Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Зарождение экономической теории

Содержание


Введение

1. Зарождение и развитие экономической теории

2. Методы экономической теории

3. Анализ метода экономики

Заключение

Список использованной литературы


Введение


«Экономическая наука - это наука об управлении редкими ресурсами». Она изучает формы, которые принимает человеческое поведение при использовании этих ресурсов; она изучает и объясняет, каким образом индивидуум или общество направляет ограниченные средства на удовлетворение своих многочисленных и неограниченных потребностей.

Современная экономическая теория призвана соединить потенциал фундаментальных основ и методологическую вооруженность политической экономики с инструментарно - методическим аппаратом и прагматичной ориентированностью экономики.1

Экономическая теория - это наука о видах деятельности связанных с обменом, с денежными сделками.

Экономическая теория - это наука об использовании редких органических ресурсов.

Экономическая теория - это наука о жизнедеятельности и получении средств к существованию.

Экономическая теория - это наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления.

Экономическая теория пользуется следующими методами:

Метод научной абстракции.

Метод анализа и синтеза.

Метод индукции и дедукции.

Метод восхождения от простого к сложному.

Метод единства логического и исторического подходов.

Метод количественного и качественного анализов.

Экономический эксперимент.

Позитивный метод.

Нормативный метод.

Системный метод.

Математические методы.

Цель работы рассмотреть методы экономической теории.

Объектом исследования является экономическая теория.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основные из которых следующие:

- рассмотреть зарождение и развитие экономической теории;

- рассмотреть методы экономической теории;

- рассмотреть анализ метода экономики.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


1. Зарождение и развитие экономической теории


Данная тема занимает особое место в структуре обшей экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие приемы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества.

Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории, При изучении этой темы студенты получают представление о целом ряде новых категорий, иных постановок проблем, оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения всего дальнейшего курса.2

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.

Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые - философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.

Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов,

Мыслители Древнего Рима—Сенека (4-65 гг. дон, э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь.3

Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.

Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали система учения об экономике.

Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось ее название — политическая экономия (от греческих слов: «политейя» — общество, «ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — закон). Таким образом, политическая экономия — наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «меркан-те» — купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото).

Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности — международной торговле, когда товары покупались в одной стране по более низким ценам, а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы — Томас Манн (1571-1641 гг.). Идеи меркантилизма — государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле — используются и в современной экономике.

Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот.

При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.4

Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в переводе с греческого — власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль — сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и представляется даром природы.

Отсюда рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа.

Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров. А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.

Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль).

Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории, в конечном счете, стать подлинной наукой. В это же время формируются взгляды утопического социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца». Позднее в это учение внесли вклад Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн.5

На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление.

До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась в основном в рамках марксистской школы. В любом серьезном исследовании истории экономической мысли этой школе уделяется большое внимание.

Так, П. Самуэльсон и В. Нор-дхаус ставят «Капитал» К. Маркса в один ряд с «Богатством народов» А. Смита и «Общей теорией занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса, рассматривая все эти произведения как узловые пункты развития мировой экономической теории.

К числу современных направлений экономической мысли относится неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия.

Экономическое хозяйство рассматривается ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос и предложение, потребность и потребление.

В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы — А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).

Развивается и теория общего динамичного равновесия (Л. Вальрас), с помощью, которой можно установить то, как спрос на товары и услуги влияет на спрос на факторы производства (труд, землю, капитал).

В современной экономической теории следует выделить несколько крупных направлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально - социологическое.

Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в денежных измерителях и др.).

Особо следовало бы подчеркнуть роль и течение экономической мысли России. Развитие ее начинается с образования всероссийского рынка в XVII в. и трактовок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нашокина (1605-1680 гг.) Его взгляды — проявление русского меркантилизма в централизованном государстве.6

В последующем экономические воззрения представлены такими учеными, как И. Т. Посошков (1652-1726 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), М. М. Сперанский (1772-1839 гг.), а также трудами А. Н. Радищева, А. И. Герцена, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. Они обосновывали необходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе проведения финансовых, аграрных и промышленных реформ.

Особое место в истории российской экономической мысли занимает марксистское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столетия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценных растений, душило прогрессивные экономические трактовки, хотя они и развивались. Особую ценность представляют идеи Н. Д. Кондратьева (1891-1938 гг.), разработавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А. В. Чаянова (1888-1938 гг.), обосновавшего организационно - производственные направления в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве. К сожалению, под влиянием диктатора Сталина многие направления экономических трактовок объявлялись «политически вредными для социализма».

В современный период перестройки экономики в России, демократии и гласности ученые интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ применительно к экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики.

Некоторые видные представители этой школы — Е. Гайдар, С. Шаталин, Г. Явлинский и др., обосновывают необходимость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на основе использования монетаризма и разумного государственного регулирования.

Все экономические явления и процессы развиваются под воздействием экономических законов. Что такое экономический закон?7

Это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно - следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах. Это законы развития отношений производства, распределения, обмена и потребления.

Между законами развития общества (экономическими законами) и законами природы существуют общие черты и различия. Общее между ними то, что, как и законы природы, экономические законы объективны, т. е. действуют независимо от воли и сознания людей. Различия же заключаются в следующем:

• экономические законы являются законами человеческой деятельности. Они возникают в процессе деятельности людей и осуществляются через нее. Законы природы действуют и вне человеческого общества, например закон всемирного тяготения;

• законы природы вечны, экономические законы исторически преходящи;

• открытие и применение экономических законов требуют определенных усилий, так как это использование встречает сильное противодействие отживающих сил общества.

Экономические законы объективны, т. е. не зависят от воли и сознания людей, людьми они не изобретаются (как, например, законы юриспруденции). Однако встает вопрос, могут ли быть эти законы познаны человеком и использованы в экономической жизни.8

Ответ на этот вопрос однозначен. Необходимо научное познание экономических законов и сознательная реализация их требований обществом. Кроме экономических законов общая экономическая теория изучает экономические категории, т. е. логические понятия, представляющие собой теоретическое выражение реальных условий жизни общества, например товар, стоимость, деньги, равновесие, спрос, предложение и т. д.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов — закономерности развития общества. В этой системе неверно выделять какие-то основные, главные законы.

С позиций системного подхода к анализу общественной жизни все законы важны и взаимосвязаны. Нарушение в использовании одного закона нарушает всю систему и равновесие в обществе.

Экономическая наука классифицирует законы в общей системе по крупным группам: специфические и общеэкономические законы.

Специфические экономические законы — это законы развития конкретно - исторических форм хозяйствования.

Общие экономические законы — это законы, свойственные всем историческим эпохам, они связывают их в единый исторический процесс поступательного развития. Это законы возвышающихся потребностей, разделения общественного труда и другие.

Предмет исследования экономической теории находится в стадии научной разработки и эмпирической адаптации.

До 90-х годов в стране преобладающее значение в формировании экономического мировоззрения и экономического мышления занимала марксистская политэкономия. Вся литература по социально - экономическим вопросам сводилась к популяризации К. Маркса и его учения.9

Поэтому мировая экономическая литература прошла почти незамеченной, так как она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономисты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Появились такие надуманные понятия, как непосредственно общественный продукт, непосредственно общественный труд и т. д.

Предметом исследования политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу фактов являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности.

Из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата и господство командно - административной системы. При исследовании производственных отношений акцент делался на их социально-классовом характере.

Такой сугубо классовый подход в экономике приводил к игнорированию объективных условий, искажению реальной экономической среды, недооценке общечеловеческих условий и цивилизованных факторов развития. Все это завело экономическую теорию и практику хозяйствования в тупик, объективно породило потребность в изменении предмета исследования и названия курса.

С 40-х годов XIX в. экономисты переключили свое внимание на исследование не общественных, а вещественных связей в хозяйстве. Возникает направление экономической мысли, именуемое «Экономикс» (П. Самуэльсон), объявляется поиск методов рационального использования ограниченных ресурсов для достижения тех или иных альтернативных целей. Организация производства, труда, сбыта продукции в фирме — предмет «Экономикс».

Представляется, что в постиндустриальном обществе экономическая теория выступает в качестве общеметодологической экономической науки, имеющей свой предмет и объект анализа.10

Одни экономисты сводят курс экономической теории только к анализу рынка и ценообразования.

Другие, подчеркивая ее универсальность, отмечают, что это наука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и средств к существованию.

Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов, вновь возвращаясь к политэкономии, отмечают, что общая экономическая теория изучает экономические отношения в различных системах и типах деятельности.

Как видим, общепризнанного определения предмета общей экономической теории нет, хотя большинство экономистов признают, что это универсальная наука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека.11

Напрашивается необходимость обоснования собирательного понятия экономической теории как общественной науки, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Причем ограниченность ресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это и имеет место), а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно. Ограниченность ресурсов порождает конкуренцию за их использование. Она отражает противоречия между наличием ресурсов и возможностью их использования, которое разрешается при трех способах организации производства:

• основанного на обычаях и традициях, так называемое традиционное производство;

• на основе командно - административной системы;

• на основе рыночной системы организации общественного хозяйства. Эти системные организации могут сосуществовать в сочетании и комбинации друг с другом, образуя транзитивную экономику.

Таков первый блок проблем, охватываемых курсом экономической теории. Это блок важный, но не всеобъемлющий, не определяющий существенные целевые функции производства и обмена.

Как методологическая наука экономическая теория, прежде всего, призвана исследовать вопросы места производства и обмена в развитии общества. Человечество не может существовать, не потребляя и не обмениваясь результатами труда: материальными, духовными и социальными благами. Постоянное увеличение их производства и поступление в обмен образует экономический рост общества. Он наиболее концентрированно отражает результаты общественного труда, его нравственные и духовные начала.

Экономический рост — показатель и источник экономической динамики. Таков второй блок проблем предмета экономической теории.

Именно поэтому предметом общей экономической теории выступают также закономерности и факторы экономического роста как в пофазной динамике воспроизводства: производстве, распределении, обмене и потреблении, так и на более отдаленном этапе общественного развития («длинная волна»).

Экономический рост — содержание (стержень) экономической теории как науки. Он характеризует общее состояние экономики и возможную ее динамику, образующую конъюнкт - тупное состояние национального хозяйства.12

Через призму экономического роста анализируются различные подходы и взгляды экономистов, и формируется собственная позиция адекватности экономики историческим, национальным и другим традициям.

С учетом использования потенциальных возможностей экономического роста рассматривается становление и функционирование товарного производства и рыночных отношений в конкретных социально - исторических условиях, а также альтернативные теории формирования стоимости на основе предельной полезности блага и услуги.

Это же предполагает исследование структуры, видов и сегментов рынка как сложной, многомерной и целостной системы экономики.

Экономический рост предполагает исчерпывающую научную характеристику системы рынков, описание и определение границ рыночных отношений, и обоснование экономической целесообразности или нецелесообразности распространения рыночных форм координации и воздействия их на соответствующие сферы и секторы экономики.

При этом особое внимание должно быть уделено анализу общих и транзакционных издержек, эволюции теоретических взглядов по данной проблеме от А. Смита до сформулированных в последнее время взглядов Р. Коуза.

Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений.

Анализ этого позволяет раскрыть рыночные модели отдельных национальных образований (японской, шведской, немецкой и т. д.). Возобновление производства и его экономический рост происходит на индивидуальном уровне (уровне фирмы) и в общественном масштабе. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.13

Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня.

Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирующихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость.

Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.

Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальной экономической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергаются государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов.

Степень этого регулирования приобретает исключительный характер в переходный период развития экономики, на этапе становления рыночных отношений и рыночных связей, ломки командно-централизованных и бюрократических методов управления.

Впервые в конкретном плане основы этих связей были исследованы Дж. Кейнсом, который установил количественную зависимость между ростом потребления и объемами производства, между ростом инвестиций и объемом продукта.

Несмотря на различный уровень, микро- и макроэкономика в общем анализе и использовании его результатов подчинены единой цели — исследованию закономерностей и факторов экономического роста в целях удовлетворения потребностей общества.14

Поддержание стабильных параметров экономического роста и их оптимизация осуществляются для удовлетворения материальных и духовных потребностей, усиления нравственных основ в развитии общества. Важное методологическое положение, по нашему мнению, состоит в том, что микро - и макроуровни экономической теории — это не две отдельные науки.

Скорее, это отдельные дисциплины единой экономической теории, имеющие общий предмет исследования. Таким образом, экономическая теория — это:

• наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства и динамике «длинных волн», наука о национальном богатстве;

• наука об использовании ограниченных ресурсов (труд, земля, капитал) для производства товаров и обмена их в целях удовлетворения потребностей;

• наука о видах деятельности по производству и обмену, повседневной деловой жизни людей и извлечении средств существования.

Экономическая теория изучает историческую эволюцию системы рационального хозяйствования как источника и движущей силы роста, действительного богатства и благосостояния отдельных групп и членов общества в аспекте товарно-денежных отношений.

Как уже отмечалось, предметом экономической теории являются закономерности и факторы экономического роста. Но каковы цели этого роста, во имя чего они осуществляются?15

В соответствии с положениями марксистской экономической теории цели производства обусловлены основными экономическими законами способов производства (капиталистический, коммунистический). Для капиталистической стадии характерной целью является получение прибавочной стоимости, а для социализма — максимально возможное удовлетворение потребностей.16

И та и другая цели хоть и представлялись объективными, на самом деле были плодом субъективной фантазии, не отвечающей реальной жизни. А сама постановка вопроса об основном или неосновном экономическом законе есть не что иное, как перенесение партийной субординации в экономику. Кстати, К. Маркс никогда не писал о прибавочной стоимости как об основном законе. Практика развития мировой цивилизации не подтвердила воплощение этих целей и привела к обратным (отрицательным) результатам.

Из общего анализа предмета экономической теории, увеличения производства при ограниченных ресурсах формируются цели по удовлетворению потребностей и социализации общественно - экономической жизни. Это:

• стабильный рост поступательного объема производства (экономический рост);

• стабильный уровень цен на основе свободной конкуренции;

• высокий уровень занятости;

• поддержание равновесного внешнеторгового баланса и др.

Реальный ход микро - и макроразвития порождает дерево целей. Они классифицируются по различным признакам. Но главное, в чем сходятся зарубежные и отечественные экономисты, — цель экономического роста — удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, усиление нравственных основ в развитии общества. Знания, навыки, способности человека образуют человеческий капитал. Он источник будущего уровня жизни.

Общая экономическая теория выступает в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук.

Во-первых, отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. п.).

Во-вторых, функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование).

В-третьих, межотраслевых (экономическая география, демография, статистика, теория менеджмента, регулирование и т. п.).

В то же время общая экономическая теория тесно соприкасается и учитывает знания, полученные другими экономическими науками, а также социологией, психологией, историей. Без учета данных этих наук полученные общей экономической теорией выводы могут оказаться ошибочными и ложными.

В общей системе наук общая экономическая теория осуществляет определенные функции.

Прежде всего, она выполняет познавательную функцию, так как должна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества. Однако недостаточно просто констатировать наличие тех или иных явлений. Необходимо проникнуть в их суть, вскрыть законы движения, наметить пути использования этих законов в практической деятельности.

Поэтому вторая функция общей экономической теории — практическая (прагматическая) — разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономической жизни и т. д.

Третья функция общей экономической теории — прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив общественного развития.

Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни цивилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в формировании экономической среды, определении масштабов и направлений экономической динамики, оптимизации отраслевых структур производства и обмена, повышении общего жизненного уровня населения в национальных масштабах.

В науке к настоящему времени сложились два подхода в анализе экономической динамики и статики: анализ с учетом воспроизводственного подхода и исследование связей и зависимостей с позиций экономического роста.

Еще недавно утверждалось, что воспроизводственный подход — это марксистская теория экономического роста, а экономический рост—это буржуазная теория, альтернатива воспроизводству.

Представляется, что это несколько упрощенное, классовое толкование важнейших экономических процессов.

Общественное воспроизводство и экономический рост имеют общие и различные черты в направлении анализа связей и зависимостей производства. Они используют общие категории и показатели в исследовании, такие как средства производства, рабочая сила, рабочее и свободное время, валовой общественный продукт, национальный доход и др.

Но между ними есть и различия.

Во-первых, теория воспроизводства рассматривает динамику производства, абстрагируясь от темпов его приращения. Они принимаются произвольно и вытекают из схем взаимосвязей простого и расширенного воспроизводства. Главное здесь — пропорции связей первого и второго подразделений общественного производства, а уж из них выводятся темпы.

Экономический рост предполагает, что темпы — исходны и они определяют пропорции. Объективную основу их образует потребность общества. Следовательно, в теории экономического роста причинно-следственные связи имеют обратный характер.17

Во-вторых, для прогнозируемого горизонта в основу воспроизводства берется годовой период динамики. Именно так определяется совокупный общественный продукт как сумма благ, созданных в годовой цикл.

Для экономического роста основу расчета образует «длинная волна». Она включает несколько годовых циклов воспроизводства. На ее протяжении общая тенденция темпов имеет тот же или менее устойчивый характер.

Третье отличие состоит в том, что в системе экономического роста свободное время выступает как резерв, как составная часть потенциала роста. Свободное время — это пространство, необходимое для развития человеческого капитала.

При анализе воспроизводства игнорируется свободное время, считается, что чем меньше свободного времени, тем больше степень эксплуатации работника.

Таковы различия двух методов анализа экономической среды и ее динамики. Они отражают позиции различных школ: марксистской и неоклассической.18

Игнорировать эти различия не следует, но можно использовать в исследовании, если исходить из того, что воспроизводство — это исходная основа экономического роста. Годовой цикл образует ступеньку в общей динамике роста. Исходя из этого, авторы при определении предмета исследования экономической теории считают, что экономический рост — содержание экономической теории как науки. Он характеризует общее состояние экономики и возможную ее динамику, образующую конъюнктурное состояние национального хозяйства.19

Измеряется он двумя способами: увеличением валового национального продукта, или чистого национального продукта на душу населения, и годовыми темпами роста производства. Оба они показывают возрастание материального изобилия при минимизации издержек. Экономический рост ведет к повышению благосостояния, заработной платы, осуществлению программ борьбы с бедностью. Это показатели эффективности функционирования национальной экономики и удовлетворения личных потребностей.


2. Методы экономической теории


При изучении экономической теории применяют общенаучные и частные методы.

Общенаучные методы - это методы, которые используются при изучении любой науки: математики, физики, химии, биологии, психологии, социологии, экономической теории и т.д.

Диалектический метод. В нём каждое явление рассматривается в своём развитии, в постоянном движении. Но существуют и другие общенаучные методы.

Например, если основу изменений общественных явлений экономисты видят в материальном производстве, то в экономическом анализе используется материалистический метод. В соединении с диалектикой образуется метод диалектического материализма. Он широко применяется учёными марксистского толка.

Частные методы - это методы, которые используются данной конкретной наукой - экономической теорией, но не только: они могут применяться и другими гуманитарными науками.20

К частным относятся методы абстракции, дедукции и индукции, допущения «при прочих равных условиях», анализа и синтеза, метод единства логического и исторического, критический метод, макро-, медиум- и микроуровень экономического анализа, математический и статистический анализ, графическое изображение и т.д.

Метод абстракции. Чтобы понять этот метод, представим абстрактную живопись. Экономические теории, как и абстрактная живопись, не отражают всех красок реальной действительности.

Поэтому экономические теории неизбежно становятся абстрактными. Процесс сбора нужных фактов предполагает абстрагирование от реальности. Однако абстрактный характер экономической теории не делает её практичной и нереалистичной. Если теории основываются не на вымыслах, а на фактах, то они всегда реалистичны. Экономисты строят свои теории, абстрагируясь от хаотичного набора фактов, с целью привести эти факты в более пригодную, рациональную форму.

Таким образом, экономическая теория - это своего рода абстрактная модель всей экономики или какого-либо сектора экономики. Она позволяет лучше понимать реальную жизнь именно потому, что отвлекает от сбивающих с толку ненужных деталей.

Метод дедукции и индукции. Дедукция и индукция представляют собой не противостоящие, а взаимодополняющие методы исследования. Дедуктивный, или гипотетический, метод - это движение в экономическом анализе от общего к частному, от теории к фактам.

Экономисты часто решают свою задачу, начиная с уровня теории, а затем проверяют или отвергают данную теорию, обратившись к фактам. Учёные могут опереться на случайное наблюдение, умозрительное заключение, логику или интуицию, чтобы сформулировать предварительный, непроверенный принцип, называемый гипотезой. Например, они могут предположить, руководствуясь «кабинетной логикой», что потребителям целесообразно покупать большое количество продукта тогда, когда цена на него низка.21

Правильность этой гипотезы затем должна быть проверена систематическим и многократным изучением соответствующих фактов. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и систематизации эмпирических данных.

В свою очередь, реальные факты являются предпосылкой для формулирования новых теорий или гипотез. В этом случае используется индуктивный метод - движение от частного к общему, или от фактов к теории. Это означает, что учёный-экономист накапливает факты с целью выведения из них теории или принципов.22

Метод анализа и синтеза. Достоверность экономического анализа во многом зависит от степени использования метода анализа и синтеза.

Метод анализа предполагает расщепление экономических явлений на более простые процессы и отдельные явления.

Методом анализа устанавливаются причины и следствия этих явлений. Затем подвергнутые анализу единичные процессы и явления, благодаря методу синтеза, объединяются в целое. Это позволяет выработать новые категории, тенденции, законы, принципы и т.д.

Метод единства логического и исторического. Он основан на том, что все общественные явления имеют свою историю и нужно проследить по этапам их историческую цепочку, или «жизнь», а затем построить чёткую, логически обоснованную взаимосвязь явлений, отражающую в концентрированном виде исторический процесс возникновения и развития данного явления.

Допущение «при прочих равных условиях». Экономисты при построении своих теорий допускают, что изменяется только данное явление, а все другие переменные остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа путём вычисления определённой исследуемой связи.

В естественных науках обычно можно провести контрольные эксперименты, при которых «все прочие условия» действительно сохраняются неизменными или практически неизменными. В этом случае предполагаемую связь между двумя переменными учёный может подвергнуть эмпирической проверке.

Однако экономическая теория - не лабораторная, не экспериментальная наука. Такой точности, как, скажем, в космических исследованиях, в экономическом анализе достичь невозможно. Осуществляемый экономистом процесс эмпирической проверки базируется на данных «реальной жизни», но конечный результат не всегда совпадает с теоретическим выводом. В ходе реального функционирования экономики нередко «прочие условия» изменяются и соответственно цель, обоснованная теоретически, в конкретной жизни не достигается.

Данный метод как бы уточняет и дополняет метод абстракции.

Макро-, медиум- и микроуровень экономического анализа. Существуют три совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения.

Макроэкономический анализ охватывает экономику в целом или такие её основные подразделения (агрегаты), как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор.

Агрегат - это совокупность специфических экономических единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу.

Изучая агрегаты, макроэкономика раскрывает общую схему структуры экономики и связей между крупными агрегатами, составляющие экономику в целом. Здесь не уделяется внимание конкретным единицам, образующим разные агрегаты. Поэтому макроэкономические исследования охватывают анализ таких величин, как общий объём продукции, общий уровень занятости, общий объём дохода, общий объём расходов, общий уровень цен и т.д. Макроэкономический анализ даёт обзор экономики с высоты птичьего полёта.23

Микроэкономический анализ изучает поведение индивидуальных единиц. Фигурально выражаясь, экономист помещает маленькую часть экономики под микроскоп и детально изучает аспекты её функционирования. Это может быть отрасль, фирма или семейное хозяйство - исследуются такие величины, как объём производства или цена конкретного продукта, численность рабочих или занятых в одной фирме, выручка или доход отдельной фирмы или домохозяйства.24

Микроэкономический анализ позволяет увидеть с самого близкого расстояния специфические компоненты экономической системы.

Выделение макроэкономики и микроэкономики не следует понимать так, будто предмет экономической науки столь резко разделён на отдельные отсеки, что любую её тему можно отнести или к макро-, или микроуровню, многие темы и разделы экономической теории входят в обе эти сферы. В этой связи в экономическом анализе выделяется ещё один уровень исследований - медиум, или мезоуровень - нечто среднее между макро- и микроуровнем: регион, область, город, район и т.д., или анализ территориального экономического пространства.

Метод математического и статистического анализа. При проведении экономических исследований в связи с широким использованием компьютерной техники появилась возможность переложения экономических процессов на математический язык - язык жесточайшей логики и разума. С применением математики в экономическом анализе важное место стали занимать так называемые модели.

Экономико-математическая модель даёт упрощённое или схематичное выражение экономической жизни, но чётко отражает взаимосвязь процессов и явлений. Не менее важную роль играет количественный анализ экономики. Он осуществляется на основе статистики, обеспечивающей фундамент для построения реальных экономических прогнозов.

Графическое изображение. Многие из представленных в этой книге моделей или принципов будут выражены в виде рисунков, схем, таблиц.


3. Анализ метода экономики


Здесь, очевидно, самое место несколько более определенно высказаться о методе экономических наук в нашем представлении. Дать определение необходимо, но недостаточно. Следует хотя бы кратко объясниться, что под это определение может подходить.

Прежде всего, для экономической науки традиционен описательный метод. Этот метод свойствен всем наукам на ранней стадии их развития. Поскольку экономические знания наши находятся пока именно в такой стадии, значение метода выявления, описания и классификации процессов и явлений сохраняется.

Вторым традиционным методом является метод математического моделирования. Экономические процессы представляются в форме математических формул, затем между ними устанавливаются некоторые соотношения, согласующие обмен данными.

Так возникают модели, отражающие те или иные закономерности или аспекты экономических процессов в тех или иных условиях. Эти модели, по сути, и являются позитивными экономическими теориями.

Третьим методом является построение моделей бессознательной мотивации (психоанализ) деятельности экономических субъектов. Эти модели носят специфический, неформальный характер и строятся на основе неаристотелевой (фрейдовской) логики. Они позволяют синтезировать специфические методы управления процессами, воздействующими на архетипы глубинной мотивации.25

Четвертым методом является построение моделей сознательной мотивации хозяйствующих субъектов, процессов сбора и обработки ими информации, принятия экономических решений.

Это метод когнитивного моделирования, выявления когнитивных схем, диссонансов и резонансов, позволяющий синтезировать методы информационного управления экономическими процессами.

Пятым методом является метод построения моделей символического обмена. Он рассматривает экономические процессы как процессы обмена некими символическими сущностями - интеракции.

Такой подход особенно плодотворен в изучении закономерностей денежного обращения. Он позволяет управлять экономическими процессами путем задания им определенных закономерностей.

Шестым методом является метод рассмотрения экономических процессов как процессов деятельности индивидов. Он включает элементы практически всех вышеозначенных методов, но преломляет их специфически через процесс построения модели деятельности хозяйствующего субъекта в рамках неаристотелевой (диалектической) логики. Этот метод позволяет вырабатывать управляющие воздействия на самом нижнем уровне мотивации.

Понятно, что этим кратким списком не только не исчерпывается, но до конца и не обозначается круг методов экономических наук.26

Цель его приведения - указать на тот факт, что этот метод не сводим к традиционному математическому моделированию.

Рассмотрим метод экономической двойственности описанный в статье Н. Водомерова, доктора экономических наук, профессора.

Суть метода экономической двойственности заключается в обнаружении во всех экономических явлениях противоположных сторон, находящихся в диалектической взаимосвязи друг с другом. Этот метод автор считает специфическим методом экономической науки.

Метод экономической двойственности весьма близок к методу диалектики, применяемому в марксистской теории. Однако отличается от него главным образом тем, что ограничивается фиксацией противоположных сторон изучаемого предмета и изучение их взаимосвязей.

Диалектический же метод требует обязательного анализа противоположностей до вскрытия соответствующего противоречия и выяснения форм его разрешения и тем самым установления направления развития предмета, обусловленного его внутренней логикой, иначе говоря - исследования процесса развития как возникновения и разрешения противоречий.27

Метод экономической двойственности тем самым представляет собой некоторое упрощение диалектического метода. И этим объясняется своего рода двойственный результат его применения.

С одной стороны, применение диалектики к объяснению становления и развития экономической теории вносит существенный вклад в её научное понимание. А с другой - не вполне последовательное использование диалектического метода приводит автора к недостаточно обоснованным выводам.

Наибольшей значимостью обладают следующие результаты применения метода экономической двойственности.

Прежде всего, глубокое и подробное раскрытие содержания и значения учения Аристотеля, впервые осознанно применившего диалектический метод к анализу отношений товарного производства и обмена.

Рассмотрим роль математики в экономической теории описанной в статье Ш. Доу, профессора университета экономического факультета Стирлинга (Великобритания).28

За последние сто лет математика заняла важное место в экономической теории, но особенно её роль выросла за последние годы.

Математика, таким образом, приобретает всё большее значение в изложении экономических идей, что по себе является очень интересным фактором, особенно с точки зрения понимания и восприятия экономической теории в обществе.29

Экономическая наука переживает эпоху постоянных технических изменений и нововведений, при этом используются более совершенные статистические методы, благодаря которым достигаются всё более качественные результаты.

Математические методы проникают во все сферы хозяйственной жизни


Заключение


В общем смысле экономическая теория - это наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод.

Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией.

Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ.

Т.е. предметом экономической теории являются экономические отношения.

Экономическая наука использует методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Также в экономической теории используются такие методы, как метод научной абстракции, гипотезы, также используют графические методы.30

Экономические законы отражают наиболее существенные, типичные черты функционирования и развития той или иной системы производственных отношений.

Экономических законов много: закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон повышающейся производительности общественного труда, закон экономии времени, закон стоимости, закон денежного обращения, спроса и предложения, также существуют специфические законы.


Список использованной литературы


1. Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: 2005.

2. Брагинский С. В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. - М.: 2009

3. Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.

4. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2 изд., т. 8.

5. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2 изд., т. 20.

6. О системе категорий и законов политической экономии/ под редакцией Н. А. Цаголова. - М.: 1999.

7. Роббинс Л. Предмет экономической науки. - М.: 2003, т. 1, вып. 1.

8. Самуэльсон П. Экономика. - М.: 1992.

9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: 2007

10. Уайтхед А. Избранные работы по философии. - М.: 2000

11. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки. - М.: 2004, вып. 4.

12. Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: 2001.

13. Чепурин М. Н. Курс экономической теории. - Киров: 2005.

14. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов/ под редакцией кандидата экономических наук, доцента Булатова А. С. - М.: 2005.

15. Роббинс Л. Предмет экономической науки. - М.: 2003, т. 1, вып. 1.

1 Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.

2О системе категорий и законов политической экономии/ под редакцией Н. А. Цаголова. - М.: 1999.

3 Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.

4 Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов/ под редакцией кандидата экономических наук, доцента Булатова А. С. - М.: 2005.

5 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: 2007

6 Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.

7О системе категорий и законов политической экономии/ под редакцией Н. А. Цаголова. - М.: 1999.

8 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: 2007

9 Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: 2005.

10 Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.

11 Роббинс Л. Предмет экономической науки. - М.: 2003, т. 1, вып. 1.

12 Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов/ под редакцией кандидата экономических наук, доцента Булатова А. С. - М.: 2005.

13 Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: 2005.

14 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: 2007

15 Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.

16О системе категорий и законов политической экономии/ под редакцией Н. А. Цаголова. - М.: 1999.

17 Роббинс Л. Предмет экономической науки. - М.: 2003, т. 1, вып. 1.

18 Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: 2005.

19 Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов/ под редакцией кандидата экономических наук, доцента Булатова А. С. - М.: 2005.

20 О системе категорий и законов политической экономии/ под редакцией Н. А. Цаголова. - М.: 1999.

21 Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов/ под редакцией кандидата экономических наук, доцента Булатова А. С. - М.: 2005.

22 Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.

23 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: 2007

24 Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: 2005.

25 Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.

26 О системе категорий и законов политической экономии/ под редакцией Н. А. Цаголова. - М.: 1999.

27 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: 2007

28 Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов/ под редакцией кандидата экономических наук, доцента Булатова А. С. - М.: 2005.

29 Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: 2005.

30 Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.

Рефетека ру refoteka@gmail.com