, // Аудитор, 2006, №2

Расчет показателей при оценке эффективности инвестиционного проекта.// Экономика строительства,2005, №12

Старк, Как рассчитать эффективность инвестиций, М, 2004г.361с.

Гитманк, Джонк, Основы инвестирования, СПБ, 2007г. 206с.

Хеннигер, Крюгер “Руководство по изучению учебника Гитмана и Джонка “Основы инвестирования”, СПБ, 2007г. 318с.

Холт, Роберт, Баренс Планирование инвестиций, М.1998г.

Шарп и др. Инвестиции, М. 2008. 248с.

Экономическая эффективность инвестиций: показатели и методы определения, // Экономист, 2008, №12

1 Галанова В.А, Басова А.И. Рынок ценных бумаг, М.2006. с. 61с.

2 Бормвич М.К. Анализ экономической эффективности капвложений, М, 2004. с. 17.

3 Анализ инвестиционных проектов: подход зарубежных инвесторов, // ЭКО, 2008, №10

4 Долан Э., Линсдей Д., Рынок: микроэкономическая модель., СПБ, 2007г. С. 54.

5 Критерии оценки инвестиционной привлекательности проектов.// Финансы 2007, №12

6 Ковалев А.И, Привалов В.П, Анализ финансового состояния предприятия, М, 2007. с.17.

7 Чепурина М.Н. Курс экономической теории, Киров, 2007. с.13.

Рефетека ру refoteka@gmail.com